МиГ МиГ-23Б / МиГ-23БН
Варианты:
МиГ - МиГ-23Б / МиГ-23БН - 1971 - Россия
Страна: Россия
Год: 1971


Описание
Фотографии:

Цветные фото (26)
МиГ-23

<...>
   В 1969 году ОКБ приступило к разработке "реактивного штурмовика" для Фронтовой авиации - недорогой ударной машины, базой для которой в конечном итоге стал МиГ-23С. Благодаря прочной конструкции планера и шасси, а также крылу изменяемой стреловидности самолет мог эксплуатироваться с малоподготовленных ВПП. Базовый МиГ-23Б был создан на основе планера МиГ-23С. Он оснащался новой, отклоненной вниз носовой частью, улучшавшей обзор пилоту вперед-вниз, и двигателем АЛ-21Ф-300 тягой 112,78 кН в укороченной хвостовой части, но со сдвинутым назад горизонтальным оперением, как у МиГ-23М. Машина поначалу имела крыло без предкрылков, которое позднее заменили на новое, уже оснащенное ими. Вместо РЛС на самолете установили прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) "Сокол 23С", по бортам кабины появились накладные бронеплиты, а систему наведения ракет и ТВ-камеру разместили в обтекателях в корневой части крыла по правому и левому борту, соответственно. Позднее камера была снята с большинства самолетов.
   Первый прототип поднялся в воздух 20 августа 1970 года. Было построено 24 самолета МиГ-23Б, после чего переключились на выпуск усовершенствованного варианта. МиГ-23БН, который должен был стать первой серийной модификацией, но задержался из-за доводки оборудования и проблем с двигателем, был оснащен модернизированным ПрНК "Сокол 23Н", немного дефорсированным двигателем Р-29Б-300 и обтекателями на передней кромке неподвижной части крыла, которые обычно ассоциируются с управляемой ракетой Х-23 (AS-7 "Kerry"). МиГ-23Б и МиГ-23БН получили в НАТО общее кодовое обозначение "Flogger-F". В эксплуатации оба самолета неважно зарекомендовали себя, и многие из них были доработаны в варианты МиГ-23БК или МиГ-23БМ, или поставлены на экспорт.
   Истребителям-бомбардировщикам требовалось более совершенное бортовое оборудование, и были созданы два новых варианта, получивших в НАТО кодовое обозначение "Flogger-H". Их отличительной чертой был новый обтекатель СПО на нижней поверхности фюзеляжа, перед отсеком носовой стойки шасси. Первым из новых вариантов был МиГ-23БК, получивший такой же ПрНК и лазерный дальномер-целеуказатель, как МиГ-27К. МиГ-23БМ был похож на МиГ-23БК, но оснащался ПрНК "Сокол 23М" от МиГ-27Д. В эксплуатации оба варианта получили обозначение МиГ-23БН, хотя ОКБ различало модификации БМ и БК.
Россия
Первый прототип МиГ-23Б
МиГ-23БН "26" и МиГ-27 "20".
Индия
Взлетает МиГ-23БН из 221-й АЭ "The Valiants" ВВС Индии. Авиабаза Хальвара, декабрь 2008 г.
Хотя по мере совершенствования семейства истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН/-27 расширялась номенклатура управляемых средств поражения, основным вооружением самолетов продолжали оставаться неуправляемые ракеты. На снимке - МиГ-23БН ВВС Индии, несущий четыре блока 57-мм НАР С-5. Изображение головы тигра на воздухозаборнике - эмблема 200-й эскадрильи, называвшейся "The Desert Tigers". МиГ-23БН, второй в семействе истребителей-бомбардировщиков, был оснащен новым ТРДФ Р-29Б-300 ММЗ "Союз" и отличался доработанной конструкцией планера и более совершенным прицельным комплексом.
The MiG-23BN Vijay has now seen almost seven years of IAF service, having first entered service with No 10 Sqn in January 1981. The Vijay is well liked by both pilots and groundcrew, being a robust offensive air support aircraft with excellent handling qualities and good performance.
MiG-23BN Flogger-H interdictors of No 10 "Winged Dagger" Squadron of the Indian Air Force, with, in the foreground, the nose of one of the unit's MiG-23UM Flogger-C two-seat conversion trainers.
МиГ-23БН (на снимке), МиГ-21, МиГ-27М и Jaguar составляют основу ударных сил индийских ВВС.
Германия
Толстая накладная броня была установлена на бортах фюзеляжей большинства МиГ-23БН/27. На фотографии бывшего восточногерманского МиГ-23БН хорошо видна бронеплита фюзеляжа, а также антенна системы постановки помех и приемник воздушных давлений. На фонаре кабины установлено большое зеркало для обзора задней полусферы.
СССР проводил сходную с США политику в области экспорта вооружения и военной техники. На фотографии - МиГ-23БН (не "БК"), ранее принадлежавший ВВС ГДР, с опознавательными знаками ВВС ФРГ.
В случае начала полномасштабной войны между странами ОВД и НАТО самолеты МиГ-23БН авиации ГДР оказались бы в первых рядах "воздушных волн", наносящих удары по позициям противника. Здесь им неизбежно пришлось бы столкнуться с вражескими истребителями.
МиГ-23БН ВВС ГДР. Авиабаза Коттбус-Дрейвиц, 28 августа 1990 г.
Куба
МиГ-23БН ВВС Кубы. Авиабаза Санта-Клара, август 2006 г.
Кубинский МиГ-23БН после угона
Эфиопия
МиГ-23БН ВВС Эфиопии. Стоянка ЛГАРЗ, 1995г.
Основу боевого потенциала ВВС Эфиопии составляли довольно мощные истребители МиГ-21МФ, а также истребители-бомбардировщики МиГ-21-2000 и МиГ-23БН.
МиГ-23БН ВВС Эфиопии, опоздавший на войну. Конец 1970-х гг.
Болгария
МиГ-23БН ВВС Болгарии, стоящий на фоне укрытия, с подвешенными обтекаемыми 500-кг ФАБ-500 М62; 62 - год принятия бомбы на вооружение, 1962-й. В Болгарии выпускались осколочно-фугасные авиабомбы (ОФАБ) собственной разработки. В последние годы холодной войны во многих полках штурмовой авиации Варшавского Договора более простые МиГ-23БН использовались в дополнение к Су-22М.
МиГ-23БН BBC Болгарии. Авиабаза Садово-Чеснигирово, 20 июня 1996 г.
Из всех стран-участниц организации Варшавского Договора самое большое количество МиГ-23БН "Flogger-H" получила из СССР Болгария - 36 машин. С декабря 1976 года эти самолеты несли службу в 25-м ИБАП/ИАБ, базировавшемся в Чешнегирово (Садово). В болгарских ВВС самолеты получили прозвище "Лиса". Модификация 32-23А, поставлявшаяся странам Варшавского Договора, мало отличалась от базового самолета 32-23 для ВВС СССР и сохранила возможность нести ядерное оружие. Болгарские МиГ-23БН были сняты с вооружения в 2000 году. Самолет с опознавательными знаками нового образца, представленный на снимке, стоит в одном ряду с учебно-боевыми МиГ-23УБ и перехватчиками МиГ-23МЛД.
В носовой части МиГ-23БН размещалась прицельная система "Сокол-23Н" - усовершенствованный вариант системы "Сокол-23", использовавшейся на МиГ-23Б. За окном в носовой части был установлен лазерный дальномер "Фон", а сверху по правому борту носового обтекателя крепился ПВД. Снизу носовой части стояла антенна РСБН. По бортам перед отсеком носовой стойки шасси имелись обтекатели, закрывавшие антенны системы предупреждения об облучении "Сирена". Болгарский МиГ-23БН на снимке несет 18 100-кг фугасных авиабомб ФАБ-100.
Сирия
Сирия продолжает активно использовать МиГ-23БН
МиГ-23 ВВС Сирии
10 июля 2012 г. ВВС Асада провели учения с боевыми стрельбами в качестве «самого последнего предупреждения» повстанцам. МиГ-23БН отрабатывают пуски тяжелых НАР