Описание
Страна : Франция
Год : 1916
Двухместный разведчик и легкий бомбардировщик
Варианты
- Breguet - Br.14 - 1916 - Франция
- Breguet - Br.16 Bn.2 - 1918 - Франция
- Breguet - Br.18 Berline / Br.14T - 1919 - Франция
Breguet Bre.14
Работа над двухместным бипланом с тянущим винтом Bre.14 началась летом 1916 года. Самолет выпускался с марта 1917 года до 1928 года и находился на вооружении Франции до 1932 года.
Прототип, обозначенный Breguet AV Type XIV, впервые взлетел 21 ноября 1916 года. Литеры "AV" (обозначали Avant - впереди) указывали на то, что 12-цилиндровый двигатель Renault находился в носовой части фюзеляжа в отличие от более ранних конструкций Бреге. Самолет Type 14 (от римских цифр в обозначениях отказались) был исключительно практичным и надежным. Его угловатые обтянутые тканью крылья и фюзеляж изготавливались из дюраля, стали и дерева. Пилот и стрелок-наблюдатель сидели близко друг к другу в тандемно расположенных кабинах. Командование ВВС настолько впечатлила машина, что б марта 1917 года был размещен первый заказ на 150 разведчиков категории А.2. В дальнейшем появилась и бомбардировочная модификация В.2.
Разведывательный вариант Bre.14А.2 оснащался аэрофотоаппаратом, радиостанцией и держателями для четырех небольших бомб. По сравнению с А.2 прототип бомбардировщика, полетевший весной 1917 года, оснащался закрылками и элеронами на нижнем крыле, имел увеличенный размах крыльев, прозрачные панели по бокам кабины наблюдателя и выступающие вперед секции передней кромки нижнего крыла. Последнее было сделано, чтобы разместить бомбодержатели Michelin перед закрылками. Оба варианта оборудовались сдвижными панелями пола в обеих кабинах для наблюдения за землей.
Bre.14А.2 был очень успешной машиной. Летом 1917 года им начали заменять устаревший Sopwith 1 1/2-Strutter.
В 1918 году на самолете появились элероны с роговой компенсацией, снизившие нагрузку на штурвал. Одновременно увеличили размах нижнего крыла Bre.14 А.2, а у Bre.14В.2 нижнее крыло уменьшили и изменили форму законцовок. На Bre.14В.2 от закрылков на нижнем крыле отказались, поэтому отпала необходимость увеличивать ширину крыла под бомбодержатели.
Появился двигатель Renault 12F, надежно выдававший мощность 300 л. с. (224 кВт), но опробовались и другие моторы, а некоторые устанавливались на серийные партии. В частности, Bre.14 испытывались с французским двигателем Renault 12К, итальянским Fiat A.12bis и американским Liberty 12.
Другие варианты военного времени включали одноместный бомбардировщик Bre.14В.1, строившийся малой серией, и санитарный Bre.14S. Последний родился на основе использования Bre.14 для быстрой эвакуации раненых с передовой в 1917 году. В 1918 году четыре санитарных Bre.14S, каждый из которых мог перевозить пару носилок для раненых и санитара в задней кабине, действовали на фронте у реки Эн.
В конце Первой мировой войны Bre.14 применялся не только на Западном фронте, но и в Греции, Сербии и на Среднем Востоке, однако дольше всего этот самолет прослужил во французских колониях. Там более 10 лет после войны использовался специальный колониальный вариант Bre.14TOE (Theatres des Operations Exterieures).
К декабрю 1918 года было построено примерно 5300 машин Bre.14. Три эскадрильи Bre.14А.2 и шесть эскадрилий Bre.14В.2 с 1919 года входили в состав французских оккупационных сил на западе Германии. Другие Bre.14 поддерживали французскую интервенцию во время гражданской войны в России после октябрьской революции 1917 года.
В 1921 году 34-й авиаполк в Ле-Бурже получил небольшое число Bre.14 с двигателями Fiat и 24 Bre.14А.2 с двигателями Renault 12FeR, оснащенными турбонагнетателями Rateau для улучшения высотных характеристик.
Самолет Bre.14 активно продавался на экспорт. Он участвовал в кровавых колониальных войнах французов с сирийскими и марокканскими повстанцами, причем война в Марокко закончилась лишь в 1934 году. Испания также использовала Bre.14 в боях в своем секторе Марокко. В 1922 году она имела четыре эскадрильи с Bre.14, к которым в 1923 году добавились еще 40 машин. В сентябре 1926 года во Французском Марокко находились 301 единица Bre.l4А.2 и некоторое количество Bre.14В.2. Их дополняли 52 санитарных Bre.14Tbis Sanitaire. Франция сохранила авиационную санитарную службу для эвакуации раненых с передовой, а также выпускала гражданский вариант Bre.14Tbis для эксплуатации в колониях.
ВВС США, базировавшиеся во Франции, в 1918 году использовали бомбардировщики Bre.14В.2 и учебно-тренировочные Bre.14Et.2. В 1920-х годах Bre.14 продолжали широко применяться во французских ВВС, последние машины сняли с эксплуатации лишь в 1932 году.
Помимо военного применения Bre.14 совершил ряд известных дальних перелетов. Так, в январе 1919 года капитан Коли и лейтенант Роже дважды пересекли Средиземное море, пролетев 1609 км. 5 апреля того же года Роже перелетел из Лиона в Рим и обратно до Ниццы. Позднее Коли и Роже установили новый рекорд Франции по дальности полета, преодолев расстояние 1900 км между Ле-Бурже и Кенитрой, Марокко.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Breguet Bre.14А.2
Тип: двухместный разведчик и легкий бомбардировщик
Силовая установка: двигатель Renault 12Fe Vee мощностью 300 л. с. (224 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 175 км/ч на 2000 м; набор высоты 2000 м за 6 мин 50 с; практический потолок 6000 м; длительность полета 2 ч 45 мин
Масса: пустого самолета 1010 кг; максимальная взлетная 1536 кг
Размеры: размах крыльев с оригинальными элеронами: верхнего 14,36 м, нижнего 12,40 м; длина 8,87 м; высота 3,30 м; площадь крыльев 47,50 м2
Вооружение: неподвижный пулемет Vickers калибра 7,7 мм для стрельбы вперед по левому борту передней части фюзеляжа и два наводимых пулемета Lewis калибра 7,7 мм для стрельбы назад в кабине наблюдателя и бомбовая нагрузка до 40 кг (в варианте бомбардировщика - до 300 кг)
- Описание
Фотографии
-
История Авиации 35 / С.Спичак - Фридрих Фридрихс /Асы мира/ (2)
"Бреге-14B2" (сер. № неизвестен) из состава Br120. 9 июня 1918г. Ф.Фридрихс, по всей видимости, сбил бомбардировщик из этой эскадрильи.
-
Мировая Авиация 108
Хорошо зарекомендовав себя в Первую мировую войну, Breguet 14 оставался на вооружении французских ВВС до конца 1920-х годов. На фотографии - Breguet 14A2 из 15-й эскадрильи 5-й группы 33-го авиаполка.
-
Авиация и Время 2015-03 / Д.Киенко - Авиация в польско-литовском конфликте 1920г.
Регистрационный номер: 10.36 Breguet XIV A.2 военной авиации Серединной Литвы. Вильно, декабрь 1920 г
-
Мировая Авиация 113
Как и в случае с британской коллекцией Шаттлуорта не все самолеты, участвующие в ежегодных показах на "La Ferte Alais", принадлежат коллекции Салиса. Например, там можно часто увидеть эту реплику Breguet 14P, принадлежащую частному лицу.
-
Aeroplane Monthly 1981-01
Регистрационный номер: F-AZBP [2] This reproduction Breguet 14 of the J. P. Salis Collection is seen at Bex on August 24, 1980.
-
Мировая Авиация 72
В первом полете AV Type XIV пилотировали сам Луи Бреге и главный инженер компании Луи Вьюлерм. В вариантах Bre.14А.2 и В.2 (на снимке) данный самолет принимал активное участие в боевых действиях.
-
Мировая Авиация 108
В межвоенный период Breguet 14 активно эксплуатировался во французских колониях, в том числе в ходе боев с повстанцами в Сирии и Марокко. Данная машина применялась в Марокко в 1933 году против повстанцев в Риффе.
-
Мировая Авиация 108
Армейская разведывательная эскадрилья, вооруженная самолетами Breguet 14A2, готовится к вылету на боевое задание на Западном фронте, февраль 1918 года.
-
Aeroplane Monthly 1976-07 / A.Revell - The spy who came to dinner
A French Breguet 14 reconnaissance and bomber aircraft, similar to the type used for the German "visits" to RAF aerodromes in 1918.
-
Aeroplane Monthly 1976-11 / Skywriters
Picture of the mystery Breguet 14B2, No 1333, which bears the markings of Escadrille BR 117.
-
Flight 1922-06 / Flight
The Coupe Bathiat was reserved for military pilots, and was over the course Paris, Angers, Paris: Our photograph shows Adjutant Joseph landing on his Breguet at le Bourget.
-
Мировая Авиация 100
Оснащенный двигателем Renault 12F, самолет Breguet 14 использовался в качестве разведчика или бомбардировщика.
-
Aeroplane Monthly 1979-08 / Cricklewood /Gone but not forgotten/ (4)
A Breguet 14A at Cricklewood after fitment of leading edge slats.
-
Flight 1929-01 / Flight
NEW WINE IN OLD BOTTLES : A Breguet type 14 A.2 has recently been fitted at Cricklewood with Handley Page automatic wing tip slots. We do not know what Mr. Cordes thought of testing the machine, but the photographs show that there are plenty of other cords (a piano) on board to help in the work.
-
Авиация и Космонавтика 2001-03 / В.Перов, О.Растренин - Пехотный самолет /Самолеты поля боя/ (1)
"Бреге" Br.14 в составе ВВС РККА
-
Мировая Авиация 108
Регистрационный номер: AS94097 В конце Первой мировой войны авиаслужба Американского экспедиционного корпуса имела на вооружении самолеты Breguet 14A2 и 14B2. Самолет на фотографии - один из немногих, вернувшихся после окончания войны в Маккук-филд, штат Огайо. Он привлекался к испытаниям двигателей Liberty.
-
Авиация и Время 2015-03 / Д.Киенко - Авиация в польско-литовском конфликте 1920г.
«Бреге» XIV с опознавательными знаками Срединной Литвы
-
Авиация и Время 2015-03 / Д.Киенко - Авиация в польско-литовском конфликте 1920г.
«Бреге» XIV из состава 16-й эскадры Воздушных Сил Польши
-
Авиация и Время 2015-03 / Д.Киенко - Авиация в польско-литовском конфликте 1920г.
Офицеры 16-й разведывательной эскадры накануне «бунта Желиговского». Аэродром Лида, октябрь 1920 г.
-
АвиаМастер 2007-02 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (1)
Проверка двигателя на только что поступившем в Китай французском легком бомбардировщике "Бреге-14".
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
A line-up of aircraft at Don Muang for the official ceremony for the return of the RSAS to Siam from Europe in March 1919. The Siamese aviators brought back several types of aircraft acquired in France, including, as seen here, some Nieuport 11s, 17s, Spad 7s and Breguet 14s.
Другие самолёты на фотографии: Nieuport Nieuport-11/16 Bebe - Франция - 1915Nieuport Nieuport-17/21/23 - Франция - 1916SPAD S.VII - Франция - 1916
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
With its Renault V12 engine running, a Breguet 14 of the Royal Siamese Air Service is prepared for take-off with a female passenger in the rear seat. The type became immensely popular with local people during visits to the country’s more remote outposts; for most it was their first experience of an aircraft
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
A Breguet 14 of observation unit Kong Bing Yai 2 at Don Muang in the early 1920s. The type established a reputation during the war in Europe as one of the finest Allied day bomber and observation aircraft. As well as providing sterling service for the French, some 370 examples of the type were delivered to the US Army Air Service.
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
A Breguet 14 of the RSAS at a flying display in the northern city of Lampang on February 28, 1924. The Breguets had individual numbers applied to their fins, this example bearing the number 11, forward of the rudder which is painted with stripes in the national colours of red, white and blue.
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
The Breguets of the RSAS were often adorned with motifs and paintings of particular relevance to the many donors who gave money for the acquisition of a “local” aircraft. This example has a shell motif painted on the fuselage, above which is inscribed the donor’s name.
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
The noted American military aviator and advocate of air power Brig-Gen William L. "Billy" Mitchell (seen in an RSAS Breguet 14) was touring Asia.
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
In July 1930 the nation’s first commercial aviation enterprise, the Aerial Transport Company of Siam Ltd, was established. Nevertheless, the RSAS was still occasionally tasked with flying services to some of the more remote areas not covered by the fledgling airline. Numbered “9”, this Breguet is seen here at Chiang Mai in 1934.
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
A Breguet 14 of Kong Bin Noi 2 at Don Muang in 1933, some weeks before the outbreak of the Siamese civil war. Most of the unit, as well as the vast majority of the RSAS, remained loyal to the government. Note the two upward-pointing Lewis guns fitted to the ring mounting attached to the observer’s position behind the pilot.
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
The Breguet 14 played an important role in the development of civil aviation in Siam, the RSAS using the type to inaugurate an airmail service to the north-eastern part of the country in June 1922. A seen here, the Breguets carried mail bags in nets on the side of the fuselage and in metal containers fitted under the lower wings outboard of the undercarriage.
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
A rare photograph of a formation of RSAS Breguet 14s in flight. Although perhaps not an aesthetic masterpiece, the Breguet 14 was an eminently practical aeroplane and was one of the first in the world to incorporate a large percentage of Duralumin - then still a relatively modern invention - in its construction. The type first flew in November 1916.
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / J.Stroud - Wings of Peace
One of Latecoere’s Breguet 14 A..2s, still camouflaged and with military markings. The lettering on the rudder reads “Lignes Aeriennes France Espagne Maroc”.
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / J.Stroud - Wings of Peace
Регистрационный номер: F-AECL Latecoere Breguet 14 A.2 F-AECL, with underwing mail containers.
-
Авиация и Космонавтика 1996-10 / С.Иванников - "Зеро" на экране
Бреге XIV - герой фильма "Авиапочта"
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / J.Stroud - Wings of Peace
Регистрационный номер: F-AFBB The Latecoere Breguet 14 A.2 F-AFBB was destroyed at Alicante on May 25, 1925.
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / J.Stroud - Wings of Peace
Регистрационный номер: F-AEIZ Подобно англичанам, быстро направившим на гражданскую службу часть своих знаменитых DH-9, аналогичным образом поступили и французы со своими лучшими легкими бомбардировщиками и разведчиками "Бреге-14".
CGEA’s Breguet Latecoere 14 A.2 F-AEIZ, Fleet No 189. -
Aeroplane Monthly 1984-09
Регистрационный номер: F-AZBH [3] Breguet XIV F-AZBH photographed by KEITH WILSON/STARLINER AVIATION PRESS at La Ferte-Alais on June 10, 1984.
-
Мировая Авиация 108
Регистрационный номер: F-AZBH [3] Данный Breguet 14 - реплика известного аэроплана, окрашенная в цвета компании "Lignes Aeriennes Latecoere", которая с 1919 года приступила к выполнению регулярных полетов в Африку. Компания эксплуатировала не менее 106 самолетов данного типа, часть из них имела одноместную кабину и возможность подвески под нижним крылом двух обтекаемых почтовых контейнеров (на снимке).
-
Aeroplane Monthly 1983-10 / D.Calvert - Ferte flypast
Регистрационный номер: F-AZBH [3] The Salis Collection's Breguet 14 replica F-AZBH.
-
Air Enthusiast 1997-03 / A.Pelletier - Paper Darts to Deltas
Регистрационный номер: F-AZBP [2] One of the two Breguet XIV replicas in flight. This one was configured as a mail plane of the famous ‘Lignes Aeriennes Latecoere’.
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / J.Stroud - Wings of Peace
Регистрационный номер: O-BLOC [2] SNETA’s Fiat-engined Breguet 14 A.2 O-BLOC.
-
Air-Britain Archive 1980-01
Регистрационный номер: O-BLON The first O-BLON Breguet 14A.2 with other ex-military machines. The DH.9 F1293 in the foreground was to become O-BIEN.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland D.H.9 - Великобритания - 1917
-
Air-Britain Archive 1980-01
To start the ball rolling we have one unusual shot from Paul de Maeyer's collection which illustrates Don Hannah's point about registration letters carried on vertical tail surfaces. This Rumpler C.IV O-BREF has somehow contrived to wear the letters O-B instead of just the mandatory O, while the SNETA Breguet in the right foreground has no tail markings at all! Do any readers know of other examples of O-B marks being carried, or of similar practice being found in other countries? Your FEEDBACK please!
Другие самолёты на фотографии: Rumpler C.IV - Германия - 1916
-
Air-Britain Archive 1980-01
Регистрационный номер: O-BLOC [2], O-BROC Scene at Haren airfield in 1920 with Rumplers O-BRUN, O-BREF and O-BUIS; Fokkers O-BILL and O-BEBE; Breguets O-BLOC and O-BROC; and DH.9 O-BELG.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland D.H.9B / D.H.9C - Великобритания - 1919Fokker D.VII - Германия - 1917Rumpler C.IV - Германия - 1916
-
Flight 1919-12 / Flight
The Breguet seaplane
-
Aviation Historian 38 / A.Grandolini - The king's Breguets
Five Breguet 14 fuselages in the final stages of construction before being mated to their wings at the Aeronautical Workshops at Don Muang. The high quality of the work undertaken by the Siamese at the workshops surprised many of the Western military attaches who visited the airfield
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / J.Stroud - Wings of Peace
Регистрационный номер: F-AFHN KEITH WOODCOCK'S painting shows one of the Latecoere Breguet 14s, carrying the colours of France and Spain on the fuselage.
- Фотографии