SNIAC, BAC Concorde
Страна: International
Год: 1969


Сверхзвуковой гражданский транспортный самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (52)
Aerospatiale/British Aerospace (BAC) Concorde

  В конце 1950-х годов "Bristol Aircraft Ltd" в Великобритании и "Sud Aviation" во Франции независимо вели разработку технического проекта сверхзвукового транспортного самолета. В 1960 году фирма "Bristol" стала собственностью и филиалом "British Aircraft Corporation", или BAC, a "Sud Aviation" в 1970 году слилась с "Nord-Aviation" и SEREB, образовав "Societe Nationale Industrielle Aerospatial". Обе компании решили, что проектирование и разработка такого самолета были вполне осуществимы, но финансирование такого проекта было бы не по силам одной компании. Вскоре стало ясно, что затраты на разработку должны превысить и то, что могли бы себе позволить британское или французское правительство по отдельности. Поэтому 29 ноября 1962 года были подписаны соглашения о международном сотрудничестве. Правительства Великобритании и Франции согласились предоставить средства для финансирования проекта, а BAC и "Rolls-Royce" заключили соглашения с "Sud Aviation" и "Societe Nationale d'Etude et de Construction de Moteurs d'Aviation" (SNECMA) о сотрудничестве в проектировании и производстве совместного SST (сверхзвукового транспортного самолета). В конечном итоге он получил подходящее название Concorde ("Конкорд"), символизирующее совместное намерение производящих компаний двух наций создать безопасный, надежный и самый передовой в мире самолет.
  Проектирование и разработка Concorde требовали решения множества комплексных технологических проблем. Вначале нужно было определиться с максимальной скоростью. Если выбирать крейсерскую скорость между 2,5 и 3,0 М, тогда появятся проблемы, связанные с аэродинамическим нагревом от трения о воздух. Широкое применение термостойких металлов, таких как титан и нержавеющая сталь, существенно повысило бы затраты на конструкцию. Вместо этого решили ограничить скорость авиалайнера до 2,2 М.
  "Aerospatiale" и BAC поделили разработку рабочего проекта и производство. Concorde получил конфигурацию низкоплана с треугольным свободнонесущим крылом большой площади и длинный узкий фюзеляж с максимальной внутренней шириной 2,63 м. Хвостовое оперение состояло только из киля и руля направления, а управление по крену обеспечивалось шестью элевонами на задней кромке крыла. Шасси имело сдвоенные колеса в носовой части и многоопорные (четырехколесные) тележки на каждой основной стойке. Стандартный вариант предусматривал в кабине для экипажа три кресла с четвертым сиденьем за местом пилота и сидячие места по четыре в ряд для пассажиров в салоне. Максимальное количество сидячих мест составляло 144 места. Специально для этого самолета был сконструирован турбореактивный двигатель Olympus 593 Mk 610.
  У Concorde были некоторые особо интересные конструктивные особенности, которые появились в процессе разработки. Например, форма крыла требовала полета с большим углом атаки при малых дозвуковых скоростях, что означало для экипажа ограничение обзора земли при взлете, начале набора высоты, заходе на посадку и посадке, если не принять каких-то мер. В результате появилась наклоняющаяся носовая часть для улучшения переднего обзора и подвижное дополнительное остекление, прикрывавшее основное остекление кабины пилотов в режиме сверхзвукового полёта.
  Основная масса запаса топлива (120000 л) находилась в крыле, но определенная часть располагалась в четырех фюзеляжных баках. Топливо использовалось для двух дополнительных задач помимо питания двигателей: во-первых, топливо в крыле действовало как охлаждающая жидкость и, во-вторых, топливо автоматически перекачивалось по разным емкостям для управления положением центра тяжести в крейсерском полете. Кроме того, несколько уравновешивающих баков обеспечивали правильное соотношение между центром тяжести самолета и центром аэродинамического давления, для чего топливо перемещалось назад при наборе скорости и вперед при возврате к дозвуковому режиму.
  Многое в эффективности и надежности силовой установки зависело от управляемых автоматикой воздухозаборников с изменяемой площадью сечения, которые обеспечивали оптимальный приток воздуха к каждому двигателю во всех режимах управления.
  Постройка первых двух прототипов Concorde началась в феврале 1965 года: Concorde 001 строила "Aerospatiale" в Тулузе, а 002 - BAC в Бристоле.
  Первый полет Concorde 001 (F-WTSS) совершил 2 марта 1969 года, а британский 002 (G-BSST) - 9 апреля 1969 года.
  Первые летные испытания этих двух судов не вскрыли фундаментальных проблем, и 001-й использовался в демонстрационном турне, начавшемся 4 сентября 1971 года. Примерно тогда же 002-й начал свои демонстрационные полеты для заинтересованных авиалиний, политиков и прессы, но только 2 июня 1972 года начался официальный рекламный тур на Среднем и Дальнем Востоке. Несмотря на проблемы Concorde, связанные с его повышенным шумом двигателей, высоким потреблением топлива и стоимостью, к самолету был проявлен большой интерес. Вскоре было заказано более 70 самолетов, и перспективы коммерческого успеха казались тогда вполне обнадеживающими. Среди заказчиков были "Air Canada", "Air Frances, "American Airlines", BOAC, "Eastern Air Lines", "Japan Air Lines", "Lufthansa", "Pan Americans, "Qantas", SABENA, TWA, "United Airlines", и было вполне разумным полагать, что успешная эксплуатация этими компаниями приведет к новой серии заказов.
  Сертификат на перевозку пассажиров был выдан британскими и французскими властями в конце 1975 года, и расписание полетов этого SST было одновременно торжественно объявлено компаниями "Air France" и "British Airways" 21 января 1976 года.
  Однако к тому времени растущая стоимость самолетов и действия "антиконкордистов" из числа защитников окружающей среды уменьшили заказы до 14 машин, которые заказали только две вышеупомянутые компании. Конечно, имелось твердое убеждение, что успешная эксплуатация этих самолетов "Air France" и "British Airways" приведет к новым заказам, но этого не произошло. Существенным фактором в отсутствии заказов стал большой рост стоимости авиационного топлива.
  Concorde "Air France" и "British Airways" провели тысячи часов в сверхзвуковом полете. Но не обошлось и без технических трудностей, основной из которых был износ покрышек колес шасси, связанный с относительно высокими посадочными скоростями. Это стало "штатной" проблемой в эксплуатации Concorde, но 25 июля 2000 года самолет "Air France" потерпел крушение при взлете из парижского аэропорта "Шарль де Голль". Металлическая полоса, отвалившаяся от DC-10 на взлетно-посадочной полосе аэропорта, порвала одну из покрышек Concorde. Обломки деталей попали в топливный бак крыла, и произошел пожар. Для предупреждения таких случаев в будущем были предприняты усилия по устройству защиты баков в крыле, но флот Concorde так полностью и не оправился. Хотя некоторые из сверхзвуковых авиалайнеров вернулись в эксплуатацию, 31 мая 2003 года фирма "Air France" отправила свой Concorde в заключительный полет, а 24 октября ее примеру последовала "British Airways".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale/BAC Concorde

  Тип: сверхзвуковой гражданский транспортный самолет
  Силовая установка: четыре турбореактивных двигателя Rolls-Royce/SNECMA Olympus 593 Mk 610 с тягой 17260 кг (169,26 кН) с 17% форсажа
  Летные характеристики: крейсерская скорость для оптимальной дальности 2,04 М на высоте 15635 м 2179 км/час; практический потолок 18290 м; дальность при максимальном запасе топлива 6582 км с резервом топлива по FAR и загрузкой 8845 кг; дальность при максимальной загрузке на крейсерской скорости 2,02 М 6228 км с резервом топлива по FAR
  Масса: пустого 78698 кг; максимальная взлетная 185066 кг
  Размеры: размах крыла 25,55 м; длина 62,10 м; высота 11,4 м; площадь крыла 358,22 мг
Исторический момент - первый прототип Concorde 001 впервые поднялся в воздух. Шасси в первом полете не убиралось, носовая часть фюзеляжа оставалась отклоненной вниз.
BAC/Sud Concorde G-BSST (002, the second prototype) taking off from Filton on its maiden flight on 9th April 1969
12 сентября 1970г.: после выполнения первых полетов над Англией Concorde стал объектом критики местных жителей, недовольных шумом сверхзвукового авиалайнера.
7 и 8 июня 1969 года оба прототипа выполняли скоординированные полеты на Парижском авиационно-космическом салоне. Это была первая публичная демонстрация самолета Concorde.
Британский прототип Concorde летит над портом Сиднея в 1972 году во время предпродажного тура. Его сопровождали VC10 Королевских ВВС и Belfast, который нес запасной двигатель Olympus. В течение тура самолет взлетал 32 раза, совершив семь демонстрационных полетов в Тегеране, Сингапуре, Токио, Сиднее, Мельбурне, Дахране и Бейруте. Демонстрационный полет в Бомбее был отменен из-за погодных условий.
Британский предсерийный самолет, борт 01, заходит на посадку, аэродром Фэйфорд. Предсерийные самолеты стали промежуточными между прототипами и серийными машинами.
BAC/Sud Concorde 002, G-BSST, surrounded by the people who built her, photographed shortly alter roll-out at Filton on 12th September.
20 сентября 1973 года французский предсерийный самолет 02/F-WTSA стал первым Concorde, приземлившимся в Соединенных Штатах. На фотографии он стоит на площадке недавно открытого аэропорта Даллас-Форт Уорт. Виден его правый борт, раскрашенный в цвета авиакомпании "British Airways".
Лайнеры Concorde стали настоящими "жемчужинами" в парках авиакомпаний "British Airways и "Air France". По большей части их услугами пользовались бизнесмены, кинозвезды, звезды эстрады и просто очень богатые люди, способные позволить себе такой весьма недешевый трансатлантический перелет.
Для Concorde все чаще приходилось искать более выгодные маршруты. На фотографии: F-WTSA проходит осмотр на площадке в Каракасе, Венесуэла. Этот маршрут с остановкой для дозаправки в Санта Мария на Азорах был открыт компанией "Air France" в апреле 1976 года.
Concorde, участвующий в рекламных турах, садился с флагом той страны, которую посещал. На фотографии он во время первого визита в США в 1973 году. Из-за путаницы в отделе маркетинга Concorde 002 прибыл в Анголу под флагом оппозиционных повстанцев.
Британский "Конкорд", вид спереди. Хорошо видны элементы шасси, опущенный носовой конус и воздухозаборники двигателя с регулируемыми створками.
Элегантные обводы Concorde скрывают предельную сложность аэродинамики и систем этого сверхзвукового транспортного самолета. Среди его новшеств - опускающаяся на малых скоростях носовая часть для улучшения переднего обзора.
Высокие стойки шасси - их высота достигала 3,5 м - придавали Concorde на земле необычный и импозантный вид. Основные стойки имели по две пары колес и убирались поворотом внутрь к фюзеляжу: стойки обжимались и укладывались в ниши в крыле, а колеса в ниши в нижней части фюзеляжа. Передняя стойка, снабженная гидравлическим механизмом разворота, имеет два колеса и убирается поворотом вперед. Причем она располагалась не под пилотской кабиной, как обычно на других лайнерах, а была смещена в сторону хвостовой части на 11,58 м. Это было непривычно для только пересевших на Concorde пилотов и требовало некоторого навыка, особенно при рулении.
К 2002 году самолеты Concorde компании "British Airways" перевезли более 2,5 млн пассажиров. Основными приверженцами были руководители нефтяных компаний - им приходилось совершать до 70 полетов ежегодно.
Превосходные летные качества Concorde получили высокую оценку экономистов и экологов. На самом деле он эксплуатировался с учетом более мягких требований, чем те, что предъявлялись к обычным авиалайнерам.
Первым в "British Airways" коммерческую эксплуатацию начал этот Concorde (C-BOAA), совершивший 21 января 1976 года полет из Лондона, аэропорт Хитроу, в Бахрейн. В то же время F-BVFA компании "Air France" встал на авиалинию Париж - Дакар - Рио-де-Жанейро.
Одним из недостатков Concorde считался слишком сильный уровень шумов. Особенно много хлопот это доставило эксплуатантам в начале его карьеры - для успешного ее начала требовалось получить разрешение на полеты в Нью-Йорк, а сильный шум вызывал недовольство американских чиновников и общественности. Когда Concorde (201, F-WTSB) прибыл 19 ноября 1977 года в Нью-Йорк для показа широкой публике, в городе прокатилась волна маршей "против сверхзвуковых авиалайнеров". Проблему удалось решить путем запрета использовать сверхзвуковой режим полета Concorde над сушей.
Создание Concorde в начале 1960-х годов открыло новую эру в европейском сотрудничестве. Это был действительно успешный совместный проект как в техническом, такие эксплуатационном плане.
Серийный "Конкорд" авиакомпании "Бритиш Эйруэйз".
Форма фюзеляжа Concorde была оптимизирована для полетов на больших скоростях, но пассажирам все же был обеспечен необходимый уровень комфорта.
Concorde сделал реальностью мечту о продолжительном полете на скорости М=2. Наблюдать за скоростью полета можно было по специальному индикатору, установленному в салоне авиалайнера (на врезке).
Concorde был одним из немногих самолетов, способных поддерживать крейсерский полет со скоростью М=2. В эту группу избранных входили также самолет-разведчик SR-71 Blackbird, советские истребители-перехватчики МиГ-25 и МиГ-31, а также пассажирский авиалайнер ОКБ А. Н. Туполева Ту-144.
"British Airways" и "Air France" считали Concorde флагманами своих флотов, но британским авиалайнерам пришлось работать с большим напряжением, чем их французским коллегам. На снимке: британский G-BOAF в последнем для этого типа машин варианте окраски.
Concorde G-BOAG был выбран "British Airways" в 1985 году для первого показа новой схемы окраски своих машин "Landor". Председатель правления компании лорд Кинг считал эту акцию полезной и для авиакомпании, и для самого авиалайнера.
Продолжительная эксплуатация Concorde стала свидетельством того, что некоторые пассажиры были готовы платить больше за престиж и "сокращение расстояний" при полетах на нем. "(British Airways" не упускала возможностей показать в выгодном свете свой флагман, и ракурс на этой фотографии наилучшим образом демонстрирует иглоподобный профиль носа и форму крыла.
В 1985 году компания "Cunard" зафрахтовала один из самолетов "British Airways" для участия в авиашоу "International Air Tatto" в Фэйрфорде, а затем Concorde и самолеты британской пилотажной группы "Red Arrows" прошли в едином строю над принадлежащим "Cunard" круизным лайнером "Куин Элизабет II".
У самолета Concorde была мощная оппозиция, которая вместе с ростом цен на топливо не дала свершиться сверхзвуковой транспортной революции. В конечном итоге только авиалинии стран-разработчиков закупали самолет.
21 января 1976г. Новую эру в истории пассажирских авиаперевозок открыли первые регулярные рейсы сверхзвукового лайнера "Конкорд" по маршрутам Париж - Дакар - Рио-де-Жанейро и Лондон - Бахрейн. На этих маршрутах работали пятый и шестой из выпущенных "Конкордов", облетанных соответственно 25 октября и 5 ноября 1975 года. 9 апреля Air France открыла второй маршрут: Париж - Каракас (Венесуэла). Продолжительность полета на нем составила шесть часов, включая остановку. Спустя четыре месяца, 24 мая, "Конкорды" полетели из Парижа и Лондона в Вашингтон. С тех пор рейсы "сверхзвукового" флота компаний "Air France" и "British Airways" приобрели большую популярность.
"Конкорд" в парижском аэропорту Орли.
Авиакомпании "Air France" и "British Airways" эксплуатировали Concorde с 1976 по 2003 год с небольшим перерывом в 2000-2001 годах, после катастрофы самолета в Париже. Во время проектирования лайнера интерес к нему проявляли и другие авиаперевозчики, такие как "China Airlines", "lran Air", "Pan Am", "Singapore Airlines" и TWA, однако позже они отказались от планов покупки Concorde.
Французский "Конкорд" идет на взлет.
"Air France" и "British Airways" использовали парк Concorde как на регулярных, так и на чартерных рейсах, которые помогали оправдать эксплуатационные расходы самолета в последние годы его эксплуатации.
Серийный "Конкорд" авиакомпании "Эр Франс".
Самолет с регистрационным номером F-BVFB стал первой модернизированной машиной после катастрофы Concorde авиакомпании "Air France".
Было построено всего 16 самолетов Concorde, из которых одновременно находилось в эксплуатации не более 12. Полученная в дальнейшем прибыль от эксплуатации не покрыла огромных затрат на исследования и разработку, которые так никогда и не окупились.
Первоначально основную часть рейсов французские Concorde выполняли в Южную и Центральную Америку - Рио-де-Жанейро, Каракас и Мехико, совершая при этом над Атлантическим океаном полет на высоте 17069-18288 м.
В вечной битве скорости и экономии авиаиндустрия пассажирских перевозок выбрала последнее. Сверхзвуковой Concorde так и не вышел за рамки сегмента "люкс".
В ходе авиасалона на ВПП Ле Бурже совершил свою последнюю посадку последний из "Конкордов" авиакомпании "Эйр Франс", которая эксплуатировала лайнеры этого типа в течении 27 лет
Сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд" сингапурской авиакомпании.
Наряду с трансатлантическими пассажирскими перевозками Concorde решал и другие задачи. Например, показанный здесь самолет получил особую окраску и участвовал в съемках фильма "Аэропорт 79: "Конкорд", а компания "Pepsi" решила использовать огромную популярность Concorde и в 1997 году, в рамках кампании по ребрендингу, договорилась насчет окраски самолета "Air France" в голубой цвет. В последние же годы эксплуатации стали популярны чартерные рейсы - столь много стало желающих испытать полет на сверхзвуке.
Первый серийный «Конкорд» (MSN1), который находился на хранении в Тулузе на авиазаводе концерна Airbus и был 14 марта 2014 г передан в музей Aeroscopia.
Носовая стойка шасси прототипа "Конкорда".
"Конкорды" на стапелях сборочного цеха завода "Сюд Авиасьон" в Тулузе.
Сборка второго прототипа 002/G-BSST близится к завершению, 1968 год. Рядом видны фюзеляж и крыло первого предсерийного самолета в процессе сборки.
Образец для статических испытаний на прочность, на заводе в Тулузе, Франция. Схожий нелетающий прототип для климатических испытаний был собран в Великобритании на заводе в Фарнборо.
Прародителем зарубежного комплексного оборудования для регулирования и контроля работы силовой установки можно считать и аналоговую систему управления двигателями Olympus 593 самолета Concorde, где регулирование режимов работы воздухозаборников велось по цифровому каналу.