Breguet 4/5
Страна: Франция
Год: 1915


Двухместный легкий бомбардировщик и самолет сопровождения
Описание:
Breguet BUM, BUC, BLM и BrM
Breguet Bre.4, Bre.5, Bre.6 и Bre.12
Фотографии

Breguet BUM, BUC, BLM и BrM

Луи Бреге, служивший пилотом в Первую мировую войну, понимал, что самолетам того времени не хватает конструкционной прочности, а мощность двигателей достаточна лишь для ведения разведки. К этому моменту Бреге уже познакомился с конструкцией двух новых самолетов, запланированных к выпуску по распоряжению генерала Бернара, командующего авиацией Франции, который требовал создания самолетов категорий А и В (с тянущим и толкающим винтом). Бреге предпочел последнюю. Его соперником в данной категории был самолет с ротативным двигателем Gnome мощностью 160 л. с. (119 кВт). Этот самолет ограниченно выпускался и эксплуатировался как AG4 (А - категория, G4 - двигатель Gnome), но конструктор осознавал необходимость в большей мощности машины и более крупном и прочном фюзеляже.
  И он спроектировал Type IV, известный под военным обозначением BU3, - первый мощный самолет категории В, созданный в соответствии с требованиями французского генерального штаба. Наблюдатель на переднем кресле получил свободный обзор и широкий сектор обстрела для турельного пулемета Hotchkiss калибра 8 мм. Обозначение U3 указывало на то, что самолет оснащался звездообразным поршневым двигателем с водяным охлаждением Salmson (Canton-Unne) мощностью 160 л. с. (119 кВт). Прототип BU3 строился в конце лета 1914, когда немецкое наступление на северо-востоке Франции создало угрозу заводу Бреге в Дуайе, поэтому прототип на машине перевезли в Вильякубле под Парижем.
  BU3, испытанный в конце 1914 года, быстро запустили в серию в рамках срочных мер по формированию авиаэскадрилий для защиты Парижа от налетов немецкой авиации.
  Прототип демонстрировал сам Бреге. Машина имела частично бронированную кабину. Стрелок-наблюдатель располагался на заднем кресле, поэтому ему приходилось вставать, чтобы вести огонь.
  В ноябре 1914 года братья Андре и Эдуард Мишелин предложили французскому правительству построить 100 бомбардировщиков для французской армии. В качестве базовой модели выбрали BU3. Затем последовал период неопределенности, так как часть руководства армии считала, что BU3 должен строиться без брони в качестве двухместного истребителя. Тем не менее BU3 все-таки стал бомбардировщиком. Вариант, строившийся фирмой "Michelin", обозначили BUM, то есть самолет категории В с двигателем Salmson (Canton-Unne), построенный фирмой "Michelin". После испытаний в машину внесли ряд изменений и приняли на вооружение как двухместный бомбардировщик BrM2B.2 с двигателем Salmson (Canton-Unne) мощностью 200 л. с. (149 кВт). Еще одним вариантом BU3 стал самолет BLM, который ввели в строй как BRM4B.2 с более мощным двигателем Renault 12Fb Vee (220 л. е., 164 кВт).
  Еще в 1914 году Бреге планировал разработать меньший по размерам, но более легкий и быстрый вариант BU3, способный развивать скорость порядка 140 км/ч. После формирования первого подразделения с самолетами BUM, его командир попросил Бреге создать более быстрый вариант, который мог бы использоваться в качестве истребителя сопровождения. Бреге предложил BUC, что обозначало самолет категории В с двигателем Salmson (Canton-Unne), оптимизированный как Chasse (истребитель). Бреге решил оснастить этот самолет дальнобойной 37-мм пушкой, чтобы он мог сбивать атакующие немецкие истребители.

  BLC являлся легким бомбардировщиком и истребителем сопровождения типа BUC. На нем устанавливался V-образный поршневой двигатель Renault 12Fb. Ни BUC, ни BLM не получили широкого распространения, и оба типа в целом были признаны несоответствующими требованиям. Breguet de Chasse представлял собой вариант BUC для вооружения британской морской авиации; всего построили 17 машин. Основным изменением являлась замена звездообразного двигателя на английский рядный Sunbeam Mohawk мощностью 225 л. с. (168 кВт) или в некоторых случаях на аналогичный Rolls-Royce Falcon мощностью 250 л. с (187 кВт). Эти самолеты воевали в составе 5-го авиакрыла, базировавшегося в Дюнкерке, но в июне 1916 года их отозвали с передовой линии фронта из-за плохих характеристик.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Breguet BUC

  Тип: двухместный легкий бомбардировщик и самолет сопровождения
  Силовая установка: звездообразный двигатель Salmson (Canton-Unne) 2М7 мощностью 200 л. с. (149 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 138 км/ч на уровне моря; время в полете 3 ч
  Масса: пустого самолета 1160 кг; максимальная взлетная 1535 кг
  Размеры: размах крыла 16,40 м; длина 9,50 м; высота 3,70 м; площадь крыла 54,00 м2
  Вооружение: подвижная пушка Hotchkiss калибра 37 мм для стрельбы вперед или подвижный пулемет Lewis калибра 7,7 мм в передней кабине и до 300 кг бомбовой нагрузки на двух узлах подвески под нижним крылом

Breguet Bre.4, Bre.5, Bre.6 и Bre.12

Весной 1916 года в руководстве французских ВВС решили разделить самолеты на пять категорий: А - самолеты непосредственной поддержки сухопутных войск, В - истребители и разведчики, С - трехместные многоцелевые самолеты, D - самолеты, вооруженные пушками, и Е - бомбардировщики. Для самолетов категории D использовалась пушка Hotchkiss калибра 37 мм. Машины с этим оружием делились на две группы: категория D.1 включала самолеты с короткоствольной пушкой, они предназначались для ведения воздушного боя, а категория D.2 - самолеты с длинноствольной дальнобойной пушкой, предназначенные для атак на немецкие аэростаты наблюдения и наземные цели.
  Луи Бреге решил выпустить эскортный истребитель, который мог бы действовать и как легкий бомбардировщик. Это хорошо согласовывалось с требованиями категории С. Бомбардировщик Type IV (позднее Bre.4) проектировался под пушку калибра 37 мм и стал отправной точкой для создания нового Breguet Type V (позднее Bre.5). Прототип Type V появился в конце 1915 года и был оснащен короткоствольной 37-мм пушкой Hotchkiss, которой управлял стрелок-наблюдатель, сидевший спереди в двухместной кабине. Но вскоре самолет переделали под требования категории С, оснастив его защитным пулеметом Lewis для стрельбы назад, установленным над центральной секцией верхнего крыла.
  После приемочных испытаний в апреле 1916 года началось серийное производство. Самолет поступил на вооружение под обозначением Bre.5Ca.2 (Ca - Canon, то есть пушечный). Хотя Bre.5Ca.2 считался истребителем, эти машины никогда не поступали в истребительные эскадрильи. Их включали в бомбардировочные эскадрильи в качестве истребителей сопровождения. Некоторые поздние экземпляры комплектовали двигателями Renault 12Fbx или Fcx мощностью 250 л.с. (187 кВт).
  Пока французы использовали Bre.5 как самолет сопровождения, ВМС Британии применяли 35 таких машин в качестве бомбардировщиков. 25 из них были получены непосредственно от производителя, а 10 выпущены по лицензии в Великобритании под обозначением Grahame-White G.W.19 с двигателем Rolls-Royce Falcon Vee мощностью 250 л. с. (187 кВт).
  Когда Bre.5 был запущен в серийное производство, существовали опасения, что выпуск двигателей Renault 12 не будет поспевать за постройкой самолетов, поэтому Бреге разработал модификацию Type VI (Bre.6) со звездообразным двигателем Salmson (Canton-Unne) А9 мощностью 225 л. с. (168 кВт). Type VI эксплуатировался в качестве двухместного бомбардировщика под индексом Bre.6B.2 и как эскортный истребитель Bre.6Ca.2 с пушкой калибра 37 мм. Когда серию Bre.5 сняли с производства в пользу Breguet Bre.14, оставшиеся самолеты переквалифицировали в ночные бомбардировщики (Bre.12В.2), оснастив их дополнительной противокапотажной парой колес шасси, как у BRM4B.2. Некоторые другие машины строились по аналогичному стандарту как ночные истребители Bre.12Ca.2 с двигателями Renault 12Fb или Renault 12Fbx мощностью 250 л. с. (187 кВт), с пушкой калибра 37 мм, поисковым прожектором и восемью посадочными огнями под нижним крылом.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Breguet Bre.5Ca.2

  Тип: двухместный истребитель сопровождения и легкий бомбардировщик
  Силовая установка: двигатель Renault 12Fb Vee мощностью 200 л. с. (164 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 136 км/ч на 2000 м; набор высоты 2000 м за 28 мин; длительность полета 6 ч 15 мин
  Масса: пустого самолета 1347 кг; максимальная взлетная 1886 кг
  Размеры: размах крыла 17,50 м; длина 9,90 м; высота 3,90 м; площадь крыла 57,70 м2
  Вооружение: см. текст
Breguet BLC (на снимке) по размерам был идентичен BUC. Он оснащался таким же вооружением, но позже пушку калибра 37 мм заменили пулеметом Lewis калибра 7,7 мм. Самолет набирал высоту 2000 м примерно за 16 мин.
Не сохранилось никаких данных по весовым и летным характеристикам Type VI, хотя этот самолет состоял на вооружении как двухместный бомбардировщик Bre.6В.2 и истребитель сопровождения Bre.6Са.2 с пушкой калибра 37 мм.
Носовая часть самолета "Бреге" Bre 5Ca2 с 37-миллиметровой пушкой Гочкиса.