Northrop F-5E/F Tiger II
Варианты:
Northrop - F-5E/F Tiger II - 1972 - США
Страна: США
Год: 1972


Одноместный легкий тактический истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (72)
Northrop F-5 Freedom Fighter и Tiger II

<...>
  Улучшенный F-5E/R Tiger II разработан на основе F-5A/B как "международный истребитель", предназначенный для союзных США стран. Прототип F-5E выполнил первый полет в августе 1972 года; почти 1300 построенных одноместных F-5E и двухместных F-5F поступили на вооружение ВВС 20 государств. Сборка F-5E по лицензии была налажена на Тайване и в Южной Корее. Tiger II остается на вооружении в Бахрейне, Бразилии, Чили, Гондурасе, Индонезии, Иране, Иордании, Кении, Малайзии, Мексике, Саудовской Аравии, Сингапуре, Швейцарии, Тайване, Таиланде, Тунисе, США (ВМС и КМП) и Йемене. Разведывательный вариант F-5E используется ВВС Малайзии (RF-5E), Сингапура (RF-5S) и Тайваня (RF-5E Tigergazer). Самолеты ВВС разных стран проходили модернизацию разных стандартов с целью повышения боевой эффективности и продления ресурса. Чили эксплуатирует F-5E, доработанные с помощью израильских специалистов в Tiger III; на самолете установлено современное БРЭО, включая РЛС Elta 2032, а органы управления выполнены согласно концепции HOTAS. По боевой эффективности Tiger III не уступает F-16. РЛС FIAR Grifo F/X Plus установлена на сингапурских F-5S и выбрана для установки на F-5E ВВС Бразилии. Компания TCA из США предложила вариант модернизации одноместных F-5 и двухместных F-5F в относительно экономичные учебно-тренировочные самолеты.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Northrop F-5E Tiger III

  Тип: одноместный легкий тактический истребитель
  Силовая установка: два ТРДФ General Electric J85-GE-21B тягой по 15,57кН, тяга на форсаже 22,24 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 975 м - 1700 км/ч: начальная скороподъемность 175 м/с; практический потолок 15550 м; боевой радиус с двумя УР AIM-9 и полной заправкой 1405 км
  Масса: пустого 4349 кг; максимальная взлетная 11187 кг
  Размеры: размах крыла без торцевых пилонов для УР 8,13 м; длина с ПВД 14,45 м; высота 4,08 м; площадь крыла 17,28 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки M39 с боекомплектом по 280 снарядов; вооружение массой до 3175 кг на семи (включая два крыльевых торцевых} узлах подвески
USA
11 августа 1972г.: будучи полной противоположностью F-15, F-5E представлял собой легкий, маневренный, но вместе с тем простой и эффективный многофункциональный истребитель.
Школа боевого применения истребительной авиации ВМС США ("Тор Gun") располагалась на авиабазе Мирамар. В 1972 году на ее вооружение поступили самолеты T-38 Talon, в 1975 году часть перевооружили на F-5E (на снимке), которые предназначались для отправки во Вьетнам, но так туда и не попали. В 1987 году на смену F-5E пришли F-16N, которые сняли с вооружения в январе 1995 года (позже вернули). Школу "Тор Gun" переформировали в NSAWC (Naval Strike and Air Warfare Center). В настоящее время Центр вооружен самолетами F/A-18 и F-5N.
Red Flag 2007
ВМС и КМП США используют 44 бывших швейцарских F-5E как самолеты, имитирующие противника, под обозначением F-5N. Они служат в эскадрильях VFC-13 «Saints» на базе Феллон, Невада, и VFC-111«Sundowners» на базе Ки Уэст во Флориде. Их F-5N несут двух- и трехцветный камуфляж, как у изображаемых ими самолетов противника. Летные характеристики F-5 близки к характеристикам легкого и маневренного истребителя МиГ-21, и Tiger II является вполне реалистичным и недорогим вариантом для его имитации.
Дружественный противник. Самолеты F-5E эскадрилий "Aggressor" окрашивались по разнообразным камуфляжным схемам, имитирующим камуфляж самолетов противника, включая Grape (на снимке), Blue Ghost и Snake.
The 57th FWW uses single-seat F-5Es and two-seat F-5Fs for "aggressor" missions during all Red Flag exercises.
Летчики ВМС США перед дальним походом обязательно проходили недельную подготовку по ведению маневренного боя. На фотографии F-14A тренировочной эскадрильи VF-101 "Grim Reapers" в полете парой с F-5E эскадрильи VMFT-401 "Snipers" КМП США.
Дружественный противник. Самолеты F-5E эскадрилий "Aggressor" окрашивались по разнообразным камуфляжным схемам, имитирующим камуфляж самолетов противника, включая Grape, Blue Ghost и Snake (на снимке).
Дружественный противник. Самолеты F-5E эскадрилий "Aggressor" окрашивались по разнообразным камуфляжным схемам, имитирующим камуфляж самолетов противника, включая Grape, Blue Ghost (на снимке) и Snake.
F-5E из 65-й эскадрильи "Aggressor" ВВС США окрашен в псевдосоветский камуфляж, на пилонах законцовок крыла подвешены УР "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder.
"Тайгеры" из эскадрилий "агрессоров" выделяются богатым разнообразием окрасок, имитирующих, по мнению американцев, боевые камуфляжи машин потенциальных противников. Единым отличительным признаком всех самолетов данных подразделений являются крупные тактические номера, изображенные на носовых частях фюзеляжей.
F-5E с иракским флагом на хвосте изображает один из МиГов Саддама Хуссейна.
The base at Alconbury is shared by the Northrop F-5E Tiger 11s of the 527th Tactical Fighter Training Aggressor Squadron.
Корпус морской пехоты США сформировал собственную подобную эскадрилью в 1986 году. Летный состав "Snipers" комплектовался из резервистов, большинство из которых ранее служило в "Тор Gun" ВМС США.
F-5N BuNo 761544 is currently painted in the lizard colour scheme shown. The aircraft wears the legend ‘1973-2013 40 Years' on the tail and side number 40 to celebrate the anniversary.
F-5N BuNo 761568/'12' of Fighter Composite Squadron 13 (VFC-13) 'Saints' touches down at Fallon after playing Red Air against squadrons assigned to CVW-11.
F-5E состоят на вооружении эскадрилий условного противника ("агрессоры") ВМС и КМП США. С вооружения подобных эскадрилий ВВС США F-5E сняли в 1990-е годы, передав самолеты морской пехоте.
F-5 на фоне Су-20
Chile
ВВС Чили получили 12 F-5E и три F-5F Tiger II в 1976 году, несмотря на введенное тогда эмбарго. В 1993-1997 годах самолеты прошли модернизацию до стандарта Tiger III, проведенную совместно израильской IAI и чилийской ENAER, а в дальнейшем к ним присоединились дополнительные F-5E, приобретенные, вероятно, у Гондураса. В 2010 году в составе чилийских ВВС числилось 16 самолетов варианта Tiger III.
F-5E
Morocco
Около 24 марокканских F-5E были доработаны до стандарта F-5E III, получив систему предупреждения об облучении, усовершенствованную РЛС (вероятно, FIAR Grifo F/X Plus), новое навигационное оборудование и индикатор на лобовом стекле. Эти самолеты служат вместе с девятью старыми, немодифицированными F-5E/F.
A Northrop F-5E Tiger II of the RMorAF at Williams AFB, Arizona, prior to ferrying to Morocco
Exchanges and exercises with the Royal Moroccan Air Force take place every year. An F-5M waits at the runway threshold along with a Moroccan F-5E during Exercise NAVIMAES.
Марокканские F-5A/E активно использовались для штурмовки объектов повстанческой армии ПОЛИСАРИО, часть самолетов была сбита огнем ПЗРК и ЗРК. В 1980-1989 годах Марокко получила F-5E, снятые с вооружения ВВС США (сделку оплачивала Саудовская Аравия).
Brazil
F-5EM
В марте 2008 года компания "Embraer" поставила бразильским ВВС 23-й модернизированный F-5E. Получившие обозначение F-5EM (FM - двухместные варианты), эти самолеты должны оставаться в строю еще 15 лет.
The FAB provided 14 F-5EMs for Cruzex 2013.
Около 30 бразильских F-5E/F прошли программу модернизации, разработанную фирмами "Elbit Systems" и EMBRAER. Получившие обозначение F-5EM/FM (внутреннее обозначение компании EMBRAER - F-5BR), самолеты получили новую многорежимную РЛС управления огнем Orifo-F, органы управления с размещением по системе HOTAS, нашлемные прицелы и широкоформатные многофункциональные ЖК-дисплеи в кабине. Бразильские F-5E использовались преимущественно для решения ударных задач. До модернизации F-5E обычно несли четыре обычные бомбы под крылом, ракеты MAA-1 на законцовках крыла и ПТБ под фюзеляжем.
ВВС Бразилии (Forca Aerea Brasileira) продолжают использовать F-5E.До стандарта F-5M были доработаны 51 F-5E и шесть F-5F, получившие РЛС Grifo-F, усовершенствованные БРЭО и оборудование кабины и израильские шлемы DASH. Также F-5M получили ракеты большой дальности - израильские Derby. В дополнение к ним могут использоваться ракеты для ближнего боя Python IV. Доработанные F-5E (на снимке) обеспечивали ПВО Рио-де-Жанейро и были сведены в 1-ю эскадрилью «Jambock» из 1-й истребительной авиагруппы в Санта-Крузе. На законцовках они несут ракеты Piranha собственной разработки.
Two of the F-5E Tiger IIs of the 1./1.GAvCa Esquadrao "Jambock", one of the three Esquadroes operating this type
F-5EM/FMs from the FAB's various Freedom Fighter squadrons provide quick reaction alert air defence cover for the capital Brasilia.
An FAB F-5EM returns to parking at Natal after an afternoon mission.
Thailand
Четверка F-5E/F Tiger II Королевских ВВС Таиланда на авиабазе Корат в ходе учений Cope Tiger 2003 (в которых также принимали участие сингапурские F-16). Тайские Tiger (15 машин) должны быть заменены на Gripen в 2011 году, а доработанные Израилем 14 машин F-5T Tigris продолжат службу. Оснащенные нашлемным прицелом фирмы "Elbit" и ракетами Python 4, F-5T являются грозными противниками в воздушном бою.
15 таиландских одноместных самолетов были доработаны до стандарта F-5T Tigris, получив РЛС Elta EL/M-2032EM, нашлемный прицел DASH и совместимость с ракетами Python III и 4. Еще 12 старых машин, не прошедших доработку, используются в качестве самолетов вероятного противника.
South Korea
После Тайваня следующим крупным оператором F-5E/F стали ВВС Южной Кореи (RoKAF). Сперва страна получила 19 F-5E, ранее принадлежавших Южному Вьетнаму. В дальнейшем закупки уже новых самолетов составили 126 F-5E, 20 F-5F, 48 KF-5E и 20 KF-5F, поставленных до 1986 года. Обозначение KF-5 использовалось для F-5E/F, выпущенных по лицензии в Южной Корее.
F-5E, вооруженный ракетами Sidewinder, - один из многочисленных самолетов этого типа, поставленных Южной Корее. Компания "Korean Air Lines" собрала 68 таких машин, получивших местное название Chegoongho. Обратите внимание на овальное поперечное сечение носового обтекателя, повышающего продольную устойчивость машины на больших углах атаки. Такие обтекатели в основном устанавливались на F-5E/F позднего выпуска.
Taiwan
Несмотря на принятие на вооружение новых истребителей, таких как Ching-Kuo, Mirage 2000 и F-16, ВВС Тайваня продолжают эксплуатацию F-5E. Модернизация, произведенная местной фирмой AIDC, позволила использовать ракеты AGM-65 и бомбы GBU-12. Недавно самолеты получили новый индикатор на лобовом стекле GEC, РЛС APG-66, управление по стандарту HOTAS и модернизированное БРЭО для достижения максимальной унификации с F-16. Это позволило использовать самолет для вводной подготовки к полетам на F-16, одновременно продолжая выполнять задачи фронтовой ПВО и нанесения ударов по наземным целям.
F-5E Tiger IIs of No 144 (Lynx) Sqn lined up at Tengah Air Base, being seen herein the old camouflage scheme of three grey tones similar to that adopted by the US Navy for its F-5E "Top Gun” Sqn. The F-5E Tiger IIs currently provide the bulk of the muscle of the service, but capability will be appreciably enhanced with the delivery of General Dynamics F-16As.
Singapore
Сингапурский F-5S выруливает на взлет, 2006 год. Светло-серый обтекатель скрывает многорежимную РЛС Grifo X - ключевой элемент программы модернизации F-5S. Хорошо видна и заправочная штанга на правом борту под кабиной.
Сингапурский F-5S готовится к взлету с австралийской базы Тиндал во время учений Pitch Black 2006. ВВС Республики Сингапур (RSAF) эксплуатируют 36 машин варианта F-5S и девять F-5T. Обозначение сингапурских F-5T не имеет ничего общего с таиландскими машинами, так как первый является серьезно доработанным одноместным F-5E, а самолеты Таиланда представляют собой модернизированные двухместные F-5F.
Модернизированные сингапурские F-5S/F-5T и RF-5S поступили на вооружение 144-й эскадрильи в Пайя Лебар. Предыдущий оператор, 149-я эскадрилья, в 2010 году перевооружился на F-15SG Eagle, а разведывательная 141-я эскадрилья была расформирована в 2005 году.
Варианты F-5E и F,a также RF-5E местного изготовления служили ВВС Республики Сингапур на протяжении 30 лет. Самолеты на снимке несут эмблему 144-й эскадрильи. В начальный период эксплуатации эти машины решали задачи ПВО, но по мере поставок F-16 Fighting Falcon их стали использовать и в качестве тактических истребителей.
Saudi Arabia
Пара F-15C Eagle, переброшенных с авиабазы Эглин в Табук, запечатлена в совместном полете с F-5 Королевских ВВС Саудовской Аравии буквально накануне начала боевых действий, 17 января 1991 года. На авиабазе Табук базировались не только F-15C ВВС США и F-5 национальных ВВС, но и эскадрилья Tornado британских ВВС.
Switzerland
Швейцария остается крупным оператором самолетов F-5E. В 1976-1981 годах она приобрела 98 F-5E и 12 F-5F. В 2003-2005 годах 44 швейцарских F-5E были проданы ВМС США, а в 2006 году ВВС Швейцарии сдали 12 Tiger II в аренду Австрии, дожидавшейся поступления истребителей Eurofighter Typhoon. В настоящее время ВВС Швейцарии располагают 42 F-5E и 12 F-5F, базирующимися в Эммене и Сьоне. Одноместные машины в основном решают задачи ПВО, а двухместные используются для тренировок. Недавно Швейцария выбрала Saab Gripen NG для замены F-5E/F; Tiger II планируется снять с вооружения в 2015 году.
Истребители F-5E Тайгер II швейцарской пилотажной группы «Patrulle Suise»
Austria
Австрийские ВВС в 2004-2009 годах арендовали 12 швейцарских F-5 в качестве временной замены до поступления истребителей Eurofighter. F-5E заменил истребитель-перехватчик Saab Draken, последний из которых был снят с вооружения в декабре 2005 года. Цена аренды составила 75 млн евро. Эта сумма включала как стоимость аренды собственно самолетов (4,4 млн за штуку), так и стоимость подготовки пилотов и наземного персонала, вооружение, обслуживание и логистику. Успех Eurofighter в Австрии удивил многих из тех, кто считал недорогой Gripen (который можно назвать Tiger II нашего времени) более подходящим выбором.
Ethiopia
F-5 ВВС Эфиопии в период войны 1977-1978 гг. Хорошо видно, что в ВВС Эфиопии имелись как камуфлированные, так и серебристые машины этого типа, а также то, что «монархические» опознавательные знаки (в виде шестиконечной звезды) на некоторых эфиопских F-5 несколько отличались по дизайну и форме от самолетов других типов (F-86, C-47, «Канберра»).
Modernisation
Модернизация Tiger. Неудача программы F-20 Tigershark и проигрыш YF-23 в конкурсе на создание истребителя F-22 в середине 1990-х годов оставили компанию "Northrop" без военных заказов. Фактически игнорируя ранее развитие F-5 и сосредоточив все усилия на проекте F-20, компании "Northrop" пришлось приступить к созданию модернизированного варианта F-5, рассчитанного на рынок уже имеющихся операторов этих самолетов. Ряд других компаний уже предлагал свои варианты доработок, но "Northrop" выглядела предпочтительнее, являясь разработчиком оригинального самолета и обладая богатым опытом оснащения современным БРЭО самолетов B-2 и F/A-18. Первые доработки были проведены в рамках программы SUP ("Structural Upgrade Program"), финансируемой США. А в 1993 году "Northrop" замахнулась на более амбициозную программу, используя F-5E, взятый в аренду у ВМС США. Самолет F-5E Tiger IV, оснащенный новым оборудованием, включавшим РЛС APG-66(V), лазерный гироскоп Honeywell, бортовой компьютер и процессор для отображения информации AlliedSignal, индикатор на лобовом стекле GEC, а также новой кабиной и катапультным креслом Martin-Baker Mk 10LF, совершил первый полет 20 апреля 1995 года. Для установки новой РЛС одна из пушек была снята, а носовой обтекатель удлинен. В качестве стратегических партнеров были выбраны фирмы "Bristol Aerospace", CASA и "Samsung", после чего последовала шестимесячная программа испытаний. Tiger IV предлагался с различными вариантами бортового оборудования и средств РЭБ, и этот вариант модернизации заказали несколько стран, включая Бразилию, Индонезию, Марокко, Сингапур и Чили.
Northrop F-5E с носовой частью необычного вида - истребитель, переделанный в летающий стенд для изучения принципов формирования звуковой волны. Длившийся два года проект доказал, что управление как формой образуемой самолетом ударной волны, так и сопутствующим звуковым ударом возможно, и, соответственно, возможно их ослабление.
Back in 2003, NASA's F-15B test-bed flew in the shockwave of Northrop Grumman's modified F-5E as part of the Shaped Sonic Boom Demonstration (SSBD) project. A US Navy F-5E followed for baseline boom measurements.
F-5F
F-5F является двухместным эквивалентом F-5E, в то время как спарка F-5B спроектирована на основе F-5A. На фотографии - F-5T ВВС Сингапура, модернизированный из F-5F.
F-5E/F продолжают играть важную роль в ВВС Южной Кореи. Они до сих пор составляют около 30% истребительных сил этой страны, а общее их число оценивалось в 2012 году в 130-140 самолетов. F-5 (местное обозначение - Chegoong-hos) получили современные катапультные кресла и состоят на вооружении пяти эскадрилий, базирующихся в Вонжу, Сувоне и Йечхоне. Другие подразделения используют эти самолеты для испытаний, отработки тактики и обучения. На снимке: американский военнослужащий готовится помочь двум корейским пилотам покинуть кабины их F-5F после приземления на авиабазе Осан в сентябре 2009 года.
Истребители F-5E и F-5F имитировали мифические МиГ-28
Пятый экземпляр истребителя IAMI «Саегхе» выруливает на старт вместе с сопровождающим его УБС F-5F
A Royal Moroccan Air Force F-5F taxies to the active runway during an exchange with Ala 23 at Talavera.