Туполев ТБ-3Р
Варианты:
Туполев - ТБ-3Р - 1932 - Россия
Страна: Россия
Год: 1932


Бомбардировщик
Описание:
ТБ-3Р
АНТ-6/ТБ-3
Фотографии

ТБ-3Р

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 6 - 8 человек. Спроектирован в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева. Первый полет опытный образец АНТ-6 совершил 20 марта 1931 г. Серийное производство начато в апреле 1932 г. Выпускался на заводах # 22 (Москва), # 39 (Москва), # 18 (Воронеж), # 31 (Таганрог). Всего построено 819 экз.
Состоял на вооружении в СССР с мая 1932 г., в Китае - с 1938 г.
Основные серийные модификации:
   - ТБ-3 с моторами М-17/М-17Б/М-17Ф, вооружение 8x7,62, поздние частично перевооружены 6x7,62, 3x7,62, 1 х 7,62 + 2 х 12,7 и по другим схемам;
   - ТБ-3 с моторами М-34; вооружение 6x7,62;
   - ТБ-3Р с моторами M-34P, новой хвостовой частью, оперением, вооружение 9x7,62;
   - ТБ-3РН с моторами М-34РН, одиночными колесами шасси, экранированными турелями, вооружение 4x7,62, выпускался вариант самолета-носителя пикирующих бомбардировщиков И-16СПБ ("Звено-СП Б") с вооружением 3x7,62;
   - ТБ-3 с моторами М-34ФРН/ФРНВ, увеличенным размахом крыла, измененными очертаниями стабилизатора, зализами между крылом и фюзеляжем, вооружение 4x7,62.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 4000 - 5000 кг.
Первое применение - летом 1938 г. в боях у оз.Хасан. В мае - сентябре 1939 г. использовался на Халхин-Голе (как ночной бомбардировщик), зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией (как бомбардировщик и транспортный самолет), летом 1940г. - при присоединении Бессарабии и Прибалтики (для высадки десантов). Основной советский тяжелый бомбардировщик предвоенного периода. С июня 1941г. применялся в Белоруссии и на Украине. Участвовал в серии налетов на цели в приграничных районах Польши. В июне - июле вынужденно использовался днем, далее только по ночам. ТБ-3 участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. До конца 1943 г. служил как дальний ночной бомбардировщик и транспортный самолет, далее - только в транспортных целях. В Китае применялся только как военно-транспортный самолет.
ТБ-3 сняли с производства в 1938 г., окончательно сняли с вооружения в СССР осенью 1946 г.

АНТ-6/ТБ-3

Проектирование четырехмоторного АНТ-6 началось в 1925 году. Прототип ТБ-3 вывел в конце 1920-х годов СССР в число передовых авиационных стран мира. Конструктивно АНТ-6 имел много общего с пятимоторным транспортным АНТ-14 и изначально оснащался двигателями Curtiss Conqueror мощностью по 600 л. с., с которыми и выполнил в декабре 1930 года первый полет. Затем на прототип установили моторы BMW VI мощностью по 730 л.с.
   Решение о запуске в серию огромного четырехмоторного бомбардировщика с неубираемым шасси приняли в феврале 1937 года. До прекращения производства в 1938 году было построено 817 самолетов. По ходу серийного производства на самолеты ставили моторы все большей мощности: М-17Ф мощностью 715 л.с., М-34Р мощностью 830 л. с., М-34ФРН мощностью 900 л. с., М-34РН мощностью 970 л. с. и АМ-34ФРНВ мощностью 1200 л. с. Использование все более мощных двигателей позволило довести бомбовую нагрузку до 5800 кг, усилить оборонительное вооружение.
   В 1930-е годы ТБ-3 поступили на вооружение тяжелых бомбардировочных авиабригад, ставших первыми в мире соединениями стратегической авиации. В 1938-1939 годах ТБ-3 принимали участие в боях с японцами на Дальнем Востоке и в Монголии. В 1939-1941 годах примерно 170 единиц ТБ-3 с моторами М-17Ф доработали в гражданские грузовые Г-2, а еще 80 - в военно-транспортные, способные также буксировать планеры, выбрасывать парашютные десанты и даже перевозить на внешней подвеске легкие танки.
   В начале Великой Отечественной войны ТБ-3 использовались как бомбардировщики, но понесли большие потери. До войны на ТБ-3 отрабатывалась концепция носителя паразитных истребителей, программа "Звено". Эти эксперименты привели к появлению в составе авиации Черноморского флота спецподразделения, вооруженного самолетами ТБ-3, - носителями пикирующих бомбардировщиков СПБ (вариант истребителя И-16). В 1941 году ТБ-3/СПБ выполнили несколько удачных вылетов, уничтожив цели на территории Украины и Румынии.
   Несколько самолетов, сохранивших "фирменное" обозначение АНТ-6, обеспечивали исследования в Арктике.

Варианты

<...>
   ТБ-3/М-34Р: установлены моторы М-34Р, внесены изменения в конструкцию фюзеляжа, установлена хвостовая пулеметная турель; девять демилитаризованных ТБ-3/М-34В в 1934 году совершили турне по столицам Европы
<...>
ТБ-3Р с моторами М-34Р из состава 9-й тяжелобомбардировочной авиабригады. Авиабаза Сеща, середина 30-х годов.
ТБ-3 4М-34Р (ТБ-3р) заводской N 22529 из 7 АП ДД, весна 1942г.
ТБ-3Р с моторами М-34Р выпуска 22-го авиазавода из состава представительской "парадной десятки". Самолеты были окрашены в белый цвет.
Опытный ТБ-3 с моторами М-34Р на испытаниях.
Опытный ТБ-3 с моторами М-34Р на испытаниях.
ТБ-3Р из состава "парадной десятки" готовятся к демонстрации советской воздушной мощи в Европе. Подготовка к перелету Москва-Прага-Париж. 1934г.
На самолетах ТБ-3, использованных для серии перелетов по Европе, также стояли М-34РД (иногда именовавшиеся также М-34РСП)
SOVIET MISSION TO PARIS: Two of the A.N.T.14 machines, which flew from Russia to Paris, at Le Bourget.
ТБ-3 в парижском аэропорту Ле Бурже. 1934г.
A close-up view of the nose of the T.B.3 (A.N.T.6) Bomber Monoplane (four 680 h.p. M-17 engines).
The photograph, taken at Aspern, Austria in 1934, shows the huge Russian Tupolev T.B.3 (ANT-6) URSS 2237 during a visit. This five/six seat heavy bomber was initially powered by four 680 h.p. M-17 BMW VI engines and could carry a 2,200lb bomb load. The T.B.3 had a range of 620 miles and a maximum speed of 124 m.p.h. Four machine gun positions gave protective armament. Later models were fitted with two 830 h.p. M-34 engines.
Опытный образец ТБ-3 с моторами М-34
Опытный ТБ-3 с моторами М-34 и полной бомбовой нагрузкой, часть из которой размещена на внешней подвеске.
Самолет ТБ-3
Серийные ТБ-3 с мотороами М-34 на полевом аэродроме. Самолеты закреплены на стоянках тросами с кольями во избежание повреждений от сильного ветра.
Самолеты ТБ-3 с моторами М-34 на маневрах
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с четырьмя моторами М-34 с четырьмя подвешенными приборами ВАП-500 на аэродроме
ТБ-3 с ракетным вооружением на испытаниях в НИПАВ.
Серийный ТБ-3 (N 22452) использовавшийся для экспериментов по улучшению аэродинамики за счет обклейки гофрированной обшивки полотном (январь 1935г.).
Серийный ТБ-3Р (N 22452) на заводских испытаниях. Октябрь 1935г.
Оснащение ТБ-3 винтами двух типов было испытано на самолете N 22452 и затем внедрено в серию
ТБ-3 с двумя выливными приборами ВАП-1000.
Tupolev TB-3 heavy bombers harassed Japanese lines of communication and troop concentrations by night.
ТБ-3 ставит дымовую завесу с помощью приборов ДХ-3 на Центральном военно-химическом полигоне в Шиханах.
Опорожнение двух выливных приборов ВАП-1000, подвешенных под ТБ-3
Два прибора ВАП-500 на бомбодержателях под центропланом ТБ-3Р
Четыре ВАП-500 подвешивались под фюзеляжем ТБ-3 в шахматном порядке.
Заправка приборов ВАП-500 (подвешенных под ТБ-3) от авторазливочной станции, 1936г.
Прибор ДХ-3, подготовленный к подвеске под ТБ-3. На заднем плане видны два прибора, уже подвешенные под центропланом.
Прибор конструкции Н.А. Лукина под тяжелым бомбардировщиком ТБ-3.
Запуск мотора М-34.
Вместо двух открытых верхних турелей Тур-5 на этом ТБ-3 установлена одна экранированная МВ-3.
Легкий танк T-38 на подвеске ДПТ-2 под ТБ-3 из эскадрильи имени Коммунистического интернационала молодежи. Значок этой организации нарисован на носу машины. Снимок 1939г.
Плавающий танк Т-37 на парашютной подвеске под самолетом ТБ-3Р
76-мм и 45-мм пушки с передками на десантной платформе ГП-1, подвешенной под ТБ-3
Грузовик ГАЗ-АА на подвеске ДПТ-2. В кузове автомашины 45-миллиметровая противотанковая пушка
Моторы М-34 подготовлены к наружной подвеске под бомбардировщик ТБ-3, май 1940г.
Пилотируемый вариант "план-торпеды" с саморазгружающимся контейнером для мелких бомб (макетом торпеды???) во время испытаний под крылом ТБ-3
Командир бомбардировщика ТБ-3 Лазарев дает предлетные указания экипажу, 1940г.
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3
Экипаж ТБ-3 перед боевым вылетом. Слева направо: А.Васильев, Л.Агеев, Г.Губанов, пятый слева - Кумовенко, зима 1941-42гг.
Мотор М-34Р на бомбардировщике ТБ-3, октябрь 1933г.
Мотор М-34Р с турбонагнетателем, испытывавшийся на самолете ТБ-3
Кормовая огневая точка опытного ТБ-3 с моторами М-34Р.
Дозаправочное оборудование танкера ТБ-3, 1935г.
ПС-43, разбитый в результате столкновения с МиГ-3 28 февраля 1941г. Сзади виден ТБ-3, протараненный тем же МиГ-3. Центральный аэродром, Москва
Ранние работы Евгения Алексеенко
Tupolev ANT-6 (TB-3 prototype). Tupolev TB-3, M-17F engines. Tupolev TB-3, AM-34R engines, early production standard. Tupolev TB-3, AM-34R engines, unarmed variant. Tupolev TB-3, AM-34FRN engines.