Антонов Ан-72 / Ан-74
Варианты:
Антонов - Ан-72 / Ан-74 - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Легкий транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой, 3-4 члена экипажа
Описание
Фотографии:

Цветные фото (36)
Ан-72, Ан-74

  Ан-72 (кодовое обозначение НАТО "Coaler") разрабатывался как турбовентиляторный транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой для замены турбовинтового Ан-26. Первый из двух прототипов поднялся в воздух 22 декабря 1977 года, прототипы и восемь предсерийных машин получили в НАТО обозначение "COALER-A". Серийное производство несколько модифицированного самолета (увеличенный размах крыла, удлиненный фюзеляж, отсутствие подфюзеляжных гребней и другие изменения)началось в Харькове. Начальный серийный вариант обозначался Ан-72А, в НАТО - "COALER-C", так как обозначение появилось после того, как на Западе сумели обнаружить Ан-74 с увеличенным размахом крыла и удлиненным фюзеляжем, который обозначили соответственно "COALER-B".
  Из-за того, что Ан-74 появился на 17 месяцев позже Boeing YC-14, Антонова несправедливо обвинили в копировании американской машины. Между самолетами наблюдалось определенное сходство в компоновке - высокорасположенное крыло, Т-образное хвостовое оперение и турбовентиляторные двигатели над крылом, использующие эффект Коанда, при котором реактивная струя из сопла захватывается удлиненными закрылками, значительно увеличивая подъемную силу. Высокорасположенное крыло обеспечивает беспрепятственный доступ в грузовой отсек, а расположение двигателей формирует особое обтекание крыла воздухом и препятствует попаданию в них посторонних предметов.
  Грузовая рампа Ан-72 мало отличалась от установленной на Ан-32. По запатентованной конструкции телескопические стойки складываются вниз, поддерживая хвостовую часть фюзеляжа при повороте рампы при погрузке-разгрузке. На самолете была использована новая конструкция оптимизированного для действия с грунтовых полос шасси с пневматиками низкого давления, спаренными носовыми и основными колесами, четырьмя мощными основными стойками с независимой рычажной подвеской колес (с двумя тандемными маятниковыми рычагами, на каждом из которых крепится одно основное колесо).
  Ан-72 выпускался в нескольких вариантах. Ан-72АТ - специализированный транспортный самолет, предназначенный для перевозки стандартных международных контейнеров. Ан-72С - административный транспортный самолет, который мог использоваться как грузовой или пассажирский с 38 откидными сиденьями по бокам кабины, или как санитарный самолет, рассчитанный на восемь носилок и одного медработника.
  Известным вариантом является Ан-72П - специальная морская разведывательная платформа. Действующие Ан-72П обычно снаряжались пушкой ГШ-23 калибра 23 мм, устанавливавшейся справа от обтекателя основного шасси, и подкрыльевыми пусковыми блоками. На самолете применена новая система сбрасывания бомб, подвешивавшихся на внутреннем подъемнике, при этом Ан-72П мог нести различные типы противокорабельных ракет, торпед и глубинных бомб. Машина также оборудована современной инерциальной навигационной системой, связанной с бортовыми камерами, позволяющими фотографировать корабли-цели и фиксировать их точное положение с высокой точностью, а выпуклые иллюминаторы в хвостовой части обеспечивают отличную зону обзора. Навигационная система, связанная с автопилотом, может также автоматически обеспечивать полет в широком диапазоне маршрутов поиска и использоваться для расчета скорости и курса целей. Ан-72П имеет продолжительность полета более пяти часов. АНТК им. О. К Антонова позднее заключило контракты с несколькими израильскими фирмами во главе с "IAI" на создание варианта Ан-12П с более современными бортовыми системами.
  Ан-72П сохранил герметизированный фюзеляж транспортного варианта и может вмещать до 40 складывающихся пассажирских сидений, вместо них возможно разместить 22 полностью экипированных десантника. При обычном 8-часовом полете над морем самолет может провести разведку 16800 км2. Модифицированным вариантом является Ан-72Р/88 - действующая вне зоны поражения ПВО противника разведывательная платформа.
  Исходный самолет Ан-74 представляет собой специализированный вариант для обеспечения исследований в Заполярье и предназначался для замены устаревающего Ил-14, использовавшегося для обслуживания арктических научных станций, антарктических экспедиций и для наблюдения и мониторинга плавучих льдин и образования льда. Поскольку данный самолет стал первым вариантом, замеченным на Западе после появления исходных прототипов и предсерийных самолетов, именно он получил кодовое обозначение "COALER-B" и позднее стал единственным выявленным вариантом дальнейшей разработки исходного варианта Ан-72А.
  Ан-74 имеет тот же самый базовый фюзеляж, что и Ан-72А, хотя у него отсутствуют блистерные иллюминаторы в хвостовой части кабины экипажа и в передней части кабины по левому борту. Он также оборудован большего размера обтекателем антенны РЛС. Емкость топливных баков значительно увеличена, установлена противообледенительная система крыла, хвостового оперения и воздухозаборников двигателей, имеется возможность установки колесно-лыжного шасси для взлета-посадки со снега. Ан-74 характеризуется целым семейством вариантов, но только некоторые из них оборудованы выпуклым носовым обтекателем антенны, установленным на основном самолете, большинство из них снабжены обзорными блистерами.

  Внимания заслуживает Ан-74-ТК300, модернизированный вариант гражданского назначения с подкрыльевым расположением двигателей. Следующий вариант самолета - Ан-74-400 - будет иметь фюзеляж на 8 м больше и двигатели повышенной мощности.


Варианты Ан-74

  Ан-74-200: транспортный самолет с двигателями Д-36 серии 3А с погрузочной лебедкой и роликовыми конвейерами на полу кабины; максимальная полезная нагрузка 10 000 кг
  Ан-74Т-200: модификация Ан-74-200 с грузовой лебедкой и роликовыми конвейерами на полу кабины
  Ан-74Т-200А: транспортный самолет, поставлявшийся египетским ВВС в 2005 году (три самолета). Возможно, Ливия также сделала заказ на данный самолет. Чешская Республика рассматривала его как возможную замену Ан-26
  Ан-74Т-100: вариант Ан-74Т-200со штурманом в составе летного экипажа
  Ан-74ТК-200: базовый грузопассажирский вариант с экипажем из двух человек и возможностью перевозки 52 пассажиров или 10 000 кг груза
  Ан-74ТК-100: модификация Ан-74ТК-200 со штурманом в составе летного экипажа
  Ан-74 "Салон": административный транспортный самолет с возможностью перевозки легкового автомобиля


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ан 72A "Coaler-C"

  Тип: легкий транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой, 3-4 члена экипажа
  Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Д-36 серии 2А Запорожскою машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" им. А. Г. Ивченко, каждый мощностью 63.74 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 70S км/ч на высоте 10000 м; максимальная крейсерская скорость 600 км/ч на высоте 10000 м; практический потолок 10 700 м; дальность полета 800 км с максимальной полезной нагрузкой или 2000 км с максимальным запасом топлива
  Масса: пустого 19050 кг; максимальная взлетная 34 500 кг
  Размеры: размах крыла 31.89 м; длина 28,07 м; высота 8,75 м; площадь крыла 98,53 м2
  Полезная нагрузка: 57 десантников или 24 человека на носилках и 12 мест для сидячих раненых плюс один медработник, или 10000 кг груза
Как и большинство советских самолетов, Ан-72 очень неприхотлив в эксплуатации и, кроме того, обладает отменными взлетно-посадочными характеристиками - для взлета ему необходимо всего 620 м
Самолеты пограничных войск имели специальную внешнюю маркировку - красную полосу на руле направления, а также на верхней и нижней поверхности руля высоты параллельно его задней кромки
АНТК им. O.K. Антонова спроектировало Ан-74 для выполнения задач в Арктике, поэтому самолет часто можно увидеть окрашенным в хорошо заметные красный и белый цвета, а не в обычные голубой и белый.
Первый серийный Ан-74, поставленный Норильскому горно-обогатительному комбинату. Норильск, 13 мая 1995г.
Ан-74 на Московском авиасалоне, сентябрь 1993г.
Этот казахстанский Ан-72П в настоящее время переоборудован в самолет-салон и имеет обозначение Ан-72-100. Гостомель, май 2008г.
Административный самолет Ан-74Д. Гостомель, февраль 2007г.
Ан-74Т авиатранспортного подразделения АНТК им. О.К.Антонова. Гостомель, 9 июня 2006г.
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
Ан-72 проектировался с учетом создания дополнительной подъемной силы за счет эффекта Коанда - явления "прилипания" к верхней поверхности крыла потока газов, выходящих из сопел двигателей. Такое безотрывное обтекание при выпущенных закрылках обеспечивало значительное повышение качества на взлете и посадке. Данную схему применили и на опытном YC-14 (Boeing Model 953), но проект дальше испытаний прототипа "не пошел".
На авиакосмической выставке Dubai-97 Харьковское государственное авиационное производственное предприятие представляло грузо-пассажирский конвертируемый самолет Ан-74ТК
Ан-74-200 авиакомпании "Газпромавиа", Остафьево, апрель 2007г.
В проекте Ан-74 и его более раннем варианте Ан-72 использовалась компоновка, подобная самолету Boeing YC-14. Для обеспечения возможности укороченного взлета на нем для обдува крыла отбирается часть потока воздуха от выхлопа двигателей.
Ан-74 авиации МВД Украины. Киев (Жуляны), 20 мая 2009г.
Общими в схеме Ан-72 и Boeing YC-14 были расположение крыла и двигателей (позволяло реализовать эффект Коанда), Т-образное хвостовое оперение и усиленное шасси с убираемыми в наплывы на фюзеляже основными стойками.
Самоолеты "Антонов" были достойно представлены на салоне. На первом плане - Ан-140, далее Ан-74ТК-200 и Ан-74ТК-300
В парижском небе Украину представляли Ан-140 и Ан-74ТК-200
Ан-72 (cep. № 1502) Национальной гвардии. 17 января 2015 г.
Antonov An-74TK-100 UNO-051P/RA-74016 (c/n 365470991034) is operated on behalf of the United Nations Multidimensional Integrated Stabilization Mission in Mali (MINUSMA). The new mission was established on April 25, 2013 and took over operations from the African-led International Support Mission in Mali on July 1. It comprises 11,200 military personnel and 1,440 police. At least two An-74s (the other being UNO-51/RA-74032, c/n 36547098962) have supported MINUSMA operations, both provided by UTair. UNO-51P was noted at Bamako-Senou International Airport on September 7. Bamako serves as a base for United Nations operations in Mali.
Colourful Antonov An-74TK-100 UR-CKC (c/n 36347095905, ex ER-AUL) of Cavok Air arrives at Luqa Airport on Malta on June 24, 2013. Cavok Air is a charter freight airline based in the Ukraine and operates four Antonov An-12B/BPs as well as a single An-74.
Один из двух самолетов Ан-72, принадлежащий Молдове. Фото конца 1990-х гг.
Kazakhstan Air Force C295M 04 seen landing at RAF Mildenhall, Suffolk on July 13, 2016. Two other Kazakhstan Air Force aircraft, C295M 03 and An-72 07, also arrived at RAF Mildenhall the same day. The three aircraft transported troops to the UK to participate in the second stage of Steppe Eagle 2016, an annual Kazakh-led international peacekeeping exercise. This year troops from Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, the UK and the United States participated in stage one, which took place at the Iliysky range in Kazakhstan during April. Stage two was held in the Stanford Training Area and designed to train troops in all aspects of peacekeeping operations, checkpoint activities and manning cargo convoys.
Ан-72П авиации Федеральной погранслужбы РФ заходит на посадку в аэропорту Шереметьево. 4 апреля 2005г.
Прототип патрульного самолета Ан-72П в одном из испытательных полетов. Сегодня машины такого типа состоят на вооружении погранвойск Украины и России
Ан-72П вооружен 23-мм пушкой и двумя блоками НАР, а также может брать до четырех 100-кг авиабомб - они сбрасываются с рампы.
Ан-72П Особого Северно-Кавказского пограничного округа. Аэродром Грозный-Северный ("Эрмитаж"). Август-сентябрь 1995г.
Аэродром Елизово (Петропавловск-Камчатский), 10-14 апреля 2004г. Ан-72П авиации ФСБ готовится вылететь на поиск судна-нарушителя.
Военно-транспортный самолет Ан-74Т-200 отличается составом навигационного оборудования и сокращенным до двух человек экипажем.
Ан-74Т-200 авиации Корпуса Стражей Исламской Революции садится в международном тегеранском аэропорту Мехрабад 17 марта 2006г. В ноябре этого же года этот самолет потерпел катастрофу
22 мая 2012г. Харьковское государственное авиационное производственное предприятие провело презентацию самолета Ан-74ТК-200, изготовленного для ВВС Туркменистана. Это уже вторая машина такого типа, построенная для данного заказчика. На фото Ан-74ТК-200 (сер. № 22-05) в полете над харьковским аэродромом "Сокольники" 4 июня 2012 г.
Одним из военных заказчиков самолетов Ан-74 была Иранская республиканская гвардия (на фотографии). Иран оснащает свой Ан-74 внешним вооружением, включающим пушку и кассеты с ракетами.
24 ноября третий самолет Ан-74Т-200А, построенный в Харькове для ВВС Арабской Республики Египет, направлен заказчику. Таким образом, ХГАПП завершило выполнение египетского контракта на поставку трех Ан-74, заключенного в ноябре 2003 года. Первый самолет был передан Египту в 2004 г., второй - в декабре прошлого года. 25 ноября в Каире Премьер-министр Украины Николай Азаров в торжественной обстановке передал новый Ан-74Т-200А на оснащение базы транспортной авиации египетских Воздушных сил.
16 сентября 2005г. состоялась передача ВВС Египта первого самолета Ан-74 новой модификации Т-200А, построенного на ХГАПП. Всего заказано 3 такие машины с опционом еще на 6. Самолет начал эксплуатироваться в Египте 29 сентября