Sikorsky CH-34 / S-58 Choсtaw
Варианты:
Sikorsky - CH-34 / S-58 Choсtaw - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954
Вертолет

Средний вертолет
Описание
Фотографии
Sikorsky S-58/H-34 Choctaw, Seabat и Seahorse

  Опыт ВМС США, полученный при эксплуатации противолодочного варианта HO4S вертолета S-55, выявил необходимость увеличения дальности полета и массы полезной нагрузки. Фирма "Sikorsky" с учетом пожеланий флота разработала S-58.
  S-58 сохранил носовую часть фюзеляжа с размещенным в ней мотором от S-55, но в остальном фюзеляж был спроектирован заново, установлены четырехлопастные несущий и хвостовые винты, новые редукторы. Лопасти несущего винта и хвостовая балка для удобства размещения на корабле выполнены складными. Силовая установка включала мотор Wright R-1820 мощностью 1525 л. с.
  Прототип XHSS-1 был заказан 30 июня 1952 года, первый полет он выполнил 8 марта 1954 года. 20 сентября того же года в воздух поднялся первый серийный HSS-1 Seabat (позже SH-34G), а в августе 1955 года вертолеты начали поступать в противолодочные эскадрильи ВМС США.
  HSS-1N (SH-34J) предназначался для использования ночью и был оборудован доплеровской навигационной системой, автоматическим стабилизатором на режиме висения. Единственный HSS-1F (SH-34H) выполнил первый полет 30 января 1957 года, он был оснащен двумя ТВаД General Electric Т58.
  В 1960 году пять HSS-1Z (VH-34D) поступили в отдельное звено VIP-перевозок, ответственное за транспортировку президента США и других высокопоставленных официальных лиц. Seabat со снятым противолодочным оборудованием обозначались UH-34G и UH-34J.
  КМП США заказал 15 октября 1954 года вариант HUS-1 Seahorse (UH-34D). Штурмовая модификация, способная брать на борт 12 бойцов, начала поступать в войска в феврале 1957 года.
  Четыре HUS-1L(LH-34D) были доработаны для работы в Арктике; HUS-1A (UH-34E) для КМП США и HUS-1G (HH-34F) для Береговой охраны снабжались надувными баллонетами.
  Армия США заказала большую партию H-34A, H-34B и H-34C Choctaw с мотором R-1820-84 мощностью 1425 л. с. Эти модели могли перевозить до 16 бойцов или восемь раненых на носилках. Первые вертолеты заказчик получил в сентябре 1955 года.
  Во Вьетнаме H-34 применялись масштабнее любого другого поршневого американского вертолета. Choctaw являлись основными транспортно-штурмовыми вертолетами морской пехоты и ВВС Южного Вьетнама и использовались до 1968 года. Морская пехота потеряла во Вьетнаме UH-34 больше, чем UH-1. В США H-34 сняли с вооружения в начале 1970-х годов.
  S-58 экспортировался в 25 стран мира, выпускался по лицензии во Франции и Великобритании. В Великобритании был разработан турбовинтовой вариант Westland Wessex (см. отдельно).
  В небольшом количестве фирма "Sikorsky" строила гражданские пассажирские и грузовые S-58B, S-58C и S-58D. Семнадцать 12-местных S-58C приобрели "Chicago Helicopter Airways" (пять), "New York Airways" (пять) и "Sabena" (семь).
  К моменту прекращения серийного выпуск в январе 1970 года фирма "Sikorsky" построила 1821 S-58 всех модификаций.
  В апреле 1971 года "Sikorsky" получила сертификат FAA на конверсию S-58T с ТВаД PT6A Twin Рас.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Sikorsky UH-34D Choctaw

  Тип: средний вертолет
  Силовая установка: один радиальный Wright R-1820-84 мощностью 1525 л. с. (1137 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 198 км/ч; скороподъемность 335 м/мин; практический потолок 2895 м; дальность 300 км
  Масса: пустого 3583 кг; снаряженного 6350 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 17,07 м; длина фюзеляжа 14,25 м; высота 4,36 м; площадь ометания несущего винта 228,82 м!
  Вооружение: комплект TK-1 в составе двух стреляющих вперед 7,62-мм пулеметов M60 и двух 18-зарядных блоков НАР калибра 70 мм
UH-34 из состава 361-й вертолетной эскадрильи морской пехоты США, Южный Вьетнам, 1963г.
H-34A (CH-34A) Choctaw. С конца 1955 года вертолеты H-34A стали основой легких транспортных вертолетных рот Армии США. Изображенный вертолет (56-4303) позже модернизировали до уровня CH-34B с минимальными изменениями в составе БРЭО. Обратите внимание на дворники остекления кабины и штыревую радиоантенну на киле - этих устройств нет на вертолете HSS-1. Изначально Choctaw эксплуатировались, главным образом, в США и Западной Европе.
HSS-1 (SH-34G) Seabat. Данный вертолет "Hiss-1" (№ 141586), принадлежавший ВМС США, получил броскую окраску. Машина эксплуатировалась учебно-тренировочной эскадрильей HT-8 (Уайтинг-Филд) вплоть до поступления на вооружение специализированных учебных машин Bell TH-57A SeaRanger. В 1962 году обозначение HSS-1 сменили на SH-34G.
Вооруженный вертолет Sikorsky H-34 Pirate из вертолетной группы EH 23 ВВС Франции. 1960г.
Два UH-34D Sea Horse КМП США, принимавшие участие в войне во Вьетнаме, ныне восстановлены до пригодного к полетам состояния.
Вертолет UH-34D из эскадрильи HMM-262 "Flying Tigers", приписанной к 1-й бригаде морской пехоты, взлетает с палубы корабля.
Первые вертолеты КМП США - HUS-1 Seahorse - были получены от компании "Sikorsky" 15 октября 1954 года и использовались в качестве транспортных и многоцелевых. После 1962 года вертолет получил обозначение UH-34D. На этой модификации уже не было противолодочного оборудования, зато появилась кабина, вмещавшая до 12 пассажиров. Поставки в 363-ю вертолетную эскадрилью (HMRL-363) начались в феврале 1957 года, вертолет широко применялся в качестве транспортного и вертолета поддержки. 362-я эскадрилья средних вертолетов прибыла во Вьетнам первой в КМП США, ее вертолеты HUS-1 принимали участие в операции "Shu Fly" в апреле 1962 года. Частота их использования на ТВД была такова, что КМП потерял до их вывода из эксплуатации в 1968 году больше H-34, чем UH-1. Комплект вооружения TK-1 включал два 7,62-мм пулемета M-60 в носовой части и два блока по 18 70-мм НАР. Четыре вертолета Seahorse модифицировали в HUS-1L (LH-34D) и использовали в Антарктике в составе 6-й опытовой эскадрильи. Семь вертолетов HSS-1Z (позже VH-34D) переданы в специальный летный отряд армейской авиации - авиации КМП США (Вашингтон), обслуживающий президента и других официальных лиц. Сорок других S-58 из КМП США под обозначением HUS-1A (UH-34E) должны были использоваться с "плавучих аэродромов".
Sikorsky UH-34D Choctaw H-12 of Air America on the football field at Luang Prabang in north central Laos, until the communist takeover in 1975 the royal capital and seat of government of the Kingdom of Laos. Initially Sikorsky H-19 Chickasaws were used by Air America in Laos but, after the (non-fatal) loss of an H-19 at Na Nhom in May 1960, the type was withdrawn and replaced by the UH-34, which itself struggled in the hot and humid climate.
Dornier Do 28A XW-PCG (c/n 3026) at Thakhek West in November 1965. Note the dragon motif on the fuselage and a UH-34D, probably of the Royal Lao Air Force, in the background.
S-58 с маркировкой ООН взлетает с аэродрома Порт-Харкурт, на переднем плане Ил-28. Перед войной Нигерия собственных ВВС не имела, а в конце войны располагала реактивными истребителями и бомбардировщиками. Сравнительно современная техника позволила федеральным войскам взять верх в противостоянии с Биафрой.
Транспортный вертолет H-34 (S-58)
Finished in F.A.A. helicopter colours - dark sea grey above and light grey below, the Sikorsky S-58 (serial XL722) made its first flight in England on 11th August
Два небольших обтекателя на нижней поверхности фюзеляжа позволяют идентифицировать вертолет как HSS-1N. Он оснащен системой автостабилизации, упрощающей противолодочные операции в ночное время.
Newest U.S. Navy helicopter is the Sikorsky HSS-1N all-weather version of the Model 58.
HSS-1F (SH-34H) - вариант с газотурбинным двигателем. 30 января 1957 года единственный HSS-1F выполнил первый полет. На вертолете вместо ПД R-1820 стояло два турбовальных двигателя General Electric Т58, машина использовалась как платформа для летных испытаний этих двигателей и всестороннего изучения вопросов эксплуатации таких двигателей на вертолетах. Американский газотурбинный S-58 остался в единственном экземпляре, но через четыре месяца в Великобритании поднялся в воздух HSS-1N компании "Westland" с ТВаД Napier Gazelle - родоначальник семейства вертолетов Wessex.
A Navy HSS (Sikorsky S-58), the first production helicopter to be powered by twin gas turbines in the States
ВМС США разместили свой заказ на HSS-1 еще до того, как прототип вертолета поднялся в воздух в марте 1954 года. 3-я эскадрилья ПЛО получила первый Seabat в августе 1955 года. За ним последовал ночной всепогодный HSS-1N (фото). После замены на SH-3A, вертолеты HSS-1 (с 1962 года - SH-34G) использовались как вертолеты общего назначения UH-34G, тогда как HSS-1N получили обозначение UH-34J.
Water pickup of a Firebee II. Note the inflated flotation bag at the rear of the drone
Sikorsky CH-34A Choctaw (1,525 hp Wright R-1820-84 engine)
Армия США. Первым армейским подразделением, получившим H-34A Chostaw в сентябре 1955 года, стала 506-я вертолетная рота в Форт-Беннинг. К 1958 году их передислоцировали в Германию. В 1960-1961 годах появилась улучшенная модификация H-34B/C, в 1962 году все вертолеты получили дополнительное обозначение "С". Несколько экземпляров было модифицировано в штабные вертолеты VH-34A (фото).
Вертолеты H-34A Choctaw в Гренландии во время экспедиции, предпринятой Армией США в 1960 году для разведки сухопутных путей между "ледяной шапкой" Гренландии и свободным ото льда северо-восточным побережьем острова.
Береговая охрана США. Шесть S-58 передали в Береговую охрану США для проведения поисково-спасательных операций. Они представляли собой модификации HUS-1 Seahorse КМП США и имели обозначение HUS-1G (после 1962 года - HH-34F). Три вертолета разбились в 1960-1962 годах, причем пилоты HUS-1G постоянно жаловались на неожиданную потерю мощности.
ВВС США. Несколько вертолетов, ранее принадлежавших ВМС и КМП США, были переданы в Резерв ВВС США, получив обозначения HH-34D (бывшие HUS-1, поставлено 10 вертолетов) и HH-34J (бывшие HSS-1N, на снимке), и новые серийные номера.
A UH-34 from Marine Squadron HMM-362 drops off a patrol in a cloud of dust.
Вертолет HUS-1A - амфибийный вариант с надувными баллонетами. В данный вариант доработали 40 вертолетов HUS-1, которые с 1962 года стали обозначаться UH-34E. К борту фюзеляжа прикреплен дополнительный топливный бак.
3 июня 1960г. Начались полеты вооруженного управляемыми ракетами Martin Bullpup вертолета USMC UH-34.
O-1 сопровождает легкие транспортные вертолеты H-34.
Вертолеты H-34 из состава американского Корпуса Морской Пехоты.
Sikorsky UH-34D “H-F” of Air America lands at Sam Thong in January 1966. Most UH-34s used by Air America in Laos were serialled with the letter H followed by a number and it is probable that by the time the author arrived in country in 1965 “H-F” was a unique survivor of a previous identity system used by Air America in Laos.
Французское изобретение - боевой вертолет H-34 "Пират"
После алжирского кризиса Франция стала одним из основных покупателей S-58. Армейская авиация Франции (ALAT) заказала "Sikorsky" 90 вертолетов H-34A, а компания "Sud Aviation" построила по лицензии еще 166 машин для армейской авиации и ВМС Франции и пять машин для Бельгии. Большинство французских вертолетов оставалось в эксплуатации и в 1980-х годах.
Высадка американских морских пехотинцев с вертолета UH-34.
Вертолетчики в Алжире много работали, высаживая десанты и эвакуируя раненых
Разгрузка UH-34 "Эйр Америки" на одной из лесных площадок где-то в Лаосе. На вертолете сохранилась зеленая армейская окраска.
Curtiss C-46 XW-PBW, bare metal apart from Lao Erawan insignia on the fuselage and upper port wing surface and Lao flag on the tail, prepares to take off on a sortie from Vientiane in June 1966. Note the Sikorsky UH-34D of the International Control Commission, used to fly officials around Laos and Vietnam, parked opposite.
Аэродром американской станции Мак-Мердо. Слева направо: B-26 "Инвейдер", UH-34, R4D (флотское обозначение C-47), P2V "Нептун", "Бивер", R4D-8 (он же LC-117, он же "Super DC-3"). На переднем плане - дом Роберта Скотта (находится внутри строения). 25 октября 1958 года.
Первые шесть H-34A для канадских ВВС были поставлены в 1955 году, вертолет активно использовался во время строительства канадской части системы ПВО Североамериканского континента (NORAD) наряду с Vertol H-21 и H-44A. В Канаде машина получила обозначение CH-126.
Recently handed over to the Air Transport Command of the Royal Canadian Air Force is this Sikorsky S-58 which will be used for transporting supplies under winter conditions. Hitherto, only the U.S. Army has taken delivery of S-58s. under the designation H-34A.
В конце 1950-х - начале 1960-х годов канадские ВВС эксплуатировали как вертолеты Sikorsky H-19 (нижние два), так и Sikorsky H-34 (второй сверху, первый заказан в 1955 году) и Piasecki (затем Vertol) H-21 (вверху). Все три типа вертолетов активно привлекались к строительству линии РЛС ПВО для командования NORAD (Командование аэрокосмической обороны Северной Америки) и обслуживались в основном гражданскими операторами.
Вертолет HSS-1N японской морской авиации во время поисково-спасательной операции поднимает на борт пассажиров севшего на мель судна. Япония использовала большое количество HSS-1, ранее принадлежавших ВМС США, позже они были заменены построенными по лицензии S-62.
S-58 являлся стандартным транспортным вертолетом ВВС Израиля. В конце Шестидневной войны 1967 года эти машины применялись для преследования отрядов фронта освобождения Палестины в районе границы с Иорданией.
The Sikorsky S-58, registered G-17-1, seen with its original Wright Cyclone piston engine at Yeovil before work started on converting it to the prototype Wessex
The original Sikorsky S-58 (HSS-1, 265th model from the Sikorsky production line), imported into this country in June 1956.
SKYBUS is the name given by New York Airways, Inc., to the newest additions to their pioneer, all-helicopter fleet - the first commercial Sikorsky S-58 twelve-seaters. Illustrated is N876 which is serving on the New York inter-airport shuttle flights every forty-five minutes.
SIKORSKY S-58. Different types of emergency flotation gear are being tried out on the twelve-passenger Sikorsky S-58 helicopter which is now in scheduled operation both in the U.S.A. and Belgium . Lightweight flotation bags and a new twin mainwheel undercarriage are being experimented with at the Sikorsky plant.
SIKORSKY S-58. Different types of emergency flotation gear are being tried out on the twelve-passenger Sikorsky S-58 helicopter which is now in scheduled operation both in the U.S.A. and Belgium. In Belgium, SABENA is operating its present fleet of five S-58s with Air Cruisers' (Belmar, New Jersey) collapsible, rubberised "doughnuts" which can be inflated in six seconds.
Подбитый CH-34 удачно приземлился в горах
It took two days, with a battle raging near them, for a MAG-16 maintenance crew to dismantle a UH-34D in Vietnam so that a 'Deuce' could carry it home.
Израильский "Супер Фрелон" эвакуирует поврежденный вертолет S-58.
Первыми боевое крещение получили десантно-штурмовые вертолеты SA 321K израильских ВВС - последние только получили первые из 12 заказанных машин, а тут разразилась Шестидневная война (июнь 1967 года). Вертолеты привлекались к переброске десантников во время атаки аэродрома в Шарм-эль-Шейх, а также к операции по захвату новейшей РЛС советского производства, которая находилась на вооружении египетских ВС. Затем в 1978 году были объявлены планы ремоторизации израильских вертолетов Super Frelon - на них установили ТВаД General Electric T58-16 мощностью по 1896 л. с., имевшие лучшие характеристики при эксплуатации в жарком климате и в горных условиях. Плюс к тому, это обеспечило совместимость с другими израильскими вертолетами - Sikorsky CH-53. Впрочем, последние, обладавшие большей грузоподъемностью, вскоре сменили Super Frelon, хотя одна из эскадрилий, 114-я, сохранила название "The Super Frelon Squadron". В ходе операции "Буря в пустыне" был уничтожен минимум один иракский вертолет Super Frelon.