
Варианты
ТБ-3РН
Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 6 - 8 человек. Спроектирован в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева. Первый полет опытный образец АНТ-6 совершил 20 марта 1931 г. Серийное производство начато в апреле 1932 г. Выпускался на заводах # 22 (Москва), # 39 (Москва), # 18 (Воронеж), # 31 (Таганрог). Всего построено 819 экз.
Состоял на вооружении в СССР с мая 1932 г., в Китае - с 1938 г.
Основные серийные модификации:
- ТБ-3 с моторами М-17/М-17Б/М-17Ф, вооружение 8x7,62, поздние частично перевооружены 6x7,62, 3x7,62, 1 х 7,62 + 2 х 12,7 и по другим схемам;
- ТБ-3 с моторами М-34; вооружение 6x7,62;
- ТБ-3Р с моторами M-34P, новой хвостовой частью, оперением, вооружение 9x7,62;
- ТБ-3РН с моторами М-34РН, одиночными колесами шасси, экранированными турелями, вооружение 4x7,62, выпускался вариант самолета-носителя пикирующих бомбардировщиков И-16СПБ ("Звено-СП Б") с вооружением 3x7,62;
- ТБ-3 с моторами М-34ФРН/ФРНВ, увеличенным размахом крыла, измененными очертаниями стабилизатора, зализами между крылом и фюзеляжем, вооружение 4x7,62.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 4000 - 5000 кг.
Первое применение - летом 1938 г. в боях у оз.Хасан. В мае - сентябре 1939 г. использовался на Халхин-Голе (как ночной бомбардировщик), зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией (как бомбардировщик и транспортный самолет), летом 1940г. - при присоединении Бессарабии и Прибалтики (для высадки десантов). Основной советский тяжелый бомбардировщик предвоенного периода. С июня 1941г. применялся в Белоруссии и на Украине. Участвовал в серии налетов на цели в приграничных районах Польши. В июне - июле вынужденно использовался днем, далее только по ночам. ТБ-3 участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. До конца 1943 г. служил как дальний ночной бомбардировщик и транспортный самолет, далее - только в транспортных целях. В Китае применялся только как военно-транспортный самолет.
ТБ-3 сняли с производства в 1938 г., окончательно сняли с вооружения в СССР осенью 1946 г.
Описание:
- ТБ-3РН
- АНТ-6/ТБ-3
Фотографии
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
ТБ-3 с двигателями АМ-34РН на котором 15.06.1936г. в Прагу прибыла советская военная делегация во главе с Я.Алкснисом. Экипаж самолета: А.Юмашев - командир, Э.Шахт - 2-й пилот, С.Данилин - штурман, Л.Жевердинский и М.Опекунов - борттехники
-
История Авиации 2002-05 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (5)
В составе гоминдановских ВВС тяжелые бомбардировщики ТБ-3 использовались исключительно в качестве транспортных самолетов.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Составной пикирующий бомбардировщик СПБ из состава 32-го иап ВВС ЧФ, июнь 1941г.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Опытный ТБ-3 (N 22202) с двигателями М-34РН на госиспытаниях. Октябрь 1935г.
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
ТБ-3РН на испытаниях
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
ТБ-3РН на пражском аэродроме Кбели. 15 июня 1938г.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3РН - участник боев на озере Хасан выруливает на старт. На этом ТБ-3РН незадолго до войны был установлен радиополукомпас (обтекатель сверху носовой части). Кадр военной хроники.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
ТБ-3рн 52 Гвардейского полка - участники воздушного парада в честь Дня авиации. Август 1945г.
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
ТБ-3 (сер. N 22682) был оснащен моторами с турбокомпрессорами и экспериментальными винтами изменяемого шага.
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / В.Котельников - Истоки
Самую тяжелую технику перевозили на наружной подвеске бомбардировщики ТБ-3. На снимке - самолет последней модификации с моторами М-34РН
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
Бомбардировщик ТБ-3РН с грузовым мостом, под которым подвешены парашютные мешки ПДММ и баки ПДББ-100
-
Авиация и Космонавтика 2000-01 / Г.Герасимов - Количественно-качественная характеристика ВВС РККА накануне войны
К 1941г. основу бомбардировочной авиации ВВС РККА еще составляли устаревшие СБ-2 и ТБ-3. В полете ТБ-3РН
-
Авиация и Космонавтика 2010-03 / В.Котельников - Мотор А.Микулина М-34
Раскапотированный мотор М-34РН на бомбардировщике ТБ-3, май 1935г.
-
Aviation Historian 31 / L.Andersson - Dirty secrets
In 1936 a Tupolev TB-3 M-34RN was equipped as a flying laboratory (TB-3LL) for Soviet chemical warfare research, and cleared the use of the VAP-500, as seen here fitted to the belly of a TB-3. Perhaps surprisingly, battlefield chemical warfare was never used by the Soviets (or Germans), even at the brutal height of the Second World War.
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
Химическое оружие в 30-х годах занимало достойное место в арсеналах ВВС РККА. Выливные авиаприборы ВАП-500 конструкции ЦАГИ на внешней подвеске ТБ-3РН.
-
История Авиации 2002-04 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (4)
Элементы ВАП-500, подвешенных на ТБ-3 в период испытаний в ЦАГИ.
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
Реактивные снаряды на балках под консолью ТБ-3.
-
История Авиации 2002-05 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (5)
ТБ-3 гоминьдановских ВВС
-
Авиация и Космонавтика 1999-02 / В.Котельников, А.Демин - Авиация великого соседа (2)
Поглазеть на огромный ТБ-3 пришла целая толпа китайцев
-
Авиация и Время 2009-03 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (6)
Воздушные корабли ТБ-3 использовались в качестве транспортных самолетов
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Two I-16SPBs (each with a pair of FAB-250 bombs) under the wing of a TB-3 (powered by AM-34RNs), as the Zveno-SPB composite
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Система «Звено-СПБ» образца 1938 г. включала самолет-носитель ТБ-3 4М-34ФРН и два подвешенных И-16
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
«Звено-СПБ» с двумя И-16 с моторами М-25. Под крыльями истребителей подвешены бомбы.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
История Авиации 2002-03 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (3)
"Звено-СПБ" представляло собой комбинацию из пары И-16, каждый из которых нес по две 250-кг бомбы и носителя ТБ-3РН.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
СПБ или "звено Вахмистрова" - составной пикирующий бомбардировщик, успешно применявшийся на черноморском ТВД в 1941 году. Под крылом И-16 подвешены две 100-килограммовые бомбы ФАБ-100.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Истребитель И-16 с бомбами, подвешенный под крылом носителя
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Финальным вариантом стал проект "Звено-СПБ" из ТБ-3 и двух истребителей И-16. Истребители в данном случае являлись пикирующими бомбардировщиками и несли по две 250-кг бомбы. Под вариант "Звено-СПБ" доработали шесть бомбардировщиков ТБ-3, которые в 1941 году использовались авиацией Черноморского флота. Самолеты И-16 из "Звена-СПБ" нанесли не менее 30 ударов по целям на территории Украины и Румынии.
"Звено-СПБ" на испытаниях в НИИ ВВС, 1938г.
Fighter-bomber I-16SPB during the process of suspension underwing. The wing-mounted hoist of the TB-3 can just be seenДругие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - "Цирк Вахмистрова" в бою
Такая «экзотическая» боевая техника, как «Звено-СПБ», состояла на вооружении 52-го иап ВВС ЧФ
Одним из наиболее необычных вариантов применения И-16 был Составной пикирующий бомбардировщик (СПБ) - авиационная система, состоявшая из самолета-носителя ТБ-3 и двух подвешенных под его плоскостями И-16 с двумя 250 кг бомбами каждый.
1 августа 1941г.: советские ВВС впервые применили СПБ (составной пикирующий бомбардировщик) с двумя И-16СПБ, доставляемыми тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3 для атаки Констанцы. 13 августа 1941 года с помощью СПБ был уничтожен стратегически важный мост через Дунай.Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
И-16, подвешенный под крылом ТБ-3, в полете
When carried by a mother-ship, the I-16SPB could reach targets at a distance of 350 to 400km from take-off.Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
И-16 отцепился от носителя
Moment of release on an I-16SPB, off the Rumanian coastДругие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
The forward suspension point of I-16SPB for the Zveno-SPB.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Forward attachment point lock for an I-16SPB in the closed and opened positions
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Хвостовая стрелковая установка серийного ТБ-3РН
-
Авиация и Время 2013-05 / Н.Игнатьев - Горечь триумфа (2)
Обломки ТБ-3РН-34 - второго участника катастрофы при поисках самолета "Родина"
-
Авиация и Время 2013-05 / Н.Игнатьев - Горечь триумфа (2)
Хранящиеся в музее остатки оборудования того же ТБ-3РН-34
-
Авиация и Космонавтика 2010-03 / В.Котельников - Мотор А.Микулина М-34
Схема установки агрегата центрального наддува АЦН на самолете ТБ-3 для улучшения высотных характеристик мотоустановки
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Vakhmistrov Zveno-SPB composite with two Polikarpov I-16s.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Tupolev ANT-6 (TB-3 prototype). Tupolev TB-3, M-17F engines. Tupolev TB-3, AM-34R engines, early production standard. Tupolev TB-3, AM-34R engines, unarmed variant. Tupolev TB-3, AM-34FRN engines.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930Туполев ТБ-3Р - Россия - 1932
- Фотографии