Поликарпов И-15бис / И-152
Варианты:
Поликарпов - И-15бис / И-152 - 1937 - Россия
Страна: Россия
Год: 1937


Одноместный истребитель
Описание:
И-15бис / И-152
И-15 и И-15бис "Чайка"
Фотографии

И-15бис / И-152

Одноместный истребитель, биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Разработан в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Являлся модернизацией истребителя И-15. Опытный образец ЦКБ-3бис проходил Государственные испытания в июле 1937 г., с октября того же года выпускался серийно заводом # 1 в Москве. Всего изготовлено 2408 экз. Мотор М-25, с 38-й серии - М-25В. Вооружение 4x7,62; бомбы до 100 кг. Состоял на вооружении в СССР и Китае с начала 1938 г., в Испании -с января 1939 г. Применялся в Испании с февраля 1939 г. В мае - сентябре 1939 г. участвовал в боях на р. Халхин-Гол, зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией. Применялся на фронтах Великой Отечественной войны в 1941 - 1942 гг. в качестве истребителя и штурмовика. В тыловых частях ПВО, особенно на Дальнем Востоке, сохранялся до конца 1944 г. Снят с производства в 1939 г.


И-15бис||
Размах:||10,2 м
Длина:||6,27 м
Моторы, количество х мощность:||1x750 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1730 кг
Максимальная скорость:||346 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||770 км

И-15 и И-15бис "Чайка"

<...>
  В начале 1937 года совершил первый полет прототип ЦКБ-3тер, оснащенный более мощным двигателем М-25В под удлиненным капотом и доработанным шасси с обтекателями на колесах. Но его основным отличием стало новое верхнее крыло, не имевшее излома и крепившееся к фюзеляжу с помощью N-образных стоек. В его задней кромке над кабиной пилота был сделан вырез. Как и у И-15, элероны были установлены только на верхнем крыле.
  Получивший обозначение И-15бис или, альтернативно, И-152, доработанный истребитель был первоначально вооружен четырьмя синхронными 7,62-мм пулеметами ПВ-1, но на самолетах позднего выпуска их заменили более эффективными ШКАС такого же калибра; небольшое число истребителей получили пару 12,7-мм пулеметов БС. Если И-15 мог нести четыре 20-кг бомбы на держателях под крылом, бомбовая нагрузка И-15бис была увеличена до 150 кг.
  Производство И-15бис завершилось в начале 1939 года после выпуска 2408 самолетов.
  Истребитель активно использовался в боях с японцами на границе с Маньчжурией в 1938-1939 годах и в войне с Финляндией в 1939-1940 годах.
  В последние месяцы 1939 года в Испанию через Францию было отправлено 93 самолета. Из них пункта назначения достигли только 30 машин, участие которых в боевых действиях оказалось весьма ограниченным. Часть из них перелетела во Францию перед крахом республиканцев в 1939 году. В Испании эти самолеты называли "Super Chato".
  В 1937-1938 годах четыре советских эскадрильи были отправлены в Китай для оказания помощи против вторжения японцев. Кроме того, не менее 186 самолетов И-15бис были поставлены непосредственно китайским ВВС. Но служба самолета в Китае складывалась неоднозначно - на заключительном этапе войны он уже стал уступать новым японским истребителям-монопланам.
  В июне 1941 года в составе советских ВВС все еще насчитывалось свыше 1000 самолетов И-15бис. Большинство из них использовались для непосредственной поддержки войск, пока их не заменили штурмовики Ил-2. Многие И-15бис были потеряны в первые месяцы германского вторжения и к концу 1942 года окончательно исчезли из состава боевых частей.


Варианты

  И-152ТК: один самолет, оснащенный в 1939 году двумя турбокомпрессорами ТК-3, способный развивать скорость 435 км/ч на высоте 6000 м
  И-152ГК: один самолет, в 1939 году оснащенный усовершенствованным вариантом гермокабины А.Я. Щербакова, уже прошедшей испытания на И-15


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-15бис

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один радиальный ПД М-25В мощностью 775 л. с. (578 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 370 км/ч; потолок 9500 м; дальность полета 530 км
  Масса: пустого снаряженного 1320 кг; максимальная взлетная 1900 кг
  Размеры: размах крыла 10,20 м; длина 6,27 м; высота 2,19 м; площадь крыла 22,53 м2
  Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета ПВ-1 или ШКАС и до 150 кг бомб или шесть ракет РС-82 под крылом
Предсерийный И-15бис.
И-15бис командира одной из эскадрилий ВВС РККА, принимавших участие в конфликте на озере Хасан.
И-15бис из 13-й отдельной Краснознаменной авиаэскадрильи КБФ, 1940г.
И-15бис из 241-го ШАП Северо-Западного фронта, июнь 1941 г.
И-15бис из 1-й эскадрильи 74-го ШАП, потрепевший аварию 8 мая 1941 года
И-15бис, оснащенный радиостанцией. Август 1939г.
И-15бис неизвестной части ВВС КА, захваченный немцами на аэродроме в первые дни войны.
И-15бис из 3-й эскадрильи 215-го ШАП, аэродром Травники, июнь 1941 г.
И-15бис из 74-го ШАП, поврежденный и захваченный немцами на аэродроме Куплин (Пружаны)
Типичная окраска И-15бис в предвоенный период.
И-15бис из 70-го ИАП ВВС РККА, Халхин-Гол, лето 1939г.
Изображенный здесь И-152 во время боев на Халхин-голе (1939 год) летал в составе 70-го истребительного авиаполка.
И-152 имел высокую прочность и живучесть, а также ценился летчиками за свою "проворность". Изображенный самолет входил в состав 70-го истребительного авиаполка советских ВВС, принимавший участие летом 1939 года в боях на Халхин-Голе, на границе Монголии с Маньчжурией.
И-15бис лейтенанта Д.С.Гусарова из 3-й эскадрильи 70-го иап, захваченный японцами на месте вынужденной посадки 24 мая 1939г. Элементами быстрой идентификации самолетов этой эскадрильи были красные тактические номера и "пилотки"
И-15бис
Самолет И-15бис 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
И-15бис из 11 иап КБФ старшего лейтенанта В.Ф.Абрамова, 1942г.
И-15бис, 1944г.
И-15бис, принадлежность и период неизвестны.
И-15бис Ульяновской ВАШП, на котором летал инструктор старшина Михалев. Зимой 1941-1942гг. разбит другим летчиком.
Этот И-152 несет стандартную окраску и обозначения, принятые в ВВС РККА в середине 1930-х годов. Как и всем советским истребителям, самолетам Поликарпова зимой приходилось взлетать с покрытых снегом взлетных полос, используя при этом лыжи вместо колес. Спереди и сзади лыжи поддерживались в горизонтальном положении во время полета с помощью резиновых жгутов-растяжек.
И-15бис в зимнем камуфляже.
И-15бис с двумя ТК-1. Конец 1939г.
Данный И-152 принадлежал лейтенанту Лауреано Сапине из отдельной группы ВВС республиканцев, сформированной в декабре 1938 года.
На Дальнем Востоке И-153 хорошо проявили себя в боях с японской авиацией. По соглашению с СССР ВВС Китая получили небольшое количество "Чаек", но плохо обученные китайские летчики вести бои с японскими истребителями Ki-27 оказались не способны.
И-15бис китайского пилота У Диньчень из состава 22-й эскадрильи, который 18 февраля 1938г. в воздушном бою на Ханькоу таранил японский истребитель A5M.
И-15бис летчика А.А.Губенко из 39-й АЭ ВВС Китая. Самолет был сбит над Наньчанем 26 июня 1938 г.
И-15бис финских ВВС. 1943г.
Один из пяти И-15бис, захваченных в ходе советско-финской войны 1939-40 гг. и используемых финскими ВВС во второй мировой войне
Один из захваченных финнами И-15бис, использовавшийся ими при съемке фильма о Зимней войне.
Эта летающая реплика И-15 скоро попадет в одну из частных коллекций
10-12 августа 2012г. в подмосковном Жуковском на аэродроме Раменское состоялось крупное авиашоу, посвященное 100-летию ВВС России. На фото: самолеты-символы разных поколений - полномасштабная летающая копия И-15бис и суперсовременный истребитель T-50
Реплики поликарповских истребителей И-152 с большим успехом демонстрировались на земле и в воздухе
Монино 2004
Предсерийный истребитель И-15бис.
Биплан И-15бис получил прозвище "чиж"
Носовая часть И-15бис. Обтекатели колес сняты.
Прототип И-15бис создан на базе И-15, который получил крыло с нормальным центропланом, но вначале имел двигатель М-22.
Самолет И-15бис имел верхнее крыло обычной конфигурации с центропланом на стойках. Но к тому времени испытания в аэродинамической трубе доказали, что крыло типа "чайка" обладает лучшими аэродинамическими свойствами. Оно и было использовано в конструкции самолета И-153 - преемника И-15бис.
Боковой люк доступа к радиостанции открыт.
Испытания И-15бис с радиостанцией. Стойка антенны над верхним крылом. Август 1939г.
Бомба под крылом И-15бис.
И-15бис в предвоенный период. Рулежка пары на старт.
И-152 ВВС РККА начального периода Великой Отечественной войны. Под нижним крылом видны РС-82
Два ЗАП-6 под истребителем И-15 бис
Один из летчиков 13-й отдельной Краснознаменной авиаэскадрильи КБФ, 1940г.
Летчик-истребитель сержант И.П.Губорев на дежурстве, 11 иап, Ладога, 1942г.
Лыжное шасси И-15бис.
Для сравнительно тихоходных, а также обладавших довольно слабыми оборонительными возможностями, разведчиков Р-5 и P-Z полеты в глубине вражеского воздушного пространства были изначально противопоказаны. Однако неумолимая логика войны диктовала свои законы, и, поскольку скоростным И-16 подчас было не с руки сопровождать армейских "следопытов", последним в качестве прикрытия выделили более подходящие И-15бис.
И-15бис. Ленинградский фронт, январь 1942г.
Самолеты И-15бис на изрытом воронками от бомб летном поле Вильнюского аэродрома
Ил-2 61-го ШАП, фатально поврежденный близким разрывом авиабомбы на вильнюсском аэродроме Парубанек, на заднем плане самолеты И-15бис 42-го ИАП
И-15бис ТК, оснащенный двумя ТК-1. Конец 1939г.
Истребители И-15бис ВВС Китая, 1939 г.
И-15бис (И-152) активно использовались китайскими ВВС. В целом китайские машины сохраняли советскую окраску (преимущественно зеленый цвет), но имели свои опознавательные знаки - сине-белые полосы на киле. Данная машина, вероятно, принадлежала 25-й эскадрилье.
И-15бис китайских ВВС
Китайские летчики, оборонявшие Чунцин. На заднем плане - И-15бис
Истребитель И-15бис из состава ВВС Китая. Наньчан, начало весны 1938 г.
Гоминьдановский И-15бис на боевом дежурстве
Истребитель И-15бис (И-152) был дальнейшим развитием И-15, получившим новое верхнее крыло без излома центроплана. На снимке самолет, захваченный и использовавшийся финнами, которые, как и советские ВВС, часто использовали лыжное шасси.
И-152 получил обычные стойки кабана, поддерживающего центроплан верхнего, не имевшего излома, крыла.
Линейка финских И-15бис (И-152)
И-152 ВВС Финляндии. 15 июля 1943г.
Воссозданный И-152 (И-15бис)
Кабина И-152
Офицер Люфтваффе демонстрирует осколочную пробоину в капоте одного из И-15бис 61-го ШАП, выведенных из строя при налете и захваченных немцами на аэродроме Кеданяй
Авария И-15бис с тактическим номером "2", принадлежавшего 1-й АЭ 74-го ШАП. Инцидент произошел еще до войны, 8 мая 1941 года на аэродроме Куплин
На аэродромах Китая с И-15бис такое происходило нередко - и с нашими, и с китайскими летчиками
Одна из первых, но многочисленных жертв "зеро" в Китае - И-15бис 23-й эскадрильи, 13 сентября 1940г
Разбитая авиатехника на захваченном гитлеровцами аэродроме Куплин в Белоруссии. На переднем плане И-16 из 33-го ИАП, за ним три И-15бис из 74-го ШАП
Истребители И-15бис из 42-го ИАП, поврежденные при бомбардировке и захваченные немцами на аэродроме Вильно, лето 1941г. Эти машины были предназначены для передачи во вновь формируемые ШАПы
Один из И-15бис, захваченных немцами летом 1941г.
Сгоревшие И-15бис
И-15бис Ульяновской ВАШП, на котором летал инструктор старшина Михалев. Зимой 1941-1942гг. разбит другим летчиком.
Истребитель И-15бис из 3-й эскадрильи 70-го иап, разбитый при вынужденной посадке, Монголия, 1939г.
Модель И-15бис в масштабе 1:30, построенная ветераном стендового моделизма М.Масловым.
Самолет А5М, уже считавшийся устаревшим к моменту нападения на Перл-Харбор, успел доказать свою эффективность во время второй китайско-японской войны 1937 года. По ряду показателей он превосходил такие самолеты, как И-152 конструкции Поликарпова.
1. И-16 тип 5, И-15 (ЦКБ-3); 2. И-16 тип 10, И-15бис (И-152); 3. И-16 тип 24, И-153; 4. И-17 бис, И-170 (проект); 5. И-180-3, И-190; 6. И-185 (01), И-195 (проект)
И-15бис