Dornier Do.17Z / Do.215
Варианты:
Dornier - Do.17Z / Do.215 - 1939 - Германия
Страна: Германия
Год: 1939


Средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Описание:
Do.17Z / Do.215
Do.215
Dornier Do 17
Dornier Do 215
Фотографии

Do.17Z / Do.215

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К.Дорнье. Первый полет совершил 23 ноября 1934 г. Серийное производство начато в декабре 1936 г. Строился на заводах "Дорнье" (Левенталь, Манцель, Аллмансвейлер), "Зибель" (Галле), "Хеншель" (Берлин), "Државна фабрика авиона" (Кралево, Югославия). Всего выпущено 524 Do 17 (включая разведчики и ночные истребители).
Состоял на вооружении в Германии с начала 1937 г., в Болгарии и Югославии - с 1940 г., в Хорватии и Финляндии - с 1942 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
  - Do 17E с моторами BMW VI, вооружение 2x7,9, бомбы до 750 кг;
  - Do 17M с моторами Брамо 323A-1, усиленным планером, вооружение 3x7,9, бомбы до 1000 кг;
  - Do 17K с моторами GR14N1/2, экспортный вариант для Югославии с удлиненной носовой частью, вооружение 1x20+4x7,69, бомбы до 1000 кг;
  - Do 17Z с моторами Брамо 323, новой носовой частью, вооружение 4(6)х7,9, бомбы до 1000 кг.
Впервые были применены как разведчики и бомбардировщики в Испании весной 1937 г. Позднее Do 17 участвовали в Польской и Норвежской кампаниях, в "битве за Англию", вторжении в Югославию и Грецию (апрель 1941 г.). В Югославии применялись с обеих сторон - и югославами, и немцами. С июня по декабрь 1941 г. Do 17Z использовались в боевых действиях против СССР. Далее Люфтваффе перевело их на выполнение учебных и вспомогательных задач. Хорватские Do 17Z служили на советско-германском фронте с декабря 1941 г. до ноября 1942 г. Финские ВВС эксплуатировали Do 17Z-2 в 1942-1944 гг. Болгарские самолеты воевали против немцев в сентябре - ноябре 1944 г. при очистке территории страны от войск Германии, а также позднее как разведчики.
Производство Do 17 прекращено летом 1940 г. Снят с вооружения в Германии- в начале 1945 г., в Хорватии - в 1943 г., в Болгарии - в 1946 г., в Финляндии - в 1948 г.


Do 17Z-2||
Размах:||18,0 м
Длина:||15,8 м
Моторы, количество х мощность:||2x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8800 кг
Максимальная скорость:||410 км/ч
Практический потолок:||8200 м
Дальность:||1160 км

Do.215

Дальний разведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Экипаж - 4 чел. Первоначально проектировался как экспортный вариант бомбардировщика Do 17Z, созданного в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К. Дорнье. Три Do 17Z-0 установочной серии в 1939 г. переделали в опытные образцы Do 215, отличавшиеся типами двигателей. Наилучшим оказался Do 215V3 с моторами DB 601A.
С конца 1939 г. завод "Дорнье" в Левентале начал собирать бомбардировщики Do 215A-1 по заказу Швеции. Однако, самолеты были реквизированы Люфтваффе и переделаны в дальние разведчики Do 215B-0 и В-1, несколько отличавшиеся друг от друга по оборудованию. Впоследствии производство продолжили модификацией В-4. Всего собрали 101 Do 215, включая 20 ночных истребителей В-5.
Do 215 находился на вооружении в Германии с января 1940 г., в Венгрии - с начала 1942 г.
Двигатели - DB 601A. Вооружение 6x7,9, бомбы до 250 кг (в перегрузку - до 500 кг).
Первые Do 215 начали вести разведку объектов в Великобритании с баз в Северной Норвегии с апреля 1940 г. Почти все Do 215 использовались специальными разведывательными группами Главного командования Люфтваффе, занимавшимися стратегической разведкой. Над территорией Советского Союза они появились еще в 1940 г., когда с высоты фотографировали пограничные районы Украины, Белоруссии и Прибалтики. В начале Великой Отечественной войны эти машины совершали глубокие рейды вглубь нашей страны, в частности снимали Москву и Ленинград.
Советский Союз в 1940 г. приобрел два самолета типа Do 215B-3. Они прошли программу испытаний в НИИ ВВС. После начала войны их включили в специальный разведывательный полк, укомплектованный иностранной техникой, однако никакой информации о его боевом использовании нет.
Венгры имели одну эскадрилью самолетов Do 215B-4. Венгерские машины действовали с июля 1942 г. на советско-германском фронте - на Украине и на подступах к Сталинграду.
Do 215B-4 сняли с производства в конце 1940 г. С вооружения Люфтваффе их сняли в 1942 г., венгерских ВВС - в 1943 г.


Do 215B-1||
Размах:||18,0 м
Длина:||15,8 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1100 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8800 кг
Максимальная скорость:||467 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность (с дополнительным баком в бомбоотсеке): 2400 км||

Dornier Do 17

Варианты

<...>
  Do 17Z: самый массовый вариант Do 17, в 1939-1940 годах построили 525 самолетов; Do 17Z строился в нескольких подвариантах:
  - единственный Do 17Z-0, аналогичный Do 17S с моторами Bramo-323A-1 мощностью по 900 л.с. и оборонительным вооружением из трех MG 15;
  - на Do 17Z-1 установили в носовой части дополнительный пулемет, но мощности силовой установки не хватало и бомбовую нагрузку ограничили массой 500 кг;
  - установка на Do 17Z-2 моторов Bramo 323P мощностью по 1000 л. с. позволила вновь довести бомбовую нагрузку до 1000 кг и установить восемь оборонительных пулеметов. Всего построено 500 Do 17Z-1 и Do 17Z-2;
  - 22 разведчика Do 17Z-3 с фотоаппаратами Rb50/30 или Rb20/30;
  - один Do 17Z-4 (учебный самолет с двойным управлением, близкий Do 17Z-2);
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dornier Do 17Z-2

  Тип: средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: два звездообразных мотора Bramo 323P мощностью по 1000 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1220 м - 410 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4000 м - 300 км/ч; время набора высоты 1000 м - 3 мин 18 с; практический потолок 8200 м; дальность 1160 км
  Масса: пустого 5210 кг, максимальная взлетная 8590 кг
  Размеры: размах крыла 18,00 м; длина 15,80 м; высота 4,55 м; площадь крыла 55,00 м1
  Вооружение: четыре или восемь 7,92-мм пулеметов MG15, до 1000 кг бомб в бомбоотсеке

Dornier Do 215

Демонстрация прототипа бомбардировщика Do 17 (Do 17 V4) на международной авиационной встрече в Цюрихе в 1937 году вызвала значительный интерес со стороны зарубежных заказчиков, а появление в следующем году усовершенствованного варианта Do 17Z еще больше подогрел его. "Dornier" получила разрешение на продажу модификации Do 215, которая практически не отличалась от Do 17Z Люфтваффе за исключением оборудования, устанавливаемого по требованию заказчика. Чтобы обеспечить продвижение самолета на внешнем рынке, один из предсерийных Do 17Z-0 получил обозначение Do 215 V1 и использовался в качестве демонстрационной машины.
  Первой страной, проявившей серьезный интерес к Do 215, была Югославия, и "Dornier" оснастила один из Do 17Z-0 парой радиальных двигателей Gnome-Rhone 14N-1/2, как и на югославских Do 17K. Но с такой силовой установкой Do 215 V2 практически не превосходил по характеристикам Do 17K, и "Dornier" построила третий самолет - Do 215 V3. Он был оснащен рядными двигателями DB 601A мощностью по 1075 л. с. (802 кВт), вращавшими трехлопастные металлические винты изменяемого шага VDM. Эта машина поднялась в воздух в начале 1939 года и продемонстрировала заметно лучшие характеристики, чем у двух прототипов и любого из вариантов Do 17.
  Несколько стран пожелали приобрести Do 215, но до начала Второй мировой войны успела разместить заказ лишь Швеция, которой французское правительство отказало продать бомбардировщики Breguet Bre.694. Шведские ВВС заказали 18 четырехместных Do 215A-1, близких по конструкции к Do 215 V3 и способных нести максимальную бомбовую нагрузку 1000 кг. "Dornier" только успела начать работы над этими машинами, когда германское руководство наложило эмбарго на их поставки и приказало закончить самолеты в варианте дальнего разведчика с обозначением Do 215B-0 и Do 215B-1 для предсерийных и серийных самолетов соответственно. С января 1940 года самолеты начали поступать в 3-ю разведывательную эскадрилью Люфтваффе. В апреле 1940 года подразделение было переброшено в только что захваченную фашистами Норвегию, чтобы вести разведку над севером и западом Европы. Тем временем Люфтваффе решили, что Do 215 может стать заменой для Do 17 и выдали заказ на дальнейшее совершенствование машины. Чистый бомбардировщик Do 215B-2 так и остался в проекте, а два самолета, получивших обозначение Do 215B-3, были поставлены СССР в рамках советско-германского соглашения 1939 года. Следующим серийным вариантом стал Do 215B-4.
  Принятая на вооружение в марте 1940 года, эта модификация отличалась от Do 215B-1 расположением фотокамер (одна камера Rb 50/30 под нижним пулеметом и одна камера Rb 20/30 в посадочном люке экипажа под носовой частью фюзеляжа). Do 215B-4 был разведчиком-бомбардировщиком и при полете на малую дальность мог нести в бомбоотсеке две 250-кг бомбы SC250 или 10 50-кг бомб SC50. При полете на среднюю дальность эти показатели уменьшались вдвое, а при полете на полный радиус в бомбоотсеке устанавливался дополнительный топливный бак. Выпуск Do 215B-1 и Do 215B-4 для Люфтваффе завершился в начале 1941 года. Из запланированных 92 самолетов построили только 72, попавших исключительно в разведывательные подразделения. Немцы начали снимать Do 215B-1 и Do 215B-4 с вооружения осенью 1941 года, а в начале 1942 года четыре Do 215B-4 были переданы ВВС Венгрии. Эти машины использовались для ведения стратегической разведки до конца 1942 года.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dornier Do 215B-1

  Тип: средний бомбардировщик/разведчик с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: два двигателя жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601 Aa мощностью по 1100 л. с. (820 кВт)
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 5000 м - 470 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4000 м - 410 км/ч; начальная скороподъемность 365 м/мин; потолок 9000 м; дальность полета с дополнительными топливными баками 2445 км; радиус действия с максимальной бомбовой нагрузкой 380 км
  Масса: пустого 5775 кг; максимальная взлетная 8800 кг
  Размеры: размах крыла 18,00 м; длина 15,80 м; высота 4,55 м; площадь крыла 55,00 м2
  Вооружение: два неподвижных или подвижных 7,92-мм пулемета MG15 в ветровом козырьке, один или два подвижных 7,92-мм пулемета MG15 в носовой части, два 7,92-мм пулемета MG15 в кинжальных стрелковых точках по бортам кабины и по одному 7,92-мм пулемету MG15 в верхней и нижней стрелковых точках; до 1000 кг бомб в двух бомбоотсеках
Dornier Do 17Z-2 Kampfgeschwader 3
Do 17Z-2 (U5 + BH) of l/KG 2 at Tatoi, Greece, May 1941.
Дорнье Do 17Z-2 из 3./KG2
Dornier Do 17Z из 4./KG 2, дислоцированного в августе 1940 года в Аррасе и входившего в состав II группы 2-й бомбардировочной эскадры "Holzhammer". Командир группы - обер-лейтенант Пауль Вейткус, командир эскадры - полковник Йоханнес Финк.
A Do 17Z-2 (5K + FD) of Stab III/KG 3 based at Heiligenbeil, East Prussia. September 1939
Dornier Do 17Z-2. Do 17, наряду с Не 111, был основным дальним бомбардировщиком Люфтваффе. Этот слабо вооруженный и плохо защищенный самолет, тем не менее, неплохо показал себя в условиях отсутствия серьезного противодействия со стороны противника. На рисунке изображен самолет III группы 3-й бомбардировочной эскадры, базировавшейся в Хейлигенбейле, Восточная Пруссия.
Dornier Do 17Z-2 из 7./KG 3, Восточный фронт, зима 1941-42гг.
Do 17Z-2 (5K + HU) of 10.(kroat)/KG 3, Central Sector of Eastern Front, December 1941.
Do 17Z-2 ZG 26 "Horst Wessel" (Северная Африка, 1942 год)
В июле 1940 года этот Do 17Z из 9-го стаффеля 76-й эскадры (9./KG-76) принимал участие в налетах на аэродромы британских ВВС в Кенте.
Do 17Z-1 из состава LeLv 46 - участник налетов на Левашово в феврале-марте 1944г.
Do 17Z-3 из картографического звена группы LeLv 46 финских ВВС. Онттола, апрель 1943 г.
Do 17Z-3 of PLeLv 43 (formerly PLeLv 44) photographic flight, Finnish Ilmavoimien, Malmi, July 1948
Разведчик Do 215B-3 из 3./Aufkl.Gr.Ob.d.L. Самолет был сбит 11.08.1941г.
Do 215B-4 из АЭ дальней разведки 1 ./1 Королевских ВВС Венгрии. Восточный фронт, Амасовка, август 1942 г.
Do.17Z
Хотя в нападении на Польшу участвовало несколько Do 17M-1, большинство подразделений этих средних бомбардировщиков было укомплектовано усовершенствованными Do 17Z. Новая передняя часть фюзеляжа, усиленная бронезащита и улучшенное защитное вооружение были внедрены после военных действий в Испании. Также активны были разведывательные Do 17P-1.
Dornier Do 17 был одним из трех типов средних бомбардировщиков, используемых Люфтваффе в ходе наступления на западе. Они бомбили аэродромы и линии коммуникаций союзников, постепенно сводя на нет силы ВВС Франции и AASF.
Бомбовая нагрузка одного Do 17Z была не очень велика, но самолеты сыграли важную роль в германском блицкриге в мае 1940 года.
Do.17Z
Do 17Z-2 из 2-го боевого авиаполка над Средиземным морем.
Do 17Z-2 появился в 1939 году. Эти две машины были одними из последних, применявшихся Люфтваффе на Восточном фронте (1942 год, 15-я (хорватская) эскадрилья 53-й бомбардировочной эскадры).
A Do 17Z-2 of the Wing Staff Flight of KG3 drones past the camera aircraft another Do 17Z of the same flight.
2-я бомбардировочная эскадра была единственной, вооруженной Do 17, оставшейся в Западной Европе после вторжения в СССР. На фотографии - самолет штабной эскадрильи эскадры, 1940 год.
Строй Do 17Z на пути в Англию. 1940 г. Бомбардировщики "Дорнье" Do 17Z (на снимке), "Юнкерс" Ju 88 и "Хейнкель" Не 111 сыграли главную роль в ударах по французским, бельгийским и голландским аэродромам 10 мая 1940 г.
Среди сбитых Пэттлом над Грецией самолетов значится немецкий бомбардировщик Do 17Z
Do 17Z летят в сгущающихся сумерках. Во время битвы за Британию этими самолетами были вооружены девять немецких бомбардировочных групп. Из-за активных действий британских истребителей и зенитной артиллерии потери этих устаревших самолетов были велики.
Do 17Z над юго-восточной частью Англии. Обозначения светлого цвета на законцовках крыла, вероятно, предназначались для обозначения данной группы в строю бомбардировщиков.
A trio of Do 17Z's in loose combat formation. This type of formation did not provide the type of mutual protection from enemy air attackers that the 'box' formations used by the Allied forces provided. In any event, the three rifle-caliber machine guns used for defensive armament in each Do 17 was considered to be woefully inadequate.
Еще один противник "Спитфайра" - Do 17Z
'Wir fliegen gegen England!' A Staffel of Do 17Z's roars over the French countryside on their way to England during the Battle of Britain, October, 1940.
Экипаж одиночного Do 17Z в этом бою сумел отбить все атаки "Спитфайра". 10 декабря 1940 г. Но так везло не всем
Сброс 100-кг бомб. Лето 1940 г. Бомбардировщики He 111 и Do 17 сыграли основную роль в разгроме польских аэродромов в Западной Украине
'Bombs Away!' A Staffel leader's aircraft drops its load of bombs on a British coastal target around the time the Battle of Britain started in earnest, September, 1940.
Атака французского аэродрома немецкими самолетами. На земле горит разведчик "Мюро 117", левее и выше, над ангарами можно различить силуэт бомбардировщика Do 17
Предсерийный бомбардировщик Do 17Z-0 (Бомбардировщик Do 17Z-2 ???)
Another common duty for enlisted flight crew members. The enlisted flight personnel (some pilots included) of this Staffel are reminded of some of the less pleasant aspects of military life in the rear areas of a combat zone.
Обсуждение результатов очередной демонстрации германской воздушной мощи. Возле Do17Z сотрудник советского посольства В.К.Михлин (второй слева), замнаркома НКАП конструктор Александр Яковлев (третий слева) и замначальника НИИ ВВС генерал-майор И.Петров (четвертый слева).
Немецкий летчик в кабине Do 17Z-2
Do 17Z-2 из отряда 15.(Kroat)/KG 53. Восточный фронт, зима 1941-42 гг.
Граненое остекление кабины штурмана - характерная особенность Do 17Z
Самолет-разведчик Do 17Z-3
Техобслуживание двигателей на Do 17Z-2 из эскадры KG 2
Заправка топливом бомбардировщика Do 17Z
Данный Do 17Z из 7-й эскадрильи III группы 3-й бомбардировочной эскадры сфотографирован зимой 1941-1942 года на Восточном фронте. Подразделение перевооружилось на Ju 88 в начале 1942 года.
Некоторые Do 17 были вооружены подвижными 20-мм пушками MGFF для стрельбы по наземным целям с бреющего полета
Looking into the rear of a Do 17Z's greenhouse. Although there were two MG 15 machine guns for defensive armament, there was only a single gunner to man them both. This situation did not always work to advantage when the aircraft was attacked from different directions by more than one enemy.
Верхняя стрелковая установка на Do 215
Нижняя стрелковая установка Do 215B-3
Staying on the dorsal longeron so he won't buckle the thin skin of the aircraft, this ground crewman cautiously walks toward the greenhouse to fasten the rear canopy shut.
The flight crew of a Do 17Z arrives at their aircraft to perform the pre-flight walkaround inspection while the ground crew chief waits patiently in front of the port engine.
Ground crew and flight crew confront each other just prior to a flight during the Battle of Britain. The ground crew members were as intensely proud of keeping their airplane in flying condition as the flight crew members were in flying it.
Немецкие летчики во время майского "блицкрига" намечают по картам план и маршрут предстоящего боевого вылета
S-328 из 12-й эскадрильи ВВС Словакии и германские Do 17Z-1 на аэродроме Спишска Нова Вес. Сентябрь 1939г.
Do 17Z на аэродроме под Сталинградом
Этот Do 17 участвовоал в атаках советских авиабаз в марте 1944г.
Дорнье Do 17Z, подаренный лично Герингом финским ВВС в конце 1941г.
Прогрев двигателей с помощью специальных печек на Do 17Z-2 из группы LeLv 46 финских ВВС. Октябрь 1944 г.
Dornier Do 17Z-2 DN-55 of PLeLv 46 being loaded at Kemi in November 1944. The cartridge-like object under the engine contained a blow torch which generated hot air to warm up the powerplants.
Do 17Z-3 из финской эскадрильи 2/LeLv 46, 1943г.
Бравые финские парни позируют на своем Do 17Z. Самолет несет полный комплект оборонительного вооружения, включая дополнительные пулеметы в окнах
Опытный самолет Do 215V1 в исходной конфигурации
Do.215B
Разведчик Do 215B-1 в полете
Основным отличием Do 215 от машин семейства Dornier Do 17 было использование рядных двигателей.
Данный Do 215B-1 на заводе переоборудовали для Люфтваффе в дальний разведчик. В апреле 1940 года он в составе разведэскадрильи 3. Aufkl.St./Ob.d.L. находился в Ставангере.
Do 215B-3 на испытаниях в НИИ ВВС, лето 1940 г.
Попавшие в СССР два Do215B-3 представляли собой типичные "универсалы" с умеренной бомбовой нагрузкой, способные выполнять разведывательные задания. Возможность монтажа в бомбоотсеке дополнительного бензобака, довольно мощное оборонительное вооружение, насчитывавшее до восьми пулеметов, и достаточно высокие скоростные характеристики, позволяли экипажам этих машин с успехом вести стратегическую разведку на первых этапах Второй Мировой войны.
Бомбардировщик Do 215
Do 215B-4 из дальнеразведывательной эскадрильи 1./1 венгерских ВВС. Восточный фронт, аэродром Амасовка, август 1942 г.
Щитки-закрылки самолета Do 215B-3
 
Do 17Z, применявшийся для испытаний ПВРД
Do 17Z
The greenhouse of a Do 17 looking forward. The pilot is on the left and the crewman on the right has his hand on the forward-firing MG 15.
This photo shows to good advantage the forward and downward view afford the pilot and bomb-aimer of a Do 17Z.
The Do 17's greenhouse looking toward the rear. The gunner is in his seat manning the dorsal machine gun. Later variants of the Do 17 featured increased rear and side-firing armament because of experience gained during the Spanish Civil War.
Расположение стрелков в самолетах типа Do 17, Do 217
The gunner has left his seat to man the ventral machine gun. Note how the backrest of the gunner's chair has been swung down to its stowage position.
Manning one of the three MG 15's in the rear of the Do 17's greenhouse. This photo is quite unique, in that it shows the gunner wearing a steel helmet. Although it seems a logical practice, there was no widespread use of steel helmets by Luftwaffe flight crews during the Second World War.
Do 17Z из группы II/ KG 76, получивший повреждения от взрыва грузовика с боеприпасами во время атаки на малой высоте французской колонны. 17 мая 1940 г. Самолет долетел до своего аэродрома, но восстанавливать его не стали
Самолеты Do 17 отличались высокой живучестью и порой возвращались с сотнями пробоин от пуль и осколков
Результат работы "Спитфайров"
Do 17Z-2 из группы I/KG 2, получивший боевые повреждения во время налета на Крит и совершивший вынужденную посадку в Афинах. Май 1941 г.
Самолет Do 17 выполнил вынужденную посадку в районе Кормелль-ан-Вексин в сентябре 1940 года после рейда на Британские острова.
Горящий Do 17 на земле
Де Грюнн участвовал в сбитии над Англией этого Do 17. 18 августа 1940г.
Дорнье Do 17, сбитый "кодронами" 9 июня 1940 г.
One of the photographs provided by Mr F L Herman, dating from before 1939, showing a realistic montage of a Spitfire attacking a Do 215.
Dornier Do 17Z-2
Do 17Z-2
Do 215B-1
Dornier Do 215B-4
Do 17Z
Do 17Z
Do 17Z