PZL P.11
Варианты:
PZL - P.11 - 1931 - Польша
Страна: Польша
Год: 1931


Одноместный истребитель
Описание:
P.11
P.Z.L. P.11
Фотографии

P.11

Одноместный истребитель, цельнометаллический подкосный моноплан с высокорасположенным крылом типа "чайка" и неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ "Панствове заклады лотниче" (ПЗЛ) под руководством З.Пулавского и В.Якимука. Первый полет совершил в 1931 г. Серийно строился на заводе ПЗЛ в Варшаве с начала 1933 г., а позднее также на заводе ИАР в Брашове (Румыния). Всего изготовлено 350 экз. P-11 всех модификаций. Состоял на вооружении в Польше с июля 1934 г., в Румынии - с конца 1933 г.
Основные серийные модификации:
  - P-11A с мотором "Меркьюри" IVS2, вооружение 2x7,9;
  - P-11B с мотором GR9Krsd, экспортный вариант для Румынии на базе P-11A;
  - P-11C с мотором "Меркьюри" VS2 (позднее с "Меркьюри" VIS2), измененный фюзеляж с приподнятой кабиной пилота и увеличенным гаргротом, вооружение 4x7,9;
  - P-11F с мотором GR9Krse, строился по лицензии в Румынии на базе P-11C, нет кока на втулке винта.
К началу Второй мировой войны P-11 уже устарел, но продолжал оставаться основным истребителем польских ВВС. В этом качестве он провел всю оборонительную кампанию в сентябре 1939 г. Немногие уцелевшие самолеты далее практически не использовались. Румынские P-11f в июне 1941 г. еще находились на вооружении и использовались в частях ПВО в течение нескольких месяцев. Самолет снят с производства в Румынии в 1937 г., в Польше выпускался с перерывами практически до захвата завода немцами.


P-11c||
Размах:||10,72 м
Длина:||7,55 м
Моторы, количество х мощность:||1x560 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1630 кг
Максимальная скорость:||390 км/ч
Практический потолок:||8000 м
Дальность:||700 км

P.Z.L. P.11

Установка звездообразного двигателя на самолет P.Z.L. P.7 существенно ухудшила отличный передний обзор пилота, который был на P.1, имевшем более "узкий" 12-цилиндровый V-образный двигатель.
  Исправить ситуацию решили путем установки звездообразного двигателя Bristol Mercury, который имел меньший диаметр, чем двигатель Jupiter, устанавливавшийся на P.7a. Новая модификация получила обозначение P.11, однако из-за задержек со стороны компании "Bristol" поставок двигателя Mercury первый прототип P.11/I был облетан только в августе 1931 года, да еще и с другим двигателем. На него установили Jupiter IX.ASb мощностью 515л. с, который по лицензии собирался на заводе "Gnome-Rhone". И только в декабре 1931 года второй прототип P.11/II совершил первый полет с двигателем Bristol Mercury IV.A мощностью 530 л. с. (на самолете применили кольцевой обтекатель Тауненда). На втором прототипе позже установили двигатель Gnome-Rhone 9K Mistral мощностью 500 л.с. В данном варианте он и был представлен в 1932 году на Парижском авиасалоне.
  Третий прототип P.11/III оснастили двигателем Mercury, и он стал предсерийным образцом, а после официальных испытаний был утвержден в серийное производство для ВВС Польши под обозначением P.11a. Однако еще до него в серию пошли 50 самолетов P.11b с двигателями Mistral для Румынии - все они были поставлены к лету 1934 года.
  Серийный выпуск истребителя P.11a был начат с партии в 30 машин, которые были в целом идентичны поздним серийным P.11b и оснащались двигателем Mercury IV.S2 мощностью 517 л. с. сборки "Skoda". Основным серийным вариантом, впрочем, был P.11c, отличавшийся существенными изменениями, позволившими улучшить обзор для пилота (двигатель был установлен ниже, а летчика сместили назад на приподнятом сиденье). Всего было собрано 175 самолетов данного типа, причем первая партия получила двигатели Mercury V.S2 мощностью 560 л.с. сборки "Skoda", а остальные - двигатели Mercury VI.S2 сборки P.Z.L.
  Вариант самолета P.11c, оснащенный лицензионным двигателем 9K Mistral, выпускался по лицензии в Румынии компанией I.A.R. под обозначением P.11f. Около 80 таких самолетов были построены в 1936-1938 годах. Поставки P.11c в польские истребительные эскадрильи были завершены к концу 1936 года. Когда в начале 1939 года стало ясно, что планировавшийся к поставке в войска более современный истребитель P.50 Jastrzab так и не появится, все силы были брошены на улучшение характеристик P.11c. На опытную машину установили лицензионный двигатель Mercury VIIIa мощностью 840 л. с., вооружив ее четырьмя пулеметами. Прототип, получивший обозначение P.11g Kobuz, успешно прошел испытания и был заказан в серию, но оккупация Польши помешала этим планам.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  P.Z.L P.11c

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один звездообразный ПД Bristol Mercury VI.S2 мощностью 645 л. с. (481 кВт) сборки P.Z.L.
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5500 м - 390 км/ч; практический потолок 8000 м; дальность 700 км
  Масса: пустого 1147 кг; максимальная взлетная 1630 кг
  Размеры: размах крыла 10,72 м; длина 7,55 м; высота 2,85 м; площадь крыла 17,90 м2
  Вооружение: два 7,7-мм пулемета, плюс подкрыльевые держатели для легких бомб
PZL Р.11. Истребитель Р.11 обладал неплохой для своего времени огневой мощью - четыре пулемета калибра 7,62 мм, хотя и уступал в этом отношении вооруженному пушкой истребителю Bf 109E-1. Чаще всего истребители Р.11 сходились в воздушных боях с тяжелыми германскими истребителями Bf 110, причем немецкие летчики считали Р.11 самым серьезным противником в польском небе. Изображен истребитель Р.11С из 121-й эскадрильи "Крылатые стрелы".
На начало Второй мировой войны самолетами P.11c были вооружены 12 эскадрилий польских ВВС. На их счету - 126 сбитых самолетов Люфтваффе; потери составили 114 машин.
Истребитель P.11c (N 8.64), на котором пилот 121-й истребительной эскадрильи 2-го авиаполка в Кракове подпоручик Ладислав Гныш сбил 01.09.39г. в 7.00 утра два Германских бомбардировщика Do-17.
Р.11c. Самолет Р.11 с № 8.110 "4" из 152-й истребительной эскадрильи 5-го авиаполка, дислоцированного в Лиде. На изображенном самолете летал капрал Станислав Бржеский.
Истребитель PZL P-11c в экспериментальном трехцветном камуфляже, 1939г.
PZL P.11c подпоручика Йозефа Дудвала из 113-й АЭ ВВС Польши. Аэродром Понятов, сентябрь 1939г. Накануне боевых действий опознавательные знаки на верхней поверхности крыла были закрашены
Истребитель PZL P-11c подпоручика Станислава Скальского, сентябрь 1939г.
PZL P.11b of the Fighter Flotilla, Pipera-Bucuresti, 1935.
PZL P.11f ВВС Румынии. Эти устаревшие самолеты использовались противником в основном для штурмовок наземных целей
PZL P-11f из 43-й АЭ
Третий прототип (Р.11/III) принимал участие в американских Национальных воздушных гонках в Кливленде, проводившихся с 27 августа по 3 сентября 1932 года. Самолет пилотировал Ежи Коссовский, который фактически выиграл соревнования, но был дисквалифицирован по административным причинам. Третий прототип стал эталоном для серийного Р.11а, принятого на вооружение ВВС Польши в 1935 году.
SECOND IN THE SINGLE-SEATER CLASS: The Polish P.L.Z.11 (Bristol "Mercury 4") averaged 193 m.p.h.
Истребитель P-11a из 112-й эскадры польских ВВС на аэродроме близ Варшавы
A P.Xlb with short head rest.
P-11b-L румынских ВВС
Rare Polish machine is illustrated here. This is the PZL P11c.
Р.11с из 113-й эскадрильи 1-го авиаполка. Эмблема части - сова - изображена на обоих бортах фюзеляжа, серийный номер нанесен только на правый борт, сразу за эмблемой эскадрильи. Ниже серийного номера - цифра "8", обозначающая марку самолета (Р. 11с) и число "70" - порядковый номер самолета. 113-я эскадрилья в сентябре 1939 года вошла в состав истребительной бригады ПВО Варшавы.
Основной польский истребитель P-11C по летно-тактическим данным не шел ни в какое сравнение с немецкими "мессерами", однако благодаря высокому уровню подготовки пилотов, летавших на этих машинах, "пулавчики" показали себя весьма достойно.
На момент принятия на вооружение истребитель Р.11с вызывал большой интерес в авиационных кругах всего мира, его часто демонстрировали на различных показах в Европе. На фотографии - самолет командира 112-й эскадрильи 1-го авиаполка на аэродроме Стокгольм-Бромма (Швеция), май 1936 года. В подобных презентациях нередко принимал участие командующий ВВС Польши генерал Людомил Райски, личный самолет которого виден на заднем плане.
По сравнению c Bf 109 и Bf 110, истребители PZL Р.11 были достаточно устаревшими самолетами со слабым вооружением, у них не было никаких шансов на успех в сражениях.
Истребители PZL Р.11c из 142-го истребительной эскадры 4-го авиаполка в Торуне. На самолете с бортовым номером "64" обычно летал Станислав Скальский. По его воспоминаниям, борт машины украшало женское имя "Zosia", но, к сожалению, подтверждающих фотографий не сохранилось. Эмблемой 142-й эскадры было стилизованное изображение красной утки с зелеными крыльями в полете.
"Сабли наголо" - парад части "пулавчаков" принимает главком польской армии маршал Э.Рыдз-Смглы, 1938г.
Самолеты Р.11с из 122-й эскадрильи 2-го авиаполка, дислоцированного в Кракове. Истребители 2-го полка записали на себя первый сбитый во Второй мировой войне самолет Люфтваффе, но полк и первым среди союзников понес тяжелые потери в войне. С началом боевых действий полк был придан армии "Краков", но затем его перебросили в район Деблина в армию "Люблин".
Three P.Xlc's of the 122nd Fighter Squadron, Krakow, with modernistic "Paper Horse's Head " badge. Captain (now Group Captain, C.B.E.) J.Bajan was the Commanding Officer.
Устаревшие истребители P.11 не могли эффективно вести борьбу за господство в воздухе, что предопределило и быструю гибель даже таких довольно современных бомбардировщиков как "Лось" и "Карась".
Бомбардировщики "Лошь" и истребители P.11a и P.11c на полевом аэродроме.
На снимке основные боевые самолеты польских ВВС - истребитель P-11c (на переднем плане) и легкие бомбардировщики "Карась"
Замаскированные сеном истребители P-11c 113-й эскадрильи ВВС Польши. Волынь, аэродром Млынов, 14 сентября 1939г.
Немцы рассматривают брошенный на аэродроме Понятов истребитель P.11c подпоручика Иеронима Дудвала
P-11c перелетевший в Румынию и вошедший в состав румынских ВВС, 1941г.
Румынские ВВС стали крупнейшим зарубежным эксплуатантом P.11 - они получили 50 самолетов P.11b и около 80 истребителей P.11c, выпускавшихся в 1936-1938 годах по лицензии румынской компанией I.A.R.
Румыния закупила 50 самолетов Р.11b в 1933 году, а через два года приобрела лицензию на выпуск экспортной модификации - в 1936-1938 годах на предприятии "IAR" в Брашове собрали 95 самолетов IAR P.11f. На фотографии - самолет № 122, оснащенный лыжным шасси. На нижней части фюзеляжа видно устройство для буксировки мишеней.
The Polish P.Z.L. 24, claimed to be one of the fastest Military aircraft in the Show, its Gnome-Rhone K.14 engine giving it a top speed of 257 m.p.h. On the left is the P.Z.L. 11C, an earlier version of the 24. Behind them is the P.Z.L. 26, specially built for competition in the Challenge de Tourisme.
Младший лейтенант Александру Шербэнеску в кабине своего PZL P.11F. Начало 1942г.
Кабина P-11c
Горит сбитый "пулавчак"
Как только экипажи тяжелых истребителей Bf 110 освоили тактику атак польских самолетов в пикировании, ВВС Польши утратили шансы оказать реальное противодействие Люфтваффе. Бомбоштурмовые удары германской авиации по аэродромам также причинили серьезный ущерб. На фотографии: разбитый германской авиацией польский истребитель Р.11.
Истребитель P.11c
PZL P-11c
P-11b-L