История Авиации 23
В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (5)
Як-7Б (борт. N 12) начальника воздушно-стрелковой службы 812-го ИАП капитана Павлв Тарасова, ноябрь-декабрь 1943г. Окраска восстановлена на основе воспоминаний ветеранов полка.
Появившиеся осенью 43-го в составе 812-го авиаполка Як-7Б, несмотря на недостаточный обзор, приглянулись командному составу полка, поскольку обладали более высокими скоростными и маневренными характеристиками, нежели Як-9Т, и лучшей сбалансированностью с несколько более мощным вооружением в сравнении с Як-1Б. Известно, что с 20 по 30 октября на одном из таких истребителей с борт. N 11 летал капитан Тарасов, а с 1 ноября 1943г. его персональной машиной стал Як-7Б с борт. N 12. Поскольку к этому времени Як-7Б строил только один завод, то можно предположить, что стиль написания бортовых номеров на самолетах этого типа поступавших в 3-й авиакорпус был одинаковым.
Противник имел хотя и небольшие, но вполне боеспособные ВВС, основу которых составляли FW190F из состава II/SG2, Bf109G-6 из II/JG52 (фото), Bf110G-2 из 5/NJG200, а также гидропланы BV138 и Do24, базировавшиеся на Констанце. Нельзя было сбрасывать со счета и Bf109G-3 ВВС Румынии.
К осени 43-го наиболее сильным истребительным соединением Люфтваффе на Восточном фронте была, несомненно, JG52, в составе которой, несмотря на довольно чувствительные потери, продоложали сражаться немало асов.
Вопреки утверждениям советской пропаганды, в ходе весенне-летних боев на Кубани и под Курском, Люфтваффе не были разгромлены и деморализованы, хотя и понесли достаточно серьезные потери. Вместе с тем, осенью 43-го с наступлением периода плохой погоды германские ВВС смогли достаточно эффективно воздействовать на ход наземных сражений. Причем высокий уровень подготовки как командного, так и летного состава немецкой авиации позволял с высокой отдачей использовать даже такие устаревшие бомбардировщики как He111, а также штурмовики Hs129 и Ju87. Успех их применения в основном базировался на грамотном использовании недостатков боевого управления советской истребительной авиации, по прежнему не имевшей достаточное количество передовых командных пунктов и страдавшей от недостаточного материально-технического обеспечения своих вспомогательных служб.
Hs129B-2 (сер. N 140759) фельдфебеля Иохима Мациевского из состава 13.(Pz)/Sch.G9. Самолет был сбит 23 октября 1943г. севернее Лосоватки.
Вопреки утверждениям советской пропаганды, в ходе весенне-летних боев на Кубани и под Курском, Люфтваффе не были разгромлены и деморализованы, хотя и понесли достаточно серьезные потери. Вместе с тем, осенью 43-го с наступлением периода плохой погоды германские ВВС смогли достаточно эффективно воздействовать на ход наземных сражений. Причем высокий уровень подготовки как командного, так и летного состава немецкой авиации позволял с высокой отдачей использовать даже такие устаревшие бомбардировщики как He111, а также штурмовики Hs129 и Ju87. Успех их применения в основном базировался на грамотном использовании недостатков боевого управления советской истребительной авиации, по прежнему не имевшей достаточное количество передовых командных пунктов и страдавшей от недостаточного материально-технического обеспечения своих вспомогательных служб.
Hs129B-2 из состава 60-й румынской эскадрильи 8-й штурмовой авиагруппы, подбитый огнем советской зенитной артиллерии 30 октября 1943г. и окончательно добитый подоспевшими истребителями 3-го авиакорпуса. Однако пилота штурмовика, лейтенанта Лазара Мунтеану, смогла вывезти на "Шторхе" немецкая поисково-спасательная группа, возглавляемая немецким инструктором обер-лейтенантом Гансом Ритбергером.
"Еще один отлетался!" Советский пехотинец поздравляет командира зенитного расчета с уничтожением вражеского штурмовика. 2-й Украинский фронт, апрель 1944г. (???)

Ju87D-3 из состава 3-й авиагруппы пикировщиков румынских ВВС, тяжело поврежденный в воздушном бою 23 октября 1943г. При вынужденной посадке на аэродроме Херсона самолет разбился и не восстанавливался.
Вместе с Люфтваффе на южном фланге Восточного фронта активно действовала и авиация Королевской Румынии. Надо отметить, что ее сопротивление заметно росло по мере приближения линии противостояния к границам собственно Румынии. Стоит также отметить тот факт, что, вопреки расхожему мнению, уровень потерь румынской авиации на советско-германском фронте мало отличался от аналогичного показателя германских ВВС, хотя, каждая потеря переживалась очень болезненно по причине малочисленности своих ВВС и, соответственно, летного состава.
Вопреки утверждениям советской пропаганды, в ходе весенне-летних боев на Кубани и под Курском, Люфтваффе не были разгромлены и деморализованы, хотя и понесли достаточно серьезные потери. Вместе с тем, осенью 43-го с наступлением периода плохой погоды германские ВВС смогли достаточно эффективно воздействовать на ход наземных сражений. Причем высокий уровень подготовки как командного, так и летного состава немецкой авиации позволял с высокой отдачей использовать даже такие устаревшие бомбардировщики как He111, а также штурмовики Hs129 и Ju87. Успех их применения в основном базировался на грамотном использовании недостатков боевого управления советской истребительной авиации, по прежнему не имевшей достаточное количество передовых командных пунктов и страдавшей от недостаточного материально-технического обеспечения своих вспомогательных служб.
Як-1Б (борт. N 18) лейтенанта Василия Шишкина из состава 812-го ИАП, осень 1943г. Типичный "расходный" самолет, на котором осенью 1943г. летали в основном молодые летчики (чаще всех - лейтенант Василий Шишкин).
Як-1Б (борт. N 18) - типичный "расходный" самолет 812-го авиаполка, на котором осенью 1943г. летали в основном молодые летчики. Чаще всего на этом истребителе поднимался в небо войны лейтенант Василий Шишкин, который 26 сентября сбил на нем He111, а спустя почти месяц, 25 октября, вылетев на этой машине, командир 2-й эскадрильи капитан Егор Анкудинов сбил Ju87. К сожалению, сказать, когда именно и при каких обстоятельствах на борту возле эмблемы корпуса была нарисована "птичка", ни авторы, ни редакция не могут.