Boeing B-50 Superfortress
Варианты:
Boeing - B-50 Superfortress - 1947 - США
Страна: США
Год: 1947


Стратегический бомбардировщик с экипажем из 10 человек
Описание
Фотографии
Boeing Model 345-2 (B-50)

  В целях улучшения летных данных самолета B-29 компания "Boeing" в 1944 году использовала B-29A как прототип для создания улучшенного варианта Model 345-2, который в рамках номенклатуры ВВС Армии США получил обозначение B-29D. Ключевым моментом модернизации стало увеличение мощности силовой установки - машину оснастили четырьмя моторами Pratt & Whitney R-4360-45 мощностью по 3500 л. с, установленными в новых мотогондолах. Двигатели прошли испытания на другом B-29, доработанном в вариант XB-44. После отработки силовой установки "Boeing" приступила к модернизации собственно самолета B-29A: установили новое более легкое крыло, более прочное и легкое шасси, а с целью сохранения путевой устойчивости на прежнем уровне с учетом возросшей почти на 60% мощности моторов - увеличили площадь вертикального оперения.
  Облегчить крыло на 295 кг удалось, прежде всего, за счет использования легкого сплава 75ST вместо стандартного 24ST, при этом новое крыло было на 16% прочнее крыла серийных B-29. Новое шасси позволяло самолету выполнять взлет и посадку с большей массой, а увеличение площади оперения достигнуто удлинением киля и руля направления примерно на 1,5 м, из-за чего размещение B-29D в стандартных ангарах, казалось, стало невозможным, но конструкторы сделали киль и руль направления складными в сторону правого борта.
  ВВС Армии США заказали 200 B-29D, но с окончанием войны на Тихом океане объем заказа сократили до 60 самолетов, а существенные изменения в конструкции и силовой установке привели к изменению обозначения самолета на B-50. Первый серийный B-50A поднялся в воздух 25 июня 1947 года. Самолет обладал не только лучшими, чем у B-29A, летными данными, но и на 20% большей максимальной взлетной массой. В общей сложности были построены 79 самолетов, 57 из которых со временем модернизировали в заправщики, успевшие до снятия с вооружения в конце 1960-х годов принять участие во вьетнамской войне.


Варианты

  KB-50: общее обозначение всех 132 B-50, доработанных в исходный вариант заправщика с тремя узлами дозаправки
  WB-50: B-50, доработанные в разведчики погоды
  B-50A: первые 59 серийных бомбардировщиков
  TB-50A: 11 B-50A, доработанных в самолеты для обучения экипажей бомбардировщиков Convair B-36
  B-50B: 45 модернизированных самолетов с увеличенной на 590 кг (до 77112 кг) максимальной взлетной массой и рядом конструктивных улучшений
  EB-50B: B-50B, оставленный за компанией "Boeing" для проведения экспериментальных работ, включая испытания гусеничного шасси
  RB-50B: все 44 строевых B-50B, доработанных в вариант разведчика путем установки в заднем бомбоотсеке контейнера с аппаратурой фото- и радиоразведки, там же при необходимости размещался дополнительный член экипажа
  YB-50C: 60-й самолет B-50A в ходе постройки доработан под установку новых мощных двигателей R-4360-51, что позволяло увеличить взлетную массу до 93 895 кг; постройка не завершена
  B-50D: модификация Model 345-9-6 - модернизированный серийный вариант (построены 222 самолета), с носовой частью фюзеляжа, цельноштампованной из материала "Perspex"; взлетная масса увеличена до 78473 кг, предусмотрена возможность установки подкрыльевых топливных баков, а с 16-го серийного самолета монтировались системы дозаправки в воздухе
  DB-50D: B-50D, доработанный в самолет-носитель экспериментальной ракеты Bell GAM-63 Rascal
  TB-50D: 11 самолетов B-50D, доработанных в машины для обучения экипажей бомбардировщиков Convair B-36
  WB-50D: B-50D, модернизированные в разведчики погоды
  RB-50E: 14 RB-50B, модернизированных в специализированные фоторазведчики
  RB-50F: 14 RB-50B, модернизированных в самолеты специального назначения с навигационными РЛС SHORAN
  RB-50G: 15 RB-50B, модернизированных до уровня, близкого к RB-50F, но с дополнительной РЛС в носовой части, как у B-50D
  TB-50H: 24 вновь построенных самолета, предназначенных для обучения экипажей бомбардировщиков Boeing B-47
  WB-5OH: TB-50H, доработанные в разведчики погоды
  KB-50J: 112 самолетов KB-50, оснащенных новой системой дозаправки компании "Hayes Industries" (с тремя точками заправки), с увеличенным запасом топлива, без целевого оборудования и с двумя ТРД General Electric J47 тягой по 23,13 кН, установленными под крылом с целью увеличения скорости полета до 715 км/ч для лучшей совместимости с реактивными самолетами
  KB-50K: TB-50H, модернизированный в вариант, идентичный KB-50J
  B-54A: предложенное обозначение серийного варианта самолета YB-50C
  RB-54A: проектное обозначение разведывательной модификации бомбардировщика YB-50


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 345-2 (B-50A)

  Тип: стратегический бомбардировщик с экипажем из 10 человек
  Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360-35 мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м- 620 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 378 км/ч; начальная скороподъемность 678 м/мин; практический потолок 11280 м; дальность 7483 км
  Масса: пустого 36 764 кг; максимальная взлетная 76 389 кг
  Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 30,18 м; высота 9,96 м; площадь крыла 161,55 м2
  Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета Browning в носовой надфюзеляжной установке; по два 12,7-мм пулемета Browning на задней надфюзеляжной и двух подфюзеляжных стрелковых установках; одна 20-мм пушка и два 12,7-мм пулемета Browning в кормовой установке; до 9072 кг бомб на внутренней подвеске
До 1953 года фирма "Boeing" выпустила в общей сложности 371 самолет B-50. Несмотря на сильное внешнее сходство со своим предшественником, B-50 унаследовал всего 25% деталей планера B-29, а его двигатели имели на 59% большую мощность
Эпизоды взлета B-50 с подвешенным X-1, изображающего советский Ту-4, и моменты, предшествовавшие этому. Хорошо видно, насколько невелик X-1 и как тесно в нем было пилоту. Видно, что B-50 взлетает с пустым X-1, в котором отсутствует пилот и боковой люк его кабины. Видимо, взлеты и расцепки X-1 с носителем снимали раздельно
Эпизоды с отцепкой X-1 от B-50. Эти моменты в фильме показаны очень подробно и с разных точек
Выкатка первого опытного B-50A. Обратите внимание на отклоненный киль
Сокращение военного бюджета после победы над Японией привело к тому, что ВВС США уменьшили число заказанных B-29D с 200 до 60 машин. Обозначение B-50 было присвоено самолету, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что это совершенно новый бомбардировщик, а не вариант старого.
B-50 - усовершенствованный бомбардировщик, созданный на базе B-29
Boeing B-50 виделся промежуточным вариантом между B-29 и более совершенными бомбардировщиками, но он довольно долго составлял основу парка стратегической авиации США в послевоенный период.
Первые B-50A поступили на вооружение 43-го бомбардировочного крыла САК на авиабазе Дэвис-Монтан, Аризона, в июне 1948 года. На это авиакрыло была возложена важная задача - доставка атомных бомб.
Впервые взлетевший в 1949 году, B-50D стал самым массовым вариантом B-50. Самолет создавался как средний бомбардировщик, способный нести ядерное оружие. С последними из этих самолетов САК расстались в октябре 1955 года. Отставные бомбардировщики прошли доработки и использовались в качестве заправщиков и учебных машин.
B-50D сохранили аэродинамическую чистоту форм самолета B-29. Основными внешними отличиями B-50 от B-29 стали более высокое вертикальное оперение и другие мотогондолы.
B-50D из состава 328-й эскадрильи SAC
B-50A "Лаки лэди - II" со снятым капотом двигателя - хорошо виден "кукурузный початок" блоков цилиндров
Boeing B-50 стал временной заменой B-29. Изначально он обозначался B-29D, обозначение изменили, чтобы сохранить программу после того, как было принято решение о постановке всех B-29 на хранение. На снимке - B-50D из 43-й бомбардировочной группы 15-й Воздушной армии (идентифицирован по букве "К" на вертикальном оперении).
B-50, отличавшийся обтекателем передней стрелковой установки, более мощными двигателями и килем увеличенной площади, сменил B-29 при проведении радиотехнической разведки. На этом RB-50B во многих местах установлены различные антенны.
Именно с разведкой связаны наиболее яркие эпизоды службы B-50, когда этим самолетам постоянно приходилось сталкиваться с противником по холодной войне. RB-50 (на снимке RB-50F) регулярно совершали полеты вдоль границ СССР, Северной Кореи и Китая, ведя радиоэлектронную разведку, картографирование и аэрофотосъемку.
RB-50F - аналог RB-50E - нес радиолокационную систему SHORAN, позволявшую выполнять картографирование местности. Но работа SHORAN мешала оборонительным системам самолета, поэтому пришлось сделать комплект оборудования съемным. Всего в RB-50F конвертировали 14 самолетов.
RB-50B. Модернизацию в RB-50B прошли 44 B-50B. В ходе доработки на каждый самолет установили капсулу с четырьмя фотосистемами (девять фотоаппаратов) и аппаратуру разведки погоды. В состав экипажа включили еще одного специалиста. Радиус действия увеличили, смонтировав британскую систему дозаправки в воздухе типа "шланг-конус" и два бака по 3182 л под крылом. В дальнейшем 43 разведчика RB-50B доработали в заправщики RB-50J.
RB-50
Разведчики погоды WB-50 были сняты с вооружения в 1964 году, а горстка разведчиков RB-50E/F продолжала нести службу еще несколько лет. На снимке - два RB-50E и один RB-50F (крайний правый самолет) готовятся к вылету, на переднем плане видны австралийские Canberra.
RB-50G предназначался для ведения радиотехнической разведки. От предшественников серии RB он отличался значительно, было даже введено особое фирменное обозначение. На самолете установили шесть станций постановки помех, что потребовало серьезного изменения конструкции планера. Внешне самолет выделялся обтекателями и антеннами радиооборудования.
Когда в июне 1964 года американские тактические бомбардировщики совершили первый дальний рейд на территорию Лаоса, единственными заправщиками, способными обеспечить действия F-100 и RF-101, оказались KB-50J из 421-й ARefS (авиаэскадрильи дозаправки). Эти устаревшие самолеты на протяжении семи месяцев тянули лямку боевой службы, пока в Юго-Восточную Азию не были переброшены другие заправщики САК.
Топливозаправщик KB-50J
COMING SHORTLY. When North American F-100C Super Sabres occupy U.S.A.F. bases in the United Kingdom in 1957, the Hayes Aircraft-converted Boeing KB-50D Superfortress will become a familiar sight. The Hayes KB-50D will replace the KB-29P Superforts which currently refuel Republic F-84F Thunderstreaks using the single, tail-mounted "Flying Boom" refuelling system. The Hayes Aircraft KB-50D incorporates the British-developed Flight Refuelling "Probe and Drogue" system - with 80-ft. reels capable of off-loading up to 7,250 U.S. gallons of JP-4 at pressure of 120 to 200 p.s.i. Hayes Aircraft has modernised over a thousand B-25 Mitchells (B-25J to '25L).
KB-50K. После снятия с вооружения TB-50H их доработали в заправщики KB-50K, почти идентичные KB-50J. Но конструктивно самолеты отличались, поэтому получили новое обозначение KB-50K, а не KB-50J.
Дозаправка тайваньских RF-101A от заправщика KB-50
The Hayes KB-50J three-point tanker is powered by four Pratt & Whitney Wasp Major engines and two General Electric J-47 turbojets. Note wing tip pods and lengthened rear fuselage containing refuelling drogues.
KB-50J. 136 устаревших B-50 доработали в заправщики с системой "шланг-конус", но из-за малой скорости полета они не смогли дозаправлять реактивные истребители. Установка под крылом двух ТРД General Electric J47-GE-23 превратила эти заправщики в KB-50J с максимальной скоростью 714 км/ч. Однако списывать KB-50J начали почти сразу после начала поступления в части - из-за многочисленных проблем с топливной системой. Несколько KB-50J оставались на вооружении вплоть до начала войны во Вьетнаме, они использовались для дозаправки над территорией противника. Порой дозаправка выполнялась на малой высоте, самолеты попадали под обстрел с земли.
TB-50D. При конвертации в учебные TB-50D с 11 B-50D сняли все вооружение. Самолеты использовались и для тренировок экипажей B-36.
TB-50H. 24 вновь построенных TB-50H предназначались для обучения экипажей B-47 Stratojet работе с новой РЛС "K". На самолете оборудовали два рабочих места для инструктора и двух курсантов. Из-за небольшой продолжительности полетов дополнительными баками и системами дозаправки учебные самолеты не оборудовались. Обладая уменьшенной массой, данный вариант стал самым скоростным серийным B-50 - он развивал скорость 673 км/ч на высоте 9448 м.
WB-50D. В середине 1950-х годов с 36 устаревших B-50D сняли вооружение и оборудовали для выполнения дальней разведки погоды, снабдив специальными высотными датчиками атмосферных параметров, доплеровской и метео-РЛС. WB-50D предназначался для замены WB-29, в августе 1955-го он выполнил первый полет. Головную машину передали Авиационной метеослужбе в ноябре 1955 года, последнюю списали в 1967-м.
A WB-50D (Burtonwood AFB.) of 53rd Weather Recce. Squadron.
AIR WEATHER SERVICE is a part of the United States Military Air Transport Service, and last year the global missions totalled 4,200. Each flight by Boeing WB-29 and WB-50D/H Superfortresses lasted over ten hours - round figure totals being : mission hours 45.000; mission miles 12 1/2 million; and number of aerial weather observations 82,500. "Lark" reconnaissance flights are undertaken daily by the seven A.W.S./M.A.T.S. squadrons. Above is the first WB-50 (49:304) which was named "Bermuda Sunshine" at Kindley Field, Bermuda, on 19th November 1955, on the occasion of its handing over by the U.S.A.F. to the 59th Weather Reconnaissance Squadron, A.W.S. Note M.A.T.S. insigne behind fuselage U.S.A.F. insigne.
The mother plane is raised on hydraulic jacks while the X-2 is trundled beneath on its handling trolly. Note B-50's built-up belly structure enclosing X-2's open cockpit. Pylons beneath B-50's inner wings steady the X-2.
Snug under the B-50's belly. Note X-2's wingtip skids.
First photograph to show the Bell GAM-63 Rascal "stand-off" nuclear guided-bomb in flight. The test carrier in this case is a Boeing DB-50D-BO Superfortress of Holloman A.F.B. Squadron service carrier is the Boeing DB-47E Stratojet.
EB-50B. В соответствии с одним из пунктов программы модернизации B-50A в B-50B один самолет оборудовали гусеничным шасси вместо обычного колесного. Испытания гусениц прошли успешно, но более привычные колеса шасси все же оставили.
Чарльз Йегер встречался с прославленным советским конструктором Сергеем Микояном во время своего визита в СССР в 1959 году. Микоян знал, что американец опробовал МиГ-15 в период корейской войны, и был удивлен тем, что Йегер экспериментировал с пикированием на нем и остался жив.
At the Air Force Museum, Wright-Patterson A.F.B., Dayton, Ohio, the $100,000 ex-North Korean MiG-15 bis (serial 7616). Behind are visible a Boeing B-50D-100-Bo Superfortress and a North American B-45C-NA Tornado.
Бомбардировщики Стратегического авиационного командования ВВС США.
Схема развития самолета B-29
Американский самолет, принимавший участие в ночных опреациях Корейской войны 1950-53гг.: Boeing B-50 Stratofortress
Сравнение внешнего вида B-29A и B-50D