Fouga CM.170 Magister
Варианты:
Fouga - CM.170 Magister - 1952 - Франция
Страна: Франция
Год: 1952


Многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
Описание
Фотографии
Fouga CM.170 Magister и CM.175 Zephyr
  
  Первым в мире реактивным учебно-тренировочным самолетом, широко применявшимся по назначению, стал Aerospatiale Magister, созданный под требования ВВС Франции компанией "Fouga", которая и строила его первоначально. Специалисты компании предложили проект моноплана с фюзеляжем типа полумонокок, в конструкции которого использовались легкие сплавы. Инструктор и курсант располагались тандемно в герметизированной кабине, а силовая установка включала два небольших турбореактивных двигателя, расположенных по бокам фюзеляжа. Среднерасположенное крыло - трехлонжеронное, прямое, с большим относительным удлинением, оснащалось на внешней части элеронами с аэродинамической и весовой компенсацией и закрылками на внутренней части. Дополнительно к двум фюзеляжным топливным бакам имелись баки на законцовках крыла. Шасси - трехопорное, основные опоры убирались в ниши в нижней части крыла, а носовая опора убиралась в нишу в фюзеляже.
  Первый из трех прототипов CM.170 Magister совершил первый полет 23 июля 1952 года, а в июне 1953 года поступил заказ на установочную партию из 10 самолетов. В январе 1954 года был размещен заказ на крупную партию серийных машин (95 самолетов для ВВС Франции), первый серийный самолет поднялся в воздух 13 января 1954 года. В 1958 году группа "Potez" поглотила компанию "Fouga" и продолжила реализацию программы CM.170. Однако в апреле 1967 года последняя перешла под контроль компании "Sud-Aviation", а выпуск самолетов Magister продолжался до 1970 года - к тому времени "Sud-Aviation" вошла в состав "Aerospatiale".
  7 июля 1954 года в воздух поднялся предсерийный CM.170-1 Magister, в целом он без изменений дошел до серийного самолета, а первый полет серийной машины состоялся 29 февраля 1956 года. В общей сложности во Франции были выпущены 622 самолета CM.170, которые поставлялись ВВС (400) и ВМС Франции (32), а также экспортировались в Австрию, Бельгию, Бразилию, Камбоджу, Конго (Леопольдвилль), Финляндию, ФРГ, Израиль и Ливан. Кроме того, немецкая "Flugzeug Union Sud" построила 188 самолетов, финская "Valmet" - 62 самолета, а израильская IAI - 36, в результате чего, включая прототипы, был выпущен 921 самолет данного семейства.
  Силовая установка CM.170-1 включала два двигателя Turbomeca Marbore IIA, но затем на CM.170-2 стали применять два ТРД Marbore VIC тягой по 4,71 кН. 8 июня 1964 года в воздух поднялся CM.170-3, позже получивший обозначение CM.173 Super Magister и отличавшийся увеличенным запасом топлива, перепроектированным фонарем кабины и установленными в кабине катапультными креслами Martin-Baker. Специально модифицированная морская версия самолета была создана на базе CM.170-1 и выпускалась для морской авиации Франции под обозначением CM.175 Zephyr - самолет имел возможность посадки/взлета на палубу авианосца, для чего, кроме всего прочего, оснащался посадочным гаком. Всего были построены два прототипа и 30 серийных машин этого варианта, первый прототип поднялся в воздух 30 мая 1959 года.
  На вооружении ВВС Франции еще в середине 1990-х годов оставались около 150 самолетов Magister, которые использовались в качестве учебно-тренировочных и связных. А по данным на 2000 год бельгийские ВВС располагали 10 годными к полетам самолетами Magister, которые использовались преимущественно как связные (штабные).
  После того, как главные заказчики самолетов Magister стали снимать их с вооружения, ВВС ряда других стран выразили заинтересованность в приобретении небольшого количества CM.170, предполагая использовать их для начальной летной подготовки и в качестве легких штурмовиков - в последнем случае на подкрыльевых узлах подвешивались бомбы, пушечные контейнеры или блоки НАР. Такие машины эксплуатировались до недавнего времени или даже продолжают эксплуатироваться и сегодня в таких странах как Алжир, Бангладеш, Камерун, Габон, Ирландия, Ливия, Марокко, Сальвадор, Того и др.
  По имеющейся информации, ВВС Израиля также продолжают эксплуатировать самолеты Magister для начальной летной подготовки, некоторое время назад у Бельгии были приобретены девять самолетов (не считая закупленных изначально у компании-разработчика, а также выпущенных в Израиле по лицензии). В период 1981-1986 годов на заводе "Bedek Division" компании IAI в рамках программы "Advanced Multimission Improved Trainer" (AMIT) прошли модернизацию около 80 самолетов израильских ВВС, получивших более мощные двигатели Marbore VI, новую авионику и пр. Модернизированные самолеты получили обозначение Tzukit.
  19 марта 1962 года в воздух поднялся прототип Potez-Heinkel CM.191 Super Magister, отличавшийся от базовой модификации перепроектированной и более широкой носовой частью фюзеляжа, благодаря чему удалось обеспечить посадку в кабине четырех человек. Фонарь кабины был односегментным. Разработчик предлагал данный вариант под обозначением CM.191-A как военный учебно-тренировочный самолет, самолет связи и разведки, а в гражданском варианте CM.191-B - в качестве туристического и корпоративного самолета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale CM.170-1 Magister

  Тип: многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
  Силовая установка: два ТРД Turbomeca Marbore IIA тягой по 3,92 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 9000 м - 715 км/ч; начальная скороподъемность 1020 м/мин; практический потолок 11000 м; дальность с дополнительным запасом топлива 1200 км
  Масса: пустого 2150 кг; максимальная взлетная 3200 кг
  Размеры: размах крыла 12,15 м (по концевым топливным бакам); длина 10,06 м; высота 2,80 м; площадь крыла 17,30 м2
  Вооружение: обеспечена возможность установки двух пулеметов в носовой части фюзеляжа, плюс до 100 кг вооружений на двух подкрыльевых узлах подвески
Фуга CV.170 "Мажистер" ВВС Катанги, на котором летал французский наемник су-лейтенант Дюбуа. В июле 1961г. самолет вышел из строя из-за поломки двигателя и через месяц был захвачен войсками ООН на аэродроме Луано.
Бельгия. Нижние поверхности Magister пилотажной группы бельгийских ВВС «Les Diables Rouges»/«Rode Duivels» («Красные дьяволы») были окрашены в цвета национального флага. Самолеты несли на левом борту изображение льва, а на правом - герб города Синт-Трёйден.
Бразилия. Еще одной страной, чья национальная пилотажная группа летала на Magister, была Бразилия, ВВС которой использовали более мощные СМ.170-2 Super Magister. Группа называлась «Esquadrilha da Fumaga» («Дымная эскадрилья»), a Magister был известен в Бразилии под обозначением T-14.
ВВС в общей сложности закупили 437 CM.170, последний был поставлен в декабре 1969 года. Первым и основным эксплуатантом являлась 312-я учебная группа в Салон-де-Прованс (на фото), получившая свой первый Magister в мае 1956 года. С 1963 года в составе данной части была сформирована пилотажная группа Франции.
ВВС Франции получили 397 самолетов Magister, которые могли вооружаться двумя 7,5-мм пулеметами, а под крылом можно было подвешивать четыре неуправляемые авиационные ракеты.
Авиация ВМС получила 30 CM.175 Zephyrs (исходное наименование Esquif) для вспомогательной эскадрильи 59S (на фото). Самолеты с тормозными гаками использовались для тренировок морских летчиков до 1997 года.
Test pilots Yochanan Rozer and 'Danny' Shapira took the first upgraded Zukit for its maiden flight in September 1980.
В конце 1950-х годов Израиль получил от Франции 16 новых Magister, еще 50 самолетов построила по лицензии "Bedek Aviation" (позже IAI). Magister также перекупались у других стран, прежде всего Германии (40, снятых с вооружения). В ВВС Израиля Magister использовались как учебные, но в 1967 году применялись в боевых действиях. В 1981-1986 годах порядка 80 самолетов доработали до уровня Tzukit, повысив мощность двигателей и внеся ряд других изменений. Израильские Tzukit эксплуатировались в школе повышенной подготовки летчиков в Хатцериме до июня 2010 года.
Последним крупным оператором Magister был Израиль, снявший свои самолеты с вооружения в 2010 году. Эти машины прошли модернизацию по программе AMIT (Advanced Multi-mission Improved Trainer) и были переименованы в Tzukit.
Бельгийские ВВС также получили в свое распоряжение Magister, на которых в 1970-е годы летали летчики национальной пилотажной группы "Les Diables Rouges" ("Красные дьяволы"). Самолеты эксплуатировались также как учебные и связные, их карьера завершилась 27 сентября 2007 года.
Бельгия получила 45 новых Magister. Самолеты были поставлены в январе 1960 - январе 1962 годов и заменили T-6. В 1969 году получено пять Magister, снятых с вооружения Люфтваффе, еще девять отремонтированных машин поступило позже. Несколько самолетов поступило в учебное подразделение WS (Voortgezette Vliegopleiding School) в Камино, Бельгийское Конго. Эти наспех вооруженные самолеты применялись для нанесения ударов по конголезским партизанам. Позже самолеты перебросили в Брюстем и с 1 ноября 1961 года стали использовать также для подготовки голландских летчиков. В 1971 году VVS разделили на 7-ю и 9-ю эскадрильи. С 1965 года Magister использовала пилотажная группа "Rode Duivels". До сентября 2007 года несколько Magister оставались на вооружении 1-го авиакрыла.
В 1977-1985 годах Бангладеш получила три партии Magister - шесть бывших германских самолетов, четыре экс-французских и пять из Того. Самолеты использовались 15-й эскадрильей Академии ВВС в Джессоре. В 1997 году их сняли с вооружения, заменив на Cessna T-37.
Бангладеш к 1997 году заменил все Magister на другого "ветерана" - реактивный УТС Cessna T-37
Ирландия. Шесть отремонтированных CM.170 в 1975-1976 годах поступили в легкую ударную эскадрилью 1-го авиакрыла. Самолеты использовались как учебные, но могли быть вооружены пулеметными контейнерами или блоками НАР, предусмотрена подвеска разведывательных контейнеров VICON 70. Также время от времени, до снятия с вооружения в 1998 году, на CM.170 летала пилотажная группа "Silver Swallows".
Ирландские ВВС в 1976-1999 годах эксплуатировали шесть CM.170-2 Super Magister в качестве учебно-тренировочных самолетов и легких штурмовиков. Super Magister также эксплуатировались в Бразилии, Ливии и Франции.
Марокко. Первыми марокканскими Magister стали восемь самолетов, поставленных Францией в августе 1962 года в качестве учебных. В 1970 году к ним прибавились 24 бывшие германские машины.
Ex-Luftwaffe CM 170 Magisters at Marrakech-Menara, home of the RMorAF Academy. Apart from their basic flying training task, the Magisters have been operated in the counter-insurgency role in the Western Sahara.
Как и израильская IAI, финская «Valmet» выпускала Magister по лицензии. Завод компании в Тампере собирал Magister из постоянно возраставшего числа компонентов местного производства. Три подразделения финских Magister базировались в Куопио-Риссала, Рованиеми и школе штурмовиков в Пори.
Финляндия закупила Magister в качестве самолета основной и повышенной подготовки летчиков. 20 самолетов поступило из Франции, первый - в 1962 году, еще 62 собрали в 1960-1967 годах на "Valmet" в Тампере. После долгой службы Magister заменили на Hawk, финский Magister выполнил последний полет 18 декабря 1988 года.
Сальвадор. Шесть вооруженных самолетов Magister постройки IAI приобретены в 1975 году, еще три Magister французской постройки поступили в 1978 году. Машины использовались как ударные и состояли на вооружении эскадрильи в Илопанго. Минимум один самолет получил повреждение при атаке партизанами авиабазы в январе 1982 года. В 2000 году пригодными к полетам оставались два самолета.
Камерун. Четыре экс-германских Magister были поставлены в мае 1973 года, еще два - в 1978 и 1979 годах и еще два - в 1983 году. Финальные семь самолетов поступили в середине 1987 года. Предназначенные в первую очередь для борьбы с партизанами, они базировались в Гаране. Шесть самолетов, предположительно, сохраняли боеспособность в 2000-е годы, но закат их карьеры близок.
В семействе Magister предлагался и четырехместный CM.191, который, впрочем, в серию не пошел.
Первый опытный самолет имел металлическую окраску и почти не отличался от серийных Magister, исключая, пожалуй, более тонкий каркас фонаря кабины экипажа.
FOR THE FRENCH NAVY. Prototype Air-Fouga CM 170 M Magister is one of two ordered by the French naval air arm for deck-landing training evaluation. The air force CM 170 R is used for jet training - the original order for 195 has now been increased to 325.
The Fouga C.M.170R Magister two-seat twin-jet trainer. Note butterfly-tail, large canopy, engines mounted on the sides of the fuselage , and 27 1/2-gallon wingtip tanks.
Авиация ВМС Франции использовала CM.175 Zephyr в качестве УТС начальной летной подготовки, в том числе и для полетов с палубы - самолет оснастили посадочным гаком, а также усилили каркас фонаря кабины.
Zephyr оснащался посадочным гаком и сдвижным, а не откидывающимся как у Magister, фонарем.
Potez CM 173 (two Turbomeca Marbore VI turbojet engines), prototype for the Potez 94
The Patrouille de France putting their Fouga Magisters through a perfect formation aerobatic routine
С 1 сентября 1965 года подразделение Ecole de I'Air сменило обозначение на 312 Groupement Instruction (инструкторская авиашкола). В этом подразделении была создана «Patrouille de France» - пилотажная группа, оснащенная Magister. Ее сформировали в 1964 году на базе существовавшей с 1957 года пилотажной группы «Patrouille de I'Ecole de I'Air».
The Patrouille de France Magisters
Участник первого "Эйр Тату", 1971г., пилотажная группа "Патруль де Франс".
Во время Шестидневной войны ВВС Израиля интенсивно использовали 45 Magister, и несколько самолетов были сбиты. Израильские машины несли полный набор вооружения и даже в 1970-е годы решали задачи, сочетавшие продвинутую боевую подготовку с боевым применением в чрезвычайных ситуациях.
Fouga 4X-FDA served as the Bedek pattern aircraft for the establishement of the local production line. It was designated BK-101 with BK standing for Bedek.
Work on the first Fouga Jet trainer to be assembled by Bedek.
The first Fouga to be produced by IAI was formally handed over to the IDF/AF an July 6, 1960.
The first French-built Fouga Magister was recently delivered to the Luftwaffe.
Seen at Odiham, Luftwaffe C.M.170R Magisters AA-297 and AA-295 belong to Wartungstaffel F Flight
ФРГ. В качестве самолета основной подготовки летчиков Люфтваффе выбрали Magister. За первыми 40 самолетами французской постройки последовали 194 Magister производства "Messerschmitt". Первый был поставлен в июле 1957 года для авиашколы FFS-A в Ландсберге, где уже имелись T-6. Magister также поступили в 61-е испытательное подразделение в Манчинге, авиакрылья AKG 53 в Эрдинг/Лейпхем и AKG 54 в Ольденбурге (оба с Fiat G.91), 50-е училище (боевого применения авиации), эскадрилью Flugbereitschaftstaffel и 1-е (техническое) училище. Большинство самолетов сняли с вооружения в 1966 году, одновременно с расформированием FFS-A. Часть продали компании "Aerospatiale" для ремонта и последующей перепродажи, не менее 40 передали Израилю. Magister также использовались морской авиацией - эскадрами MFG 1 в Шлезвиге, MFG 2 в Эггебеке и MFG 5 в Киле.
Вслед за Францией вторым крупнейшим оператором Magister стала Западная Германия. Люфтваффе получили 62 Magister постройки «Fouga» и не менее 188 самолетов, собранных «Heinkel-Messerschmitt».
Potez CM 170 Magister trainer in Federal German Air Force insignia
Австрия. В конце 1950-х 18 Magister были приобретены непосредственно во Франции. Они вместе с de Havilland Vampires состояли на вооружении учебного подразделения в Грац-Талерхофе.
Valmet-built Potez CM 170 Magister trainer of the Finnish Air Force
Послевоенные финские ВВС: учебно-боевой Фуга Мажистер CM 170R из HavLLv 21, весна 1972г.
Бразилия. Получившие местное обозначение T-24, семь CM.170-2 Super Magister были закуплены в 1968 году для национальной пилотажной группы. После расформирования группы в начале 1975 года самолеты продали назад "Aerospatiale".
Алжир. В 1969 году ВВС Алжира получили 28 Magister, ранее использовавшихся Люфтваффе. Самолеты, оборудованные для борьбы с партизанами, состояли на вооружении двух эскадрилий.
One of the surviving CM 170 Magisters originally acquired from France's Armee de l’Air photographed at Marrakech-Menara.
The Fouga Magister, in Armee de l'Air finish, is displayed in the open at Mas Palegry.
Последствия налета индийских "Канберр" на авиабазу Колвези: поврежденная "Фуга". Конго, декабрь 1961г.
Неисправный CM.170 "Мажистер" ВВС Катанги, захваченный войсками ООН на авиабазе Луано (???), август 1961г. (???)
Airfix's 1/72nd-scale model of the Fouga Magister in Patrouille de France colour scheme.
Model of the Fouga C.M.195 - the "swept-Magister" compressibility trainer.
Full-scale model of the B-101 business jet revealing its Fouga ancestry.
Fouga CM.170 Magister