Мировая Авиация 100
-
Изображенный Ан-2Р принадлежит болгарской компании "Air Mizia" и используется в качестве сельскохозяйственного самолета. Он оборудован цистерной, вмещающей до 1300 кг химикатов.
Этот Ан-2 (LY-BIG), названный "Baltic Bear" ("Балтийский медведь"), принадлежит литовской компании "Air Unique" и является частым гостем на различных выставках и авиашоу в Западной и Восточной Европе.
Ан-2ТП (HA-MKF) венгерской компании "Trener Air" был построен польским авиазаводом PZL (город Мелец). Последний самолет семейства Ан-2 компания передала заказчику в 2002 году.
Этот Ан-2 (D-FJKA) построен в 1958 году и принадлежит сегодня ганноверской авиакомпании "Hanseflug", которая использует его для туристических полетов из Ганновера на острова Зильт и Фёр в Северном море. Вместимость самолета - 9 пассажиров.
Этот C-46 принадлежал авиации армии Гоминьдана, но летал в традиционном камуфляже ВВС Армии США. В 1949 году самолет был эвакуирован на Тайвань.
Сегодня австралийские Hornet уже могут применять ракеты MBDA ASRAAM, обладающие лучшими характеристиками по сравнению с ракетами Sidewinder. В ходе испытаний австралийские F/A-18 успешно продемонстрировали возможность пуска данной УР по целям в задней полусфере, что получило на Западе название "парфянский выстрел".
Канадские CF-188 в рамках программы модернизации получили новейшие бортовые компьютеры Advanced Information Systems AN/AYK-14 XN-8.
За долгие годы эксплуатации F/A-18 подтвердил высокий потенциал, заложенный в него разработчиками, и по настоящее время остается одним из лучших представителей своего класса. На снимке - канадский CF-188 выполняет сброс УАБ GBU-12.
Испанский EF-18 на американской авиабазе Эйелсон, штат Аляска. Работы по модернизации испанских Hornet проводились компанией "EADS Military Air Systems" в Гетафе.
Немецкие Tornado ECR активно применялись в боевых операциях в небе бывшей Югославии. Изображенный здесь самолет из 32-й эскадры (JBG 32) вместе с оснащенными разведаппаратурой самолетами Tornado IDS из 51-й эскадры (AG 51) входил в состав 1-й боевой эскадры Люфтваффе, дислоцировавшейся в Пьяченце с августа 1995 по август 2001 года.
32-я истребительно-бомбардировочная эскадра дислоцируется в Лехфельде, Бавария, предназначена для подавления ПВО противника и не планируется к перевооружению на Eurofighter.
Tornado ECR из 1-й боевой эскадры Люфтваффе выпустил топливозаправочную штангу и подходит к самолету-заправщику, готовясь принять от него топливо.
Главным ударным средством Tornado ECR является УР "воздух-РЛС" AGM-88 HARM, хотя германская компания BGT ведет разработку подобной УР нового поколения - ARMIGER.
Tornado ECR из 32-й истребительно-бомбардировочной эскадры несет ракеты AIM-9L Sidewinder и AGM-88 HARM, ПТБ и контейнер РЭБ Cerberus.
Люфтваффе получали свои Tornado ECR в рамках своей последней производственной партии машин семейства Tornado, поэтому они имели новые двигатели RB.199 Mk 105. После демонтажа ИК-системы IIS, самолеты Tornado ECR перестали быть "чистыми" разведчиками.
18 июня 1932г.: первый полет прототипа Dewoitine D.500 - первого свободнонесущего истребителя-низкоплана, поступившего в ВВС Франции.
Airco DH.4 из звена "А" 27-й эскадрильи на аэродроме Серни, начало 1918 года. За расположенный между кабинами топливный бак DH.4 прозвали "Flaming Coffin" ("Огненный (или пылающий) гроб").
Classic view of Puma-engined DH.4s on a French airfield in 1917. Crude attempts to obliterate the serial numbers are evident.
Оснащенный двигателем Renault 12F, самолет Breguet 14 использовался в качестве разведчика или бомбардировщика.
Прототип Ка-50 (бортовой номер "021") демонстрировался в Париже в 1993 году. На руле направления он нес изображение черной акулы - так к тому времени, по названию фильма с участием Ка-50, стали называть вертолет. Первый же показанный за рубежом Ка-50 нес на руле направления изображение головы волка-оборотня и надпись "Werewolf".
Были построены лишь несколько Ка-50 (на снимке) и всего один Ка-52. Вертолеты Ка-50 поступили в 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации (Торжок, Тверская область).
Ка-50 отличается высоким боевым потенциалом, хотя споры о качествах одноместного боевого вертолета до сих пор не утихают в экспертном сообществе.
Во время выступления на авиашоу в Дубае в 1993 году новейший ударный вертолет Ка-50 наглядно продемонстрировал высокую маневренность и способность к высшему пилотажу.
Ка-50 находился в опытном производстве фирмы "Камов". Серийное производство было поручено заводу "Прогресс" в городе Арсеньев.
Третий прототип В-80 заменил на летных испытаниях вертолет, разбившийся 3 апреля 1985 года, - в катастрофе погиб летчик-испытатель Евгений Ларюшин.
Подфюзеляжный обтекатель и дополнительная антенна - безошибочные признаки самолета радио- и радиотехнической разведки морской авиации Германии.
AC-130A Spectre. Самолет 55-0011 передан 322-й воздушной дивизии в ноябре 1957 года и до 1969 года использовался в качестве транспортного. Затем его переоборудовали в ганшип AC-130A, который являлся прототипом по программам модернизации "Surprise Package" и "Pave Pronto". В середине 1970-х годов, после возвращения из Вьетнама, самолет был передан 711-й эскадрилье СпН и получил имя "Night Stalker".
Один из ганшипов AC-130 ведет огонь по позициям противника.
Данный AC-130A входил в состав 16-й эскадрильи специального назначения 8-го тактического истребительного авиакрыла (авиабаза Убон, Таиланд, март 1969 года).
Прототип Ка-52 "Аллигатор" совершил первый полет без носовой платформы с оптико-электронной системой, машина была построена на базе одного из Ка-50 установочной партии.
Handley Page O/400. Данный самолет принадлежал 207-й эскадрилье, базировавшейся во французском Лижескуре. Это была первая эскадрилья, полностью сосредоточенная на стратегических бомбардировках.
Основным бомбардировщиком созданных в апреле 1918 года Королевских ВВС Великобритании был Handley Page O/400. Иногда в ночной налет на Германию отправлялись до 40 самолетов O/400.
Handley Page O/400s go into action.
20 марта 1932г.: поднялся в воздух первый серийный моноплан "Boeing" - самолет Boeing Model 248, затем получивший обозначения XP-936 и P-26 "Peashooter".
Ан-3 в Антарктике. Данный Ан-3Т, оснащенный двигателем ТВД-20 мощностью 1450 л.с. (1081 кВт) и трехлопастным воздушным винтом, в январе 2002 года принял участие в Российской Антарктической экспедиции и запечатлен здесь на американской станции Амундсен-Скотт, расположенной около Южного полюса. 7 января Ан-3Т в разобранном виде был перевезен на борту Ил-76 на аэродром Блю Айс (Пэтриот Хиллс, Антарктида), а на следующий день он, уже собранный, перевез 14 человек непосредственно на Южный полюс. Однако по техническим причинам самолет не смог вылететь обратно - полярникам пришлось возвращаться на борту LC-130. Только в декабре 2004 года на станцию Амундсен-Скотт со станции Мак-Мёрдо прибыл Ил-76 с группой техников, которые на LC-130 вылетели к Южному полюсу. 4 января они заменили двигатель, а 11 января Ан-3Т перелетел на станцию Мак-Мёрдо, откуда самолетом Ил-76 он был эвакуирован в Кристчерч и затем - в Омск.
"British United Airways"/"British Caledonian". Принадлежавшая Фредди Лейкеру компания "British United" в 1961 году разместила заказ на два VC10, которые предполагалось поставить на африканские маршруты, заменив ими турбовинтовые Bristol Britannia. Самолеты эксплуатировались как грузопассажирские, имели усиленный пол кабины и большую грузовую дверь на левом борту, а также отличались удлиненными законцовками крыла и большими внутренними аэродинамическими гребнями. Авиалайнеры поступили в эксплуатацию в октябре 1964 года, к ним вскоре присоединился третий экземпляр. Базировавшаяся в Гатвике "British United Airways" вскоре существенно расширила свою сеть маршрутов (в том числе за счет южноамериканских линий BOAC), а в 1969 году приобрела четвертый VC10 (переоборудованный прототип G-ARTA). В 1970 году на базе компаний BUA и "Caledonian Airways" была создана авиакомпания "British Caledonian", после чего все VC10 получили новую окраску и собственные названия в честь шотландских озер. Один из них, G-ARTA Loch Ness, был списан после неудачной посадки в Гатвике, а остальные сняты с эксплуатации в 1974 году. Два - продали, а третий - передан на хранение на авиабазу Бедфорд.
Несмотря на то, что количество эксплуатантов VC10 было велико, большинству пассажиров он запомнился в ливрее авиакомпании BOAC.
В конечном итоге BOAC закупила меньше VC10, чем планировала изначально. В сравнении с Boeing 707 британский VC10 оказался более надежным и неприхотливым в эксплуатации. Новые авиалайнеры также могли брать на борт больше груза и выполнять полеты с более коротких ВПП. Когда BOAC и BEA объединились в "British Airways", самолеты VC10 по-прежнему оставались востребованы на маршрутах. Однако в 1975 году компания стала снимать с эксплуатации Standard VC10, оставив себе только один самолет, хотя авиалайнеры модификации Super VC10 продолжали летать вплоть до 1981 года.
Компания "East African Airways", созданная Кенией, Танзанией и Угандой, стала последним покупателем VC10, разместив вначале заказ на три самолета, но затем увеличив его до пяти машин. Все они были поставлены в 1966-1970 годах. Самолеты имели по большой грузовой двери на левом борту и использовались в качестве грузопассажирских. За время эксплуатации в "East African Airways" один самолет был потерян, а остальные летали до 1976 года, пока компания не прекратила свое существование. Затем они были проданы британским ВВС для переоборудования в воздушные танкеры K.Mk 3.
"Ghana Airways". Данная западноафриканская авиакомпания была создана при прямой поддержке BOAC, а в 1961 году она разместила заказ на три VC10. Авиалайнеры планировалось использовать для грузопассажирских перевозок, поэтому они имели на левом борту большую грузовую дверь. Компания получила только два самолета из заказанных ею, а третий был передан "British United". Оба авиалайнера, 9G-ABO и 9G-ABP, были поставлены в июле 1965 года и во время эксплуатации показали себя с наилучшей стороны. Однако компания посчитала их слишком дорогими и сложными в эксплуатации и в апреле 1967 года продала один самолет, 9G-ABP, ливанской авиакомпании "Middle Eastern Airlines". Вторая машина летала в цветах "Ghana Airways" до 1980 года, после чего была снята с эксплуатации и отправлена на хранение в Прествик (Шотландия). Три года спустя самолет разобрали на запчасти и затем утилизировали.
"Gulf Air". В 1970 году авиакомпания "Gulf Aviation", обслуживавшая Бахрейн, Оман, Катар и ОАЭ, взяла в лизинг несколько VC10, которые приступили к полетам в Лондон. В 1974 году компания сменила название на "Gulf Air", а после того как в 1975 году "British Airways" стала снимать с эксплуатации свои Standard VC10, приобрела пять самолетов в собственность. Самолеты получили новую регистрацию - A40-VG вместо G-ARVG - и эксплуатировались в цветах "Gulf Air" до 1977 года, после чего были приобретены "Dismore Aviation" и поставлены на хранение. Пять самолетов были проданы британским ВВС и переоборудованы в танкеры-заправщики K.Mk 2.
25 марта 1932г.: в СССР в результате преобразования "Доброфлота" появился крупный национальный авиаперевозчик "Аэрофлот", который использовал различные типы самолетов - в том числе и биплан По-2Л с закрытой кабиной.
Staaken R IV. Данный R IV сначала был приписан к 500-му авиаотряду (Rfa 500), а затем - 501-му отряду, дислоцировавшемуся у бельгийского Тента. После развала Восточного фронта гигантские бомбардировщики были переброшены на Запад. R IV сбросили на Великобританию около 2500 кг бомб и не было потеряно ни одного самолета.
Изображенный здесь тяжелый бомбардировщик VGO III участвовал в семи налетах, в том числе бомбил железнодорожный склад в Риге.
Первый двухмоторный Gotha, вариант G III, использовался как тактический бомбардировщик, но затем на его базе были созданы дальние бомбардировщики, такие как G IV.
На снимке хорошо видны подвешенные на F-15E навигационный контейнер AAQ-13 (справа) и прицельный контейнер AAQ-28 Litening II (слева).
За последнее время самолеты 4-го истребительного авиакрыла с авиабазы Сеймур-Джонсон принимали участие в большем количестве боевых заданий, чем другие авиакрылья, вооруженные самолетами Strike Eagle. И хотя традиционно к боевым задачам первыми привлекают летчиков 492-й и 494-й истребительных эскадрилий (иаэ) 48-го авиакрыла, дислоцирующегося на британской авиабазе Лакенхит, именно истребители 335-й иаэ 4-го авиакрыла в 2001 году сменили F-15E из 391-й иаэ 336-го авиакрыла в небе над Афганистаном. В 2003 году к операции "Iraqi Freedom" привлекли 335-ю и 336-ю иаэ.
Разработанный "Lockheed Martin" усовершенствованный прицельный контейнер Sniper AT (на данном самолете - под левым воздухозаборником) оснащается ИК-системой переднего обзора, телекамерами на ПЗС-матрицах, лазерной системой подсветки цели и лазерным маркером.
Контейнер AAQ-28 немного большего диаметра и короче, чем AAQ-14, и имеет другой воздухозаборник системы охлаждения, расположенный в его задней части. Его также можно легко отличить по многочисленным металлическим замкам на корпусе.
Последним средством поражения, которое получили самолеты F-15E, стала авиабомба малого калибра GBU-39/B (или Small Diameter Bomb), первое боевое применение которой состоялось в Ираке в 2006 году - ее применили самолеты F-15E из состава 494-й истребительной эскадрильи 48-го истребительного авиакрыла. Бомба имеет калибр 113 кг и многоцелевую БЧ массой 23 кг. Форма бомбы позволяет проникать ей через железобетонное перекрытие толщиной 1,5 м, что сопоставимо с проникающей БЧ BRU-109 на 907-кг УАБ GBU-15 или УР AGM-130.
Кабины Strike Eagle - и передняя, и задняя - оснащены большими многофункциональными индикаторами, существенно облегчающими управление БРЭО и системой управления вооружением и позволяющими отображать любую информацию - от данных с РЛС до информации от станции предупреждения о радиолокационном облучении.
Данные примеры изображений, получаемых с установленного на F-15E прицельного контейнера Litening II, дают некоторое представление о работе летчиков Strike Eagle в Ираке. Видна небольшая лодка, которая позже была уничтожена 227-кг УАБ GBU-38 JDAM. Отметьте высокую четкость изображения ТВ-сенсора контейнера.
Когда в 2003 году аэростат с разведоборудованием, использовавшийся ЦРУ, сорвался и стал дрейфовать в сторону Ирана, именно F-15E получил приказ уничтожить его, что его экипаж и сделал с помощью пушки M61A1.
F-15 Strike Eagle. Обладая способностью применять практически любые авиационные средства поражения и оснащенный прицельным контейнером Sniper и бортовой РАС APG-70, самолет F-15E является мощным и эффективным средством для борьбы с наземными целями. Также он способен постоять за себя и в современном воздушном бою. Но основной недостаток F-15E - его большая стоимость. Данный F-15E принадлежит 48-му истребительному авиакрылу, дислоцирующемуся на авиабазе Лакенхит, Великобритания. Самолеты этого авиакрыла принимали участие в операциях на Ближнем Востоке и в Югославии. Так, базируясь на авиабазе Инджирлик, Турция, истребители обеспечивали соблюдение режима в запретной для полетов зоне на севере Ирака, а над Боснией они действовали, базируясь на авиабазе Авиано, Италия. F-15E ставились задачи блокады дорог, уничтожения позиций ЗРК и РЛС ПВО, а также других важных объектов.
F-15E Strike Eagle
Хвост этого Ju 88G-7a из состава IV./NJG 6 был окрашен так, чтобы напоминать более старый и "беззащитный" Ju 88С.
Прототип тяжелого истребителя Ju 88C V1 оснащался двигателями Jumo 211B-1 и вооружался тремя пулеметами MG 15, а во внутреннем бомбоотсеке мог нести бомбы.
На Восточном фронте Ju 88C-6 использовался преимущественно для атаки железнодорожных составов, особенно в первой половине 1943 года. На носу самолета часто рисовали ложное остекление, чтобы противник принимал его за обычный бомбардировщик. Эта машина принадлежала 4.(Zerst.)/KG 76.
Дневной истребитель Ju 88C-6 имел мощное вооружение - три пушки MG FF и три пулемета MG 17.
A Ju 88C-6c with radar antennae removed.
Модификации C-6b и C-6c стали первыми по-настоящему ночными истребителями. Данный C-6c имеет две стреляющие вверх пушки, называемые "schrage Musik", которые позволяли поражать бомбардировщик в самое незащищенное место - его "брюхо".
Схожий во многом с Ju 88C-6b, истребитель Ju 88R-1 отличался формой гондол двигателей. Изображенный самолет совершил 9 мая 1943 года вынужденную посадку в Абердине, позволив британцам изучить радар FuG 202 Lichtenstein В/С (здесь не установлен).
13 июля 1944 года британцы выиграли джек-пот - по ошибке в Вудбридже, графство Саффолк, сел истребитель Ju 88G-1. За несколько недель британские специалисты научились забивать помехами немецкие радары FuG 220, а также разгадали секреты установленных на крыле FuG 227 Flensburg, наводившихся на излучение британских станций Monica, стоявших в хвостовой части британских бомбардировщиков.
На поздних вариантах, таких как этот G-7a, антенны Hirschgeweih станции FuG 220 были наклонены для снижения взаимного влияния. В обтекателе на кабине стоит FuG 350 Naxos Z, наводившаяся на излучение британских РЛС H2S.
Ju 88G-7c был превосходным ночным истребителем, он оснащался РЛС FuG 340 Berlin N-1a (FuG 240/1 "Берлин" ???) в носовом деревянном обтекателе - первой немецкой авиационной РЛС, имевшей параболическую антенну (на снимке английский трофей). Британцы считают, что РЛС разработана не без помощи захваченной в декабре 1942 года РЛС H2S.
Дальний Zerstorer. Ju 88G-10 создавался на базе Ju 88G как сверхдальний тяжелый истребитель, причем для увеличения запаса топлива за крылом в фюзеляж была вставлена дополнительная секция длиной 2,74 м. Самолет получил двигатели Jumo 213A-12. Построено незначительное количество машин, все привлечены к программе "Mistel" по созданию дальнего стратегического авиа комплекса (связка из беспилотного Ju 88 и пилотируемого Fw 190A-8).
1 декабря 1932г.: поднялся в воздух Heinkel Не 70 "Blitz" - удачный легкий скоростной транспортный самолет, но не подошедший военным.
4 ноября 1932г.: поднялся в воздух классический легкий самолет Beech Model 17 Staggerwing, развивавший скорость 322 км/час и выпускавшийся до 1948 года.
На Запад - через Атлантику. 18-19 августа 1932г.: легендарный британский пионер авиации Дж. Моллисон на самолете de Havilland DH.80A Puss Moth (G-ABXY) совершил первый одиночный перелет через Северную Атлантику с востока на запад, по маршруту Портмарнок Стрэнд - Пеннфилд-Ридж, провинция Нью-Брансуик, Канада. Перелет занял 31 час 20 минут.
Рекорд скорости от Gee Bee. 3 сентября 1932г.: 13 августа в Спрингфилде, штат Массачусетс, совершил первый полет Granville Brothers Gee Bee R-1 Super Sportster, a 3 сентября майор Джеймс Дулитл на гонках на Кубок Томсона в Кливленде, штат Огайо, установил на нем новый рекорд скорости для "сухопутных" самолетов - средняя скорость на 3-километровом маршруте составила 476,828 км/час. Дулитл сразу же вырвался вперед, обогнав фаворита гонок Джимми Веделла на Wedell-Williams Special. Gee Bee R-1 был весьма неустойчив - благодаря массивному двигателю, короткому фюзеляжу, небольшому крылу и крошечному килю. Дулитл позже говорил, что Gee Bee был "самым сложным с точки зрения управления самолетом, на котором я когда-либо летал".
9 мая 1932г.: капитан Э. Хегенбергер совершил в Дейтоне, штат Огайо, на самолете Consolidated NY-2 (как на снимке) первый "слепой" полет - он использовал только приборы.
29 января 1932г.: с заводского аэродрома Стэг-Лейн совершил полет первый из 98 самолетов de Havilland DH.83 Fox Moth (G-ABUO).
Созданный для подготовки экипажей бомбардировщиков B-25 и B-26, самолет AT-9 Jeep получил свое наименование от популярного в те годы комикса, а армейский автомобиль, "джип", получил свое название уже после самолета.
X-19 в режиме висения, обратите внимание - передняя пара винтов наклонена несколько назад, а задняя, наоборот, вперед. Также видно, что закрылки находятся в крайнем нижнем положении.
Curtiss-Wright X-19A VTOL research aircraft in hovering flight
По состоянию на 2010 год, самолет Dart Kitten II (G-AEXT) все еще числился в британском гражданском авиареестре.
Благодаря постоянной модернизации, самолеты Hornet до сих пор остаются на вооружении ВС США.
Модернизация швейцарских Hornet включает установку комплексной НСЦУ, линий связи сети Link 16 и обеспечение возможности применения ракет AIM-9X Sidewinder.