Мировая Авиация 92
-
Самолет А5М, уже считавшийся устаревшим к моменту нападения на Перл-Харбор, успел доказать свою эффективность во время второй китайско-японской войны 1937 года. По ряду показателей он превосходил такие самолеты, как И-152 конструкции Поликарпова.
A-10A применяли преимущественно бомбы Mk 82, УР AGM-65 Maverick и средства для обозначения целей. Самолеты совершали ежедневные вылеты наряду с британскими Harrier и F-16CG из ВВС США.
Британский Harrier готовится к вылету на авиабазе Джойя-дель-Колле, одной из ближайших к Косово итальянских баз, поддерживавшей высокий темп самолето-вылетов.
Заводы "Boeing" в Уичите и Рентоне, а так же заводы "Bell Aircraft и "Glenn L. Martin" построили почти 900 самолетов Superfortress На снимке: новенький B-29A-5-BN 42-93869, построенный в Рентоне
B-29 был первым настоящим "сверхтяжелым" бомбардировщиком, поступившим в эксплуатацию, его появление на Тихоокеанском ТВД изменило ход войны. Теперь американские бомбардировщики могли пролетать большие расстояния над океаном и наносить все более разрушительные удары по Японии.
В герметизированной передней части фюзеляжа B-29 размещались семь из 11 членов экипажа: два пилота, бортмеханик, штурман, бомбардир, радист, а при наличии РЛС - еще и оператор РЛС.
Один из ночных B-29, участвовавших в корейской войне,"отдыхает" между вылетами. Серийный номер самолета сложно разглядеть, но можно предположить, что это "Dragon Lady" из 19-й бомбардировочной группы.
Стандартным вооружением B-29 были 227-кг бомбы, использовавшиеся на всем ТВД. Для выполнения специальных задач, таких как разрушение мостов, использовались 454-килограммовые УАБ VB-3 "Razon", а иногда 5443-килограммовые VB-13 "Tarzon". Эти бомбы применялись не часто, последняя "Tarzon" была сброшена 13 августа 1951 года.
Самолет 307-й бомбардировочной группы ожидает пополнения боеприпасами перед вылетом на задание. Большинство вылетов совершались в ночное время в сопровождении F-94 и F3D, особенно в последние два года войны. Истребители смешивались со строем бомбардировщиков, что затрудняло их обнаружение РЛС противника.
Поскольку заводы в Сиэтле были заняты выпуском B-17, строительство бомбардировщика B-29 производилось на новом заводе в Уичите, штат Канзас.
Если для разрушения европейских городов из камня и кирпича требовались как фугасные, так и зажигательные бомбы, то для уничтожения домов из бумаги и дерева в японских городах достаточно было только зажигательных. Эта фотография была напечатана в листовке, сбрасываемой для предупреждения жителей города о предстоящем нанесении удара. Несмотря на то, что сброс атомной бомбы вызвал большие эмоциональные и политические потрясения, к гораздо большему числу жертв привели удары обычными бомбами по Иокогаме - 2590 км2 города были полностью разрушены самолетами B-29.
Один из самых известных в истории самолетов - "Enola Gay", сбросивший атомную бомбу "Малыш" (Little Boy) на Хиросиму 6 августа 1945 года в 9:30 утра. Мощность взорвавшейся бомбы, созданной в условиях строжайшей секретности, составляла 20 кт в тротиловом эквиваленте.
"Украшенные" B-29. Расписанная носовая часть была неотъемлемым элементом самолетов (особенно бомбардировщиков) союзников и стран Оси. Мастерами этого "вида искусства" были американцы, и самолеты служили огромным холстом для изображения всех мультипликационных героев, красоток и возлюбленных, оставшихся дома. В марте 1945 года вышел приказ убрать всю "фюзеляжную живопись", но на некоторых машинах рисунки так и сохранялись до конца войны.
После войны британские ВВС составили требование на собственный дальний бомбардировщик, но в ожидании поставок Avro Lincoln им пришлось взять в аренду 87 самолетов B-29, присвоив им название Washington. Срок аренды длился с марта 1950 года по 1955 год.
Для решения проблемы медленной перекачки топлива один KB-29M был переделан в самолет-заправщик с тремя точками заправки (шлангами), способный заправлять три истребителя одновременно. Самолет получил новое обозначение YKB-29T, на снимке он заправляет три британских Gloster Meteor. Одна точка заправки находилась в хвосте, а две других - в подкрыльевых гондолах на концевых частях крыла. Поскольку поздние реактивные истребители и бомбардировщики не могли совершать полеты на малых скоростях, как это делали устаревшие B-29, трехточечная схема была установлена и на реактивных самолетах-заправщиках B-50.
14 марта 1947 года ВМС США получили четыре B-29-BW для выполнения поисково-спасательных задач на дальних расстояниях (их обозначили P2B-1S). Один самолет (на снимке) был модифицирован для испытаний в ВМС высокоскоростного экспериментального самолета D-558-II "Скайрокет", который переносился и сбрасывался бомбардировщиком.
B-29 Superfortress. 504-я бомбардировочная группа сверхтяжелых бомбардировщиков была сформирована 11 мая 1944 года. Первоначально она получила B-17, а уже затем была перевооружена на B-29 и приписана к 313-му бомбардировочному авиакрылу 20-й Воздушной армии. Боевые вылеты с баз на Марианских островах начались в январе 1945 года, первые удары наносились по японским аэродромам и важным объектам на островах Мауг, Иводзима и Трук. Удары по метрополии наносились в течение 1945 года, чаще всего в мае, после чего группа получила благодарственный знак за разгром промышленного центра Иокогамы. Удары по городам Японии зажигательными бомбами и операции по постановке минных заграждений на маршрутах движения кораблей противника принесли группе новые награды. После прекращения военных действий B-29 сбрасывали продовольствие для военнопленных и совершали полеты над Японией для оценки разрушений, произведенных бомбардировками.
B-29 Superfortress
На снимке, датированном 9 июня, изображен F-16, выполняющий боевое задание - разбрасывает листовки над Косово.
Два F-16C ВВС США подходят к самолету-заправщику. На снимке видны подвесные контейнеры прицельно-навигационной системы LANTIRN, позволяющие наносить удары днем и ночью.
Силы НАТО использовали только четыре португальских F-16ADF, но эти самолеты совершали большое количество вылетов.
27 апреля 1991г.: компания "Dassault" подняла в воздух первый прототип своего одноместного Mirage 2000-5. По сравнению с уже находившимся в эксплуатации Mirage 2000, это был более усовершенствованный боевой самолет.
Операция "Буря в пустыне". 17 января 1991г.: 15 января заканчивался срок выполнения резолюции СБ ООН по выводу иракских войск из Кувейта, после которого санкционировалось применение военной силы против Ирака. Вечером 16 января первая машина коалиции, возглавляемой США, поднялась в воздух - ударным вертолетам Apache авиации Армии США была поставлена задача уничтожить две иракские РЛС ПВО, благодаря чему самолеты ВВС коалиции могли бы беспрепятственно проникнуть в воздушное пространство Ирака. F-117, F-16, F-15, F-111, B-52 и A-10 ВВС США, F/A-18, А-6, А-7 и F-14 ВМС США, британские Jaguar и Tornado (на снимке), а также боевые самолеты ряда других стран нацелились на Ирак. Победа была неизбежна, а 28 февраля после скоротечной наземной фазы операции президент Д. Буш объявил о прекращении огня. ВВС доказали свою способность стать главным и решающим оружием победы.
15 сентября 1991г.: первый полет McDonnell Douglas C-17 ознаменовал революцию в плане грузоподъемности парка военно-транспортных самолетов ВВС США.
А5М2-ко, лето 1938 года. Эта машина базировалась на авианосце "Кага" (КОД "К" на киле) во время операций у побережья Китая, для чего несла соответствующую камуфляжную окраску.
A5M4, лето 1939 года. Военно-морской летчик 1-го класса Мацуо Хагири летал на этом самолете, базировавшемся на авианосце "Сорю" (код "W"). Обратите внимание на дополнительный 210-литровый топливный бак.
A5M4, ноябрь 1939 года. Во время блокады зоны Восточно-Китайского моря на этих машинах летали командиры истребительной группы с авианосца "Сорю". Большинство А5М с 1938 года имело натуральную металлическую окраску.
A5M4,1941 год. К 1941 году код самолетов авианосца "Сорю" был заменен на "VII", а окраска стала бледно-серой по всей поверхности. Данная машина была зафиксирована разведкой на авианосце на военно-морской базе Касанбару.
A5M4, вероятно 1943 год. В апреле 1942 года после налета на Японию самолетов B-25 до того полностью оранжевые учебные самолеты получили темно-зеленую окраску в верхней части фюзеляжа. Эта машина принадлежала авиакорпусу "Kasumigaura" и базировалась в Омуре.
Модификации А5М, выпущенные в ограниченном количестве, включали A5M2b (вверху) с закрытой кабиной, не получившей популярности у пилотов.
Обозначение "3" в маркировке на киле этих A5M2 означает принадлежность к 12-му авиакорпусу - крупному соединению, принимавшему активное участие в боевых действиях в Китае в 1938 году.
Японский флот имел в своем составе авиакорпуса наземного базирования и авианосные подразделения. На снимке: A5M4 на суше, конец 1930-х годов.
Модификации А5М, выпущенные в ограниченном количестве, учебно-тренировочный истребитель A5M4-K (внизу).
Самолет NS493 был первоначально третьим прототипом Mk XV. На снимке: первый Mk 17 с каплевидным фонарем кабины, 1945 год.
Видимые различия между Mk XV и его предшественниками включали измененный руль направления, переделанный капот двигателя и больший обтекатель втулки винта. SR499 был одним из 250 самолетов, построенных фирмой "Westland", остальные 134 построены "Cunliffe-Owen Aircraft Ltd".
На нижней поверхности левой плоскости крыла этого Mk 17 можно видеть увеличенный воздухозаборник масляного радиатора, установленный впервые на Mk XV. В нижней носовой части установлен более обтекаемый воздушный фильтр для тропиков. Под рулем направления виден посадочный гак типа "жало".
Mk 17 из 1833-й эскадрильи Королевского военно-морского добровольческого резерва (RNVR) несет стандартную после 1948 года схему окраски - "серый морской поверх серо-голубого" (Medium Sea Grey over Sky).
764-я истребительная учебно-тренировочная эскадрилья, оснащенная Mk 17, дислоцировалась на авиабазе ВМС Йеовилтон (о чем говорят буквы VL в хвостовой части) и была последним подразделением, летавшим на Seafire, который сняли с вооружения в конце 1954 года.
Пилот 800-й эскадрильи взлетает с помощью катапульты с палубы авианосца "Триумф" на своем Mk 17 - фонарь кабины открыт на случай аварии на взлете. 227-литровый сбрасываемый топливный бак оказался более надежным, чем съемный "скользящий" бак, использовавшийся ранее на Seafire и Spitfire.
19 мая 1991г.: совершил первый полет самолет Rafale C01 - первый из одноместных Rafale ВВС Франции. Несмотря на неполную оснащенность, С01 представлял собой основной серийный вариант, хотя по опыту войны в Персидском заливе была выбрана его двухместная модификация.
25 октября 1991г.: первый удачный полет совершил Airbus A340, предназначенный для рынка дальнемагистральных самолетов большой вместимости.
10 мая 1991г.: первый полет выполнил самолет Regional Jet компании "Canadair", созданный как конкурент семейству EMB-145 компании EMBRAER.
Первые вертолеты КМП США - HUS-1 Seahorse - были получены от компании "Sikorsky" 15 октября 1954 года и использовались в качестве транспортных и многоцелевых. После 1962 года вертолет получил обозначение UH-34D. На этой модификации уже не было противолодочного оборудования, зато появилась кабина, вмещавшая до 12 пассажиров. Поставки в 363-ю вертолетную эскадрилью (HMRL-363) начались в феврале 1957 года, вертолет широко применялся в качестве транспортного и вертолета поддержки. 362-я эскадрилья средних вертолетов прибыла во Вьетнам первой в КМП США, ее вертолеты HUS-1 принимали участие в операции "Shu Fly" в апреле 1962 года. Частота их использования на ТВД была такова, что КМП потерял до их вывода из эксплуатации в 1968 году больше H-34, чем UH-1. Комплект вооружения TK-1 включал два 7,62-мм пулемета M-60 в носовой части и два блока по 18 70-мм НАР. Четыре вертолета Seahorse модифицировали в HUS-1L (LH-34D) и использовали в Антарктике в составе 6-й опытовой эскадрильи. Семь вертолетов HSS-1Z (позже VH-34D) переданы в специальный летный отряд армейской авиации - авиации КМП США (Вашингтон), обслуживающий президента и других официальных лиц. Сорок других S-58 из КМП США под обозначением HUS-1A (UH-34E) должны были использоваться с "плавучих аэродромов".
ВМС США разместили свой заказ на HSS-1 еще до того, как прототип вертолета поднялся в воздух в марте 1954 года. 3-я эскадрилья ПЛО получила первый Seabat в августе 1955 года. За ним последовал ночной всепогодный HSS-1N (фото). После замены на SH-3A, вертолеты HSS-1 (с 1962 года - SH-34G) использовались как вертолеты общего назначения UH-34G, тогда как HSS-1N получили обозначение UH-34J.
Армия США. Первым армейским подразделением, получившим H-34A Chostaw в сентябре 1955 года, стала 506-я вертолетная рота в Форт-Беннинг. К 1958 году их передислоцировали в Германию. В 1960-1961 годах появилась улучшенная модификация H-34B/C, в 1962 году все вертолеты получили дополнительное обозначение "С". Несколько экземпляров было модифицировано в штабные вертолеты VH-34A (фото).
Береговая охрана США. Шесть S-58 передали в Береговую охрану США для проведения поисково-спасательных операций. Они представляли собой модификации HUS-1 Seahorse КМП США и имели обозначение HUS-1G (после 1962 года - HH-34F). Три вертолета разбились в 1960-1962 годах, причем пилоты HUS-1G постоянно жаловались на неожиданную потерю мощности.
ВВС США. Несколько вертолетов, ранее принадлежавших ВМС и КМП США, были переданы в Резерв ВВС США, получив обозначения HH-34D (бывшие HUS-1, поставлено 10 вертолетов) и HH-34J (бывшие HSS-1N, на снимке), и новые серийные номера.
После алжирского кризиса Франция стала одним из основных покупателей S-58. Армейская авиация Франции (ALAT) заказала "Sikorsky" 90 вертолетов H-34A, а компания "Sud Aviation" построила по лицензии еще 166 машин для армейской авиации и ВМС Франции и пять машин для Бельгии. Большинство французских вертолетов оставалось в эксплуатации и в 1980-х годах.
Первые шесть H-34A для канадских ВВС были поставлены в 1955 году, вертолет активно использовался во время строительства канадской части системы ПВО Североамериканского континента (NORAD) наряду с Vertol H-21 и H-44A. В Канаде машина получила обозначение CH-126.
Вертолет HSS-1N японской морской авиации во время поисково-спасательной операции поднимает на борт пассажиров севшего на мель судна. Япония использовала большое количество HSS-1, ранее принадлежавших ВМС США, позже они были заменены построенными по лицензии S-62.
Самолеты PBY-5 поставлялись в Королевские ВВС Австралии под обозначением A24-10. Этот самолет летал в 11-й эскадрилье в Квинсленде в 1942 году.
Самолеты PB2B-2 канадского подразделения "Boeing" отличались более высоким килем, появившимся впервые на PBN-1 Nomad. Большинство PB2B-2 несли РЛС сантиметрового диапазона, размещавшуюся над кабиной в обтекателе.
Consolidated PBY-5A Catalina
92-е бомбардировочное авиакрыло использовало Vautour IIB с июля 1958 года по сентябрь 1978 года. Им оснащались две эскадрильи - ЕВ 1/92 "Bourgogne" и ЕВ 2/92 "Aquitaine". Соединение, базирующееся в Бордо, предназначалось также для тактических ударов и разведки. В 1958 году "Sud-Aviation" подняла в воздух модификацию IIBR, созданную на базе бомбардировщика IIВ - застекленная носовая часть была заменена РЛС и штангой топливоприемника. В серийное производство машина не попала.
Vautour IIN. Помимо Vautour IIA, Израиль приобрел в 1960 году семь ночных бомбардировщиков IIN и активно их использовал (восьмой экземпляр применялся для испытания БРЭО). Самолет "67", показанный на рисунке, имеет стандартную камуфляжную схему окраски, принятую в ВВС Израиля чуть позже.
Являясь наиболее простыми в производстве, одноместные Vautour IIA были выпущены первыми (первый полет - 30 апреля 1956 года). Они несли вооружение из четырех 30-мм пушек (по 100 снарядов к каждой), трех 454-кг бомб во внутреннем отсеке и четырех 454-кг бомб под крылом. "Ouest" построила 30 таких самолетов, но они не попали во французские ВВС, а использовались для испытаний.
Vautour имел несколько общих элементов с Boeing B-47, включая крыло такой же стреловидности в 35° по передней кромке и велосипедное шасси.
Три прототипа Vautour представляли собой три основные модификации: "001" был двухместным ночным истребителем, "002" - одноместным ударным самолетом, а "003" - двухместным бомбардировщиком.
Изображенный Vautour IIN из эскадрильи ECN 1/30 "Loire de Creil" несет УР класса "воздух-воздух" Matra RS11 SARH, а также пару ПУ 68-мм НАР SNEB - в специальном отсеке.
25 сентября 1991г.: компания "BAe" впервые подняла в воздух свой увеличенный по длине Jetstream 41, к тому времени ее Jetstream 31 уже эксплуатировался по всему миру.
Малютка Citation поднимается в воздух. 29 апреля 1991г.: совершил первый полет самолет Cessna Model 525 CitationJet, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Williams/Rolls-Royce FJ44. При этом в конструкции самолета была применена передняя часть фюзеляжа от модели Citation I. "Малютка" вмещал 8 пассажиров.
MBB/Rockwell X-31A. 31 мая 1991г.: совершил первый полет самолет MBB/Rockwell X-31A, оснащенный двигателем с отклоняемым вектором тяги. В стремлении определить степень маневренности самолета компании MBB и "Rockwell" совместно создали два демонстратора технологий X-31A. Сопло двигателя каждой из однодвигательных машин оснащалось отклоняющимися створками. Для снижения стоимости в конструкции X-31 использовались компоненты других самолетов, включая стабилизатор F/A-18.
Один из 14 самолетов YB-29 был переделан в XB-39 (получивший обозначение XB-39 "Дух Линкольна") с четырьмя 24-цилиндровыми двигателями Allison V-3240 мощностью 2600л.с. Каждый V-3240 был равнозначен двум двигателям V-1710, работающим на один воздушный винт.
"Air Bridge Carriers" в начале 1990-х годов переделала ряд своих самолетов для выполнения спецзадач. Переделка включала в себя установку в грузовом отсеке стойл для перевозки 18 скаковых лошадей.
Курьерская компания "Elan"в 1987 году восстановила этот ранее принадлежавший EAS самолет - тогда Merchantman переживал период "возрождения" благодаря спросу на растущем рынке экспресс-доставок.
Девять Vanguard были приобретены британской "Invicta International" для использования в качестве грузовых. На снимке: Vanguard G-AXNT, ранее принадлежавший ТСА, загружается в Агадире (Марокко) томатами, предназначенными для продажи в Великобритании.
Последним оператором пассажирских Vanguard была индонезийская "Merpati Nusantara", использовавшая самолеты наряду с Viscount до 1987 года.
Несмотря на появление реактивных самолетов, испытания прототипа Vanguard доказали его экономичность, особенно на расстояниях до 800 км.
Самолет G-APEB под названием "Bellerophon" стал вторым построенным Vanguard. "British European Airways" получила эту машину в марте 1961 года - она прослужила 12 лет и была разобрана в июне 1973 года.
Компании BEA и "Trans-Canada" были первыми покупателями Vanguard. В конечном счете, было выбрано низкое расположение крыла, предложенное TCA.
Помимо модифицированных P2Y-2, ВМС США получили 23 серийных P2Y-3, созданных на базе XP2Y-2. Данный P2Y-3 принадлежал 19-й патрульной эскадрилье.
Благодаря аэродинамической чистоте своих обводов, Model 17 развивал скорость 290 км/ч при наличии одного звездообразного двигателя Pratt & Whitney R-1860 Hornet В мощностью 575л. с. (429 кВт).
Несмотря на схожесть со стандартными учебно-тренировочными PT-3, показанный на фотографии самолет использовался в испытаниях для оценки пригодности автоматических предкрылков Handley Page на учебных машинах.
Данный самолет с номером 28-229 был вначале учебно-тренировочным PT-3 и использовался в качестве прототипа XO-17. Его отличием в этом варианте был более обтекаемый фюзеляж.
Специальные модификации Hercules, задействованные в операции, включали самолеты РЭБ EC-130H и EC-130E Rivet Rider (на снимке) для ведения психологических операций.
13 февраля 1991г.: взлетел самый маленький бизнес-джет Swearingen SJ-30, рассчитанный на четырех пассажиров.
Самолет PT-1 был в целом схож с TW-3 и представлял собой обычный одностоечный биплан смешанной конструкции.
Commodore имел экипаж из трех человек. Два пилота располагались в открытой кабине со штурвальной колонкой, которая могла переставляться так, чтобы управление брал на себя любой из пилотов. За кабиной размещались санузел, радиорубка и грузовой отсек.
Авиационный корпус Армии США получил 10 учебно-тренировочных самолетов-бипланов PT-12.
Обратите внимание на расположение турбонаддува двигателя Curtiss самолета PB-2A - впереди и выше корневой части левой плоскости крыла.
19 февраля 1991г.: во Франции первый полет совершил Mirage 2000D, созданный на базе ударного Mirage 2000N - носителя ядерного вооружения - но оптимизированный для нанесения штурмовых ударов обычными средствами поражения.