Aerospatiale SA.321 Super Frelon (Changhe Z-8 (Китай))
Варианты:
Aerospatiale - SA.321 Super Frelon - 1962 - Франция
Страна: Франция
Год: 1962
Вертолет

Средний транспортный и морской вертолет
Описание
Фотографии
Aerospatiale (Sud) SA 321 Super Frelon

  Вертолет SA 321 был разработан по заказу вооруженных сил Франции. Первый прототип, SA 3200 Frelon, выполнил первый полет 10 июня 1959 года. На нем были установлены три турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IIIB и внешние топливные баки, за счет чего удалось использовать под грузопассажирскую кабину почти весь объем фюзеляжа. В грузо-пассажирской кабине, оборудованной задней рампой, помещалось 28 бойцов с полной выкладкой. В конструкции самого большого европейского вертолета отчетливо заметно влияние вертолетов Сикорского - очень похожий несущий винт, водонепроницаемый фюзеляж с килеватым днищем, пригодный для взлетов и посадок с воды. Было построено два военных прототипа вертолета Super Frelon: транспортный SA 3210-01 совершил первый полет 7 декабря 1962 года, морской SA 3210-02 для ВМС Франции - 28 мая 1963 года.
  Четыре предсерийных вертолета получили новое обозначение SA 321. За ними в октябре 1965 года последовали первые 16 серийных машин SA 321G в противолодочном варианте для ВМС Франции; ВМС Франции дополнительно закупили еще десять вертолетов, включая три предсерийных. Морской вариант просто идентифицировать по стабилизирующим поплавкам, смонтированным по бортам в задней части фюзеляжа, и по наличию поисковой РЛС Sylphe. Вертолеты SA 321G являлись противолодочными машинами корабельного базирования, но также обеспечивали боевое патрулирование французских атомных подводных лодок типа Redoutable с баллистическими ракетами. Часть вертолетов была доработана под применение противокорабельных управляемых ракет AM39 Exocet, эти вертолеты оборудовали радиолокаторами поиска надводных целей и наведения ракет. Пять транспортных вертолетов SA 321G, изначально предназначенных для французского Тихоокеанского центра ядерных исследований, переоборудовали в десантно-штурмовые. В настоящее время ВМС Франции эксплуатируют примерно 14 вертолетов Super Frelon, используя их для перевозки и высадки десанта морской пехоты, для снабжения кораблей и судов в море, для выполнения поисково-спасательных заданий. Шесть вертолетов SA 321GM, оборудованных радиолокаторами Omera ORB-32WAS, в 1980-1981 годах были поставлены Ливии. Часть вертолетов SA 321 передали ВВС и армейской авиации, демонтировав с них стабилизирующие поплавки. 16 вертолетов SA 321H в 1977 году были поставлены ВВС Ирака, машины комплектовались радиолокаторами Omera ORB-31D и обладали возможностью применять противокорабельные управляемые ракеты AM39 Exocet. Эти вертолеты применялись в ходе ирано-иракской войны в 1991 году. Во время первой войны в Персидском заливе (операция "Буря в Пустыне") минимум один вертолет SA 321H был сбит авиацией многонациональных сил.
  За морским вариантом появилась гражданская пассажирская модификация SA 321F, рассчитанная на перевозку 34-37 пассажиров, а также грузопассажирский вариант SA 321J (27 пассажиров или 4000 кг груза внутри кабины, или 5000 кг груза на внешней подвеске). Вертолет SA 321Ja мог перевозить груз еще большей массы. ВМС КНР закупила 16 вертолетов, оснащенных радиолокаторами Omera ORB-31 D. На экспорт поставлялись следующие модификации: SA 321K (12 вертолетов поставлено Израилю), SA 321L (16 вертолетов поставлены Южной Африке), SA 321M (поисково-спасательный вертолет, восемь поставлены Ливии).
  Серийное производство вертолетов SA 321 было прекращено в 1983 году, всего к этому моменту построили 99 вертолетов. Серийный выпуск по лицензии также велся в Китае, где вертолет обозначался Changhe Z-8. Восемь из 12 поставленных Израилю вертолетов были переоснащены американскими двигателями GE Т58 с целью улучшения летных характеристик вертолета и оптимизации технического обслуживания - на вертолетах CH-53 ВВС Израиля стоят двигатели GE T58.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale SA 321G Super Frelon

  Тип: средний транспортный и морской вертолет
  Силовая установка: три турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IIIC3 мощностью по 1475 л. с; на машинах поздней постройки - три турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IIIC7 мощностью по 1610 л. с.
  Летные характеристики: непревышаемая скорость на уровне моря 275 км/ч; максимальная крейсерская скорость на уровне моря 248 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 300 м/мин; практический потолок 3100 м; статический потолок с учетом влияния земли 1950 м; дальность полета с нагрузкой 3500 кг 1020 км
  Массы: пустого 6863 кг; максимальная взлетная 12500 кг у вертолетов ранней постройки и 13000 кг у вертолетов поздней постройки
  Размеры: диаметр несущего винта 19,90 м; длина с вращающимися винтами 23,03 м; высота 6,76 м; площадь ометаемой несущим винтом поверхности 280,55 м2
  Вооружение: две противокорабельные ракеты AM39 Exocet или четыре самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk 46
Вертолет ВВС Израиля, участвовавший в боевых действиях на сирийском фронте в октябре 1973г.: Транспортно-десантный вертолет SA.321G Super Frelon
Поставка 16 вертолетов SA 321Ja Super Frelon китайским ВМС осуществлена в 1975-1977 годах. Вертолеты регулярно базировались на кораблях, а впоследствии небольшой парк Super Frelon в китайском флоте пополнился лицензионными вертолетами, обозначенными как Changhe Z-8. Последний вскоре стал основным транспортным вертолетом в китайских Вооруженных силах.
Z-8 - вертолет "Супер Фрелон" вооруженных сил КНР
Французский тяжелый транспортный вертолет "Супер Фрелон" использовался в качестве противолодочной машины.
"Супер Фрелоны" французского ВМФ в раннем варианте окраски. 1976г.
SA.321G
Транспортный "Супер Фрелон" ВВС ЮАР на авиабазе "Сварткопф", 2002г.
An Aerospatiale Super Frelon operated by No 15 Squadron.
ЮАР. Вертолеты SA 321L из состава ВВС ЮАР не имели спонсонов, они привлекались к поисково-спасательным операциям в мирное время и использовались для доставки высшего руководства в удаленные районы страны. Вертолеты также использовались для оказания непосредственной авиационной поддержки в ходе противопартизанских операций, выполняли полеты с территории Намибии в воздушное пространство Анголы. SA 321L оказались единственными вертолетами ВВС ЮАР, способными транспортировать - на внешней подвеске - бронемашину Panhard/AML. SA 321L из ВВС ЮАР, равно как и машины вооруженных сил Ливии, Израиля, Ирака и один вертолет заирских ВС, оснащались фильтрами на воздухозаборниках. ВВС ЮАР сняли их с вооружения по причине недостатка ресурсов для их техобслуживания.
"Супер Фрелон" ливийских ВВС.
"Супер Фрелон" - "Цира" в израильском авиационном музее.
SA.321K ВВС Израиля
На этой фотографии изображен вертолет Super Frelon, принадлежащий подразделению "Hornet" ВВС Израиля. Он сфотографирован в марте 1990 года во время учений по передислокации.
Один из первых "Супер Фрелонов" с обтекателем антенны БРЛС, 1985г.
"Супер Фрелон" на авиационной выставке в шотландском городе Прествик, 1985г.
Французский поисково-спасательный "Супер Фрелон" в новом камуфляже, снятый на английской авиабазе "Фэйфорд" в 1995 году.
Еще два снимка "Супер Фрелона" в Фэйфорде.
Открытая грузовая аппарель "Супер Фрелона".
Super Frelon авиации ВМС Франции вначале использовались для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, а затем - как транспортные и поисково-спасательные. Последние вертолеты семейства состояли на вооружении флотилии 32F.
На фотографии - один из последних французских Super Frelon, окрашенный в новый двухтоновый камуфляж, принятый взамен прежнего темно-серого. Противолодочные задачи вместо SA 321 стали решать Westland Lynx.
Демонстрация спасения человека с воды французским "Супер Фрелоном", Бельгия, Льеж, 2003г.
SA 321G выполняет пуск ПКР Aerospatiale Exocet. Комбинация Exocet/Super Frelon оказалась весьма успешной - подтверждением тому стали операции в ходе ирано-иракской войны.
"Супер Фрелоны" на летных показах во время различных западноевропейских авиашоу.
"Супер Фрелон" взлетает с палубы французского авианосца.
Z-8
Aboard the Liaoning during sea trials before her commissioning, with a Z-8JK SAR helicopter on the deck and a J-15 on a practice landing approach.
Chinese People's Liberation Army Naval Air Force (PLANAF) Changhe Z8J 9557 (c/n Z8J-006) on board the Type 071 Yuzhao Class amphibious transport dock ship CNS Chang Bai Shan (989), during a port visit to Hamburg, Germany. Another Z8J, 9517 (c/n Z8J-002), was also aboard the vessel. The Type 054A Jiangkai-II Class frigate CNS Yun Cheng (571), accompanied the ship with Harbin Z9C Haitun 9317 (c/n Z9-0280) on board. The ships, along with Type 903 Fuchi Class replenishment ship CNS Chaohu (890), had earlier visited the UK, docking at Portsmouth, Hampshire, from January 12-16, 2015.
The first images of an operational People's Liberation Army Navy Air Force Changhe Z-8YJ (Z-18YJ) 'Black Bat' on the aircraft carrier Liaoning have been released on Chinese internet sites. The Z-8YJ is an airborne early warning and control variant helicopter developed from the Z-8, itself a copy of the Aerospatiale SA321 Super Frelon. The Z-8YJ has the redesigned nose of the AC313 (another development of the Z-8), which is understood to be designated the Z-18 in military service (and thus the aircraft may be the Z-18YJ), but uses the original sponsons for the main landing gear. It also lacks the nose radome of other naval Z-8 variants. The airborne surveillance radar is located on the redesigned rear ramp; it is lowered in flight and rotates in a similar fashion to that of the French Army's Horizon system. This aircraft retains the rescue hoist of other Z-8 variants. Of note is the ‘black bat’ insignia on the tail.
Гражданский "Супер Фрелон" южноафриканской авиакомпании "Ком Джет".
"Супер Фрелон" ВВС Заира, перевозивший высшее руководство этой африканской страны.
SA 321F - неудачный гражданский вариант SA 321 Super Frelon, предназначавшийся для перевозки 34-37 пассажиров и отличавшийся салоном с хорошей звукоизоляцией. Утверждалось, что вертолет будет "таким же комфортабельным, как и современные авиалайнеры". Расчетная крейсерская скорость вертолета - 241 км/ч, он должен был использоваться на коротких маршрутах.
Греческая "Olympic Airways", один из двух гражданских эксплуатантов Super Frelon, приобрела один вертолет SA 321F, который использовала на внутренних маршрутах между островами.
Прототип пассажирского варианта "Супер Фрелона" SA.321F "Гермес" в окраске греческой авиакомпании "Олимпик Эйруэйз" - ныне экспонат британского вертолетного музея в городе Вестон Супер Мар.
Пассажирский вертолет SA.321F "Гермес" греческой авиакомпании "Олимпик" в британском вертолетном музее
Спасательная лебедка, основная стойка шасси и сиденье пилота.
Интерьер грузопассажирской кабины, раскапотированная силовая установка и втулка несущего ротора.
Первый прототип SA.3210
Первый прототип "Супер Фрелона" на испытаниях с противокорабельной ракетой "Экзосет".
Super Frelon helicopter carrying two Exocet air-to-surface missiles
Первый прототип в музее Ле-Бурже
Рекордный вертолет AS.321 "Супер Фрелон"
Fourth pre-production Sud-Aviation SA 321 Super Frelon (three 1,500 shp Turbomeca Turmo IIIC3 shaft-turbines) equipped for naval duties
Прототип пассажирской модификации "Супер Фрелона" с эмблемами французских ВВС.
SA.321F
Aerospatiale SA 321G Super Frelon ant-submarine helicopter of Flottille 32F, Aeronavale
An SA 321G Super Frelon of the Aeronavale
SA.321Ja
A.S.3210 "Супер Фрелон"
Z-8
Z-8
Посадка вертолета Z-8 на палубу "Борта 16". Над авианосцем проходит J-15
Небольшой автомобиль может своим ходом въехать в грузовую кабину "Супер Фрелона".
One of the eight SA 321M Super Frelon helicopters acquired by LARAF from Aerospatiale, several of which are now reportedly equipped to launch A 244 lightweight homing torpedoes.
SA.321L ВВС ЮАР
"Цира" - SA.321 ВВС Израиля
SA.321H ВВС Израиля
Израильский "Супер Фрелон" эвакуирует поврежденный вертолет S-58.
Первыми боевое крещение получили десантно-штурмовые вертолеты SA 321K израильских ВВС - последние только получили первые из 12 заказанных машин, а тут разразилась Шестидневная война (июнь 1967 года). Вертолеты привлекались к переброске десантников во время атаки аэродрома в Шарм-эль-Шейх, а также к операции по захвату новейшей РЛС советского производства, которая находилась на вооружении египетских ВС. Затем в 1978 году были объявлены планы ремоторизации израильских вертолетов Super Frelon - на них установили ТВаД General Electric T58-16 мощностью по 1896 л. с., имевшие лучшие характеристики при эксплуатации в жарком климате и в горных условиях. Плюс к тому, это обеспечило совместимость с другими израильскими вертолетами - Sikorsky CH-53. Впрочем, последние, обладавшие большей грузоподъемностью, вскоре сменили Super Frelon, хотя одна из эскадрилий, 114-я, сохранила название "The Super Frelon Squadron". В ходе операции "Буря в пустыне" был уничтожен минимум один иракский вертолет Super Frelon.
Интерьер кабины экипажа.
SA 321Gb Super Frelon. Флотилия 32F из Ланвеок-Поулмик - одно из нескольких подразделений авиации ВМС Франции, оснащенных вертолетами SA 321G. С появлением более современных машин Super Frelon стали постепенно снимать с эксплуатации, оставшиеся же в строю были переориентированы на иные задачи. Вертолеты получили также двухтоновый серый камуфляж и малозаметные опознавательные знаки. Ранее использовались окраска в цвет морской волны и хорошо видимые белая надпись "Marine" и опознавательные знаки (на рисунке). Кроме того, вертолеты в ВВС ряда стран, например Ирака и Израиля, окрашивались в сухопутный камуфляж.
SA 321GM Super Frelon