Варианты
- PZL - P.23 / P.43 Karas - 1934 - Польша
- PZL - P.42 - 1934 - Польша
- PZL - P.46 Sum - 1938 - Польша
P.23 / P.43 Karas
Легкий бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Панствове заклады лотниче" (PZL) под руководством С.Праусса, а затем Ф.Мицталя. Опытный образец PZL-23/I впервые поднялся в воздух в августе 1934 г. Серийное производство на заводе PZL в Варшаве начато в декабре 1935 г. Всего изготовлено 307 экз. PZL-23 и аналогичных им экспортных PZL-43.
Состоял на вооружении в Польше с июня 1936 г., в Болгарии - с декабря 1937 г., в Румынии - с октября 1939 г.
Основные серийные модификации:
- PZL-23A с мотором "Пегас" IIM2, вооружение 3x7,9;
- PZL-23B с мотором "Пегас" VIIIA и измененным горизонтальным оперением;
- PZL-43A, экспортный вариант PZL-23B с удлиненным фюзеляжем и мотором GR 14Kfs, вооружение 4x7,9;
- PZL-43B с мотором GR 14N01.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 600 кг.
PZL-23B и PZL-43B использовались польскими ВВС в оборонительных боях в сентябре 1939 г. Румынские самолеты участвовали в войне против СССР. Болгарские PZL-43 применялись против немцев в 1944-1945 гг.
Производство прекратили в сентябре 1939 г. после захвата завода немцами. Самолет был снят с вооружения в Болгарии в конце 1945 г., в Румынии - в 1946 г.
PZL-23B||
Размах:||13,95 м
Длина:||9,68 м
Мотор, количество х мощность:||1x680 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3526 кг
Максимальная скорость:||319 км/ч
Практический потолок:||7300 м
Дальность:||1260 км
Описание:
- P.23 / P.43 Karas
- P.Z.L. P.23 и P.43 Karas
Фотографии
-
Авиация и Время 2004-06 / Л.Кукуруза - Война в небе Западной Украины
PZL P.23B Karas из 64-й АЭ ВВС Польши. Сентябрь 1939г.
-
Мировая Авиация 239
Регистрационный номер: 44.67 PZL P.23B Karas (серийный номер 44.67, код "3 белый") из 22-й эскадрильи 2-го авиаполка ВВС Польши, базировавшегося в Раковице под Краковом. Самолет показан в состоянии на май 1938 года.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Регистрационный номер: 44.61 PZL P.23B из 21-й эскадры 2-го авиаполка. Самолет был сбит немецкими истребителями 8 сентября 1939г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (2)
Регистрационный номер: 44.211 PZL-23
-
Мировая Авиация 14
PZL P.23b Karas. Польские авиачасти, оснащенные легкими бомбардировщиками Р.23, поддерживали наземные армии и действовали в их интересах. На рисунке изображен самолет Р.23b 42-й эскадрильи Поморской армии. Самолеты Karas предназначались для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ведения воздушной разведки.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
PZL P.23B из 11-й эскадры 1-го авиаполка польских ВВС
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Регистрационный номер: 44.86 [2] PZL P.23B из 22-й эскадры 2-го авиаполка. Самолет был сбит 3 сентября 1939г. во время бомбардировки немецкой танковой колонны под Радомом
-
АэроХобби 1993-01 / И.Самарский - Самолеты с бело-красными "шаховницами" /Аэроархив/ (1)
Регистрационный номер: 44.86 [2] Легкий бомбардировщик P.23b Karas (N 44.86) 22-й бомбардировочной эскадрильи 2-го авиаполка. Самолет был сбит германскими истребителями в первом боевом вылете 3 сентября 1939г. во время атаки на танковую колонну под Радомом. Экипаж погиб (пилот - капитан Болеслав Словинский, штурман - поручик Станислав Валков, стрелок - капрал Станислав Коритовский).
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Один из PZL P.23B периода польской кампании 1939 года. Эмблема эскадры и бортовые номера закрашены в целях маскировки
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
PZL P.23B из 73-й эскадрильи румынских ВВС, аэродром "Морозовская" под Сталинградом, осень 1942г.
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - Oil well top cover: Sixty years of Rumanian military aviation
PZL P.23 Karas of the 3rd Bomber Flotilla, Focsani, June 1941.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
PZL P.43 из 1-го "орляка" (авиаполка) болгарских ВВС, аэродром "Божуриште" близ Софии, осень 1941г.
-
Air Pictorial 1964-09 / J.Cynk - Poland's Karas
The P.23/1, Karas I, as it appeared early in 1935
-
Air Pictorial 1964-09 / J.Cynk - Poland's Karas
The P.23/II, second prototype, in spring of 1935
-
Air Pictorial 1964-09 / J.Cynk - Poland's Karas
The Fully developed P.23/III in early 1936; it served as a development aircraft for Karas B and P.43
-
Flight 1939-09 / Flight
A "G.P." AT THE SALON. The Polish P.Z.L. 23 monoplane is a bombing and reconnoitring type, or what we should know as a general-purpose machine. Upper and lower rear gun positions are included and the maximum speed with one of the new Gnome Rhone 14N-01 engines (950 h.p. at 12,460 ft.) is claimed to be 230 m.p.h.
-
Мировая Авиация 239
Регистрационный номер: SP-BCP Третий прототип Karas (PZL.23/III), взлетевший в сентябре 1935 года с гражданским регистрационным номером SP-BCP. В 1936 году самолет оснастили новым ПД Bristol Pegasus VIII (строился в Польше по лицензии под обозначением Pegaz 8), сделав из него эталон для основного серийного варианта PZL P.23B. В общей сложности построили 210 самолетов в дополнение к 40 машинам раннего варианта PZL P.23A, оснащенных ненадежным ПД Pegasus IIM2.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
PZL P.23A, вид с левого борта. Стрелковое вооружение на машине отсутствует
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Бомбардировщики PZL-23 «Карась» польских ВВС на аэродроме. Довоенное фото 1938-1939 гг.
-
Air Pictorial 1964-09 / J.Cynk - Poland's Karas
Karas A, often used without spats
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
PZL P.23A из "школы подофицеров" (унтер-офицерского училища) польских ВВС в Кросно
-
Air Pictorial 1964-09 / J.Cynk - Poland's Karas
First production Karas As with centre-section slots
-
Air Pictorial 1964-09 / J.Cynk - Poland's Karas
Karas A conversion trainers of the 1st Air Regiment, Warsaw
-
Мировая Авиация 239
Командир 22-й развед. эскадрильи (эмблема - черный дракон с бомбой) капитан Словинский садится в свой Karas, 26 апреля 1939г. Аэродром Раковице. В составе бомбардировочной бригады эскадрилья принимала участие в боях 1939 года. 3 сентября она атаковала колонны германской бронетехники в Радомско. Не вернулись три самолета, включая и машину капитана Словинского.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
PZL P.23B из 24-й линейной эскадры. Хорошо видна выхлопная труба, бомбовые подвески под фюзеляжем, маслорадиатор, кольцевой прицел и зачехленная брезентом посадочная фара, размещенная только на правой стойке шасси (обычно фары у "карасей" были на обеих стойках)
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Заправка "Карася" бензином из бочки при помощи ручного насоса
-
Мировая Авиация 239
Регистрационный номер: 44.214 P.23B Karas № 44.214 из 41-й эскадрильи 4-го авиаполка в Торуне. Самолет был потерян в аварии в октябре 1938 года; никто из экипажа не пострадал. Уровень аварийности Karas был не выше чем у других самолетов того времени - за 36 месяцев эксплуатации было потеряно 9% машин.
-
Авиация и Время 2004-06 / Л.Кукуруза - Война в небе Западной Украины
Пара "карасей" в полете. Обратите внимание на несимметричное расположение опознавательных знаков на крыльях
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Звено бомбардировщиков PZL-23 «Карась» из 12-го бомбардировочного дивизиона в полёте. Весна-лето 1939 г.
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
Самолеты PZL-23B из 12-й эскадры (эскадрильи) польских ВВС
-
Авиация и Космонавтика 1999-09 / В.Котельников - Авиация в советско-польском конфликте сентября 39 года
На снимке основные боевые самолеты польских ВВС - истребитель P-11c (на переднем плане) и легкие бомбардировщики "Карась"
Другие самолёты на фотографии: PZL P.11 - Польша - 1931
-
Air Pictorial 1964-09 / J.Cynk - Poland's Karas
Karas Bs of No. 41 Squadron, 4th Air Regiment, from Torun in 1939. During the war they were attached to the "Pomorze" Army
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Бомбардировщики PZL-23 «Карась» польских ВВС на аэродроме. Довоенное фото 1938-1939 гг.
-
Авиация и Время 2004-06 / Л.Кукуруза - Война в небе Западной Украины
Польский бомбардировщик PZL P.23 "Карась", захваченный немцами на львовском аэродроме Скнилов
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Захваченные немцами "караси" из 5-й бомбардировочной эскадры (вверху) и 24-й разведывательной (внизу)
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (7)
Часть страницы одного из номеров газеты «Красная Звезда» за сентябрь-октябрь 1939 г. Скорее всего этот легкий бомбардировщик PZL-23 «Карась», который осматривает на аэродроме во Львове Герой Советского Союза и участник недавних транс-полярных перелётов комбриг Александр Васильевич Беляков, не подбит, а просто брошен. Отметим, что судя по эмблеме (мультяшный тигр на белом кресте), этот самолет принадлежал 55‑й бомбардировочной эскадре ВВС Польши, в начале войны входившей в состав бомбардировочной авиабригады. Во Львове этот PZL-23, видимо, «застрял» в процессе перегона в Румынию
-
Air Enthusiast 1996-07 / M.Axworthy - Flank Guard. Romania's Aerial Advance on Stalingrad (1)
The 19 PZL 23 light bombers (1 to 19) which fled to Romania in September 1939 were sufficient to keep ‘Escadrila’ 73 operational throughout 1941 and 1942, but a shortage of spares restricted their serviceability and they were withdrawn from the Stalingrad campaign prematurely. The survivors were employed as trainers from 1943. Plans to use them as night nuisance bombers in 1944 came to nothing.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Эскадрилья румынских "карасей" на советско-германском фронте, лето 1941г.
-
Мировая Авиация 239
Румынские бомбардировщики Karas из 73-й эскадрильи готовятся к боевому вылету в Морозовской под Сталинградом. Последние Karas были сняты с вооружения ВВС Румынии в 1946 году.
-
Мировая Авиация 219
После начала Второй мировой войны 21 самолет P.23 был передан Румынии, из них 19 машин применялись ВВС Румынии на начальном этапе войны с СССР.
Representative of the wide variety of different combat aircraft with which the Rumanian air arm went to war are the PZL P.23 Karas. -
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Подфюзеляжная стрелковая "ванна" PZL P.23. Зализ крыла не установлен, видны проходящие под фюзеляжем рулевые тяги
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
Один из первых экземпляров PZL P.43 для ВВС Болгарии, на варшавском аэродроме "Океньче", март 1937г.
P.43 - экспортный вариант P.23. Большая часть их строилась для Болгарии, хотя часть машин была реквизирована для ВВС Польши после начала войны.
The P.Z.L. P-43 Three-seat Long-range Bomber-reconnaissance Monoplane (Gnome-Rhone 14No engine). -
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
PZL P-43A for Bulgaria.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Экипаж болгарского PZL P.43 на фоне своего самолета
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (2)
Регистрационный номер: SP-BFM [3] Прототипы одномоторного бомбардировщика PZL-23B и истребителя P-24 в экспозиции 15-го международного авиасалона в Париже, 1936 г. Позади польских самолётов видны прототип голландского двухмоторного истребителя «Фоккер» G.1(слева) а также советские И-17, АНТ-35 и рекордный АНТ-25 «Сталинский Маршрут»
Другие самолёты на фотографии: Fokker G.I Le Faucheur - Нидерланды - 1937PZL P.24 - Польша - 1933Архангельский, Туполев ПС-35 / АНТ-35 - Россия - 1936Поликарпов И-17 - Россия - 1934Туполев, Сухой АНТ-25 / РД - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 2001-01 / ??? - Salon Stars
Регистрационный номер: SP-BFM [3] PZL P.24 SP-BFL and P.43 Karas SP-BFM behind. The latter carried eight bombs under the centre-section.
Другие самолёты на фотографии: PZL P.24 - Польша - 1933
-
Air Enthusiast 2001-01 / ??? - Salon Stars
Регистрационный номер: SP-BFM [3] P.43 Karas SP-BFM carried eight bombs under the centre-section.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Интерьер кабины PZL P.23B
-
Air Pictorial 1964-09 / J.Cynk - Poland's Karas
Karas interiors looking aft towards the dorsal and ventral gun positions - floor panels have been folded back
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
PZL-23 «Карась» из 41-го бомбардировочного дивизиона польских ВВС, потерпевший аварию на а. Торунь в начале 1939 г. На колёсах основных стоек шасси этого «Карася» нет обтекателей, что нетипично для самолётов данного типа
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Аварийная посадка болгарского PZL P.43 с довоенными опознавательными знаками
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Неисправные "караси", захваченные немцами на польской ремонтной базе
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (7)
Кладбище польской авиатехники. Варшава, октябрь 1939 г. Кроме PZL-23 «Карась» видны обломки самолетов «Люблин» R.XIIID и гражданских RWD-8
Другие самолёты на фотографии: Lublin R-XIII - Польша - 1931RWD RWD-8 - Польша - 1932
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Полуразбитый «Карась», принадлежавший авиашколе польских ВВС в Деблине. Самолёт явно пытались эвакуировать наземным транспортом, но он был брошен на дороге в р-не г. Лешна. Фото конца сентября 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Разбитый польский PZL-23. Фото сентября-октября 1939 г
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Повреждённый во время боевого вылета 10 сентября 1939 г. PZL-23 «Карась» из состава 42-й развед. эскадры ВВС Польши, доставшийся немцам на аэродроме Люблин. Фото сентября-октября 1939 г.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Немцы осматривают сбитый PZL P.23B из 41-й разведывательной эскадры
-
История Авиации 35 / А.Булах - Тухлая солонина /Дискуссионный клуб/ (2)
Годом ранее судьбу английских "Бэттлов" разделили их польские одноклассники "Караси". Несмотря на более высокую активную и пассивную защиту, они не смогли противостоять немецким Bf109.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Доставшийся немцам PZL-23 «Карась», принадлежавший 41-й развед. эскадре ВВС Польши (была приписана к армии «Модлин»), повреждённый во время атаки германских мехколонн в период с 6 по 10 сентября и брошенный после вынужденной посадки на а. Зелонка в р-не Варшавы. Экипаж самолёта в составе пилота капрала Казимежа Тхиеслера, штурмана поручика Чеслава Малиновкого и стрелка сержанта Зигфрида Блаковски сумел уцелеть. Фото октября-ноября 1939 г.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Еще один "Карась" из неизвестного подразделения, сбитый в ходе польско-немецкой войны в сентябре 1939 года
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Немецкие солдаты осматривают бомбардировщик PZL-23 «Карась» из 41-го бомбардировочного дивизиона польских ВВС, сбитый в р-не г. Торунь. Сентябрь 1939 г.
-
АвиаМастер 2007-04 / А.Харук - Как поляки разводили карасей
Обломки "Карася" из 2-й бомбардировочной эскадры, сбитого немецкими зенитками при атаке на танковую колонну
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Немецкие пехотинцы осматривают сбитый «Карась». Польша, 21 сентября 1939 г.
-
Flight 1936-11 / Flight
The rear defensive arrangements on the P.Z.L. 43.
-
АэроХобби 1993-01 / И.Самарский - Самолеты с бело-красными "шаховницами" /Аэроархив/ (1)
Легкий бомбардировщик PZL P.23A Karas.
-
Мировая Авиация 219
P.Z.L. P.23 Karas
-
Air Pictorial 1964-09 / J.Cynk - Poland's Karas
P.Z.L. P.23B Karas B
- Фотографии