Northrop F-20 Tigershark
Варианты:
Northrop - F-20 Tigershark - 1982 - США
Страна: США
Год: 1982


Одноместный тактический истребитель
Описание
Фотографии
Northrop F-20 Tigershark

   В 1980 году президент США Джимми Картер разрешил продажу упрощенных вариантов американских истребителей третьим странам, не способным приобрести F-15, F-16 или F-18, но нуждающимся в более совершенных, нежели Northrop F-5E Tiger II, самолетах. В то время как компания "General Dynamics" в короткий срок разработала вариант F-16 с двигателем J-79, "Northrop" приступила к созданию улучшенной версии F-5E, получившей исходное обозначение F-5G, но затем измененное на F-20.
   На новом самолете установили новейшее цифровое БРЭО и один ТРДДФ General Electric F404 - один из лучших в мире "истребительных" двигателей. Тяга одного ТРДДФ F404 была на 80% больше, чем у двух ТРДФ J85 истребителя F-5E.
   Первый полет F-20 выполнил 30 августа 1982 года, второй и третий прототип поднялись в воздух 26 августа 1983 года и 12 мая 1984 года. Самолет получился феноменально надежным и простым в эксплуатации. Летавшие на F-20 летчики дали истребителю высочайшие оценки. Однако продажу истребителей Тайваню заблокировал материковый Китай, а небольшой объем заказов от других стран делал серийное производство F-20 нерентабельным.
   Удар по программе F-20 нанесла администрация Рейгана, разрешившая массовый экспорт самолета F-16, который был главным конкурентом F-20. F-20 во многих отношениях превосходил F-16, но имел существенный недостаток - в отличие от F-16 не состоял на вооружении в США. Программу F-20 закрыли в ноябре 1986 года, хотя истребитель получился превосходным во всех отношениях.
   В ходе летных испытаний F-20 превысил скорость М=2, продемонстрировал 97% готовность к выполнению полетов и время взлета по тревоге менее 1 минуты. За два 12-часовых промежутка времени самолет выполнил восемь вылетов на нанесение ударов по наземным целям и 12 вылетов на перехват воздушных целей. Установленная на F-20 инерциальная навигационная система отличалась высочайшей точностью, за счет чего удавалось поражать наземные цели с круговым вероятностным отклонением порядка 10 м. Самолет выполнял полеты с 30-мм пушечным контейнером, выполнялись практические пуски УР "воздух-воздух" AIM-7 Sparrow, сбрасывались бомбы разного типа и калибра.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Northrop F-20 Tigershark

   Тип: одноместный тактический истребитель
   Силовая установка: один ТРДДФ General Electric F404-GE-100 тягой 8165 кг
   Летные характеристики: макс. скорость на большой высоте 2124 км/ч; время набора высоты 12190 м - 2,3 мин; практический потолок 17315 м; боевой радиус в варианте ПВО 555 км; перегоночная дальность 3000 км
   Масса (расчетная): пустого 5965 кг; максимальная взлетная 12 701 кг
   Размеры: размах крыла 8,13 м; длина с ПВД 14,42 м; высота 4,22 м; площадь крыла 17,28 м1
   Вооружение: две УР AIM-9 Sidewinder на торцевых пилонах крыла, две 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа с боекомплектом по 450 снарядов, до 3629 кг вооружения на пяти узлах подвески (один подфюзеляжный и четыре подкрыльевых)
Построили три F-20, на рисунке изображен один из них - N4416T. F-20 сопоставим с истребителем Saab Gripen, также оснащенным ТРДДФ F404.
Первый F-20 получил фирменную яркую окраску компании "Northrop". Вероятно, F-20 стал последним в истории авиации истребителем, спроектированным и построенным фирмой на собственные средства.
The F-5 design in its latest derivative form has been redesignated as the F-20. As the series of diagrams accompanying this article indicate, the F-20's performance is as good as anything in its class.
The F-20 prototype celebrates the first anniversary of its maiden flight on 30 August, 1983. A year of testing has confirmed the excellence of the Tiger shark, but Northrop has yet to secure the all-important launching contracts.
Ready for its appearance at the Paris Air Show in May/June, the F-20 flies over the Californian desert.
The full scale mock-up of the F-5G Tigershark show its major new features, including a single engine, with revised air inlets, a new cooling air intake at the base of the fin, and - as already applied to late-production F-5Es - enlarged leading edge extensions and a flattened, shark­like nose shape.
Первый F-20 вначале получил такую красно-белую окраску, в которой он демонстрировался на Парижском авиасалоне в 1983 году. Этот самолет сохранил фонарь кабины и носовую часть по типу F-5E. Две следующие машины оснастили более выпуклыми фонарями новой конструкции и увеличенными носовыми обтекателями для РЛС GE G-200 (позднее APG-67).
The full-scale mock-up of the Northrop F-5G Tigershark, the first example of which is to fly this year.
Созданный в расчете на зарубежные рынки, F-20 имел огромный экспортный потенциал. Однако решение администрации Рейгана снять ограничения на экспорт F-16A оказало негативное влияние на его судьбу. Многие потенциальные покупатели выбрали F-16, несмотря на то, что F-20 был дешевле и по некоторым параметрам превосходил соперника. Решение ВВС США, выбравших доработанные F-16 для ПВО континентальной части США, поставило последнюю точку в судьбе F-20, и его разработку прекратили в ноябре 1986 года.
The Northrop F-20 was "the basis for a potential winner”.
F-20 (первоначально F-5G) представлял собой комбинацию отработанного планера F-5 с более мощным и экономичным ТРДД F404. Установка больших наплывов на крыле позволила увеличить скорость крена, а новое хвостовое оперение - общую маневренность самолета. Tigershark был новым эффективным истребителем, по многим параметрам превосходившим своего соперника - General Dynamics F-16.
The F-20, in its grey finish, heads for the wide blue yonder, demonstrating its ability to reach 40,000ft (12 200 m) in little more than two minutes.
Первый прототип F-20 во время испытательного пуска ракеты AIM-9P Sidewinder. Самолет мог нести широкую номенклатуру вооружения, включая пушечный контейнер GPU-5/A и ракеты AGM-84 и AGM-65. Нагрузка на пилота была снижена благодаря использованию технологии HOTAS (Hands On Throttle and Stick).
Northrop F-5G/F-20 Tigershark (1982 год). F-20, при создании которого в начале 1980-х годов были потеряны два прототипа, представлял собой однодвигательный вариант F-5E Tiger. Он полностью соответствовал ТТЗ, но так и не нашел зарубежных заказчиков, которые предпочли ему F-16, принятый на вооружение ВВС США. F-20 оснащался БРЛС APG-67 и силовой установкой на 80% большей мощности, чем у F-5E, и развивал скорость до М=2.
Пуск УР AGM-65 "Майверик" с F-20
Семимесячный период между октябрем 1984 и маем 1985 года оказался катастрофическим для программы разработки F-20. Из трех летных прототипов Tigershark один был потерян 10 октября 1984 года, когда пилот потерял сознание под действием перегрузок. В мае 1985 года по той же причине был потерян второй F-20, и вся программа оказалась на грани закрытия.
One of the Tigershark's air-to-ground configurations, with five Mk82 bombs on the centreline pylon, two fuel tanks on the inboard wing pylons, two GBU-12 laser-guided bombs outboard and two AIM-9 Sidewinder AAMs.
The first Northrop F-20 Tigershark, and the only example flown up to the time this issue went to press, is shown in the photo in the air combat grey finish in which it was temporarily tested earlier in 1983. It subsequently reverted to the eye-catching red and white finish.
Истребитель F-20 - первый из семейства мог применять УР средней дальности «Спэрроу»
Northrop will make several changes in the fourth F-20 Tigershark, construction of which is now under way, using production jigs, for a first flight in 1986. A larger antenna for the General Electric AN/APG-67(V) radar will be fitted, with the radar itself moved 6 in (15 cm) aft in the nose and some changes to the nose profile.
Кабина F-20 "Tigershark"
The Tigershark's cockpit is designed to decrease the pilot's workload, particularly during critical phases of air-to-air and air-to-ground combat. This photograph shows the HOTAS (Hands on Stick and Throttle) arrangement, and the HUD (head-up display). Other communications between the pilot and the Tigershark's integrated digital avionics system are conducted through the two digital display indicator screens (located at either side of the top of the instrument panel) and through the data entry panel (located just below the HUD).
This mock-up photograph of the Northrop F-5G Tigershark show several design changes that have been made since it was first revealed in 1980.
An artist 's impression of the Northrop F-5G, the single-engined derivative of the Tiger II.
An impression of the Northrop F-5G Tigershark
F-5G Newest member of F-5 family of tactical fighters and trainers. Designed to meet emerging worldwide needs for defense through the turn of the century. A single General Electric F-404 engine replaces twin J-85 engines of earlier F-5s. Result: 60 percent increase in available thrust. Mach 2 class.
F-5E Air-to-air combat superiority over anticipated threats. Air-to-ground capability fulfilling user needs. Easy maintenance. Rapid turnaround. All at affordable cost.
F-5F Fighter/trainer with two cockpits, dual controls for advanced pilot training. Retains full tactical capability.
RF-5E Dedicated reconnaissance version of F-5E. Retains air-to-air and air-to-ground capabilities.
Northrop F-5G Tigershark
Three-view drawing of the Northrop F-5G, the single-engined derivative of the Tiger II.
This three-view drawing of the Northrop F-5G Tigershark show several design changes that have been made since it was first revealed in 1980.