Яковлев Як-7
Варианты:
Яковлев - Як-7 - 1941 - Россия
Страна: Россия
Год: 1941


Истребитель
Описание:
Як-7
Як-1 и Як-7
Фотографии

Як-7

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Переделка серийного учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ (выпускался с апреля 1941 г.). Первый боевой вариант был разработан К.В.Синельщиковым на заводе #301. По сравнению с учебным самолетом, введены бронезащита, протектирование баков, подвеска НУРС. Опытный образец переделан из серийного Як-7УТИ летом 1941 г. Як-7 серийно выпускался с сентября 1941 г. на заводах #301 (Москва), #153 (Новосибирск), #82 (Москва). Всего выпущено 6399 Як-7, в том числе около 5400 боевых. Як-7 состоял на вооружении ВВС РККА с октября 1941 г.
Основные серийные модификации:
  - Як-7 с мотором М-105ПА, первый боевой серийный вариант (выпускался заводом # 301), сохранял фонарь учебной машины, вооружение 1x20+2x7,62;
  - Як-7А (выпускался заводом # 153 с января 1942 г.) с радиостанцией, убирающимся хвостовым колесом, системой нейтрального газа, заменой заднего фонаря фанерным колпаком;
  - Як-7Б с мотором М-105ПА (с 22-й серии М-105ПФ), убирающимся хвостовым колесом, измененным капотом мотора, вооружение 1x20+2x12,7, для частей ПВО выпускался Як-7Б МПВО с фарой и РПК;
  - Як-7-37 с мотором М-105ПА и вооружением 1x37+2x12,7, малая серия.
Як-7 появился на фронте в ноябре 1941 г. под Москвой. В 1942 г. применялся в битве под Сталинградом, а также на других фронтах. В 1943 г. Як-7 воевали на Кубани и под Курском. К середине 1944 г. на передовой практически не применялись. Снят с производства в июле 1944 г., с вооружения - в 1946 г.


Як-7Б||
Размах:||10,0 м
Длина:||8,5 м
Моторы, количество х мощность:||1x1180 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3010 кг
Максимальная скорость:||570 км/ч
Практический потолок:||9900 м
Дальность:||645 км

Як-1 и Як-7

<...>
  С некоторым отставанием от И-26 А.С. Яковлев вел разработку двухместного учебного варианта, первоначально получившего обозначение УТИ-26-1, в который был переделан один из прототипов истребителя. Самолет можно было использовать не только в качестве учебного, но разъездного и курьерского. По сравнению с И-26 машина отличалась упрощенной конструкцией и меньшим весом. Экипаж тандемно размещался под удлиненным фонарем.
  Самолет был запущен в серию в мае 1941 года под обозначением Як-7. Вскоре выяснилось, что по летным характеристикам он превосходит исходный Як-1. Благодаря этому, а также из-за острой нужды в дополнительных истребителях было принято решение перейти к выпуску одноместного варианта, первый экземпляр которого взлетел в июне 1941 года. Позднее в этом же году самолету присвоили обозначение Як-7А.
<...>
  К моменту завершения производства в 1944 году построили 6399 Як-7 всех модификаций, включая около 1500 Як-7В.


Варианты Як-7

<...>
  Як-7А: первый серийный одноместный вариант с ПД М-105ПА мощностью 1050 л.с. (783 кВт); задняя кабина зашита
  Як-7Б: улучшенный вариант Як-7А; пулеметы ШКАС заменены на УБС; с августа 1942 года оснащался ПД М-105ПФ мощностью 1180 л.с.; до июня 1944 года построено свыше 5100 самолетов
  Як-7Д: двухместный разведывательный вариант с дополнительными баками в крыле и фюзеляже; деревянные лонжероны крыла заменены дюралевыми
  Як-7-37: опытный вариант Як-7Б, вооруженный 37-мм мотор-пушкой МПШ-37 Б. Г. Шпитального с боезапасом 20 снарядов; для сохранения центровки кабина сдвинута на 400 мм назад; проходил испытания в 1942 году; выпущена опытная войсковая серия из 22 самолетов
  Як-7ПВРД: два Як-7Б, оснащенные прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД) ДМ-4С И. А. Меркулова на пилонах под крылом, при работе которых максимальная скорость возрастала на 90 км/ч
Як-7А "Комсомол Колымы" был построен на средства комсомольцев. В той же эскадрилье находились Як-7А "Новосибирский комсомол" и "Комсомол Кузбасса". Хабаровск, весна 1942г.
Як-7А. Калининский фронт, весна 1942г.
Истребитель Як-7Б ст.лейтенанта Аркадия Сукова из 41 ИАП (осень 1942г.)
Як-7б капитана В.С.Мироненко. 195-й иап 324 иад. Заполярье, лето-осень 1943г. Изображенные на борту 30 побед были одержаны В.С.Мироненко, в основном, в 1942-1943 гг. в составе 19-го гв. иап ВВС 14-й армии.
Як-7Б Федора Прокопенко, 434 ИАП, Сталинград, сентябрь 1942г.
Защитник Сталинграда. Старший лейтенант В. Орехов (19 побед в воздушных боях) летал на этом истребителе Як-7Б в сентябре 1942 года, когда раз вернулись жестокие бои в Сталинграде. Его 434-й полк истребительной авиации перебазировали из-под Москвы на Волгу. Як-7Б был одноместным вариантом тренировочного двухместного УТИ-26
Один из самолетов Як-7 434-го иап, район Сталинграда, сентябрь 1942г.
Один из первых примеров появления звездочек на советском истребителе: Як-7Б 434-го ИАП, лето 1942г.
Як-7Б. Лето 1942г.
Обозначения побед в виде перечеркнутых свастик: Як-7Б старшего лейтенанта В.Я.Хасина, декабрь 1942г.
Як-7Б "белая 7", весна-лето 1943г. После ремонта самолет имеет однотонную темно-зеленую окраску верхних и боковых поверхностей. Машина оснащена АФА для перспективной съемки на месте задней кабины. Объектив камеры закрыт крышкой.
Як-7Б сержанта Михаила Кибкалова из состава 163-го ИАП 336-й ИАД 2-й ВА. Аэродром Селижарово, Калининский фронт, январь-март 1943г. Внизу тот же самолет, но со смытым зимним камуфляжем и уже в период действий 163-го ИАП в полосе Центрального фронта под Курском.
Як-7Б
Як-7Б летчика 29-го ГвИАП к-на А.В.Чиркова. Ленинградский фронт, лето 1943г.
Як-7Б из 29-го ГвИАП. Ленинградский фронт, весна 1943г.
Як 7Б майора П. А. Покрышева. Дважды Герой Советского Союза П. А. Покрышев летал на этом самолете в 1945 году, будучи командиром 159-го ИАП Ленинградского фронта. Боевой дебют прославленного летчика состоялся на советско-финской войне. Воздушных побед будущий ас тогда не одержал, зато его самого сбивали дважды. Первые победы, включая Bf 109F, который пилотировал германский ас, имевший на своем счету 15 сбитых самолетов, Покрышев одержал на И-16 уже во время войны с Германией. Затем он сражался на истребителях P-40 и Ла-5. Войну закончил на Як-7Б, имея на своем счету 38 побед в воздушных боях.
Як-7Б (борт. N 12) начальника воздушно-стрелковой службы 812-го ИАП капитана Павлв Тарасова, ноябрь-декабрь 1943г. Окраска восстановлена на основе воспоминаний ветеранов полка.
Як-7Б (поздних серий выпуска) замкомэска 43-го ИАП ст.лт-а В.И.Меркулова. 26.09.1943г. на этой машине В.И.Меркулов был подбит, прикрывая ведущего - командира корпуса Е.Я.Савицкого. Самолет имел голубой кок винта и шеврон на киле, отметки побед и надпись по левому борту "За Николая"
Як-7б (поздних серий выпуска) из 976-го ИАП. 1-й Прибалтийский фронт, март 1943г.
Як-7Б из 127-го ИАП, Курская дуга, лето 1943г.
Як-7А - первая серийная модификация Як-7. НИИ ВВС, март 1942г.
Из всех новшеств, опробованных на отвергнутом Як-7М, на Як-7А сохранился только 80-литровый топливный бак в задней части кабины.
Первый опытный экземпляр Як-7Б на испытаниях. Февраль 1942г.
Як-7Б на испытаниях. В конструкции Як-7Б были учтены все нововведения, реализованные на Як-7А, но модификация все равно осталась "промежуточной". Конструкторам не удалось избавиться от основных недостатков: малой дальности, недостаточной скороподъемности, больших дистанций взлета и посадки, неудобного фонаря кабины. Некоторые производственные дефекты являлись смертельно опасными, например, отслоение обшивки крыла.
Раскапотированный моторный отсек Як-7Б
Сборка истребителей Як-7 на новосибирском заводе
Як-7 в сборочном цехе завода N 153. Новосибирск, лето 1942г.
Появившиеся осенью 43-го в составе 812-го авиаполка Як-7Б, несмотря на недостаточный обзор, приглянулись командному составу полка, поскольку обладали более высокими скоростными и маневренными характеристиками, нежели Як-9Т, и лучшей сбалансированностью с несколько более мощным вооружением в сравнении с Як-1Б. Известно, что с 20 по 30 октября на одном из таких истребителей с борт. N 11 летал капитан Тарасов, а с 1 ноября 1943г. его персональной машиной стал Як-7Б с борт. N 12. Поскольку к этому времени Як-7Б строил только один завод, то можно предположить, что стиль написания бортовых номеров на самолетах этого типа поступавших в 3-й авиакорпус был одинаковым.
Истребители Як-7б на аэродроме в районе Ленинграда. 1943г.
Новые Як-7А в ожидании отправки на фронт, Каменск-Уральский, август 1942 года. Як-7А стал первым "тяжелым" истребителем в семействе, разработанном на базе Як-1.
Зимой 1941-1942гг. стало ясно, что Як-1 и Як-7 являются единственными советскими истребителями способными более или менее успешно сражаться с "Мессершмиттами", а потому их было решено запустить в массовое производство, сняв с конвееров не оправдавшие ожиданий высотный МиГ-3 и обесценивший все свои достоинства (мощное вооружение и неплохую живучесть) ЛаГГ-3.
МиГ-3У в одном строю с Як-7
Як-7 выруливает на старт. На переднем плане - самолет с изображением акульей пасти, такие рисунки на советских истребителях встречались крайне редко.
Истребители Як-7 и Як-9 ВВС КБФ на аэродроме под Ленинградом, лето 1943г.
Истребители Як-7Б 1-го гв. иап
Як-7Б дважды Героя Советского Союза Покрышева в музее обороны Ленинграда
Этот истребитель Як-7Б воевал в составе 18-го гвардейского авиаполка. В 1943 году на нем летал подполковник А.Е. Голубов.
Як-7Б авиации ВМФ
Як-7Б на полевом аэродроме. Июль 1942г. Летчики 434-го ИАП. В первом ряду (слева направо) Герои Советского Союза ст.л-т И.Ф.Голубин, к-н В.П.Бабков, л-т Н.А.Карначенок (посмертно), стоит комиссар полка батальонный комиссар В.Г.Стрельмащук
Подготовка Яка к боевому вылету
Балтийцы готовят к вылету Як-7
Як-7Б в полете. Видна конфигурация крыльевых баков
Яки над Красной площадью, но это не парад, а боевое дежурство. 1941г.
Як-7 летят на фронт. Новосибирск, лето 1942г.
Як-7Б поздних серий выпуска. 976-й ИАП, 1-й Прибалтийский фронт, март 1944г.
Поступивший на Сталинградский фронт в августе 1942 года, Як-7Б был выпущен огромной серией - 5120 машин. Одной из самых серьезных проблем этого самолета была большая потеря масла, что приводило к перегреву двигателя.
Мл. л-т И.Симашев на крыле своего Як-7Б. 976-й ИАП, 3.03.1944г.
В ноябре 1942г. председатель профсоюза работников торговли вручил группе отличившихся в боях летчиков 1-го ГИАП истребители Як-7Б, построенные на средства профсоюза. Такой самолет с надписью на борту "Торговый работник" получил и Клименко.
В.Яхненко среди пилотов 12-го ГИАП возле истребителя Як-7Б, май 1943г.
Як-7Б с аэрофотоаппаратом в закабинном отсеке
Отработка на Як-7Б механизма аварийного сброса фонаря нового типа в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101
Экспериментальный Як-7Б с гермокабиной
Высотный истребитель-перехватчик Як-7ПД (сер. N 2202). НИИ ВВС, октябрь 1942г.
Як-7Б с ПВРД ДМ-4с
Як-7-37, вооруженный 37-мм пушкой Шпитального
Крыло Як-7Д
Экспериментальный Як-7Л. ЛИИ, август 1944г.
Благодаря всем предпринимаемым усилиям конструкторов, новые советские самолеты перестали уступать самолетам стран нацистского блока. Однако боевого опыта у пилотов было недостаточно. Этот Як-7Б был сбит под Питкярантой 12 февраля 1943 года. Обратите внимание на салазки под крылом, которые использовались для зимней транспортировки потерпевшего крушение самолета.
Диорама "Як-7А на зимнем аэродроме" (1:48). Автор Е. Евтушенко
The YAK-7 Advanced Training Monoplane.
Як-7Б
Як-7А вып. начала 1942г.
Як-7Б вып. 1942г.
Як-7Б с фонарем улучшенного обзора