Мировая Авиация 185
-
KC-135R из 18-го авиакрыла (база Кадена, Окинава) дозаправляет E-3 из того же авиакрыла. KC-135R остается стандартным заправщиком ВВС США уже 54 года.
Благодаря возможности принимать топливо в воздухе, продолжительность полета E-4B лимитирована только емкостью маслобаков двигателей. На снимке - дозаправка E-4A от McDonnell Douglas KC-10A Extender. В чрезвычайной ситуации в боевую готовность для обеспечения E-4B приводится весь парк заправщиков KC-10A и KC-135. На борту E-4B штатно находится сменный экипаж: командир, второй пилот, штурман и бортинженер.
10-й серийный KC-135A (55-3127) несет на носовой части фюзеляжа эмблему "Млечный путь" САК США. Самолет имеет короткий киль, характерный для ранних KC-135. Верхний "этаж" двухпалубного фюзеляжа предназначен для грузов или пассажиров. Топливо размещается на нижней палубе и между лонжеронами.
KC-135R из 18-го авиакрыла (база Кадена, Окинава) дозаправляет E-3 из того же авиакрыла. KC-135R остается стандартным заправщиком ВВС США уже 54 года.
Французские C-135FR состоят на вооружении ERV 93 "Bretagne", размещенной на авиабазе Истр. На снимке - самолет осуществляет дозаправку гибридной системой из жесткой штанги и гибкого шланга.
Всех вариантов C-135 и не сосчитать. Машины использовались и используются во множестве экспериментальных программ, от испытаний лазеров воздушного базирования до поиска путей снижения массы конструкций. На снимке - самолет-регистратор NC-135A Argus.
Катар заказал шесть Alpha Jet C и 14 Mirage F1 в 1979 году. В 1980-м Alpha Jet поступили на вооружение 11-й эскадрильи авиационной поддержки, дислоцированной в Эль-Удейд. Самолеты используются как учебные и легкие штурмовики.
Эскадрилья VF-17A Атлантического флота стала единственным подразделением первой линии ВМС США, имевшим на вооружении Phantom. 5 мая 1948 года личный состав эскадрильи получил допуск к эксплуатации самолетов с палубы. Освоение базирования на корабле проходило на авианосце "Сайпан". В июне 1950 года эскадрилья VMF-122 КМП США последней списала свои Phantom, однако прежде из таких самолетов сформировали пилотажную группу авиации Корпуса морской пехоты.
Первый Phantom имел заводской номер 111749. После снятия с вооружения ВМС США его использовали для метеорологических исследований на авиабазе Паттерсон.
FH-1 Phantom из 122-й истребительной эскадрильи КМП США, дислоцированной в Черри-Пойнт, Калифорния. Эскадрилья VMFA-122 получила свои Phantom в 1947 году и стала первой в морской пехоте США эскадрильей реактивных самолетов.
Самолеты президента. Перевозка президента США повышает престиж Boeing. Два президентских 747-2G4B под обозначением VC-25A состоят на вооружении 89-го транспортного авиакрыла, дислоцированного на базе Эндрюс, штат Мэриленд. VC-25A предназначен для перевозки президента и его штаба. Экипаж самолета состоит из 23 человек, пассажировместимость 70 человек, дальность полета без дозаправки 11490 км. Экипаж включает 10 человек летного состава, трех специалистов связи и десять человек обслуживающего персонала. В чрезвычайной ситуации VC-25A может быть использован как ВКП - самолет оснащен 85 телефонами, 19 ТВ мониторами, 11 видеомагнитофонами, помехоустойчивой шифровальной радиоаппаратурой, факсами. В апартаментах президента оборудованы два спальных места, имеются гардероб и туалет. VC-25A с президентом на борту имеет позывной "Air Force One". Первый VC-25A (82-8000) поступил в 89-е авиакрыло 30 сентября 1990 года, второй (92-9000) - 30 декабря 1990 года. Впервые VC-25A (82-8000) выполнил задачу 6 сентября 1990 года - президент Джордж Буш летал на нем в Топеку, штат Канзас, и Таллахаси, штат Флорида. На следующий день VC-25A доставил Буша в Финляндию.
В середине 1990-х годов "Boeing" оценивала спрос на 80-/120-местные ближнемагистральные авиалайнеры в 2600 самолетов на следующие 20 лет и рассчитывала, что значительную часть от этого количества составят 717-е.
Слева направо - Гюнтер Капплер из компании BMW, Гарри Стоункипхер из "Boeing" и Джон Роуз из "Rolls-Royce" "ударили по рукам" после выбора двигателей BMW Rolls-Royce BR715 для самолета Model 717.
Вверху: бюджетный перевозчик "AirTran" является типичным эксплуатантом 717-х. Летом 1999 года 717-й выполнил рекламный тур по Европе, которая считается основным рынком сбыта для самолетов данного типа.
Испанская "Quantum Air" получила три 717-х в июне - июле 2000 года. Самолеты использовались на внутренних рейсах до начала 2010 года.
Самым массовым вариантом Destroyer стал RB-66B, он же был первым серийным вариантом. Все Destroyer поступали в части с оборонительным стрелковым вооружением, которое потом на большинстве самолетов заменили аппаратурой РЭБ. В дополнение к станциям постановки помех на нижней поверхности фюзеляжа монтировались устройства отстрела ложных целей (частично видны).
Первый RB-66A с двигателями General Electric CJ805-23 для авиалайнера Convair CV-990.
Вверху: стремительность профиля Destroyer подчеркивают двигатели J71 в длинных гондолах. Однако по характеристикам ТРД J57, стоявшие на флотском A3D, оказались лучше. На снимке - RB-66 с пушечной турелью, но без самих пушек.
Прототипы B-66 не строились. Первым поднялся в воздух первый (52-2828) из пяти RB-66A, собранный как предсерийный бомбардировщик. В носовой части фюзеляжа установлена штанга с датчиками атмосферных параметров.
The twin-jet swept-wing Douglas RB-66B tactical reconnaissance bomber. Aerodynamic troubles have contributed to the delay in deliveries of the Douglas B-66
Всего построили 72 B-66B для вооружения одного авиакрыла. Изначально самолеты поступили в 17-е бомбардировочное крыло, Харлбарт-Филд, Флорида, затем их передали в 17-е авиакрыло, дислоцированное в Великобритании. На бомбардировщиках стояли РЛС K-5, на разведчиках - APS-27. Бомбоотсек был снабжен перфорированным щитком для стабилизации воздушного потока в момент сброса полезной нагрузки.
Самолет можно опознать как разведчик погоды WB-66D по небольшому иллюминатору ниже крыла. 36 WB-66D поступили в следующие эскадрильи: 9-ю тактическую разведывательную (авиабаза Шо), 111-ю (Йокота, Япония) и 42-ю (Шпангдалем, ФРГ).
NRB-66B с ТРДД типа Pratt & Whitney TF33-P-7, разработанными для C-141A Starlifter.
Этот M.H.1521 Broussard принадлежал 44-й связной эскадрилье, базировавшейся в Бланден-Ренье.
На снимке - прототип самолета M.H.152. В Вооруженных силах Франции самолет предназначался для использования в качестве связного и наблюдательного.
Прототип M.H.152 доработали в экспериментальный M.H.153, установив ТВД Turbomeca Astazou. Самолет использовался как летающая лаборатория для испытаний двигателя.
Французский M.H. 1521 сфотографирован в Алжире в конце 1950-х годов. Для войны самолет был малопригоден, так как алжирские партизаны быстро узнавали о его появлении из-за шумности мотора R-985-AN-1.
Здесь представлен Do 335 V1 в окраске на момент своего первого полета, октябрь 1943 года. Охлаждение радиатора переднего мотора не было конструкторской проблемой, а вот для заднего двигателя понадобился подфюзеляжный воздухозаборник.
Dornier Do 335A-0. Подразделение Erprobungskommando 335 Оберпфаффенхофен, май 1945. Здесь изображен седьмой из десяти предсерийных Do 335A-0, большинство из них поступило в Erprobungskommando 335 для эксплуатационных испытаний. Тип A-0 не сильно отличался от серийных Do 335. Самолеты успели прибыть в части Люфтваффе, но в боевых действиях не участвовали - из-за быстрого продвижения войск западных союзников. А на фоне реактивных истребителей любой поршневой самолет выглядел устаревшим.
Основные опоры шасси Do 335 убирались в ниши в плоскостях. На Do 335 V1 ниши не закрывались створками, они появились на последующих экземплярах.
Предсерийные Do 335A-0 вооружались одной 30-мм пушкой MK103 и двумя 15-мм пулеметами MG 151. На снимке - седьмой из десяти построенных Do 335A-0.
Подразделение Jagdbombergeschwader 49 (JBG 49) стало последним эксплуатантом самолетов Alpha Jet. В нем летчики Люфтваффе повышали свою подготовку. Подобно Hawk, Alpha Jet по своим летным данным близок к реактивным истребителям и истребителям-бомбардировщикам. Это очень ценно - обучение летчиков идет с меньшими затратами и лучшей эффективностью.
Первый экс-германский Alpha Jet прибыл в британский Боскомб-Даун 15 марта 2000 года. Самолет предназначался для DERA (впоследствии QinetiQ). Всего исследовательский центр получил семь летных машин и пять как источник запасных частей.
50 Alpha Jet достались Португалии от немецких Люфтваффе. Большинство самолетов прошли ремонт, получили стандартный для ВВС Португалии коричнево-зеленый камуфляж.
Марокко получила в 1979-1981 годах 24 Alpha Jet H, большинство из них используются как учебные, но несколько самолетов состоят в истребительной эскадрилье и выполняют задачи авиационной поддержки. Все самолеты располагаются на базе Мекнес.
Четыре Alpha Jet в боевом порядке: пара из подразделения повышения летной подготовки ВВС Франции, дислоцированного в Туре, и два самолета ВВС Марокко. Машины из этого подразделения (Ecole de l'Aviation de Chasse 314) используются для базовой и повышенной подготовки летчиков, а также для штурманской подготовки. Alpha Jet ВВС Франции частично прошли модернизацию, в ходе которой в кабинах установили многофункциональные индикаторы, как более адекватные для обучения пилотов истребителей Mirage 2000-5F и Rafale.
Марокко получила в 1979-1981 годах 24 Alpha Jet H, большинство из них используются как учебные, но несколько самолетов состоят в истребительной эскадрилье и выполняют задачи авиационной поддержки. Все самолеты располагаются на базе Мекнес.
В ВВС Бельгии Alpha Jet укомплектованы 7-я и 11-я эскадрильи.
Бельгийские Alpha Jet. ВВС Бельгии известны особым отношением к уникальной окраске своих самолетов. Alpha Jet удерживают пальму первенства среди других машин по разнообразию ярких вариантов. Два самолета, на фотографии, получили эту нарядную окраску по случаю 50-летия ВВС Бельгии, которое отмечалось в 1995 году.
Бельгийские Alpha Jet. ВВС Бельгии известны особым отношением к уникальной окраске своих самолетов. Alpha Jet удерживают пальму первенства среди других машин по разнообразию ярких вариантов. Броско окрашенная машина из 11 -й эскадрильи.
Alpha Jet C используются в ВВС Кот д'Ивуар как учебные и ударные самолеты. Первый из шести поставили в октябре 1980 года. Дополнительный самолет был закуплен в 1983-м. В 2012 году все самолеты находились в летном состоянии.
Катар заказал шесть Alpha Jet C и 14 Mirage F1 в 1979 году. В 1980-м Alpha Jet поступили на вооружение 11-й эскадрильи авиационной поддержки, дислоцированной в Эль-Удейд. Самолеты используются как учебные и легкие штурмовики.
Того, еще одна бывшая французская колония в Африке, закупила Alpha Jet: пять самолетов получило подразделение Escadrille de Chasse в 1981 году. Позже для замены разбившегося приобрели шестой самолет. В 2012 году в летном состоянии находились четыре Alpha Jet.
Компания "Dassault" рекламировала доработанные варианты самолета Alpha Jet под несколькими обозначениями. Среди них был и вариант Alpha Jet NGEA или Alpha Jet 2. Ha NGEA установили двигатели Larzac 04-C20, лазерный дальномер, обновили БРЭО и расширили ассортимент вооружения. Покупателей на NGEA не нашлось, но близкий ему вариант MS2 поступил в ВВС Египта и Камеруна. На фотографии - самолет в противокорабельной конфигурации с ПКР Exocet и двумя УР Magic класса "воздух-воздух".
Египет закупил 30 учебных Alpha Jet MS1 (на фотографии) и 30 легких штурмовиков Alpha Jet MS2.
ВВС Камеруна эксплуатируют шесть Alpha Jet MS2 с июля 1984 года. Вариант MS2 также поставлялся Египту, самолет оснащен лазерным дальномером.
Самые известные в мире самолеты Alpha Jet принадлежат французской пилотажной группе "Patrouille de France", которая является частью демонстрационно-учебного подразделения армейской авиации "Equipes de Presentation de I'Armee de I'Air", база Салон-де-Прованс. Раньше группа "Patrouille de France" долго летала на самолетах Magister, но с мая 1981 года пересела на Alpha Jet. Яркие выступления этой группы на авиашоу способствуют продвижению изделий авиапромышленности Франции на мировом рынке.
В период войны в Персидском заливе 1991 года Alpha Jet неожиданно привели в состояние боеготовности. В то время как боевые самолеты США и НАТО были задействованы в войне с Ираком, перед немецкими Alpha Jet поставили задачи по обороне Турции. Alpha Jet из 2./JBG 49 сфотографированы на турецкой авиабазе Эрхак.
Нигерия получила 24 Alpha Jet N, эксплуатация 14 из них продолжается.
Alpha Jet A. У ВВС Франции появилась потребность в учебно-тренировочном и легком ударном самолете. Первоначально такой машиной виделся англо-французский Jaguar, но он получался чрезмерно сложным и дорогим. Поэтому французы и немцы объединили свои усилия для создания нового самолета. Результат совместной работы стал популярен не только во Франции и в ФРГ, но и шел на экспорт. Самолет строился в двух основных вариантах: учебный Alpha Jet E (от Ecole, школа) с закругленной носовой частью фюзеляжа и Alpha Jet A (от Appui, поддержка) с заостренной носовой частью. Новые Alpha Jet A закупили только Люфтваффе в количестве 175 экземпляров. Вариант Alpha Jet A предназначался для нанесения ударов по наземным целям, борьбы с вертолетами и отработки применения авиационных средств поражения. Несколько самолетов, принадлежавших ВВС Германии до июня 1997 года, состоят на вооружении Португалии и Таиланда, а также используются испытательным подразделением британского военно-исследовательского центра "QineteQ".
Alpha Jet E
МИГ-2ЗБН. МиГ-23БН/МиГ-27 в советских ВВС получили прозвища "Утконос" и "Крокодил Гена". Летчикам нравились их хорошая управляемость на больших скоростях у земли и высокая боевая эффективность. Все МиГ-23БН/МиГ-27 ВВС стран Варшавского договора могли нести ядерное оружие.
МиГ-23БН ВВС Ирака участвовали в ирано-иракской войне. Несколько самолетов доработали для несения контейнеров ATLIS и применения управляемого оружия с лазерным наведением. Другие оснастили неубираемыми штангами системы дозаправки топливом в полете, эти машины выполняли дальние рейды для ударов по иранским нефтепромыслам в Персидском заливе.
МиГ-27 поступили на вооружение ВВС Шри-Ланки в 2000 году. В последующие годы самолеты широко использовались в противопартизанских действиях. В 2007 году ПВО "Тигров освобождения Тамил-Илама" сбила один МиГ-27, когда тот наносил удар по базе повстанцев в Иранаймаду.
Самым коротким в семействе RJ является RJ70, но большого спроса на данный вариант не возникло в силу его малой пассажировместимости. Многие эксплуатанты используют свои RJ, как и 146-е, выполняя полеты в аэропорты, расположенные прямо в городской черте.
"Ansett New Zealand" приобрела шесть -300, три -200 и два -200QT. Эти "тихие" авиалайнеры очень пригодились для полетов в аэропорты Куинстоун и Веллингтон, где действовали жесткие ограничения уровня шума.
Турецкая национальная компания "Turkish Airlines" в числе первых закупила RJ 100, заказав девять самолетов (все перепроданы к 2008 году) и четыре RJ70 (перепроданы в 2007 году).
На фотографии один из 72 RJ100 бельгийской "Brussels Airlines". Вместимость самолета - 97 пассажиров в салоне одного класса. Парк "Brussels Airlines" также включает девять меньших по размерам RJ85.
В марте 1986 года неокрашенный самолет с бортовым номером E2056 перегнали из Хатфилда в Дотан, Алабама, где фирма "Pemco" впервые переоборудовала машину в грузовой вариант. В хвостовой части фюзеляжа прорезали грузовой люк, усилили пол кабины, установили ролики для перемещения груза и систему пожаротушения. Вариант Series 200QT (Quiet Trader) мог перевозить грузы массой 10206 кг, a Series 300QT (на фото) - 11 512 кг.
Хотя F.4 и превосходил по своим характеристикам Snipe, широкого распространения в истребительных частях британских ВВС этот самолет не получил.
Было заказано два прототипа XP-67, но построили только один - №211677.
Из-за характерных обводов самолет XP-67 называли "Moon bat". При планируемой большой дальности полета и расчетном составе вооружения из шести 37-мм пушек XP-67 мог стать самым мощным истребителем своего времени.
McDonnell XP-67 можно назвать настоящим произведением авиационного искусства. Фюзеляж, мотогондолы и крыло плавно сопрягаются друг с другом. И этот истребитель планировалось вооружить целой батареей пушек.
Последний боевой вылет этот самолет Heja совершил в 1944 году. Данный самолет использовался для защиты авиазавода "Danube" в Будапеште от налетов авиации союзников. Предположительно, на этом истребителе было сбито от 6 до 12 самолетов ВВС Армии США.
Lockheed PV-2 Harpoon эскадрильи VPB-142 ВМС США, Марианские о-ва, 1945 год. В июне 1940 года компания "Vega Aircraft", субсидируемая "Lockheed", заключила контракт с британской закупочной комиссией на поставку 875 экземпляров бомбардировщика, созданного на базе авиалайнера Lockheed Lodestar. Lockheed V-146, или Vega 37, оснастили более мощными моторами Hudson, удлинили носовую часть фюзеляжа и установили оборонительное вооружение. Самолеты, известные как PV-1 Ventura, B-34/B-37 Lexington и PV-2 Harpoon, имели схожую компоновку. Модификация PV-2 (на рисунке) стала одной из самых массовых. Вооружение: пять неподвижных пулеметов в носу, два вверху и три внизу. На самолетах поздних выпусков количество носовых пулеметов довели до восьми. Значительно отличался от Ventura более крупный Harpoon - общими были лишь часть фюзеляжа, внутренние секции крыла и мотогондолы. Обозначение B-34/B-37 Lexington использовалось в ВВС США для первых ленд-лизовских PV-1, предназначавшихся для морского патрулирования.
С увеличением размаха крыла и площади хвостового оперения улучшилась управляемость, выросла масса полезной нагрузки, но ухудшились летные данные машины. На снимке - первый экземпляр PV-2 Harpoon, проходивший испытания на "Vega Aircraft" в Бербанке.
Lockheed PV-2 Harpoon из резерва ВМС США. В носовой части фюзеляжа стоят два 12,7-мм пулемета Colt. Первые 69 самолетов начали эксплуатировать в марте 1944 года. Эти самолеты выполняли боевые вылеты в районе Курильских островов. Выпуск PV-2 свернули в пользу производства более совершенных P2V Neptune.
С 1954 года PV-2 Harpoon состояли на вооружении ВВС Португалии в подразделении Esquadra de Reconhecimento Maritime, базировавшемся на Монтихо. В 1960-е годы несколько морских самолетов-разведчиков привлекались для борьбы с партизанами в Анголе.
В серии самолетов M.120 основным вариантом являлся M.123. На фотографии хорошо виден очень большой для подобного аппарата размах крыла, который напоминает пропорции планеров Mauboussin.
RC-135S Cobra Ball. Во избежание бликов плоскость крыла и установленные на этой консоли двигатели окрашены в черный цвет. Самолет оснащен фотоаппаратурой, он использовался для слежения за испытаниями советских МБР. Обычно Cobra Ball работали с аэродромов Аляски.
Основу парка разведчиков ВВС США составляют RC-135V/W Rivet Joint. Самолет на снимке был выпущен в варианте RC-135B, затем модернизирован в RC-135C, а уже потом в RC-135V.
Всего построили 300 истребителей Martinsyde G.100/102 Elephant. 133 из них поступили в эскадрильи на Западном фронте, 64 - на Ближний Восток, оставшиеся распределили между дислоцированными в Великобритании учебными частями.
На фотографии - Maule M-4-210C с британской регистрацией G-BAWL.
Данный M-5-235C Lunar Rocket был построен в 1979 году. Планер имеет очень большой ресурс, самолет оставался в летном состоянии, как минимум, до 2006 года.
Вверху: на этом MX-7 установлено поплавковое шасси Edo, подобным шасси можно оснастить любой самолет компании "Maule".
Прототип M-4 (N40001) отличала чистота аэродинамики и элегантность внешнего облика.
Гидросамолет Maule MMT-7-420 оснащался ТВД Rolls-Royce 250-B17C мощностью 420л. с.
Maule M-5
16 из 47 построенных Hansa были поставлены Люфтваффе. Восемь из них использовались исключительно как транспортные и были списаны в 1988 году. Остальные доработали в учебно-тренировочные самолеты РЭБ (на рисунке) и эксплуатировали до 30 июня 1994 года.
На фотографии - четвертый построенный самолет Hansa. Эту машину часто использовали в рекламных фотосъемках, а позже передали Люфтваффе.
Самолет MBB HFB 320 Hansa спросом на рынке не пользовался - в том числе и из-за необычности внешнего облика. Хотя аварийность самолета была довольно высока (семь из 47 построенных самолетов разбились, но главным образом из-за ошибок летчиков), его конструкция отличалась прочностью. Тем не менее тревожную статистику игнорировать сложно, и это послужило еще одной причиной низкого спроса на Hansa.
На авиасалоне в Париже самолет M.H.250 в варианте с поршневыми моторами демонстрирует способность полета на одном работающем двигателе.
M.H.250 с ТВД выглядит более элегантным, чем сельскохозяйственный M.H.250 с поршневыми моторами.
Благодаря возможности принимать топливо в воздухе, продолжительность полета E-4B лимитирована только емкостью маслобаков двигателей. На снимке - дозаправка E-4A от McDonnell Douglas KC-10A Extender. В чрезвычайной ситуации в боевую готовность для обеспечения E-4B приводится весь парк заправщиков KC-10A и KC-135. На борту E-4B штатно находится сменный экипаж: командир, второй пилот, штурман и бортинженер.
В надфюзеляжном обтекателе E-4B находятся антенны спутниковой и СВЧ связи для радиообмена по каналам, защищенным от прослушивания. Несмотря на окончание холодной войны, один E-4B всегда сопровождает президента США в его заокеанских вояжах. Самолет поддерживается в постоянной готовности к использованию по предназначению вне зависимости от положения дел в мире.
К счастью, E-4B ни разу не был реально использован по предназначению. Несмотря на улучшение отношений США и России и окончание холодной войны, четыре E-4B в обозримом будущем останутся в строю ВВС США. В ходе не столь давней модернизации на каждый установили низкочастотные выпускные антенны (в хвостовой части) и еще 46 антенн на фюзеляже. По оснащенности радиосвязью E-4B является одним из самых совершенных.
Внушительный вид E-4B соответствует назначению - в случае большой войны с борта самолета должно осуществляться управление Вооруженными силами США. E-4 спроектирован на основе Boeing 747-200. За более чем 10-летнюю эксплуатацию самолет зарекомендовал себя надежным и безопасным.
Надежная развединформация крайне важна для нанесения ответного ядерного удара, поэтому на E-4 стоит совершенный комплекс радиосвязи. Установленную на E-4A (на снимке) аппаратуру существенно модернизировали на E-4B. Все бортовое оборудование устойчиво к электромагнитному импульсу, возникающему при ядерном взрыве.
На Martinsyde F.1 летчик сидел за наблюдателем, такое размещение членов экипажа сложно назвать удачным.
The sole prototype Martinsyde F.1 two-seat fighter
Первый прототип M80 установлен на автоприцеп. Сертификат летной годности для M80 получить не удалось.
Принципиально концепция ЛА с поворотным фюзеляжем хотя и несколько экзотична, но не так уж и сложна. Но очевидно, что задача создания подобного пилотируемого аппарата будет намного сложнее, чем беспилотного.
Этот самолет M202 разработан на основе M200. Считается, что несколько таких самолетов, возможно, использовались в германских ВВС в годы войны.
M.H.52 представлял собой двухкилевой низкоплан с трехопорным шасси с носовой стойкой. Каплеобразный фонарь обеспечивал отличный обзор из кабины.
Max Holste M.H.53 отличался от M.H.52 менее мощным мотором и шасси с хвостовой опорой.
Этот самолет варианта BO 209-160 имел крыло размахом 8,40 ми мог развивать максимальную скорость в 274 км/ч. Его дальность полета составляла 1200 км.
На снимке - броско раскрашенный MD-90 из авиакомпании "Japan Air System". Схему окраски разработал знаменитый кинорежиссер Акира Куросава.
Первым заказчиком стала "Delta Air Lines", в 2012 году компания эксплуатировала 29 самолетов MD-90-30. Ожидается пополнение парка еще шестью лайнерами из "Japan Air System".
Эксплуатанты из Саудовской Аравии получили последний из 29 заказанных MD-90 весной 2000 года, эта машина имела следующую конфигурацию: 18 мест в первом классе и 103 в экономическом.
Martinsyde A.Mk II с собственным именем "Big fella" стал первым самолетом Авиационного корпуса Ирландии. По назначению самолет был транспортом для экстренных ситуаций ирландского лидера Майкла Коллинза.