Поликарпов И-16 тип 5 (6)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 5 (6) - 1934 - Россия
Страна: Россия
Год: 1934


Описание:
И-16 тип 5 (6)
И-16
Фотографии

И-16 тип 5 (6)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
  - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
  - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
  - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
  - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
  - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
  - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
  - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.

И-16

<...>
  С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-16 Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип 6 (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-16 Тип 5 и 6 получили в Испании прозвище "Mosca" (мушка), а Тип 10 - "Super Mosca". Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией "Hispano-Suiza" до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года. Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.
  И-16 хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-16 Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.
<...>
  

Варианты

<...>
  И-16 Тип 5: в серии с 1935 года; радиальный ПД М-25 (на базе Cyclone) мощностью 700 л.с. (522 кВт) с винтом АВ-1; первый вариант, получивший бомбодержатели; построено более 1500 самолетов; один был переделан в прототип И-16П с вооружением из двух пулеметов ШКАС в фюзеляже и двух 20-мм пушек в крыле
  И-16 Тип 6: построен в 1936 году; усиленный планер и ПД М-25А в 730 л. с. (544 кВт)
<...>
И-16 тип 5
И-16 тип 5 - участник боев у озера Хасан.
И-16 тип 5 из 5-го ИАП 72-й ИАБр. Принимал участие в перехвате японских самолетов в мае 1940 г.
И-16 тип 5 (доработан под двигатель М-62 и четыре пулемета), Финская кампания, зима 1940г. На истребителе летал и был сбит зенитным огнем комэск 1-й эскадрильи 21-го ИАП м-р Какутин. Самолет окрашен сверху серебристой, снизу голубой краской. Обращает внимание нетиповое для тех лет обозначение побед и шеврон комэска.
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Боруздина из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ. аэродром Купля, зима 1939-1940 гг.
Два И-16 тип 5 из 2-й эскадрильи 70-го иап, осень 1938г. Голубые тактические номера и полосы на гаргроте являлись отличительным признаком самолетов этого подразделения. Голубая звезда вместо номера на вертикальном оперении, возможно, служила эмблемой командирской машины. Реконструкции по фотоснимкам из "аварийных актов"
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Новикова из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ, аэродром Купля, зима 1939-1940 гг. Большая часть вылетов 13-й ОИАЭ была направлена на обеспечение прикрытия манёвренной базы КБФ. Эскадрилья обладала достаточно внушительным потенциалом, располагая, например, 30 лётчиками, в распоряжении которых по состоянию на 20 февраля находилось 24 И-16, семь И-15бис и 11 "Чаек".
И-16 тип 5 из 33-го ИАП
И-16 тип 5 из состава 25-го ИАП, ледовый аэродром Каннельярви.зима 1939-1940 гг.
И-16 тип 5 (доработанный) командира 13-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС КБФ майора Г.П.Губанова. Хорошо видно, что на самолете смонтирован неподвижный козырек пилотской кабины, но при этом на фюзеляже сохранились направляющие для сдвижного фонаря. Аэродром Купле, декабрь 1939г.
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Боруздина из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ, аэродром Купля, зима 1939-1940 гг.
Самолет И-16 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
И-16 (сер. №521А405). из состава 26-го ИАП. Эта машина оказалась наиболее пострадавшей в результате аварии, произошедшей 26 декабря 1939 г. по вине начальника ПДС и командира звена 1-й эскадрильи 26-го ИАП лейтенанта В.С. Циганенко.
И-16 тип 5 младшего лейтенанта Ковалькова из состава 4-й эскадрильи 68-го ИАП, сбитый в воздушном бою 23 декабря 1939г. сержантом Л.Ниссиненом из LLv 24. Самолет совершил посадку у озера Муолянярви.
И-16 тип 5 из состава 25-го ИАП. Судя по маркировке на руле, эта машина использовалась для проверки техники пилотирования.
Самолет из эскадрильи советских добровольцев в Испании.
И-16 тип 5 неустановленной эскадрильи с надписью на борту "Не трогать". Предположительно зима 1936-1937гг.
И-16 тип 5 Антонио Ариаса.
И-16 тип 5 "Моска" республиканских ВВС, 1936 г.
И-16 тип 5 командира 1-й эскадрильи "москас" старшего лейтенанта Сергея Тархова. Ноябрь 1936г.
Один из первых И-16 тип 5 ВВС республиканской Испании, конец 1936г.
И-16 испанских республиканцев хорошо зарекомендовали себя во время гражданской войны. Этот И-16 Тип 5 служил в 4-й эскадрилье.
Этот И-16 Тип 5 служил в испытательной группе ВВС испанских националистов в Куатро Виентос.
И-16 тип 5 летчика Лиу Чи Шенга из 21-й АЭ ВВС Китая. Ханькоу, март 1938 г.
И-16 тип 6 из состава 1-й истребительной эскадрильи "Мошек". Аэродром Кампо XX (район Мадрида), декабрь 1936г. Некоторые источники указывают (в т.ч. фотографии), что И-16 первой партии были серебристого цвета с плохо закрашенными звездами на нижних поверхностях консолей. Это является косвенным свидетельством спешности доработки системы вооружения, проведенной перед отправкой истребителей на Пиренеи.
И-16 тип 6 из состава 1-й эскадрильи "чато", входившей в 21-ю истребительную авиагруппу республиканских ВВС. На этом самолете летом 1937г. воевал Фрэнк Тинкер.
И-16 тип 6 советского добровольца Сергея Кузнецова, захваченный фалангистами в Хихоне и впоследствии проходивший испытания в Германии.
И-16 тип 6 из 46-го ИАП, 14-й СМАД
И-16 тип 5
И-16
31 декабря 1933г.: самолет конструкции Поликарпова ЦКБ-12 (И-16) стал первым в мире серийным истребителем-монопланом с закрытой кабиной и убираемым шасси.
И-16 на авиационной выставке в Милане
Первые И-16 на аэродроме Кампо XX под Мадридом. Ноябрь 1936г.
«Моска» республиканских ВВС, прикрывавший Картахену, из первой партии попавшей в Испанию в ноябре 1936г. Несмотря на довольно неплохое качество снимка, определить модификацию истребителя (двухпулеметный тип 5 или тип 6 с тремя стволами) практически невозможно.
Один из первых И-16 в Испании
The I.16 Single-seater Fighter Monoplane, large numbers of which have been taking part in the Spanish Civil War on the Government side. The machine shown was one of many which have been captured by the Nationalists.
В Испании "Потезы" часто летали на задания в сопровождении И-16.
И-16, пилотируемые советскими летчиками, демонстрируют высший пилотаж жителям Мадрида. 19 ноября 1936г.
В полете пара республиканских И-16 тип 5. Газетный снимок 1937 г.
Советские пилоты позируют на фоне модернизированного И-16 тип 6. (Республиканские летчики на фоне И-16 тип 5 ???) Осень 1937 г.
Республиканские летчики на фоне И-16 тип 5. Осень 1937 г.
Один из пилотов 1-й эскадрильи "Москас" у своего И-16 тип 5. Лето 1937 г.
Истребитель И-16 тип 5
И-16 тип 5.
Китайский И-16, захваченный японцами в Нанкине
И-16 тип 5 китайских ВВС с черным капотом мотора на промежуточной базе. При перелете группы И-16 на аэродром Гуйлинь в качестве самолета-лидировщика использовался транспортный C-47
Поступил сигнал тревоги, и советские летчики-добровольцы готовы к взлету на своих И-16
Истребители И-16 ВВС РККА
Трофеями гитлеровцев стали многочисленные устаревшие "ишаки".
Фотоснимок воздушного боя в Испании, сделанный из кабины франкистского бомбардировщика.
Кадры кинохроники запечатлевшие И-10 тип 5 из состава 25-го ИАП. Все самолёты на неубирающихся лыжах и на многих сдвижные фонари раннего образца.
Командир 2-й эскадрильи 25-го ИАП капитан Н.И.Журавлев (слева) и помощник командира 2-й эскадрильи 25-го ИАП старший лейтенант Я.И.Антонов (справа). Сзади виден И-16 тип 5 на лыжах с неснятыми колесами на основных стойках шасси
И-16 на лыжах в период битвы под Москвой зимой 1941-1942 годов
И-16 на заводе в Тампере, май 1942г.
Эвакуация поврежденного в воздушном бою И-16 из 26-го иап, весна 1942г.
Поврежденный И-16 N 33, ранее принадлежавший С.Кузнецову, попал в руки франкистов при захвате Хихона. Позже машина была восстановлена и отправлена в Германию для испытаний.
После поражения республиканцев франкисты включили захваченные в качестве трофеев И-16 в состав своих ВВС. На снимке - трофейные И-16 в цехе ремонтного завода, созданного в здании винного склада в городе Херес-де-ла-Фронтера, провинция Кадис.
Китайский И-16 тип 5, поврежденный при очередной бомбардировке
И-16 младшего лейтенанта Ф.П.Гусева из состава 3-й эскадрильи 26-го ИАП, потерпевший аварию при посадке на аэродром Углов 1 февраля 1940г. Обращает внимание сильная изношенность защитной краски на передней кромке крыльев.
На фото запечатлён наиболее пострадавший в результате аварии Циганенко И-16 (сер. №521А405). Восстановить машину было возможно только в заводских условиях. На крыле самолета хорошо видна белая полоса, введенная в декабре как элемент быстрого опознавания советских самолетов. В хвостовой части самолета видна лыжа, оторвавшаяся от истребителя Циганенко, но при этом сам истребитель на колесах.
Результат посадки лейтенанта Циганенко, "срубленные" хвосты сразу нескольких самолетов. Хорошо видно, что некоторых "ишачков" ударом развернуло почти на 90 градусов. И-16 "героя дня" лежит "на животе" между изувеченными самолетами.
Поврежденный в бою И-16. Аварийная посадка.
Скапотировавший И-16 стал немецким трофеем
Истребители И-16 тип 5, тактические №№10 и 13, и И-16 тип 10 №19, разбитые в результате летных происшествий или оставленные из-за технических неисправностей на аэродроме Млынув. Вероятно, одну из этих машин пилотировал капитан Гейбо в вечернем бою, а затем выполнил вынужденную посадку из-за боевых повреждений.
Летом 1942г. первоочередной задачей возглавляемых И.Еременко авиачастей были удары по наступающим на Кавказ войскам вермахта. Этот И-16 совершил вынужденную посадку в районе Ставрополя после одного из таких налетов
Франкистский офицер после отхода республиканцев из Каталонии осматривает И-16, сгоревший на аэродроме Вильяжуига. Возможно, именно эта машина принадлежала Антонио Ариасу.
Разгром. Брошенные республиканские самолеты на одном из аэродромов у французской границы. Февраль 1939 г.
Японские солдаты осматривают брошенную китайцами поврежденную авиатехнику. На переднем плане - И-16 тип 5, за ним - бомбардировщик Дуглас O-2MC
При отступлении части ВВС ЮЗФ оставили на аэродромах немало, в основном, поврежденных самолетов.
И-16 тип 5 младшего лейтенанта Ковалькова из состава 68-го ИАП, сбитый, по всей видимости, сержантом Л.Ниссиненом в воздушном бою 23 декабря 1939г.
А здесь врагам достался разбитый И-16 и поврежденный (пробоина в мотогондоле) Ил-4.
На бобруйском аэродроме
На бобруйском аэродроме
На бобруйском аэродроме
Разбитая авиатехника на захваченном гитлеровцами аэродроме Куплин в Белоруссии. На переднем плане И-16 из 33-го ИАП, за ним три И-15бис из 74-го ШАП
И-16 тип 5. Истребитель И-16, разработанный в конструкторском бюро, возглавляемом Николаем Николаевичем Поликарповым, - первый в мире серийный истребитель-моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. За свою жизнь самолет прошел много войн и конфликтов и по праву занял одно из ведущих мест в истории мировой авиации. Впервые И-16 пошли в бой в составе ВВС Республиканской Испании, показав полное превосходство над немецкими и итальянскими серийными истребителями франкистов. Об отношении летчиков противоборствующих сторон к этой маленькой юркой машине можно судить по присвоенным ей именам - республиканцы нарекли И-16 "Mosca" (мушка), а их противники - "Rata" (крыса). Однако наиболее известными прозвищами самолета стали "Ишак" и "Ишачок" - это за сложный характер дали ему советские летчики. На рисунке - И-16 тип 5 ВВС Республиканской Испании.
4) И-16 тип 5, 1934г.; 5) И-16 тип 6, 1937г.
1. И-16 тип 5, И-15 (ЦКБ-3); 2. И-16 тип 10, И-15бис (И-152); 3. И-16 тип 24, И-153; 4. И-17 бис, И-170 (проект); 5. И-180-3, И-190; 6. И-185 (01), И-195 (проект)
И-16 тип 5