Мировая Авиация 152
-
Бюджетные ограничения не позволили Болгарии модернизировать свои МиГ-21 до желаемых стандартов. Сегодня в качестве кандидатов для их замены рассматриваются F-16 и F/A- 7 8.
Угнанный в 1993 году, кубинский МиГ-21 позволил оценить незначительные доработки бортового оборудования, сделанные еще одним оператором этих самолетов. Кстати, в том же году еще один кубинский самолет, только уже МиГ-23, был угнан на базу Гуантанамо.
Британская разведка. Как и ВВС США, в начале 1960-х годов британские ВВС имели свой парк самолетов РТР, включая Comet R.Mk 2 (фото) и Canberra B.Mk 6 (mod) из 51-й эскадрильи. Оба типа были приняты на вооружение в 1958 году и неоднократно проходили доработки. Comet и Canberra регулярно появлялись на авиабазе Акротири на Кипре. Отсюда они совершали полеты к южным рубежам Советского Союза, а также отслеживали потенциальных противников на Ближнем Востоке.
Подразделением, регулярно выполнявшим перехваты советских самолетов-разведчиков, была 57-я эскадрилья истребителей-перехватчиков, базировавшаяся в исландском Кефлавике. На этом "автопортрете" пилот F-4 этого подразделения сопровождает разведывательный Ту-95. После окончания холодной войны такие инциденты стали весьма редкими.
Израильский МиГ-21-2000 во время первого полета в сопровождении истребителя "Кфир", 24 мая 1995 года. От этого варианта, разработанного подразделением "Lahav" концерна IAI, отказались после провала сделки с Камбоджей.
Applying the IAI combat aircraft upgrade suit to the MiG-21 resulted in the MiG-21 2000 demonstrator that was first flown in May 24, 1995.
Mirage 2000C демонстрирует стандартное вооружение класса "воздух-воздух" из двух ракет R550 Magic 2 для ближнего боя и двух Super 530D с радиолокационными ГСН для атак на больших дистанциях.
Mirage 2000 может использовать ракеты MICA EM. Обычно боевая нагрузка Mirage 2000-5F в варианте ПВО состоит из двух MICA EM и двух MICA IR (последние пришли на замену ракетам Magic 2).
Этот Mirage F1C из эскадрильи EC 4/30, летящий над французским аванпостом в Джибути, несет две ракеты Super 530F на пилонах под крылом и две R550 на законцовках. Самолет также оснащен контейнерами РЭБ и блоками отстрела ловушек.
307-я эскадрилья ночных истребителей, укомплектованная поляками, перевооружилась на Beaufighter Mk IIF в августе 1941 года и начала совершать рейды над Францией. Эта эскадрилья стала первым "иностранным" подразделением британских ВВС, которому доверили самолеты с секретной РЛС AI.
В сентябре 1940 года Beaufighter Mk IF получили пять эскадрилий Истребительного командования британских ВВС, в том числе и 604-я, самолеты которой несли код "NG".
Базировавшиеся в Англии ночные истребители Beaufighter были полностью окрашены в черный матовый цвет. На снимке Mk IIF с двигателями Merlin из 252-й эскадрильи, оснащенный горизонтальным оперением без поперечного V.
Все еще оснащенный РЛС Al Mk IV, второй прототип Mk llF использовался фирмой "Rolls-Royce" для летной отработки двигателя Griffon IIB. Обратите внимание на четырехлопастные винты.
Beaufighter Mk VIF из 600-й эскадрильи в Италии, осень 1943 года. На этой фотографии хорошо видны излучающая антенна РЛС Al Mk IV и порты 20-мм пушек.
Bristol Beaufighter оснащался РЛС AI Mark IV, имел мощное вооружение и развивал скорость, достаточную для эффективного перехвата ночных бомбардировщиков.
Носовой обтекатель ("наперсток") указывает, что на этом Beaufighter Mk VIF установлена РЛС Al Mk VII или VIII сантиметрового диапазона. Обратите внимание на оперение с поперечным V, введенное для улучшения устойчивости на малых скоростях.
Американские Beaufighter. С 1943 года ночные истребители Beaufighter состояли на вооружении четырех эскадрилий 12-й Воздушной армии ВВС США - 414-й, 415-й, 416-й и 417-й, базировавшихся в Северной Африке, а позднее на Сицилии, в Италии и Франции. На снимке тропический вариант Mk VIF с РЛС Al Mk IV, служивший на Средиземноморском ТВД до прибытия истребителей P-61 Black Widow незадолго до конца войны.
Подразделением, регулярно выполнявшим перехваты советских самолетов-разведчиков, была 57-я эскадрилья истребителей-перехватчиков, базировавшаяся в исландском Кефлавике. На этом "автопортрете" пилот F-4 этого подразделения сопровождает разведывательный Ту-95. После окончания холодной войны такие инциденты стали весьма редкими.
Ту-95, Ту-16 и М-4 постоянно отслеживали перемещение кораблей НАТО и часто становились "клиентами" истребителей-перехватчиков Запада. Этот "Разведчик целей" Ту-95РЦ "Bear-D" оснащен средствами РТР в обтекателях и фотокамерами по бортам хвостовой части фюзеляжа.
RB-47 САК в основном были сосредоточены в 55-м стратегическом разведывательном авиакрыле, и, постоянно базируясь в Турции и Великобритании, совершали полеты над районами Балтийского и Черного морей, а также Арктикой. Оборудование для записи и анализа радиосигналов установлено в удлиненной носовой части этого ERB-47H.
Пара E-2C из эскадрильи VAW-115 в полете над Фудзиямой. Подразделение расквартировано на базе Атсуги в Японии и входит в состав Пятого авианосного авиакрыла.
E-2C из эскадрильи VAW-120, несущий специальную юбилейную окраску, садится на палубу авианосца "Джордж Буш" (CVN 77).
Первым подразделением E-2C, оснащенных новыми винтами NP2000, стала в 2004 году эскадрилья VAW-124 "Bear Aces". Одним из преимуществ новых винтов стало значительное снижение уровня шума
E-2 являются основой воздушной мощи ВМС США и доктрины "флота из 1000 кораблей" ("1000-ship navy"), которая предусматривает разделение задач между флотами союзников.
E-2C готовится к взлету с авианосца "Нимиц" во время развертывания в Аравийском море в 2010 году. На этом снимке хорошо видны восьмилопастные воздушные винты NP2000.
MICA - основное оружие класса "воздух-воздух" истребителя Rafale, базируется на уникальной французской концепции, которая комбинирует советскую практику применения разных ГСН с одним корпусом и идею использования одной ракеты для ведения ближнего боя и атак на больших дистанциях.
B-50, отличавшийся обтекателем передней стрелковой установки, более мощными двигателями и килем увеличенной площади, сменил B-29 при проведении радиотехнической разведки. На этом RB-50B во многих местах установлены различные антенны.
Еще одной задачей десяти румынских LanceR B (бывшие МиГ-21УМ/УС), на которых готовятся пилоты для боевых LanceR, является непосредственная поддержка войск.
Этот Hart Trainer был построен фирмой "Armstrong Whitworth" и поставлен в промежутке с июня 1935 по март 1936 года. В 1962 году самолет был найден на свалке и восстановлен до выставочного состояния.
Hart из 603-й эскадрильи "City of Edinburgh" Вспомогательных ВВС пролетает над островом Бэсс-Рок по пути на ежегодный лагерный сбор в Мэнстоне, Кент, в 1934 году.
Военные S-61. На военной службе S-61 используются в трех основных вариантах: транспортный S-61A с коротким фюзеляжем, противолодочный S-61D/SH-3 и транспортный/поисково-спасательный S-61R/HH-3 с удлиненным фюзеляжем. Несколько S-61A продолжают нести службу в Малайзии и Дании (фото).
Британская разведка. Как и ВВС США, в начале 1960-х годов британские ВВС имели свой парк самолетов РТР, включая Comet R.Mk 2 и Canberra B.Mk 6 (mod) (фото) из 51-й эскадрильи. Оба типа были приняты на вооружение в 1958 году и неоднократно проходили доработки. Comet и Canberra регулярно появлялись на авиабазе Акротири на Кипре. Отсюда они совершали полеты к южным рубежам Советского Союза, а также отслеживали потенциальных противников на Ближнем Востоке.
Израильский МиГ-21-2000 во время первого полета в сопровождении истребителя "Кфир", 24 мая 1995 года. От этого варианта, разработанного подразделением "Lahav" концерна IAI, отказались после провала сделки с Камбоджей.
Applying the IAI combat aircraft upgrade suit to the MiG-21 resulted in the MiG-21 2000 demonstrator that was first flown in May 24, 1995.
Двадцать пять перехватчиков Lancer C являются наиболее совершенными из модернизированных румынских МиГ-21 и способны использовать как российские ракеты класса "воздух-воздух" Р-73, так и израильские Python III
Прототип боевого вертолета Tiger пускает ракету ATAM. Вариант ракеты ПЗРК Mistral для вертолетов имеет обычно сдвоенное пусковое устройство и ныне используется на Gazelle французской Армии.
Harbin Z-5 составлял основу вертолетного парка Китая и использовался для решения различных задач. Машина на снимке сбрасывает мины, снабженные парашютами.
Начиная с Hawker 850XP деловые самолеты компании "Hawker" получили винглеты. 850XP также имеет современную кабину с четырьмя адаптивными дисплеями, на которые выводится вся необходимая экипажу информация.
При создании Henley использовался ряд элементов истребителя Hurricane. Недостаточный поток воздуха, проходивший через радиатор при малой скорости буксировки мишеней, приводил к перегреву и отказам двигателя Merlin.
Avro Lincoln использовались для тайных миссий несколькими эскадрильями британских ВВС. В обтекателе под фюзеляжем этого Lincoln B.Mk.2 установлено оборудование РТР для записи излучений советских средств ПВО.
Этот самолет из британской 41-й эскадрильи ВВС входил в партию из 23 Hawker Fury Mk II, поставленных в октябре - декабре 1936 года. Обратите внимание на характерные обтекатели стоек шасси.
В Ираке самолеты Audax получили местное обозначение Nisr. 34 машины были поставлены с двигателями Bristol Pegasus.
К началу Второй мировой войны все сохранившиеся Hind несли камуфляж цветов Dark Earth/Dark Green.
Самолет Hardy K4315 выполнил последний боевой вылет этих машин в составе 237 эскадрильи 9 мая 1941 года. В стандартное оборудование входил аварийный комплект для выживания в пустыне и контейнеры с водой.
Этот самолет No.805 был первым из 65 серийных Hawker Hartbees Mk I, построенных по лицензии предприятием "Robert Heights" в Претории в 1937-1938 годах.
У этих самолетов Hector хорошо видны характерные два ряда выхлопных патрубков двигателя Napier Dagger.
Среди первых типов самолетов, задействованных ВМС США для радиотехнической разведки (РТР), были Consolidated PB4Y Privateer. На снимке PB4Y-2S из эскадрильи VP-26 - подразделения, первым потерявшего самолет в шпионской войне. Обратите внимание на многочисленные обтекатели, скрывающие антенны для сбора информации.
Кодировка "НА" на киле указывает на принадлежность самолета патрульной эскадрилье VP-24, дислоцированной на восточном побережье США. Эскадрилья эксплуатировала P4Y-2 в 1947-1954 годах. Под крылом видны пилоны для подвески планирующих бомб Bat.
Demon Mk I использовался шестью эскадрильями в Британии (на рисунке самолет 29-й эскадрильи). Этими самолетами также вооружили эскадрильи на Мальте, в Адене и Египте. В конце своей карьеры Demon Mk I несли службу в пяти подразделениях вспомогательных ВВС.
Этот Z-9 используется ВВС китайской армии. Помимо Китая вертолеты этого типа эксплуатируются в Бангладеш, Кабо-Верде, Египте, Кении, Лаосе, Мали, Мавритании, Пакистане и Замбии.
В рамках программы стоимостью 755 млн долларов T-1A Jayhawk заменили в ВВС США самолеты T-39B Sabreliner.
Beech Model 400 Beechjet
Третий прототип Model 1900 использовался для испытаний систем и оборудования, а также служил в качестве демонстратора.
Самолеты Model 1900C-1 продолжают военную службу в США под обозначением C-12J. Однако мало что известно о шести Model 1900D, заказанных в 2000 году Алжиром для ведения радиотехнической разведки.
Дополнительные аэродинамические поверхности, установленные на самолетах серии 1900C, включали так называемые тейллеты (tail-let, по аналогии с винглетами крыла) на нижней поверхности стабилизатора и горизонтальные "стабилоны" (stabilon) по бортам хвостовой части фюзеляжа.
Благодаря стандартной грузовой двери 1900C идеально подходил для переделки в грузовой вариант. У самолета на снимке заделаны окна в пассажирской кабине.
7 марта 1990г.: поднялся в воздух Beech Model 1900D, дальнейшая разработка Model 1900C. Первым эксплуатантом стала "United Express".
На этом снимке прототипа Model 1900D хорошо видны фюзеляж увеличенной высоты (сравните с 1900C) и концевые шайбы на крыле.
Регулярные заказы от компаний, занятых местными перевозками, наподобие "Continental Express", позволили выпустить до конца 2002 года 439 самолетов Model 1900D.
На снимке - самолет 1900D канадской авиакомпании "Air Creebec". Более привлекательным весь проект сделала система UltraQuiet, снижавшая шум в кабине.
F-5E Tiger II. Известная пилотажная группа "La Patrouille Suisse" сменила свои старые любимые Hunter на F-5E в 1994 году. Одновременно была введена новая схема окраски с использованием цветов швейцарского флага.
ВВС Чили получили 12 F-5E и три F-5F Tiger II в 1976 году, несмотря на введенное тогда эмбарго. В 1993-1997 годах самолеты прошли модернизацию до стандарта Tiger III, проведенную совместно израильской IAI и чилийской ENAER, а в дальнейшем к ним присоединились дополнительные F-5E, приобретенные, вероятно, у Гондураса. В 2010 году в составе чилийских ВВС числилось 16 самолетов варианта Tiger III.
В марте 2008 года компания "Embraer" поставила бразильским ВВС 23-й модернизированный F-5E. Получившие обозначение F-5EM (FM - двухместные варианты), эти самолеты должны оставаться в строю еще 15 лет.
Около 30 бразильских F-5E/F прошли программу модернизации, разработанную фирмами "Elbit Systems" и EMBRAER. Получившие обозначение F-5EM/FM (внутреннее обозначение компании EMBRAER - F-5BR), самолеты получили новую многорежимную РЛС управления огнем Orifo-F, органы управления с размещением по системе HOTAS, нашлемные прицелы и широкоформатные многофункциональные ЖК-дисплеи в кабине. Бразильские F-5E использовались преимущественно для решения ударных задач. До модернизации F-5E обычно несли четыре обычные бомбы под крылом, ракеты MAA-1 на законцовках крыла и ПТБ под фюзеляжем.
Четверка F-5E/F Tiger II Королевских ВВС Таиланда на авиабазе Корат в ходе учений Cope Tiger 2003 (в которых также принимали участие сингапурские F-16). Тайские Tiger (15 машин) должны быть заменены на Gripen в 2011 году, а доработанные Израилем 14 машин F-5T Tigris продолжат службу. Оснащенные нашлемным прицелом фирмы "Elbit" и ракетами Python 4, F-5T являются грозными противниками в воздушном бою.
F-5E, вооруженный ракетами Sidewinder, - один из многочисленных самолетов этого типа, поставленных Южной Корее. Компания "Korean Air Lines" собрала 68 таких машин, получивших местное название Chegoongho. Обратите внимание на овальное поперечное сечение носового обтекателя, повышающего продольную устойчивость машины на больших углах атаки. Такие обтекатели в основном устанавливались на F-5E/F позднего выпуска.
Сингапурский F-5S готовится к взлету с австралийской базы Тиндал во время учений Pitch Black 2006. ВВС Республики Сингапур (RSAF) эксплуатируют 36 машин варианта F-5S и девять F-5T. Обозначение сингапурских F-5T не имеет ничего общего с таиландскими машинами, так как первый является серьезно доработанным одноместным F-5E, а самолеты Таиланда представляют собой модернизированные двухместные F-5F.
Варианты F-5E и F,a также RF-5E местного изготовления служили ВВС Республики Сингапур на протяжении 30 лет. Самолеты на снимке несут эмблему 144-й эскадрильи. В начальный период эксплуатации эти машины решали задачи ПВО, но по мере поставок F-16 Fighting Falcon их стали использовать и в качестве тактических истребителей.
Австрийские ВВС в 2004-2009 годах арендовали 12 швейцарских F-5 в качестве временной замены до поступления истребителей Eurofighter. F-5E заменил истребитель-перехватчик Saab Draken, последний из которых был снят с вооружения в декабре 2005 года. Цена аренды составила 75 млн евро. Эта сумма включала как стоимость аренды собственно самолетов (4,4 млн за штуку), так и стоимость подготовки пилотов и наземного персонала, вооружение, обслуживание и логистику. Успех Eurofighter в Австрии удивил многих из тех, кто считал недорогой Gripen (который можно назвать Tiger II нашего времени) более подходящим выбором.
Модернизация Tiger. Неудача программы F-20 Tigershark и проигрыш YF-23 в конкурсе на создание истребителя F-22 в середине 1990-х годов оставили компанию "Northrop" без военных заказов. Фактически игнорируя ранее развитие F-5 и сосредоточив все усилия на проекте F-20, компании "Northrop" пришлось приступить к созданию модернизированного варианта F-5, рассчитанного на рынок уже имеющихся операторов этих самолетов. Ряд других компаний уже предлагал свои варианты доработок, но "Northrop" выглядела предпочтительнее, являясь разработчиком оригинального самолета и обладая богатым опытом оснащения современным БРЭО самолетов B-2 и F/A-18. Первые доработки были проведены в рамках программы SUP ("Structural Upgrade Program"), финансируемой США. А в 1993 году "Northrop" замахнулась на более амбициозную программу, используя F-5E, взятый в аренду у ВМС США. Самолет F-5E Tiger IV, оснащенный новым оборудованием, включавшим РЛС APG-66(V), лазерный гироскоп Honeywell, бортовой компьютер и процессор для отображения информации AlliedSignal, индикатор на лобовом стекле GEC, а также новой кабиной и катапультным креслом Martin-Baker Mk 10LF, совершил первый полет 20 апреля 1995 года. Для установки новой РЛС одна из пушек была снята, а носовой обтекатель удлинен. В качестве стратегических партнеров были выбраны фирмы "Bristol Aerospace", CASA и "Samsung", после чего последовала шестимесячная программа испытаний. Tiger IV предлагался с различными вариантами бортового оборудования и средств РЭБ, и этот вариант модернизации заказали несколько стран, включая Бразилию, Индонезию, Марокко, Сингапур и Чили.
Кабина F-5E Tiger IV
F-5E Tiger II. Этот F-5E из 1-й эскадрильи 1-й истребительной группы (обозначается как 1°/1° GAvCa), одного из самых заслуженных подразделений ВВС Бразилии, несет известную эмблему в виде свирепого страуса. Такие же эмблемы наносились на самолеты P-47D, на которых бразильцы сражались в Италии в составе 350-й истребительной группы ВВС США во время Второй мировой войны. Они имели позывной JAMBOCK и сохранили его в качестве названия своей части. В 1990-х годах эскадрилья была одним из трех подразделений-операторов Tiger II в составе Terceira Forca Aerea (Третьей воздушной армии) ВВС Бразилии; двумя другими были 2°/1° GAvCa на авиабазе Санта-Круз и 1°/14° на базе Каноаш. Все три эскадрильи поделили между собой сохранившиеся 36 самолетов F-5E и четыре F-5B, поставленных с 1975 года, а также 22 самолета F-5E и четыре F-5F, ранее принадлежавших ВВС США и поставленных в 1989 году. В 2011 году появилось и четвертое подразделение, 1°/4° GAv в Манауш-Понта Пелада, которое также стало оператором F-5EM.
Прототип PC-5 вскоре после первого полета. Кроме самолетов индийской постройки еще три самолета были зарегистрированы в США.
Компания "BEA Вертолеты" использовала S-61N как для пассажирских перевозок (в том числе и на островах Силли), так и для снабжения буровых платформ в Северном море. В 1986 году этот бизнес компании был продан предпринимателю Роберту Максвеллу.
Южноафриканская "Court Line" приобрела несколько S-61N для решения транспортных задач, в том числе и обслуживания буровых платформ. Два из них были сданы в аренду "Hummingbird Вертолеты" с Мальдивов.
The Court Line uses several S-61Ns for contract flying in South Africa.
Компания "Carson Вертолеты" является одним из крупнейших гражданских операторов S-61, используя как обычные S-61N (на фотографии), так и конвертированные HH-3 и SH-3. Вертолеты компании базируются в Перкаси, Пенсильвания, и Грант-Пассе, Орегон.
Вертолет S-61 стал настоящей "рабочей лошадкой" Северного моря, доставляя нефтяников на буровые платформы. Компании "Bristow" (фото) и "KLM Вертолеты" используют для этих целей машины, оснащенные метео-РЛС.
Вертолет S-61 стал настоящей "рабочей лошадкой" Северного моря, доставляя нефтяников на буровые платформы. Компании "Bristow" и "KLM Вертолеты" (фото) используют для этих целей машины, оснащенные метео-РЛС.
"Bristow Вертолеты" использовала отряд поисково-спасательных S-61N в интересах Береговой охраны Британии до июля 2007 года. Эти машины базировались в Ли-он-Солент, Портсмуте, Самбурге и Сторновэйе.
Первый F-20 вначале получил такую красно-белую окраску, в которой он демонстрировался на Парижском авиасалоне в 1983 году. Этот самолет сохранил фонарь кабины и носовую часть по типу F-5E. Две следующие машины оснастили более выпуклыми фонарями новой конструкции и увеличенными носовыми обтекателями для РЛС GE G-200 (позднее APG-67).
Созданный в расчете на зарубежные рынки, F-20 имел огромный экспортный потенциал. Однако решение администрации Рейгана снять ограничения на экспорт F-16A оказало негативное влияние на его судьбу. Многие потенциальные покупатели выбрали F-16, несмотря на то, что F-20 был дешевле и по некоторым параметрам превосходил соперника. Решение ВВС США, выбравших доработанные F-16 для ПВО континентальной части США, поставило последнюю точку в судьбе F-20, и его разработку прекратили в ноябре 1986 года.
F-20 (первоначально F-5G) представлял собой комбинацию отработанного планера F-5 с более мощным и экономичным ТРДД F404. Установка больших наплывов на крыле позволила увеличить скорость крена, а новое хвостовое оперение - общую маневренность самолета. Tigershark был новым эффективным истребителем, по многим параметрам превосходившим своего соперника - General Dynamics F-16.
Первый прототип F-20 во время испытательного пуска ракеты AIM-9P Sidewinder. Самолет мог нести широкую номенклатуру вооружения, включая пушечный контейнер GPU-5/A и ракеты AGM-84 и AGM-65. Нагрузка на пилота была снижена благодаря использованию технологии HOTAS (Hands On Throttle and Stick).
Семимесячный период между октябрем 1984 и маем 1985 года оказался катастрофическим для программы разработки F-20. Из трех летных прототипов Tigershark один был потерян 10 октября 1984 года, когда пилот потерял сознание под действием перегрузок. В мае 1985 года по той же причине был потерян второй F-20, и вся программа оказалась на грани закрытия.
Один из самых совершенных легких самолетов, созданных перед началом Второй мировой войны, Harlow PJC-2 оказался неудачным в коммерческом плане и строился в небольшом количестве.
В конструкции машины широко применены композиционные материалы. Во многом благодаря этому Hawker 4000 сумел захватить лидерство среди конкурентов, к числу которых можно отнести Challenger 300, Falcon 50 и Gulfstream G200.
Hawker Hoopoe создавался по техническому заданию N.21/26 Министерства авиации. Самолет Hoopoe II (на снимке) стал предшественником превосходного истребителя Fury.
Hawker Hawfinch
MICA - основное оружие класса "воздух-воздух" истребителя Rafale, базируется на уникальной французской концепции, которая комбинирует советскую практику применения разных ГСН с одним корпусом и идею использования одной ракеты для ведения ближнего боя и атак на больших дистанциях.
RF-5E TigerEye - разведчики Tiger II. Компания "Northrop" первоначально планировала обеспечить самолету F-5E ограниченные разведывательные возможности путем установки носовой части по типу варианта RF-5A с четырьмя камерами KS-121A в шести различных конфигурациях. Такая носовая часть была установлена на несколько саудовских F-5E, использовавшихся в качестве тактических разведчиков до появления специализированного варианта RF-5E TigerEye. К середине 1970-х годов эта носовая часть уже не могла вместить современный набор разведывательной аппаратуры. F-5E был слишком мал, чтобы нести разведывательный контейнер, размеры которого к тому же ограничивались малым клиренсом самолета на земле. Единственным решением проблемы стала разработка новой носовой части увеличенного объема, которую изготовили на 20 см длиннее, чем у истребителя, а ее объем - 0,74 м3 - в девять раз больше, чем у RF-5A. Специализированный разведчик RF-5E TigerEye обеспечивал тот же уровень возможностей, что и самолет RF-4E, при полной совместимости с парком уже имеющихся истребителей F-5E. Были доступны различные варианты установки камер, причем компания "Northrop" гарантировала решение 90% задач самолета-разведчика McDonnell Douglas RF-4E при 40%-ном снижении эксплуатационных затрат. Самолет был оптимизирован под запросы стран-операторов F-5E, которые не могли себе позволить приобрести специализированные самолеты-разведчики. Первым покупателем стала Малайзия, получившая два самолета (на снимке), за ней последовала Саудовская Аравия, купившая 10 машин. Сингапур также переделал шесть своих истребителей F-5E в вариант RF-5E.
RF-5E "Tigereye"