Dornier Do.17
Варианты:
Dornier - Do.17 - 1934 - Германия
Страна: Германия
Год: 1934


Бомбардировщик
Описание:
Do.17
Do.17 (разв.)
Dornier Do 17
Фотографии

Do.17

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К.Дорнье. Первый полет совершил 23 ноября 1934 г. Серийное производство начато в декабре 1936 г. Строился на заводах "Дорнье" (Левенталь, Манцель, Аллмансвейлер), "Зибель" (Галле), "Хеншель" (Берлин), "Државна фабрика авиона" (Кралево, Югославия). Всего выпущено 524 Do 17 (включая разведчики и ночные истребители).
Состоял на вооружении в Германии с начала 1937 г., в Болгарии и Югославии - с 1940 г., в Хорватии и Финляндии - с 1942 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
  - Do 17E с моторами BMW VI, вооружение 2x7,9, бомбы до 750 кг;
  - Do 17M с моторами Брамо 323A-1, усиленным планером, вооружение 3x7,9, бомбы до 1000 кг;
  - Do 17K с моторами GR14N1/2, экспортный вариант для Югославии с удлиненной носовой частью, вооружение 1x20+4x7,69, бомбы до 1000 кг;
  - Do 17Z с моторами Брамо 323, новой носовой частью, вооружение 4(6)х7,9, бомбы до 1000 кг.
Впервые были применены как разведчики и бомбардировщики в Испании весной 1937 г. Позднее Do 17 участвовали в Польской и Норвежской кампаниях, в "битве за Англию", вторжении в Югославию и Грецию (апрель 1941 г.). В Югославии применялись с обеих сторон - и югославами, и немцами. С июня по декабрь 1941 г. Do 17Z использовались в боевых действиях против СССР. Далее Люфтваффе перевело их на выполнение учебных и вспомогательных задач. Хорватские Do 17Z служили на советско-германском фронте с декабря 1941 г. до ноября 1942 г. Финские ВВС эксплуатировали Do 17Z-2 в 1942-1944 гг. Болгарские самолеты воевали против немцев в сентябре - ноябре 1944 г. при очистке территории страны от войск Германии, а также позднее как разведчики.
Производство Do 17 прекращено летом 1940 г. Снят с вооружения в Германии- в начале 1945 г., в Хорватии - в 1943 г., в Болгарии - в 1946 г., в Финляндии - в 1948 г.

Do.17 (разв.)

Дальний разведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Экипаж - 3 - 4 чел. Разведывательный вариант среднего бомбардировщика, спроектированного в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К. Дорнье. Самолет первоначально создавался как многоцелевой - военный и гражданский. Опытный образец скоростного почтового самолета, Do 17V1, поднялся в воздух 23 ноября 1934 г., а боевого, Do 17V4, - в конце лета 1935 г. Гражданские модификации серийно не выпускались, а производство бомбардировщиков и разведчиков велось с декабря 1936 г. на различных заводах, в том числе разведчики собирали на предприятиях "Дорнье" в Альмансвейлере, Левентале и Манцеле, а также по лицензии на заводе "Државна фабрика авиона" в Кральево (Югославия). Всего выпустили около 1700 самолетов Do 17, в том числе более 500 разведчиков.
Разведывательные модификации Do 17 состояли на вооружении в Германии с начала 1937 г., а также в Испании с августа 1938 г., в Югославии и Болгарии - с 1940 г., в Финляндии - с 1941 г.
Серийно выпускались следующие разведывательные модификации Do 17:
  - Do 17F с двигателями BMW VIE7,3 и вооружением 1x7,9 (у F-2 - 2x7,9), бомб разведчик не нес;
  - Do 17P с моторами BMW 132N и вооружением 2x7,9 (переделки в частях до 4x7,9), выпускался специализированный вариант P-1/Trop для эксплуатации в жарком климате;
  - Do 17R, малая серия самолетов с моторами DB 601 А;
  - Do 17Ka, югославская модификация с моторами GR 14N1/2 и удлиненной носовой частью фюзеляжа, имела варианты Ka-2 - разведчик с вооружением 1x20+3x7,9, без бомбодержателей, и Ka-3 - разведчик-бомбардировщик с вооружением 1x20+2x79 и бомбовой нагрузкой 1000 кг; ф Do17Z-3 с моторами BRAMO 323P, новой укороченной носовой частью и вооружением 4x7,9, нес бомбы весом до 500 кг.
"Боевое крещение" Do 17F-1 произошло в Испании, где весной 1937 г. их начал использовать "Легион Кондор". Вслед за ними туда поступили и Do 17P. Летом 1938 г. все эти машины передали франкистам. В Германии в 1937 - 1938 гг. разведчики Do 17 повсеместно вытеснили устаревшие одномоторные самолеты Не 70F. К сентябрю 1939 г. Do 17F в большинстве были уже сняты с вооружения, машины же модификации Р явились основным типом в эскадрильях дальних разведчиков. В больших количествах они использовались в Польской кампании, а затем приняли участие в разведывательных рейдах в период "странной войны" на западе. Применялись эти машины и во время наступления немцев во Франции.
Четыре Do 17R входили в "группу Ровеля" (отдельную группу дальней разведки Главного командования Люфтваффе), тайно фотографировавшую в 1940 - 1941 гг. территорию СССР. Do 17P вели разведку на Восточном фронте до конца 1942 г., но из-за возрастающей уязвимости постепенно переводились на ночные полеты. Более современные Do 17Z-3 часто встречались по всему советско-германскому фронту вплоть до середины войны. В качестве разведчиков немцы применяли и обычные бомбардировщики, иногда подвергавшиеся для этого переделкам. В частности, известен вариант самолета радиоразведки на базе Do 17Z-1.
Югославские Do 17Ka-2 и Do 17Ka-3 участвовали в обороне страны в апреле 1941г. Они вели разведку и бомбили наступающие немецкие войска. Югославские машины большей частью были уничтожены, но несколько достались ВВС марионеточного хорватского государства и участвовали в операциях против партизан до 1944 г. Один самолет югославский экипаж перегнал в Египет.
Болгария получила несколько Do 17P в сентябре 1940 г. Там эти самолеты эксплуатировались под названием "Урган". В августе 1941 г. они вели разведку над Македонией, которая затем была оккупирована болгарскими войсками. Летом того же года немцы продали Болгарии около десятка трофейных Do 17Ka. Они служили в качестве дальних разведчиков и бомбардировщиков до конца 1945г. В 1942 г. болгарские самолеты с баз в Греции совершали полеты над Средиземным морем вплоть до побережья Северной Африки. С декабря 1944 г. эти машины участвовали в боевых операциях против немецких войск на территории Болгарии. В частности, они летали из Софии на разведку района Кюстендила, а позднее в направлении Ниша в Венгрии. Болгарские самолеты-разведчики до мая 1945 г. применялись на фронте в Югославии (в районе Земуна) и Венгрии.
Финские экипажи на самолетах Do 17Z-3 в 1942 - 1944 г. действовали в Карелии, под Ленинградом и над Финским заливом.
Выпуск Do 17 прекратили в июне 1940г. Люфтваффе перестали применять их в качестве разведчиков на фронте с 1943 г., но отдельные машины эксплуатировались как транспортные и буксировщики планеров до начала 1945 г.
В Испании Do 17F и Do 17P списали в 1947 - 1948 гг. Финские самолеты летали как учебные до 1948 г., в Болгарии последние "дорнье" летали до конца 1945 г.


Do 17P-1||
Размах:||18,0 м
Длина:||16,1 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 865 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||7660 кг
Максимальная скорость:||393 км/ч
Практический потолок:||6200 м
Дальность:||2200 км

Dornier Do 17

Хотя большинство германских самолетов начала и середины 1930-х годов создавались под видом гражданских изделий, Do 17 уникален тем, что его действительно проектировали изначально как пассажирскую машину и лишь потом превратили в многоцелевой боевой самолет.
  Проект разрабатывался согласно требованиям компании "Deutsche Lufthansa" от 1933 года к скоростному почтовому самолету, способному также перевозить до шести пассажиров на европейских линиях. "Dornier" уделило огромное внимание аэродинамическому совершенству самолета, а в качестве силовой установки были выбраны два самых мощных на тот момент германских мотора - BMW VI 6,0 мощностью по 660 л. с.
  Ключевым элементом проекта стал чрезвычайно узкий фюзеляж круглого сечения, чистоту обводов которого нарушала только кабина экипажа. За такой фюзеляж самолет получил прозвище "Летающий карандаш". А вот крыло подобной "стройностью" не отличалось. Оно имело большую хорду и сравнительно малое удлинение, с фюзеляжем крыло стыковалось сильно развитыми зализами у передней и задней кромок, благодаря которым самолет получил характерную в плане форму. Фюзеляж - цельнометаллический, с обшивкой из легкого сплава. Обшивка крыла изготовлена из дюраля, за исключением зашитого полотном участка нижней поверхности между двумя лонжеронами. Хвостовое оперение было однокилевым. Шасси - полностью убираемое, с хвостовой опорой. Основные опоры убирались поворотом назад в мотогондолы, в убранном положении часть каждого колеса выступала наружу.
  Первый полет Do 17 V1 выполнил осенью 1934 года, до конца года к летной программе присоединились Do 17 V2 и Do 17 V3. В 1935 году самолеты передали "Deutsche Lufthansa" для эксплуатационных испытаний и авиакомпания вскоре пришла к заключению о полном соответствии изделия требованиям в части летных данных, но в качестве пассажирского самолет не подходил. В узком фюзеляже могло поместиться всего два пассажира в отсеке за кабиной экипажа и четыре пассажира в отсеке за крылом; оба пассажирских отсека были очень тесными. А чтобы попасть в самолет пассажирам требовалось проявить немалую ловкость. Авиакомпания вернула все три прототипа фирме "Dornier", считая, что в карьере самолета поставлена точка. Однако все изменил визит бывшего летчика-испытателя "Dornier", ставшего шеф-пилотом "Deutsche Lufthansa". Флюг-капитан Унтухт принял решение облетать один Do 17, после чего пришел к заключению, что самолет по управляемости и летным данным пригоден к переделке в скоростной бомбардировщик. К мнению летчика на "Dornier" отнеслись скептически, но оценка Министерства авиации подтвердила мнение Унтухта, после чего "Dornier" получила заказ на постройку четвертого прототипа для военных испытаний.
  Do 17 V4 собрали летом 1935 года, внешне он отличался от первых трех прототипов отсутствием иллюминаторов и двухкилевым хвостовым оперением. Внутренние изменения были более серьезными. В фюзеляже вместо пассажирского отсека оборудовали рабочее место радиста, а за передним лонжероном устроили бомбоотсек. Осенью 1935 года начались испытания еще двух прототипов - V5 и V6. V6 мало чем отличался от V4, в то время как на V5 стояли моторы Hispano-Suiza 12Ybrs мощностью по 860 л. с. Оборонительное вооружение на первых трех военных прототипах не предусматривалось, так как германские военные теоретики того времени считали, что скорость позволит Do 17 уйти от любого истребителя. Вскоре возобладали более практичные соображения, и на Do 17 V7 установили один пулемет в блистере на верхней поверхности фюзеляжа, огонь из пулемета вел радист. Прототип V7 также отличался застекленной носовой частью фюзеляжа с рабочим местом штурмана-бомбардира. Далее были построены еще два прототипа. V8 остался собственностью "Dornier", в то время как V9 стал эталоном для первого серийного варианта - бомбардировщика Do 17E-1. Длину Do 17 V9 (в сравнении с гражданскими прототипами и V4) уменьшили, площадь остекления носовой части фюзеляжа была увеличена, а в ее нижней части установлено плоское стекло, не дающее искажений при обзоре. Облагородили обводы блистера стрелковой установки, увеличили площадь килей, самолет получил полный комплект военного оборудования. Последним прототипом стал V10, который использовался для отработки силовой установки из двух 750-сильных моторов BMW VI 7,3.
  Одновременно с этим велась подготовка к началу серийного производства на трех заводах "Dornier" - Министерство авиации заказало крупную партию самолетов в двух модификациях: бомбардировщик Do 17E-1 и разведчик Do 17F-1. Оборонительное вооружение обоих вариантов было идентичным - по одному 7,92-мм пулемету MG 15 на турельных установках в фюзеляже для обороны верхней и нижней полусфер. В носовой части Do 17E-1 был установлен бомбардировочный прицел, в бомбоотсеке допускалась подвеска до 750 кг бомб (нормальная масса бомбовой нагрузки 500 кг).
  Первые Do 17E-1 собрали в начале 1937 года, сначала они поступили в 1-е группы 152-й и 155-й эскадр. В конце года новыми бомбардировщиками перевооружили II. и III./KG 153, II. и III/KG 155. 155-ю эскадру вскоре переформировали в KG 158. Позже под новые бомбардировщики сформировали еще две эскадры - 252-ю и 255-ю. Всего было построено около 1200 самолетов Do 17 всех модификаций, которые оставались на вооружении частей первой линии до конца 1942 года.


Варианты

  Do 17E-1: первый серийный вариант бомбардировщика
  Do 17F-1: фоторазведчик с двумя фотоаппаратами и увеличенным запасом топлива
  Do 17K: построено примерно 70 самолетов - 20 в Германии, остальные по лицензии в Югославии фирмой "Drjavna Fabrika Aviona"; вариант Do 17М с моторами Gnome-Rhone 14N-1/2 мощностью по 980 л.е.; известны три подварианта - бомбардировщик Do 17Kb-1, разведчики-бомбардировщики Do 17Ka-2 и Do 17Ka-3 с разным составом оборудования
  Do 17L: два прототипа лидеровщика с экипажем из четырех человек и с моторами Bramo 323A-1 мощностью по 900 л. с.
  Do 17M: 13-й и 14-й прототипы с моторами Bramo 323A-1 использовались для отработки серийного Do 17M-1, способного нести бомбовую нагрузку в 1 000 кг и вооруженного тремя 7,92-мм пулеметами MG 15
  Do 17P: фоторазведчик на базе Do 17M с двумя моторами BMW 132N мощностью по 875 л. с. с фотоаппаратами Rb20/30 и Rb50/30 или Rb20/8 и Rb50/8 (на серийном Do 17P-1)
  Do 17R: два самолета для испытаний двигателей; на одном установлены моторы Daimler-Benz DB600G мощностью по 950 л. е., на другом - DB 601A мощностью по 1000 л. с.
  Do 17S: три экспериментальных скоростных разведчика с моторами DB 600G; в нижней части фюзеляжа установлена стрелковая установка, площадь остекления носовой части фюзеляжа увеличена
  Do 17U: 15 незначительно отличающихся Do 17U-0 и Do 17U-1 построены как лидеровщики с двумя радистами в экипаже из пяти человек
<...>
Do 17E Легион "Condor" (Испания, 1937 год)
Несколько бомбардировщиков Do 17E-1 (на рисунке) и разведчиков 17F-1 принимали участие в гражданской войне в Испании и эксплуатировались до 1940-х годов.
Do 17E-1 из разведгруппы A/88 "Легиона Кондор". Испания, Бунуэль-Тудела, 1938 г.
Do 17Ka-1 из 209-й АЭ Королевских ВВС Югославии. Обилич, июнь 1940 г.
Prototypes
Родоначальник большого семейства опытный самолет Do 17c (Do 17V1). Ноябрь 1934 г.
Скоростной почтовый самолет Do 17 V1, появившийся в 1934 году, вызвал опасения у французов и британцев, видевших в нем новый бомбардировщик.
Опытный самолет Do 17V2. Май 1935г.
Опытный самолет Do 17V3
The Dornier Do. 17 bomber, known in Germany as the "Flying Pencil," and one of the new B.F.W. Me. 109 fighters. Each won its class in the Alpine circuit at respective average speeds of 233.5 and 240.9 m.p.h.
The Dornier Do.17 Bomber Monoplane seen from above.
A Dornier Do.17 medium bomber of the German Air Force. Powered with two Mercedes inverted vee-twelves, the Do.17 is said to be faster than a Blenheim. It has a gun position behind the pilot's cockpit.
The Dornier Do.17 Bomber Monoplane (two 950 h.p. Daimler-Benz DB600 engines).
THE CULT OF THE INVERTED VEE: The Daimler-Benz and Junkers concerns have lately built inverted-vee liquid-cooled engines for new German military machines. The twin-engined bomber is a Dornier Do.17 with two Daimler-Benz engines.
FRANCO-GERMAN: This Dornier Do.17 bomber, one of twenty ordered by Rumania, has two 950 h.p. Gnome-Rhone 14 No. radials. Normally fitted to the Do.17 is the Daimler-Benz inverted vee, liquid-cooled.
Do.17E, Do.17F
Опытный самолет Do 17V1Ers
Another view of the Dornier Do.17 Bomber Monoplane.
Бомбардировщики Do 17E-1 и разведчики Do 17F-1 в составе легиона "Кондор" воевали в Испании (эскадрильи 2.K/88 и 1.A/88, соответственно).
The Dornier Do.17 Bomber Monoplane seen from below.
Разведчик Do 17F-1 из состава "Легиона Кондор". Испания, 1937 г. Франкисты использовали Do 17 главным образом для ведения разведки
Among the several types of German warplane used by the Legion Condor in Spain was the Dornier Do 17E-1
На севере Испании тоже бывают снежные зимы: бомбардировщик Do 17E из франкистской авиагруппы 8-G-27, в которой служил воздушным стрелком португалец, младший лейтенант Луиш Пулпе Кравейру Лопеш де Соуза э Фару
A platoon of sheep (some marked with a mysterious #16) police up the area around 3Z+BI, a Do 17E-1 of the 3rd Staffel of KG 153. This aircraft bears both a red and a yellow band around its nose.
Another Do 17E-1 of KG 153; this one with the cowls to its twin BMW VI in-line engines open. The bird insignia under the cockpit is that of the First Gruppe of KG 153 in either late 1938 or early 1939. The white band around the nose denotes the first squadron, or Staff el.
Калибровка компаса на бомбардировщике Do 17E-1
A Dornier Do 17E-1 bomber of KG 153 (later KG 77) parked on a grass airfield. The aircraft features gray, green and brown uppersurfaces, a red band around the nose, denoting the second squadron, and light blue undersurfaces. The swastika on the tail seems to have been overpainted - possibly a war game marking.
Переоборудованный в дальний разведчик бомбардировщик Do 17E-3 использовался "группой Ровеля" (Aufkl.Gr.(F)/Ob.d.L) для тайных полетов над СССР. Он совершил вынужденную посадку на советской территории 21 марта 1941 г.
Буксировщики Do 17Е и планеры DFS 230A из группы I/LLG 1. Италия, 1943 г.
Бывший хорватский Do 17E, попавший в США. 1945 г.
Разведчик Do 17F-1 на аэродроме
Do 17M V1 - триумфатор Цюриха. Лето 1937 г.
Самолет-разведчик Do 17R
Раскапотированный двигатель BMW VI
Раскапотированный двигатель DB 601
Do.17M, Do.17P
Раскапотированный двигатель GR 14
Раскапотированный двигатель Bramo 323A
Do 17M V2 - первый в семействе с двигателями "Брамо"
Do 17M на XVI Парижском авиасалоне. Осень 1938 г.
Бомбардировщик Дорнье Do 17
Серийный самолет-разведчик Do 17P
Замена двигателя на самолете Do 17P-1 в полевых условиях.
Do 17P из эскадрильи 3.(F)/15
Do 17P-1 на окраине полевого аэродрома. В начальный период Второй мировой войны такие машины активно использовались для проведения разведки перед стратегическими наступательными операциями
A Do 17P-1 reconnaisance plane. One of the two RB-50 cameras is just visible in the nose of the aircraft directly below the MG 15 machine gun in the canopy.
Техническое обслуживание Do 17P на аэродроме
Самолет-разведчик Do 17P из отряда 3.(F)/Aufkl.Gr.22 уходит в очередной рейд над северными районами СССР. Финляндия, 26 июля 1941 г.
Фоторазведчик Do 17P
Один из первых самолетов Do 17Ka-1, построенных по заказу Югославии. Осень 1937 г.
Югославский Do 17Ka-2
Югославский Do.17
Бывший югославский Do 17K, перелетевший в Египет и вошедший в состав RAF
Do 17Ka болгарских ВВС, конец 1941г.
Do 17P из 5-го бомбардировочного орляка ВВС Болгарии
 
Подвешивание 50-кг бомбы на Do 17F-1
Правая основная и хвостовая опоры шасси
Верхняя стрелковая установка на Do 17E-1
Сборка самолета Do 17c
Каркас хвостовой части фюзеляжа
Сборка агрегатов планера бомбардировщиков Do 17E
Кабина экипажа бомбардировщика Do 17E
A crashlanded Do 17P-1, U5+OP of KG2. The diagonal thin red band around its nose shows that it was piloted by the Staffel commander.
Another view of U5+OP, showing to advantage the radial BMW 132 engines. The condition of the propeller blades indicates that the props were only slowly windmilling when the aircraft touched down.
Do 17F-1 из группы A/88 "Легиона Кондор" после вынужденной посадки из-за полученных боевых повреждений
Do 17E из состава ВВС Хорватии, совершивший вынужденную посадку. 23 апреля 1944 г.
Do 17F-1; E-1
Do 17P-1; M-1
Dornier Do 17M
Dornier Do 17P-1
Do 17a (V1); 17 V4; 17 V8 (M V1); 17K; 17R
Do 17M/P
Do 17M/P
Do 17M/P