Камов Ка-50 Черная акула
Варианты:
Камов - Ка-50 Черная акула - 1982 - Россия
Страна: Россия
Год: 1982
Вертолет

Одноместный боевой вертолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (71)
Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор"

  Ка-50 (обозначение НАТО - "Hokum-A") - это специально спроектированный боевой авиационный комплекс, включающий вооружение, систему управления огнем и пилотажно-навигационные средства и предназначенный для борьбы с танками и другими бронированными целями и для огневой поддержки наземных войск.
  Специалисты ОКБ Камова при определении облика новой боевой машины проработали несколько вариантов, но в конечном итоге, принимая во внимание опыт, полученный при работе над вертолетами Ка-25Ф и Ка-29, выбор был сделан в пользу традиционной для фирмы соосной схемы, причем вертолет было решено делать одноместным.
  Фюзеляж вертолета состоит из трех частей, соединенных двумя технологическими разъемами: передней, включающей носовой отсек, кабину пилота, переднюю опору шасси; средней силовой части и хвостовой части, на которой установили хвостовое оперение самолетного типа. К средней части крепится крыло, основные опоры шасси, силовая установка (два ТВаД ТВ3-117ВМА, ВСУ АИ-9, главный редуктор ВР-80, два промежуточных редуктора ПВР-800 и др.), несущая система и ограниченно подвижная пушечная установка.
  В носовом отсеке размещены блоки обзорно-поисковой и прицельной системы. Кабина - бронированная и герметизированная, оснащена катапультным креслом типа К-37. Броня образована разнесенными стальными и алюминиевыми листами, включенными в силовую схему. Крыло - трапециевидной формы в плане, с прямой передней кромкой, под его консолями размещены четыре балочных держателя для подвески средств поражения и пусковые устройства УР "воздух-воздух". В концевых частях крыла размещены обтекатели с кассетами ложных тепловых целей. Шасси - убирающееся, трехопорное, с одноколесными основными опорами и двухколесной носовой опорой. Общая емкость топливной системы - 1875 л.
  Первый полет опытный вертолет выполнил 17 июня 1982 года. По результатам продолжительных сравнительных государственных испытаний предпочтение вначале было отдано вертолету В-80 (Ка-50).

  В течение 1982-1990 годов фирмой "Камов" было построено пять опытных экземпляров вертолета, в 1990 году выдается разрешение на постройку установочной партии из 12 машин, а в 1991 году Ка-50 был передан в серийное производство на ААК "Прогресс" в городе Арсеньев на Дальнем Востоке, где эти 12 вертолетов и построили. Указ Президента РФ о принятии Ка-50 на вооружение был подписан 28 августа 1995 года, однако массовые поставки вертолетов в войска так и не начались. Серийное производство Ка-50 возобновлено в Арсеньеве в 2006 году, к 2009 году достроено еще пять машин, остальные же достраиваются в варианте Ка-52.
  Разработано несколько вариантов вертолета Ка-50: базовый вариант - одноместный боевой вертолет - штурмовик Ка-50 с обзорно-прицельным комплексом "Шквал-В" дневного действия; Ка-50Ш - одноместный боевой вертолет круглосуточного действия, выполнивший первый полет 4 марта 1997 года и оснащенный комплексами "Шквал-В" и "Самшит-50" (последний - это обзорно-прицельная тепловизионная система, которая и обеспечивает вертолету всесуточность боевого применения); Ка-50-2 "Эрдоган" - двухместный, по схеме тандем, боевой вертолет с БРЭО израильского производства, созданный в 1999 году для участия в тендере на боевой вертолет, объявленный МО Турции.
<...>
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ка-50 "Черная акула"

  Тип: одноместный боевой вертолет
  Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117ВМА мощностью по 2200 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость 315 км/ч; крейсерская скорость 270 км/ч; скороподъемность - не менее 8 м/с; динамический потолок 5500 м; статический потолок 4000 м; практическая дальность полета 545 км
  Масса: пустого 7700 кг; максимальная взлетная 10 800 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,50 м; длина по фюзеляжу 14,20 м; длина с вращающимися винтами 16,00 м; высота 4,93 м
  Вооружение: одна ограниченно подвижная 30-мм пушка 2А42, плюс до 2000 кг полезной нагрузки на четырех внешних узлах подвески - ПТУР "Вихрь" (4х3), контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушками, УР "воздух-воздух", блоки НАР разного калибра и др.
Второй опытный В-80
Второй опытный В-80 после перекраски
Окно станции «Меркурий» на опытном вертолете В-80
Ка-50Ш, первый вариант размещения ГОЭС-640
Этот же вертолет на выставке в Абу-Даби
Новое положение «Самшит-50» на вертолете Ка-50Ш
«Борт 018» в ходе дальнейшей модернизации был оборудован системами «Самшит-50» и ТОЭС-520
Ка-50Ш в полете
Четвертый опытный Ка-50, дооборудованный в ночной вариант
Первый серийный Ка-50 в исходной конфигурации в небе над Словакией
Ка-50 в небе над Словакией
Были построены лишь несколько Ка-50 (на снимке) и всего один Ка-52. Вертолеты Ка-50 поступили в 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации (Торжок, Тверская область).
На данном Ка-50 хорошо вида оптико-электронная система, оборудование которой установлено в носовой части. 30-мм пушка смещена вправо и может отклоняться на 15° по азимуту (по другим данным - на 11°) и на 30° по углу возвышения.
"Краса и гордость" российской авиации - пара Ка-50, прибывших в Чечню из торжокского ЦБП, на стоянке аэродрома Ханкала близ Грозного.
Камовцы и арсеньевцы у Ка-50 на аэродроме Грозный (Северный). Четвертый слева - старший группы В.В. Зарытов
Миссия завершена. Снимок на память
Обслуживание двигателя ТВ3-117ВМА
Сборка редуктора
А.С. Папай (в центре в летном светлом комбинезоне) среди камовцев после первого вылета
«Наш» киргизский АПА
Ка-50 в Сызранском ВВАУЛ
Ка-50 отличается высоким боевым потенциалом, хотя споры о качествах одноместного боевого вертолета до сих пор не утихают в экспертном сообществе.
В 1992 году на авиашоу в Фарнборо был показан проект УР 9М120 в версиях 9М120М или 9М121 "Вихрь-М" (также сообщалось о версии АТ-Х-16 или АТ-16). Вероятно, у новой ПТУР средней дальности с лазерным наведением и трубчатой ПУ радиус действия больше, чем у УР 9М120. Длина ПТУР 2,8 м, масса 45 кг. Предполагается, что УР 9М120М, часто подвешиваемая в контейнерах на пилонах ударного вертолета Ка-50 (фото), может пробивать броню толщиной более 1000 мм. Считается, что масса боеголовки УР около 8 кг. Ракета оснащается сложными неконтактными и контактными взрывателями и может использоваться также против воздушных целей.
Российские военные располагают небольшим количеством Ка-50, но они успели принять участие в боевых действиях. Планируется, что Ка-50/52 будут действовать в интересах подразделений спецназа, а основным боевым вертолетом станет Ми-28.
Серийный Ка-50, принимавший участие в военных учениях "Рубеж-2004", проходивших на высокогорном полигоне "Эдельвейс" в Киргизии. Данный вертолет имеет наюболее совершенную на настоящий день конфигурацию из всех одноместных машин семейства
Ка-50 - первый и пока единственный в мире одноместный боевой вертолет. Такая машина по размерам меньше двухместного, но нагрузка на одного члена экипажа в боевом вылете очень высока.
Ка-50 с установленным БКО. Видны «глаза» станции предупреждения о ракетной атаке и «шары» СОЭП в районе основных стоек шасси. Датчики СПЛО и устройства выпуска ложных целей - на законцовках крыла
Ка-50 с установленным БКО. Видны «глаза» станции предупреждения о ракетной атаке и «шары» СОЭП в районе основных стоек шасси. Датчики СПЛО и устройства выпуска ложных целей - на законцовках крыла
Ка-50 уходит на полигон
Вспышка под фюзеляжем - работает СОЭП
Ка-50 перед полетом в Словакию
Кадр из фильма: «Я знаю, ты справишься» (разговор конструктора с машиной)
Первый выезд за рубеж. Демонстрация Ка-50 на выставке в Фарнборо, 1992 г.
Ка-50 с полным комплектом вооружения
Серийный Ка-50 - участник ряда международных авиасалонов, в том числе в Фарнборо в сентябре 1996г., ЛеБурже в июне 1997г. и Чжухае в ноябре 2000г.
Кадр из фильма «Черная акула»
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Вертолет Ка-50 стали называть "Черная акула" после того, как окрашенная в черный цвет машина снялась в одноименном рекламном фильме. Ка-50 отличается высокими летными данными, хорошей бронезащитой и мощным вооружением.
Во время выступления на авиашоу в Дубае в 1993 году новейший ударный вертолет Ка-50 наглядно продемонстрировал высокую маневренность и способность к высшему пилотажу.
Групповой снимок со словацкими пилотами
Последние Ка-50 на аэродроме в Торжке
Начало производства вертолетов Ка-50
Приостановка производства Ка-50. На переднем плане - вертолеты Ми-34С
Ка-50 находился в опытном производстве фирмы "Камов". Серийное производство было поручено заводу "Прогресс" в городе Арсеньев.
Сборочный цех опытного завода
Надпись на опытном В-80 с итоговыми показателями испытательных полетов