Антонов Ан-2
Варианты:
Антонов - Ан-2 - 1947 - Россия
Страна: Россия
Год: 1947


Легкий транспортный самолет общего назначения с экипажем из одного-двух человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (30)
Ан-2, Ан-3 и Ан-4 конструкции О. К. Антонова

  Интерес к планеризму Олег Константинович Антонов проявлял еще со школьной скамьи. Карьеру авиаконструктора О. К. Антонов начал с проектирования планеров и гидросамолетов, в годы Великой Отечественной войны занимался производственными вопросами в КБ А. С. Яковлева. После войны Антонов сумел создать собственное конструкторское бюро, перед которым поставили задачу спроектировать самолет, способный взлетать и садиться где и когда угодно. Такой самолет был создан. Он называется Ан-2 (западное наименование "Colt"). Изначально знаменитый биплан обозначался СХ-1 (Сельскохозяйственный первый). Прототип СХ-1 выполнил первый полет 31 августа 1947 года.
  Одномоторный подкосно-расчалочный биплан снабжен двойным управлением. Конструкция планера практически полностью выполнена из металла. Обшивка крыльев за передним лонжероном и стабилизатора полотняная. Крупноразмерный фюзеляж полумонококовой конструкции, оснащен подогревом и системой вентиляции. Стабилизатор снабжен подкосами. Шасси - усиленной конструкции, трехопорное с хвостовой опорой. Вместо колес с пневматиками низкого давления возможна установка лыж или поплавков.
  На прототипе был установлен звездообразный мотор воздушного охлаждения АШ-21 мощностью 760 л.с. Серийные самолеты оснащались двигателями мощностью 1000 л.с. АШ-62Р.
  С 1960 году основным заводом по выпуску самолетов Ан-2 стало польское предприятие WSK-PZL. На самолеты польской сборки ставились лицензионные моторы АШ-62Р, также изготовленные в Польше. Ан-2 собирался по лицензии в Китае, где получил обозначение Shijiazhuang Y-5 (Yunshuji-5). В общей сложности было построено порядка 18 500 самолетов Ан-2, включая 11 950 машин, изготовленных в Польше.


Варианты (советской постройки)

  Ан-2Ф: экспериментальный артиллерийский корректировщик с застекленной средней частью фюзеляжа, люковой пулеметной установкой и двухкилевым оперением, построен в 1948 году
  Ан-2Л: противопожарный вариант, оснащенный стеклопластиковыми контейнерами для химических реагентов под крылом и фюзеляжем
  Ан-2П (пассажирский): базовый вариант общего назначения, рассчитанный на перевозку 12 пассажиров или груза массой 1200 кг
  Ан-2П (противопожарный): противопожарный вариант самолета Ан-2В, разработанный в 1964 году, в поплавковые баки вмещает 1240 л воды
  Ан-2С: сельскохозяйственная модификация самолета Ан-2П с оборудованием для распыления химических реагентов, шасси снабжены амортизаторами с увеличенным ходом штоков
  Ан-2В: гидросамолет (см. ниже)
  Ан-23А: см. Ан-6
  Ан-3: первое упоминание о самолете Ан-3 относится к началу 1972 года, когда появилась информация о разработке в ОКБ Антонова специализированного сельскохозяйственного самолета. Более подробная информация появилась лишь в 1979 году - самолет Ан-2 с переделанной носовой частью фюзеляжа под установку модернизированного турбовинтового двигателя ТВД-1 ОБ (Изделие "20" ОМКБ) мощностью 940 л.с. Оснащен воздушным винтом большего диаметра, но с меньшей частотой вращения для большей безопасности полетов на малых высотах с малыми скоростями. Емкость баков для химических реагентов увеличена на 40% по сравнению с баками самолета Ан-2С
  Ан-4: гидросамолет; заводское обозначение модификации, известной в серии как Ан-2В (водный). Вместо колесного шасси установлено два легких металлических поплавка с управляемыми рулями на концах. Самолет Ан-2В строился в значительных количествах
  Ан-6: заводское обозначение серийного самолета Ан-23А, предназначенного для высотных метеорологических исследований. Перед килем оборудована застекленная кабина для наблюдателя. "ЗА" расшифровывается как "зондирование атмосферы". На самолет установлен мотор АШ-62Р с турбокомпрессором, позволяющим сохранять двигателю мощность до высоты 10000 м. Кок на винт не устанавливался для лучшего охлаждения двигателя набегающим потоком воздуха. Построено несколько самолетов данной модификации


Варианты (польской постройки)

  Ан-2 "Геофизика": вариант для геофизических исследований
  Ан-2М: двухпоплавковый вариант самолета Ан-2Т аналог советского Ан-2В
  Ан-2П: пассажирский вариант с уменьшенным, в сравнении с Ан-2П советской постройки, уровнем шума в кабине и усовершенствованным воздушным винтом
  Ан-2ПК: пятиместный самолет для VIP перевозок
  Ан-2П "фото": самолет для выполнения фотограмметрической съемки
  Ан-2ПР: телевизионный ретранслятор
  Ан-2Р: сельскохозяйственный вариант, строившийся с 1961 года с герметизированной кабиной экипажа, хвостовым оперением увеличенной площади; емкость бака - 1960 л жидкого реагента или 1350 кг сыпучего реагента
  Ан-2С: санитарный вариант, способный перевозить шестерых больных на носилках и одного медработника
  Ан-2Т: базовый вариант общего назначения
  Ан-2ТД: десантный самолет вместимостью 12 парашютистов
  Ан-2ТП: грузопассажирский вариант самолета Ан-2ТД
  Lala-1: экспериментальный вариант 1972 года двухбалочной схемы с укороченным фюзеляжем-гондолой и двухкилевым хвостовым оперением. В хвостовой части гондолы-фюзеляжа установлен турбовинтовой двигатель. Самолет использовался в качестве лаборатории по отработке конструктивных решений сельскохозяйственного самолета PZL М-15 Belpchegor


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ан-2П (производства WSK-PZL Mielec)

  Тип: легкий транспортный самолет общего назначения с экипажем из одного-двух человек
  Силовая установка: один звездообразный 9-цилиндровый поршневой двигатель воздушного охлаждения PZL Kalisz (АШ-62Р) мощностью 1000 л. с.
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 1750 м 250 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 185 км/ч; скороподъемность на уровне моря 210 м/мин; практический потолок 4400 м; дальность полета с грузом массой 500 кг - 900 км
  Массы: пустого 3450 кг; максимальная взлетная 5500 кг
  Размеры: размах крыла 18,18 м; длина по строительной оси (с поднятой хвостовой частью) 12,74 м; высота с поднятой хвостовой частью 6,10 м; площадь крыльев 71,52 м2
  Полезная нагрузка: 12 пассажиров или груз эквивалентной массы
Часто на Ан-2 дверь по левому борту снимают - для облегчения и ускорения выброски парашютистов.
Ан-2 (регистрационный номер RA 07489) авиации Авиалесоохраны РФ
Демонстрация тушения пожара. Самолет (заводской N 1G181-33) дооборудован специальным устройством для сброса воды. Аэродром Владимир-Семиязино, 18 мая 2006 года
Для желающих овладеть более "продвинутыми" навыками в прыжках с парашютом организуются прыжки со свободным падением - в течение 5, 10, 15 или 20 секунд, и с раскрытием парашюта вручную.
При прыжках на стабилизацию - для новичков - сразу после отделения парашютиста от самолета происходит автоматическое раскрытие стабилизирующего парашюта, а через 2-3 секунды уже выполняется раскрытие основного парашюта.
Польский авиазавод "PZL-Mielec" выпускал и Ан-2 - один такой самолет изображен на фотографии с опознавательными знаками польских ВВС. После развала Варшавского блока многие страны списали свои Ан-2, но Польша и Румыния еще эксплуатировали их некоторое время.
Среди эксплуатантов Ан-2 была и Югославия - часть машин летала и в конце 1990-х годов.
Ан-2 предназначался, прежде всего, для использования в сельском и лесном хозяйстве СССР как замена самолету По-2. На фотографии: "Аннушка" распыляет пестициды над одним из колхозных полей.
Изображенный Ан-2Р принадлежит болгарской компании "Air Mizia" и используется в качестве сельскохозяйственного самолета. Он оборудован цистерной, вмещающей до 1300 кг химикатов.
Ан-2 авиакомпании "Авиалинии Украины". Полтава, 22 мая 1993г.
Единственный в украинской военной авиации ветеран Ан-2 входит в состав Сакской морской авиационной бригады. Используется для парашютной подготовки летного состава и высадки штатных спасательных парашютно-десантных групп
This An-2 is on display at the headquarters building of the Kiev Aviation Plant
9 сентября 2004г. на территории КиГАЗ "Авиант" состоялось открытие памятника самолету Ан-2. Событие было приурочено к 55-летию начала серийного выпуска этой знаменитой машины
Пожарный Ан-2 "Cobra Air" (заводской N 1G17301), принадлежащий варшавской фирме Flugtechnik. Самолет был переоборудован в 2001г. из сельскохозяйственного Ан-2Р, имевшего бортовое регистрационное обозначение SP-TCB. Снимки сделаны 18 августа 2002г. в районе польского города Зелена-Гура.
Кое-какая советская авиатехника в Индонезии все еще на ходу. Этот ярко-красный Ан-2 используется для подготовки парашютистов.
Этот Ан-2 (LY-BIG), названный "Baltic Bear" ("Балтийский медведь"), принадлежит литовской компании "Air Unique" и является частым гостем на различных выставках и авиашоу в Западной и Восточной Европе.
Ан-2, переоборудованный в 2000г. на Каунасском авиаремонтном заводе для заказчика из Швеции. Новый хозяин дал самолету имя "Голубой тигр"
Группа "Utterly Butterly Exhibition Flyers". Самолет Bub, так называется биплан Ан-2 группы "Utterly Butterly Exhibition Flyers", был построен в Польше в 1981 году. До 1995 года, после снятия с эксплуатации, биплан хранился под открытым небом, пока его не купила "Utterly Butterly". Самолет прошел восстановительный ремонт в Венгрии и сегодня является звездой многочисленных авиашоу, неизменно приковывая к себе внимание зрителей, как самый большой одномоторный самолет-биплан в мире. Одномоторный Ан-2 выглядит настоящим гигантом в сравнении с самым маленьким в мире двухмоторным самолетом - Cri-Cri, который также принадлежит "AeroSuperBarics". На авиашоу Ан-2 демонстрирует отличную маневренность на малых скоростях полета, короткие взлет и посадку, проходы на малой высоте со скоростью 240 км/ч, но самыми зрелищными являются проходы на малой высоте с предельно малой скоростью - всего 56 км/ч!
Ан-2ТП (HA-MKF) венгерской компании "Trener Air" был построен польским авиазаводом PZL (город Мелец). Последний самолет семейства Ан-2 компания передала заказчику в 2002 году.
Этот Ан-2 (D-FJKA) построен в 1958 году и принадлежит сегодня ганноверской авиакомпании "Hanseflug", которая использует его для туристических полетов из Ганновера на острова Зильт и Фёр в Северном море. Вместимость самолета - 9 пассажиров.
Ан-2 широко экспортировались в зарубежные страны, где активно использовались на регулярных авиалиниях.
Экспорт самолетов Ан-2 был очень успешным, но покупали эти машины в основном дружественные СССР страны. На фотографии: два Ан-2 с гражданской регистрацией Непала.
Справа - один из пяти молдавских Ан-2. Маркулешты, сентябрь 2007 г.
ВВС Албании
Ан-2 (или L-2) в "Музее Армии" в Сеуле, 2013г.