Ту-22
Разработка среднего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 началась в 1955 году, проект получил шифр "Ту-105". Ту-16 уже не мог преодолевать ПВО, средства которой развивались в те годы стремительно. Ту-22 предназначался для прорыва сильной ПВО на больших скоростях и высотах. При создании самолета был учтен опыт проектирования более ранних Ту-98 и Ту-102.
Самолет имеет очень необычную компоновку с фюзеляжем, выполненным с учетом правила площадей, стреловидными крылом и оперением. Двигатели разместили над фюзеляжем справа и слева от киля, благодаря чему стали ненужными длинные воздухозаборники. Основные опоры шасси убирались в гондолы на крыле. Три члена экипажа размещались в отдельных кабинах друг за другом. Катапультирование осуществлялось вниз.
Первый полет Ту-22 выполнил 21 июня 1958 года, впервые самолет показали публично в 1961 году. Первые серийные бомбардировщики Ту-22А развивали скорость М=1,5, но не обладали необходимыми дальностью и продолжительностью полета. Гораздо более удачным стал ракетоносец Ту-22К, в носовой части которого установили мощную РЛС и штангу системы дозаправки в воздухе. Ракета Х-22 подвешивалась в бомбоотсек в полуутопленном положении. На Ту-22К был обновлен состав бортового комплекса обороны, часть которого разместили в гондолах основных опор шасси. Ту-22К, переоснащенные ТРДФ РД-7М2, получили обозначение Ту-22КД.
Разведчик Ту-22Р внешне отличался радиопрозрачными панелями и окнами для фотокамер в носовой части фюзеляжа. Оснащенные РЛС бокового обзора "Куб-4" разведчики обозначались Ту-22РДК.
Учебно-тренировочные Ту-22УБ получили кабину инструктора, которая возвышалась за кабиной штатного летчика.
Постановщики помех обозначались Ту-22П.
Серийное производство Ту-22 прекратили в 1969 году после выпуска более 300 самолетов. Изначально самолет из-за сверхвысокой аварийности популярностью в Дальней авиации и авиации ВМФ не пользовался, но к концу 1970-х годов машину доработали, и был накоплен опыт эксплуатации Ту-22. Самолеты эксплуатировались до середины 1990-х годов.
Бомбардировщики Ту-22 поставлялись Ливии и Ираку. Ливия использовала свои Ту-22 в Танзании и при атаке аэропорта Нджамена в Чаде в феврале 1986 года в ответ на рейд французов на Уади-Дум.
Ту-22 ВВС Ирака очень интенсивно использовались во время войны с Ираном.
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
Ту-22Б ВВС Ирака. Конец 80-х гг.
-
Aviation Historian 20 / A.Delalande, T.Cooper - An eye for an eye
When the Federation of Arab Republics was disbanded in 1977, new national insignia were adopted by the LAAF, comprising a plain dark green flag and roundels, as seen here. This Tu-22 is shown with a FAB-1500M-54 bomb, as carried by LAAF Blinders on strikes against N’Djamena and Abeche on September 7, 1987.
-
Air International 1981-04 / ??? - Libya's Air Power ... National Aspiration and Soviet Surrogation
One of the first V-VS-manned units to be assigned to the LARAF was a squadron of Blinder-A bombers, which, together with several Blinder-D conversion trainers, share the Obka Ben Nafi Air Base. The Blinders saw operational use in Chad last year, flying a number of sorties against the capital, N'djamena, and other targets.
-
Мировая Авиация 225
Самолеты семейства Ту-22 оснащались вначале двумя турбореактивными двигателями ВД-7М, а затем - более мощными РД-7М и РД-7М2. Размещение двигателей осложняло их техобслуживание.
-
Aviation Historian 20 / A.Delalande, T.Cooper - An eye for an eye
A McDonnell Douglas F-4 Phantom of US Navy unit VF-51 intercepts one of the Libyan Arab Air Force’s Tu-22 Blinders over the Mediterranean during the latter’s delivery flight in April 1977. Note the red, white and black Egyptian-style roundel and fin flash used by LAAF aircraft during 1969-77.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-4 Phantom II - США - 1958
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (3)
Кормовая пушечная установка на первой машине отсутствовала
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (3)
Опытный самолет "105" на испытательной базе
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (3)
"Изделие 105" - первый прототип Ту-22. 1958г.
-
Мир Авиации 2004-01 / М.Ульянов - Мелочи. В авиации бывает /История/ (2)
Опытный бомбардировщик "105" - прототип сверхзвукового Ту-22. Заводские испытания 1958г.
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (3)
Редкие кадры кинохроники - первый опытный самолет на взлете
-
Авиация и Космонавтика 2004-04 / М.Никольский - 43-й центр боевого применения и подготовки летного состава дальней авиации
Ту-22 взлетает с помощью твердотопливных ускорителей. Командир экипажа полковник В.С.Вахнов. 21 ноября 1968г., Дягилево
-
Мировая Авиация 225
Высокая посадочная и взлетная скорость Ту-22 стали причиной не одной аварии, а катапультные кресла могли быть задействованы лишь на высотах более 230 м.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Tupolev Tu-22 Blinder-A
-
История Авиации 2001-03 / В.Аверченко - Николай Кузнецов. К девяностолетию со дня рождения /Юбилей/
Несмотря на довольно высокие скоростные характеристики, Ту-22 был явно не лучшим творением ОКБ А.Н.Туполева.
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
Строевой смотр гвардейцев-нежинцев во время инспекции полка командующим ДА СССР маршалом авиации Ф.А.Агальцовым (в центре). Крайний справа - командир корпуса ген.-л-т В.В.Решетников (в будущем командующий ДА). 1968г.
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
Ту-22 ВВС Ирака на ремонтном заводе в Рязани. Конфигурация линии сопряжения обтекателя РЛС с фюзеляжем характерна для ранних Ту-22Р
-
АвиаМастер 2003-01 / М.Жирохов - Чадская эпопея Муаммара Каддафи /Горячая точка/
Ливийский бомбардировщик Ту-22.
-
Мировая Авиация 244
Пара ливийских Ту-22 в сопровождении F-4N Phantom из эскадрильи VF-111 ВМС США, вероятно в 1977 году. Эскадрилья "Sundowners" была приписана к Тихоокеанскому флоту США и редко появлялась в Средиземноморье. Ливийские Ту-22 широко использовались в 1980-х годах в военных конфликтах в Уганде, Чаде и Судане. В Чаде Ливия потеряла военного имущества на 1,5 млрд долларов, включая пару сбитых Ту-22.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-4 Phantom II - США - 1958
-
Мировая Авиация 68
В ответ на удар по Уди Дум ливийские Ту-22 по крайней мере дважды бомбили Нджамену. Первый раз 24 февраля 1986 года, а затем - 7 сентября, тогда же ЗРК Hawk был сбит один бомбардировщик.
-
Air Pictorial 1977-08
Ту-22 ВВС Ливии над Средиземным морем. На самолете - опознавательные знаки старого образца
Tupolev Tu-22 "Blinder"in the colours of the Libyan A.F., photographed by a U.S. Navy F-4N Phantom ol VF-51 which intercepted the Russian-built recce-bomber during its delivery flight to Libya. The Libyans are believed to have twelve "Blinders", some of which may be Russian-crewed -
Aviation Historian 20 / A.Delalande, T.Cooper - An eye for an eye
The Tu-22 was known as "the flying tank" in Libyan service, not only because of its sheer size and brute power, but also because of its lack of finesse as a flying machine; it was exceptionally hard to master and fly with precision. INSET The squadron badge of the LAAF’s No 1111 Sqn, featuring the unit’s winged-tiger motif.
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (5)
Первый серийный Ту-22А, выпущенный в Казани
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (5)
Ту-22А N 505 в Музее ВВС в Монино
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (5)
Ту-22А на параде в Тушино в июле 1961г.
-
Авиация и Космонавтика 2004-03 / М.Никольский - 203-й гвардейский Орловский авиационный полк (самолетов-заправщиков)
Бомбардировщик Ту-22Б эксплуатировался только в 203-м полку
-
История Авиации 2003-01 / А.Витюк, В.Марковский - Последний аргумент /Авиационное оружие/ (1)
Кормовая установка ДК-20 бомбардировщика Ту-22, оснащенная автоматической пушкой Р-23, над которой размещена комбинированная система управления огнем.
-
Авиация и Космонавтика 1997-10 / А.Фирсов - Энгельс - последний приют "стратегов"
Ту-22 и Ту-95 - очередь на гильотину
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95 / Ту-95М - Россия - 1952
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
Убираемая подфюзеляжная пята
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
Воздухозаборники двигателей
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
Мотогондола двигателя РД-7М-2
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
Верхняя поверхность фюзеляжа
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
Вентилятор турбогенератора аварийной гидросистемы в выпущенном положении
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
Астросекстанты БЦ-63 на гаргроте фюзеляжа
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
Пульт воздушного оператора, тубус экранов радиолокационного и теле-прицелов кормовой стрелковой установки
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
"Изделие 105": после первого взлета прошло 30 лет. Аэродром Бада, 1988г.
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Константинов, В.Романенко, А.Хаустов - Сверхзвуковой долгожитель /Монография/
У финишной черты... База ликвидации украинских Ту-22. Нежин, 1994г.
-
Aviation Historian 20 / A.Delalande, T.Cooper - An eye for an eye
LEFT Locals inspect the wreckage of the Blinder shot down by 403 RA during the LAAF bombing sortie on N’Djamena in September 1987.
RIGHT One of the three FAB-1500 bombs carried by the Tu-22; it was not armed when the bomber was hit, so the French recovered it from the wreckage and put it on display at their HQ. -
История Авиации 33 / А.Чупин - Мое любимое "Шило" /Об авиации и немного о себе/ (1)
Отработка действий на тренажёре КТС-22.
-
Авиация и Космонавтика 2004-09 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (1)
Модель одного из первых вариантов проекта "105" с двигателями ВД-5
-
Авиация и Космонавтика 1996-10 / В.Ригмант - На пути к "Бэкфайру"
Самолет "105" - прототип бомбардировщика Ту-22
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (3)
Модель самолета "105А" с двигателями ВД-7М
-
Авиация и Космонавтика 2004-10 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (2)
Компоновка самолета "105"
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (3)
Компоновка самолета "105А" (документ из архива музея ОАО "Туполев")
-
Авиация и Космонавтика 2004-10 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (2)
Носовая часть фюзеляжа самолета "105"
-
Авиация и Космонавтика 2004-10 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (2)
Гондолы двигателей самолета "105А"
-
Авиация и Космонавтика 2004-12 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (4)
Схема перехода от самолета Ту-105А к самолету Ту-106Б
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-106 - Россия - 1965
-
Авиация и Космонавтика 1996-10 / В.Ригмант - На пути к "Бэкфайру"
Самолет "105" - прототип бомбардировщика Ту-22 и вариант "106" на его основе (показан пунктиром)
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-106 - Россия - 1965
-
Авиация и Космонавтика 1996-10 / В.Ригмант - На пути к "Бэкфайру"
Сравнение Ту-22 (снизу) и Ту-106К при виде спереди
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-106 - Россия - 1965
-
Авиация и Космонавтика 1996-10 / В.Ригмант - На пути к "Бэкфайру"
Крыло Ту-22 и тонкое крыло Ту-106К (пунктир)
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-106 - Россия - 1965
-
Авиация и Время 2004-04 / А.Чечин, Н.Околелов - Обогнавший земной шар: Бомбардировщик Convair B-58 Hustler
Первые сверхзвуковые бомбардировщики
Другие самолёты на фотографии: Convair B-58 Hustler - США - 1956Dassault Mirage IV - Франция - 1959Мясищев М-50 / М-52 - Россия - 1959
-
Авиация и Космонавтика 2004-09 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (1)
Общий вид раннего варианта самолета "105" с двигателями ВД-7М
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / В.Ригмант - История создания и развития семейства самолетов Ту-22 (3)
Общий вид самолета "105А" (документ из архива музея ОАО "Туполев")
- Фотографии