Туполев Ту-154
Варианты:
Туполев - Ту-154 - 1968 - Россия
Страна: Россия
Год: 1968


Среднемагистральный авиалайнер
Описание
Фотографии
Ту-154

  Ту-154, пассажирский среднемагистральный самолет с тремя двигателями, предназначался для замены Ил-18 и Ту-104. Самолет получился удачным, в нем сочетались хорошие летные данные с высокой для своего времени экономичностью и хорошими эксплуатационными показателями. Лайнер может эксплуатироваться с относительно плохих ВПП, типичных для большинства аэропортов СССР и стран СНГ.
  По заданию "Аэрофлота" в ОКБ А.Н.Туполева начали проектирование самолета, сохранившего компоновочные особенности Ту-134, но оснащенного новым крылом с развитой механизацией, включающей предкрылки, трехщелевые закрылки, элероны и четырехсекционные интерцепторы. В удлиненном фюзеляже увеличенного диаметра стало возможным установить кресла по шесть в ряд; максимальная вместимость самолета 167 пассажиров (нормальная 128-158 пассажиров). Помимо двух двигателей, установленных как на Ту-134 на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, в хвостовой части фюзеляжа разместили третий ТРДД, воздухозаборник которого находился перед килем.
  Прототип выполнил первый полет 4 октября 1968 года, а эксплуатация Ту-154 в "Аэрофлоте" началась 9 февраля 1972 года. В 1975 году в серию пошел Ту-154А с измененной конфигурацией пассажирского салона, увеличенной емкостью топливных баков, обновленным БРЭО и двигателями НК-8-2У. В 1977 году Ту-154А в серии сменил улучшенный Ту-154Б с более прочным крылом, "Б" строился в вариантах Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, последний имел большую пассажировместимость. Несколько Ту-154Б конвертировали в грузовые Ту-154С - перед крылом в борту фюзеляжа был оборудован грузовой люк, а в салоне установили ролики для упрощения перемещения грузов.
  Испытания модернизированного Ту-154М начались в 1982 году. На Ту-154М установили новые двигатели Д-30КУ-154-II, изменили горизонтальное оперение, модернизировали закрылки, увеличили площадь интерцепторов, а вместимость довели до 180 пассажиров. Эксплуатация Ту-154М в "Аэрофлоте" началась в декабре 1984 года.
  На основе Ту-154 было разработано несколько специальных вариантов, включая самолет для VIP-перевозок Ту-154 Люкс, самолет для тренировок космонавтов Ту-154М-ЛК-1 и самолет для выполнения полетов по программе "Открытое небо" Ту-154М-ОН.
  Массовое производство Ту-154 прекратили в 1997 году, хотя последний достроенный из задела Ту-154М был передан ВВС России весной 2013 года. Всего построено более 1000 Ту-154.
  Ту-154 экспортировались во многие страны мира. Самолет завоевал репутацию надежного и безопасного. "Аэрофлот" прекратил эксплуатацию Ту-154 в декабре 2009 года. В 2013 году в эксплуатации, главным образом в России и странах СНГ, находилось порядка 100 Ту-154.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-154М

  Тип: среднемагистральный авиалайнер
  Силовая установка: три ТРДД Д-30КУ-154-II ПНПП "Авиадвигатель" тягой по 103,95 кН
  Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 11900 м - 950 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность с полной заправкой и полезным грузом массой 5450 кг - 6600 км
  Масса: пустого снаряженного 55 300 кг; макс. взлетная 100 000 кг
  Размеры: размах крыла 37,55 м; длина 47,90 м; высота 11,40 м; площадь крыла 201,45 м2
  Полезная нагрузка: запас топлива 39 750 кг; максимальная масса полезной нагрузки 18000 кг
В вооруженных силах более 20 стран Ту-154 использовались для VIP-перевозок. Изображен редкий Ту-154Б-2, один из четырех самолетов, арендованных у "Air Koryo" ВВС КНДР. На вооружении ВВС Китая состоят четыре Ту-154М/Д, доработанные в самолеты радиотехнической разведки.
Опытный Ту-154 (борт СССР-85000) летит во Францию для участия в авиасалоне "Ле Бурже-69".
"Аэрофлот" активно эксплуатировал Ту-154 на протяжении 1980-1990-х годов. Этот Ту-154Б был поставлен в 1977 году и несет специальную окраску, приуроченную к проведению Олимпийских Игр 1980 года в Москве.
В 1970-1980-е годы Ту-154 являлся основным авиалайнером "Аэрофлота" и строился в весьма большом количестве - к 1991 году авиакомпания получила 612 самолетов Ту-154 различных модификаций.
"Аэрофлот - Международные авиалинии" (фото) эксплуатировала свыше 40 Ту-154, и последний плановый полет этого самолета на службе компании состоялся 31 декабря 2009 года на маршруте Екатеринбург - Москва. "Аэрофлот" заменил 23 своих оставшихся Ту-154 на Airbus A320.
From the outside, the Tu-154M in-flight simulator appears similar to an Aeroflot airliner.
Самолету Ту-154 40 лет
Ту-154М
На съемках фильма
На протяжении десятилетий Ту-154 оставался основным среднемагистральным самолетом СССР, России и стран СНГ. В 1990 году Ту-154 перевезли половину всех пассажиров "Аэрофлота" и его дочерних компаний. На фотографии - Ту-154 авиакомпании "Россия" выполняет посадку в аэропорту Хитроу, июль 2007 года.
Two visitors to London Heathrow on March 12, 2013 were Russian Air Force Tupolev Tu-154M RA-85155 (c/n 10A1000), seen arriving after a flight from Moscow-Chkalovsky Airport, and Tu-204-300 RA-64057 (c/n 1450742864047) of Rossiya, which arrived from Moscow-Vnukovo International Airport. Both aircraft were supporting the UK visit of Russian Foreign Minister Sergei Lavrov and Defense Minister Sergei Shoigu to hold talks with their British counterparts William Hague and Philip Hammond on March 13. The Tu-154M is a relatively new airframe, having been handed over to the Russian Air Force on April 29, 2010.
On approach to Antalya Airport in Turkey on May 25, 2013 was Tupolev Tu-154M RA-85833 (c/n 01A1020) of Tartarstan Aircompany. The airliner was previously flown by Ural Air before entering storage by March 2012 and being transferred to Tartarstan at the end of last year.
Конец монополии "Аэрофлота". Развал Советского Союза в начале 1990-х годов привел к открытию воздушных трасс и лишению "Аэрофлота" монополии на воздушные перевозки. "Аэрофлот" начал быстро избавляться от части своих самолетов, и молодые компании получили возможность покупать их по очень низким ценам. К концу 1993 года только в России были зарегистрированы свыше 100 авиакомпаний, и еще множество - в других бывших советских республиках. Компания "AJT Air International", сформированная в 1993 году, на начальном этапе эксплуатировала один Ту-154М (фото) и один Ил-86, купленные у "Аэрофлота". "AJT", выполнявшая рейсы из Внуково, а позднее из Шереметьево-1 и -2, была первой новой авиакомпанией, бросившей вызов монополии "Аэрофлота". Многие из новых компаний не выдержали острой конкуренции на рынке и обанкротились, другие пошли по пути слияний и рационализаций. "Аэрофлот" постепенно отходил от своей роли единственного авиаперевозчика, уступая новым компаниям.
В 1997 году была создана компания "IRS Аего", которая использовала Ил-18 и этот Ту-154 (фото) для пассажирских и грузовых перевозок, базируясь в Москве.
Из 62 самолетов Ту-154А/Б, поставленных на экспорт, румынская "Tarom" получила 12 лайнеров модификации Ту-154Б-2 (поставлены в 1976 году).
Начиная с 1985 года, авиакомпания "Balkan" использовала не менее 20 Ту-154М (некоторые были арендованы) в дополнение к своим Ту-154Б и Б-2. Самолеты продолжали служить и в 1990-х годах, несмотря на приобретение западных лайнеров, таких как Boeing 737-500 и 767-200ER.
Германская Демократическая Республика заказала два Ту-154М в VIP-варианте, поставленных в 1989 году и служивших в эскадрилье TG-44 национальных ВВС. После объединения Германии в 1990 году эти самолеты были выведены из состава Люфтваффе.
Ту-154М ВВС ФРГ, переоборудованный в самолет наблюдения для участия в программе "Открытое небо". На этой машине в августе 1995г. выполнен пробный наблюдательный полет над территорией Украины.
Никарагуанская компания "Aeronica" получила единственный Ту-154М в декабре 1989 года. Он использовался в течение трех лет, после чего был поставлен на прикол из-за финансовых проблем и трудностей с приобретением запчастей.
Для обеспечения воздушных перевозок Азербайджан организовал собственную авиакомпанию - "Imair" (фото), базирующуюся в Баку и эксплуатирующую один Ту-154М; в случае необходимости дополнительные самолеты арендовались.
Китай оказался крупнейшим зарубежным рынком для Ту-154М. В общей сложности 43 самолета эксплуатировались семью китайскими компаниями. Машина на снимке служила в "Civil Aviation Administration of China" (CAAC) до своей передачи компании "China Xinjiang Airlines" в 1991 году.
Tu-154M/Ds patrolled the ADIZ on it being established.
Tupolev Tu-154M Careless OM-BYO (c/n 89A803) departing Stansted on September 5, 2014 for Cardiff in Wales. The Slovakian Government Flying Service (GFS) aircraft was in the UK transporting delegates to the recent NATO Summit. It is the last of its kind in service with the GFS, as OM-BYR (c/n 98A1012) has become a source of spares at Bratislava Airport, where the unit is based.
Сборка первых опытных Ту-144 и Ту-154
Сборка первого опытного самолета Ту-154 на ММЗ "Опыт", апрель 1968г. На заднем плане опытный Ту-144
Первый опытный самолет Ту-154. Заводские испытания, 1968г.
Первый опытный Ту-154 СССР-85000.
СССР-85000 - первый прототип Ту-154, поднявшийся в воздух 3 октября 1968 года.
"Единичка" - Ту-154 СССР-85001 в полете.
Этот неокрашенный Ту-154, один из девяти предсерийных авиалайнеров, использовался Куйбышевским авиазаводом (сегодня самарская компания "Авиакор") в программе испытаний.
Ту-154 СССР-85005 в ГосНИИ ГА.
Ту-154 СССР-85005 на ВДНХ.
СССР-85012 - третий серийный авиалайнер, до этого были выпущены также 9 опытных и предсерийных самолетов. Ту-154 поступил в эксплуатацию 30-ти из 34-х подразделений "Аэрофлота", а около 20 машин приобрели ВВС.
В общей сложности заказчики получили 996 самолетов Ту-154, сегодня в эксплуатации остаются большей частью лишь Ту-154М. Более 10 лет Ту-154 оставался основой парка "Аэрофлота" на внутренних и среднемагистральных международных авиалиниях.
Лайнер Ту-154 (СССР-85413) до захвата
Серийный самолет Ту-154
22-й серийный авиалайнер во время испытаний, его сопровождает другой Ту-154. Авиалайнер изначально предусматривался для эксплуатации в региональных аэропортах.
The long-range Tu-154.
Ту-154
Ту-154Б-1
Ту-154М
Хвостовая часть Ту-154М
Двигатель Д30КУ-154
9 июня 1990 г. 17-летний учащийся техникума Д. Семенов угнал этот Ту-154 в Швецию. Самолет сфотографирован на перроне минского аэропорта в 1992 г.
В 1973 году "Egyptair" стала третьим зарубежным заказчиком лайнера - компания приобрела восемь Ту-154А. Однако после потери одной машины в процессе обучения и вследствие нежелания разработчика изменять конфигурацию салона на нестандартные варианты, в 1975 году машины вернули обратно.
Regular Birmingham visitor is Balkan - Bulgarian Airlines' new Tu-154B LZ-BTL, formerly SU-AXE of Egypt Air
Ту-154М модернизированный в ФРГ по программе "Открытое небо"
На украинском рынке авиаперевозок активно работают 19 зарубежных компаний. Ту-154В-2 компании "Азербайджан Эрлайнс"
Tupolev Tu-154 medium/long-range transport (three Kuznetsov NK-8-2 turbofan engines) in service with Malev
Two of Malev's three Tu-154s, HA-LCE and (tail of) HA-LCB, being serviced at Ferihegy
Tupolev Tu-154 medium long-range transport aircraft (three Kuznetsov NK-8-2 turbofan engines) in service with Malev
Самолет литовской авиакомпании LAL.
Ту-154 латвийской авиакомпании.
Ту-154 эстонской авиакомпании.
Ту-154 авиакомпании Молдовы.
Ми-6 на вертолетной стоянке Кабульского аэропорта. Взлетает Ту-154 авиакомпании "Бахтар"
Ту-154 ВВС Чехии
В число стран, ВВС которых используют Ту-154, входят Чехия, Северная Корея, Польша и Россия. Чешские ВВС использовали этот Ту-154Б-2 для VIP-перевозок, пока не заменили его на совершенно новый Ту-154М, поставленный в 2000 году.
Отработка автоматической посадки на аэродроме "Юбилейный". Лето 1988г.
Закрылки Ту-154 в посадочной конфигурации
Предкрылки и интерцепторы
Правильность загрузки - залог безопасности полета
Кабина Ту-154Б
Tu-154M inflight simulator cockpit. Note the heads-up display, CRT display, experimental control yoke and side stick.
Ту-154М (фрагмент)
Все что осталось от Ту-154 (СССР-85413) после пожара, вызванного взрывом Овечкиных (кадры видеохроники)
На месте падения Ту-154. Июль 2001г.
Обломки Ан-2, Ту-154 и Ту-134 еще долго валялись на окраине аэропорта Грозный-Северный
Обломки хвостовой части польского Ту-154М (борт 101)
Фрагмент средней части крыла с уцелевшей опорой шасси
Ту-154 Дмитрия Колесника и Ан-8 Валентина Ремара
Tupolev Tu-154 medium/long-range three-turbofan transport aircraft
Ту-154