PZL P.24
Варианты:
PZL - P.24 - 1933 - Польша
Страна: Польша
Год: 1933


Одноместный истребитель
Описание:
P.24
P.Z.L. P.24
Flight, May 1934
A POLISH FIGHTER THE P.Z.L P.24
Flight, November 1934
THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW
Фотографии

P.24

Одноместный истребитель, цельнометаллический подкосный моноплан с высокорасположенным крылом типа "чайка", закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Экспортный вариант истребителя P-11. Спроектирован в КБ ПЗЛ под руководством В. Якимука. Опытный образец P-24/I совершил первый полет в мае 1933 г. Серийное производство начато в августе 1936 г. Строился на заводах ПЗЛ в Океце, ИАР в Брашове (Румыния), а также в Турции. Всего выпущен 301 экз. Состоял на вооружении в Греции с весны 1938 г., Румынии - с лета 1937 г., Болгарии - с декабря 1937 г., а также в Турции.
Основные серийные модификации:
   - P-24A с мотором GR14Kfs и вооружением 2x20+2x7,9, бомбы до 40 кг;
   - P-24B, вариант P-24A с вооружением 4x7,9;
   - P-24C с новым капотом, вооружением 4x7,9, бомбы до 100 кг;
   - P-24E, румынский вариант P-24C с мотором IAR14KIIC-32;
   - P-24F с мотором GR14N07 и вооружением 4x7,9, бронезащита;
   - P-24G, вариант P-24F с вооружением 2x20+2x7,9.
Первое боевое применение - в итало-греческой войне в 1940 г., затем при нападении немцев на Грецию в апреле 1941 г. Румынией применялись с июня 1941 г. в Молдавии и на Украине. Производство прекращено в сентябре 1939 г. В Румынии P-24 с конца 1941 г. использовались как учебные (до 1945 г.) В Болгарии в 1942 г. переведены в учебные части. В Греции все P-24 были уничтожены к маю 1941 г.


P-24F||
Размах:||10,68 м
Длина:||7,6 м
Моторы, количество х мощность:||1x970 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2000 кг
Максимальная скорость:||430 км/ч
Практический потолок:||10500 м
Дальность:||550 км

P.Z.L. P.24

В соответствии с условиями лицензионного соглашения по вопросу выпуска в Польше двигателей компании "Bristol" польские авиастроители не могли поставлять на экспорт в третьи страны свои самолеты, оснащенные подобными моторами сборки P.Z.L. В поисках выхода из этой ситуации в феврале 1932 года было решено разработать новый истребитель с новой силовой установкой - планер самолета P.11 был переоборудован для установки нового двигателя Gnome-Rhone 14Kds Mistral Major мощностью 760 л. с.
   Поставка первого из этих двигателей прошла с задержкой, поэтому первый полет прототипа P.24/I пришлось отложить до мая 1933 года. Впрочем, полет прошел неудачно - он закончился вынужденной посадкой из-за разрушения в полете воздушного винта. P.24/I вновь поднялся в воздух только в октябре 1933 года, при этом было ясно, что машине требуется серьезная доработка. В итоге был построен второй, доработанный прототип P.24/II, известный также как Super P.24 и облетанный 28 июня 1934 года. Самолет установил рекорд скорости для самолетов этого класса - 414 км/ч.
   Третий прототип совершил свой первый полет в 1934 году, он получил обозначение P.24/III, или Super P.24bis, был оснащен двигателем Gnome-Rhone 14Kfs мощностью 930 л. с. и вооружен двумя 20-мм пушками и двумя пулеметами. В 1934 году самолет был представлен на Парижском авиасалоне и привлек к себе внимание, а затем на него были получены экспортные заказы.
   Первый заказ поступил от Турции, которая не только захотела выпускать P.24 по лицензии, но еще и закупила 40 истребителей P.24A (в целом были идентичны тому варианту, что был продемонстрирован в Париже), 26 самолетов P.24C с четырьмя установленными в крыле пулеметами, а также приобрела запасные части и материалы для сборки еще 20 самолетов P.24A.
   Следующей заказ на 12 P.24B разместила Болгария. Данный вариант был в целом схож с модификацией P.24C, исключая состав оборудования. Поставка самолетов была начата в начале 1938 года, а следом за первой партией настала очередь 24 P.24C и 26 P.24F - последней основной модификации в семействе самолетов данного типа. P.24F оснащался двигателем Gnome-Rhone 14N.07, имевшим меньший диаметр и мощность 970 л. с., и вооружался двумя пушками и двумя пулеметами.
   По техническому заданию ВВС Румынии был разработан вариант P.24E, который в целом был схож с P.24C. Компания P.Z.L. собрала шесть таких самолетов, которые оснащались двигателями Gnome-Rhone 14KIIc32 мощностью 900 л.с., собиравшимися по лицензии в Румынии. Впрочем, последние машины примерно из 40 P.24E, что строились румынской I.A.R., оснащались уже двигателями 14KMc36 мощностью 940 л. с., которые собирались на заводе этой же компании. В конце 1939 года компания I.A.R. разработала модификацию самолета P.24E, отличавшуюся низкорасположенным крылом и получившую обозначение I.A.R.80.
   Вариант P.24F с четырьмя пулеметами получил обозначение P.24G. ВВС Греции в 1937 году приобрели пять P.24A, а год спустя - 25 P.24F и шесть P.24G.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   P.Z.L. P.24F

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один 14-цилиндровый двухрядный звездообразный ПД Gnome-Rhone 14N.07 мощностью 970 л. с. (723 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4500 м - 430 км/ч; практический потолок 10 500 м; дальность 700 км
   Масса: пустого снаряженного 1332 кг; максимальная взлетная 2000 кг
   Размеры: размах крыла 10,70 м; длина 7,60 м; высота 2,70 м; площадь крыла 17,90 м2
   Вооружение: две 20-мм пушки Oerlikon FF и два 7,7-мм пулемета

Flight, May 1934

A POLISH FIGHTER THE P.Z.L P.24
The P.Z.L. P.24, with a Gnome-Rhone 770-h.p. engine, has a top speed of 242 m.p.h.

   FOR the past three or four years the Panstwowe Zaklady Lotnicze (the Polish National Aircraft Establishment) has been producing high-wing monoplane single-seater fighters with "gull" type wings. The better-known types are the P-I (Hispano Suiza), P-VIII (Lorraine "Petrel"), and the P-XI (Bristol "Mercury" or Gnome-Rhone K.9). One interesting feature of the P.Z.L. series is that the machines fitted with water-cooled engines have a fuselage of rectangular section and for those with air-cooled engines the fuselage is of oval section. In this way minimum drag has been obtained for both types. The wings, on the other hand, are alike for machines in both groups.

Gull-like Wings

   The "gull" type wings each have two tapered duralumin spars of double "T" section. Compression struts and ribs are also of duralumin. The portion of duralumin corrugated sheet covering between the spars is rigidly fixed to the ribs and is stressed, thus increasing the strength of the wing. The maximum chord of the wings occurs at about 2/5ths of the distance from the roots to the tips. A cut-out of the trailing edge towards the centre line of the wings, together with the thinning down of the wings some distance from their roots, provides exceptionally good visibility for the pilot. Each wing is braced by a pair of struts without wire cross bracing. Frise ailerons of high aspect ratio are fitted over about half of the span. These ailerons can be lowered simultaneously, when they serve as flaps for decreasing the landing speed.

Fuselage

   Duralumin struts of built-up sections are used for the forward portion of the fuselage, which carries two droppable riveted duralumin fuel tanks. Monocoque type construction with duralumin covering is used for the rear portion of the fuselage.
   Tail plane, fin, elevator and rudder are all of similar construction and are composed of tubes of C and L section. The engine mounting is a rigid cone of duralumin tubes and plates and is fixed at three points on the front portion of the fuselage.
   An undercarriage of the patented P.Z.L. type is fitted. This is built up of high-tensile steel tubes and has P.Z.L. oleo pneumatic shock absorbers. The Dunlop intermediate pressure wheels, using Dunlop pneumatic brakes, are fitted with spats.
   The power plant is a Gnome-Rhone 14 KSd 14-cylinder supercharged radial engine developing 770 h.p. at 13,120 ft. (4 000 m) at 2,100 r.p.m. A N.A.C.A. type cowling, the shape of which has been the subject of careful study, encloses the engine.
   Armament consists of two Vickers Class. E machine guns with 600 rounds of ammunition each. These guns use a P.Z.L. type mechanical synchronising gear. A short-wave receiving set, a transmitter of the standard Polish Air Force type and a signal pistol with 12 cartridges are carried.

Specification
P.Z.L. P.24

   Span 34 ft. 8 in. (10,59 m).
   Length 24 ft. 3 in. (7,4 m).
   Height 9 ft. (2,75 m).
   Weight, empty 2,782 lb. 8 oz. (1 202 kg).
   Fuel 70 galls. 315 litres 507 lb. (230 kg).
   Oil.44 pts. 25 litres. 48 lb. 8 oz. (22 kg).
   Pilot with parachute 134 lb. (88 kg).
   Armament 132 lb. 3 oz. (60 kg).
   Wireless equipment 55 lb. 1 oz. (25 kg).
   Electrical equipment 55 lb. 1 oz. (25 kg).
   Oxygen equipment 15 lb. 6 oz. (7 kg).
   Wing loading 19 lb./sq. ft. (93 kg/m2)
   Power loading 4-8 lb./h.p. (2,18 kg/h.p.).

Performance

   Climb to 3,280 ft. (1 000 m) 1 min. 50 sec.
   ,, 6,560 it. (2 009 m) 2 min. 30 sec.
   ,, 9,840 ft. (3 000 m) 3 min. 50 sec.
   ,, 13,120 ft. (4 000 m) 4 min. 50 sec.
   ,, 16,404 ft. (5 000 m) 6 min. 15 sec.
   Speed at ground level 198-9 m.p.h. (320 km/hr).
   ,, 3,280 ft. (1 000 m) 208-2 m.p.h. (335 km/hr).
   ,, 6,560 ft. (2 000 m) 217-5 m.p.h. (350 km/hr).
   ,, 9.840 ft. (3 000 m) 229-9 m.p.h. (370 km/hr).
   ,, 13,120 ft. (4 000 m) 242-4 m.p.h. (390 km/hr).
   ,, 16,404 ft. (5 000 m) 233 m.p.h. (375 km/hr).
   Range at cruising speed 373 miles (600 km).

Flight, November 1934

THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW

THE EXHIBITS DESCRIBED

Fighting Aircraft

<...>
   Two Polish fighters, the P.Z.L. 11C. and 24, are beautiful examples of modern aircraft construction; both have been described in our pages. The 24 is merely the latest form of the 11C. The high wing is gull-like in that the roots droop to the fuselage, allowing the pilot a view over them and forming, to a certain extent, a "valley" which accommodates two machine guns. Because the machine is a parasol monoplane, the fuselage is unencumbered by lower wing roots, and thus the pilot has an almost unrestricted outlook in all directions.
   Both the fuselage and the wing are completely built up of light alloy as regards the structure and the covering. In addition to the two machine guns already mentioned, two large-calibre canons are mounted in the wings at the points where the wing struts meet the under surface, and the fairing around them merely serves the dual purpose of streamlining the strut ends and the guns. The 24 is probably the fastest machine, apart from the record-breaking Macchi seaplane, in the Salon; its top speed, with the Gnome-Rhone K.14, is 416 km.p.h. (257 m.p.h.).
Истребитель PZL P-24F из Flotilia 3 Vinatoare
P.24 составляли основу парка истребительной авиации греческих ВВС во время Второй мировой войны и успешно противостояли Люфтваффе и итальянским ВВС.
PZL P.24C fighter at Yesilkoy, 1940.
Опытный образец истребителя P-24/III
Болеслав Орлинский стоит у прототипа истребителя PZL P.24.
The P.Z.L. P.24 high-wing monoplane (770-h.p. Gnome-Rhone engine).
Истребитель P-24C ВВС Турции
PZL P-24C.
Истребители PZL-24E состояли на вооружении двух эскадрилий ВВС Румынии
A total of 25 PZL-24Es were built under licence by IAR in 1939-1940. They were a transitional type between the PZL-11F and IAR-80.
Истребитель P-24F
The P.Z.L. P.XXIV.F Single-seat Fighter Monoplane (Gnome-Rhone 14Ksf engine).
На вооружении четырех греческих истребительных эскадрилий к началу войны состоял 31 самолет. В 21-й, 22-й и 23-й эскадрильях (Mire) имелось 25 истребителей P.24F (на снимке) и Р.24G, на вооружении 24-й эскадрильи состояли шесть истребителей Bloch MB. 151.
Уступавшие Bf 109 греческие истребители польской постройки PZL P-24F/G состояли на вооружении 21-й, 22-й и 23-й эскадрилий. Этот самолет был брошен в 1941 году на аэродроме у города Лариса (Греция).
The Polish P.Z.L. 24, claimed to be one of the fastest Military aircraft in the Show, its Gnome-Rhone K.14 engine giving it a top speed of 257 m.p.h. On the left is the P.Z.L. 11C, an earlier version of the 24. Behind them is the P.Z.L. 26, specially built for competition in the Challenge de Tourisme.
PZL P.24 SP-BFL and P.43 Karas SP-BFM behind. The latter carried eight bombs under the centre-section.
The prototype Loire-Nieuport 260C-1 (Loire 250 ???) single-seat fighter was first flown on September 27, 1935. Under its port wingtip is a Loire-Nieuport 46C-1 and beyond that the Liore et Olivier C.34 autogiro. Immediately behind the L-N 260C-1's rudder is Dewoitine 510 No.275 while to the left is PZL P.24 SP-BFL and behind that a Polikarpov ZKB-19 (I-17).
Excellent fighting view and heavy armament are features of the Polish P.Z.L. P.24. Note, in this view, the "valley" for the machine guns
A selection of oil coolers: (top left) Farman 431; (top right) P.Z.L. 24; (bottom left) Focke-Wulfe; (bottom right) Potez 54.
The mounting of one of the canons in the P.Z.L. P.24.
P.Z.L. P.24
PZL-24E.
PZL P-24F