Поликарпов И-16 тип 10 (17)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 10 (17) - 1937 - Россия
Страна: Россия
Год: 1937


Описание:
И-16 тип 10 (17)
И-16
Фотографии

И-16 тип 10 (17)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
  - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
  - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
  - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
  - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
  - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
  - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
  - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.

И-16

<...>
  С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-16 Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип 6 (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-16 Тип 5 и 6 получили в Испании прозвище "Mosca" (мушка), а Тип 10 - "Super Mosca". Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией "Hispano-Suiza" до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года. Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.
  И-16 хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-16 Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.
  Советские И-16 воевали в Китае против японцев, вторгнувшихся в 1937 году, поступив на вооружение двух эскадрилий, ранее оснащенных И-15бис. В начале 1938 года И-16 Тип 10 стали поступать на вооружение китайских частей, а в 1939 году советские И-16 вели ожесточенные бои с истребителями японской Армии во время конфликта на реке Халхин-Гол на границе с Маньчжурией.
  И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
<...>
  

Варианты

<...>
  И-16 Тип 10: выпускался с 1937 года; четыре 7,62-мм пулемета ШКАС, вторая пара синхронизирована и установлена над двигателем; выпускался крупной серией; оснащен ПД М-25В мощностью 750 л. с. (559 кВт)
  И-16 Тип 17: серийный вариант 1938 года; конструкция усилена для эксплуатации с увеличенной взлетной массой; хвостовой костыль заменен колесом; в качестве альтернативы бомбам мог нести шесть ракет РС-82; в крыле вместо пулеметов две 20-мм пушки ШВАК
  И-16П: повторное использование обозначения для прототипа ЦКБ-12П 1938 года; две пушки 20-мм ШВАК в крыле планера Тип 10; выпущена небольшая серия до появления Тип 17
  И-16ТК: Тип 10 с двумя турбокомпрессорами ЦИАМТК-1; высотные характеристики значительно выросли, но построили всего несколько таких самолетов
<...>
И-16 тип 10 из состава 22-го истребительного полка. Возможно именно на этом истребителе летал старший лейтенант В.Г.Рахов.
Довольно интересный образец западного мифотворчества. Согласно информации, опубликованной в журнале "Scale aviation Modeller" (сентябрь 2006 г.) этот И-16 тип 10 в 1939г. принадлежал некоему А.Бразовцу (A.Brazovets) из 7-го ИАП. Однако, согласно имеющимся в распоряжении автора архивным документам, никакого А.Бразовца в 7-м ИАП в указанное время не было. Если подобная окраска действительно имела место (в принципе, ничего необычного в ней нет), то И-16 тип 10 с белым или желтым номером из состава 7-го ИАП мог принадлежать только лейтенату А.Я.Зуеву
И-16 тип 10 одного из советских авиаполков на Халхин-Голе. Самолет несет двузначный тактический номер с цифрами разных цветов и размеров. Дополнительными обозначениями являются цветной кок винта и законцовка киля. Желтый цвет кока и законцовки дан предположительно, возможна также голубая, серебристая или серая окраска.
И-16 тип 10 "красная 15" сержанта Ф.З.Калугина (будущий ГСС в составе 42-го гиап), лето 1941г.
Самолет И-16 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
И-16 тип 10 из состава 728-го иап ВВС 3-й Ударной армии.
И-16 тип 10 "Супер Моска". 1938 г. Самолет командира 3-й аэ Хосе Браво
В начале гражданской войны в Испании именно И-16 способствовали завоеванию и удержанию республиканцами превосходства в воздухе. На рисунке - И-16 тип 10 "Super Mosca" с эмблемой ("шесть - шесть") 3-й эскадрильи "Москас" (3a Escuadrilla de Mosca), Альбасете, лето 1937 года.
Этот И-16 Super Mosca из 3-й эскадрильи истребителей, опознаваемый по эмблеме "Шестерка-дубль" на киле, летал в Альбасете в 1937 году.
И-16 тип 10 "Супер Чато" из 5-й истребительной эскадрильи испанских республиканских ВВС, в которой осенью 1938-го воевал Михаил Федосеев. Истребитель окрашен сверху и с боков в темно-зеленый цвет с голубыми нижними поверхностями. Капот и кок винта - черные. Лопасти - неокрашенный полированный металл. Республиканские опознавательные знаки - красная полоса вокруг фюзеляжа, красные законцовки крыльев и красно-желто-фиолетовые полосы на руле поворота. Справа - "одноногий пеликан" - эмблема 5-й эскадрильи.
И-16 тип 10, принадлежавший Сабино Кортизо Бертоло.
И-16 тип 10 Антонио Ариаса.
И-16 тип 10 аса республиканских ВВС Антонио Ариаса, 1938г.
I-16 Type 10 of Spanish Grupo Num 21 (1938).
И-16П (тип 17) младшего лейтенанта Каталова из 22-го иап, потерпевший аварию на аэродроме Баин-Тумен в начале 1940г. Серебристая полоса вокруг фюзеляжа - символ быстрой идентификации самолетов 22-го полка, установленный в период боев на Халхин-Голе.
По всей видимости именно так мог выглядеть И-16 тип 17 из состава 7-го ИАП, принадлежавший старшему политруку И.С.Хотилеву.
И-16 тип 17 командира эскадрильи старшего лейтенанта Г.Жуйкова.
И-16 тип 17 младшего лейтенанта Н.Кузнецова.
И-16
И-16 был основным истребителем советских ВВС, выступившим на защиту своей Родины. Хотя внешне этот самолет сильно проигрывал элегантному Messerschmitt Bf109, в умелых руках эта машина становилась грозным оружием. На этом И-16 над Финским заливом успешно воевал старший лейтенант А. Г. Ломакин из 21-го полка истребительной авиации.
И-16 из состава 975-го ИАП, на котором Г.А.Шадрин воевал с ноября 1942г. до весны 1943г.
Chinese Type 10, Hankow (1939).
В 1937 году две эскадрильи И-16 были поставлены в Китай. На рисунке - самолет из состава 4-го истребительного авиакрыла, дислоцировавшегося зимой 1937 года в провинции Шаньси на севере Китая. Японские летчики называли И-16 "Abu" (овод).
И-16 имел новаторскую конструкцию. Он являлся первым в мире серийным одноместным истребителем монопланной схемы со свободнонесущим крылом и убираемым шасси. Этот четырехпулеметный И-16 тип 10 зимой 1937-1938 годов числился в 4-м истребительном крыле китайских ВВС в Ханькоу, провинция Шанси.
И-16 тип 10.
И-16 тип 10 с шестью пусковыми установками PC под крылом
Первый пушечный вариант И-16 тип 12. Обратите внимание на конфигурацию пушек.
И-16 тип 17.
И-16 тип 17, вооруженный двумя 20-мм пушками, стволы которых сильно выступают из передней кромки крыла
Первый прототип И-16 тип 17 на испытаниях.
И-16 прошел путь от истребителя с легким пулеметным вооружением до варианта с двумя 20-мм пушками и пулеметами. Хотя он имел убираемое шасси, к началу войны он уже устарел - открытая кабина и небольшие размеры планера ограничивали его модернизационный запас.
Убираемые лыжи появились на И-16 начиная с чстырёхпулемётной модификации тип 10 и пушечной тип 17. В отличие от раннего неубираемого варианта, использовавшегося на типе 5, их применение позволило минимизировать потери в скорости.
Обычная сценка на аэродроме 4-й эскадрильи испанских республиканских ВВС. На заднем плане - И-16 тип 10 с характерным рисунком на киле - морячком Попельей - персонажем популярного в 30-е годы мультфильма. Судя по фотографиям, подобные рисунки были на большинстве самолетов этой эскадрильи, за исключением Антонио Ариаса, который не наносил на свои машины никаких персональных эмблем.
Гражданская война в Испании. 18 июля 1936г.: гражданская война в Испании началась с мятежей в 12 военных гарнизонах в самой Испании и пяти - в Марокко. Война длилась до 1939 года, Франция и Великобритания проводили политику невмешательства, Германия и Италия помогали националистам, а СССР - республиканцам. Последние три государства направили в Испанию военные самолеты, летчиков и техников. На фотографии - республиканские летчики отдыхают у самолета И-16 с эмблемой подразделения 3a Escuadrilla de Mosca, которое в 1937 году базировалось в Альбасете.
"Супер моска", построенный на испанском авиационном заводе. В отличие от машин, прибывавших из СССР и имевших стандартную для советских ВВС темно-зеленую окраску, эти истребители несли двухцветный песочно-зеленый или песочно-коричневый камуфляж. Несколько таких самолетов поступило в 4-ю эскадрилью в конце 1938 года.
Франкистские летчики и немцы из легиона «Кондор» фотографируются на фоне трофейного И-16 тип 10 - это явно машина или испанской сборки, или прошедшая капремонт с заменой обшивки, поскольку большинство самолетов были зелено-голубыми, без камуфляжа. Начало 1939 г.
И-16 в Испании
Появление в 1934 году истребителя Поликарпова И-16 стало значительным шагом вперед в развитии мирового авиастроения. В то же время самолет обладал рядом конструктивных недостатков (открытая кабина летчика, ручной привод уборки шасси). Опыт воздушных боев в Испании выявил превосходство немецкого Bf109 над И-16.
В экспозиции мадридского авиационного музея на аэродроме Куатро Виентос демонстрируется И-16 тип 10 в "символической" окраске. Правый борт машины окрашен в камуфляж послевоенных франкистских ВВС, а левый воспроизводит машину республиканских ВВС, а именно - борт CM-260 комэска 4-й аэ. Антонио Ариаса.
И-16 тип 10 в "символической" окраске воспроизводит левый борт машины командира 4-й эскадрильи республиканских ВВС А. Ариаса. Музей Museo del Air Cuatro Vientos Air Base. Мадрид, 2011 г.
Механик С. Дуран встречает А. Ариаса после вылета. Каталония. Лето-осень 1938 г.
Друг и коллега А. Ариаса зам. командира 21-й истребительной авиагруппы Хосе Мария Браво у своего И-16 тип 10 с американским двигателем после боевого вылета. Каталония, осень 1938 г. Летчик показывает механику пулевые пробоины. На плече Х.М. Браво держит тяжеленное кожаное пальто на меху, без которого были невозможны высотные полеты в открытой кабине
Республиканский И-16 тип 10. подсоединенный к автостартеру. Осень 1938 г.
"Супер-Чатос" выруливают на взлет. Испания, 1938 год.
И-16 тип 10 во время боев с японцами у реки Халхин-Гол в Монголии в 1939 г.
Самолеты И-16 тип 10 из 70-го иап на одном из монгольских аэродромов, лето 1939г.
И-16, вооруженные реактивными снарядами, стартуют с Моздокского аэродрома (на одном из аэродромов в Крыму ???)
Истребитель Поликарпова И-16 оставался на вооружении и в 1942 году. На этом И-16 летал М. И. Васильев (22 победы в воздушных боях}. Самолет входил в состав авиации Балтийского флота.
И-16 тип 17 младшего лейтенанта Н.Кузнецова, осень 1941г.
Многие советские самолеты были быстро уничтожены потому, что стояли скученно и без всякой маскировки
Подъем по тревоге полка И-16
Советские летчики обсуждают прошедший боевой вылет.
Группа летчиков-истребителей из состава 22-го ИАП в перерывах между боями. Второй справа Виктор Рахов, Халхин-Гол, лето 1939г.
Группа советских летчиков на фоне И-16 тип 10. Самолет имеет стандартную зеленую окраску с голубым или серебристым низом. На руле поворота - тактический номер (скорее всего - двойка), а на киле - тонкая белая идентификационная полоса.
Довелось И-16 сражаться и с японцами. Во время конфликта на реке Халхин-Гол в Монголии в мае - сентябре 1939 года именно летчики И-16 способствовали разгрому вражеской авиационной группировки и завоеванию превосходства в воздухе. Воздушные схватки над монгольскими степями не знали тогда аналогов в истории.
Советские летчики около истребителя И-16 играют в домино в период затишья боев в долине реке Халхин-Гол, лето 1939 года.
Политинформация в 19-м иап 10-й бабр ВВС ТОФ, сентябрь 1942г. И-16 оставался основным истребителем ТОФ до второй половины 1944г.
Перед боевым вылетом
Командиру 4-й эскадрильи 7-го ИАП старшему лейтенанту Ф.И.Шинкаренко принадлежит честь первому сбить вражеский самолет в ходе Зимней войны, по итогам которой он был удостоен звания Герой Советского Союза. На фото он запечатлен возле И-16 тип 10.
Командир эскадрильи старший лейтенант Г.Жуйков на фоне И-16 тип 17, оснащенного радиостанцией. На истребителе заметен износ лакокрасочного покрытия.
Оцененная и вовремя подхваченная Ерлыкиным идея старшего лейтенанта 3-й эскадрильи 7го ИАП Григория Сергеевича Жуйкова дала жизнь "полевой модификации" И-16 тип 18 в варианте истребителя-бомбардировщика с бомбой ФАБ-100. Сам рационализатор по итогам советско-финляндской войны был награжден орденом "Красная звезда". Данный снимок сделан в сентябре 1941 г., когда Жуйков воевал в составе 191-го ИАП.
Группа летчиков 191-го иап (крайний слева - Г.Жуйков, второй справа - будущий Герой Советского Союза Н.Кузнецов) на фоне той же машины. Хорошо видна белая "пилотка" и часть красного (?) с белой обводкой номера "8" на руле поворота.
Личный состав 2-й эскадрильи 975-го ИАП, Сухуми, лето 1942г.
Летчики 975-го ИАП возле истребителя И-16, 1943 год
Скоростной истребитель И-16 (тип 10) с мотором М-25В имел максимальную скорость 448 км/ч на высоте 3160 м.
Истребитель И-16 из 153-го ИАП, Ленинградский фронт, осень 1941г.
Сержант З.Калугин в кабине своего И-16 тип 10 с красной цифрой "15" на руле поворота. Лето 1941г.
Пропаганда - тоже оружие! За время войны советская авиация вместе с тысячами тонн бомб сбросила на территории противника миллионы листовок и газет. Истребители также не избежали участия в подобных акциях. На снимке: военком 2-й эскадрильи 25-го ИАП старший политрук А.А.Ивашкин перед вылетом на боевое задание берет в кабинк своего И-16 увесистую пачку "умного, доброго и вечного". К сожалению, практически никакого воздействия на противника советская пропаганда не оказала.
Редкий снимок нетрадиционного написания номера на борту И-16. Китайский летчик позирует у своей "ласточки". 1941г., аэродром в провинции Сычуань
Для перелетов из СССР в Китай И-16 оснащали подвесными баками
Линейка И-16 в Китае, на переднем плане - УТИ-4
Ремонт переданных Китаю истребителей
Реплика истребителя И-16
Захваченный японцами И-16 с "хинамару" на крыльях
Неисправный И-16, захваченный немцами на советском аэродроме.
На крыле И-16 отметина от японского самолета, таранным ударом
Даже наличие лыж при посадке на снег отнюдь не гарантировало от аварий. На снимке И-16 тип 10 после капотирования.
Севший на вынужденную, подбитый республиканский И-16 тип 10. Каталония. Осень 1938 г.
Уничтоженные немецкой авиацией И-16 122-го ИАП на аэродроме в Лиде
И-16 тип 10
6) И-16 тип 10, 1937г.; 7) И-16 тип 12, 1936г.
8) И-16 тип 10 с ТК, 1939г.; 9) И-16 тип 17, 1938г.
1. И-16 тип 5, И-15 (ЦКБ-3); 2. И-16 тип 10, И-15бис (И-152); 3. И-16 тип 24, И-153; 4. И-17 бис, И-170 (проект); 5. И-180-3, И-190; 6. И-185 (01), И-195 (проект)
Сравнение силуэтов И-16 и Ки-27