Dewoitine D.500 / D.510
Варианты:
Dewoitine - D.500 / D.510 - 1932 - Франция
Страна: Франция
Год: 1932


Одноместный истребитель
Описание:
D.500 / D.510
Dewoitine D.500 и D.501
Dewoitine D.510
Flight, March 1934
The Dewoitine D.500
Flight, November 1934
THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW
Фотографии

D.500 / D.510

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Девуатин" под руководством Э.Девуатина. Первый полет опытный образец D.500 совершил 18 июня 1932 г. Серийное производство налажено с ноября 1934 г. Самолет выпускался заводами "Девуатин" в Тулузе, "Лиор э Оливье" в Клиши и "Ателье э шантье де ля Луар" в Сен-Назере. Всего изготовлено 360 экз.
Самолет состоял на вооружении во Франции с апреля 1935 г., в Китае - с июля 1938 г.
Основные серийные модификации:
   - D.500 с мотором HS12Ybrs, двухлопастным винтом, вооружение 2x7,9, позднее 2x7,9+2x7,5 или 4x7,5;
   - D.501 с мотором HS12Ycrs, двухлопастным винтом, вооружение 1x20+2x7,5;
   - D.510 с мотором HS12Ycrs, с увеличенным радиатором, трехлопастным винтом, дополнительным бензобаком, измененным шасси, вооружение 1x20+2x7,5, для Китая строился экспортный вариант D.510C.
Первое боевое применение - в Испании в декабре 1936 г. Использовался в японо-китайской войне с начала 1939 г. Во Франции - основной истребитель ВВС в 1936-1937 гг., в начале Второй мировой войны еще сохранялся в значительных количествах и ограниченно использовался в "странной войне". С конца 1939 г. начал сниматься с вооружения, но в мае - июне 1940 г. еще находился в отдельных эскадрильях ПВО.
Снят с производства в мае 1938 г., снят с вооружения в конце июля 1940 г.


D.510||
Размах:||12,09 м
Длина:||7,94 м
Моторы, количество х мощность:||1x860 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1920 кг
Максимальная скорость:||393 км/ч
Практический потолок:||10500 м
Дальность:||600 км

Dewoitine D.500 и D.501

D.500 был спроектирован под требования французского Министерства авиации 1930 года к новому самолету в классе C.1 для замены устаревших Nieuport-Delage Ni-D.62 и Ni-D.622. Новая машина представляла собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. Неубираемое шасси с хвостовым колесом во многом напоминало самолеты семейства D.37, а силовая установка прототипа D.500.01, поднявшегося впервые в воздух 19 июня 1932 года, включала V-образный двигатель Hispano-Suiza 12Xbrs мощностью 660 л.с. (492 кВт). Вооружение самолета первоначально включало только два 7,7-мм пулемета Vickers, установленных в фюзеляже, но затем было изменено - взамен Vickers установили два 7,5-мм пулемета Darne, обеспечив также возможность дополнительной установки еще двух пулеметов в крыле.
   В ноябре 1933 года был получен заказ на 60 серийных самолетов D.500, из которых 15 должны были строиться на предприятии Девуатина, а остальные - на заводе компании "Liore-et-Olivier". В конечном итоге были построены только 58 самолетов D.500, оставшиеся две машины были достроены уже как D.510. Из 58 построенных самолетов D.500 большая часть, 48 машин, строились как модификация D.500C.1 - с двигателем Hispano-Suiza 12Xbrs, остальные же 10 машин принадлежали к типу D.501C.1 и оснащались двигателем Hispano-Suiza 12Xcrs, позволявшим устанавливать дополнительно 20-мм пушку Hispano-Suiza S7. Кроме того, самолеты D.501C.1 вооружались двумя пулеметами Darne, установленными в крыле. Первый D.500C.1 поднялся в воздух 29 ноября 1934 года, к тому времени компания получила дополнительно заказы еще на 130 самолетов (50 истребителей D.500C.1 и 80 D.501 С.1), которые должна была строить компания "Liore-et-Olivier", и 60 самолетов D.501 С. 1, которые поручались компании "Ateliers et Chantiers de la Loire".
   Поставки ВВС Франции самолетов семейства D.500 были начаты в мае 1935 года, всего были выпущены для них 100 самолетов D.500C.1 и 133 машины типа D.501C.1. Кроме того, морская авиация заказала 30 самолетов D.501C.1, а экспортные заказы включали 14 самолетов D.501 для Литвы (1936 год) и три D.500 для Венесуэлы (июль 1935 года).
   К началу Второй мировой войны некоторое количество устаревших D.500C.1 и D.501C.1 все еще находились в запасных частях или в так называемых региональных истребительных эскадрильях и привлекались для обеспечения ПВО удаленных от фронта важных военных и государственных объектов. Впрочем, все они к концу 1939 года были переданы учебным подразделениям.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dewoitine D.501C.1

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один V-образный Hispano-Suiza 12Xcrs мощностью 660 л.с. (492 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 367 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 225 км/ч; набор высоты 1000 м - за 1 мин 21 с; практический потолок 10200 м; дальность 870 км
   Масса: пустого 1287 кг; максимальная взлетная 1787 кг
   Размеры: размах крыла 12,09 м; длина 7,56 м; высота 2,70 м; площадь крыла 16,50 м2
   Вооружение: одна 20-мм пушка Hispano-Suiza (Oerlikon) S7 в развале цилиндров двигателя и два 7,5-мм пулемета Darne в крыле

Dewoitine D.510

Вскоре после получения крупного заказа на истребитель D.500 пришло дополнительное распоряжение - две машины из партии, второй и десятый серийный истребители, надлежало построить в модификации D.510, отличавшейся от D.500 и D.501 в основном более мощной силовой установкой, с V-образным двигателем Hispano-Suiza 12Ycrs мощностью 775 л.с. (578 кВт), топливными баками увеличенной емкости и несколько измененными основными опорами шасси. Причем новый двигатель был длиннее и тяжелее предыдущей модели, Hispano-Suiza 12Xcrs, что потребовало удлинить носовую часть фюзеляжа, но, с другой стороны, позволило установить в развале цилиндров пушку. 14 августа 1934 года новая модификация истребителя Девуатина совершила первый полет, в декабре того же года совершил полет и второй D.510.
   По итогам испытаний D.510 продемонстрировал лучшие по сравнению с D.500 и D.501 летно-технические характеристики, а в мае 1935 года компания-разработчик получила на новую машину контракт, предусматривавший изначально постройку 35 самолетов, но затем сокращенный до 25 истребителей.
   Поставки D.510C.1 были начаты в октябре 1936 года, а чуть позже к первоначальному заказу добавились еще семь самолетов - как замена для семи D.501 авиации Литвы. В последующем были подписаны контракты еще на 80 самолетов, включая 24 истребителя D.510C и 36 самолетов D.510T для китайских ВВС и Турции соответственно. Причем в первом случае машины были поставлены заказчику, а вот самолеты из турецкого заказа до заказчика не дошли и были переданы французским ВВС. Также заказы на данные самолеты разместили Япония (1), Великобритания (2) и СССР (1) - для проведения оценочных испытаний. Последующих заказов от этих стран не поступало. Два истребителя из отмененного турецкого заказа вскоре прибыли в Испанию - посредником в продаже их республиканскому правительству выступила Саудовская Аравия. Причем самолеты эти были переоснащены советскими двигателями М-100 - лицензионным вариантом Hispano-Suiza 12Ybrs (это было сделано из-за того, что французское правительство потребовало вернуть "незаконно экспортированные" двигатели французского производства).

   К началу Второй мировой войны истребитель D.510C.1 являлся уже технически и морально устаревшим, но им еще были вооружены три строевых истребительных авиакрыла - в первые месяцы войны их все же перевооружили на более современную технику. Часть самолетов была передана в так называемые региональные эскадрильи, воевавшие в Северной Африке, а другие - переданы в эскадрильи морской авиации, сформированные в декабре 1939 года - мае 1940 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dewoitine D.510C.1

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один V-образный Hispano-Suiza 12Ycrs мощностью 775 л.с. (578 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 402 км/ч; набор высоты 1000м - за 1 мин 19 с; дальность 700 км
   Масса: пустого 1496 кг; максимальная взлетная 1929 кг
   Размеры: размах крыла 12,09 м; длина 7,94 м; высота 2,42 м; площадь крыла 16,50 мг
   Вооружение: одна пушка Hispano-Suiza (Oerlikon) S7, установленная в развале цилиндров двигателя, и два 7,5-мм пулемета Darne, установленные в крыле

Flight, March 1934

The Dewoitine D.500

   AS the outcome of the recent French competition for fighter aircraft, the Air Ministry has ordered 60 Dewoitine D.500 single-seater fighters. One-quarter of the order will be carried out by the Dewoitine works at Toulouse, and the remainder by Liore et Olivier at Argenteuil, the price per machine being about ?3,100. The aircraft is an all-metal low-wing cantilever monoplane, with the wing, which is in three sections, built round a single spar. Ailerons of high aspect ratio extend for nearly the whole length of the wings. The fuselage, which is of oval section, is of typical Dewoitine monocoque construction, employing a number of transverse frames, four longerons and light longitudinal members. Duralumin sheet is used for the covering. The empennage is a duralumin structure with smooth sheet covering.
   A divided undercarriage of very wide track is used, employing two oleo pneumatic legs and Vee axles. Wheel brakes are fitted, and the wheels are almost entirely enclosed by very neat streamline fairings.
   An Hispano Suiza 12 Xrs. geared and supercharged engine giving 600 h.p. at ground level and 650 h.p. at 16,120 ft., is fitted as standard. This engine has an extraordinarily good power weight ratio, its dry weight being 814 lb.
   It seems likely that the production D.500's will have ethyl-glycol cooling. The radiator, which is below the engine, is of the tunnel type. Fuel is carried in two main tanks, one on each side of the fuselage in the wings. Both tanks may be dropped during flight.
   The pilots' cockpit is over the trailing edge of the wing and is provided with an adjustable seat, oxygen equipment, wireless and two rifle calibre machine guns with interrupter gear.
   The Dewoitine D.500 has been developed into the types D.560 and D.570. Originally the D.560 was fitted with gull-shaped wings, but these were replaced by a normal braced monoplane wing soon after the machine had been built.

DEWOITINE D.500
   Length 25 ft. 4 in. (7,74 m)
   Span 39 ft. 8 in. (12,1 m)
   Height 8 ft. 2 in. (2,7 m)
   Wing area 177-5 sq.ft. (16,5 m2)
   Weight empty 2,785 lb. (1 266 kg)
   Weight loaded 3,752 lb. (1 705,5 kg)
   m.p.h. km/h
Speed at ground level 197-5 (318)
   3,280 ft. (1 000 m) 204-1 (328,5)
   6,562 ft. (2 000 m) 210-3 (338,5)
   13,120 ft. (4 000 m) 224-6 (361,5)
   16,404 ft. (5 000 m) 230-5 (371)
   19,680 ft. (6000 m) 226-3 (364,5)
   26,240 ft. (8 000 m) 210-8 (339,5)
   min. sec.
   Climb to 3,280 ft. (1 000 m) 1 18
   6,560 ft. (2 000 m) 2 48
   13.120 ft. (4 000 m) 5 11
   16,404 ft. (5 000 m) 6 38
   19,680 ft. (6000 m) 8 19
   26,240 ft. (8 000 m) 13 26
   32,808 ft. (10 000 m) 25 05
   34,120 ft. (10 400 m) 30 31
   Range 559-2 miles (900 km)
   Theoretical ceiling 35,433 ft. (10 800 m)
   Take-off run 476 ft. (145 ro)
   Landing run 607 ft. (185 m)

Flight, November 1934

THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW

THE EXHIBITS DESCRIBED

A Fast Fighter

<...>
   One of the most noteworthy fighters is the Dewoitine 511, a development of the type 500 shown on the French Air Force stand; it is noteworthy both because of its beautifully clean duralumin covering and because of its position - supported above the stand. The engine of this low-wing monoplane is the Hispano 860 h.p. water-cooled, and the performance claimed is well over 400 km.p.h. (248 m.p.h.). The wing is of a comparatively thin section, and the undercarriage has only a single strut, so really there is "nothing to stop it."
Данный D.500 принадлежал 1-й эскадрилье истребительной авиагруппы 1/4 французских ВВС, его схема окраски соответствует началу 1937 года.
D.500 (заводской N 75) из школы летчиков-истребителей в Тулузе, 1940г.
D.510 (заводской N 166) из эскадрильи 3C2 морской авиации.
D.510 (заводской N 219) из 3-й эскадрильи GC II/1, Этампе, 1938г.
Данный D.510 принадлежал 1-й эскадрилье истребительной авиагруппы 1/8, которая в сентябре 1938 года дислоцировалась в Мариньяне.
D-510 из 41 -й АЭ ВВС Китая. Куньмин, начало 1938 г.
Китайский D.510C в провинции Юнань в 1938г.
D.510TH авиации Испанской республики.
D.510 (заводской N 317) из группы GC II/1, Бук, 1939г.
Dewoitine 501L (N 601) 1-я эскадрилья г.Каунас, зима 1937-38гг.
D.500. Первая опытная машина.
The Dewoitine D-500 Single-seat Fighter Monoplane (500 h.p. Hispano-Suiza 12Xbrs engine).
WHAT FRANCE IS BUYING: The Dewoitine D-500 fighter (Hispano-Suiza 12 x brs 690 h.p. engine) which has been adopted by France as a standard military type. The very latest versions of the machine attain speeds round the 260 m.p.h. mark.
Production Dewoitine D.500.
Летчик-испытатель Марсель Доре.
Первый серийный D.500 (N 47) из 1-й эскадрильи группы GC I/42.
Девуатин D.500 французских ВВС, группа GCII/5
D.500 N 82 из 2-й эскадрильи группы GC I/1.
18 июня 1932г.: первый полет прототипа Dewoitine D.500 - первого свободнонесущего истребителя-низкоплана, поступившего в ВВС Франции.
A Dewoitine D.501L, displaying Lithuanian insignia, receives a blessing in an airfield ceremony.
A Dewoitine D.500 fighter (650 h.p. Hispano Suiza X engine); a type which figured prominently at the Le Bourget Meeting. This machine, and a similar type with 860 h.p. Hispano Y cannon engine, are the latest standard equipment of French fighter squadrons. The D.500 is capable of 231 m.p.h. at 15,580 ft, and is armed with two machine guns.
D.501 N 182 из GC I/8.
D.501 (N 210) из эскадрильи "Lafayette" GC II/5.
D-501L из 1-й ИАЭ ВВС Литвы на аэродроме Каунас, 1937 г.
Летчики 1-й эскадрильи ВВС Литвы у истребителей D-501L. Каунас, 1938 г.
D.503
По основным характеристикам французский истребитель D.510 сильно уступал советскому И-16 тип 5, но в отличие от последнего он был вооружен достаточно мощной 20- мм автоматической пушкой HS.7. Наш истребитель И-16 тип 5 в это время имел лишь пару хотя и сверхскорострельных, но все-таки пулемётов ШКАС.
14 августа 1934г.: первый полет под управлением Марселя Доре выполнил истребитель Dewoitine D.510; самолеты данного типа накануне начала войны все еще состояли на вооружении нескольких эскадрилий ВВС Франции.
The Dewoitine D-510 Single-seat Fighter Monoplane (860 h.p. Hispano-Suiza 12Ycrs engine).
Глядя на этот архаичный моноплан D.510 (N 269) из 3-й эскадрильи GC II/1 с неуклюже торчащими стойками и обтекателями неубирающегося шасси, трудно поверить, что он мог создать серьёзную угрозу бомбардировщикам Туполева. А между тем, максимальная скорость и вооружение этого "маленького свирепого зверя" вполне отвечали требованиям того времени, когда он был создан, делая его очень опасным противником...
YOUNG FOR THEIR YEARS: A pair of Amiot 143 bombers of the French Air Force flying in cosy formation are “intercepted” by a Dewoitine D.510 single-seater fighter also with a long background of service. These aircraft are being replaced by types which bear comparison with, and on certain points may be superior to, any military machines in the world.
D.510 из 6-й эскадрильи 5-й GAC.
D.510 командира GC I/1.
D.510A
Dewoitine D.510T intended for Turkey.
D.510TH
In the centre of this display is the Breguet 46T as it will look when finished. Two Mistral Major engines of 880 h.p. each are expected to give it a top speed of 240 m.p.h. In the foreground is the Dewoitine D.511, France's latest and fastest fighter.
The prototype Loire-Nieuport 260C-1 (Loire 250 ???) single-seat fighter was first flown on September 27, 1935. Under its port wingtip is a Loire-Nieuport 46C-1 and beyond that the Liore et Olivier C.34 autogiro. Immediately behind the L-N 260C-1's rudder is Dewoitine 510 No.275 while to the left is PZL P.24 SP-BFL and behind that a Polikarpov ZKB-19 (I-17).
Истребители D-500/D-510, принятые на вооружение французскими ВВС в середине 30-х годов были для своего времени вполне современными машинами, однако они имели незначительный потенциал для модернизации и потому (в отличие от, например, советского И-16) быстро устарели.
Среди гоминьдановских истребителей были Девуатин D.510 и Глостер "Гладиатор"
Китайский летчик позирует на фоне истребителя "Девуатин" D.510
Боевой собрат "чижей" и "ласточек" - французский Девуатин D.510, вооруженный 20-мм пушкой
On the whole, Continental installations of liquid-cooled engines cannot compare with Rolls-Royce practice. This view shows the Hispano X "cannon" engine in the Dewoitine D.500 fighter bought by the Air Ministry.
Гаргрот кабины самолета D.510R.
Хвостовая часть фюзеляжа D.510R.
Шпангоуты фюзеляжа D.510R.
Катастрофа D-501L 1-й ИАЭ ВВС Литвы, в которой погиб лейтенант Я. Масюлис. Каунас, 16 октября 1937 г.
Французские истребители "Девуатин" D.510 были сосредоточены в 41-й эскадрилье ВВС Китая и почти все уничтожены японской авиацией на земле
Dewoitine D.500 (France).
The aileron mass-balances on the Dewoitine 511.
The radiator underneath the fuselage of all-metal Dewoitine 511 fighter
Dewoitine D.500
Dewoitine D.510
Dewoitine D.510