Dassault Mirage IV
Страна: Франция
Год: 1959


Двухместный средний стратегический ракетоносец
Лама голд раша отзывы.
Описание
Фотографии
Dassault Mirage IV

  В 1954 году правительство Франции приняло решение о формировании Force de Frappe (ударных сил) как главного компонента национальных стратегических ядерных сил. Ядром нового формирования предстояло стать бомбардировщику-носителю французской ядерной бомбы AN22 мощностью 60 кт. В этот же период "Dassault" работала над перехватчиком Mirage III и тяжелым истребителем Mirage IV, который проектировался с двумя двигателями Atar 9. Все предложенные варианты истребителя Mirage IV были отвергнуты, однако фирма посчитала Mirage IVC хорошей основой для создания среднего бомбардировщика. Примерно через год Mirage IVC превратился в бомбардировщик. Увеличение размеров и массы планера в сочетании повлекло за собой использование силовой установки из двух больших ТРД Pratt & Whitney J75-B. ВВС Франции сочли необходимым увеличить дальность полета за счет дозаправки в воздухе, что привело к закупке в США 12 заправщиков Boeing C-135F - он должен был передавать топливо двум бомбардировщикам, из которых один нес ядерную бомбу, а второй играл роль танкера-заправщика и оснащался заправочным агрегатом.
  Результатом работ по бомбардировщику стал Mirage IVA, выполнивший первый полет 17 июня 1959 года. Это был большой среднеплан с дельтовидным крылом; штурмана-оператора разместили в тесной кабине, почти лишенной остекления, сразу за кабиной летчика. Силовая установка состояла из двух ТРДФ Atar 9, установленных бок о бок в хвостовой части фюзеляжа. Шасси - убираемое, трехопорное; носовая опора - двухколесная, основные стойки - четырехколесные. Для эксплуатации с коротких неподготовленных ВПП запасных аэродромов предусмотрели возможность установки ракетных ускорителей RATO.
  За прототипом последовали три чуть больших по размерам предсерийных самолета, первый из которых поднялся в воздух в октябре 1961 года с двумя ТРДФ Atar 9С тягой по 62,76 кН. Третий предсерийный самолет стал эталоном для серийного Mirage IVA и выполнил первый полет в январе 1963 года с ТРДФ Atar 9K-50. Первый из 62 Mirage IVA поступил в войска в 1964 году; самолетами вооружили 91-ю, 93-ю и 94-ю эскадры. Все бомбардировщики были оснащены РЛС Thomson-CSF DRAA 8А, доплеровской навигационной системой фирмы "Marconi", бортовым вычислителем фирмы "Dassault". Одна ядерная бомба AN22 подвешивалась в полуутопленном положении в нижней части фюзеляжа. Максимальная масса самолета при выполнении задания на среднюю дальность составляла 33475 кг. Вместо ядерной бомбы допускалась подвеска обычных 450-кг бомб или четырех УР "воздух-поверхность" AS37 Martel.
  В середине и конце 1980-х годов свободнопадающие ядерные бомбы устарели, поэтому 19 Mirage IVA доработали в носители ракет средней дальности ASMP мощностью 150/300 кт, модернизированные самолеты получили обозначение Mirage IVP. Mirage IVP оптимизирован для нанесения ударов с малых высот - для чего установлены новая РЛС Thomson-CSF Arcana, новые прицельно-навигационная аппаратура и бортовой комплекс обороны, включая приемник предупреждения о радиолокационном облучении Thomson-CSF Serval, сдублированная инерциальная навигационная система Sagem Uliss и устройства отстрела ложных целей на внешних подкрыльевых пилонах.
  Двенадцать Mirage IVP доработали в стратегические разведчики путем установки специальной навигационной системы, обновленного бортового комплекса обороны и разнообразных датчиков, включая контейнер CT52, установленный в отсеке-углублении, предназначенном для ядерной бомбы. В новом тысячелетии одновременно в боеготовом состоянии поддерживалось четыре-пять Mirage IVP, однако из-за сложности поддержания самолетов в пригодном к полетам состоянии их окончательно сняли с вооружения в июне 2005 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Mirage IVP

  Тип: двухместный средний стратегический ракетоносец
  Силовая установка: два ТРДФ Atar 9K-50 тягой на форсаже по 70,61 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2338 км/ч или М=2,2; крейсерская скорость на высоте 11 000 м, для прорыва системы ПВО противника - 1913 км/ч или М=1,8; время набора высоты 11000 м - 4 минуты 15 секунд; практический потолок 20 000 м; дальность с подвесными баками 4000 м; радиус действия 1240 км
  Масса: пустого 14 500 кг; максимальная взлетная 33 475 кг
  Размеры: размах крыла 11,85 м; длина 23,50 м; высота 5,65 м; площадь крыла 78,00 м2
  Вооружение: до 7200 кг на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах подвески
Необычный приплюснутый подфюзеляжный обтекатель скрывает навигационную РЛС Thomson-CSF DRAA 8A, установленную на IVP вместо РЛС ARCANA. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС DRAA 8A обеспечивает картографирование местности с высоким разрешением. На данном разведчике IVP подвешен контейнер CT 52.
Ракета ASMP с ядерной боевой частью подвешена на центральном подфюзеляжном пилоне Mirage IVP. Ракета существенно увеличила боевой потенциал самолета в сравнении с бомбой AN 22, которой изначально вооружался Mirage IVA. Силовая установка ракеты состоит из твердотопливного стартового ускорителя и работающего на керосине ПВРД, максимальная скорость М=3 достигается всего за 5 с. Ракета способна выполнять полет к цели с огибанием рельефа местности и оснащена инерциальной навигационной системой. Навигационная система самолета-носителя до пуска связана с навигационной системой ракеты интерфейсом, что позволяет перепрограммировать полетное задание буквально в последние секунды перед пуском. Первый практический пуск УР ASMP был выполнен 23 июня 1983 года на полигоне Ланди с Mirage IVA (№4).
Mirage IV были основой французских стратегических ядерных сил. Последним "наступательным" Mirage IV стал вариант "P" с ракетами ASMP. Эти Mirage IVP состояли в двух из девяти сформированных первоначально ударных эскадрильях. После утраты своей роли носителя ядерного оружия в июле 1996 года оставшиеся самолеты выполняли разведывательные задания, окончательно их сняли с вооружения в 2005 году.
Последние Mirage IVP из эскадрильи ERS (Escadron de Reconnaissance Strategique) 1/91 "Gascogne" были оборудованы новой навигационной системой, включавшей две ИНС и картографическую РЛС. Эти самолеты могли вести разведку как с больших, так и с малых высот. Самолеты выполняли разведывательные полеты над бывшей Югославией, Афганистаном и Ираком.
Самолеты EB 1/91 - носители УР ASMP объявили боеготовыми 1 мая 1986 года. Но официальная церемония состоялась в Мон-де-Марсан неделей позже, на боевое дежурство заступило звено на авиабазе Оранж. EB 2/91 достигла боеготовности 1 декабря, дежурство экипажи несли на своей главной базе Казо, но располагались и на авиабазе Истр. На вооружении эскадрилий состояло по семь самолетов с УР ASMP, еще три машины находились в распоряжении учебного центра стратегической авиации 1/328 "Aquitaine" в Бордо.
Mirage IVP с разведывательным контейнером CT 52 на подфюзеляжном пилоне. В контейнере - восемь фотоаппаратов и ИК-сканер. В разведывательных полетах над Сербией самолеты из ERS 1/91 несли фотоаппараты Omera 36, снабженные объективами с фокусным расстоянием 600 мм и широкоугольные АФА Wild RC-8F, предназначенные для картографической съемки. Оба фотоаппарата не цифровые, а традиционного пленочного типа.
Данный IVP окрашен по случаю 32-летия (1964-1996 годы) эскадрильи EB 2/91, перед ее расформированием. Численность Mirage IV достигла своего пика в 1968 году - шесть эскадрилий по 36 самолетов, каждый мог нести одну свободнопадающую атомную бомбу AN 22.
В честь 30-летия службы в стратегической авиации (Forces Aeriennes Strategiques, FAS) специальную окраску получил Mirage IVP №31. Три первых эскадрильи Mirage IV расформировали 1 июля 1976 года (самолеты заменили баллистическими ракетами S-3), еще четыре были расформированы в 1980-е годы, последняя - 1 июля 1988 года, после чего в составе ВВС осталось только две эскадрильи 91-й бомбардировочной эскадры. Задачу нанесения ядерных ударов с последних восьми Mirage IV сняли 31 июля 1996 года, затем EB 1/91 переформировали в ERS 1/91 - пять самолетов продолжали выполнять разведывательные задания.
В состав навигационного оборудования Mirage IVP входят две инерциальные платформы, на самолете установлена аппаратура пассивной самообороны, в том числе система предупреждения об облучении Thomson-CSF Serval, антенны которой размещены в концевых частях передней кромки киля и в хвостовой части самолета.
Венцом карьеры ветерана Mirage IV стало выполнение разведывательных полетов над Боснией и Косово, а затем - над Афганистаном и Ираком. Мощная разведаппаратура подвесного контейнера позволяла получать снимки высокого разрешения.
23 июня 2005г. во Франции на авиабазе N 118 "Colonel Rozanoff" в Мон-де-Марсан состоялись торжества по случаю снятия с вооружения сверхзвукового стратегического бомбардировщика и разведчика Mirage IV.
RATO: взлет с ракетными ускорителями. Самолеты Mirage IVP применяли 12 блоков RATO для ускорения взлета.
Для повышения эффективности боевого применения и снижения риска одновременного уничтожения противником самолеты Mirage IV рассредоточивали на авиабазах по всей Франции. Для взлета с коротких ВПП на самолетах устанавливались стартовые ракетные ускорители (RATO).
Production Dassault Mirage IV-A supersonic strategic bomber, with external store recessed into undersurface of fuselage
The French Air Force's nuclear strike force comprises thirty-six Dassault Mirage IVA Mach 2 delta-wing bombers (front-line) out of a total of around fifty on charge
The second Dassault Mirage IV, "02", first of the pre-production series, made its maiden flight from Villaroche on 12th October. The aircraft is powered by two SNECMA Atar 9s
Dassault Mirage IV-A taking off at overload weight with the aid of JATO rockets
France's nuclear deterrent force is to become operational shortly, with thirty-six Mirage IVs in the front line. Here a Mirage IV practises refuelling from one of the 12 C-135Fs tanker, delivered to the Armee de l’Air in 1964, by means of the probe-and-drogue system. The 11 surviving C-135Fs were returned to Wichita in 1978/79 to have their lower wing skins replaced.
Mirage IVP. На рисунке представлен Mirage IVP из состава 91-й бомбардировочной эскадры ВВС Франции (Armee de l’Air), в которую входили эскадрильи EB 1/91 "Gascogne" (авиабаза Мон-де-Марсан) и EB 2/91 "Bretagne" (авиабаза Казо). В мае 1986 года началась модернизация самолетов в носители ракет ASMP, первыми доработку прошли машины эскадрильи "Gascogne". На вооружение этой эскадрильи Mirage IVA начали поступать в октябре 1964 года, а в "Bretagne" - в декабре 1965 года.
Mirage IVP
Первые сверхзвуковые бомбардировщики
Dassault Mirage IV-A supersonic strategic bomber
Dassault Mirage IVP