Piasecki H-21 Shawnee
Страна: США
Год: 1952
Вертолет

Военно-транспортный вертолет
Описание
Фотографии
Piasecki H-21

   Прототип двухвинтового вертолета продольной схемы PD-22 (обозначение ВВС США - XH-21), созданный на базе модели HRP-2 авиации ВМС США, совершил первый полет 11 апреля 1952 года. Восемнадцать вертолетов YH-21 было заказано в 1949 году для оценочных испытаний в ВВС США, они входили в общий заказ на первые 32 серийных H-21A, получивших в ВВС США обозначение Workhorse. Вертолет, поступивший в поисково-спасательные подразделения Военной авиационной транспортной службы, был оснащен двигателем Wright R-1820-103 мощностью, пониженной до 1250 л.с. Первая серийная машина была облетана в октябре 1953 года. Еще шесть вертолетов были построены для ВВС США и переданы затем Канаде в рамках программы военной помощи.
   Второй серийной модификацией стал вертолет H-21B, на котором двигатель R-1820-103 имел стандартную мощность 1425 л.с., - вертолет имел увеличенную максимальную взлетную массу (с 5216 кг до 6804 кг). Было построено 163 вертолета, большей частью поступивших в Транспортное командование. Они имели автопилоты, бронезащиту и могли нести вспомогательные топливные баки. В штурмовом варианте вертолет брал на борт 20 десантников.
   Применявшимся в Армии США эквивалентом флотскому вертолету был вариант H-21C Shawnee. Он был построен в количестве 334 машин, включая 98 вертолетов для французской Армии, 10 - для ВМС Франции, шесть - для Канады, а также 32 вертолета для Западной Германии.
   Вертолет H-21C, переименованный в июле 1962 года в CH-21C, мог перевозить на подфюзеляжной подвеске груз массой до 1814 кг. Поставки серийных машин происходили с сентября 1954 года по март 1959 года. Поздние вертолеты получили фирменное обозначение Model 43 уже после того, как в 1956 году компания "Piasecki Helicopter Corporation" стала частью компании "Vertol Aircraft Corporation". Вертолеты H-21A и H-21B тогда же получили обозначение Model 42. На базе вертолета Model 71 (H-21D) были созданы две модификации с турбовальными двигателями: Model 71 (H-21D) с двумя General Electric T58, облетанная в сентябре 1957 года, и Model 105, имевшая два двигателя Avco Lycoming T53. На базе последней позже был создан Vertol 107 (Boeing Vertol H-46).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Piasecki H-21C Shawnee

   Тип: военно-транспортный вертолет
   Силовая установка: один звездообразный ПД Wright R-1820-103 Cyclone мощностью 1425 л. с. (1063 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 211 км/ч; практический потолок 2360 м; дальность 644 км
   Масса: пустого 3629 кг; максимальная взлетная 6668 кг
   Размеры: диаметр каждого несущего винта 13,41 м; длина вертолета с вращающимися несущими винтами 26,31 м; высота 4,70 м; площадь, ометаемая несущими винтами, 282,52 м2
H-21 Work Horse армейской авиации США, Южный Вьетнам, 1964г.
Транспортный вертолет Vertol H-21 из вертолетной группы GH 2 армейской авиации Франции. 1959г.
Французская армейская авиация интенсивно использовала H-21 во время войны в Алжире и в качестве ударной, и в качестве транспортной машины. Вертолет на снимке в 1959 году служил в подразделении GH 2, получившем большую часть H-21 французской армии. Также машина недолгое время использовалась в Алжире Flotille 31F морской авиации Франции.
Вертолеты Piasecki-Vertol H-21 действовали в Алжире как в морской, так и в армейской авиации Франции. На этом H-21C нанесены обозначения части GH-2, базировавшейся в начале 1962 года на авиабазе Сетиф.
Западногерманская "Weser Flugzeugbau" построила по лицензии 32 H-21B. Эти вертолеты в основном использовались Бундесвером (армией ФРГ) с 1957 по декабрь 1972 годов. Вертолет на снимке является экспонатом музея Гатов в Берлине.
Вертолет H-21C эксплуатировался как Люфтваффе, так и в армейской авиации Германии. На фотографии - вертолет армейской авиации, сохранившийся до наших дней.
Американский вертолет H-21 в Южном Вьетнаме. Начало 1960-х гг.
В рамках программы стандартизации обозначений авиационной техники, H-21 был переименован в 1962 году в CH-21. Большинство CH-21 было снято с вооружения американской Армии к середине 1960-х годов. Серийный выпуск H-21 завершился после постройки 707 вертолетов.
SH-21B - поисково-спасательный вариант H-21B, оснащенный большими поплавками серебристого цвета. В 1962 году вертолет был переименован в HH-21B.
H-21A ВВС США были оптимизированы для эксплуатации в суровом климате Аляски, Гренландии и канадского севера. Они были оснащены спасательной лебедкой и мощной системой обогрева. Эта машина служила на базе Элмендорф на Аляске.
H-21B of the 5017th Operations Squadron at Elmendorf, Alaska, employed in rescue missions in the 1960s.
USA
Опытный вертолет YH-21 "Уорк Хорс"
Было построено 14 вертолетов YH-21 Workhorse. Ранее ВВС для испытаний в качестве поисково-спасательных поставили 18 машин.
Спасательный вертолет H-21A "Уорк Хорс"
YH-16 вместе с другими вертолетами продольной схемы - HUP-2 (на переднем плане) и H-21 (на заднем)
H-21B
H-21 с носовой стрелковой турелью
Буксировка танка M48 за H-21
You never know until you try it! - Firefly SE-CAW is towed along the ice of the Stockholm archipelago after its belly-landing in February 1963. It was repaired and returned to service and is currently on loan to the Royal Danish Air Force Museum.
A US Army Bird Dog being rescued by a US Army Piasecki (Vertol) H-21 Workhorse at Williamstown, Mass. The US Army two-seater had crash-landed in inaccessible terrain but was lifted to a nearby aerodrome to fly again - October 1957.
Вертолет H-21 доставил груз на горное плато
Two 165-U.S. gallon drop tanks call now be slung beneath Piasecki H-21Bs (U.S.A.F.) and Cs (Army), doubling the range. This model will carry twenty troops and is already in service.
Выпуск H-21C был начат компанией "Piasecki" и продолжился затем "Vertol".
Fitted with two General Electric T-58 turboshaft engines the Vertol H-21D helicopter is now being flight tested. Normal H-21s are powered with a single piston engine. A second turbine-powered H-21D is being used for ground tests.
Двухвинтовой H-21 был одним из первых американских летательных аппаратов, развернутых в Юго-восточной Азии. Использовавшийся во Вьетнаме с декабря 1961 года армейскими транспортными ротами, вертолет прослужил там около двух лет. В 1962-1963 годах по различным причинам во Вьетнаме было потеряно девять машин.
Piasecki CH-21C Shawnees in flight south-west of Saigon. They were operated by the 57th Transportation Company (Light Helicopter) which arrived in December 1961.
H-21 над вьетнамом
Группа H-21B отрабатывает высадку десанта. Один из них - последний летный экземпляр CH-21.
H-21s of the 93rd Transportation Company return home after a heliborne operation near Rach Gia in Kien Giang Province in May 1963. In the background are six UH-1B gunship escorts.
Вертолеты CH-21 и UH-1B армейской авиации США. Устаревший CH-21 применялся во Вьетнаме всего два года, тогда как UH-1 стал символом этой войны.
Высадка с помощью H-21 вертолетного десанта
Высадка южновьетнамских солдат с H-21
Армия США рассматривала вертолет как многообещающее средство транспортировки войск в боевой обстановке. После снятия ограничения на использование больших вертолетов военные быстро приобрели вариант H-21C, который помог созданию концепции аэромобильности.
Летно-технический персонал так называемой 57-й транспортной компании позирует на фоне вертолета H-21.
H-21C во "вьетнамском" камуфляже
Пара американских вертолетов H-21 патрулирует в поисках партизан над дельтой Меконга. 17 января 1964г.
К 1964 году H-21 в основном заменили вертолетами Bell UH-1 Iroquois с турбовальными двигателями. Тем не менее они оставались единственными армейскими вертолетами, способными перевезти целое отделение пехоты. Поэтому в операциях позднего периода машины действовали смешанными группами, в которых вооруженные UH-1 сопровождали транспортные H-21 (на снимке).
Crew members strip an H-21 that has crashed into an embankment while unloading troops near Cau Mau in July 1962. Troops from a second H-21 provide cover.
Кроме "Тексана", в кадр попала заходящая на посадку "Дакота" и вертолет "Шони".
Canada
Как и ВВС США, Канада прежде всего приобретала H-21 для использования в качестве спасательных. Она получила шесть машин, аналогичных H-21A американских ВВС. Они могли эксплуатироваться при температурах до -65°F в условиях полярного климата. H-21 ВВС США и Канады также применялись для обслуживания отдаленных постов системы раннего радиолокационного обнаружения на Севере.
A RCAF Cessna 180 is saved from a watery grave by a RCAF Piasecki H-21. The Cessna came down on a frozen lake 300 miles from Montreal, and a thaw threatened its complete loss. The Piasecki carried the Cessna 18 miles to the safety of a suitable strip.
Piasecki H-21A Workhorse.
The recovery begins: a Vertol H-21 of the RCAF is used to lift the remains of the Kingfisher from the side of Mt Buxton where it had lain for 22 years.
В конце 1950-х - начале 1960-х годов канадские ВВС эксплуатировали как вертолеты Sikorsky H-19 (нижние два), так и Sikorsky H-34 (второй сверху, первый заказан в 1955 году) и Piasecki (затем Vertol) H-21 (вверху). Все три типа вертолетов активно привлекались к строительству линии РЛС ПВО для командования NORAD (Командование аэрокосмической обороны Северной Америки) и обслуживались в основном гражданскими операторами.
France
Вертолеты H-21 ВВС Франции в Алжире
Отработка бомбометания с французского H-21
Germany
The West German Army Aviation element, the Heersflieger, hot formed in 1957, its first three units being formed at Niedermendig with US assistance. An early addition to the newly-formed army aviation corps was the Piasecki H-21C Shawnee which was used for troop transport. Seen here in 1961 is 'QF-462', an H-21C from Heersfleigerstaffel 207.
V44
"CIVVY" WORKHORSE. The Vertol Model 44 "Workhorse" helicopter is a civilianised version of the military H-21 (Model 42). Three versions are offered to would-be customers; ranging from the 44A, a nineteen-passenger transport; the 44B freight and passenger transport with seating for fifteen, and the 44C, a luxury eight-passenger executive transport. Both the 44A and B are quickly convertible from passenger to cargo carrying; the seats being removed or folded back against the cabin walls. The cabin, claimed to be the world's largest for helicopters, is 20 ft. long, 66 in. high and 68 in. wide. Power comes from a Lycoming-Wright R-1820-103 engine of 1,425 h.p. Dimensions are as follows: Fuselage length, 52 ft. 6 in., height 16ft., rotor diameter 44 ft. Maximum speed 140 m.p.h., range 400 miles. Loaded weight 13,300 lb.
Гражданский вариант H-21 - "Вертол-44"
New York Airways’ newly-acquired Vertol 44B N10104 (c/n 538) prepares to depart La Guardia Airport for the West 30th Street heliport in downtown Manhattan on October 11, 1958.
Vertol 44B N10104 taxies out for another of its short hops between Manhattan and the New York City airports. Interestingly, the helicopter’s fuselage is adorned with the distinctive star logo of the Brussels Expo ’58 exhibition held that year in Belgium, during which Belgian national airline Sabena leased one of NYA’s Vertol 44s, N74057, to help with increased helicopter traffic to and from the exhibition site. Why N10104 also had the logo painted on its fuselage remains something of a mystery.
New York Airways’ decision to re-equip with the Vertol 44B in 1958 was in part influenced by the airline’s desire to get away from the somewhat agricultural feel of the S-55 and S-58 and offer its passengers an experience more in line with those they were used to on fixed-wing airliners. Note the clamshell rear door with inbuilt steps.
21 апреля 1958г.:"New York Airways" приступила к эксплуатации Vertol Model 44В - улучшенного варианта вертолета продольной схемы Piasecki H-21. Комфортабельный салон вертолета допускал перевозку 15 пассажиров.
An NYA Vertol 44B beside the modest terminal at the twin-platform Wesf 30th Street heliport in 1958.
The standard one-way fare from La Guardia to the West 30th Street heliport in 1959 was $5, Idlewild to the heliport being $2 more. The first flight of the morning was the 0626hr flight from La Guardia to Wesf 30th Street and on to Newark, and the last flight of the night on a weekday arrived at Newark at 2318hr.
Lifting off from La Guardia, N10104 dips its nose as it makes the transition to forward flight. There was much talk about NYA acquiring Fairey Rotodynes in the early 1960s, but with average stage lengths of only 12 miles (19km) NYA justifiably felt that the Rotodyne would be too big and too fast to operate economically on its intra-city routes.
The Vertol 44s acquired by NYA and the Swedish Navy were fitted with a watertight lower fuselage and three rubberised-fabric floats mounted above the wheels as part of the undercarriage, to allow emergency alighting and take-off from water. Touchdown on the water could be made safely at forward speeds of up to 30 m.p.h. (48km/h), and the 44 could taxy through water at up to 10 m.p.h. (16km/h).
Two of Sabena’s leased helicopters, a Vertol 44A and Widgeon, at the exhibition helipad during Expo ’58.
Пассажирский салон на V-44
The view of the unmistakable New York skyline from the cabin of N10104 during John Stroud’s visit in 1958.
 
Эвакуация подбитого H-21
Уничтоженные 3 января 1963г. вертолеты UH-1 (на переднем плане) и H-21 (на заднем)
Почти половину потерь в Алжире французская авиация понесла в результате аварий и катастроф
Американский пилот убегает от места падения своего сбитого H-21. Начало 1960-х гг.
Схема вертолета H-21