Мировая Авиация 09
-
Ми-8 (западное обозначение "HIP-C"). Вертолеты Ми-8 понесли тяжелые потери от израильской авиации, но сумели перебросить на восточный берег Суэцкого канала расчеты противотанковых управляемых ракетных комплексов. Вертолеты Ми-8 действовали на острие ударов египетских войск, высаживая десанты, доставляя людей и боевую технику.
МиГ-15 с бортовым номером "925" командира 196-го истребительного авиаполка полковника Евгения Пепеляева - самого результативного летчика не только войны в Корее, но и вообще лучшего "реактивного" аса в истории авиации. Полковник Пепеляев выполнил в Корее 108 боевых вылетов и одержал 23 подтвержденные победы в воздушных боях.
Истребители МиГ-17Ф "Fresco" ВВС Сирии, используемые для нанесения ракетно-бомбовых ударов, причинили большой урон израильским сухопутным войскам на Галанских высотах. Первый удар арабских войск, неожиданный для израильтян, оказался очень эффективным.
Су-7БМ (западное обозначение "FITTER-A"). Самолеты Су-7 ВВС Алжира были направлены на помощь Египту и находились в оперативном подчинении штаба ВВС Египта. Обладая относительно небольшим радиусом действия и достаточно примитивным бортовым оборудованием, Су-7 показал себя превосходным истребителем-бомбардировщиком - простым, надежным, способным поражать цели с высокой точностью.
Оказавшись на грани военного поражения, Израиль сумел в корне изменить ситуацию. Штурмовики ВВС Израиля безостановочно работали все светлое время суток. Множество штурмовок египетских и сирийских войск выполнили самолеты A-4 Skyhawk. На фотографии - штурмовик A-4 ВВС Израиля вернулся на аэродром после очередного боевого вылета.
Вихревые жгуты позволяют выполнять самолету BAe Harrier GR.Mk 7 виражи на малых высотах с малыми радиусами и большими перегрузками. Наличие наплывов крыла почти всегда указывает на хорошую маневренность самолета.
На историческом первом прототипе Bf109V1 был установлен британский двигатель Rolls-Royce Kestrel из-за задержки мотора фирмы "Junkers". Bf 109V1 стал единственным опытным самолетом, оснащенным мотором, цилиндры которого имели прямое, а не обратное V.
D-IOQY - третий прототип истребителя Bf109 и первый, на котором была предусмотрена установка стрелкового оружия в развале блока цилиндров. Самолет был оснащен двигателем Junkers Jumo 210. Вместе с двумя другими опытными самолетами Bf 109 третий прототип в декабре 1936 года проходил боевые испытания в Испании.
D-IALY - первый из десяти предсерийных самолетов Bf109, имевший обозначение Bf 109B-01. Самолет был оснащен мотором Jumo 210B и вооружен двумя синхронизированными пулеметами MG 17 калибра 7,92 мм, установленными в верхней носовой части фюзеляжа. Винт фиксированного шага был заменен двухлопастным винтом изменяемого шага VDM-Hamilton.
Один из трех оснащенных моторами Jumo 210G опытных Bf 109 сфотографирован в 1937 году во время гонок в Цюрихе. На этих гонках три прототипа с двигателями Jumo 210G выиграли командный приз, a Bf 109 с мотором DB 600 победил в соревнованиях на пикирование и набор высоты после пикирования.
Concorde 01. Первый предсерийный самолет G-AXDN выполнил первый полет 17 декабря 1971 года. Всего в 269 полетах самолет налетал 632 часа, в том числе 168 полетов было выполнено с превышением скорости звука.
Исторический момент - первый прототип Concorde 001 впервые поднялся в воздух. Шасси в первом полете не убиралось, носовая часть фюзеляжа оставалась отклоненной вниз.
7 и 8 июня 1969 года оба прототипа выполняли скоординированные полеты на Парижском авиационно-космическом салоне. Это была первая публичная демонстрация самолета Concorde.
Британский предсерийный самолет, борт 01, заходит на посадку, аэродром Фэйфорд. Предсерийные самолеты стали промежуточными между прототипами и серийными машинами.
F.1 Camel. F6314 - один из самолетов Camel 210-й эскадрильи, сформированной в 1918 году в Королевских военно-воздушных силах. Эскадрилья принимала участие в ожесточенных боях весной 1918 года, отражая наступление германских войск на Западном фронте.
Один из самых известных британских истребителей периода Первой мировой войны - Sopwith F. 1 Camel. Самолеты строились большой серией, но принимали участие в боях только на заключительном этапе войны.
С палубы корабля "Пегасус" взлетает истребитель Sopwith 2F.1 Camel. Самолет 2F.1 легко отличить от F.1 по установленному в центре верхнего крыла пулемету Lewis.
Истребитель Sopwith 2F.1 Camel, хорошо виден установленный на верхнем крыле пулемет Lewis. Стандартно на самолетах 2F.1 ставился мотор Bentley.
Некоторое количество истребителей Camel закупила авиационная служба США, однако уровень подготовки американских летчиков не позволял в большинстве случаев освоить маневренный, но сложный в управлении британский самолет.
F-86E Sabre. Elenore "Е" - истребитель F-86E-10-NA 51-2735 майора Уильяма Уизнера из 25-й эскадрильи истребителей-перехватчиков 1-го истребительного авиакрыла. Корейский счет Уизнера составил 5,5 побед в воздушных боях, в годы Второй мировой войны Уизнер, летая на истребителях P-47 и P-51 в составе 487-й эскадрильи, одержал в небе Европы 15,5 побед в воздушных боях.
Одним из разработчиков тактики действий реактивных истребителей в Корее стал майор Ричард Крейтон из 4-го авиакрыла истребителей-перехватчиков. На снимке: Ричард Крейтон уходит в бой на своем истребителе F-86B.
F-86E Sabre. Elenore "Е" - истребитель F-86E-10-NA 51-2735 майора Уильяма Уизнера из 25-й эскадрильи истребителей-перехватчиков 1-го истребительного авиакрыла. Корейский счет Уизнера составил 5,5 побед в воздушных боях, в годы Второй мировой войны Уизнер, летая на истребителях P-47 и P-51 в составе 487-й эскадрильи, одержал в небе Европы 15,5 побед в воздушных боях.
На крыле истребителей Hunter поздних модификаций появился "зуб", улучшивший маневренные качества самолета во всем диапазоне скоростей полета.
Junkers Ju 52/3m, сыгравший видную роль в Люфтваффе в период Второй мировой войны. Изначально эти самолеты эксплуатировались авиакомпанией "Deutsche Luft Hansa".
15 июля 1933г.: группа из 24 итальянских гидросамолетов под командованием генерала Итало Бальбо выполнила посадку на озере Мичиган. Группа покинула Италию 1 июля, Атлантику самолеты пересекли в несколько приемов. Летчики вернулись в Италию 12 августа. Самолеты выполнили не просто дальний перелет, а перелет в составе группы из большого количества самолетов.
На этой фотографии изображен вертолет Super Frelon, принадлежащий подразделению "Hornet" ВВС Израиля. Он сфотографирован в марте 1990 года во время учений по передислокации.
Вертолет AH-64 способен нести 16 управляемых ракет Hellfire, но обычно вертолет несет восемь ракет на двух узлах подвески. Для подвески ракет используются многозамковые держатели, один держатель на четыре ракеты.
AGM-114 HELLFIRE. Это управляемая ракета класса "воздух-земля". Изначально ракета была разработана для поражения бронетехники, однако данные ракеты широко применяются для поражения разнообразных малоразмерных целей. На вертолет AH-64 ракеты AGM-114 HELLFIRE подвешиваются на специальных держателях, один держатель - на четыре ракеты.
JAGM. Ожидается, что в 2016 году начнется замена ракет Hellfire, ракет TOW и Maverick на ракеты JAGM. Ракеты JAGM предполагается оснащать трехканальными (лазерный, оптический инфракрасный, радиолокационный миллиметрового диапазона) головками самонаведения. Разработка ракеты JAGM ведется на конкурсной основе фирмой "Lockheed Martin" и кооперацией фирм "Raytheon/Boeing".
HYDRA 70. Это неуправляемая авиационная ракета калибра 70 мм. Для ракет данного типа разработаны боевые части нескольких типов. На вертолетах AH-64 ракеты HYDRA 70 запускаются из подвесных 19-зарядных блоков.
CRV-7. В ассортимент вооружения вертолетов Apache авиации армии Великобритании входят канадские 70-мм неуправляемые авиационные ракеты CRV-7. По дальности пуска и эффективности боевой части ракеты CRV-7 значительно превосходят неуправляемые ракеты Hydra того же калибра.
M230E1 CHAIN GUN. Сектор наведения пушки в вертикальной плоскости составляет от + 11° до -60° от продольной оси вертолета. Высокий максимальный угол возвышения цели позволяет вертолету обстреливать и поражать воздушные цели.
Три кадра обзорно-прицельной системы вертолета AH-64, на которых запечатлено уничтожение пушечной очередью лодки на реке Тигр, сентябрь 2007 года.
Авиационный корпус армии Ирландии первые 8 вертолетов Alouette III получил в 1963 году. Все они эксплуатируются и сегодня, за исключением одного, который получил серьезные повреждения в летном происшествии, случившемся в 1995 году.
Большое количество вертолетов Alouette III эксплуатировалось гражданскими и специализированными службами многих стран, в том числе - горноспасательными.
Aerospatiale (Sud) SA 319B Alouette III
На иллюстрации представлено два самолета эскадры 1/7, демонстрирующие два основных варианта вооружения. Один самолет, Rafale С, вооружен для целей ПВО: три сверхзвуковых подвесных бака емкостью по 1250л (перехват из положения "дежурство в воздухе"), две ракеты MICA IR на законцовках крыла и четыре ракеты MICA ЕМ под крылом и фюзеляжем. На заднем плане - Rafale В с двумя крылатыми ракетами Scalp на центральных подкрыльевых пилонах, с тремя дозвуковыми подвесными топливными баками емкостью по 2000л и двумя ракетами "воздух-воздух" MICA IR на законцовках крыла. ВВС Франции намерено закупить 450 крылатых ракет Scalp для вооружения самолетов Rafale и Mirage 2000D, ВМС Франции - еще 50 ракет для вооружения самолетов Rafale М.
Принятие на вооружение многоцелевых истребителей Rafale резко повысило боеспособность ВВС Франции. Все самолеты Rafale оснащены высокоскоростной шиной данных Link 16, в корне изменившей тактику воздушного боя и позволяющей в полной мере реализовать потенциал самолета Rafale как средства ПВО.
Ключевым элементом вооружения самолета Rafale является модуль Sagem AASM, которым возможно оснастить авиабомбы разного типа (в данном случае 226,8 кг авиабомба Mk 82). Для увеличения дальности полета бомбы используются складное крыло и твердотопливный ракетный двигатель, наведение - комбинированное: инерциальная навигационная система, приемник спутниковой навигационной системы GPS и инфракрасная головка самонаведения.
В ходе войны обе стороны широко использовали военно-транспортную авиацию. Самолеты снабжали войска на фронте круглосуточно. На фотографии - один из шести самолетов Ан-12 "Cub-As" ВВС Ирака, использовавшихся для перевозки солдат и техники.
Крыло истребителя-перехватчика F-102 Delta Dagger имело аэродинамическую крутку передней кромки, за счет которой кривизна профиля сильно возрастала от корня крыла к его законцовке.
Три десятка принадлежащих авиации ВМС США самолетов NC-121K и EC-121P были переданы ВВС для использования во Вьетнаме. Все самолеты получили новые серийные номера, с них демонтировали большую часть специализированного оборудования, предназначенного для поиска подводных лодок. Самолеты окрасили в обычный для ВВС США трехцветный камуфляж, смонтировали приемно-пеленгационную аппаратуру, принимавшую сигналы отдатчиков, установленных в районе расположения северовьетнамских войск. Программа Igloo White предполагала слежение за перемещениями сил противника с использованием новейших электронных устройств, но датчики часто срабатывали ошибочно или не срабатывали вообще. В целом сложная и дорогая программа Igloo White провалилась.
Самолет 56-6956 в конфигурации NC-121D авиации армии США, но с символикой ВВС США. Самолет конвертирован из WV-2 Warning Star.
19 февраля 1933г.: Первый полет Vultee V-1A - типичного самолета авиапромышленности того времени с работающей обшивкой и убираемым шасси.
The original V-1 prototype (X12293) in its initial form. Note rake of mainwheel legs, three-blade airscrew, long-chord cowling, and small vertical surfaces.
Снимок сделан сразу после столкновения. Десятку самолетов группы "Frecce Tricolori" скрыл огненный шар.
Миллионы телезрителей по всему миру видели, как лишенный носовой части фюзеляжа самолет пилота Натарелли падает на автостоянку.
Охваченные ужасом зрители разбегаются от падающего самолета MB-339PAN.
Кадры трагедии в Рамштайне обошли весь мир, вызвав шоковое состояние у зрителей.
31 декабря 1933г.: самолет конструкции Поликарпова ЦКБ-12 (И-16) стал первым в мире серийным истребителем-монопланом с закрытой кабиной и убираемым шасси.
Ту-16 (западное обозначение "Badger-G"). Бомбардировщики Ту-16 ВВС Египта в войне для бомбометания с горизонтального полета почти не применялись, так как были крайне уязвимы для средств ПВО. Несколько раз самолеты Ту-16 пускали ракеты КСР-2 по различным целям, в том числе - по Тель-Авиву.
На опытном истребителе YF-17 был использован наплыв с очень большой хордой. Сложная аэродинамика крыла была дополнена еще и аэродинамической круткой передней кромки.
Проиграв конкурс ВВС, компания "Northrop" предложила самолет YF-17 ВМС США. На снимке - первый самолет во время летных испытаний уже с надписью NAVY на борту.
Четыре самолета Guppy, задействованные в программе Airbus Skylink, эксплуатировались круглосуточно, перевозя элементы конструкций самолетов Airbus на сборочные заводы в Тулузе и Гамбурге. В настоящее время эксплуатируется только один самолет Guppy, принадлежащий НАСА.
Первым в семействе самолетов Guppy стал Pregnant Guppy. Самолет B377PG построили на базе авиалайнера Stratocruiser. Огромная бульбообразная надстройка на фюзеляже незначительно увеличила лобовое сопротивление самолета и даже несколько улучшила летные характеристики.
On Mark/Aero Spacelines Model 377PG Stratocruiser
ВВС Чили используют вертолеты SA 315B Lama в качестве наблюдательных. Великолепные высотные характеристики вертолета делают его оптимальным для работ в условиях высокогорья.
Хотя вертолет Lama является в первую очередь военным, его эксплуатируют многие гражданские кампания, особенно часто - для перевозки грузов на внешней подвеске в горах.
8 февраля 1933г.: Первый полет Boeing Model 247, первого американского двухмоторного цельнометаллического пассажирского моноплана.
14 августа 1931г.: один из первых в мире больших пассажирских самолетов АНТ-14 поднялся в воздухе с Центрального аэродрома в Москве. Самолет назвали "Правда".
1 июля 1933г.: первый полет на аэродроме Кловер-филд, Санта-Моника, выполнил первый гражданский авиалайнер фирмы "Douglas" - DC-1.
Разработанный в 1934 году в рамках конкурса на самолет для туристов, аэроплан Bf 108 имел в своей конструкции и компоновке немало нового. Многие особенности конструкции Bf 108 перешли к Bf 109.
Необычное использование наплывов в виде поверхностей SMURF, установленных в хвостовой части фюзеляжа самолета T-45A.
Самолет VC-121E был построен в единственном варианте. Машина получила собственное имя Columbine III, ее использовал в качестве своего персонального самолета президент США Дуайт Эйзенхауэр. Имя Columbine носили три самолета Constellation.
Благодаря своей универсальности, самолет Constellation эксплуатировался в авиации армии, ВМС и ВВС США. Оснащенный турбовинтовыми двигателями самолет YC-121F ВВС использовали как экспериментальный скоростной транспортный самолет
Сохранив грациозность гражданского варианта, самолет C-121C эксплуатировался военно-транспортным авиационным командованием ВВС США.
Самолет NC-121K из 8-й океанографической исследовательской эскадрильи использовался для магнитосъемки (проект Magnet), а также был задействован в других научно-исследовательских программах.
6-8 февраля 1933г.: пилоты О. Р. Гэйфорд и Дж. И. Николеттс выполнили первый беспосадочный перелет из Англии в Южную Африку на моноплане Fairey Long-Range Monoplane Mk II K1991, взлетев с авиабазы Королевских ВВС Крэнуэлл [Линкольншир) и приземлившись в Узлвисбзй (Намибия). Два летчика установили новый мировой рекорд дальности полета, пролетев 8544 км за 57 часа 25 минут.
31 октября 1933г. Министр авиации Франции Пьер Кот официально открыл новую национальную авиакомпанию "Air France", которая поглотила несколько небольших авиакомпаний. Основанием для создания крупной авиакомпании стали сугубо экономические причины: государству проще было поддерживать одну крупную авиакомпанию, чем несколько мелких. Мелкие авиакомпании нередко покупали недостаточно надежные самолеты, а при заказе разработки новых самолетов главным критерием являлась низкая стоимость летательных аппаратов. Как результат, парк авиакомпании "Air France" составили 259 самолетов 35 разных типов, в том числе большое количество одномоторных машин.
Июль 1933г.: Curtiss XF12C-1 - революционный самолет, первый палубный истребитель, на котором впервые реализовано складное крыло.
L-3 Grasshopper широко применялись в армии США в годы Второй мировой войны для подготовки летчиков и как самолеты связи. Отличные взлетно-посадочные характеристики позволяли самолету использовать в качестве аэродрома совсем небольшие площадки.
TG-5 - необычный трехместный планер, разработанный на основе самолета L-3 путем замены носовой части фюзеляжа. После окончания Второй мировой войны большое количество планеров переоборудовали обратно в самолеты, поставив на них моторы.
Пуск ракет всегда представляет собой захватывающее зрелище, особенно - ночью.На фотографии: испытательный пуск залпом всех неуправляемых ракет из двух блоков, подвешенных на вертолете AH-64D Apache Longbow.
Крыло изменяемой в полете стреловидности позволяет самолету Tornado достигать максимальных характеристик на всех режимах полета. На фотографии - самолет с крылом в положении максимальной стреловидности.
Крыло изменяемой в полете стреловидности позволяет самолету Tornado достигать максимальных характеристик на всех режимах полета. На фотографии - самолет с крылом, установленным в положение минимальной стреловидности. Минимальная стреловидность крыла оптимальна для выполнения взлета и посадки, а также для маневрирования на малых скоростях.
Два самолета Rafale В из эскадры 1/7, авиабаза Сен-Дизье. В июне 2006 года эскадра впервые заступила на боевое дежурство по обеспечению ПВО Франции. Самолеты дежурного звена базировались в Мон-де-Морсане. В начале 2005 года самолеты Rafale М флотилии 12F авиации ВМС Франции заступили на боевое дежурство на авиабазе в Бретани. Дежурные самолеты ВВС вооружались двумя ракетами MICA ЕМ и двумя ракетами MICA IR, под фюзеляжем подвешивался один бак емкостью 1250л. Дежурные истребители Rafale М несли аналогичную внешнюю подвеску за исключением ракет MICA IR, вместо которых подвешивались ракеты Magic 2. Дежурные силы находятся в 7-минутной готовности к взлету.
На иллюстрации представлено два самолета эскадры 1/7, демонстрирующие два основных варианта вооружения. Один самолет, Rafale С, вооружен для целей ПВО: три сверхзвуковых подвесных бака емкостью по 1250л (перехват из положения "дежурство в воздухе"), две ракеты MICA IR на законцовках крыла и четыре ракеты MICA ЕМ под крылом и фюзеляжем. На заднем плане - Rafale В с двумя крылатыми ракетами Scalp на центральных подкрыльевых пилонах, с тремя дозвуковыми подвесными топливными баками емкостью по 2000л и двумя ракетами "воздух-воздух" MICA IR на законцовках крыла. ВВС Франции намерено закупить 450 крылатых ракет Scalp для вооружения самолетов Rafale и Mirage 2000D, ВМС Франции - еще 50 ракет для вооружения самолетов Rafale М.
Rafale В F2. 10 марта 2007 года три двухместных самолета Rafale В эскадрильи EC-1/7 перелетели из Франции в Таджикистан на авиабазу в районе Душанбе. Там самолеты приступили к выполнению боевых вылетов над Афганистаном. Впервые с самолетов Rafale В в боевой обстановке были использованы корректируемые авиабомбы GBU-12 с лазерным наведением; подсветка целей лазерным лучом выполнялась истребителями Mirage 2000D, оснащенными подвесными контейнерами PDLCT. В этот же время авианосец "Шарль де Голль" патрулировал водное пространство вблизи побережья Пакистана. Первый сброс авиабомбы GBU-12 с палубного самолета Rafale М F2 по реальной цели был выполнен 28 марта 2007 года, подсветка цели выполнялась самолетом Super Etendard Modernise с подвесным контейнером Damocles.
Dassault Rafale B
На крыле истребителей Hunter поздних модификаций появился "зуб", улучшивший маневренные качества самолета во всем диапазоне скоростей полета. Схожий эффект достигнут использованием на крыле самолета Mirage III (фото) другого генератора вихрей, который с точки зрения аэродинамики работает точно также, как "зуб".
Самолет Rafale M на катапульте перед стартом с авианосца "Шарль де Голль". Под фюзеляжем самолета подвешен контейнер Reco NG с разведывательным оборудованием. Штатно данные контейнеры войдут в ассортимент подвесных нагрузок самолета Rafale Standard F3, контейнеры проходили интенсивные испытания на четырех опытных самолетах серии F3 (B301, B302, C101 и M1). ВМС Франции намерено закупить восемь контейнеров Reco NG для самолетов Rafale M, еще 15 таких же контейнеров собираются закупить ВВС Франции.
Для удара по наземным целям самолет Rafale способен нести до шести корректируемых авиабомб GBU-12 Paveway II или GBU-22 Paveway III. Боевые части разработаны с учетом дополнительных мер безопасности, необходимых для работы загруженных бомбами самолетов с авианосцев. Для наведения бомб на цель предназначен подвешиваемый на передний подфюзеляжный узел контейнер Damocles. В 2009 году в вооружение самолета Rafale планируется включить бомбы GBU-24 калибра 907,2 кг.
Самолет Rafale М1 с подвешенной под фюзеляжем противокорабельной ракетой AM-39 Block 2 Exocet на испытаниях модификации Standard F3. В июне 2007 года эта ракета была сертифицирована для использования самолетами палубного базирования Rafale F3 авиации ВМС Франции, поступление на вооружение планировалось в конце 2008 года.
Основным средством поражения воздушных целей на больших дистанциях (до поступления на вооружение в 2012 году ракеты Meteor) является ракета MICA-EM.
Самолеты Rafale ВВС Франции способны нести две крылатые ракеты Scalp на пилонах под крылом. ВМС Франции ограничили вооружение своих самолетов Rafale только одной ракетой Scalp, которая подвешивается под фюзеляжем.