Piasecki H-21 Shawnee
Страна: США
Год: 1952
Вертолет

Военно-транспортный вертолет
Описание
Фотографии
Piasecki H-21

  Прототип двухвинтового вертолета продольной схемы PD-22 (обозначение ВВС США - XH-21), созданный на базе модели HRP-2 авиации ВМС США, совершил первый полет 11 апреля 1952 года. Восемнадцать вертолетов YH-21 было заказано в 1949 году для оценочных испытаний в ВВС США, они входили в общий заказ на первые 32 серийных H-21A, получивших в ВВС США обозначение Workhorse. Вертолет, поступивший в поисково-спасательные подразделения Военной авиационной транспортной службы, был оснащен двигателем Wright R-1820-103 мощностью, пониженной до 1250 л.с. Первая серийная машина была облетана в октябре 1953 года. Еще шесть вертолетов были построены для ВВС США и переданы затем Канаде в рамках программы военной помощи.
  Второй серийной модификацией стал вертолет H-21B, на котором двигатель R-1820-103 имел стандартную мощность 1425 л.с., - вертолет имел увеличенную максимальную взлетную массу (с 5216 кг до 6804 кг). Было построено 163 вертолета, большей частью поступивших в Транспортное командование. Они имели автопилоты, бронезащиту и могли нести вспомогательные топливные баки. В штурмовом варианте вертолет брал на борт 20 десантников.
  Применявшимся в Армии США эквивалентом флотскому вертолету был вариант H-21C Shawnee. Он был построен в количестве 334 машин, включая 98 вертолетов для французской Армии, 10 - для ВМС Франции, шесть - для Канады, а также 32 вертолета для Западной Германии.
  Вертолет H-21C, переименованный в июле 1962 года в CH-21C, мог перевозить на подфюзеляжной подвеске груз массой до 1814 кг. Поставки серийных машин происходили с сентября 1954 года по март 1959 года. Поздние вертолеты получили фирменное обозначение Model 43 уже после того, как в 1956 году компания "Piasecki Helicopter Corporation" стала частью компании "Vertol Aircraft Corporation". Вертолеты H-21A и H-21B тогда же получили обозначение Model 42. На базе вертолета Model 71 (H-21D) были созданы две модификации с турбовальными двигателями: Model 71 (H-21D) с двумя General Electric T58, облетанная в сентябре 1957 года, и Model 105, имевшая два двигателя Avco Lycoming T53. На базе последней позже был создан Vertol 107 (Boeing Vertol H-46).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Piasecki H-21C Shawnee

  Тип: военно-транспортный вертолет
  Силовая установка: один звездообразный ПД Wright R-1820-103 Cyclone мощностью 1425 л. с. (1063 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 211 км/ч; практический потолок 2360 м; дальность 644 км
  Масса: пустого 3629 кг; максимальная взлетная 6668 кг
  Размеры: диаметр каждого несущего винта 13,41 м; длина вертолета с вращающимися несущими винтами 26,31 м; высота 4,70 м; площадь, ометаемая несущими винтами, 282,52 м2
H-21 Work Horse армейской авиации США, Южный Вьетнам, 1964г.
Транспортный вертолет Vertol H-21 из вертолетной группы GH 2 армейской авиации Франции. 1959г.
Французская армейская авиация интенсивно использовала H-21 во время войны в Алжире и в качестве ударной, и в качестве транспортной машины. Вертолет на снимке в 1959 году служил в подразделении GH 2, получившем большую часть H-21 французской армии. Также машина недолгое время использовалась в Алжире Flotille 31F морской авиации Франции.
Вертолеты Piasecki-Vertol H-21 действовали в Алжире как в морской, так и в армейской авиации Франции. На этом H-21C нанесены обозначения части GH-2, базировавшейся в начале 1962 года на авиабазе Сетиф.
Западногерманская "Weser Flugzeugbau" построила по лицензии 32 H-21B. Эти вертолеты в основном использовались Бундесвером (армией ФРГ) с 1957 по декабрь 1972 годов. Вертолет на снимке является экспонатом музея Гатов в Берлине.
Вертолет H-21C эксплуатировался как Люфтваффе, так и в армейской авиации Германии. На фотографии - вертолет армейской авиации, сохранившийся до наших дней.
В рамках программы стандартизации обозначений авиационной техники, H-21 был переименован в 1962 году в CH-21. Большинство CH-21 было снято с вооружения американской Армии к середине 1960-х годов. Серийный выпуск H-21 завершился после постройки 707 вертолетов.
SH-21B - поисково-спасательный вариант H-21B, оснащенный большими поплавками серебристого цвета. В 1962 году вертолет был переименован в HH-21B.
H-21A ВВС США были оптимизированы для эксплуатации в суровом климате Аляски, Гренландии и канадского севера. Они были оснащены спасательной лебедкой и мощной системой обогрева. Эта машина служила на базе Элмендорф на Аляске.
Опытный вертолет YH-21 "Уорк Хорс"
Было построено 14 вертолетов YH-21 Workhorse. Ранее ВВС для испытаний в качестве поисково-спасательных поставили 18 машин.
Спасательный вертолет H-21A "Уорк Хорс"
Как и ВВС США, Канада прежде всего приобретала H-21 для использования в качестве спасательных. Она получила шесть машин, аналогичных H-21A американских ВВС. Они могли эксплуатироваться при температурах до -65°F в условиях полярного климата. H-21 ВВС США и Канады также применялись для обслуживания отдаленных постов системы раннего радиолокационного обнаружения на Севере.
H-21B
Выпуск H-21C был начат компанией "Piasecki" и продолжился затем "Vertol".
H-21C во "вьетнамском" камуфляже
H-21 с носовой стрелковой турелью
Буксировка танка M48 за H-21
You never know until you try it! - Firefly SE-CAW is towed along the ice of the Stockholm archipelago after its belly-landing in February 1963. It was repaired and returned to service and is currently on loan to the Royal Danish Air Force Museum.
Вертолеты H-21 ВВС Франции в Алжире
Группа H-21B отрабатывает высадку десанта. Один из них - последний летный экземпляр CH-21.
Высадка с помощью H-21 вертолетного десанта
В конце 1950-х - начале 1960-х годов канадские ВВС эксплуатировали как вертолеты Sikorsky H-19 (нижние два), так и Sikorsky H-34 (второй сверху, первый заказан в 1955 году) и Piasecki (затем Vertol) H-21 (вверху). Все три типа вертолетов активно привлекались к строительству линии РЛС ПВО для командования NORAD (Командование аэрокосмической обороны Северной Америки) и обслуживались в основном гражданскими операторами.
Вертолет H-21 доставил груз на горное плато
Отработка бомбометания с французского H-21
Two 165-U.S. gallon drop tanks call now be slung beneath Piasecki H-21Bs (U.S.A.F.) and Cs (Army), doubling the range. This model will carry twenty troops and is already in service.
Двухвинтовой H-21 был одним из первых американских летательных аппаратов, развернутых в Юго-восточной Азии. Использовавшийся во Вьетнаме с декабря 1961 года армейскими транспортными ротами, вертолет прослужил там около двух лет. В 1962-1963 годах по различным причинам во Вьетнаме было потеряно девять машин.
Piasecki CH-21C Shawnees in flight south-west of Saigon. They were operated by the 57th Transportation Company (Light Helicopter) which arrived in December 1961.
H-21 над вьетнамом
Армия США рассматривала вертолет как многообещающее средство транспортировки войск в боевой обстановке. После снятия ограничения на использование больших вертолетов военные быстро приобрели вариант H-21C, который помог созданию концепции аэромобильности.
Высадка южновьетнамских солдат с H-21
Летно-технический персонал так называемой 57-й транспортной компании позирует на фоне вертолета H-21.
К 1964 году H-21 в основном заменили вертолетами Bell UH-1 Iroquois с турбовальными двигателями. Тем не менее они оставались единственными армейскими вертолетами, способными перевезти целое отделение пехоты. Поэтому в операциях позднего периода машины действовали смешанными группами, в которых вооруженные UH-1 сопровождали транспортные H-21 (на снимке).
Crew members strip an H-21 that has crashed into an embankment while unloading troops near Cau Mau in July 1962. Troops from a second H-21 provide cover.
Вертолеты CH-21 и UH-1B армейской авиации США. Устаревший CH-21 применялся во Вьетнаме всего два года, тогда как UH-1 стал символом этой войны.
H-21s of the 93rd Transportation Company return home after a heliborne operation near Rach Gia in Kien Giang Province in May 1963. In the background are six UH-1B gunship escorts.
YH-16 вместе с другими вертолетами продольной схемы - HUP-2 (на переднем плане) и H-21 (на заднем)
Fitted with two General Electric T-58 turboshaft engines the Vertol H-21D helicopter is now being flight tested. Normal H-21s are powered with a single piston engine. A second turbine-powered H-21D is being used for ground tests.
"CIVVY" WORKHORSE. The Vertol Model 44 "Workhorse" helicopter is a civilianised version of the military H-21 (Model 42). Three versions are offered to would-be customers; ranging from the 44A, a nineteen-passenger transport; the 44B freight and passenger transport with seating for fifteen, and the 44C, a luxury eight-passenger executive transport. Both the 44A and B are quickly convertible from passenger to cargo carrying; the seats being removed or folded back against the cabin walls. The cabin, claimed to be the world's largest for helicopters, is 20 ft. long, 66 in. high and 68 in. wide. Power comes from a Lycoming-Wright R-1820-103 engine of 1,425 h.p. Dimensions are as follows: Fuselage length, 52 ft. 6 in., height 16ft., rotor diameter 44 ft. Maximum speed 140 m.p.h., range 400 miles. Loaded weight 13,300 lb.
Гражданский вариант H-21 - "Вертол-44"
21 апреля 1958г.:"New York Airways" приступила к эксплуатации Vertol Model 44В - улучшенного варианта вертолета продольной схемы Piasecki H-21. Комфортабельный салон вертолета допускал перевозку 15 пассажиров.
Кроме "Тексана", в кадр попала заходящая на посадку "Дакота" и вертолет "Шони".
Пассажирский салон на V-44
Эвакуация подбитого H-21
Уничтоженные 3 января 1963г. вертолеты UH-1 (на переднем плане) и H-21 (на заднем)
Почти половину потерь в Алжире французская авиация понесла в результате аварий и катастроф
Схема вертолета H-21