
Описание
Страна : Франция
Год : 1962
Вертолет
Средний транспортный и морской вертолет
Варианты
- Sud-Aviation - Frelon / SA.3200 - 1959 - Франция
- Aerospatiale - Super Frelon / SA.321 - 1962 - Франция
- Avicopter - AC313 - 2010 - Китай
Aerospatiale (Sud) SA 321 Super Frelon
Вертолет SA 321 был разработан по заказу вооруженных сил Франции. Первый прототип, SA 3200 Frelon, выполнил первый полет 10 июня 1959 года. На нем были установлены три турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IIIB и внешние топливные баки, за счет чего удалось использовать под грузопассажирскую кабину почти весь объем фюзеляжа. В грузо-пассажирской кабине, оборудованной задней рампой, помещалось 28 бойцов с полной выкладкой. В конструкции самого большого европейского вертолета отчетливо заметно влияние вертолетов Сикорского - очень похожий несущий винт, водонепроницаемый фюзеляж с килеватым днищем, пригодный для взлетов и посадок с воды. Было построено два военных прототипа вертолета Super Frelon: транспортный SA 3210-01 совершил первый полет 7 декабря 1962 года, морской SA 3210-02 для ВМС Франции - 28 мая 1963 года.
Четыре предсерийных вертолета получили новое обозначение SA 321. За ними в октябре 1965 года последовали первые 16 серийных машин SA 321G в противолодочном варианте для ВМС Франции; ВМС Франции дополнительно закупили еще десять вертолетов, включая три предсерийных. Морской вариант просто идентифицировать по стабилизирующим поплавкам, смонтированным по бортам в задней части фюзеляжа, и по наличию поисковой РЛС Sylphe. Вертолеты SA 321G являлись противолодочными машинами корабельного базирования, но также обеспечивали боевое патрулирование французских атомных подводных лодок типа Redoutable с баллистическими ракетами. Часть вертолетов была доработана под применение противокорабельных управляемых ракет AM39 Exocet, эти вертолеты оборудовали радиолокаторами поиска надводных целей и наведения ракет. Пять транспортных вертолетов SA 321G, изначально предназначенных для французского Тихоокеанского центра ядерных исследований, переоборудовали в десантно-штурмовые. В настоящее время ВМС Франции эксплуатируют примерно 14 вертолетов Super Frelon, используя их для перевозки и высадки десанта морской пехоты, для снабжения кораблей и судов в море, для выполнения поисково-спасательных заданий. Шесть вертолетов SA 321GM, оборудованных радиолокаторами Omera ORB-32WAS, в 1980-1981 годах были поставлены Ливии. Часть вертолетов SA 321 передали ВВС и армейской авиации, демонтировав с них стабилизирующие поплавки. 16 вертолетов SA 321H в 1977 году были поставлены ВВС Ирака, машины комплектовались радиолокаторами Omera ORB-31D и обладали возможностью применять противокорабельные управляемые ракеты AM39 Exocet. Эти вертолеты применялись в ходе ирано-иракской войны в 1991 году. Во время первой войны в Персидском заливе (операция "Буря в Пустыне") минимум один вертолет SA 321H был сбит авиацией многонациональных сил.
За морским вариантом появилась гражданская пассажирская модификация SA 321F, рассчитанная на перевозку 34-37 пассажиров, а также грузопассажирский вариант SA 321J (27 пассажиров или 4000 кг груза внутри кабины, или 5000 кг груза на внешней подвеске). Вертолет SA 321Ja мог перевозить груз еще большей массы. ВМС КНР закупила 16 вертолетов, оснащенных радиолокаторами Omera ORB-31 D. На экспорт поставлялись следующие модификации: SA 321K (12 вертолетов поставлено Израилю), SA 321L (16 вертолетов поставлены Южной Африке), SA 321M (поисково-спасательный вертолет, восемь поставлены Ливии).
Серийное производство вертолетов SA 321 было прекращено в 1983 году, всего к этому моменту построили 99 вертолетов. Серийный выпуск по лицензии также велся в Китае, где вертолет обозначался Changhe Z-8. Восемь из 12 поставленных Израилю вертолетов были переоснащены американскими двигателями GE Т58 с целью улучшения летных характеристик вертолета и оптимизации технического обслуживания - на вертолетах CH-53 ВВС Израиля стоят двигатели GE T58.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Aerospatiale SA 321G Super Frelon
Тип: средний транспортный и морской вертолет
Силовая установка: три турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IIIC3 мощностью по 1475 л. с; на машинах поздней постройки - три турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IIIC7 мощностью по 1610 л. с.
Летные характеристики: непревышаемая скорость на уровне моря 275 км/ч; максимальная крейсерская скорость на уровне моря 248 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 300 м/мин; практический потолок 3100 м; статический потолок с учетом влияния земли 1950 м; дальность полета с нагрузкой 3500 кг 1020 км
Массы: пустого 6863 кг; максимальная взлетная 12500 кг у вертолетов ранней постройки и 13000 кг у вертолетов поздней постройки
Размеры: диаметр несущего винта 19,90 м; длина с вращающимися винтами 23,03 м; высота 6,76 м; площадь ометаемой несущим винтом поверхности 280,55 м2
Вооружение: две противокорабельные ракеты AM39 Exocet или четыре самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk 46
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 1995-03 / К.Сухов - Над сирийским фронтом /Глазами очевидца/ (3)
Вертолет ВВС Израиля, участвовавший в боевых действиях на сирийском фронте в октябре 1973г.: Транспортно-десантный вертолет SA.321G Super Frelon
-
Мировая Авиация 184
Поставка 16 вертолетов SA 321Ja Super Frelon китайским ВМС осуществлена в 1975-1977 годах. Вертолеты регулярно базировались на кораблях, а впоследствии небольшой парк Super Frelon в китайском флоте пополнился лицензионными вертолетами, обозначенными как Changhe Z-8. Последний вскоре стал основным транспортным вертолетом в китайских Вооруженных силах.
-
Авиация и Космонавтика 2010-10 / А.Харук - "Супер Фрелон"
Z-8 - вертолет "Супер Фрелон" вооруженных сил КНР
-
АвиаМастер 2000-04 / М.Никольский - Морские вертолеты вчера, сегодня и завтра /Винтокрылые/
Регистрационный номер : F-ZWWI Французский тяжелый транспортный вертолет "Супер Фрелон" использовался в качестве противолодочной машины.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
"Супер Фрелоны" французского ВМФ в раннем варианте окраски. 1976г.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Транспортный "Супер Фрелон" ВВС ЮАР на авиабазе "Сварткопф", 2002г.
-
Air Enthusiast 1973-03 / ??? - Winged springbok: ... then South African Air Force today
An Aerospatiale Super Frelon operated by No 15 Squadron.
-
Мировая Авиация 184
ЮАР. Вертолеты SA 321L из состава ВВС ЮАР не имели спонсонов, они привлекались к поисково-спасательным операциям в мирное время и использовались для доставки высшего руководства в удаленные районы страны. Вертолеты также использовались для оказания непосредственной авиационной поддержки в ходе противопартизанских операций, выполняли полеты с территории Намибии в воздушное пространство Анголы. SA 321L оказались единственными вертолетами ВВС ЮАР, способными транспортировать - на внешней подвеске - бронемашину Panhard/AML. SA 321L из ВВС ЮАР, равно как и машины вооруженных сил Ливии, Израиля, Ирака и один вертолет заирских ВС, оснащались фильтрами на воздухозаборниках. ВВС ЮАР сняли их с вооружения по причине недостатка ресурсов для их техобслуживания.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
"Супер Фрелон" ливийских ВВС.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
"Супер Фрелон" - "Цира" в израильском авиационном музее.
-
Авиация и Космонавтика 2010-10 / А.Харук - "Супер Фрелон"
SA.321K ВВС Израиля
-
Мировая Авиация 9
На этой фотографии изображен вертолет Super Frelon, принадлежащий подразделению "Hornet" ВВС Израиля. Он сфотографирован в марте 1990 года во время учений по передислокации.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Один из первых "Супер Фрелонов" с обтекателем антенны БРЛС, 1985г.
-
Air International 1988-01 / P.Jackson - Etendards over the Atlantique
Remaining Super Frelon helicopters serve in transport (vertrep) as well as anti-submarine roles.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
"Супер Фрелон" на авиационной выставке в шотландском городе Прествик, 1985г.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Французский поисково-спасательный "Супер Фрелон" в новом камуфляже, снятый на английской авиабазе "Фэйфорд" в 1995 году.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Еще два снимка "Супер Фрелона" в Фэйфорде.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Открытая грузовая аппарель "Супер Фрелона".
-
Мировая Авиация 184
Super Frelon авиации ВМС Франции вначале использовались для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, а затем - как транспортные и поисково-спасательные. Последние вертолеты семейства состояли на вооружении флотилии 32F.
-
Мировая Авиация 184
На фотографии - один из последних французских Super Frelon, окрашенный в новый двухтоновый камуфляж, принятый взамен прежнего темно-серого. Противолодочные задачи вместо SA 321 стали решать Westland Lynx.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Демонстрация спасения человека с воды французским "Супер Фрелоном", Бельгия, Льеж, 2003г.
-
Мировая Авиация 184
SA 321G выполняет пуск ПКР Aerospatiale Exocet. Комбинация Exocet/Super Frelon оказалась весьма успешной - подтверждением тому стали операции в ходе ирано-иракской войны.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
"Супер Фрелоны" на летных показах во время различных западноевропейских авиашоу.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
"Супер Фрелон" взлетает с палубы французского авианосца.
-
Air International 2013-03 / K.Grozev, A.Mladenov - Covert Affair /Military/
Aboard the Liaoning during sea trials before her commissioning, with a Z-8JK SAR helicopter on the deck and a J-15 on a practice landing approach.
Другие самолёты на фотографии: Shenyang J-15 - Китай - 2009
-
Авиация и Космонавтика 2012-11 / М.Никольский - Китайский авианосец
Посадка вертолета Z-8 на палубу "Борта 16". Над авианосцем проходит J-15
Другие самолёты на фотографии: Shenyang J-15 - Китай - 2009
-
Air International 2015-03 / News
Chinese People's Liberation Army Naval Air Force (PLANAF) Changhe Z8J 9557 (c/n Z8J-006) on board the Type 071 Yuzhao Class amphibious transport dock ship CNS Chang Bai Shan (989), during a port visit to Hamburg, Germany. Another Z8J, 9517 (c/n Z8J-002), was also aboard the vessel. The Type 054A Jiangkai-II Class frigate CNS Yun Cheng (571), accompanied the ship with Harbin Z9C Haitun 9317 (c/n Z9-0280) on board. The ships, along with Type 903 Fuchi Class replenishment ship CNS Chaohu (890), had earlier visited the UK, docking at Portsmouth, Hampshire, from January 12-16, 2015.
-
Air International 2014-04 / News
The first images of an operational People's Liberation Army Navy Air Force Changhe Z-8YJ (Z-18YJ) 'Black Bat' on the aircraft carrier Liaoning have been released on Chinese internet sites. The Z-8YJ is an airborne early warning and control variant helicopter developed from the Z-8, itself a copy of the Aerospatiale SA321 Super Frelon. The Z-8YJ has the redesigned nose of the AC313 (another development of the Z-8), which is understood to be designated the Z-18 in military service (and thus the aircraft may be the Z-18YJ), but uses the original sponsons for the main landing gear. It also lacks the nose radome of other naval Z-8 variants. The airborne surveillance radar is located on the redesigned rear ramp; it is lowered in flight and rotates in a similar fashion to that of the French Army's Horizon system. This aircraft retains the rescue hoist of other Z-8 variants. Of note is the ‘black bat’ insignia on the tail.
-
Air International 2016-11 / Airscene
A recent TV report about China’s helicopter development unveiled the new Z-18A based on the Avicopter AC.313, itself an updated design based on the Harbin Z-8 and a development of the French Aerospatiale Super Frelon.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Регистрационный номер : ZS-HTN Гражданский "Супер Фрелон" южноафриканской авиакомпании "Ком Джет".
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
"Супер Фрелон" ВВС Заира, перевозивший высшее руководство этой африканской страны.
-
Мировая Авиация 184
Регистрационный номер : F-WMHC SA 321F - неудачный гражданский вариант SA 321 Super Frelon, предназначавшийся для перевозки 34-37 пассажиров и отличавшийся салоном с хорошей звукоизоляцией. Утверждалось, что вертолет будет "таким же комфортабельным, как и современные авиалайнеры". Расчетная крейсерская скорость вертолета - 241 км/ч, он должен был использоваться на коротких маршрутах.
-
Мировая Авиация 184
Регистрационный номер : F-OCMF [3] Греческая "Olympic Airways", один из двух гражданских эксплуатантов Super Frelon, приобрела один вертолет SA 321F, который использовала на внутренних маршрутах между островами.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Регистрационный номер : F-OCMF [3] Прототип пассажирского варианта "Супер Фрелона" SA.321F "Гермес" в окраске греческой авиакомпании "Олимпик Эйруэйз" - ныне экспонат британского вертолетного музея в городе Вестон Супер Мар.
-
Авиация и Космонавтика 2010-10 / А.Харук - "Супер Фрелон"
Регистрационный номер : F-OCMF [3] Пассажирский вертолет SA.321F "Гермес" греческой авиакомпании "Олимпик" в британском вертолетном музее
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Спасательная лебедка, основная стойка шасси и сиденье пилота.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Интерьер грузопассажирской кабины, раскапотированная силовая установка и втулка несущего ротора.
-
Авиация и Космонавтика 2010-10 / А.Харук - "Супер Фрелон"
Регистрационный номер : F-ZWWE [3] Первый прототип SA.3210
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер : F-ZWWE [3] First prototype of the Sud-Aviation SA 3210 Super Frelon (three 1,320 shp Turbomeca Turmo IIIC shaft-turbine engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 05 - Air-launched Missiles
Super Frelon helicopter carrying two Exocet air-to-surface missiles
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Первый прототип "Супер Фрелона" на испытаниях с противокорабельной ракетой "Экзосет".
-
Авиация и Космонавтика 2010-10 / А.Харук - "Супер Фрелон"
Регистрационный номер : F-ZWWE [3] Первый прототип в музее Ле-Бурже
-
Авиация и Космонавтика 2008-04 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (6)
Рекордный вертолет AS.321 "Супер Фрелон"
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Регистрационный номер : F-ZWWK Fourth pre-production Sud-Aviation SA 321 Super Frelon (three 1,500 shp Turbomeca Turmo IIIC3 shaft-turbines) equipped for naval duties
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер : F-ZWWF Second prototype of the Super Frelon, equipped for naval duties
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Прототип пассажирской модификации "Супер Фрелона" с эмблемами французских ВВС.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v1
Aerospatiale SA 321G Super Frelons.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Aerospatiale SA 321G Super Frelon anti-submarine helicopter of Flottille 32F, Aeronavale
-
Aeroplane Monthly 1976-10 / International Greenham
An SA 321G Super Frelon of the Aeronavale
-
Авиация и Космонавтика 1998-02 / Е.Ружицкий - Вертолетостроение за 50 лет
A.S.3210 "Супер Фрелон"
-
Air Pictorial 1995-04 / A.Boxman, K.van der Mark - Aeronavale: France's naval air arm today (1)
Some 18 Super Frelons serve with three different units for a variety of tasks, including heavy transport.
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Небольшой автомобиль может своим ходом въехать в грузовую кабину "Супер Фрелона".
-
Air International 1981-04 / ??? - Libya's Air Power ... National Aspiration and Soviet Surrogation
One of the eight SA 321M Super Frelon helicopters acquired by LARAF from Aerospatiale, several of which are now reportedly equipped to launch A 244 lightweight homing torpedoes.
-
Air International 1996-07 / R.Sacchetti - The wings of Malta
Libyan Air Force SA 321M Super Frelon 151 seen taxiing in at Luqa - during the period 1978-1980 the so-called Libyan Military Delegation was based in Malta with a single SA321M and three Alouette IIIs to provide SAR coverage for the island.
-
Авиация и Космонавтика 2010-10 / А.Харук - "Супер Фрелон"
SA.321L ВВС ЮАР
-
Авиация и Космонавтика 2010-10 / А.Харук - "Супер Фрелон"
"Цира" - SA.321 ВВС Израиля
-
Авиация и Космонавтика 2010-10 / А.Харук - "Супер Фрелон"
SA.321H ВВС Израиля
-
Air Enthusiast 1971-12 / ??? - Israel - Preparing for the Next Round
The Aerospatiale SA 321K Super Frelon was the largest helicopter in the Israeli inventory until the arrival of the S-65C-3. Heyl Ha’Avir originally planned to acquire 24 helicopters of this type, but the French embargo was imposed after the delivery of nine Super Frelons.
-
Мировая Авиация 184
Израильский "Супер Фрелон" эвакуирует поврежденный вертолет S-58.
Первыми боевое крещение получили десантно-штурмовые вертолеты SA 321K израильских ВВС - последние только получили первые из 12 заказанных машин, а тут разразилась Шестидневная война (июнь 1967 года). Вертолеты привлекались к переброске десантников во время атаки аэродрома в Шарм-эль-Шейх, а также к операции по захвату новейшей РЛС советского производства, которая находилась на вооружении египетских ВС. Затем в 1978 году были объявлены планы ремоторизации израильских вертолетов Super Frelon - на них установили ТВаД General Electric T58-16 мощностью по 1896 л. с., имевшие лучшие характеристики при эксплуатации в жарком климате и в горных условиях. Плюс к тому, это обеспечило совместимость с другими израильскими вертолетами - Sikorsky CH-53. Впрочем, последние, обладавшие большей грузоподъемностью, вскоре сменили Super Frelon, хотя одна из эскадрилий, 114-я, сохранила название "The Super Frelon Squadron". В ходе операции "Буря в пустыне" был уничтожен минимум один иракский вертолет Super Frelon.Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-34 / S-58 Choсtaw - США - 1954
-
АвиаМастер 2005-06 / А.Харук - Шершень, который не жалит /Монография/
Интерьер кабины экипажа.
-
Мировая Авиация 184
SA 321Gb Super Frelon. Флотилия 32F из Ланвеок-Поулмик - одно из нескольких подразделений авиации ВМС Франции, оснащенных вертолетами SA 321G. С появлением более современных машин Super Frelon стали постепенно снимать с эксплуатации, оставшиеся же в строю были переориентированы на иные задачи. Вертолеты получили также двухтоновый серый камуфляж и малозаметные опознавательные знаки. Ранее использовались окраска в цвет морской волны и хорошо видимые белая надпись "Marine" и опознавательные знаки (на рисунке). Кроме того, вертолеты в ВВС ряда стран, например Ирака и Израиля, окрашивались в сухопутный камуфляж.
-
Мировая Авиация 184
SA 321GM Super Frelon
- Фотографии