Sud-Est SA.316 / SA.319 Alouette III (HAL Chetak (Индия))
Варианты:
Sud-Est - SA.316 / SA.319 Alouette III - 1959 - Франция
Страна: Франция
Год: 1959
Вертолет

Вертолет общего назначения
Описание:
Aerospatiale (Sud) SA 316/SA 319B Alouette III
HAL Cheetah, Chetak и Lancer
Фотографии:

Цветные фото (49)

Aerospatiale (Sud) SA 316/SA 319B Alouette III

Коммерческий успех вертолета Alouette II побудил руководство фирмы "Sud-Aviation" инициировать создание улучшенной модификации.
  Получивший обозначение Sud SE-3160 прототип вертолета Alouette III имел закрытую кабину увеличенного объема и значительно более сложное приборное оборудование. В кабине теперь могли разместиться летчик и шесть пассажиров с багажом или шесть солдат с полной боевой выкладкой, или двое лежачих и двое сидячих раненых, а также груз в случае демонтажа сидений для пассажиров. На внешней подвеске вертолет был способен перевозить груз массой до 750 кг. Динамические системы использовали от вертолета Alouette II, но диаметр несущего винта несколько увеличили, вместо двухлопастного хвостового винта установили трехлопастный. Силовая установка состояла из одного турбовального двигателя Artouste III мощностью 550 л. с. Шасси - трехопорное, с носовой опорой.
  Прототип получил регистрацию F-ZWVQ, он выполнил первый полет 28 февраля 1959 года. В июне 1960 года новейший вертолет достиг вершины горы Монблан (4810 м над уровнем моря).
  К новинке сразу же проявили интерес французские военные, которым для войны в Алжире требовался скоростной хорошо вооруженный вертолет. Вертолет прошел испытания с различными вариантами боевой нагрузки, включая управляемые по проводам противотанковые ракеты (ПТУР) и установленную на турели пушку. Способный развивать скорость 210 км/ч вертолет Alouette III в полной мере отвечал требованиям военных, но конфликт в Алжире завершился прежде, чем вертолет успели принять на вооружение.
  Первым серийным вариантом стал SA 316A Alouette III, изначально вертолеты данного типа строились только на экспорт. Первые три машины были проданы в 1961 году ВВС Бирмы.
  Затем последовали заказы от ВВС Южной Африки и от ВВС Родезии. Армейская авиация и ВМС Франции закупили всего 11 вертолетов первой серийной модификации. Вертолеты SA 316A были также проданы Перу и Дании (для ВМС).
  В июне 1962 года между фирмами Sud и HAL было заключено соглашение на лицензионное производство вертолетов SA 316A (под наименованием HAL Chetak) в Индии на заводе в городе Бангалор.
  Во Франции вертолетов SA 316A успели построить сравнительно немного, прежде чем появилась новая модификация SA 316B, оснащенная двигателем Turbomeca Artouste IIIB мощностью 570 л. с, усиленным несущим винтом и редуктором хвостового винта. Первый полет вертолет SA 316B выполнил 27 июня 1968 года.
  Соглашение о лицензионном производстве вертолетов SA 316B было подписано с румынской фирмой "ICA-Brasov". В Румынии было построено примерно 230 вертолетов под обозначением ICA-Brasov IAR-316B. В Швейцарии фирма FFA выпустила по лицензии еще примерно 60 вертолетов SA 316B. Лицензионное производство улучшенных вертолетов Alouette III наладили также в Индии на заводе фирмы HAL. Вертолеты SA 316B французской сборки экспортировались в Пакистан, Алжир и Анголу. В 1980-е годы СССР закупил в Индии для оценочных испытаний на кораблях советского ВМФ три вертолета Chetak.
  По опыту эксплуатации вертолетов SA 316B вскоре было принято решение о разработке его двухместного военного варианта, так как по своим характеристикам машина была вполне пригодная для использования в качестве легкого вертолета-штурмовика. Типовой вариант боевой нагрузки - четыре блока неуправляемых авиационных ракет калибра 68 мм или четыре ПТУР AS.11/AS.12, или противолодочное вооружение (две торпеды Mk 44 или Mk 46, чаще использовался вариант в виде подвески одной торпеды и детектора магнитных аномалий).
  За модификацией SA 316B последовала модификация SA 316C Alouette III Astazou с двигателем Astazou XIV располагаемой мощностью 600 л. с. (мощность двигателя 870 л.с). Данный двигатель также обладал меньшим расходом топлива и лучшими характеристиками при высоких температурах атмосферного воздуха. Первые полет вертолет SA 316C выполнил в 1967 году, но его полномасштабное серийное производство началось лишь в 1973 году.
  Морской вариант вертолета Alouette III оптимизирован для базирования на кораблях и судах сравнительно небольшого водоизмещения, даже таких как торпедные и ракетные катера. По желанию заказчика, морские варианты вертолета комплектовались поисковым радиолокатором ORB-31, гиростабилизированным прицелом APX-BEZU и вооружались двумя управляемыми по проводам ПТУР AS. 12.
  С коммерческой точки зрения вертолет Alouette III получился очень удачным. Фирма "Sud Aerospatiale" (с 1970 года "Sud Nord") поставила 1453 вертолета в 74 государства мира, но в вооруженных силах эксплуатировалось только 60 из этих вертолетов.
  Alouette III с неизменным успехом применялись в самых разных природно-климатических условиях, всегда демонстрируя отменную надежность. Вертолет в полной мере соответствовал всем требованиям к легкой транспортной, связной, противопожарной, противолодочной, легкой ударной, патрульной, наблюдательной, учебно-тренировочной винтокрылой машине. В ряде стран Alouette III использовались национальными вертолетными пилотажными группами.
  Дальнейшим радикальным совершенствованием вертолета Alouette III в первой половине 1980-х годов занялись в ЮАР и в Румынии. Фирма "ICA-Brasov" использовала динамические системы вертолета Alouette III собственного производства для постройки дешевого боевого вертолета, известного как IAR-317 Airfox, но дальнейшего развития проект не получил. В ЮАР фирма "Atlas Aircraft Corporation" в обстановке глубокой секретности разработала легкий боевой вертолет XH-1 Alpha. Этот вертолет стал первым шагом к созданию превосходного боевого вертолета Rooivalk, поступившего на вооружение ВВС ЮАР.
  В настоящее время серийное производство вертолетов Alouette III продолжается в Индии фирмой HAL в виде модернизированного варианта Chetan с современным приборным оборудованием кабины, новой системой управления полетом и двигателем ТМ 333 2М2 от вертолета Chetal.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale SA 316B Alouette III

  Тип: вертолет общего назначения
  Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Artouste IIIB располагаемой мощностью 570 л. с. (мощность двигателя 870 л. с.)
  Летные характеристики: (стандартный вариант с максимальной взлетной массой) максимальная скорость на уровне моря 210 км/ч; крейсерская скорость на уровне моря 185 км/ч; скороподъемность на уровне моря 260 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 2880 м; статический потолок без учета влияния земли 1520 м; дальность полета с максимальным запасом топлива на уровне моря 480 км; дальность полета на оптимальной высоте 540 км
  Массы: пустого 1143 кг; максимальная взлетная 2200 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 11.2 м; длина с вращающимися винтами 12,84 м; длина фюзеляжа 10.2 м; высота 3,00 м; площадь ометаемой несущим винтом поверхности 95,38 м2

HAL Cheetah, Chetak и Lancer

Под названиями HAL Cheetah и HAL Chetak компания "Hindustan" строит по лицензии вертолеты Aerospatiale SA 315B Lama и SA 316B Alouette III. В обоих случаях первые машины собирали из сделанных во Франции компонентов. Теперь они полностью строятся в Индии. Выпущено 238 экземпляров Cheetah и 339 вертолетов Chetak.
<...>
France
Французские ракеты. Nord AS.11 стала первой западной ПТУР, установленной на вертолеты. Управление ракетой - по проводам. Комплекс создан в середине 1950-х годов и оставался в производстве до конца 1980-х годов. Выпущено более 179 000. Масса AS.11 - 30 кг, дальность - 3 км. Ракетами вооружались британские вертолеты Westland Scout и французские Alouette III (на фото).
УР класса "воздух-поверхность" AS12 приняли на вооружение в 1960-е годы, сейчас ее используют лишь некоторые эксплуатанты Alouette III. SA.316B способен нести четыре такие ракеты. Ракета может комплектоваться боеголовками трех типов: бронебойной, кумулятивной и осколочной. Боевая часть ракеты срабатывает после пробития брони толщиной до 20 мм. Наиболее удачно УР AS12 использовались с британских вертолетов Wasp, повредивших аргентинскую подводную лодку "Санта Фе". На смену УР AS12 в большинстве стран пришли ПТУР HOT.
Большое количество вертолетов Alouette III эксплуатировалось гражданскими и специализированными службами многих стран, в том числе - горноспасательными.
В настоящее время во Франции Alouette используют только ВМС, но по мере поступления новых NH90 их снимают с вооружения. ВМС Франции эксплуатируют 17 Alouette II и Alouette III, вертолеты использовались с авианосца "Шарль де Голль", выполняли учебные и другие задачи.
Базировавшийся на борту французского судна обеспечения "Марн" вертолет Alouette III выполняет взлет с ВПП американского эсминца, Средиземное море, 2006 год.
Mauritania
На вооружении вертолетной эскадрильи полиции Мавритании состоят три HAL Chetak, ранее принадлежавших ВВС Индии. На фотографии - мавританский Chetak выполнил посадку на эсминец ВМС США "Орли Берк" во время учений по противодействию пиратам.
Argentina
ВМС Аргентины до сих пор эксплуатируют вертолеты Alouette III. Данный SA316B запечатлен в момент посадки на авианосец "Рональд Рейган" в 2004 году.
India
ВМС Индии эксплуатируют построенные фирмой HAL вертолеты Chetak - лицензионный вариант Alouette III. Вертолеты входят в состав 318-й, 321 -й и 561 -й эскадрилий морской авиации.
HAL Chetak - построенная по лицензии версия вертолета общего назначения Aerospatiale Alouette III. В Бангалоре построили по лицензии почти 600 вертолетов Lama и Alouette для всех трех видов ВС Индии.
Alouette IIIs, such as this one on board the Vikrant, have served in the utility and plane-quard roles for some years, but are now being introduced in the anti-submarine role, carrying Mk 44 torpedoes, for service from Leander-class frigates.
Вертолет «Читак» («Алуэтт» III)
Sea Hawk FGA.Mk 6 с подвешенными ракетами из 300-й эскадрильи "White Tiger" ВМС Индии на авианосце "Викрант". Также в кадр попали вертолет Alouette III и несколько противолодочных самолетов Alize. Mk 6 с авианосца "Викрант" принимали участие в индо-пакистанской войне 1971 года.
Pakistan
An Aerospatiale Alouette II at Dhamial.
На вооружение сухопутных сил и ВВС Пакистана поступило порядка 30 вертолетов Alouette III. Машины эксплуатировались с 1967 года как многоцелевые, связные, санитарно-эвакуационные и поисково-спасательные. Alouette III имелись и в ВМС Пакистана, морские машины базировались в Карачи.
Ecuador
ВВС Эквадора эксплуатировали пять SA.316B (на фото) и три поисково-спасательных вертолета Lama, на вооружении сухопутных сил Эквадора состояли два Lama. Армейские Lama регулярно использовались военным институтом географии для картографирования местности.
Netherlands
Koninklijke Luchtmacht (Royal Netherlands Air Force, RNLAF) Aerospatiale SA316B Alouette III A-301 (c/n 1301) received special markings to celebrate its 10,000th flight hour on May 23, 2013. The first to achieve this milestone, the 48-year-old helicopter is one of four of the type still serving with Gilze-Rijen-based 300 Squadron - the others being A-247, A-275 and A-292. A-301 was delivered in August 1965, one of 72 Alouettes joining the Groep Lichte Vliegtuigen (light aircraft group) between 1964 and 1969, while another five equipped the RNLAF's Search and Rescue Flight. The Alouette is expected to be withdrawn in the next few years, although no official retirement date has been announced.
SA316B Alouette III A-301 of 300 Squadron, Dutch Defence Helicopter Command, with A-275 in the background, at its home base of Gilze-Rijen on June 21, 2014, with the ‘50 years’ markings. Of note are the additional markings on the underside of the fuselage and horizontal stabilizers.
As part of the farewell flight, the last two airworthy Alouettes made three flybys at their home base of Gilze-Rijen.
SA316B A-292 lifts off at Gilze-Rijen Air Base for the farewell flight on December 15, 2015. It still carries the 50th anniversary markings applied in 2014.
Joined by A-292 and A-301, SA316B A-275 made its final flight on the day prior to the retirement ceremony.
A-301 emerges from the traditional water curtain created by Gilze-Rijen's fire brigade after the farewell flight.
Based at Deelan (Nrs 299 and 300) and Soesterberg (Nr 298) are the three squadrons forming the Groep Lichte Vliegtuigen, or Light Aircraft Group, maintained by the KLu primarily on behalf of the Army. Two of the squadrons, Nr 298 and Nr 299, are equipped solely with the Alouette III, but Nr 300 Squadron includes Piper L-21s in its inventory, one of these being seen above, accompanied by an Alouette III.
Alouette IIIs of the Groep Lichte Vliegtuigen which is under the direct control of the I Netherlands Army Corps. These now display the standard NATO helicopter camouflage scheme in which they have recently been repainted.
Portugal
The Forca Aerea Portuguesa (FAP, Portuguese Air Force) celebrates 50 years of operating the Aerospatiale Alouette III this year. SE3160 Alouette III 19376 (c/n 1818) has been painted in special colours to commemorate the anniversary. The first of the helicopters was received by the FAP on April 25, 1963, at Base Aerea N° 9 in Luanda, Angola, where they were assigned to Esquadra 94. Currently the nine or so that remain in service are based at Base Aerea N° 11 at Beja with Esquadra 552.
Seia municipal aerodrome served as a forward operating base and hosted a detachment of three Portuguese Alouette IIIs and four Kongelige Danske Flyvevaben AS550 Fennecs.
On November 16, 1993, Esq 552 transferred its Alouette IIIs to Beja after being stationed at Tancos for many years and the squadron is now the sole remaining FAP unit with the type.
Bophutatswana
SA.316B обладал выдающимися характеристиками, что было продемонстрировано в 1960 году, когда Alouette III с семью человеками на борту выполнил посадку и взлетел с Монблана (высота над уровнем моря 4810 м). Через два месяца тот же самый вертолет с двумя членами экипажа и грузом массой 250 кг выполнил взлет и посадку в Гималаях на высоте 6004 м над уровнем моря - ранее такое достижение для вертолета считалось невозможным. Вертолет нес символику государства Бопутатсвана.
Aircraft of the Bophuthatswana Defence Force: Aerospatiale SA 319 Alouette III (T200)
South Africa
Alouette III из состава ВС ЮАР оборудованы большими противопыльными фильтрами коробчатой формы и экранно-выхлопными устройствами для снижения ИК-заметности, что уменьшало вероятность поражения УР с ИК ГСН.
Alouette III поступил но вооружение ВВС ЮАР в 1966 году и использовался в качестве транспортного, учебного и для непосредственной огневой поддержки
Aerospatiale Alouette III вошел в число самых продаваемых легких вертолетов мира - почти 1500 построенных машин эксплуатировалось 190 военными и гражданскими операторами из 92 стран. Еще 400 вертолетов построили по лицензии индийская HAL (под обозначением Chetak) и румынская "ICA-Brasov" (под обозначением IAR 316). На фотографии: Alouette III ВВС ЮАР сопровождает Puma.
Switzerland
Вертолеты Aerospatiale Alouette II/III и Lama очень популярны у горноспасателей. На фотографии: Alouette III с лыжным шасси из поисково-спасательного подразделения ВВС Швейцарии поднимает на лебедке спасаемого, швейцарские Альпы, конец 1990-х годов. Alouette III используется в качестве транспортного, спасательного и армейского вертолета общего назначения.
Austria
Легкий вертолет «Алуэтт» III
Canada
The Aerospatiale Alouette CF-CAW, float-equipped, on a lighthouse helicopter platform.
South Korea
"Алуэтт" III
Albania
ВВС Албании
Rhodesia
Фото родезийских вертолетов SA.316B «Алуэтт-III» и бойцов местной SAS, сделанные во время тренировок и боевых операций 1970-х гг.
Партия вертолетов SA.316B «Алуэтт-III» прибывших из ЮАР в Родезию. Аэродром Нью-Сарум. Начало 1970-х гг.
 
Модернизированный вертолет Alouette III, представленный авиакомпанией "АгроавиаДнепр" и ЧП "Авиа-Стиль"