Туполев Ту-22М
Варианты:
Туполев - Ту-22М - 1969 - Россия
Страна: Россия
Год: 1969


Описание
Фотографии
Ту-22М

  Недостатки Ту-22 привели к необходимости модернизации, а реально - к созданию совершенно нового самолета Ту-22М. Главной особенностью новой машины стало крыло изменяемой стреловидности, а от Ту-22, согласно легенде, осталась лишь носовая опора шасси. Вооружение и СУВ Ту-22М унаследовал от Ту-22К. Мощные двигатели РД-36-51, созданные на основе двигателей от Ту-144, установили в хвостовой части фюзеляжа, близкого к прямоугольному сечению. Особенностью Ту-22М является его фюзеляж, выполненный с учетом правила площадей, однако поджатие фюзеляжа в районе крыла настолько незначительно, что просматривается не на всех фотографиях.
  Воздухозаборники двигателей - боковые регулируемые. Ту-22М в теории способен развивать скорость М=2.
  Первый из девяти прототипов Ту-22М0 выполнил первый полет в 1969 году. За "М0" последовала небольшая партия предсерийных Ту-22М1. На Западе о существовании в СССР нового бомбардировщика узнали в 1970 году, самолету присвоили кодовое наименование "Backfire" и ошибочно посчитали, что самолет называется Ту-26. Именно как "Backfire" Ту-22М стал известен в середине 1970-х годов и широким кругам советской общественности. Первой массовой моделью стал Ту-22М2, его серийное производство началось в Казани в 1972 году; всего построили 211 единиц. В конструкции Ту-22М2 внесли массу изменений. В частности существенно перепроектировали носовую часть фюзеляжа и шасси, были доработаны воздухозаборники двигателей НК-22. Экипаж из двух летчиков и двух штурманов размещался парами тандемом. Основным вооружением являлись ракеты Х-22, одна ракета подвешивалась в полуутопленном положении в отсеке вооружения, две - на пилонах под крылом. Первым в 1978 году самолеты получил самый прославленный в Дальней авиации 185-й гвардейский ТБАП, дислоцированный в Полтаве.
<...>
Ту-22М0 "Backfire А". "33-й синий" - один из девяти предсерийных Ту-22М0 "BACKFIRE-A", построенных в Казани с 1969 по 1971 год. У этих самолетов в основании киля отсутствовало защитное вооружение, вместо него здесь устанавливалась аппаратура радиоэлектронного противодействия и тормозной парашют. Самым большим недостатком Ту-22М0 оказалась его силовая установка, состоявшая из двух двигателей НК-144-22. Они разрабатывались для сверхзвукового лайнера Ту-144 и отличались высоким расходом топлива, что уменьшало радиус действия Ту-22. К моменту создания прототипа Ту-22М0 в основание киля была добавлена дистанционная кормовая пушка для защиты задней полусферы. В передней части фюзеляжа на первых Ту-22М размещалась штанга для дозаправки топливом в воздухе. Но позже ее демонтировали в соответствии с подписанным договором об ограничении наступательных вооружений ОСВ-2.
Ту-22М0 - родоначальник целого поколения дальних сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев с крылом изменяемой стреловидности в полете
В стандартном варианте Ту-22М2 нес одну сверхзвуковую противокорабельную ракету типа Х-22 - на центральной точке подвески под фюзеляжем. При полете на малую дальность самолет мог брать до трех таких ракет.
Ту-22М1 "BACKFIRE-A". Ту-22М1 (по натовской классификации - "BACKFIRE-A") был выпущен в 1971-1972 годах в количестве всего девяти машин. На этой модели изменилась конфигурация хвостовой части, появились более мощные двигатели НК-22. Кроме того, изменилась конструкция шасси, основные части которого стали убираться не в гондолы под крылом, а внутрь корневой части крыла и частично фюзеляжа.
Ту-22М0 в музее ВВС в Монино
Один Ту-22М0 с бортовым номером 33 ныне является экспонатом музея в подмосковном Монино.
The photographs of Backfire-B (reproduced by courtesy of the Swedish Air Force via FLYGvapenNYTT) carrying the AS-4 Kitchen air-to-surface missile were taken during intrusions of Swedish airspace over the Baltic. The photograph showing Backfire without refuelling probe were taken in 1979 by J 35F Drakens
The photographs of Backfire-B (reproduced by courtesy of the Swedish Air Force via FLYGvapenNYTT) carrying the AS-4 Kitchen air-to-surface missile were taken during intrusions of Swedish airspace over the Baltic. The photograph of Backfire with refuelling probe was taken by an J 35F Drakens in 1980.
В полете над Балтийским морем Ту-22М2, оснащенный штангой дозаправки в полете
Начиная с 1979 года, западные истребители стали регулярно вылетать на перехват советских бомбардировщиков Ту-22М2. На данной фотографии запечатлен Ту-22М2 с ракетой Х-22, перехваченный норвежским F-16A (1988 год).
Когда Ту-22М огибали побережье Скандинавии, их встречали норвежские истребители. На снимке изображен истребитель норвежских ВВС F-16A, эскортирующий советский Ту-22М2.
На протяжении холодной войны совершавшие патрульные полеты Ту-22М регулярно перехватывались западными истребителями. На снимке: Ту-22М в сопровождении шведского Saab Draken в небе над Балтикой.
Одна из первых фотографий Ту-22М2, появившаяся на Западе. Ту-22М2 с ракетой Х-22 совершает полет над Балтикой с эскортом из шведских "Дракенов"
В пределах своего радиуса действия Ту-22М мог поражать цели противокорабельными ракетами Х-22 (AS-4 "Kitchen"), обладающими огромной разрушительной мощью.
Первый опытный самолет Ту-22М0 на аэродроме ЛИИ МАП. Самолет совершил первый полет 30 августа 1969 г.
Ту-22М0 с ракетой типа Х-22 и с кормовой установкой аппаратуры РЭБ. Начало 1970-х гг, аэродром ГНИКИ ВВС
На серийном Ту-22М1 (обратите внимание на обтекатель на вершине киля) установили новые двигатели НК-22, развивавшие большую тягу (на 10%). Выпуск Ту-22М1 планировалось развернуть в 1971 году на 22-м заводе в Казани, завершавшем производство Ту-22. На Ту-22М1 увеличили размах крыла и внесли множество изменений в конструкцию, но по своим характеристикам он по-прежнему не устраивал военных.
Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М0
Один из предсерийных Ту-22М. Стоянка Киевского Института ВВС, декабрь 1992г.
Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М1
На протяжении 1980-х годов Ту-22М оставался предметом споров американских и советских экспертов, проходивших в рамках подготовки договора СНВ 2. Основным вопросом была принадлежность машины к классу стратегических бомбардировщиков. На снимке: М2, оснащенный штангой для дозаправки в полете.
"Backfire", Russia's swing-wing supersonic bomber of Tupolev design and now believed to be designated Tu-26. Illustrated is the "B" version with cleaned-up undercarriage fairings and increased span. "Backfire" is the subject of some dispute in the U.S.- Soviet SALT discussions. Russia claiming that it is a tactical and not a strategic bomber; but there is little doubt that "Backfire" could attack most parts of the U.K., operating from present bases
Дозаправка топливом в полете самолета Ту-22М от заправщика 3МС
Серийный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М2
Первыми из семейства "Бэкфайров" над Афганистаном появились Ту-22М2
Опробование двигателей Ту-22М2 на максимальном режиме. Створки дополнительного забора воздуха открыты.
Ту-22М2
Ту-22М2
The Tu-22M Backfire-B, currently serving with both Strategic Aviation and the Naval Air Force, is now reportedly being built at a rate of more than 35 annually and is being matched with the AS-X-15 long-range cruise missile.
Реактивные бомбардировщики с крылом изменяемой стреловидности. В 1969 году появился прототип нового дальнего реактивного бомбардировщика - Ту-22М, отличительной особенностью которого было крыло изменяемой в полете стреловидности. Самолеты семейства Ту-22М входили как в состав ВВС, так и в состав авиации ВМФ СССР.
One of the largest aircraft flown to date with variable sweep is the Tupolev "Backfire", in squadron service in considerable quantity.
На фотографии - Ту-22М2 с подвешенными под воздухозаборниками многозамковыми держателями для свободнопадающих бомб. Ту-22М может нести обычные бомбы калибра до 3000 кг. Альтернативный вариант вооружения - три ракеты Х-22: одна в полуутопленном положении под фюзеляжем и три под крылом.
Известный как «двойка», Ту-22М2 стал первым крупносерийным вариантом - до 1983 года было построено 211 самолетов.
Первым действительно серийным вариантом самолета стал Ту-22М2 («Backfire-B»; на фото), который его экипажи называли «Двойкой». В 1972-1983 годах построили 211 самолетов. Первоначально установленная в носовой части заправочная штанга была снята в соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений, что лишило машину межконтинентальной дальности. Другими отличительными чертами Ту-22М2 стали увеличенные воздухозаборники и спаренная пушечная установка. Типичное наступательное вооружение Ту-22М2 состояло из одной ракеты Х-22 или свободнопадающих бомб на многозамковых бомбодержателях. Помимо Дальней авиации, Ту-22М2 поступили также в части морской авиации Северного и Черноморского флотов, придя на смену Ту-16К. Подготовка экипажей (с использованием самолетов Ту-134УБЛ) проводилась в 43-м Центре боевого применения и подготовки в Рязани.
Ту-22М2 с демонтированной (в рамках международного договора ОСВ-2) штангой дозаправки. Самолет несет на подфюзеляжном узле крылатую ракету Х-22НА. Под центропланом видны ракетные балочные держатели БД-45К, а под фюзеляжем - бомбовые многозамковые МБД3-У9-68, рассчитанные на девять 500-кг фугасок каждый.
Ту-22М2 с одной ракетой Х-22НМА
Backfire is "capable of carrying three 300-km (185-mile) range Mach 3,0 anti-ship cruise missiles". Some 100 are deployed by the Soviet Air Force with a similar number assigned to Soviet Naval Aviation, and production is continuing at a rate of 30 per year.
Ту-22М летят над Афганистаном
Две главные задачи бомбардировщиков семейства Ту-22М в годы холодной войны - атака стратегически важных наземных объектов и удары по авианосным группам и соединениям ВМС США. На фотографии - палубный истребитель F-14 Tomcat сопровождает Ту-22М2 (1998 год).
Ту-22М. Вид спереди.
Бомболюк Ту-22М в закрытом положении. Вид в хвост. Конфигурация створок обусловлена формой ракеты Х-22.
Х-22 на подфюзеляжном узле ракетоносца Ту-22М располагалась на конформной подвеске.
Центроплан и основная стойка шасси Ту-22М.
Основная стойка и щиток шасси Ту-22М.
Основная стойка шасси Ту-22М. Средняя пара колес раздвинута.
Ниша основной стойки шасси Ту-22М.
Передняя стойка шасси Ту-22М.
Узел поворота крыла Ту-22М.
Воздухозаборник Ту-22М.
Предкрылок Ту-22М в выпущенном положении.
Дальний бомбардировщик Ту-22М2 в Государственном музее авиации в Киеве
Ту-22М0, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-134УБЛ и Ту-142 в Государственном музее авиации в Киеве
ТРДДФ НК-22
Кабина пилотов Ту-22М.
Кабина штурмана-навигатора и штурмана-оператора систем вооружения Ту-22М. Вид на приборные доски.
Кабина штурмана-навигатора и штурмана-оператора Ту-22М. Вид на кресла КТ-1.
Надписи на кресле КТ-1.
Приборная доска пилотской кабины Ту-22М.
Под крылом Таджикистан
Модель самолета "145" (1965г.)
Модель одного из первых вариантов Ту-22М
Ту-22М2
Один из первых вариантов проекта самолета "145"
Первое изображение Ту-22М в западной прессе (из справочника Jane's 1972/73).
Three-view drawing (provisional) of the Tupolev variable-geometry bomber known as "Backfire"
The Tupolev variable-geometry strategic bomber known to NATO as “Backfire-B"
Основная опора шасси Ту-22М2
Опытный Ту-22М
Ту-22М2 ранних серий
Ту-22М2 поздних серий