Варианты
ТБ-3Р
Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 6 - 8 человек. Спроектирован в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева. Первый полет опытный образец АНТ-6 совершил 20 марта 1931 г. Серийное производство начато в апреле 1932 г. Выпускался на заводах # 22 (Москва), # 39 (Москва), # 18 (Воронеж), # 31 (Таганрог). Всего построено 819 экз.
Состоял на вооружении в СССР с мая 1932 г., в Китае - с 1938 г.
Основные серийные модификации:
- ТБ-3 с моторами М-17/М-17Б/М-17Ф, вооружение 8x7,62, поздние частично перевооружены 6x7,62, 3x7,62, 1 х 7,62 + 2 х 12,7 и по другим схемам;
- ТБ-3 с моторами М-34; вооружение 6x7,62;
- ТБ-3Р с моторами M-34P, новой хвостовой частью, оперением, вооружение 9x7,62;
- ТБ-3РН с моторами М-34РН, одиночными колесами шасси, экранированными турелями, вооружение 4x7,62, выпускался вариант самолета-носителя пикирующих бомбардировщиков И-16СПБ ("Звено-СП Б") с вооружением 3x7,62;
- ТБ-3 с моторами М-34ФРН/ФРНВ, увеличенным размахом крыла, измененными очертаниями стабилизатора, зализами между крылом и фюзеляжем, вооружение 4x7,62.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 4000 - 5000 кг.
Первое применение - летом 1938 г. в боях у оз.Хасан. В мае - сентябре 1939 г. использовался на Халхин-Голе (как ночной бомбардировщик), зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией (как бомбардировщик и транспортный самолет), летом 1940г. - при присоединении Бессарабии и Прибалтики (для высадки десантов). Основной советский тяжелый бомбардировщик предвоенного периода. С июня 1941г. применялся в Белоруссии и на Украине. Участвовал в серии налетов на цели в приграничных районах Польши. В июне - июле вынужденно использовался днем, далее только по ночам. ТБ-3 участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. До конца 1943 г. служил как дальний ночной бомбардировщик и транспортный самолет, далее - только в транспортных целях. В Китае применялся только как военно-транспортный самолет.
ТБ-3 сняли с производства в 1938 г., окончательно сняли с вооружения в СССР осенью 1946 г.
Описание:
- ТБ-3Р
- АНТ-6/ТБ-3
Фотографии
-
История Авиации 2001-05 / В.Котельников - Ударная мощь ВВС РККА /Между войнами/
ТБ-3Р с моторами М-34Р из состава 9-й тяжелобомбардировочной авиабригады. Авиабаза Сеща, середина 30-х годов.
-
Мир Авиации 1994-02 / В.Раткин - Командир корабля Николай Бобин и штурман Леонид Агеев /Асы мира/
ТБ-3 4М-34Р (ТБ-3р) заводской N 22529 из 7 АП ДД, весна 1942г.
-
История Авиации 2001-05 / В.Котельников - Ударная мощь ВВС РККА /Между войнами/
Регистрационный номер: URSS-2240 [2] ТБ-3Р с моторами М-34Р выпуска 22-го авиазавода из состава представительской "парадной десятки". Самолеты были окрашены в белый цвет.
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
Опытный ТБ-3 с моторами М-34Р на испытаниях.
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
Опытный ТБ-3 с моторами М-34Р на испытаниях.
-
Авиация и Космонавтика 2010-03 / В.Котельников - Мотор А.Микулина М-34
Регистрационный номер: URSS-2240 [2] ТБ-3Р из состава "парадной десятки" готовятся к демонстрации советской воздушной мощи в Европе. Подготовка к перелету Москва-Прага-Париж. 1934г.
На самолетах ТБ-3, использованных для серии перелетов по Европе, также стояли М-34РД (иногда именовавшиеся также М-34РСП) -
Flight 1934-08 / Flight
Регистрационный номер: URSS-2239 SOVIET MISSION TO PARIS: Two of the A.N.T.14 machines, which flew from Russia to Paris, at Le Bourget.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
ТБ-3 в парижском аэропорту Ле Бурже. 1934г.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
A close-up view of the nose of the T.B.3 (A.N.T.6) Bomber Monoplane (four 680 h.p. M-17 engines).
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / Personal album
Регистрационный номер: URSS-2237 The photograph, taken at Aspern, Austria in 1934, shows the huge Russian Tupolev T.B.3 (ANT-6) URSS 2237 during a visit. This five/six seat heavy bomber was initially powered by four 680 h.p. M-17 BMW VI engines and could carry a 2,200lb bomb load. The T.B.3 had a range of 620 miles and a maximum speed of 124 m.p.h. Four machine gun positions gave protective armament. Later models were fitted with two 830 h.p. M-34 engines.
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
Опытный образец ТБ-3 с моторами М-34
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
Опытный ТБ-3 с моторами М-34 и полной бомбовой нагрузкой, часть из которой размещена на внешней подвеске.
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
Серийные ТБ-3 с мотороами М-34 на полевом аэродроме. Самолеты закреплены на стоянках тросами с кольями во избежание повреждений от сильного ветра.
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
Самолеты ТБ-3 с моторами М-34 на маневрах
-
Авиация и Космонавтика 2011-08 / В.Котельников - Авиационные химические выливные приборы, 1930-1941
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с четырьмя моторами М-34 с четырьмя подвешенными приборами ВАП-500 на аэродроме
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
ТБ-3 с ракетным вооружением на испытаниях в НИПАВ.
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
Серийный ТБ-3 (N 22452) использовавшийся для экспериментов по улучшению аэродинамики за счет обклейки гофрированной обшивки полотном (январь 1935г.).
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Серийный ТБ-3Р (N 22452) на заводских испытаниях. Октябрь 1935г.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Оснащение ТБ-3 винтами двух типов было испытано на самолете N 22452 и затем внедрено в серию
-
Мир Авиации 2005-01 / В.Котельников - Подготовка ВВС РККА к химической войне /Страницы истории/
ТБ-3 с двумя выливными приборами ВАП-1000.
-
Air Enthusiast 1973-07 / E.Sekigawa - The Undeclared Air War
Tupolev TB-3 heavy bombers harassed Japanese lines of communication and troop concentrations by night.
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / В.Котельников - Советские дымовые авиационные приборы 1930-1940гг.
ТБ-3 ставит дымовую завесу с помощью приборов ДХ-3 на Центральном военно-химическом полигоне в Шиханах.
-
Авиация и Космонавтика 2011-08 / В.Котельников - Авиационные химические выливные приборы, 1930-1941
Опорожнение двух выливных приборов ВАП-1000, подвешенных под ТБ-3
-
Авиация и Космонавтика 2011-08 / В.Котельников - Авиационные химические выливные приборы, 1930-1941
Два прибора ВАП-500 на бомбодержателях под центропланом ТБ-3Р
-
Мир Авиации 2005-01 / В.Котельников - Подготовка ВВС РККА к химической войне /Страницы истории/
Четыре ВАП-500 подвешивались под фюзеляжем ТБ-3 в шахматном порядке.
-
Авиация и Космонавтика 2011-08 / В.Котельников - Авиационные химические выливные приборы, 1930-1941
Заправка приборов ВАП-500 (подвешенных под ТБ-3) от авторазливочной станции, 1936г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / В.Котельников - Советские дымовые авиационные приборы 1930-1940гг.
Прибор ДХ-3, подготовленный к подвеске под ТБ-3. На заднем плане видны два прибора, уже подвешенные под центропланом.
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / В.Котельников - Советские дымовые авиационные приборы 1930-1940гг.
Прибор конструкции Н.А. Лукина под тяжелым бомбардировщиком ТБ-3.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Запуск мотора М-34.
-
История Авиации 2002-04 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (4)
Вместо двух открытых верхних турелей Тур-5 на этом ТБ-3 установлена одна экранированная МВ-3.
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
Легкий танк T-38 на подвеске ДПТ-2 под ТБ-3 из эскадрильи имени Коммунистического интернационала молодежи. Значок этой организации нарисован на носу машины. Снимок 1939г.
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
Плавающий танк Т-37 на парашютной подвеске под самолетом ТБ-3Р
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
76-мм и 45-мм пушки с передками на десантной платформе ГП-1, подвешенной под ТБ-3
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
Грузовик ГАЗ-АА на подвеске ДПТ-2. В кузове автомашины 45-миллиметровая противотанковая пушка
-
Авиация и Космонавтика 2010-03 / В.Котельников - Мотор А.Микулина М-34
Моторы М-34 подготовлены к наружной подвеске под бомбардировщик ТБ-3, май 1940г.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Пилотируемый вариант "план-торпеды" с саморазгружающимся контейнером для мелких бомб (макетом торпеды???) во время испытаний под крылом ТБ-3
-
Авиация и Космонавтика 2008-06 / М.Никольский - Липецкий ЦБП
Командир бомбардировщика ТБ-3 Лазарев дает предлетные указания экипажу, 1940г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / ??? - Дальняя Авиация России 100 лет /Юбилей/
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3
-
Мир Авиации 1994-02 / В.Раткин - Командир корабля Николай Бобин и штурман Леонид Агеев /Асы мира/
Экипаж ТБ-3 перед боевым вылетом. Слева направо: А.Васильев, Л.Агеев, Г.Губанов, пятый слева - Кумовенко, зима 1941-42гг.
-
Авиация и Космонавтика 2010-03 / В.Котельников - Мотор А.Микулина М-34
Мотор М-34Р на бомбардировщике ТБ-3, октябрь 1933г.
-
Авиация и Космонавтика 2010-03 / В.Котельников - Мотор А.Микулина М-34
Мотор М-34Р с турбонагнетателем, испытывавшийся на самолете ТБ-3
-
История Авиации 2002-02 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (2)
Кормовая огневая точка опытного ТБ-3 с моторами М-34Р.
-
Мир Авиации 2006-02 / В.Котельников - Первые в Советском Союзе опыты по дозаправке самолетов в воздухе /Эксперименты/
Дозаправочное оборудование танкера ТБ-3, 1935г.
-
Авиация и Время 2005-04 / В.Котельников - Как "Валти" превратился в ПС-43
ПС-43, разбитый в результате столкновения с МиГ-3 28 февраля 1941г. Сзади виден ТБ-3, протараненный тем же МиГ-3. Центральный аэродром, Москва
Другие самолёты на фотографии: Vultee V-11 - США - 1935
-
Авиация и Космонавтика 2022-07 / Aviation Art от первого лица
Ранние работы Евгения Алексеенко
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Tupolev ANT-6 (TB-3 prototype). Tupolev TB-3, M-17F engines. Tupolev TB-3, AM-34R engines, early production standard. Tupolev TB-3, AM-34R engines, unarmed variant. Tupolev TB-3, AM-34FRN engines.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930Туполев ТБ-3РН - Россия - 1934
- Фотографии