Варианты
- Поликарпов - И-16 / ЦКБ-12 - 1933 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 5 (6) - 1934 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 10 (17) - 1937 - Россия
- Поликарпов - УТИ-4 - 1937 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 18 (29) - 1939 - Россия
И-16 тип 5 (6)
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
- тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
- тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
- тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
- тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
- тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
- тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
- тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
- тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
- тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.
Описание:
- И-16 тип 5 (6)
- И-16
Фотографии
-
АвиаМастер 2003-02 / В.Котельников - Было дело на Хасане... /Неизвестные страницы/
И-16 тип 5 - участник боев у озера Хасан.
-
Авиация и Время 2012-01 / А.Котлобовский, И.Сеидов - Затупившиеся мечи самураев (1)
И-16 тип 5 из 5-го ИАП 72-й ИАБр. Принимал участие в перехвате японских самолетов в мае 1940 г.
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
И-16 тип 5 (доработан под двигатель М-62 и четыре пулемета), Финская кампания, зима 1940г. На истребителе летал и был сбит зенитным огнем комэск 1-й эскадрильи 21-го ИАП м-р Какутин. Самолет окрашен сверху серебристой, снизу голубой краской. Обращает внимание нетиповое для тех лет обозначение побед и шеврон комэска.
-
История Авиации 33 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Боруздина из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ. аэродром Купля, зима 1939-1940 гг.
-
АвиаМастер 2007-04 / В.Кондратьев - Горькая победа /Наш анонс/
Два И-16 тип 5 из 2-й эскадрильи 70-го иап, осень 1938г. Голубые тактические номера и полосы на гаргроте являлись отличительным признаком самолетов этого подразделения. Голубая звезда вместо номера на вертикальном оперении, возможно, служила эмблемой командирской машины. Реконструкции по фотоснимкам из "аварийных актов"
-
История Авиации 33 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Новикова из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ, аэродром Купля, зима 1939-1940 гг. Большая часть вылетов 13-й ОИАЭ была направлена на обеспечение прикрытия манёвренной базы КБФ. Эскадрилья обладала достаточно внушительным потенциалом, располагая, например, 30 лётчиками, в распоряжении которых по состоянию на 20 февраля находилось 24 И-16, семь И-15бис и 11 "Чаек".
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5 мл. л-та Новикова из 13-й ОИАЭ ВВС КБФ
-
История Авиации 33 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
И-16 тип 5 из состава 25-го ИАП, ледовый аэродром Каннельярви.зима 1939-1940 гг.
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
И-16 тип 5 (доработанный) командира 13-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС КБФ майора Г.П.Губанова. Хорошо видно, что на самолете смонтирован неподвижный козырек пилотской кабины, но при этом на фюзеляже сохранились направляющие для сдвижного фонаря. Аэродром Купле, декабрь 1939г.
-
История Авиации 33 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Боруздина из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ, аэродром Купля, зима 1939-1940 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
Самолет И-16 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
-
История Авиации 35 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (4)
И-16 (сер. №521А405). из состава 26-го ИАП. Эта машина оказалась наиболее пострадавшей в результате аварии, произошедшей 26 декабря 1939 г. по вине начальника ПДС и командира звена 1-й эскадрильи 26-го ИАП лейтенанта В.С. Циганенко.
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / М.Тимин - Система обозначений самолетов ВВС КА накануне Великой Отечественной войны /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-16 тип 5 из 2-й эскадрильи 26-го ИАП. Потерпел аварию 30 января 1941 г. на аэродроме Углово. Пилот лейтенант М.И. Крикунов.
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
И-16 тип 5 младшего лейтенанта Ковалькова из состава 4-й эскадрильи 68-го ИАП, сбитый в воздушном бою 23 декабря 1939г. сержантом Л.Ниссиненом из LLv 24. Самолет совершил посадку у озера Муолянярви.
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / М.Тимин - Неизвестный подвиг летчика Михина
Реконструкция внешнего вида И-16 тип 5 лейтенанта Я.Ф. Михина
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
И-16 тип 5 из состава 25-го ИАП. Судя по маркировке на руле, эта машина использовалась для проверки техники пилотирования.
-
История Авиации 2000-04 / А.Булах - Небо Мадрида /Авиация в локальных войнах/ (1)
Самолет из эскадрильи советских добровольцев в Испании.
-
История Авиации 2000-05 / А.Булах - Небо Мадрида /Авиация в локальных войнах/ (2)
И-16 тип 5 неустановленной эскадрильи с надписью на борту "Не трогать". Предположительно зима 1936-1937гг.
-
АвиаМастер 2001-05 / В.Морозов - В небе двух войн. Летчик-истребитель Антонио Ариас /Авиация в лицах/
Регистрационный номер: CM-158 И-16 тип 5 Антонио Ариаса.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И-16 тип 5 "Моска" республиканских ВВС, 1936 г.
-
История Авиации 2002-01 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (1)
И-16 тип 5 командира 1-й эскадрильи "москас" старшего лейтенанта Сергея Тархова. Ноябрь 1936г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5 летчика В.Бочарова из ВВС республиканской Испании, 13 ноября 1936г.
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
Один из первых И-16 тип 5 ВВС республиканской Испании, конец 1936г.
-
Мировая Авиация 216
И-16 испанских республиканцев хорошо зарекомендовали себя во время гражданской войны. Этот И-16 Тип 5 служил в 4-й эскадрилье.
-
Мировая Авиация 216
Этот И-16 Тип 5 служил в испытательной группе ВВС испанских националистов в Куатро Виентос.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5 л-та Лиу Чешенга из 21-й АЭ ВВС Китая. Ханькоу, март 1938
-
Авиация и Время 2010-06 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (11)
И-16 тип 5 летчика Лиу Чи Шенга из 21-й АЭ ВВС Китая. Ханькоу, март 1938 г.
-
История Авиации 2000-05 / А.Булах - Небо Мадрида /Авиация в локальных войнах/ (2)
И-16 тип 6 из состава 1-й истребительной эскадрильи "Мошек". Аэродром Кампо XX (район Мадрида), декабрь 1936г. Некоторые источники указывают (в т.ч. фотографии), что И-16 первой партии были серебристого цвета с плохо закрашенными звездами на нижних поверхностях консолей. Это является косвенным свидетельством спешности доработки системы вооружения, проведенной перед отправкой истребителей на Пиренеи.
-
История Авиации 2001-06 / И.Гордельянов, М.Жирохов - Американские пилоты в Гражданской войне в Испании /В небесах мы летали одних/
Регистрационный номер: CM-023 И-16 тип 6 из состава 1-й эскадрильи "чато", входившей в 21-ю истребительную авиагруппу республиканских ВВС. На этом самолете летом 1937г. воевал Фрэнк Тинкер.
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
И-16 тип 6 советского добровольца Сергея Кузнецова, захваченный фалангистами в Хихоне и впоследствии проходивший испытания в Германии.
-
Авиация и Время 2002-01 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (2)
И-16 тип 6 из 46-го ИАП, 14-й СМАД
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / М.Лисов - Мемориальный музей Чкалова
И-16 под крылом АНТ-25
Другие самолёты на фотографии: Туполев, Сухой АНТ-25 / РД - Россия - 1933
-
Авиация и Космонавтика 2023-01 / В.Иванов - Как создавался И-16 (2)
ЦКБ-12бис с капотом Уоттпера
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
«Самолет № 54» у ворот ангара завода № 39. Он стал прототипом серийного И-16 тип 5
-
Мировая Авиация 9
31 декабря 1933г.: самолет конструкции Поликарпова ЦКБ-12 (И-16) стал первым в мире серийным истребителем-монопланом с закрытой кабиной и убираемым шасси.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
«Красная пятерка» в воздухе
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И-16 на авиационной выставке в Милане
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Первый пушечный вариант И-16 тип 12 (ЦКБ-12П). Обратите внимание на конфигурацию пушек. Лето 1936 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
ЦКБ-12П с пушечным вооружением. Лето 1936 г.
-
История Авиации 2000-04 / А.Булах - Небо Мадрида /Авиация в локальных войнах/ (1)
Первые И-16 на аэродроме Кампо XX под Мадридом. Ноябрь 1936г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
«Моска» республиканских ВВС, прикрывавший Картахену, из первой партии попавшей в Испанию в ноябре 1936г. Несмотря на довольно неплохое качество снимка, определить модификацию истребителя (двухпулеметный тип 5 или тип 6 с тремя стволами) практически невозможно.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
Один из первых И-16 в Испании
The I.16 Single-seater Fighter Monoplane, large numbers of which have been taking part in the Spanish Civil War on the Government side. The machine shown was one of many which have been captured by the Nationalists.
The extraordinary little I-16 single-seater fighter. This Russian type met with considerable success in Spain. It has four machine guns. -
АвиаМастер 2001-05 / В.Котельников - "Потез" - хороший самолет /Монография/
В Испании "Потезы" часто летали на задания в сопровождении И-16.
Другие самолёты на фотографии: Potez Potez 54 - Франция - 1933
-
История Авиации 2000-05 / А.Булах - Небо Мадрида /Авиация в локальных войнах/ (2)
И-16, пилотируемые советскими летчиками, демонстрируют высший пилотаж жителям Мадрида. 19 ноября 1936г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / В.Морозов - Русский испанец
В полете пара республиканских И-16 тип 5. Газетный снимок 1937 г.
-
История Авиации 2000-05 / А.Булах - Небо Мадрида /Авиация в локальных войнах/ (2)
Советские пилоты позируют на фоне модернизированного И-16 тип 6. (Республиканские летчики на фоне И-16 тип 5 ???) Осень 1937 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5, захваченный франкистами под Мадридом 3 ноября 1936 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Ставший трофеем франкистов И-16 тип 5. Аэродром Куатро Вьентос под Мадридом, 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / В.Морозов - Русский испанец
Один из пилотов 1-й эскадрильи "Москас" у своего И-16 тип 5. Лето 1937 г.
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Истребитель И-16 тип 5
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Советский летчик позирует возле И-16 из состава ВВС Китая
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Китайский И-16 тип 5. ШКАСы в крыле заменены пулеметами «Виккерс»
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Японцы осматривают И-16, захваченный в Нанкине. 22 декабря 1937 г.
-
Авиация и Время 2011-03 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (14)
Китайский И-16, захваченный японцами в Нанкине
-
Авиация и Время 2011-02 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (13)
И-16 тип 5 китайских ВВС с черным капотом мотора на промежуточной базе. При перелете группы И-16 на аэродром Гуйлинь в качестве самолета-лидировщика использовался транспортный C-47
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Китайские И-16 на полевом аэродроме
-
Авиация и Время 2011-02 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (13)
Поступил сигнал тревоги, и советские летчики-добровольцы готовы к взлету на своих И-16
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5 с надвигаемыми пилотскими фонарями и установленными кинофотопулеметами из состава 61-й авиабригады ВВС Балтфлота
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Истребители И-16 ВВС РККА
-
АвиаМастер 2002-01 / М.Солонин - Куда улетели сталинские соколы? /Дискуссия/
Трофеями гитлеровцев стали многочисленные устаревшие "ишаки".
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП на аэродроме Ораны, 22 июня 1941 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5 в одном строю с истребителями Як-7. Черноморский флот, 1942 г.
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-7 - Россия - 1941
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Газующий перед стартом УТИ-4, стоящий в строю с боевыми И-16. 1942г.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов УТИ-4 - Россия - 1937
-
АвиаМастер 2003-04 / С.Абросов - Судьба "Испанца". Летчик-истребитель Михаил Федосеев /Авиация в лицах/
Фотоснимок воздушного боя в Испании, сделанный из кабины франкистского бомбардировщика.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D - Германия - 1935
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
УТИ-4 в одном строю с И-16
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов УТИ-4 - Россия - 1937
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Смешанное звено И-16 и УТИ-4 ВВС ЧФ в тренировочном полете, лето 1941г.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов УТИ-4 - Россия - 1937
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Пилоты черноморских "ишаков" учатся атаковать наземные цели с пикирования.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов УТИ-4 - Россия - 1937
-
История Авиации 33 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
Кадры кинохроники запечатлевшие И-10 тип 5 из состава 25-го ИАП. Все самолёты на неубирающихся лыжах и на многих сдвижные фонари раннего образца.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Вверху - И-16 тип 5 "Свободу угнетённым" Героя Советского Союза майора Губанова Георгия Петровича. Внизу - И-16 тип 5 из 13-й ОИАЭ. Зима 1939-40 годов
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
Командир 2-й эскадрильи 25-го ИАП капитан Н.И.Журавлев (слева) и помощник командира 2-й эскадрильи 25-го ИАП старший лейтенант Я.И.Антонов (справа). Сзади виден И-16 тип 5 на лыжах с неснятыми колесами на основных стойках шасси
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / М.Тимин - Дмитрий Кокорев - герой второго тарана 22 июня 1944г. /Авиация и люди/
Звено 41-го ИАП. Командир звена Кукушкин ставит задачу младшим лейтенантам Кокореву (в центре) и Чеснокову. Белосток, зима 1939-1940 гг.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5 с неподвижным козырьком и прицелом ОП-1
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И-16 на лыжах в период битвы под Москвой зимой 1941-1942 годов
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5 авиации Балтфлота на стартовой линейке
-
Flight 1940-03 / Flight
The cowling over the Cyclone-type engine of a Russian I-16 single-seater fighter as used extensively in Finland. This machine has two heavy machine guns and two rifle-bore weapons.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Регистрационный номер: IR-101 Финский И-16 на одной стоянке с MS-302 и He 115. Тампере, май 1942г.
Другие самолёты на фотографии: Heinkel He-115 - Германия - 1937Morane-Saulnier MS.405/406/410C1 - Франция - 1935
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / М.Лисов - Народный авиационный музей в Приморье
Приборная доска И-16
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Эвакуация И-16 тип 5 на грузовике ЗИС-5
-
АвиаМастер 2001-03 / М.Морозов - Несостоявшийся Перл-Харбор или почему потерпела крах операция "Айсштосс" /На фронтах Великой Отечественной/
Эвакуация поврежденного в воздушном бою И-16 из 26-го иап, весна 1942г.
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
Поврежденный И-16 N 33, ранее принадлежавший С.Кузнецову, попал в руки франкистов при захвате Хихона. Позже машина была восстановлена и отправлена в Германию для испытаний.
-
Мировая Авиация 158
После поражения республиканцев франкисты включили захваченные в качестве трофеев И-16 в состав своих ВВС. На снимке - трофейные И-16 в цехе ремонтного завода, созданного в здании винного склада в городе Херес-де-ла-Фронтера, провинция Кадис.
-
Авиация и Время 2011-01 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (12)
Китайский И-16 тип 5, поврежденный при очередной бомбардировке
-
История Авиации 35 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (4)
И-16 младшего лейтенанта Ф.П.Гусева из состава 3-й эскадрильи 26-го ИАП, потерпевший аварию при посадке на аэродром Углов 1 февраля 1940г. Обращает внимание сильная изношенность защитной краски на передней кромке крыльев.
-
История Авиации 35 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (4)
На фото запечатлён наиболее пострадавший в результате аварии Циганенко И-16 (сер. №521А405). Восстановить машину было возможно только в заводских условиях. На крыле самолета хорошо видна белая полоса, введенная в декабре как элемент быстрого опознавания советских самолетов. В хвостовой части самолета видна лыжа, оторвавшаяся от истребителя Циганенко, но при этом сам истребитель на колесах.
-
История Авиации 35 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (4)
Результат посадки лейтенанта Циганенко, "срубленные" хвосты сразу нескольких самолетов. Хорошо видно, что некоторых "ишачков" ударом развернуло почти на 90 градусов. И-16 "героя дня" лежит "на животе" между изувеченными самолетами.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5 из 61-й авиабригады, получивший повреждение от зенитного огня над о. Бьерке. 4 февраля 1940 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / М.Тимин - Неизвестный подвиг летчика Михина
Подпись к снимку гласит: «Летчик Михин у своего моноплана после посадки на полевом аэродроме. Здесь собрались авиатехники и инженеры, изумленные необычайной поломкой крыла». Автор фото - фронтовой корреспондент Л. Коробов
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / М.Тимин - Неизвестный подвиг летчика Михина
Лейтенант Михин на фоне хвостового оперения его И-16. Подпись в журнале «Смена» гласила: «Летчик Михин вернулся после воздушного боя на полевой аэродром»
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / М.Тимин - Неизвестный подвиг летчика Михина
Страница из журнала «Смена» №2/1941 г.
Другие самолёты на фотографии: Gloster Gladiator - Великобритания - 1934
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП, уничтоженные или поврежденные на вильнюсском аэродроме Парубанек, 22 июня 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП, уничтоженные или поврежденные на вильнюсском аэродроме Парубанек, 22 июня 1941 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5, скапотировавший при посадке на степном аэродроме
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 5 после вынужденной посадки на контролируемой финнами территории. Район Ладоги, 10 декабря 1941 г.
-
АэроХобби 1994-01 / И.Гуляс - Победы советских летчиков первого дня войны /Аэроархив/
Поврежденный в бою И-16. Аварийная посадка.
-
Авиация и Время 2002-01 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (2)
Скапотировавший И-16 стал немецким трофеем
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
Истребители И-16 тип 5, тактические №№10 и 13, и И-16 тип 10 №19, разбитые в результате летных происшествий или оставленные из-за технических неисправностей на аэродроме Млынув. Вероятно, одну из этих машин пилотировал капитан Гейбо в вечернем бою, а затем выполнил вынужденную посадку из-за боевых повреждений.
-
История Авиации 2000-02 / М.Антилевский - Авиация генерала Власова /Расколотое небо/
Летом 1942г. первоочередной задачей возглавляемых И.Еременко авиачастей были удары по наступающим на Кавказ войскам вермахта. Этот И-16 совершил вынужденную посадку в районе Ставрополя после одного из таких налетов
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / М.Тимин - Система обозначений самолетов ВВС КА накануне Великой Отечественной войны /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-16 тип 5 из 2-й эскадрильи 26-го ИАП. Потерпел аварию 30 января 1941 г. на аэродроме Углово. Пилот лейтенант М.И. Крикунов.
-
АвиаМастер 2001-05 / В.Морозов - В небе двух войн. Летчик-истребитель Антонио Ариас /Авиация в лицах/
Франкистский офицер после отхода республиканцев из Каталонии осматривает И-16, сгоревший на аэродроме Вильяжуига. Возможно, именно эта машина принадлежала Антонио Ариасу.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / В.Морозов - Русский испанец
Разгром. Брошенные республиканские самолеты на одном из аэродромов у французской границы. Февраль 1939 г.
-
Авиация и Время 2011-01 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (12)
Японские солдаты осматривают брошенную китайцами поврежденную авиатехнику. На переднем плане - И-16 тип 5, за ним - бомбардировщик Дуглас O-2MC
Другие самолёты на фотографии: Douglas O-2 / BT - США - 1924
-
Air Enthusiast 1994-12 / J.Rajlich, J.Sehnal - 'Tatra Eagles'
One of the Polikarpov I-16 fighters shot down by Sgt Jozef Drlicka of the 12 Fighter Flight during an air battle over Gornostaypol of September 7, 1941.
-
Авиация и Время 2003-04 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (6)
При отступлении части ВВС ЮЗФ оставили на аэродромах немало, в основном, поврежденных самолетов.
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
И-16 тип 5 младшего лейтенанта Ковалькова из состава 68-го ИАП, сбитый, по всей видимости, сержантом Л.Ниссиненом в воздушном бою 23 декабря 1939г.
-
АвиаМастер 2002-01 / М.Солонин - Куда улетели сталинские соколы? /Дискуссия/
А здесь врагам достался разбитый И-16 и поврежденный (пробоина в мотогондоле) Ил-4.
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-4 / ДБ-3Ф - Россия - 1939
-
АвиаПарк 2009-02 / М.Тимин, И.Злобин - Тайна бобруйского аэродрома /Неизвестные страницы истории/
На бобруйском аэродроме
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-4 / ДБ-3Ф - Россия - 1939
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
Разбитая авиатехника на захваченном гитлеровцами аэродроме Куплин в Белоруссии. На переднем плане И-16 из 33-го ИАП, за ним три И-15бис из 74-го ШАП
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-15бис / И-152 - Россия - 1937
-
Мировая Авиация 158
Регистрационный номер: CM-125 И-16 тип 5. Истребитель И-16, разработанный в конструкторском бюро, возглавляемом Николаем Николаевичем Поликарповым, - первый в мире серийный истребитель-моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. За свою жизнь самолет прошел много войн и конфликтов и по праву занял одно из ведущих мест в истории мировой авиации. Впервые И-16 пошли в бой в составе ВВС Республиканской Испании, показав полное превосходство над немецкими и итальянскими серийными истребителями франкистов. Об отношении летчиков противоборствующих сторон к этой маленькой юркой машине можно судить по присвоенным ей именам - республиканцы нарекли И-16 "Mosca" (мушка), а их противники - "Rata" (крыса). Однако наиболее известными прозвищами самолета стали "Ишак" и "Ишачок" - это за сложный характер дали ему советские летчики. На рисунке - И-16 тип 5 ВВС Республиканской Испании.
-
Flight 1939-03 / Flight
I.16 (Russia)
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
4) И-16 тип 5, 1934г.; 5) И-16 тип 6, 1937г.
-
Авиация и Время 2005-06 / Ю.Гугля - Истребитель И-190: биплан в эпоху монопланов
1. И-16 тип 5, И-15 (ЦКБ-3); 2. И-16 тип 10, И-15бис (И-152); 3. И-16 тип 24, И-153; 4. И-17 бис, И-170 (проект); 5. И-180-3, И-190; 6. И-185 (01), И-195 (проект)
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-15 - Россия - 1933Поликарпов И-153 - Россия - 1938Поликарпов И-15бис / И-152 - Россия - 1937Поликарпов И-16 тип 10 (17) - Россия - 1937Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939Поликарпов И-17 - Россия - 1934Поликарпов И-170 - Россия - 1939Поликарпов И-180 - Россия - 1938Поликарпов И-185 - Россия - 1940Поликарпов И-190 - Россия - 1939Поликарпов И-195 - Россия - 1940
Тип фотографий
- Все фото (131)
- Боковые проекции (34)
- Цветные фото (3)
- Ч/б фото (51)
- Кабина (2)
- Обломки (34)
- Модели, рисунки, схемы (7)