Варианты
- PZL - P.1 - 1929 - Польша
- PZL - P.7 / P.6 / P.8 - 1930 - Польша
- PZL - P.11 - 1931 - Польша
- PZL - P.24 - 1933 - Польша
P.11
Одноместный истребитель, цельнометаллический подкосный моноплан с высокорасположенным крылом типа "чайка" и неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ "Панствове заклады лотниче" (ПЗЛ) под руководством З.Пулавского и В.Якимука. Первый полет совершил в 1931 г. Серийно строился на заводе ПЗЛ в Варшаве с начала 1933 г., а позднее также на заводе ИАР в Брашове (Румыния). Всего изготовлено 350 экз. P-11 всех модификаций. Состоял на вооружении в Польше с июля 1934 г., в Румынии - с конца 1933 г.
Основные серийные модификации:
- P-11A с мотором "Меркьюри" IVS2, вооружение 2x7,9;
- P-11B с мотором GR9Krsd, экспортный вариант для Румынии на базе P-11A;
- P-11C с мотором "Меркьюри" VS2 (позднее с "Меркьюри" VIS2), измененный фюзеляж с приподнятой кабиной пилота и увеличенным гаргротом, вооружение 4x7,9;
- P-11F с мотором GR9Krse, строился по лицензии в Румынии на базе P-11C, нет кока на втулке винта.
К началу Второй мировой войны P-11 уже устарел, но продолжал оставаться основным истребителем польских ВВС. В этом качестве он провел всю оборонительную кампанию в сентябре 1939 г. Немногие уцелевшие самолеты далее практически не использовались. Румынские P-11f в июне 1941 г. еще находились на вооружении и использовались в частях ПВО в течение нескольких месяцев. Самолет снят с производства в Румынии в 1937 г., в Польше выпускался с перерывами практически до захвата завода немцами.
P-11c||
Размах:||10,72 м
Длина:||7,55 м
Моторы, количество х мощность:||1x560 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1630 кг
Максимальная скорость:||390 км/ч
Практический потолок:||8000 м
Дальность:||700 км
Описание:
- P.11
- P.Z.L. P.11
Фотографии
-
Мировая Авиация 14
Регистрационный номер: 8.63 [2] PZL Р.11. Истребитель Р.11 обладал неплохой для своего времени огневой мощью - четыре пулемета калибра 7,62 мм, хотя и уступал в этом отношении вооруженному пушкой истребителю Bf 109E-1. Чаще всего истребители Р.11 сходились в воздушных боях с тяжелыми германскими истребителями Bf 110, причем немецкие летчики считали Р.11 самым серьезным противником в польском небе. Изображен истребитель Р.11С из 121-й эскадрильи "Крылатые стрелы".
-
Мировая Авиация 219
Регистрационный номер: 8.63 [2] На начало Второй мировой войны самолетами P.11c были вооружены 12 эскадрилий польских ВВС. На их счету - 126 сбитых самолетов Люфтваффе; потери составили 114 машин.
-
АэроХобби 1993-01 / И.Самарский - Самолеты с бело-красными "шаховницами" /Аэроархив/ (1)
Регистрационный номер: 8.64 Истребитель P.11c (N 8.64), на котором пилот 121-й истребительной эскадрильи 2-го авиаполка в Кракове подпоручик Ладислав Гныш сбил 01.09.39г. в 7.00 утра два Германских бомбардировщика Do-17.
-
Мировая Авиация 40
Регистрационный номер: 8.110 Р.11c. Самолет Р.11 с № 8.110 "4" из 152-й истребительной эскадрильи 5-го авиаполка, дислоцированного в Лиде. На изображенном самолете летал капрал Станислав Бржеский.
-
Авиация и Космонавтика 1999-09 / В.Котельников - "Пулавчак" - герой сентября 39-го
Истребитель PZL P-11c в экспериментальном трехцветном камуфляже, 1939г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (2)
Регистрационный номер: 8.70 [4] Основные самолеты‑истребители Польской кампании 1939 г.: PZL P-11C
-
Авиация и Время 2004-06 / Л.Кукуруза - Война в небе Западной Украины
Регистрационный номер: 8.79 PZL P.11c подпоручика Йозефа Дудвала из 113-й АЭ ВВС Польши. Аэродром Понятов, сентябрь 1939г. Накануне боевых действий опознавательные знаки на верхней поверхности крыла были закрашены
-
Авиация и Время 2017-01 / Ф.Грабовски - Станислав Скальски - легенда польских ВВС
Регистрационный номер: 8.66 [3] PZL P-11c подпоручика С. Скальски. 142-я истребительная эскадра, сентябрь 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 1999-09 / В.Котельников - "Пулавчак" - герой сентября 39-го
Регистрационный номер: 8.66 [3] Истребитель PZL P-11c подпоручика Станислава Скальского, сентябрь 1939г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Регистрационный номер: 8.66 [3] Истребитель P-11C
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - Oil well top cover: Sixty years of Rumanian military aviation
PZL P.11b of the Fighter Flotilla, Pipera-Bucuresti, 1935.
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
PZL P.11f ВВС Румынии. Эти устаревшие самолеты использовались противником в основном для штурмовок наземных целей
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / М.Тимин - 40 дней войны лейтенанта Мелентьева /Авиация и люди/
Румынский истребитель IAR P.11f.
-
Авиация и Время 2002-06 / ??? - По сигналу "Ардялул"
PZL P-11f из 43-й АЭ
-
Авиация и Космонавтика 2024-12 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (6)
Единственный, чудом сохранившийся до наших дней польский истребитель PZL P-11c в авиационном музее Варшавы. Самолёт пережил войну благодаря тому, что несколько лет простоял в качестве экспоната на одной из многочисленных немецких выставок трофейного вооружения
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Учебная тревога в 113-м истребительном дивизионе польских ВВС. Варшава, аэродром Окенче, весна 1939 г. Позднее, по плану «Захуд», 113-й иад войдет в состав истребительной авиабригады, защищающей небо польской столицы.
-
Мировая Авиация 40
Третий прототип (Р.11/III) принимал участие в американских Национальных воздушных гонках в Кливленде, проводившихся с 27 августа по 3 сентября 1932 года. Самолет пилотировал Ежи Коссовский, который фактически выиграл соревнования, но был дисквалифицирован по административным причинам. Третий прототип стал эталоном для серийного Р.11а, принятого на вооружение ВВС Польши в 1935 году.
-
Flight 1932-08 / Flight
SECOND IN THE SINGLE-SEATER CLASS: The Polish P.L.Z.11 (Bristol "Mercury 4") averaged 193 m.p.h.
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Истребитель P-11a из 112-й эскадры польских ВВС на аэродроме близ Варшавы
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (2)
PZL P-11c - лучший истребитель ВВС Польши
-
Air Pictorial 1955-12 / ??? - PZL XIc /A 1/72 scale plan/
A P.Xlb with short head rest.
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Польский истребитель P-11a
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (2)
Регистрационный номер: 7.19 Картина обычной военной службы мирного времени. Техники 113-й истребительной эскадры ВВС Польши откровенно дурачатся перед камерой на фоне истребителей P-11. Аэродром Понятов, лето 1938 г. А до начала войны остается не так много времени…
-
Air Pictorial 1958-05
Rare Polish machine is illustrated here. This is the PZL P11c.
-
Air Enthusiast 1992-12 / J.Cynk - First encounter
P.11c ‘2’ of the 121st Fighter Squadron of the Army ‘Krakow’ Aviation, with the Squadron's 'Winged Arrow' markings on the fuselage as preserved at Krakow.
-
История Авиации 2002-03 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (3)
Регистрационный номер: 8.70 [4] Р.11с из 113-й эскадрильи 1-го авиаполка. Эмблема части - сова - изображена на обоих бортах фюзеляжа, серийный номер нанесен только на правый борт, сразу за эмблемой эскадрильи. Ниже серийного номера - цифра "8", обозначающая марку самолета (Р. 11с) и число "70" - порядковый номер самолета. 113-я эскадрилья в сентябре 1939 года вошла в состав истребительной бригады ПВО Варшавы.
Основной польский истребитель P-11C по летно-тактическим данным не шел ни в какое сравнение с немецкими "мессерами", однако благодаря высокому уровню подготовки пилотов, летавших на этих машинах, "пулавчики" показали себя весьма достойно. -
Мировая Авиация 40
Регистрационный номер: 8.14 На момент принятия на вооружение истребитель Р.11с вызывал большой интерес в авиационных кругах всего мира, его часто демонстрировали на различных показах в Европе. На фотографии - самолет командира 112-й эскадрильи 1-го авиаполка на аэродроме Стокгольм-Бромма (Швеция), май 1936 года. В подобных презентациях нередко принимал участие командующий ВВС Польши генерал Людомил Райски, личный самолет которого виден на заднем плане.
-
Мировая Авиация 11
По сравнению c Bf 109 и Bf 110, истребители PZL Р.11 были достаточно устаревшими самолетами со слабым вооружением, у них не было никаких шансов на успех в сражениях.
Line-up of PZL P 11es - powerplant was either a 490-560hp Polish Skoda - or PZL-built Mercury VS.2, or a 605-645hp Mercury VIS.2. -
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Регистрационный номер: 7.14 Истребители P-11a из 113-й истребительной эскадры польских ВВС. Довоенное фото
-
Мировая Авиация 31
Истребители PZL Р.11c из 142-го истребительной эскадры 4-го авиаполка в Торуне. На самолете с бортовым номером "64" обычно летал Станислав Скальский. По его воспоминаниям, борт машины украшало женское имя "Zosia", но, к сожалению, подтверждающих фотографий не сохранилось. Эмблемой 142-й эскадры было стилизованное изображение красной утки с зелеными крыльями в полете.
-
Авиация и Космонавтика 1999-09 / В.Котельников - "Пулавчак" - герой сентября 39-го
"Сабли наголо" - парад части "пулавчаков" принимает главком польской армии маршал Э.Рыдз-Смглы, 1938г.
-
Авиация и Время 2017-01 / Ф.Грабовски - Станислав Скальски - легенда польских ВВС
Самолеты дивизиона III/4, входившего в 4-й авиаполк ВВС Польши. Вторым в линейке стоит истребитель, на котором Скальски летал в сентябре 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Пилоты 121-го истребительного дивизиона из состава 2-й эскадры (смешанного авиаполка) ВВС Польши у своих P-11c. Краков, 1938-1939 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Польские лётчики‑истребители на фоне P-11c на полевом аэродроме. Довоенное фото. Август 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Польский лётчик-истребитель на фоне своего P-11c. Довоенное фото 1937-1939 гг.
-
Мировая Авиация 40
Самолеты Р.11с из 122-й эскадрильи 2-го авиаполка, дислоцированного в Кракове. Истребители 2-го полка записали на себя первый сбитый во Второй мировой войне самолет Люфтваффе, но полк и первым среди союзников понес тяжелые потери в войне. С началом боевых действий полк был придан армии "Краков", но затем его перебросили в район Деблина в армию "Люблин".
Three P.Xlc's of the 122nd Fighter Squadron, Krakow, with modernistic "Paper Horse's Head " badge. Captain (now Group Captain, C.B.E.) J.Bajan was the Commanding Officer. -
Air Enthusiast 1992-12 / J.Cynk - First encounter
Устаревшие истребители P.11 не могли эффективно вести борьбу за господство в воздухе, что предопределило и быструю гибель даже таких довольно современных бомбардировщиков как "Лось" и "Карась".
P.11c fighters of the 1st (Warsaw) Air Regiment at Okecie airfield - with Lo's bombers in the background - at the end of February 1939. In the spring, the Warsaw fighter squadrons were formed into the Pursuit Brigade.Другие самолёты на фотографии: PZL P.37 Los - Польша - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Сильно ретушированное (в стиле тех лет) газетное фото - польские PZL P-11c взлетают и строятся во время воздушного парада, 1938 г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
PZL-37B (или PZL-37A bis) на аэродроме Окенче в Варшаве. Осень 1938 г. За «Лосём» выстроились истребители PZL P-7a и P-11 из 11-го истребительного аиадивизиона
Бомбардировщики "Лошь" и истребители P.11a и P.11c на полевом аэродроме.Другие самолёты на фотографии: PZL P.37 Los - Польша - 1936PZL P.7 / P.6 / P.8 - Польша - 1930
-
Авиация и Космонавтика 1999-09 / В.Котельников - Авиация в советско-польском конфликте сентября 39 года
На снимке основные боевые самолеты польских ВВС - истребитель P-11c (на переднем плане) и легкие бомбардировщики "Карась"
Другие самолёты на фотографии: PZL P.23 / P.43 Karas - Польша - 1934
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Подпоручик Ян Джовнек из 161-го истребительного дивизиона польских ВВС у своего P-11c. Львов. Первая половина 1939 г.
-
Авиация и Время 2004-06 / Л.Кукуруза - Война в небе Западной Украины
Замаскированные сеном истребители P-11c 113-й эскадрильи ВВС Польши. Волынь, аэродром Млынов, 14 сентября 1939г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
P-11c из 113-й истребительной эскадры ВВС Польши на а. Понятов. Довоенное фото лета 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Солдаты вермахта у трофейного P-11c
-
Авиация и Космонавтика 1999-09 / В.Котельников - "Пулавчак" - герой сентября 39-го
Регистрационный номер: 8.70 [4] Немцы рассматривают брошенный на аэродроме Понятов истребитель P.11c подпоручика Иеронима Дудвала
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Регистрационный номер: 8.70 [4] Серия снимков, сделанных офицерами люфтваффе, изучающими захваченный в сентябре 1939 г. в р-не Люблина польский истребитель P-11c. По польской версии этот P-11c с номером «10» был одним из немногих истребителей данного типа, имевших четырёхпулемётное вооружение. Самолёт принадлежал к 113‑й эскадре истребительной авиабригады ВВС Польши и в период обороны Варшавы его пилот, поручик Хероним Дудвал, одержал до четырёх побед (два Bf-110 и по одному Hs-126 и Ju-87) в воздушных боях. При поспешной эвакуации авиабригады из Варшавы в Люблин этот самолёт был брошен из-за технических неисправностей на одном из промежуточных аэродромов
-
Авиация и Космонавтика 1999-09 / В.Котельников - "Пулавчак" - герой сентября 39-го
P-11b-L румынских ВВС
-
Air Enthusiast 1994-12 / M.Axworthy - On Three Fronts
Polish-built PZL-11Bs in the war, during which they were only used as trainers.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
Истребитель PZL P-11C, ВВС Румынии лето 1941 г.
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
P-11c перелетевший в Румынию и вошедший в состав румынских ВВС, 1941г.
-
Air Enthusiast 1996-07 / M.Axworthy - Flank Guard. Romania's Aerial Advance on Stalingrad (1)
Румынские ВВС стали крупнейшим зарубежным эксплуатантом P.11 - они получили 50 самолетов P.11b и около 80 истребителей P.11c, выпускавшихся в 1936-1938 годах по лицензии румынской компанией I.A.R.
A PZL 11C at Turnu Severin in 1943. Fifty-four Polish fighters were interned in Romania in September 1939, 29 of which were refurbished, given Romanian serials and served with ‘Escadrilas ’ 49 and 50 in 1941, before being relegated to advanced training in later years. Twenty-six were PZL 11Cs (301 to 325 and 328). The other three were PZL 11As (326, 327, 329). The other Polish fighters, which were only used for training, seem to have retained Polish serials. In the background is a ‘Lublin’ RXIII.Другие самолёты на фотографии: Lublin R-XIII - Польша - 1931
-
Мировая Авиация 40
Румыния закупила 50 самолетов Р.11b в 1933 году, а через два года приобрела лицензию на выпуск экспортной модификации - в 1936-1938 годах на предприятии "IAR" в Брашове собрали 95 самолетов IAR P.11f. На фотографии - самолет № 122, оснащенный лыжным шасси. На нижней части фюзеляжа видно устройство для буксировки мишеней.
-
Air Enthusiast 1994-12 / M.Axworthy - On Three Fronts
One of the first PZL-11Fs built at IAR-Brasov in 1937-1938 in prewar camouflage and markings. The type was already obsolete as a fighter by the time it entered combat in 1941 and was fitted with light bombs or grenade launchers for ground attack. It served as a trainer from 1942.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
Истребитель IAR-PZL P-11F ВВС Румынии, лето 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / М.Тимин - 40 дней войны лейтенанта Мелентьева /Авиация и люди/
Румынский P.11f в воздухе
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (7)
Польский истребитель PZL P-11a майора Вурвицкого, перелетевший 23 сентября 1939 г. в Венгрию. Затем данный самолёт был разоружён, получил венгерские опознавательные знаки и номер G.191, после чего пару лет использовался в качестве пилотажного в будапештском политехническом аэроклубе. Списан по причине износа и отсутствия запчастей в 1941-1942 гг.
-
Flight 1934-11 / Flight
The Polish P.Z.L.24, claimed to be one of the fastest Military aircraft in the Show, its Gnome-Rhone K.14 engine giving it a top speed of 257 m.p.h. On the left is the P.Z.L.11C, an earlier version of the 24. Behind them is the P.Z.L.26, specially built for competition in the Challenge de Tourisme.
Другие самолёты на фотографии: PZL P.24 - Польша - 1933PZL PZL.26 - Польша - 1934
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Польский пилот в кабине P-11c. Довоенное фото
-
История Авиации 2003-01 / М.Жирохов, Г.Лопатко - Александру Шербэнеску /Асы мира/
Младший лейтенант Александру Шербэнеску в кабине своего PZL P.11F. Начало 1942г.
-
Авиация и Время 2017-01 / Ф.Грабовски - Станислав Скальски - легенда польских ВВС
Скальски в кабине истребителя P-11
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
P-11c из состава истребительной авиабригады ВВС Польши, повреждённый в воздушном бою и брошенный после вынужденной посадки в р-не Пултуска. Начало сентября 1939 г. Обратите внимание - самолёт на фото относится к редчайшим машинам, на которые, в 1938-1939гг. в качестве эксперимента был нанесён двух- или трёхцветный «оскольчатый» камуфляж, нетипичный для тогдашних польских истребителей
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Немцы осматривают полуразбитый P-11c из состава 111-й эскадры ВВС Польши, входившей в состав истребительной авиабригады. В начале сентября 1939 г. этот истребитель участвовал в обороне Варшавы. Фото сделано не ранее 22 сентября 1939 г.
-
Мировая Авиация 14
Как только экипажи тяжелых истребителей Bf 110 освоили тактику атак польских самолетов в пикировании, ВВС Польши утратили шансы оказать реальное противодействие Люфтваффе. Бомбоштурмовые удары германской авиации по аэродромам также причинили серьезный ущерб. На фотографии: разбитый германской авиацией польский истребитель Р.11.
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Солдаты вермахта позируют на фоне разбитого P-11c из 111-й истребительной эскадры польских ВВС. Р-н Варшавы. Конец сентября 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Разбитый истребитель P-11c, брошенный на опушке леса. Юго-восточная Польша, конец сентября 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Сбитый P-11c, упавший на капустное поле. Польша, сентябрь 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 1999-09 / В.Котельников - "Пулавчак" - герой сентября 39-го
Горит сбитый "пулавчак"
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Первая победа польских ВВС Картина западного художника 1970-1980-х годов, отражающая раннюю точку зрения на боевой эпизод 1 сентября, согласно которой В. Гныш тогда сбил не один, а два Do-17E из 7./KG 77. Мало того, реальный P-11C Гныша был двухпулемётным, а истребитель на этой картине ошибочно изображён с вооружением из четырех пулемётов
Другие самолёты на фотографии: Dornier Do.17 - Германия - 1934
-
Air Enthusiast 1992-12 / J.Cynk - First encounter
American artist Roy Grinnell produced this fine rendition of the first Polish ‘kill’ of World War Two. Wladyslaw Gyns attacks a pair of Luftwaffe Dornier Do 17s on September 1, 1939.
Другие самолёты на фотографии: Dornier Do.17 - Германия - 1934
- Фотографии