Авиация и Время 2018-02
-
М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Опытный ЦКБ-12бис. В кабине - Валерий Чкалов
Отработка уборки шасси на ЦКБ-12бис.
И-16 тип 4 в полете. Самолет отличается отсутствием створки на борту в кабине пилота, что нехарактерно для этого типа
Изношенный И-16 тип 4 стал наглядным пособием в авиатехнической школе
Восстановление поврежденных И-16 на ремонтной базе в Калуге. 1942 г.
Права основная опора шасси
Ниша левой опоры шасси
Одним из наиболее необычных вариантов применения И-16 был Составной пикирующий бомбардировщик (СПБ) - авиационная система, состоявшая из самолета-носителя ТБ-3 и двух подвешенных под его плоскостями И-16 с двумя 250 кг бомбами каждый.
1 августа 1941г.: советские ВВС впервые применили СПБ (составной пикирующий бомбардировщик) с двумя И-16СПБ, доставляемыми тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3 для атаки Констанцы. 13 августа 1941 года с помощью СПБ был уничтожен стратегически важный мост через Дунай.
Кабина пилота
Механизм уборки-выпуска шасси
УТИ-4 из 2-го ГИАП ВВС СФ. Лето 1942 г.
Учебно-тренировочный УТИ-2. 1937 г.
Экипаж УТИ-4 Героя Советского Союза В. Шишкина перед вылетом. Район Белгорода, 1942 г.
Четыре УТИ-4 из авиашколы в Энгельсе, которые прибыли в Москву для участия в празднике авиации, посвященном победе над фашистской Германией. Аэродром Быково, август 1945 г.
Газующий перед стартом УТИ-4, стоящий в строю с боевыми И-16. 1942г.
УТИ-4 в одном строю с И-16
И-16 тип 5 в одном строю с истребителями Як-7. Черноморский флот, 1942 г.
Финский И-16 на одной стоянке с MS-302 и He 115. Тампере, май 1942г.
Система «Звено-СПБ» образца 1938 г. включала самолет-носитель ТБ-3 4М-34ФРН и два подвешенных И-16
Одним из наиболее необычных вариантов применения И-16 был Составной пикирующий бомбардировщик (СПБ) - авиационная система, состоявшая из самолета-носителя ТБ-3 и двух подвешенных под его плоскостями И-16 с двумя 250 кг бомбами каждый.
1 августа 1941г.: советские ВВС впервые применили СПБ (составной пикирующий бомбардировщик) с двумя И-16СПБ, доставляемыми тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3 для атаки Констанцы. 13 августа 1941 года с помощью СПБ был уничтожен стратегически важный мост через Дунай.
И-16 тип 5 мл. л-та Новикова из 13-й ОИАЭ ВВС КБФ
И-16 тип 5 летчика В.Бочарова из ВВС республиканской Испании, 13 ноября 1936г.
И-16 тип 5 л-та Лиу Чешенга из 21-й АЭ ВВС Китая. Ханькоу, март 1938
«Самолет № 54» у ворот ангара завода № 39. Он стал прототипом серийного И-16 тип 5
«Красная пятерка» в воздухе
Первый пушечный вариант И-16 тип 12 (ЦКБ-12П). Обратите внимание на конфигурацию пушек. Лето 1936 г.
ЦКБ-12П с пушечным вооружением. Лето 1936 г.
И-16 тип 5, захваченный франкистами под Мадридом 3 ноября 1936 г.
Ставший трофеем франкистов И-16 тип 5. Аэродром Куатро Вьентос под Мадридом, 1939 г.
Советский летчик позирует возле И-16 из состава ВВС Китая
Китайский И-16 тип 5. ШКАСы в крыле заменены пулеметами «Виккерс»
Японцы осматривают И-16, захваченный в Нанкине. 22 декабря 1937 г.
Китайские И-16 на полевом аэродроме
И-16 тип 5 с надвигаемыми пилотскими фонарями и установленными кинофотопулеметами из состава 61-й авиабригады ВВС Балтфлота
И-16 тип 5 в одном строю с истребителями Як-7. Черноморский флот, 1942 г.
Газующий перед стартом УТИ-4, стоящий в строю с боевыми И-16. 1942г.
УТИ-4 в одном строю с И-16
Вверху - И-16 тип 5 м-ра Губарева из 61-й авиабригады. Внизу - И-16 тип 5 из 13-й ОИАЭ. Зима 1939-40 годов
И-16 тип 5 с неподвижным козырьком и прицелом ОП-1
И-16 тип 5 авиации Балтфлота на стартовой линейке
Финский И-16 на одной стоянке с MS-302 и He 115. Тампере, май 1942г.
Эвакуация И-16 тип 5 на грузовике ЗИС-5
И-16 тип 5 из 61-й авиабригады, получивший повреждение от зенитного огня над о. Бьерке. 4 февраля 1940 г.
И-16 тип 5, скапотировавший при посадке на степном аэродроме
И-16 тип 5 после вынужденной посадки на контролируемой финнами территории. Район Ладоги, 10 декабря 1941 г.
И-16 тип 10 из 728-го ИАП ВВС Калининского фронта. Начало 1942 г.
Трофейный И-16 тип 18. Использовался в марте-апреле 1941г. в LLv 24 ВВС Финляндии
Один из последних И-16 тип 10 из состава ВВС Испании. Самолет использовался до 14 апреля 1953г.
Испытания И-16 (сер. №1021781), оборудованного радиостанцией РСИ-3. Открыт бортовой люк размерами 400 x 550 мм. Он был внедрен в серийное производство на более поздних типах
Пушка ШВАК, установленная на И-16 тип 17
Установка пушки ШВАК на самолет
Республиканские механики 4-й эскадрильи возле И-16
Обычная сценка на аэродроме 4-й эскадрильи испанских республиканских ВВС. На заднем плане - И-16 тип 10 с характерным рисунком на киле - морячком Попельей - персонажем популярного в 30-е годы мультфильма. Судя по фотографиям, подобные рисунки были на большинстве самолетов этой эскадрильи, за исключением Антонио Ариаса, который не наносил на свои машины никаких персональных эмблем. Лето 1938 г.
Пилот забирается в кабину своего «моска»
И-16 тип 10 из 7-й эскадрильи ВВС республиканской Испании
Выруливает И-16 тип 17 сержанта М.И. Васильева (22 победы в воздушных боях) из 4-го ГИАП Балтфлота. Новая Ладога, весна 1942 г.
Учебная тревога в подразделений, вооруженном истребителями И-16 тип 10
Летчики А.А. Мурмылов, И.П. Сахаров, П.Г. Митягин на фоне И-16 тип 10
Пилоты в перерыве между боями «режутся» в домино
Морские летчики возле своих И-16 тип 17
Заправка И-16 тип 10 маслом
Китайский пилот у И-16 тип 10. 1941 г.
Авария И-16 с двигателем M-25B. 11 марта 1939 г.
Компоновка И-16 тип 10
И-16 тип 24 сержанта В.П. Сагалаева из 71 -го ИАП ВВС КБФ.
И-16 тип 28 - один из самолетов Б.Ф. Сафонова. 72-й САП ВВС СФ, лето-осень 1941 г.
И-16 тип 24 из 1-й АЭ 282-го ИАП. Юго-Западный фронт, июль 1942 г.
И-16 тип 24 из смешанной авиадивизии ВВС Монголии. Середина 1942г.
Трофейный И-16 тип 29. Использовался в июле-сентябре 1941г. в 19-й эскадрилье ВВС Румынии
И-16 тип 24 из 16-го ИАП. Контрольные испытания, лето 1940 г.
И-16 тип 29 в ходе Госиспытаний
Госиспытания И-16 тип 29, довооруженного шестью орудиями РО под реактивные снаряды РС-82. Август 1940 г.
Пристрелка синхронных ШКАСов на И-16 тип 29 из 71 -го ИАП. Судя по подвешенным РС-82, будут опробованы и они
И-16 можно было встретить во фронтовых частях еще в 1944 г.
Пятерка И-16 в довоенной серо-серебристой окраске
Парадная пятерка И-16, в воздухе В.Коккинаки, В.Евсеев, С.Супрун, С.Преман и В.Шевченко, 1935г. (???)
Во времена господства бипланной схемы и неубирающегося шасси создание И-16 стало поворотной точкой в истории развития авиации.
И-16 применялся на фронте до конца 1943 года. Несмотря на явное превосходство немецких истребителей, советские летчики отважно дрались с врагом, нанося ему ощутимые потери. Первым в нашей авиации получил Гвардейское звание 29-й истребительный авиаполк (ИАП) летавший на И-16, который 6 декабря 1941 года был преобразован в 1-й Гвардейский ИАП. На снимке самолеты 4-го ГвИАП ВВС Балтийского флота на аэродроме Выстав (район Новой Ладоги), апрель 1942г. На ближнем летал ст. сержант Г.Д. Цоколаев
0 готовности к вылету докладывает л-т Г.Г. Гуряков. 4-й ГИАП, зима 1942 г.
Эскадрилья пушечных И-16 на линейке готовности перед боевым вылетом
И-16 из 27-го ИАП в заснеженном лесу. Аэродром в районе Клина, поздняя осень 1941 г.
Молодые летчики сержанты Слесарчук, Гозин и Перевера у И-16 тип 29. ПВО Москвы, 1942 г.
Л-т Кричевский в кабине «пожилого» И-16 тип 24 с двумя РС-82. 254-й ИАП, аэродром Будогощь, Ленинградский фронт, 1943 г.
Финский И-16 на одной стоянке с MS-302 и He 115. Тампере, май 1942г.