Мировая Авиация 110
-
Изображен Су-25 с бортовым номером "29" красного цвета, дислоцированный в конце 1980-х годов на авиабазе Баграм (символика самолета соответствует 1988 году). В конце 1980-х годов масштабы действий ограниченного контингента достигли своего пика, неоднократно самолеты советских ВВС непреднамеренно вторгались в воздушное пространство Пакистана.
Су-25 способен нести на 10 подкрыльевых узлах подвески широкий ассортимент боевой нагрузки. В Афганистане обычно подвешивали две или четыре НАР С-24 на внешних пилонах и бомбы - на внутренних.
Угловатый Су-25 стал знаменитым в Афганистане. На этом самолете подвешены два дополнительных топливных бака и четыре мощных неуправляемых ракеты С-24.
Штурмовик проектировался с учетом получения боевых повреждений от огня стрелкового оружия, малокалиберных пушек и даже ракет ПЗРК. В Афганистане Су-25 показал себя очень живучим самолетом. Относительные потери штурмовиков были меньше, чем самолетов любого другого типа.
Для противодействия ПЗРК, особенно FIM-82A Stinger, количество тепловых ловушек на Су-25 увеличили вдвое, со 128 до 256, путем установки четырех блоков на мотогондолах.
Наряду с Auster и Chipmunk, Beaver AL.Mk 1 XP820 представляет "самолетную" составляющую исторического звена армейской авиации. Демонстрация коротких взлета и посадки входят в обязательную программу показательных полетов самолета.
В июле 1940 года этот Do 17Z из 9-го стаффеля 76-й эскадры (9./KG-76) принимал участие в налетах на аэродромы британских ВВС в Кенте.
Dornier Do 17Z-2
В Испании Dornier Do 24 служили и в послевоенный период, хорошо себя проявив в поисково-спасательной службе.
Dornier Do 24
F/A-18A с двумя ПКР Harpoon на испытаниях в Центре боевого применения вооружения ВМС США.
Противокорабельный вариант. В типовом противокорабельном варианте боевой нагрузки на F/A-18 подвешиваются две ПКР AGM-84 Harpoon с дальностью полета 120 км. Ракеты AGM-84 с высокой эффективностью были использованы у берегов Ливии и в ходе операции "Буря в пустыне". Две УР "воздух-воздух" Sidewinder предназначены для самообороны.
Операции в Боснии. На самолете подвешены одна бомба Mk 82 под фюзеляжем, УР AGM-65 на левом внешнем подкрыльевом пилоне и КАБ GBU-16 на правом внешнем подкрыльевом пилоне. На левом подфюзеляжном пилоне подвешен контейнер с ИК-аппаратурой целеуказания Nite Hawk. С таким вариантом боевой нагрузки Hornet мог поражать практически любые цели в гористой местности на территории Боснии. Две УР "воздух-воздух" Sidewinder предназначены для самообороны.
Классический снимок Hunter - GA.Mk 11 британских ВМС наносит удар неуправляемыми ракетами. Морские Hunter, спроектированные на основе F.Mk 4, отличались наличием тормозного гака, который предназначался для аварийного торможения на аэродроме, а не для посадки на палубу авианосца.
Второй прототип P.1067 с двигателем Avon. На первый прототип позже в целях попытки превысить мировой рекорд скорости установили двигатель R.A.7R Avon с форсажной камерой.
WB202 - третий прототип Hunter и первый, оснащенный двигателем Sapphire. Данный двигатель значительно превосходил Avon первых вариантов, но решение фирмы "Hawker" в пользу двигателей "Rolls-Royce" привело к тому, что с двигателями Sapphire построили всего 150 Hunter (Mk 2 и 5).
WT555 - первый серийный Hunter F.Mk 1, подобно другим первым серийным Hunter был задействован в программе летных испытаний. Ha F.Mk 1 (но не на F.Mk 2) отмечалась неустойчивая работа двигателей при стрельбе из пушек из-за попадания пороховых газов в воздухозаборники.
Mk 6 проектировался как чистый истребитель с двигателем Avon 203 и обтекателями над контейнерами сбора звеньев снарядных лент.
В последние годы своей карьеры в британских ВВС Hunter использовался как истребитель-бомбардировщик FGA.Mk 9. Над соплом двигателя FGA.Mk 9 смонтирован контейнер с тормозным парашютом.
Hunter F(GA) Mk.9 XF523 of 54 Sqn
На фотографии - четверка самолетов, задействованных в программе летных испытаний. Ведущий - прототип T.Mk 7 (XJ615, обратите внимание на две пушки ADEN); левый ведомый - F.Mk 6, на котором испытывались крыльевые баки на законцовках; крайний левый ведомый - F.Mk 6, предназначенный для испытаний сбрасываемых подкрыльевых баков; правый ведомый - F.Mk 4 с УР Fireflash.
Hurricane Mk I P3878/ YB-W оформлен как самолет флаинг-офицера Берд-Уилсона из 17-й эскадрильи периода битвы за Британию. В настоящее время на вооружении 17-й эскадрильи состоят истребители Eurofighter Typhoon, которые выполняют совместные с "Мемориальным звеном" полеты в Конингсби.
В начале 1990-х годов вместе с историческими летательными аппаратами звено демонстрировало и современную технику, такую как вертолеты Lynx и Gazelle. Ведущий группы - Auster AOP.Mk 9 XR244.
В начале 1990-х годов вместе с историческими летательными аппаратами звено демонстрировало и современную технику, такую как вертолеты Lynx и Gazelle. Ведущий группы - Auster AOP.Mk 9 XR244.
Увеличение численности Spitfire. Количество пригодных к полетам Spitfire в "Мемориальном звене битвы за Британию" увеличено до пяти за счет поступления в 1998 году LF.Mk IXE MK356. В звене также имеются оснащенный мотором Merlin вариант Mk II P7350, старейший из летающих Spitfire LF.Mk VB AB910 (фото), оснащенные моторами Griffon самолеты PR.Mk XIX PM631 и PS915.
Hawker Sea Fury FB.Mk 11 выполняет впечатляющий пилотаж, демонстрируя возможности одного из лучших британских поршневых истребителей. Самолеты данного типа состояли на вооружении авиации британских ВМС в 1948-1961 годах.
Sea Hawk FGA.Mk 6 блистает символикой 806-й эскадрильи авиации британских ВМС. В состав исторического звена Королевского флота истребитель был включен в сентябре 1982 года. Сейчас это единственный в мире пригодный к полетам Sea Hawk.
Первым H-3 для ВВС США стал CH-3A (бывший SH-3A ВМС США), который использовался для радиолокационного обеспечения.
По новой единой для всех ВС США системе обозначений авиационной техники, принятой в 1962 году, HSS-2 стал именоваться SH-3A. Снимок трех SH-3A ранней постройки из состава ВМС США сделан в 1960-е годы.
147137 - прототип XHSS-2. Первый полет прототип выполнил 17 марта 1959 года под обозначением HS2S-1, но вскоре обозначение изменили на HSS-2 по типу обозначения вертолета HSS-1 Seabat (S-58), которое подчеркивало унификацию по редуктору и несущей системе S-62 и S-61. Фактически, с точки зрения технологии производства, HSS-2 и HSS-1 не имели между собой ничего общего.
Девять RH-3A стали первыми в ВМС США вертолетами-тральщиками, оснащенными оборудованием для буксирования минных тралов. Но для успешного траления мощности силовой установки оказалось недостаточно, и им на смену пришли RH-53.
Двухмоторный вариант многие покупатели, например ВВС Испании, заказали в дополнение к одномоторному Do 27.
Lancaster PA474 из "Мемориального звена" - один из двух летающих в настоящее время таких самолетов. Второй принадлежит канадскому Музею военных самолетов.
Lancaster PA474 был построен как B.Mk 1, а в 1946 году прошел модернизацию в PR.Mk 1. В 1954-1963 годах самолет использовался как летающая лаборатория для испытаний аэродинамических профилей крыльев и оперений, секции аэродинамических поверхностей монтировались вертикально над фюзеляжем. В состав звена самолет вошел в ноябре 1973 года.
С конструктивной точки зрения Do 23 почти не отличался от Do 11 и Do 13.
Все МиГ-23БН с вооружения ВВС Индии к настоящему времени уже сняты, но эксплуатация МиГ-27 продолжается. Программа модернизации МиГ-27 ВВС Индии завершилась в 2009 году. Самолеты получили новое БРЭО, в кабинах установлено по два цветных многофункциональных индикатора.
На вооружении ВВС ГДР состояли 24 истребителя-бомбардировщика МиГ-23, уцелевшие самолеты по наследству перешли к ВВС ФРГ, где их или утилизировали, или выставили на продажу.
Толстая накладная броня была установлена на бортах фюзеляжей большинства МиГ-23БН/27. На фотографии бывшего восточногерманского МиГ-23БН хорошо видна бронеплита фюзеляжа, а также антенна системы постановки помех и приемник воздушных давлений. На фонаре кабины установлено большое зеркало для обзора задней полусферы.
СССР проводил сходную с США политику в области экспорта вооружения и военной техники. На фотографии - МиГ-23БН (не "БК"), ранее принадлежавший ВВС ГДР, с опознавательными знаками ВВС ФРГ.
A320-100. "British Airways" и "Air France" - единственные авиакомпании, закупившие новые A320-100. Компания BA окончательно сняла с эксплуатации свои машины в 2007 году. G-BUSC - один из пяти самолетов (всего было десять самолетов), снятых с эксплуатации в том году. Первый полет этот лайнер выполнил 4 декабря 1987 года, после прекращения полетов самолет продали на слом.
Болгарская компания "Air VIA" в 2006 году заменила Ту-154 лайнерами A320. К 2010 году пять Airbus выполняли все чартерные рейсы компании. Многие восточноевропейские операторы посчитали A320 экономной заменой для Ту-154.
Дальний Восток и Австралия. Другой крупный оператор - компания "AirAsia" из Малайзии, заказавшая 175 лайнеров. "Indian Airlines" эксплуатирует 86 самолетов, "IndiGo Airlines" заказала 10 самолетов, "Kingfisher Airlines" и "Kingfisher Red" - соответственно 32 и 55, "Tiger Airways" из Сингапура - 66. К мелким операторам относится "Bangkok Air" с тремя A320 (фото) и шестью A319. Крупнейшим австралийским эксплуатантом является "Jetstar Airways", 33 лайнера A320 которой в 2010 году выполняли рейсы в Австралию, Новую Зеландию и Азию.
Ближний Восток. Средний Восток стал важным рынком сбыта A320, особенно когда в регионе разразился бум пассажирских авиаперевозок. В последние десять лет здесь были образованы несколько новых авиакомпаний, заказавших большое количество A320. Так "Air Arabia" и "Jazeera Airways" заказали 44 и 40 самолетов A320. Ранее существовавшие компании "Gulf Air", "Qatar Airways" и "Saudi Arabian Airlines" наращивают свои авиапарки. "Gulf Air" из Бахрейна получила первый из 10 заказанных A320 в 1992 году, самолеты поставлялись в 136- и 158-местных вариантах. В середине 2008 года были заказаны еще 15 A320, подписан контракт на 6-летний лизинг у ILFG двух A319-100.
Африка. Многие авиакомпании Африки используют самолеты семейства A320, хотя здесь парк самолетов данного типа меньше, чем в других регионах мира. A320 популярны у ведущих авиакомпаний Северной Африки, включая "Air Libya", "Egyptair" и "Tunis Air" (фото). Одним из крупнейших эксплуатантов региона является "South African Airways", получившая в ноябре 1991 года семь A320 со сроком эксплуатации до 2011 года. В 1992 году компания заказала 11 машин A319-100 и еще 15 - A320-200, хотя затем контракт на A320-200 был разорван. Первый A319 компания получила 24 августа 2004 года, самолеты предназначались для замены Boeing 737-200 на внутренних и региональных линиях. Самолеты эксплуатируются в конфигурации с салонами двух классов: на 25 мест в бизнес-классе и 95 мест в эконом-классе.
Индия свои МиГ-27 постоянно совершенствовала, обновляя бортовое оборудование. Так самолеты получили новое БРЭО, построенное вокруг центральной ЭВМ, инерциальные навигационные системы, приемники спутниковых навигационных систем, индикатор с цифровой картой местности, усовершенствованный ПрНК.
Изображенный Avro 504K в 1918 году состоял на вооружении 8-й тренировочной эскадрильи британских ВВС. После окончания войны самолетный парк британских ВВС подвергся резкому сокращению, в результате которого большое количество Avro 504K по самой низкой цене продали гражданским организациям.
В межвоенный период огромный популярностью пользовалась аренда самолетов для воздушных прогулок. Именно с такой целью в 1924 году использовала этот G-EBIZ фирмой "Cornwall Aviation Company". Из британского регистра самолет исключили в августе 1935 года. "Cornwall Aviation Company" основали капитан Персиваль Филипс и Ф. Л. Хилл, парк кампании состоял из пяти Avro 504.
Единственный летающий Avro 504 сохранился в Великобритании в коллекции Шаттлуорта. Изначально самолет представлял собой 504N со звездообразным мотором, но потом он был модернизирован в 504K с ротативным двигателем Gnome.
Первым самолетом авиакомпании QANTAS стал 504K. Купленный за 1500 фунтов стерлингов аэроплан собрали в Маскоте местные представители "Avro". Самолет мог перевозить двух пассажиров и в 1921-1922 годах использовался как воздушное такси.
Martin РВМ Mariner эскадрильи VP-74, начало 1942 года. Компания "Glenn Martin Со." обладала богатым опытом производства патрульных летающих лодок. Mariner по своим характеристикам и возможностям превосходил строившуюся массово летающую лодку Consolidated PBY Catalina.
Martin PBM-5 Mariner авиации ВМС Уругвая, Пунта-дель-Эте, 1956-1963 годы.
Mariner из VR-2 использовались для перевозки людей и грузов по маршрутам авиакомпании "Pan American". На фотографии - PBM-3R выполняет взлет в Сан-Диего перед очередным трансатлантическим рейсом, май 1943 года.
Начало эксплуатации Mariner пришлось на последний предвоенный год, когда VP-55 (в 1941 году переформирована в VP-74) получила 13 PBM-1, a VP-56 (позже Атлантическая тренировочная эскадрилья) - шесть PBM-1. PBM-1, подобно этой машине из VP-56, стали одними из последних гидросамолетов, получивших броскую предвоенную окраску.
Mariner GR.Mk 1 (General Reconnaissance) состояли на вооружении единственной эскадрильи британского Берегового командования - 524-й. Снимок сделан 7 декабря 1943 года в день расформирования эскадрильи.
Martin PBM выпускалась в нескольких специализированных подвариантах: -3R - транспортный, -3 и -5E - радиотехнической разведки, -5G - для Береговой охраны. Обозначение "5" получали противолодочные модификации. На фотографии - PBM-3S, окрашенная в серый и белый цвета лодка выполнила посадку в акватории порта Норфолк, 1944 год.
В годы войны на Mariner Береговой охраны было установлено вооружение, самолеты неоднократно обнаруживали германские субмарины. Эта PBM-3S "Frisco-Dog" в апреле 1945 года базировалась в Сан-Франциско.
После длительной эксплуатации в нескольких модификациях Do 27 снят с вооружения Люфтваффе.
На фотографии - CH-3C (62-12577). CH-3C стал первым вариантом H-3 для ВВС США. CH-3 создан на основе нереализованного проекта HR3S-1 для КМП и предназначался для эвакуации мишеней и транспортных перевозок. Развитием CH-3 стал поисково-спасательный HH-3E.
Одним из малоизвестных летательных аппаратов, состоявших в послевоенные годы на вооружении армейской авиации Британии был вертолет Aerospatiale Alouette II. Большую часть своей карьеры данная машина провела на Кипре.
Несколько бомбардировщиков Do 17E-1 (на рисунке) и разведчиков 17F-1 принимали участие в гражданской войне в Испании и эксплуатировались до 1940-х годов.
Поисково-спасательная летающая лодка Do 18G-1 из 6,/Seenotstaffel, центральное Средиземноморье, 1941-1942 года.
Dornier Do 18
Заднюю кабину Do 22 занимали стрелок и радист, только передняя половина их кабины закрывалась фонарем.
Югославские гидросамолеты Do 22Kj с 3 июня 1941 года по 23 апреля 1942 года действовали с захваченной британской базы Абукир.
Второй из двух Fairey Swordfish исторического звена флота - Mk l W5856 постройки "Blackburn". Снимок сделан в финале показательного полета - экипаж отдает честь при развернутом флаге ВМС.
V5 - прототип восьмиместной лодки Do 26C был принят на вооружение Люфтваффе.
Предназначенная для укрытия авиации Швеции от потенциальных агрессоров система BAS 90 должна была разворачиваться только во время конфликта. Самолеты рассредотачивались по замаскированным базам. С этих баз они должны будут наносить удары по врагу.
Каждый самолет обслуживал расчет из шести человек, пункты обслуживания были рассредоточены по всей базе. Самолеты легко перемещались из одного такого пункта в другой. Обслуживание производилось скрытно.
На JA 37 Viggen подвешены учебные ракеты BAeD Rb 71 Sky Flash и Rb 24J (AIM-9J) Sidewinder с инертными боевыми частями. Данный вариант боевой нагрузки являлся штатным для Viggen в варианте перехватчика, хотя обычно под фюзеляжем еще подвешивался топливный бак для увеличения продолжительности полета.
Самолеты Viggen работали не только с небольших рассредоточенных ВПП, но также с основной полосы, рядом с которой были построены укрытия для истребителей дежурных звеньев. Система обмена информацией позволяла пилоту Viggen отслеживать тактическую ситуацию в воздухе, даже если он находился на земле.
По плану BAS 90 самолеты Viggen нередко базировались в укрытиях, расположенных недалеко от автодорог. Для перемещения самолетов из одного укрытия в другое также использовались участки шоссе. Типовая авиабаза BAS 90 занимала площадь 20 х 90 км и обслуживалась личным составом Basbataljon 85 численностью порядка 2000 человек.
Самолет взлетает с ВПП "V90". Данные ВПП длиной 800 м и шириной 17 м практически не отличались от автодорог. ВПП строились из усиленного бетона и были соединены между собой и с основной ВПП асфальтовыми рулежными дорожками.
Хорошо заметные бортовой номер и треугольник наносились на большинство Viggen на период учений. Бортовой номер продублирован на верхних поверхностях крыла. На Viggen ВВС Швеции никогда не наносились малозаметные номера и опознавательные знаки, получившие распространение в большинстве ВВС западных стран. А вот эмблемы подразделений наносились на самолеты крайне редко, хотя на киле данного JA 37 изображена эмблема 4-й флотилии.
Подобно самолетам НАТО и стран Варшавского договора в эпоху холодной войны перед Viggen стояла задача перехвата любых нарушителей воздушного пространства и самолетов, пролетавших в непосредственной близости от границ Швеции. Разведчики выполняли фотографирование кораблей и судов, на снимке - разведчик AJSF 37.
На SF 37 в носовой части фюзеляжа стояли три фотокамеры, и была предусмотрена возможность подвески контейнера с аппаратурой для ночной фотосъемки (как на этом снимке). Фотоаппараты в носовой части фюзеляжа предназначались для съемки с малых высот, для высотного фотографирования использовалась камера с объективом с фокусным расстоянием 600 мм, установленная вертикально. Тактика выполнения аэрофотосъемки постоянно совершенствовалась, стало возможным выполнять высотную съемку с высоким качеством без пролета непосредственно над объектом разведки.
Разведывательные контейнеры для Viggen. Существовало два разведывательных варианта Viggen: SH 37 для морской и SF 37 для наземной разведки. На SH 37 стоял аэрофотоаппарат RKA40, и была предусмотрена возможность подвески контейнера с аппаратурой для ночной разведки по правому или левому борту, контейнера с оптоэлектронным оборудованием LOROP с фотоаппаратом SKA 24D (фокусное расстояние 600 мм) на правом подфюзеляжном пилоне (фото слева).
На SF 37 контейнеры с разведывательным оборудованием подвешивались на пилоны под фюзеляжем (фото справа). Левый контейнер - "Morkerspaningskapsel" с тремя фотоаппаратами SKA 34 (фокусное расстояние 74 мм) обеспечивал поле зрения 120°. Правый контейнер - "Blixtkapsel" с конденсаторами, заряжавшимися от бортовой сети самолета и предназначенными для питания вспышек фотоаппаратов при фотосъемке с высот до 500 м.
JA 37 Jaktviggen. На рисунке конца 1980-х годов изображен самолет из авиакрыла F4 (Flygflottilj Jamtland) военного командования NN ("Северный Норрланд"). Самолет камуфлирован по схеме ПВО в два оттенка серого цвета, таким образом окрашивалась значительная часть JA 37. Опознавательные знаки ВВС Швеции изображены в шести местах: на верхних и нижних поверхностях каждой плоскости крыла и по бортам носовой части фюзеляжа. На вооружении 4-й флотилии JA 37 состояли с августа 1983 года. Флотилию планировали перевооружить на JAS 39 Gripen, и летный состав уже приступил к переучиванию. Но новый этап сокращений военного бюджета привел к расформированию флотилии. Две эскадрильи JA 374-й флотилии прекратили существование в 2004 году.
SH 37 Viggen
NH-3A (148033) предназначался для исследований в области полетов с большими скоростями по совместной программе ВМС и Армии США. На вертолете установлены крыло небольшого размаха и дополнительные турбореактивные двигатели.
Sikorsky S-61F high-speed research helicopter, in first flight configuration without wings
В начале 1990-х годов вместе с историческими летательными аппаратами звено демонстрировало и современную технику, такую как вертолеты Lynx и Gazelle. Ведущий группы - Auster AOP.Mk 9 XR244.
В ВМС ФРГ на смену Do 28D пришел Dornier 228-212. Самолеты данного типа используются как связные и транспортные.
Комбинация короткого взлета и посадки с существенной полезной нагрузкой сделала Do 28D популярным самолетом общего назначения.
Dornier Do 28D Skyservant
Пилот Do 29 располагался в носовой части фюзеляжа на катапультном кресле Martin-Baker.
На момент проектирования двухместного P.1101 (T.Mk 7) размещение членов экипажа бок о бок вышло из "авиационной моды". На фотографии представлен самолет в исходной конфигурации, но проблемы с обтеканием кабины заставили конструкторов установить развитый гаргрот.
Данный Hornet несет на внешней подвеске КАБ с лазерным наведением GBU-12 Paveway II, AGM-154A JSOW и УР AIM-9. Смешанный вариант боевой нагрузки обеспечивает гибкость его использования в неожиданно возникшей ситуации.
Для наведения JDAM на цель используется спутниковая навигационная система. GPS не обеспечивает той точности, которую дает лазерная система, но зато она независима от степени прозрачности атмосферы. С другой стороны GPS уязвима к помехам в радиодиапазоне.
F/A-18D выруливает на исполнительный старт авиабазы Аль-Асад в Ираке. Асимметричная нагрузка включает две КАБ GBU-12 на общем держателе и одну УР AGM-65.
Интересно сравнить AGM-65 с более современной ракетой Brimstone, используемой британскими Tornado. Данная ракета планируется как замена AGM-65, но возможно F/A-18 снимут с вооружения еще до поступления в войска ракет Brimstone.
Самой известной частью британских ВВС, эксплуатировавшей Avro 504N, стала Центральная авиационная школа. Данный самолет использовался школой с 1931 года. На фотографии хорошо виден колпак, который в раскрытом положении закрывал кабину курсанта.
THE AVRO-LYNX: A development of the 504, this machine differed mainly in the engine unit and undercarriage.
Известный как Lynx-Avro, 504N сменил 504K в пяти авиационных школах британских ВВС. Самолеты также использовались во Вспомогательных ВВС в качестве связных самолетов и как учебные в авиационных эскадрильях университетов.