RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Франция

Год : 1962

Вертолет

Средний транспортный и морской вертолет

Варианты

Aerospatiale (Sud) SA 321 Super Frelon

   Вертолет SA 321 был разработан по заказу вооруженных сил Франции. Первый прототип, SA 3200 Frelon, выполнил первый полет 10 июня 1959 года. На нем были установлены три турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IIIB и внешние топливные баки, за счет чего удалось использовать под грузопассажирскую кабину почти весь объем фюзеляжа. В грузо-пассажирской кабине, оборудованной задней рампой, помещалось 28 бойцов с полной выкладкой. В конструкции самого большого европейского вертолета отчетливо заметно влияние вертолетов Сикорского - очень похожий несущий винт, водонепроницаемый фюзеляж с килеватым днищем, пригодный для взлетов и посадок с воды. Было построено два военных прототипа вертолета Super Frelon: транспортный SA 3210-01 совершил первый полет 7 декабря 1962 года, морской SA 3210-02 для ВМС Франции - 28 мая 1963 года.
   Четыре предсерийных вертолета получили новое обозначение SA 321. За ними в октябре 1965 года последовали первые 16 серийных машин SA 321G в противолодочном варианте для ВМС Франции; ВМС Франции дополнительно закупили еще десять вертолетов, включая три предсерийных. Морской вариант просто идентифицировать по стабилизирующим поплавкам, смонтированным по бортам в задней части фюзеляжа, и по наличию поисковой РЛС Sylphe. Вертолеты SA 321G являлись противолодочными машинами корабельного базирования, но также обеспечивали боевое патрулирование французских атомных подводных лодок типа Redoutable с баллистическими ракетами. Часть вертолетов была доработана под применение противокорабельных управляемых ракет AM39 Exocet, эти вертолеты оборудовали радиолокаторами поиска надводных целей и наведения ракет. Пять транспортных вертолетов SA 321G, изначально предназначенных для французского Тихоокеанского центра ядерных исследований, переоборудовали в десантно-штурмовые. В настоящее время ВМС Франции эксплуатируют примерно 14 вертолетов Super Frelon, используя их для перевозки и высадки десанта морской пехоты, для снабжения кораблей и судов в море, для выполнения поисково-спасательных заданий. Шесть вертолетов SA 321GM, оборудованных радиолокаторами Omera ORB-32WAS, в 1980-1981 годах были поставлены Ливии. Часть вертолетов SA 321 передали ВВС и армейской авиации, демонтировав с них стабилизирующие поплавки. 16 вертолетов SA 321H в 1977 году были поставлены ВВС Ирака, машины комплектовались радиолокаторами Omera ORB-31D и обладали возможностью применять противокорабельные управляемые ракеты AM39 Exocet. Эти вертолеты применялись в ходе ирано-иракской войны в 1991 году. Во время первой войны в Персидском заливе (операция "Буря в Пустыне") минимум один вертолет SA 321H был сбит авиацией многонациональных сил.
   За морским вариантом появилась гражданская пассажирская модификация SA 321F, рассчитанная на перевозку 34-37 пассажиров, а также грузопассажирский вариант SA 321J (27 пассажиров или 4000 кг груза внутри кабины, или 5000 кг груза на внешней подвеске). Вертолет SA 321Ja мог перевозить груз еще большей массы. ВМС КНР закупила 16 вертолетов, оснащенных радиолокаторами Omera ORB-31 D. На экспорт поставлялись следующие модификации: SA 321K (12 вертолетов поставлено Израилю), SA 321L (16 вертолетов поставлены Южной Африке), SA 321M (поисково-спасательный вертолет, восемь поставлены Ливии).
   Серийное производство вертолетов SA 321 было прекращено в 1983 году, всего к этому моменту построили 99 вертолетов. Серийный выпуск по лицензии также велся в Китае, где вертолет обозначался Changhe Z-8. Восемь из 12 поставленных Израилю вертолетов были переоснащены американскими двигателями GE Т58 с целью улучшения летных характеристик вертолета и оптимизации технического обслуживания - на вертолетах CH-53 ВВС Израиля стоят двигатели GE T58.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale SA 321G Super Frelon

   Тип: средний транспортный и морской вертолет
   Силовая установка: три турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IIIC3 мощностью по 1475 л. с; на машинах поздней постройки - три турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IIIC7 мощностью по 1610 л. с.
   Летные характеристики: непревышаемая скорость на уровне моря 275 км/ч; максимальная крейсерская скорость на уровне моря 248 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 300 м/мин; практический потолок 3100 м; статический потолок с учетом влияния земли 1950 м; дальность полета с нагрузкой 3500 кг 1020 км
   Массы: пустого 6863 кг; максимальная взлетная 12500 кг у вертолетов ранней постройки и 13000 кг у вертолетов поздней постройки
   Размеры: диаметр несущего винта 19,90 м; длина с вращающимися винтами 23,03 м; высота 6,76 м; площадь ометаемой несущим винтом поверхности 280,55 м2
   Вооружение: две противокорабельные ракеты AM39 Exocet или четыре самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk 46

Показать полностью
  • Описание
  • Air International 2013-03 / K.Grozev, A.Mladenov - Covert Affair /Military/

    Aboard the Liaoning during sea trials before her commissioning, with a Z-8JK SAR helicopter on the deck and a J-15 on a practice landing approach.

    Другие самолёты на фотографии: Shenyang J-15 - Китай - 2009

  • Авиация и Космонавтика 2012-11 / М.Никольский - Китайский авианосец

    Посадка вертолета Z-8 на палубу "Борта 16". Над авианосцем проходит J-15

    Другие самолёты на фотографии: Shenyang J-15 - Китай - 2009

  • Air International 2015-03 / News

    Chinese People's Liberation Army Naval Air Force (PLANAF) Changhe Z8J 9557 (c/n Z8J-006) on board the Type 071 Yuzhao Class amphibious transport dock ship CNS Chang Bai Shan (989), during a port visit to Hamburg, Germany. Another Z8J, 9517 (c/n Z8J-002), was also aboard the vessel. The Type 054A Jiangkai-II Class frigate CNS Yun Cheng (571), accompanied the ship with Harbin Z9C Haitun 9317 (c/n Z9-0280) on board. The ships, along with Type 903 Fuchi Class replenishment ship CNS Chaohu (890), had earlier visited the UK, docking at Portsmouth, Hampshire, from January 12-16, 2015.

  • Air International 2014-04 / News

    The first images of an operational People's Liberation Army Navy Air Force Changhe Z-8YJ (Z-18YJ) 'Black Bat' on the aircraft carrier Liaoning have been released on Chinese internet sites. The Z-8YJ is an airborne early warning and control variant helicopter developed from the Z-8, itself a copy of the Aerospatiale SA321 Super Frelon. The Z-8YJ has the redesigned nose of the AC313 (another development of the Z-8), which is understood to be designated the Z-18 in military service (and thus the aircraft may be the Z-18YJ), but uses the original sponsons for the main landing gear. It also lacks the nose radome of other naval Z-8 variants. The airborne surveillance radar is located on the redesigned rear ramp; it is lowered in flight and rotates in a similar fashion to that of the French Army's Horizon system. This aircraft retains the rescue hoist of other Z-8 variants. Of note is the ‘black bat’ insignia on the tail.

  • Air International 2016-11 / Airscene

    A recent TV report about China’s helicopter development unveiled the new Z-18A based on the Avicopter AC.313, itself an updated design based on the Harbin Z-8 and a development of the French Aerospatiale Super Frelon.

  • Фотографии