Поликарпов И-15бис / И-152
Варианты:
Поликарпов - И-15бис / И-152 - 1937 - Россия
Страна: Россия
Год: 1937


Одноместный истребитель
Описание:
И-15бис / И-152
И-15 и И-15бис "Чайка"
Фотографии:

Цветные фото (8)

И-15бис / И-152

Одноместный истребитель, биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Разработан в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Являлся модернизацией истребителя И-15. Опытный образец ЦКБ-3бис проходил Государственные испытания в июле 1937 г., с октября того же года выпускался серийно заводом # 1 в Москве. Всего изготовлено 2408 экз. Мотор М-25, с 38-й серии - М-25В. Вооружение 4x7,62; бомбы до 100 кг. Состоял на вооружении в СССР и Китае с начала 1938 г., в Испании -с января 1939 г. Применялся в Испании с февраля 1939 г. В мае - сентябре 1939 г. участвовал в боях на р. Халхин-Гол, зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией. Применялся на фронтах Великой Отечественной войны в 1941 - 1942 гг. в качестве истребителя и штурмовика. В тыловых частях ПВО, особенно на Дальнем Востоке, сохранялся до конца 1944 г. Снят с производства в 1939 г.


И-15бис||
Размах:||10,2 м
Длина:||6,27 м
Моторы, количество х мощность:||1x750 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1730 кг
Максимальная скорость:||346 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||770 км

И-15 и И-15бис "Чайка"

<...>
  В начале 1937 года совершил первый полет прототип ЦКБ-3тер, оснащенный более мощным двигателем М-25В под удлиненным капотом и доработанным шасси с обтекателями на колесах. Но его основным отличием стало новое верхнее крыло, не имевшее излома и крепившееся к фюзеляжу с помощью N-образных стоек. В его задней кромке над кабиной пилота был сделан вырез. Как и у И-15, элероны были установлены только на верхнем крыле.
  Получивший обозначение И-15бис или, альтернативно, И-152, доработанный истребитель был первоначально вооружен четырьмя синхронными 7,62-мм пулеметами ПВ-1, но на самолетах позднего выпуска их заменили более эффективными ШКАС такого же калибра; небольшое число истребителей получили пару 12,7-мм пулеметов БС. Если И-15 мог нести четыре 20-кг бомбы на держателях под крылом, бомбовая нагрузка И-15бис была увеличена до 150 кг.
  Производство И-15бис завершилось в начале 1939 года после выпуска 2408 самолетов.
  Истребитель активно использовался в боях с японцами на границе с Маньчжурией в 1938-1939 годах и в войне с Финляндией в 1939-1940 годах.
  В последние месяцы 1939 года в Испанию через Францию было отправлено 93 самолета. Из них пункта назначения достигли только 30 машин, участие которых в боевых действиях оказалось весьма ограниченным. Часть из них перелетела во Францию перед крахом республиканцев в 1939 году. В Испании эти самолеты называли "Super Chato".
  В 1937-1938 годах четыре советских эскадрильи были отправлены в Китай для оказания помощи против вторжения японцев. Кроме того, не менее 186 самолетов И-15бис были поставлены непосредственно китайским ВВС. Но служба самолета в Китае складывалась неоднозначно - на заключительном этапе войны он уже стал уступать новым японским истребителям-монопланам.
  В июне 1941 года в составе советских ВВС все еще насчитывалось свыше 1000 самолетов И-15бис. Большинство из них использовались для непосредственной поддержки войск, пока их не заменили штурмовики Ил-2. Многие И-15бис были потеряны в первые месяцы германского вторжения и к концу 1942 года окончательно исчезли из состава боевых частей.


Варианты

  И-152ТК: один самолет, оснащенный в 1939 году двумя турбокомпрессорами ТК-3, способный развивать скорость 435 км/ч на высоте 6000 м
  И-152ГК: один самолет, в 1939 году оснащенный усовершенствованным вариантом гермокабины А.Я. Щербакова, уже прошедшей испытания на И-15


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-15бис

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один радиальный ПД М-25В мощностью 775 л. с. (578 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 370 км/ч; потолок 9500 м; дальность полета 530 км
  Масса: пустого снаряженного 1320 кг; максимальная взлетная 1900 кг
  Размеры: размах крыла 10,20 м; длина 6,27 м; высота 2,19 м; площадь крыла 22,53 м2
  Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета ПВ-1 или ШКАС и до 150 кг бомб или шесть ракет РС-82 под крылом
Эта летающая реплика И-15 скоро попадет в одну из частных коллекций
10-12 августа 2012г. в подмосковном Жуковском на аэродроме Раменское состоялось крупное авиашоу, посвященное 100-летию ВВС России. На фото: самолеты-символы разных поколений - полномасштабная летающая копия И-15бис и суперсовременный истребитель T-50
Восстановленный экземпляр И-15бис перед взлетом в ходе авиасалона МАКС-2009
Реплики поликарповских истребителей И-152 с большим успехом демонстрировались на земле и в воздухе
Монино 2004