Let L-200 Morava
Страна: Чехословакия
Год: 1957


Двухмоторный легкий корпоративный самолет
Описание
Фотографии
Let L-200 Morava

   8 апреля 1957 года специалисты компании "Let" облетали прототип двухмоторного четырех/пятиместного корпоративного самолета, спроектированного Ладиславом Шмрчеком. Самолет, получивший обозначение L-200 Morava, представлял собой свободнонесущий низкоплан с несъемными концевыми крыльевыми топливными баками и двухкилевым разнесенным вертикальным оперением в виде концевых шайб с рулями направления. Шасси самолета было убирающимся трехопорным. В составе силовой установки прототипа и всей серии L-200 числились два рядных двигателя Walter Minor 6-III мощностью по 160 л. с. Первоначальный серийный вариант был сменен в производстве почти схожим L-200A, отличавшимся более мощными двигателями Walter M 337, а последний серийный вариант L-200D, представленный в середине 1962 года, отличался усовершенствованными системами, усиленным шасси и трехлопастными воздушными винтами постоянного числа оборотов. Всего к 1968 году, когда выпуск машин прекратили, было построено более 1000 самолетов, многие из них были поставлены "Аэрофлоту" для работы в московском регионе, на севере и на Украине. Один L-200D (регистрация OK-PHB) был переоборудован в шестиместный самолет, получивший обозначение L-210, но интереса к нему со стороны заказчиков не последовало.
   Планировался выпуск варианта L-300 с двумя турбовинтовыми двигателями, но работы по нему не получили продолжения.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Let L-200D Morava

   Тип: двухмоторный легкий корпоративный самолет
   Силовая установка: два рядных ПД Walter M 337 мощностью 210 л. с. (157 кВт)
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 285 км/ч; практический потолок 6200 м; дальность 1800 км
   Масса: пустого 1360 кг; максимальная взлетная 2000 кг
   Размеры: размах крыла 12,30 м; длина 8,60 м; высота 2,25 м; площадь крыла 17,30 м2
Airtaxi operations even found favour in the Eastern Bloc. One of the early types used for this purpose was the Czechoslovakian-built LET 200 Morava.
Перешедший в разряд ветеранов самолет Let L-200D Morava (борт UR-WLD, сер. № 171404)
На салоне была широко представлена малая авиация. Ретро-самолет L-200 Morava
L-200 Morava
Photograph is of the Aero L.200 Motorava, development of the Super Aero 45. It is powered by two Walter Minor 6-III engines of 160 h.p. each which give it a maximum speed of 186 m.p.h. Span 41 ft. 0 in., length 23 ft. 7 in., height 9 ft. 2 in.
L-200D Morava (two 210 hp M337 engines)
L-200A имел новые двигатели. После завершения испытаний он был поставлен австралийской компании "Coastal Airways".
L-200D Morava (two 210 hp M 337 engines) with one airscrew feathered
Let L-200A Morava.
Самолеты L-200A в аэропорту Запорожье. Середина 1960-х годов
И.И.Кабаков (справа) и его второй пилот А.Буйленко возле Ан-2. Краснодар, 60-е годы. На заднем плане - L-200 "Морава" (госрегистрация СССР-63905).
В современной Украине «Моравы» эксплуатируют частные лица. L-200A (борт UR-ATVM, сер. № 170102). Гостомель, 27 сентября 2008 г.
L-200D (борт UR-WLD, cep. № 171404). Аэродром Житомир (Смоковка), 6 июля 2014 г.
Сборка «Морав» на авиазаводе в Куновице
AERO L-200 MORAVA. The Aero L-200 Morava is the latest aircraft to come from the Czech aviation industry, and follows on the heels of the Super Aero 45, which, like the L-200, was designed by Ladislav Smrcek (formerly of Zlin) and built at the Kumovice factory. Profiting by the latest techniques of Western design and incorporating all the refinements that its possible rivals might have, the L-200 may prove a formidable contender in the world market for twin-engined business aircraft. The low wing is a two-span unit, built entirely of metal, with Frise ailerons with a maximum deflexion of 30 degrees and trailing-edge high-lift flaps, with normal setting of 15 degrees for take-off and 30 degrees for landing. Built into the leading edge is a warm air de-icer system, which discharges through slots near the trailing edge. Fuel tanks on each wingtip feed auxiliary tanks inside the wing, just outboard of the engines, by gravity - tanks to a 6-degree dihedral of the wing - but auxiliary pumps inside the lower tanks may be used as well. Either engine may be fed by any tank. The engines are two Walter Minor III-6 of 160 h.p. each, driving metal fully-feathering variable-pitch V-406 propellers of 6.2 ft. diameter - fluid de-icers are fitted to the blades. The cabin is entered by for ward-opening doors on each side, and has two forward seats and a bench-type seat in the rear measuring 4 ft. 3 in. in width - hardly wide enough to justify the claim that the aircraft is a five-seater, though it is a very roomy four-seater. Full dual control is fitted and there is provision on the instrument panel for complete navigational and blind-flying instrumentation. Either Lear or Radiostal radio-compass can be fitted, and there is a VHT transmitter/receiver with stand-by Sonair HF set. The electrical system is 24 volts with two 600-watt generators. The most unusual feature of the L-200 is the twin tail unit, chosen because the airflow characteristics of the "bubble"-type cabin would have necessitated a tall single fin and rudder. Each rudder is mass-balanced, and all tail control surfaces have twin tabs operated from the cabin. The tricycle undercarriage is retractable; the main wheels are fitted with brakes, and the nose-wheel is steerable with a lock of 60 degrees each side of the centre line.