Douglas B-66
Варианты:
Douglas - B-66 - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954


Всепогодный всесуточный самолет-разведчик с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии
Douglas B-66 Destroyer

  Анализ участия ВВС США в войне в Корее показал, что ВВС необходим эффективный тактический бомбардировщик. Для ускорения принятие на вооружение такого самолета было решено приобрести береговую модификацию самолета A3D Skywarrior, создававшегося тогда для корабельных авиакрыльев ВМС США. В итоге компания "Douglas" получила контракт на постройку пяти предсерийных RB-66A Destroyer - всепогодных самолетов для аэрофоторазведки, первый из которых поднялся в воздух с аэродрома компании в Лонг-Бич 28 июня 1954 года.
  Сохранив общую конструкцию A3D, самолет RB-66A лишился тормозного гака, усиленного шасси и складывающегося крыла, необходимых для самолета корабельного базирования, но зато крыло было более аэродинамически совершенным, размещение трех членов экипажа в кабине - более компактным, и летчики получили катапультные кресла. Были внедрены и другие усовершенствования - в частности, установка нескольких камер и обеспечение возможности установки навигационной РЛС и системы точного бомбометания. В состав силовой установки первого варианта нового самолета включили два ТРД Allison YJ71-A-9 тягой по 42,57 кН. Успешные летные испытания RB-66A побудили заказчика подписать контракт на поставку первой серийной модификации самолета - RB-66B, оснащенного уже двигателями J71-A-11 или -13 тягой по 45,37 кН. Первый из 145 самолетов RB-66B поднялся в воздух в марте 1955 года, поставки ВВС США начаты 1 февраля 1956 года.
  Серийные модификации самолета Destroyer также включали: бомбардировщик B-66B (построено 72 самолета), оснащенный той же силовой установкой, что и RB-66B, но способный брать до 6804 кг бомб взамен разведывательного оборудования; самолет РЭБ RB-66C (36 самолетов), имевший двигатели J71-A-11 или -13 и экипаж из семи человек, включая пять операторов, из которых четверо размещались в переоборудованном бомбоотсеке, а также самолет метеоразведки районов боевых действий WB-66D (36 самолетов), который оснащался двигателями J71-A-13 и имел экипаж из пяти человек (два оператора и оборудование в бывшем бомбоотсеке). Модификации B-66 и RB-66, предназначенные для ведения радиоэлектронной борьбы, весьма успешно зарекомендовали себя во время войны во Вьетнаме - они с легкостью обнаруживали и с высокой точностью классифицировали различные РЛС противника и ставили помехи их работе. Впрочем, вывод войск США из Вьетнама привел к тому, что данные машины остались без работы и быстро были сняты с вооружения.


Варианты

  EB-66B: самолет РЭБ (постановка помех работе РЛС), 13 машин были переоборудованы из самолетов B-66B
  NB-66B: два самолета, использовавшиеся различными видами ВС США и переоборудованные из самолетов B-66B для проведения испытательного сброса с больших высот такого оборудования как космические аппараты Gemini и Apollo
  EB-66C: новое обозначение самолетов RB-66C, после установки на них усовершенствованного оборудования РЭБ
  EB-66E: самолет РЭБ, 52 самолета были переоборудованы из самолетов RB-66B - специализированное оборудование было аналогично тому, что стояло на самолете EB-66B
  X-21A: два самолета WB-66D, использовавшиеся "Northrop Corporation" в ходе исследовательской программы, в рамках чего на самолетах было установлено новое крыло с ламинарным обтеканием. Два ТРД General Electric XJ79-GE-13 тягой по 42,21 кН были установлены в задней части фюзеляжа в гондолах с каждой стороны


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas RB-66B Destroyer

  Тип: всепогодный всесуточный самолет-разведчик с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два ТРД Allison J71-A-11 или -13 тягой по 45,37 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1830 м - 1015 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 845 км/ч; начальная скороподъемность 1475 м/мин; практический полоток 11855 м; боевой радиус со стандартными запасом топлива и боевой нагрузкой 1489 км
  Масса: пустого 19 720 кг; максимальная взлетная 37 648 кг
  Размеры: размах крыла 22,10 м; длина 22,91 м; высота 7,19 м; площадь крыла 72,46 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки в наводимой по РЛС стрелковой установке для обороны задней полусферы
Самолет-разведчик Douglas RB-66 BB-542 (N 54-542) из 10 TRW (тактического разведывательного авиакрыла), базировавшийся на авиабазе Туль-Розьер (Франция). 1964г. Самолет этого типа с той же авиабазы из 19 TRS (тактической разведывательной эскадрильи из состава 10 TRW) был сбит 10 марта 1964г. над территорией ГДР в 20 км от границы с ФРГ.
Во время войны во Вьетнаме EB-66B и EB-66E (на фотографии) сопровождали ударные группы, обеспечивая самолетам прикрытие, - ставили активные помехи РЛС систем ПВО противника. Самолеты EB-66C применялись для выявления и записи характеристик радаров, что позволило составить "библиотеку целей".
Ранний RB-66B-DT несет окраску почти натурального металла. Хорошо видны двухпушечная хвостовая установка и отсутствие посадочного гака.
Самым массовым вариантом Destroyer стал RB-66B, он же был первым серийным вариантом. Все Destroyer поступали в части с оборонительным стрелковым вооружением, которое потом на большинстве самолетов заменили аппаратурой РЭБ. В дополнение к станциям постановки помех на нижней поверхности фюзеляжа монтировались устройства отстрела ложных целей (частично видны).
EB-66B, сфотографированный на базе хранения Дэвис-Монтан, служил в качестве учебного на авиабазе Шо в 4417-й CCTS (позднее 39-я TEWTS), ставшей последним подразделением Destroyer.
EB-66C готовится к заданию, аэродром Такхли. К середине 1960-х годов с характерных контейнеров на законцовках исчезли антенны.
EB-66C отправляется в очередной боевой вылет с авиабазы в Таиланде. На хвостовом конусе самолета расположены антенны приемника ALR-18.
EB-66E постоянно дорабатывались в соответствии с текущими требованиями к ведению радиоэлектронной борьбы, но их отличительной особенностью всегда оставался "лес" антенн на нижней поверхности фюзеляжа. Этот самолет оснащен хвостовым конусом Mod 2259 со станцией инфракрасных помех.
Первый RB-66A с двигателями General Electric CJ805-23 для авиалайнера Convair CV-990.
Вверху: стремительность профиля Destroyer подчеркивают двигатели J71 в длинных гондолах. Однако по характеристикам ТРД J57, стоявшие на флотском A3D, оказались лучше. На снимке - RB-66 с пушечной турелью, но без самих пушек.
Прототипы B-66 не строились. Первым поднялся в воздух первый (52-2828) из пяти RB-66A, собранный как предсерийный бомбардировщик. В носовой части фюзеляжа установлена штанга с датчиками атмосферных параметров.
The twin-jet swept-wing Douglas RB-66B tactical reconnaissance bomber. Aerodynamic troubles have contributed to the delay in deliveries of the Douglas B-66
Всего построили 72 B-66B для вооружения одного авиакрыла. Изначально самолеты поступили в 17-е бомбардировочное крыло, Харлбарт-Филд, Флорида, затем их передали в 17-е авиакрыло, дислоцированное в Великобритании. На бомбардировщиках стояли РЛС K-5, на разведчиках - APS-27. Бомбоотсек был снабжен перфорированным щитком для стабилизации воздушного потока в момент сброса полезной нагрузки.
New member of the Douglas B-66 family is the WB-66D weather-reconnaissance tactical aircraft. Externally identical to the B-66, the WB-66D will be used for collect­ing meteorological data over a combat area. Precise cloud information and other vital data will then be radioed to operations, who can dispatch bombers to their targets at the exact moment when conditions are most favourable for maximum effectiveness. Other versions of the B-66 are the RB-66B night photographic-reconnaissance bomber, and the RB-66C, an all-weather electronics reconnaissance version. Except for minor modifications in instrumentation, the flight compartments of all three aircraft are identical.
Самолет можно опознать как разведчик погоды WB-66D по небольшому иллюминатору ниже крыла. 36 WB-66D поступили в следующие эскадрильи: 9-ю тактическую разведывательную (авиабаза Шо), 111-ю (Йокота, Япония) и 42-ю (Шпангдалем, ФРГ).
Хотя EB-66 больше известны по своей службе во Вьетнаме, они также использовались и в Европе. На снимке - EB-66C из 39-й TEWS с хвостовым конусом Mod 2259 и кодом "BV" на киле, указывающим на его принадлежность 36-му крылу. Это авиакрыло летало на F-4 из Битбурга, но Destroyer базировались в Шпангдалеме. В конце 1971 года эскадрилью передали 52-му крылу, но в последний год службы она сохраняла старый код "BV".
ВВС США в качестве самолета РЭБ в основном применяли Douglas EB-66, но иногда он вел на цель группы бомбардировщиков, поскольку его превосходное навигационное оборудование позволяло осуществлять бомбометание сквозь плотную облачность.
"Bombs away!.." Звено истребителей-бомбардировщиков F-105D наносит удар из-за облаков по команде экипажа "следопыта" EB-66.
Группа F-4C бомбит цель на территории Северного Вьетнама по указаниям самолета-лидировщика RB-66. Август 1966 г.
RB-66 представляли собой чрезвычайно малоуязвимую воздушную цель благодаря мощнейшему комплексу постановки активных и пассивных помех. На приведенном снимке запечатлет самолет из состава 363-го тактического разведывательного авиакрыла, базировавшегося в Тан-Сон Нхат.
NRB-66B с ТРДД типа Pratt & Whitney TF33-P-7, разработанными для C-141A Starlifter.