RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Франция

Год : 1916

Двухместный разведчик и легкий бомбардировщик

Варианты

Breguet Bre.14

   Работа над двухместным бипланом с тянущим винтом Bre.14 началась летом 1916 года. Самолет выпускался с марта 1917 года до 1928 года и находился на вооружении Франции до 1932 года.
   Прототип, обозначенный Breguet AV Type XIV, впервые взлетел 21 ноября 1916 года. Литеры "AV" (обозначали Avant - впереди) указывали на то, что 12-цилиндровый двигатель Renault находился в носовой части фюзеляжа в отличие от более ранних конструкций Бреге. Самолет Type 14 (от римских цифр в обозначениях отказались) был исключительно практичным и надежным. Его угловатые обтянутые тканью крылья и фюзеляж изготавливались из дюраля, стали и дерева. Пилот и стрелок-наблюдатель сидели близко друг к другу в тандемно расположенных кабинах. Командование ВВС настолько впечатлила машина, что б марта 1917 года был размещен первый заказ на 150 разведчиков категории А.2. В дальнейшем появилась и бомбардировочная модификация В.2.
   Разведывательный вариант Bre.14А.2 оснащался аэрофотоаппаратом, радиостанцией и держателями для четырех небольших бомб. По сравнению с А.2 прототип бомбардировщика, полетевший весной 1917 года, оснащался закрылками и элеронами на нижнем крыле, имел увеличенный размах крыльев, прозрачные панели по бокам кабины наблюдателя и выступающие вперед секции передней кромки нижнего крыла. Последнее было сделано, чтобы разместить бомбодержатели Michelin перед закрылками. Оба варианта оборудовались сдвижными панелями пола в обеих кабинах для наблюдения за землей.
   Bre.14А.2 был очень успешной машиной. Летом 1917 года им начали заменять устаревший Sopwith 1 1/2-Strutter.
   В 1918 году на самолете появились элероны с роговой компенсацией, снизившие нагрузку на штурвал. Одновременно увеличили размах нижнего крыла Bre.14 А.2, а у Bre.14В.2 нижнее крыло уменьшили и изменили форму законцовок. На Bre.14В.2 от закрылков на нижнем крыле отказались, поэтому отпала необходимость увеличивать ширину крыла под бомбодержатели.
   Появился двигатель Renault 12F, надежно выдававший мощность 300 л. с. (224 кВт), но опробовались и другие моторы, а некоторые устанавливались на серийные партии. В частности, Bre.14 испытывались с французским двигателем Renault 12К, итальянским Fiat A.12bis и американским Liberty 12.
   Другие варианты военного времени включали одноместный бомбардировщик Bre.14В.1, строившийся малой серией, и санитарный Bre.14S. Последний родился на основе использования Bre.14 для быстрой эвакуации раненых с передовой в 1917 году. В 1918 году четыре санитарных Bre.14S, каждый из которых мог перевозить пару носилок для раненых и санитара в задней кабине, действовали на фронте у реки Эн.
   В конце Первой мировой войны Bre.14 применялся не только на Западном фронте, но и в Греции, Сербии и на Среднем Востоке, однако дольше всего этот самолет прослужил во французских колониях. Там более 10 лет после войны использовался специальный колониальный вариант Bre.14TOE (Theatres des Operations Exterieures).
   К декабрю 1918 года было построено примерно 5300 машин Bre.14. Три эскадрильи Bre.14А.2 и шесть эскадрилий Bre.14В.2 с 1919 года входили в состав французских оккупационных сил на западе Германии. Другие Bre.14 поддерживали французскую интервенцию во время гражданской войны в России после октябрьской революции 1917 года.
   В 1921 году 34-й авиаполк в Ле-Бурже получил небольшое число Bre.14 с двигателями Fiat и 24 Bre.14А.2 с двигателями Renault 12FeR, оснащенными турбонагнетателями Rateau для улучшения высотных характеристик.
   Самолет Bre.14 активно продавался на экспорт. Он участвовал в кровавых колониальных войнах французов с сирийскими и марокканскими повстанцами, причем война в Марокко закончилась лишь в 1934 году. Испания также использовала Bre.14 в боях в своем секторе Марокко. В 1922 году она имела четыре эскадрильи с Bre.14, к которым в 1923 году добавились еще 40 машин. В сентябре 1926 года во Французском Марокко находились 301 единица Bre.l4А.2 и некоторое количество Bre.14В.2. Их дополняли 52 санитарных Bre.14Tbis Sanitaire. Франция сохранила авиационную санитарную службу для эвакуации раненых с передовой, а также выпускала гражданский вариант Bre.14Tbis для эксплуатации в колониях.
   ВВС США, базировавшиеся во Франции, в 1918 году использовали бомбардировщики Bre.14В.2 и учебно-тренировочные Bre.14Et.2. В 1920-х годах Bre.14 продолжали широко применяться во французских ВВС, последние машины сняли с эксплуатации лишь в 1932 году.
   Помимо военного применения Bre.14 совершил ряд известных дальних перелетов. Так, в январе 1919 года капитан Коли и лейтенант Роже дважды пересекли Средиземное море, пролетев 1609 км. 5 апреля того же года Роже перелетел из Лиона в Рим и обратно до Ниццы. Позднее Коли и Роже установили новый рекорд Франции по дальности полета, преодолев расстояние 1900 км между Ле-Бурже и Кенитрой, Марокко.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Breguet Bre.14А.2

   Тип: двухместный разведчик и легкий бомбардировщик
   Силовая установка: двигатель Renault 12Fe Vee мощностью 300 л. с. (224 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 175 км/ч на 2000 м; набор высоты 2000 м за 6 мин 50 с; практический потолок 6000 м; длительность полета 2 ч 45 мин
   Масса: пустого самолета 1010 кг; максимальная взлетная 1536 кг
   Размеры: размах крыльев с оригинальными элеронами: верхнего 14,36 м, нижнего 12,40 м; длина 8,87 м; высота 3,30 м; площадь крыльев 47,50 м2
   Вооружение: неподвижный пулемет Vickers калибра 7,7 мм для стрельбы вперед по левому борту передней части фюзеляжа и два наводимых пулемета Lewis калибра 7,7 мм для стрельбы назад в кабине наблюдателя и бомбовая нагрузка до 40 кг (в варианте бомбардировщика - до 300 кг)

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии