Варианты
- Поликарпов - И-16 / ЦКБ-12 - 1933 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 5 (6) - 1934 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 10 (17) - 1937 - Россия
- Поликарпов - УТИ-4 - 1937 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 18 (29) - 1939 - Россия
И-16 тип 10 (17)
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
- тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
- тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
- тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
- тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
- тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
- тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
- тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
- тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
- тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.
Описание:
- И-16 тип 10 (17)
- И-16
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / М.Тимин - Наследник Нестерова
Истребитель И-16 тип 10 из состава 29-го ИАП
-
История Авиации 2002-02 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (2)
И-16 тип 10 из состава 22-го истребительного полка. Возможно именно на этом истребителе летал старший лейтенант В.Г.Рахов.
-
История Авиации 33 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
Довольно интересный образец западного мифотворчества. Согласно информации, опубликованной в журнале "Scale aviation Modeller" (сентябрь 2006 г.) этот И-16 тип 10 в 1939г. принадлежал некоему А.Бразовцу (A.Brazovets) из 7-го ИАП. Однако, согласно имеющимся в распоряжении автора архивным документам, никакого А.Бразовца в 7-м ИАП в указанное время не было. Если подобная окраска действительно имела место (в принципе, ничего необычного в ней нет), то И-16 тип 10 с белым или желтым номером из состава 7-го ИАП мог принадлежать только лейтенату А.Я.Зуеву
-
АвиаМастер 2002-06 / В.Кондратьев - Краски Халхин-Гола /Боевая палитра/
И-16 тип 10 одного из советских авиаполков на Халхин-Голе. Самолет несет двузначный тактический номер с цифрами разных цветов и размеров. Дополнительными обозначениями являются цветной кок винта и законцовка киля. Желтый цвет кока и законцовки дан предположительно, возможна также голубая, серебристая или серая окраска.
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / М.Тимин - Дмитрий Кокорев - герой второго тарана 22 июня 1944г. /Авиация и люди/
И-16 из состава 2-й эскадрильи 124-го ИАП. Самолет был разбит в аварии младшим лейтенантом Н.И. Лысенко 25 мая 1941 г. После взлета на перехват нарушителя границы с аэродрома Ломжа из-за плохого самочувствия пилот решил приземлиться на аэродроме Замбрув, но не рассчитал на посадке, и врезался в дерево. Реконструкция по фото из аварийного акта
-
АвиаМастер 2004-04 / М.Быков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (1)
И-16 тип 10 "красная 15" сержанта Ф.З.Калугина (будущий ГСС в составе 42-го гиап), лето 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
Самолет И-16 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 10 из 728-го ИАП ВВС Калининского фронта. Начало 1942 г.
-
АвиаМастер 2004-01 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Демянск - предтеча Сталинграда /На фронтах Великой Отечественной/
И-16 тип 10 из состава 728-го иап ВВС 3-й Ударной армии.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
Регистрационный номер: CM-193 [3] И-16 тип 10 "Супер Моска". 1938 г. Самолет командира 3-й аэ Хосе Браво
-
Мировая Авиация 158
Регистрационный номер: CM-193 [3] В начале гражданской войны в Испании именно И-16 способствовали завоеванию и удержанию республиканцами превосходства в воздухе. На рисунке - И-16 тип 10 "Super Mosca" с эмблемой ("шесть - шесть") 3-й эскадрильи "Москас" (3a Escuadrilla de Mosca), Альбасете, лето 1937 года.
-
Мировая Авиация 90
Регистрационный номер: CM-193 [3] Этот И-16 Super Mosca из 3-й эскадрильи истребителей, опознаваемый по эмблеме "Шестерка-дубль" на киле, летал в Альбасете в 1937 году.
-
АвиаМастер 2003-04 / С.Абросов - Судьба "Испанца". Летчик-истребитель Михаил Федосеев /Авиация в лицах/
Регистрационный номер: CM-199 И-16 тип 10 "Супер Чато" из 5-й истребительной эскадрильи испанских республиканских ВВС, в которой осенью 1938-го воевал Михаил Федосеев. Истребитель окрашен сверху и с боков в темно-зеленый цвет с голубыми нижними поверхностями. Капот и кок винта - черные. Лопасти - неокрашенный полированный металл. Республиканские опознавательные знаки - красная полоса вокруг фюзеляжа, красные законцовки крыльев и красно-желто-фиолетовые полосы на руле поворота. Справа - "одноногий пеликан" - эмблема 5-й эскадрильи.
-
История Авиации 2002-01 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (1)
Регистрационный номер: CM-222 И-16 тип 10, принадлежавший Сабино Кортизо Бертоло.
-
АвиаМастер 2001-05 / В.Морозов - В небе двух войн. Летчик-истребитель Антонио Ариас /Авиация в лицах/
Регистрационный номер: CM-260 [5] И-16 тип 10 Антонио Ариаса.
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
Регистрационный номер: CM-260 [5] И-16 тип 10 аса республиканских ВВС Антонио Ариаса, 1938г.
-
Air Enthusiast 1972-03 / Model enthusiast
I-16 Type 10 of Spanish Grupo Num 21 (1938).
-
АвиаМастер 2002-06 / В.Кондратьев - Краски Халхин-Гола /Боевая палитра/
И-16П (тип 17) младшего лейтенанта Каталова из 22-го иап, потерпевший аварию на аэродроме Баин-Тумен в начале 1940г. Серебристая полоса вокруг фюзеляжа - символ быстрой идентификации самолетов 22-го полка, установленный в период боев на Халхин-Голе.
-
История Авиации 33 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
По всей видимости именно так мог выглядеть И-16 тип 17 из состава 7-го ИАП, принадлежавший старшему политруку И.С.Хотилеву.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / М.Тимин - Наследник Нестерова
Истребитель И-16 тип 17 из состава 29-го ИАП
-
АвиаМастер 2004-07 / М.Быков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (3)
И-16 тип 17 командира эскадрильи старшего лейтенанта Г.Жуйкова.
-
АвиаМастер 2004-07 / М.Быков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (3)
И-16 тип 17 младшего лейтенанта Н.Кузнецова.
-
Мировая Авиация 1
И-16 был основным истребителем советских ВВС, выступившим на защиту своей Родины. Хотя внешне этот самолет сильно проигрывал элегантному Messerschmitt Bf109, в умелых руках эта машина становилась грозным оружием. На этом И-16 над Финским заливом успешно воевал старший лейтенант А. Г. Ломакин из 21-го полка истребительной авиации.
-
АвиаПарк 2008-02 / И.Сеидов - Полвойны на "Ишаке", полвойны на "Яке" /Авиация в лицах/
И-16 из состава 975-го ИАП, на котором Г.А.Шадрин воевал с ноября 1942г. до весны 1943г.
-
Air Enthusiast 1972-03 / Model enthusiast
Chinese Type 10, Hankow (1939).
-
Мировая Авиация 158
В 1937 году две эскадрильи И-16 были поставлены в Китай. На рисунке - самолет из состава 4-го истребительного авиакрыла, дислоцировавшегося зимой 1937 года в провинции Шаньси на севере Китая. Японские летчики называли И-16 "Abu" (овод).
-
Мировая Авиация 41
И-16 имел новаторскую конструкцию. Он являлся первым в мире серийным одноместным истребителем монопланной схемы со свободнонесущим крылом и убираемым шасси. Этот четырехпулеметный И-16 тип 10 зимой 1937-1938 годов числился в 4-м истребительном крыле китайских ВВС в Ханькоу, провинция Шанси.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Регистрационный номер: VH-21 Трофейный И-16 тип 18. Использовался в марте-апреле 1941г. в LLv 24 ВВС Финляндии
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Один из последних И-16 тип 10 из состава ВВС Испании. Самолет использовался до 14 апреля 1953г.
-
Air Enthusiast 2006-07 / F.Willemsen - Iberian Classics /History on the wing/
Регистрационный номер: CM-249 The pride of the FIO: the Polikarpov I-16 'Rata'.
-
Авиация и Космонавтика 2020-01 / Г.Серов - Рожденные для боя (1)
Истребитель И-16 с двигателем М-25В с двумя турбокомпрессорами ТК-1
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И-16 тип 10 с шестью пусковыми установками PC под крылом
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Испытания И-16 (сер. №1021781), оборудованного радиостанцией РСИ-3. Открыт бортовой люк размерами 400 x 550 мм. Он был внедрен в серийное производство на более поздних типах
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
Первый прототип И-16 тип 17 на испытаниях.
И-16 прошел путь от истребителя с легким пулеметным вооружением до варианта с двумя 20-мм пушками и пулеметами. Хотя он имел убираемое шасси, к началу войны он уже устарел - открытая кабина и небольшие размеры планера ограничивали его модернизационный запас. -
История Авиации 36 / П.Каминский, С.Спичак - Пушки "Испано" /Авиационное оружие/
И-16 тип 17 головной серии на убираемом лыжном шасси. Госиспытания, февраль 1939 г. (ноябрь-декабрь 1938 г. ???)
И-16 тип 17, вооруженный двумя 20-мм пушками, стволы которых сильно выступают из передней кромки крыла -
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Пушка ШВАК, установленная на И-16 тип 17
-
Авиация и Космонавтика 2020-01 / Г.Серов - Рожденные для боя (1)
Установка пушки ШВАК на истребитель И-16
-
История Авиации 33 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
Убираемые лыжи появились на И-16 начиная с четырехпулеметной модификации тип 10 и пушечной тип 17. В отличие от раннего неубираемого варианта, использовавшегося на типе 5, их применение позволило минимизировать потери в скорости.
-
Авиация и Время 2012-05 / В.Морозов - Антонио Ариас. Один из асов Испанской войны 1936-39гг.
Республиканские летчики на фоне И-16 тип 10. Осень 1937 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Республиканские механики 4-й эскадрильи возле И-16
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Регистрационный номер: CM-177 [2] Обычная сценка на аэродроме 4-й эскадрильи испанских республиканских ВВС. На заднем плане - И-16 тип 10 с характерным рисунком на киле - морячком Попельей - персонажем популярного в 30-е годы мультфильма. Судя по фотографиям, подобные рисунки были на большинстве самолетов этой эскадрильи, за исключением Антонио Ариаса, который не наносил на свои машины никаких персональных эмблем. Лето 1938 г.
-
Мировая Авиация 102
Регистрационный номер: CM-177 [2] Гражданская война в Испании. 18 июля 1936г.: гражданская война в Испании началась с мятежей в 12 военных гарнизонах в самой Испании и пяти - в Марокко. Война длилась до 1939 года, Франция и Великобритания проводили политику невмешательства, Германия и Италия помогали националистам, а СССР - республиканцам. Последние три государства направили в Испанию военные самолеты, летчиков и техников. На фотографии - республиканские летчики отдыхают у самолета И-16 с эмблемой подразделения 3a Escuadrilla de Mosca, которое в 1937 году базировалось в Альбасете.
-
АвиаМастер 2001-05 / В.Морозов - В небе двух войн. Летчик-истребитель Антонио Ариас /Авиация в лицах/
"Супер моска", построенный на испанском авиационном заводе. В отличие от машин, прибывавших из СССР и имевших стандартную для советских ВВС темно-зеленую окраску, эти истребители несли двухцветный песочно-зеленый или песочно-коричневый камуфляж. Несколько таких самолетов поступило в 4-ю эскадрилью в конце 1938 года.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / В.Морозов - Русский испанец
Франкистские летчики и немцы из легиона «Кондор» фотографируются на фоне трофейного И-16 тип 10 - это явно машина или испанской сборки, или прошедшая капремонт с заменой обшивки, поскольку большинство самолетов были зелено-голубыми, без камуфляжа. Начало 1939 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Пилот забирается в кабину своего «моска»
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Регистрационный номер: CM-225 И-16 тип 10 из 7-й эскадрильи ВВС республиканской Испании
-
Мировая Авиация 67
Появление в 1934 году истребителя Поликарпова И-16 стало значительным шагом вперед в развитии мирового авиастроения. В то же время самолет обладал рядом конструктивных недостатков (открытая кабина летчика, ручной привод уборки шасси). Опыт воздушных боев в Испании выявил превосходство немецкого Bf109 над И-16.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / В.Морозов - Русский испанец
Регистрационный номер: CM-260 [5] В экспозиции мадридского авиационного музея на аэродроме Куатро Виентос демонстрируется И-16 тип 10 в "символической" окраске. Правый борт машины окрашен в камуфляж послевоенных франкистских ВВС, а левый воспроизводит машину республиканских ВВС, а именно - борт CM-260 комэска 4-й аэ. Антонио Ариаса.
-
Авиация и Время 2012-05 / В.Морозов - Антонио Ариас. Один из асов Испанской войны 1936-39гг.
Регистрационный номер: CM-260 [5] И-16 тип 10 в "символической" окраске воспроизводит левый борт машины командира 4-й эскадрильи республиканских ВВС А. Ариаса. Музей Museo del Air Cuatro Vientos Air Base. Мадрид, 2011 г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / В.Морозов - Русский испанец
Регистрационный номер: CM-260 [5] Механик С. Дуран встречает А. Ариаса после вылета. Каталония. Лето-осень 1938 г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / В.Морозов - Русский испанец
Друг и коллега А. Ариаса зам. командира 21-й истребительной авиагруппы Хосе Мария Браво у своего И-16 тип 10 с американским двигателем после боевого вылета. Каталония, осень 1938 г. Летчик показывает механику пулевые пробоины. На плече Х.М. Браво держит тяжеленное кожаное пальто на меху, без которого были невозможны высотные полеты в открытой кабине
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / В.Морозов - Русский испанец
Республиканский И-16 тип 10. подсоединенный к автостартеру. Осень 1938 г.
-
АвиаМастер 2003-04 / С.Абросов - Судьба "Испанца". Летчик-истребитель Михаил Федосеев /Авиация в лицах/
"Супер-Чатос" выруливают на взлет. Испания, 1938 год.
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Пухлов - Летавшие на "Ишачках" /Советские асы начала войны/
И-16 тип 10 во время боев с японцами у реки Халхин-Гол в Монголии в 1939 г.
-
АвиаМастер 2007-04 / В.Кондратьев - Горькая победа /Наш анонс/
Самолеты И-16 тип 10 из 70-го иап на одном из монгольских аэродромов, лето 1939г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Истребители И-16 тип 10 70-го ИАП ВВС РККА на полевом аэродроме в районе реки Халхин-Гол. Лето 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И-16, вооруженные реактивными снарядами, стартуют с Моздокского аэродрома (на одном из аэродромов в Крыму ???)
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Выруливает И-16 тип 17 сержанта М.И. Васильева (22 победы в воздушных боях) из 4-го ГИАП Балтфлота. Новая Ладога, весна 1942 г.
-
АвиаМастер 2004-07 / М.Быков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (3)
И-16 тип 17 младшего лейтенанта Н.Кузнецова, осень 1941г.
-
Авиация и Время 1996-04 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (2)
Многие советские самолеты были быстро уничтожены потому, что стояли скученно и без всякой маскировки
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Учебная тревога в подразделений, вооруженном истребителями И-16 тип 10
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / В.Урвачев - Не вернулись с боевого задания
Подъем по тревоге полка И-16
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Пухлов - Летавшие на "Ишачках" /Советские асы начала войны/
Комполка П.Ф. Чупиков принимает доклад летчика Шлепова у камуфлированного истребителя И-16 тип 17
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Летчики А.А. Мурмылов, И.П. Сахаров, П.Г. Митягин на фоне И-16 тип 10
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Советские летчики обсуждают прошедший боевой вылет.
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Пухлов - Летавшие на "Ишачках" /Советские асы начала войны/
В.Батяев (слева) и Г.Волынцев у истребителя И-16
-
История Авиации 2002-02 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (2)
Группа летчиков-истребителей из состава 22-го ИАП в перерывах между боями. Второй справа Виктор Рахов, Халхин-Гол, лето 1939г.
-
АвиаМастер 2002-06 / В.Кондратьев - Краски Халхин-Гола /Боевая палитра/
Группа советских летчиков на фоне И-16 тип 10. Самолет имеет стандартную зеленую окраску с голубым или серебристым низом. На руле поворота - тактический номер (скорее всего - двойка), а на киле - тонкая белая идентификационная полоса.
Soviet pilot V Rakhov talking through a combat during the 1939 Halhin Gol campaign. Behind sits a Polikarpov I-16. -
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Пилоты в перерыве между боями «режутся» в домино
-
Мировая Авиация 158
Довелось И-16 сражаться и с японцами. Во время конфликта на реке Халхин-Гол в Монголии в мае - сентябре 1939 года именно летчики И-16 способствовали разгрому вражеской авиационной группировки и завоеванию превосходства в воздухе. Воздушные схватки над монгольскими степями не знали тогда аналогов в истории.
Советские летчики около истребителя И-16 играют в домино в период затишья боев в долине реке Халхин-Гол, лето 1939 года. -
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Морские летчики возле своих И-16 тип 17
-
Мир Авиации 2000-02 / М.Морозов - Военно-воздушные силы Тихоокеанского флота в войне с Японией /Война в воздухе/
Политинформация в 19-м иап 10-й бабр ВВС ТОФ, сентябрь 1942г. И-16 оставался основным истребителем ТОФ до второй половины 1944г.
-
История Авиации 36 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (5)
Группа лётчиков из состава 4-й эскадрильи 7-го ИАП возле истребителя И-16 тип 10. Слева на право: младший лейтенант Б.С.Кульбацкий, лейтенант П.А.Покрышев, капитан М.М.Кидалинский, командир 4-й эскадрильи - старший лейтенант Ф.И.Шинкаренко и младший лейтенант Борисов.
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
Командиру 4-й эскадрильи 7-го ИАП старшему лейтенанту Ф.И.Шинкаренко принадлежит честь первому сбить вражеский самолет в ходе Зимней войны, по итогам которой он был удостоен звания Герой Советского Союза. На фото он запечатлен возле И-16 тип 10.
-
АвиаМастер 2004-07 / М.Быков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (3)
Командир эскадрильи старший лейтенант Г.Жуйков на фоне И-16 тип 17, оснащенного радиостанцией. На истребителе заметен износ лакокрасочного покрытия.
Оцененная и вовремя подхваченная Ерлыкиным идея старшего лейтенанта 3-й эскадрильи 7го ИАП Григория Сергеевича Жуйкова дала жизнь "полевой модификации" И-16 тип 18 в варианте истребителя-бомбардировщика с бомбой ФАБ-100. Сам рационализатор по итогам советско-финляндской войны был награжден орденом "Красная звезда". Данный снимок сделан в сентябре 1941 г., когда Жуйков воевал в составе 191-го ИАП. -
АвиаМастер 2004-07 / М.Быков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (3)
На фото запечатлены самые результативные пилоты «Ишачков» 191-го ИАП. Слева направо: Г.С. Жуйков - 7 сбитых лично, В.М. Добровольский - 6(5+1) по другим данным - 3 лично сбитых, A. П. Савченко - 9(4+5) сбитых, И.П. Грачев - 10 (6+4) сбитых, будущий Герой Советского Союза Н.Ф. Кузнецов - 12 (8+4) сбитых, и B. А. Плавский - 10 (8+2) сбитых. Хорошо видна белая "пилотка" и часть красного (?) с белой обводкой номера "8" на руле поворота.
-
АвиаПарк 2008-02 / И.Сеидов - Полвойны на "Ишаке", полвойны на "Яке" /Авиация в лицах/
Личный состав 2-й эскадрильи 975-го ИАП, Сухуми, лето 1942г.
-
АвиаПарк 2008-02 / И.Сеидов - Полвойны на "Ишаке", полвойны на "Яке" /Авиация в лицах/
Летчики 975-го ИАП возле истребителя И-16, 1943 год
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Пухлов - Летавшие на "Ишачках" /Советские асы начала войны/
Летчики 33-го ИАП у самолета И-16. Довоенное фото
Николай Клепиков (справа в нижнем ряду) с группой летчиков 40-го ИАП -
Авиация и Космонавтика 2010-09 / Е.Арсеньев - В едином строю (1)
Скоростной истребитель И-16 (тип 10) с мотором М-25В имел максимальную скорость 448 км/ч на высоте 3160 м.
-
Авиация и Космонавтика 2007-08 / М.Никольский - 28-й гв. иап
Истребитель И-16 из 153-го ИАП, Ленинградский фронт, осень 1941г.
-
АвиаМастер 2004-04 / М.Быков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (1)
Сержант З.Калугин в кабине своего И-16 тип 10 с красной цифрой "15" на руле поворота. Лето 1941г.
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
Пропаганда - тоже оружие! За время войны советская авиация вместе с тысячами тонн бомб сбросила на территории противника миллионы листовок и газет. Истребители также не избежали участия в подобных акциях. На снимке: военком 2-й эскадрильи 25-го ИАП старший политрук А.А.Ивашкин перед вылетом на боевое задание берет в кабинк своего И-16 увесистую пачку "умного, доброго и вечного". К сожалению, практически никакого воздействия на противника советская пропаганда не оказала.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Заправка И-16 тип 10 маслом
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
И-16 тип 10 ВВС МНР. Видно, что на «ишаке» демонтированы крыльевые пулеметы, а опознавательные знаки выполнены по типу монгольских Ил-2 - эмблема соембо белого или желтого цвета нанесена на окрашенный в красный цвет киль. Справа виден И-15бис, на котором соембо желтого цвета вписана в пятиконечную звезду на киле, сама звезда с белой или желтой окантовкой. Не ранее 1945 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Китайский пилот у И-16 тип 10. 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2000-09 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (8)
Редкий снимок нетрадиционного написания номера на борту И-16. Китайский летчик позирует у своей "ласточки". 1941г., аэродром в провинции Сычуань
-
Авиация и Время 2008-04 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (5)
Для перелетов из СССР в Китай И-16 оснащали подвесными баками
-
Авиация и Время 2010-04 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (9)
Линейка И-16 в Китае, на переднем плане - УТИ-4
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов УТИ-4 - Россия - 1937
-
Авиация и Время 2008-04 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (5)
Ремонт переданных Китаю истребителей
-
Авиация и Космонавтика 2004-07 / А.Демин - Датаншань - Монино по-китайски
Реплика истребителя И-16
-
Авиация и Космонавтика 2000-11 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (10)
Захваченный японцами И-16 с "хинамару" на крыльях
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Неисправный И-16, захваченный немцами на советском аэродроме.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
На крыле И-16 отметина от японского самолета, таранным ударом
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Авария И-16 с двигателем M-25B. 11 марта 1939 г.
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
Даже наличие лыж при посадке на снег отнюдь не гарантировало от аварий. На снимке И-16 тип 10 после капотирования.
-
Авиация и Время 2012-05 / В.Морозов - Антонио Ариас. Один из асов Испанской войны 1936-39гг.
Севший на вынужденную, подбитый республиканский И-16 тип 10. Каталония. Осень 1938 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (3)
Разбитые во время первых налетов люфтваффе советские самолеты на аэродроме в Шяуляе. Конец июня 1941 г.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-3 - Россия - 1940
-
Авиация и Время 1996-04 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (2)
Уничтоженные немецкой авиацией И-16 122-го ИАП на аэродроме в Лиде
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / М.Тимин - Наследник Нестерова
И-16 тип 10 тактические №6 и №1 белые из 4-й АЭ 29-го ИАП, выполнившие вынужденные посадки зимой 1941 г., аэродром Поздеевка
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Компоновка И-16 тип 10
-
Мировая Авиация 158
И-16 тип 10
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
Сравнение силуэтов И-16 и Ки-27
Другие самолёты на фотографии: Nakajima Ki.27 - Япония - 1936
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
6) И-16 тип 10, 1937г.; 7) И-16 тип 12, 1936г.
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
8) И-16 тип 10 с ТК, 1939г.; 9) И-16 тип 17, 1938г.
-
Авиация и Время 2005-06 / Ю.Гугля - Истребитель И-190: биплан в эпоху монопланов
1. И-16 тип 5, И-15 (ЦКБ-3); 2. И-16 тип 10, И-15бис (И-152); 3. И-16 тип 24, И-153; 4. И-17 бис, И-170 (проект); 5. И-180-3, И-190; 6. И-185 (01), И-195 (проект)
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-15 - Россия - 1933Поликарпов И-153 - Россия - 1938Поликарпов И-15бис / И-152 - Россия - 1937Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939Поликарпов И-16 тип 5 (6) - Россия - 1934Поликарпов И-17 - Россия - 1934Поликарпов И-170 - Россия - 1939Поликарпов И-180 - Россия - 1938Поликарпов И-185 - Россия - 1940Поликарпов И-190 - Россия - 1939Поликарпов И-195 - Россия - 1940
Тип фотографий
- Все фото (115)
- Боковые проекции (30)
- Цветные фото (1)
- Ч/б фото (68)
- Обломки (9)
- Схемы, чертежи (7)