Dassault Mirage IV
Страна: Франция
Год: 1959


Двухместный средний стратегический ракетоносец
Описание
Фотографии
Dassault Mirage IV

   В 1954 году правительство Франции приняло решение о формировании Force de Frappe (ударных сил) как главного компонента национальных стратегических ядерных сил. Ядром нового формирования предстояло стать бомбардировщику-носителю французской ядерной бомбы AN22 мощностью 60 кт. В этот же период "Dassault" работала над перехватчиком Mirage III и тяжелым истребителем Mirage IV, который проектировался с двумя двигателями Atar 9. Все предложенные варианты истребителя Mirage IV были отвергнуты, однако фирма посчитала Mirage IVC хорошей основой для создания среднего бомбардировщика. Примерно через год Mirage IVC превратился в бомбардировщик. Увеличение размеров и массы планера в сочетании повлекло за собой использование силовой установки из двух больших ТРД Pratt & Whitney J75-B. ВВС Франции сочли необходимым увеличить дальность полета за счет дозаправки в воздухе, что привело к закупке в США 12 заправщиков Boeing C-135F - он должен был передавать топливо двум бомбардировщикам, из которых один нес ядерную бомбу, а второй играл роль танкера-заправщика и оснащался заправочным агрегатом.
   Результатом работ по бомбардировщику стал Mirage IVA, выполнивший первый полет 17 июня 1959 года. Это был большой среднеплан с дельтовидным крылом; штурмана-оператора разместили в тесной кабине, почти лишенной остекления, сразу за кабиной летчика. Силовая установка состояла из двух ТРДФ Atar 9, установленных бок о бок в хвостовой части фюзеляжа. Шасси - убираемое, трехопорное; носовая опора - двухколесная, основные стойки - четырехколесные. Для эксплуатации с коротких неподготовленных ВПП запасных аэродромов предусмотрели возможность установки ракетных ускорителей RATO.
   За прототипом последовали три чуть больших по размерам предсерийных самолета, первый из которых поднялся в воздух в октябре 1961 года с двумя ТРДФ Atar 9С тягой по 62,76 кН. Третий предсерийный самолет стал эталоном для серийного Mirage IVA и выполнил первый полет в январе 1963 года с ТРДФ Atar 9K-50. Первый из 62 Mirage IVA поступил в войска в 1964 году; самолетами вооружили 91-ю, 93-ю и 94-ю эскадры. Все бомбардировщики были оснащены РЛС Thomson-CSF DRAA 8А, доплеровской навигационной системой фирмы "Marconi", бортовым вычислителем фирмы "Dassault". Одна ядерная бомба AN22 подвешивалась в полуутопленном положении в нижней части фюзеляжа. Максимальная масса самолета при выполнении задания на среднюю дальность составляла 33475 кг. Вместо ядерной бомбы допускалась подвеска обычных 450-кг бомб или четырех УР "воздух-поверхность" AS37 Martel.
   В середине и конце 1980-х годов свободнопадающие ядерные бомбы устарели, поэтому 19 Mirage IVA доработали в носители ракет средней дальности ASMP мощностью 150/300 кт, модернизированные самолеты получили обозначение Mirage IVP. Mirage IVP оптимизирован для нанесения ударов с малых высот - для чего установлены новая РЛС Thomson-CSF Arcana, новые прицельно-навигационная аппаратура и бортовой комплекс обороны, включая приемник предупреждения о радиолокационном облучении Thomson-CSF Serval, сдублированная инерциальная навигационная система Sagem Uliss и устройства отстрела ложных целей на внешних подкрыльевых пилонах.
   Двенадцать Mirage IVP доработали в стратегические разведчики путем установки специальной навигационной системы, обновленного бортового комплекса обороны и разнообразных датчиков, включая контейнер CT52, установленный в отсеке-углублении, предназначенном для ядерной бомбы. В новом тысячелетии одновременно в боеготовом состоянии поддерживалось четыре-пять Mirage IVP, однако из-за сложности поддержания самолетов в пригодном к полетам состоянии их окончательно сняли с вооружения в июне 2005 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Mirage IVP

   Тип: двухместный средний стратегический ракетоносец
   Силовая установка: два ТРДФ Atar 9K-50 тягой на форсаже по 70,61 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2338 км/ч или М=2,2; крейсерская скорость на высоте 11 000 м, для прорыва системы ПВО противника - 1913 км/ч или М=1,8; время набора высоты 11000 м - 4 минуты 15 секунд; практический потолок 20 000 м; дальность с подвесными баками 4000 м; радиус действия 1240 км
   Масса: пустого 14 500 кг; максимальная взлетная 33 475 кг
   Размеры: размах крыла 11,85 м; длина 23,50 м; высота 5,65 м; площадь крыла 78,00 м2
   Вооружение: до 7200 кг на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах подвески
Dassault-Breguet Mirage IVP of the 91'' Escadre de Bombardement.
By the time 03 was displayed at the 1967 Paris Air Salon, as seen here, the prospect of the Mirage IV in service with the RAF had passed. The type played a significant part, however, in prompting French withdrawal from Nato’s military structure in 1966, the Mirage IV giving France the ability to create a nuclear deterrent of its own.
Mirage IVA 03 - the third pre-production prototype of the standard nuclear bomber - roars away at the Paris Air Salon under the full power of its pair of Snecma Atar 9K turbojet engines in June 1967. The prospective British plan was to re-engine the majestic delta bomber with a pair of Rolls-Royce RB.168-25R Spey turbofans.
RATO: взлет с ракетными ускорителями. Самолеты Mirage IVP применяли 12 блоков RATO для ускорения взлета.
Mirage IVA rocket assisted take-off
Для повышения эффективности боевого применения и снижения риска одновременного уничтожения противником самолеты Mirage IV рассредоточивали на авиабазах по всей Франции. Для взлета с коротких ВПП на самолетах устанавливались стартовые ракетные ускорители (RATO).
Необычный приплюснутый подфюзеляжный обтекатель скрывает навигационную РЛС Thomson-CSF DRAA 8A, установленную на IVP вместо РЛС ARCANA. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС DRAA 8A обеспечивает картографирование местности с высоким разрешением. На данном разведчике IVP подвешен контейнер CT 52.
Ракета ASMP с ядерной боевой частью подвешена на центральном подфюзеляжном пилоне Mirage IVP. Ракета существенно увеличила боевой потенциал самолета в сравнении с бомбой AN 22, которой изначально вооружался Mirage IVA. Силовая установка ракеты состоит из твердотопливного стартового ускорителя и работающего на керосине ПВРД, максимальная скорость М=3 достигается всего за 5 с. Ракета способна выполнять полет к цели с огибанием рельефа местности и оснащена инерциальной навигационной системой. Навигационная система самолета-носителя до пуска связана с навигационной системой ракеты интерфейсом, что позволяет перепрограммировать полетное задание буквально в последние секунды перед пуском. Первый практический пуск УР ASMP был выполнен 23 июня 1983 года на полигоне Ланди с Mirage IVA (№4).
Mirage IV были основой французских стратегических ядерных сил. Последним "наступательным" Mirage IV стал вариант "P" с ракетами ASMP. Эти Mirage IVP состояли в двух из девяти сформированных первоначально ударных эскадрильях. После утраты своей роли носителя ядерного оружия в июле 1996 года оставшиеся самолеты выполняли разведывательные задания, окончательно их сняли с вооружения в 2005 году.
This almost perfect plan view of an AN 22 armed Mirage IV clearly shows the missile's configuration. Note the cropped fins and the rear fairing housing the retarding parachute.
Fitted with auxiliary fuel tanks under each wing, Mirage IVA 03 shows its belly to the crowd at Paris in June 1967, revealing the distinctive circular radome for the Thomson-CSF “Radar Panoramique” just aft of the intakes. Behind it is a dummy AN-11 nuclear round, carried semi-recessed within the underside of the fuselage.
Последние Mirage IVP из эскадрильи ERS (Escadron de Reconnaissance Strategique) 1/91 "Gascogne" были оборудованы новой навигационной системой, включавшей две ИНС и картографическую РЛС. Эти самолеты могли вести разведку как с больших, так и с малых высот. Самолеты выполняли разведывательные полеты над бывшей Югославией, Афганистаном и Ираком.
Самолеты EB 1/91 - носители УР ASMP объявили боеготовыми 1 мая 1986 года. Но официальная церемония состоялась в Мон-де-Марсан неделей позже, на боевое дежурство заступило звено на авиабазе Оранж. EB 2/91 достигла боеготовности 1 декабря, дежурство экипажи несли на своей главной базе Казо, но располагались и на авиабазе Истр. На вооружении эскадрилий состояло по семь самолетов с УР ASMP, еще три машины находились в распоряжении учебного центра стратегической авиации 1/328 "Aquitaine" в Бордо.
The Mirage IV was progressively upgraded throughout its long Armee de I’Air career, changing role from high-altitude nuclear bomber to nuclear-capable low-level penetration strike aircraft and reconnaissance platform. The Mirage IV was finally retired from service in the mid-2000s, the big delta having served for some four decades.
Mirage IVP с разведывательным контейнером CT 52 на подфюзеляжном пилоне. В контейнере - восемь фотоаппаратов и ИК-сканер. В разведывательных полетах над Сербией самолеты из ERS 1/91 несли фотоаппараты Omera 36, снабженные объективами с фокусным расстоянием 600 мм и широкоугольные АФА Wild RC-8F, предназначенные для картографической съемки. Оба фотоаппарата не цифровые, а традиционного пленочного типа.
Armee de l’Air Mirage IVP 31/‘BD' of EB 1/91 Gascogne wearing a special anniversary scheme to celebrate the type's 30 years in the nuclear deterrent role. The unit’s Mirage IVAs and their AN11 nuclear bombs were first placed on round the clock alert on October 1, 1964 and after several changes in role the type, now modified as the Mirage IVP for the dual strike and reconnaissance role, carries the Aerospatiale ASMP 300 kiloton stand-off weapon.
Данный IVP окрашен по случаю 32-летия (1964-1996 годы) эскадрильи EB 2/91, перед ее расформированием. Численность Mirage IV достигла своего пика в 1968 году - шесть эскадрилий по 36 самолетов, каждый мог нести одну свободнопадающую атомную бомбу AN 22.
В честь 30-летия службы в стратегической авиации (Forces Aeriennes Strategiques, FAS) специальную окраску получил Mirage IVP №31. Три первых эскадрильи Mirage IV расформировали 1 июля 1976 года (самолеты заменили баллистическими ракетами S-3), еще четыре были расформированы в 1980-е годы, последняя - 1 июля 1988 года, после чего в составе ВВС осталось только две эскадрильи 91-й бомбардировочной эскадры. Задачу нанесения ядерных ударов с последних восьми Mirage IV сняли 31 июля 1996 года, затем EB 1/91 переформировали в ERS 1/91 - пять самолетов продолжали выполнять разведывательные задания.
В состав навигационного оборудования Mirage IVP входят две инерциальные платформы, на самолете установлена аппаратура пассивной самообороны, в том числе система предупреждения об облучении Thomson-CSF Serval, антенны которой размещены в концевых частях передней кромки киля и в хвостовой части самолета.
Mirage IVP No 31 ‘BD’ of Escadron de Bombardment 1/91 Gascogne, resplendent in special markings to celebrate the 30th anniversary of France’s strategic nuclear forces in October 1994.
Венцом карьеры ветерана Mirage IV стало выполнение разведывательных полетов над Боснией и Косово, а затем - над Афганистаном и Ираком. Мощная разведаппаратура подвесного контейнера позволяла получать снимки высокого разрешения.
Mirage IVP No 49 ‘BV’ armed with the ASMP medium-range nuclear missile and carrying a Thomson-CSF Barracuda ECM pod under the port wing. Hardly discernible is the Matra-BOZ 103 chaff/flare dispenser under the starboard wing.
Boeing C-135FR Stratotankers, equipped with FRL Mk 32B underwing pods, provided in-flight refuelling support to extend the range of the Mirage IVP fleet. Mirage IVP No 31 ‘BD’ is seen refuelling from the port hose of a C-135FR whilst a Mirage 2000N refuels from the starboard side.
A C-135FR of ERV.00/093 preparing to refuel a Mirage 2000N and a Mirage IVP of the FAS.
23 июня 2005г. во Франции на авиабазе N 118 "Colonel Rozanoff" в Мон-де-Марсан состоялись торжества по случаю снятия с вооружения сверхзвукового стратегического бомбардировщика и разведчика Mirage IV.
A major attraction at Le Bourget is the Musee de l'Air et de l'Espace, which has 141 aircraft on display. Pictured are the collection's two Concordes and a Mirage IVA.
The first Mirage IV prototype, 01, was essentially a scaled-up two-seat version of the Mirage III fighter, but smaller than the later production-standard Mirage IVA. The prototype made its first flight on June 17, 1959, reaching Mach 1-9 the following month. Note the original fin; the chord was increased on subsequent prototypes.
Production Dassault Mirage IV-A supersonic strategic bomber, with external store recessed into undersurface of fuselage
Three Mirage IVs carrying AN Ils (or training rounds) semi-recessed in the fuselage. The first Mirage IV squadron became operational with this plutonium 239 bomb on October 1.1964.
Fourth Dassault Mirage IV-A (two SNECMA Atar 9K turbojet engines with afterburners)
Known as the 'Faux-proto’ (false prototype) Mirage IVA No 8 ‘AG’ was involved in the IVP development programme and made its second maiden flight in October 1982. It was photographed at Bretigny a few weeks prior to being modified.
The French Air Force's nuclear strike force comprises thirty-six Dassault Mirage IVA Mach 2 delta-wing bombers (front-line) out of a total of around fifty on charge
Dassault Mirage IVP No. 61 "CH" of EB 2/91 "Bretagne" at Cazaux's 1987 Open Day. Note RATO bottles under the rear fuselage
Mirage IVP No 62 ‘CI’ was the last production aircraft built. It is seen taxiing at Cambrai in May 1993 carrying two 2,500 lit auxiliary fuel tanks. Carriage of external tanks restricts the aircraft to subsonic flight.
The second Dassault Mirage IV, "02", first of the pre-production series, made its maiden flight from Villaroche on 12th October. The aircraft is powered by two SNECMA Atar 9s
Dassault Mirage IV-A taking off at overload weight with the aid of JATO rockets
Third Dassault Mirage IV-A supersonic strategic bomber, with external store recessed into fuselage undersurface
Dassault Mirage IV-A.
France's nuclear deterrent force is to become operational shortly, with thirty-six Mirage IVs in the front line. Here a Mirage IV practises refuelling from one of the 12 C-135Fs tanker, delivered to the Armee de l’Air in 1964, by means of the probe-and-drogue system. The 11 surviving C-135Fs were returned to Wichita in 1978/79 to have their lower wing skins replaced.
Mirage IVP. На рисунке представлен Mirage IVP из состава 91-й бомбардировочной эскадры ВВС Франции (Armee de l’Air), в которую входили эскадрильи EB 1/91 "Gascogne" (авиабаза Мон-де-Марсан) и EB 2/91 "Bretagne" (авиабаза Казо). В мае 1986 года началась модернизация самолетов в носители ракет ASMP, первыми доработку прошли машины эскадрильи "Gascogne". На вооружение этой эскадрильи Mirage IVA начали поступать в октябре 1964 года, а в "Bretagne" - в декабре 1965 года.
Mirage IVP
Первые сверхзвуковые бомбардировщики
The fitting of the Rolls-Royce Spey in place of the original Atar engine, combined with the accommodation of British weapons and systems (based on those of Hawker’s cancelled P.1154 V/STOL fighter), would have required considerable changes including a 2ft (0-6m) fuselage extension and revised air intakes to handle the Spey’s almost 30 per cent increase in mass flow. This stretch would allow the carriage of more fuel, but still not enough to meet the RAF’s 1,000 nautical-mile (1,850km) range requirement.
Dassault Mirage IV supersonic strategic bomber.
Dassault Mirage IV-A supersonic strategic bomber
Dassault Mirage IVP
The Spey Mirage IV, a three-view of which is seen here, was a prospective development of the proposed IVO variant intended as a Canberra replacement for the Royal Australian Air Force. The latter remained unconvinced by the big delta, describing it as an “old-fashioned aircraft that merely flies fast into waiting SAMs”.