Антонов Ан-72 / Ан-74
Варианты:
Антонов - Ан-72 / Ан-74 - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Легкий транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой, 3-4 члена экипажа
Описание
Фотографии:

Цветные фото (33)
Ан-72, Ан-74

  Ан-72 (кодовое обозначение НАТО "Coaler") разрабатывался как турбовентиляторный транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой для замены турбовинтового Ан-26. Первый из двух прототипов поднялся в воздух 22 декабря 1977 года, прототипы и восемь предсерийных машин получили в НАТО обозначение "COALER-A". Серийное производство несколько модифицированного самолета (увеличенный размах крыла, удлиненный фюзеляж, отсутствие подфюзеляжных гребней и другие изменения)началось в Харькове. Начальный серийный вариант обозначался Ан-72А, в НАТО - "COALER-C", так как обозначение появилось после того, как на Западе сумели обнаружить Ан-74 с увеличенным размахом крыла и удлиненным фюзеляжем, который обозначили соответственно "COALER-B".
  Из-за того, что Ан-74 появился на 17 месяцев позже Boeing YC-14, Антонова несправедливо обвинили в копировании американской машины. Между самолетами наблюдалось определенное сходство в компоновке - высокорасположенное крыло, Т-образное хвостовое оперение и турбовентиляторные двигатели над крылом, использующие эффект Коанда, при котором реактивная струя из сопла захватывается удлиненными закрылками, значительно увеличивая подъемную силу. Высокорасположенное крыло обеспечивает беспрепятственный доступ в грузовой отсек, а расположение двигателей формирует особое обтекание крыла воздухом и препятствует попаданию в них посторонних предметов.
  Грузовая рампа Ан-72 мало отличалась от установленной на Ан-32. По запатентованной конструкции телескопические стойки складываются вниз, поддерживая хвостовую часть фюзеляжа при повороте рампы при погрузке-разгрузке. На самолете была использована новая конструкция оптимизированного для действия с грунтовых полос шасси с пневматиками низкого давления, спаренными носовыми и основными колесами, четырьмя мощными основными стойками с независимой рычажной подвеской колес (с двумя тандемными маятниковыми рычагами, на каждом из которых крепится одно основное колесо).
  Ан-72 выпускался в нескольких вариантах. Ан-72АТ - специализированный транспортный самолет, предназначенный для перевозки стандартных международных контейнеров. Ан-72С - административный транспортный самолет, который мог использоваться как грузовой или пассажирский с 38 откидными сиденьями по бокам кабины, или как санитарный самолет, рассчитанный на восемь носилок и одного медработника.
  Известным вариантом является Ан-72П - специальная морская разведывательная платформа. Действующие Ан-72П обычно снаряжались пушкой ГШ-23 калибра 23 мм, устанавливавшейся справа от обтекателя основного шасси, и подкрыльевыми пусковыми блоками. На самолете применена новая система сбрасывания бомб, подвешивавшихся на внутреннем подъемнике, при этом Ан-72П мог нести различные типы противокорабельных ракет, торпед и глубинных бомб. Машина также оборудована современной инерциальной навигационной системой, связанной с бортовыми камерами, позволяющими фотографировать корабли-цели и фиксировать их точное положение с высокой точностью, а выпуклые иллюминаторы в хвостовой части обеспечивают отличную зону обзора. Навигационная система, связанная с автопилотом, может также автоматически обеспечивать полет в широком диапазоне маршрутов поиска и использоваться для расчета скорости и курса целей. Ан-72П имеет продолжительность полета более пяти часов. АНТК им. О. К Антонова позднее заключило контракты с несколькими израильскими фирмами во главе с "IAI" на создание варианта Ан-12П с более современными бортовыми системами.
  Ан-72П сохранил герметизированный фюзеляж транспортного варианта и может вмещать до 40 складывающихся пассажирских сидений, вместо них возможно разместить 22 полностью экипированных десантника. При обычном 8-часовом полете над морем самолет может провести разведку 16800 км2. Модифицированным вариантом является Ан-72Р/88 - действующая вне зоны поражения ПВО противника разведывательная платформа.
  Исходный самолет Ан-74 представляет собой специализированный вариант для обеспечения исследований в Заполярье и предназначался для замены устаревающего Ил-14, использовавшегося для обслуживания арктических научных станций, антарктических экспедиций и для наблюдения и мониторинга плавучих льдин и образования льда. Поскольку данный самолет стал первым вариантом, замеченным на Западе после появления исходных прототипов и предсерийных самолетов, именно он получил кодовое обозначение "COALER-B" и позднее стал единственным выявленным вариантом дальнейшей разработки исходного варианта Ан-72А.
  Ан-74 имеет тот же самый базовый фюзеляж, что и Ан-72А, хотя у него отсутствуют блистерные иллюминаторы в хвостовой части кабины экипажа и в передней части кабины по левому борту. Он также оборудован большего размера обтекателем антенны РЛС. Емкость топливных баков значительно увеличена, установлена противообледенительная система крыла, хвостового оперения и воздухозаборников двигателей, имеется возможность установки колесно-лыжного шасси для взлета-посадки со снега. Ан-74 характеризуется целым семейством вариантов, но только некоторые из них оборудованы выпуклым носовым обтекателем антенны, установленным на основном самолете, большинство из них снабжены обзорными блистерами.

  Внимания заслуживает Ан-74-ТК300, модернизированный вариант гражданского назначения с подкрыльевым расположением двигателей. Следующий вариант самолета - Ан-74-400 - будет иметь фюзеляж на 8 м больше и двигатели повышенной мощности.


Варианты Ан-74

  Ан-74-200: транспортный самолет с двигателями Д-36 серии 3А с погрузочной лебедкой и роликовыми конвейерами на полу кабины; максимальная полезная нагрузка 10 000 кг
  Ан-74Т-200: модификация Ан-74-200 с грузовой лебедкой и роликовыми конвейерами на полу кабины
  Ан-74Т-200А: транспортный самолет, поставлявшийся египетским ВВС в 2005 году (три самолета). Возможно, Ливия также сделала заказ на данный самолет. Чешская Республика рассматривала его как возможную замену Ан-26
  Ан-74Т-100: вариант Ан-74Т-200со штурманом в составе летного экипажа
  Ан-74ТК-200: базовый грузопассажирский вариант с экипажем из двух человек и возможностью перевозки 52 пассажиров или 10 000 кг груза
  Ан-74ТК-100: модификация Ан-74ТК-200 со штурманом в составе летного экипажа
  Ан-74 "Салон": административный транспортный самолет с возможностью перевозки легкового автомобиля


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ан 72A "Coaler-C"

  Тип: легкий транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой, 3-4 члена экипажа
  Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Д-36 серии 2А Запорожскою машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" им. А. Г. Ивченко, каждый мощностью 63.74 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 70S км/ч на высоте 10000 м; максимальная крейсерская скорость 600 км/ч на высоте 10000 м; практический потолок 10 700 м; дальность полета 800 км с максимальной полезной нагрузкой или 2000 км с максимальным запасом топлива
  Масса: пустого 19050 кг; максимальная взлетная 34 500 кг
  Размеры: размах крыла 31.89 м; длина 28,07 м; высота 8,75 м; площадь крыла 98,53 м2
  Полезная нагрузка: 57 десантников или 24 человека на носилках и 12 мест для сидячих раненых плюс один медработник, или 10000 кг груза
Как и большинство советских самолетов, Ан-72 очень неприхотлив в эксплуатации и, кроме того, обладает отменными взлетно-посадочными характеристиками - для взлета ему необходимо всего 620 м
АНТК им. O.K. Антонова спроектировало Ан-74 для выполнения задач в Арктике, поэтому самолет часто можно увидеть окрашенным в хорошо заметные красный и белый цвета, а не в обычные голубой и белый.
Первый серийный Ан-74, поставленный Норильскому горно-обогатительному комбинату. Норильск, 13 мая 1995г.
Ан-74 на Московском авиасалоне, сентябрь 1993г.
Этот казахстанский Ан-72П в настоящее время переоборудован в самолет-салон и имеет обозначение Ан-72-100. Гостомель, май 2008г.
Административный самолет Ан-74Д. Гостомель, февраль 2007г.
Ан-74Т авиатранспортного подразделения АНТК им. О.К.Антонова. Гостомель, 9 июня 2006г.
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
Ан-72 проектировался с учетом создания дополнительной подъемной силы за счет эффекта Коанда - явления "прилипания" к верхней поверхности крыла потока газов, выходящих из сопел двигателей. Такое безотрывное обтекание при выпущенных закрылках обеспечивало значительное повышение качества на взлете и посадке. Данную схему применили и на опытном YC-14 (Boeing Model 953), но проект дальше испытаний прототипа "не пошел".
На авиакосмической выставке Dubai-97 Харьковское государственное авиационное производственное предприятие представляло грузо-пассажирский конвертируемый самолет Ан-74ТК
Ан-74-200 авиакомпании "Газпромавиа", Остафьево, апрель 2007г.
В проекте Ан-74 и его более раннем варианте Ан-72 использовалась компоновка, подобная самолету Boeing YC-14. Для обеспечения возможности укороченного взлета на нем для обдува крыла отбирается часть потока воздуха от выхлопа двигателей.
Ан-74 авиации МВД Украины. Киев (Жуляны), 20 мая 2009г.
Общими в схеме Ан-72 и Boeing YC-14 были расположение крыла и двигателей (позволяло реализовать эффект Коанда), Т-образное хвостовое оперение и усиленное шасси с убираемыми в наплывы на фюзеляже основными стойками.
Самоолеты "Антонов" были достойно представлены на салоне. На первом плане - Ан-140, далее Ан-74ТК-200 и Ан-74ТК-300
В парижском небе Украину представляли Ан-140 и Ан-74ТК-200
Ан-72 (cep. № 1502) Национальной гвардии. 17 января 2015 г.
Antonov An-74TK-100 UNO-051P/RA-74016 (c/n 365470991034) is operated on behalf of the United Nations Multidimensional Integrated Stabilization Mission in Mali (MINUSMA). The new mission was established on April 25, 2013 and took over operations from the African-led International Support Mission in Mali on July 1. It comprises 11,200 military personnel and 1,440 police. At least two An-74s (the other being UNO-51/RA-74032, c/n 36547098962) have supported MINUSMA operations, both provided by UTair. UNO-51P was noted at Bamako-Senou International Airport on September 7. Bamako serves as a base for United Nations operations in Mali.
Colourful Antonov An-74TK-100 UR-CKC (c/n 36347095905, ex ER-AUL) of Cavok Air arrives at Luqa Airport on Malta on June 24, 2013. Cavok Air is a charter freight airline based in the Ukraine and operates four Antonov An-12B/BPs as well as a single An-74.
Прототип патрульного самолета Ан-72П в одном из испытательных полетов. Сегодня машины такого типа состоят на вооружении погранвойск Украины и России
Ан-72П авиации Федеральной погранслужбы РФ заходит на посадку в аэропорту Шереметьево. 4 апреля 2005г.
Ан-72П вооружен 23-мм пушкой и двумя блоками НАР, а также может брать до четырех 100-кг авиабомб - они сбрасываются с рампы.
Ан-72П Особого Северно-Кавказского пограничного округа. Аэродром Грозный-Северный ("Эрмитаж"). Август-сентябрь 1995г.
Аэродром Елизово (Петропавловск-Камчатский), 10-14 апреля 2004г. Ан-72П авиации ФСБ готовится вылететь на поиск судна-нарушителя.
Военно-транспортный самолет Ан-74Т-200 отличается составом навигационного оборудования и сокращенным до двух человек экипажем.
Ан-74Т-200 авиации Корпуса Стражей Исламской Революции садится в международном тегеранском аэропорту Мехрабад 17 марта 2006г. В ноябре этого же года этот самолет потерпел катастрофу
22 мая 2012г. Харьковское государственное авиационное производственное предприятие провело презентацию самолета Ан-74ТК-200, изготовленного для ВВС Туркменистана. Это уже вторая машина такого типа, построенная для данного заказчика. На фото Ан-74ТК-200 (сер. № 22-05) в полете над харьковским аэродромом "Сокольники" 4 июня 2012 г.
Одним из военных заказчиков самолетов Ан-74 была Иранская республиканская гвардия (на фотографии). Иран оснащает свой Ан-74 внешним вооружением, включающим пушку и кассеты с ракетами.
24 ноября третий самолет Ан-74Т-200А, построенный в Харькове для ВВС Арабской Республики Египет, направлен заказчику. Таким образом, ХГАПП завершило выполнение египетского контракта на поставку трех Ан-74, заключенного в ноябре 2003 года. Первый самолет был передан Египту в 2004 г., второй - в декабре прошлого года. 25 ноября в Каире Премьер-министр Украины Николай Азаров в торжественной обстановке передал новый Ан-74Т-200А на оснащение базы транспортной авиации египетских Воздушных сил.
16 сентября 2005г. состоялась передача ВВС Египта первого самолета Ан-74 новой модификации Т-200А, построенного на ХГАПП. Всего заказано 3 такие машины с опционом еще на 6. Самолет начал эксплуатироваться в Египте 29 сентября