Sud-Est SA.316 / SA.319 Alouette III (HAL Chetak (Индия))
Варианты:
Sud-Est - SA.316 / SA.319 Alouette III - 1959 - Франция
Страна: Франция
Год: 1959
Вертолет

Вертолет общего назначения
Описание:
Aerospatiale (Sud) SA 316/SA 319B Alouette III
HAL Cheetah, Chetak и Lancer
Фотографии

Aerospatiale (Sud) SA 316/SA 319B Alouette III

Коммерческий успех вертолета Alouette II побудил руководство фирмы "Sud-Aviation" инициировать создание улучшенной модификации.
  Получивший обозначение Sud SE-3160 прототип вертолета Alouette III имел закрытую кабину увеличенного объема и значительно более сложное приборное оборудование. В кабине теперь могли разместиться летчик и шесть пассажиров с багажом или шесть солдат с полной боевой выкладкой, или двое лежачих и двое сидячих раненых, а также груз в случае демонтажа сидений для пассажиров. На внешней подвеске вертолет был способен перевозить груз массой до 750 кг. Динамические системы использовали от вертолета Alouette II, но диаметр несущего винта несколько увеличили, вместо двухлопастного хвостового винта установили трехлопастный. Силовая установка состояла из одного турбовального двигателя Artouste III мощностью 550 л. с. Шасси - трехопорное, с носовой опорой.
  Прототип получил регистрацию F-ZWVQ, он выполнил первый полет 28 февраля 1959 года. В июне 1960 года новейший вертолет достиг вершины горы Монблан (4810 м над уровнем моря).
  К новинке сразу же проявили интерес французские военные, которым для войны в Алжире требовался скоростной хорошо вооруженный вертолет. Вертолет прошел испытания с различными вариантами боевой нагрузки, включая управляемые по проводам противотанковые ракеты (ПТУР) и установленную на турели пушку. Способный развивать скорость 210 км/ч вертолет Alouette III в полной мере отвечал требованиям военных, но конфликт в Алжире завершился прежде, чем вертолет успели принять на вооружение.
  Первым серийным вариантом стал SA 316A Alouette III, изначально вертолеты данного типа строились только на экспорт. Первые три машины были проданы в 1961 году ВВС Бирмы.
  Затем последовали заказы от ВВС Южной Африки и от ВВС Родезии. Армейская авиация и ВМС Франции закупили всего 11 вертолетов первой серийной модификации. Вертолеты SA 316A были также проданы Перу и Дании (для ВМС).
  В июне 1962 года между фирмами Sud и HAL было заключено соглашение на лицензионное производство вертолетов SA 316A (под наименованием HAL Chetak) в Индии на заводе в городе Бангалор.
  Во Франции вертолетов SA 316A успели построить сравнительно немного, прежде чем появилась новая модификация SA 316B, оснащенная двигателем Turbomeca Artouste IIIB мощностью 570 л. с, усиленным несущим винтом и редуктором хвостового винта. Первый полет вертолет SA 316B выполнил 27 июня 1968 года.
  Соглашение о лицензионном производстве вертолетов SA 316B было подписано с румынской фирмой "ICA-Brasov". В Румынии было построено примерно 230 вертолетов под обозначением ICA-Brasov IAR-316B. В Швейцарии фирма FFA выпустила по лицензии еще примерно 60 вертолетов SA 316B. Лицензионное производство улучшенных вертолетов Alouette III наладили также в Индии на заводе фирмы HAL. Вертолеты SA 316B французской сборки экспортировались в Пакистан, Алжир и Анголу. В 1980-е годы СССР закупил в Индии для оценочных испытаний на кораблях советского ВМФ три вертолета Chetak.
  По опыту эксплуатации вертолетов SA 316B вскоре было принято решение о разработке его двухместного военного варианта, так как по своим характеристикам машина была вполне пригодная для использования в качестве легкого вертолета-штурмовика. Типовой вариант боевой нагрузки - четыре блока неуправляемых авиационных ракет калибра 68 мм или четыре ПТУР AS.11/AS.12, или противолодочное вооружение (две торпеды Mk 44 или Mk 46, чаще использовался вариант в виде подвески одной торпеды и детектора магнитных аномалий).
  За модификацией SA 316B последовала модификация SA 316C Alouette III Astazou с двигателем Astazou XIV располагаемой мощностью 600 л. с. (мощность двигателя 870 л.с). Данный двигатель также обладал меньшим расходом топлива и лучшими характеристиками при высоких температурах атмосферного воздуха. Первые полет вертолет SA 316C выполнил в 1967 году, но его полномасштабное серийное производство началось лишь в 1973 году.
  Морской вариант вертолета Alouette III оптимизирован для базирования на кораблях и судах сравнительно небольшого водоизмещения, даже таких как торпедные и ракетные катера. По желанию заказчика, морские варианты вертолета комплектовались поисковым радиолокатором ORB-31, гиростабилизированным прицелом APX-BEZU и вооружались двумя управляемыми по проводам ПТУР AS. 12.
  С коммерческой точки зрения вертолет Alouette III получился очень удачным. Фирма "Sud Aerospatiale" (с 1970 года "Sud Nord") поставила 1453 вертолета в 74 государства мира, но в вооруженных силах эксплуатировалось только 60 из этих вертолетов.
  Alouette III с неизменным успехом применялись в самых разных природно-климатических условиях, всегда демонстрируя отменную надежность. Вертолет в полной мере соответствовал всем требованиям к легкой транспортной, связной, противопожарной, противолодочной, легкой ударной, патрульной, наблюдательной, учебно-тренировочной винтокрылой машине. В ряде стран Alouette III использовались национальными вертолетными пилотажными группами.
  Дальнейшим радикальным совершенствованием вертолета Alouette III в первой половине 1980-х годов занялись в ЮАР и в Румынии. Фирма "ICA-Brasov" использовала динамические системы вертолета Alouette III собственного производства для постройки дешевого боевого вертолета, известного как IAR-317 Airfox, но дальнейшего развития проект не получил. В ЮАР фирма "Atlas Aircraft Corporation" в обстановке глубокой секретности разработала легкий боевой вертолет XH-1 Alpha. Этот вертолет стал первым шагом к созданию превосходного боевого вертолета Rooivalk, поступившего на вооружение ВВС ЮАР.
  В настоящее время серийное производство вертолетов Alouette III продолжается в Индии фирмой HAL в виде модернизированного варианта Chetan с современным приборным оборудованием кабины, новой системой управления полетом и двигателем ТМ 333 2М2 от вертолета Chetal.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale SA 316B Alouette III

  Тип: вертолет общего назначения
  Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Artouste IIIB располагаемой мощностью 570 л. с. (мощность двигателя 870 л. с.)
  Летные характеристики: (стандартный вариант с максимальной взлетной массой) максимальная скорость на уровне моря 210 км/ч; крейсерская скорость на уровне моря 185 км/ч; скороподъемность на уровне моря 260 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 2880 м; статический потолок без учета влияния земли 1520 м; дальность полета с максимальным запасом топлива на уровне моря 480 км; дальность полета на оптимальной высоте 540 км
  Массы: пустого 1143 кг; максимальная взлетная 2200 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 11.2 м; длина с вращающимися винтами 12,84 м; длина фюзеляжа 10.2 м; высота 3,00 м; площадь ометаемой несущим винтом поверхности 95,38 м2

HAL Cheetah, Chetak и Lancer

Под названиями HAL Cheetah и HAL Chetak компания "Hindustan" строит по лицензии вертолеты Aerospatiale SA 315B Lama и SA 316B Alouette III. В обоих случаях первые машины собирали из сделанных во Франции компонентов. Теперь они полностью строятся в Индии. Выпущено 238 экземпляров Cheetah и 339 вертолетов Chetak.
<...>
Alouette IIIs of the Forca Aerea Portuguesa are operated by Esq 551 (Grupo 61) and Esq 552 (Grupo 31), at Montijo and Tancos respectively.
Aerospatiale SA 316 Alouette III in Portugese Guinea, 1971.
Легкий многоцелевой вертолет SA-316 Alouette III ВВС Анголы. Опознавательный знак более позднего периода
ВВС ЮАР в кампании 1975-76 гг. активно использовали вертолеты SA-316 Alouette III и SA-330 Puma
Alouette IIIs have served in the SAAF since 1962 and currently fly with Nos 16 and 17 Squadrons, and with No 87 Advanced Flying School.
Южная Африка. ЮАР обладали самыми мощными ВВС на юге Африки. Вертолеты играли в ВВС ЮАР ключевую роль и особенно ярко проявили себя во время войны в Намибии. ВВС ЮАР закупили более 100 Alouette III, им на смену пришли AW109, BK117 и более крупный Oryx, разработанный на основе SA.330 Puma.
Авиационный корпус армии Ирландии первые 8 вертолетов Alouette III получил в 1963 году. Все они эксплуатируются и сегодня, за исключением одного, который получил серьезные повреждения в летном происшествии, случившемся в 1995 году.
The Royal Malaysian Air Force uses some three dozen Alouette IIIs for light transport, communications and training duties.
Королевские ВВС Малайзии. Большинство поставленных ВВС Малайзии Alouette III эксплуатируется и сегодня. В 2012 году ВВС располагали 21 вертолетом данного типа. Машины стоят на вооружении нескольких подразделений, которые дислоцированы в Баттеруорт, Лабуан, Кучинг и Куала-Лумпур, а также тренировочной эскадрильи из Килуанг.
Five Aerospatiale SA 316B Alouette IIIs are among the helicopters used by the Tunisian Air Force in the liaison and training roles.
ВВС Туниса. Вертолетная составляющая ВВС Туниса довольно велика. Вертолетный парк включает восемь Alouette II и Alouette III, наряду с 22-мя Agusta-Bell AB205, 15-ю Sikorsky S-61, восьмью Bell UH-1H/N и шестью Eurocopter Ecureuil.
The Royal Jordanian Air Force has a special communications kit in its six Alouette IIIs.
Королевские ВВС Иордании. Изображен один из 15 Alouette III, дислоцированных в Аммане. Силы безопасности Иордании использовали эти вертолеты с 1970-х до конца 1990-х годов. В 2004 году для замены Alouette III были закуплены EC635.
Вооруженные силы Индии. Alouette III выпускался по лицензии компанией "Hindustan Aeronautics" (HAL) под наименованием Chetak. В ВВС эти машины использовались как легкие транспортные вертолеты. ВМС Индии приобрели десять Chetak, часть из которых эксплуатировалась в береговой охране. В перспективе Chetak планируется заменить вертолетом индийской конструкции Dhruv.
Французские ракеты. Nord AS.11 стала первой западной ПТУР, установленной на вертолеты. Управление ракетой - по проводам. Комплекс создан в середине 1950-х годов и оставался в производстве до конца 1980-х годов. Выпущено более 179 000. Масса AS.11 - 30 кг, дальность - 3 км. Ракетами вооружались британские вертолеты Westland Scout и французские Alouette III (на фото).
УР класса "воздух-поверхность" AS12 приняли на вооружение в 1960-е годы, сейчас ее используют лишь некоторые эксплуатанты Alouette III. SA.316B способен нести четыре такие ракеты. Ракета может комплектоваться боеголовками трех типов: бронебойной, кумулятивной и осколочной. Боевая часть ракеты срабатывает после пробития брони толщиной до 20 мм. Наиболее удачно УР AS12 использовались с британских вертолетов Wasp, повредивших аргентинскую подводную лодку "Санта Фе". На смену УР AS12 в большинстве стран пришли ПТУР HOT.
Большое количество вертолетов Alouette III эксплуатировалось гражданскими и специализированными службами многих стран, в том числе - горноспасательными.
В настоящее время во Франции Alouette используют только ВМС, но по мере поступления новых NH90 их снимают с вооружения. ВМС Франции эксплуатируют 17 Alouette II и Alouette III, вертолеты использовались с авианосца "Шарль де Голль", выполняли учебные и другие задачи.
Базировавшийся на борту французского судна обеспечения "Марн" вертолет Alouette III выполняет взлет с ВПП американского эсминца, Средиземное море, 2006 год.
На вооружении вертолетной эскадрильи полиции Мавритании состоят три HAL Chetak, ранее принадлежавших ВВС Индии. На фотографии - мавританский Chetak выполнил посадку на эсминец ВМС США "Орли Берк" во время учений по противодействию пиратам.
ВМС Аргентины до сих пор эксплуатируют вертолеты Alouette III. Данный SA316B запечатлен в момент посадки на авианосец "Рональд Рейган" в 2004 году.
ВМС Индии эксплуатируют построенные фирмой HAL вертолеты Chetak - лицензионный вариант Alouette III. Вертолеты входят в состав 318-й, 321 -й и 561 -й эскадрилий морской авиации.
HAL Chetak - построенная по лицензии версия вертолета общего назначения Aerospatiale Alouette III. В Бангалоре построили по лицензии почти 600 вертолетов Lama и Alouette для всех трех видов ВС Индии.
Alouette IIIs, such as this one on board the Vikrant, have served in the utility and plane-quard roles for some years, but are now being introduced in the anti-submarine role, carrying Mk 44 torpedoes, for service from Leander-class frigates.
Вертолет «Читак» («Алуэтт» III)
Sea Hawk FGA.Mk 6 с подвешенными ракетами из 300-й эскадрильи "White Tiger" ВМС Индии на авианосце "Викрант". Также в кадр попали вертолет Alouette III и несколько противолодочных самолетов Alize. Mk 6 с авианосца "Викрант" принимали участие в индо-пакистанской войне 1971 года.
An Aerospatiale Alouette II at Dhamial.
На вооружение сухопутных сил и ВВС Пакистана поступило порядка 30 вертолетов Alouette III. Машины эксплуатировались с 1967 года как многоцелевые, связные, санитарно-эвакуационные и поисково-спасательные. Alouette III имелись и в ВМС Пакистана, морские машины базировались в Карачи.
ВВС Эквадора эксплуатировали пять SA.316B (на фото) и три поисково-спасательных вертолета Lama, на вооружении сухопутных сил Эквадора состояли два Lama. Армейские Lama регулярно использовались военным институтом географии для картографирования местности.
Koninklijke Luchtmacht (Royal Netherlands Air Force, RNLAF) Aerospatiale SA316B Alouette III A-301 (c/n 1301) received special markings to celebrate its 10,000th flight hour on May 23, 2013. The first to achieve this milestone, the 48-year-old helicopter is one of four of the type still serving with Gilze-Rijen-based 300 Squadron - the others being A-247, A-275 and A-292. A-301 was delivered in August 1965, one of 72 Alouettes joining the Groep Lichte Vliegtuigen (light aircraft group) between 1964 and 1969, while another five equipped the RNLAF's Search and Rescue Flight. The Alouette is expected to be withdrawn in the next few years, although no official retirement date has been announced.
SA316B Alouette III A-301 of 300 Squadron, Dutch Defence Helicopter Command, with A-275 in the background, at its home base of Gilze-Rijen on June 21, 2014, with the ‘50 years’ markings. Of note are the additional markings on the underside of the fuselage and horizontal stabilizers.
Based at Deelan (Nrs 299 and 300) and Soesterberg (Nr 298) are the three squadrons forming the Groep Lichte Vliegtuigen, or Light Aircraft Group, maintained by the KLu primarily on behalf of the Army. Two of the squadrons, Nr 298 and Nr 299, are equipped solely with the Alouette III, but Nr 300 Squadron includes Piper L-21s in its inventory, one of these being seen above, accompanied by an Alouette III.
Alouette IIIs of the Groep Lichte Vliegtuigen which is under the direct control of the I Netherlands Army Corps. These now display the standard NATO helicopter camouflage scheme in which they have recently been repainted.
The Forca Aerea Portuguesa (FAP, Portuguese Air Force) celebrates 50 years of operating the Aerospatiale Alouette III this year. SE3160 Alouette III 19376 (c/n 1818) has been painted in special colours to commemorate the anniversary. The first of the helicopters was received by the FAP on April 25, 1963, at Base Aerea N° 9 in Luanda, Angola, where they were assigned to Esquadra 94. Currently the nine or so that remain in service are based at Base Aerea N° 11 at Beja with Esquadra 552.
SA.316B обладал выдающимися характеристиками, что было продемонстрировано в 1960 году, когда Alouette III с семью человеками на борту выполнил посадку и взлетел с Монблана (высота над уровнем моря 4810 м). Через два месяца тот же самый вертолет с двумя членами экипажа и грузом массой 250 кг выполнил взлет и посадку в Гималаях на высоте 6004 м над уровнем моря - ранее такое достижение для вертолета считалось невозможным. Вертолет нес символику государства Бопутатсвана.
Aircraft of the Bophuthatswana Defence Force: Aerospatiale SA 319 Alouette III (T200)
Alouette III из состава ВС ЮАР оборудованы большими противопыльными фильтрами коробчатой формы и экранно-выхлопными устройствами для снижения ИК-заметности, что уменьшало вероятность поражения УР с ИК ГСН.
Alouette III поступил но вооружение ВВС ЮАР в 1966 году и использовался в качестве транспортного, учебного и для непосредственной огневой поддержки
Aerospatiale Alouette III вошел в число самых продаваемых легких вертолетов мира - почти 1500 построенных машин эксплуатировалось 190 военными и гражданскими операторами из 92 стран. Еще 400 вертолетов построили по лицензии индийская HAL (под обозначением Chetak) и румынская "ICA-Brasov" (под обозначением IAR 316). На фотографии: Alouette III ВВС ЮАР сопровождает Puma.
Вертолеты Aerospatiale Alouette II/III и Lama очень популярны у горноспасателей. На фотографии: Alouette III с лыжным шасси из поисково-спасательного подразделения ВВС Швейцарии поднимает на лебедке спасаемого, швейцарские Альпы, конец 1990-х годов. Alouette III используется в качестве транспортного, спасательного и армейского вертолета общего назначения.
The Aerospatiale Alouette CF-CAW, float-equipped, on a lighthouse helicopter platform.
"Алуэтт" III
ВВС Албании
Модернизированный вертолет Alouette III, представленный авиакомпанией "АгроавиаДнепр" и ЧП "Авиа-Стиль"
Sud-Aviation SE 3160 Alouette III (550 shp Turbomeca Artouste IIIB shaft-turbine)
"Алуэтт" III
Numerically the most important helicopter in the SAAF today is the Alouette III, about 70 of which have been delivered.
Sud Alouette III for the French Police
Aerospatiale SA 319B Alouette III Astazou equipped for mountain operations with the French Gendarmerie
Swiss-built SA 316S Alouette III, fitted with skis developed by F+W
Aerospatiale SA 319B Alouette III Astazou (600 shp Turbomeca Astazou XIV turboshaft engine)
The Sud SA.3164, an armed version of the Alouette III with 20-mm. cannon
Sent in by Stephen P. Peltz, this photo shows a Sud Alouette III (No. 1042) of the French Army with distinctive aerials on the nose
Aerospatiale SA.316B Alouette III CR-LOK, c/n. 2215
An Aerospatiale Alouette III on the airstrip at Tite, south of Bissau, with Daimler armoured car guard.
A casualty receives preliminary treatment after being brought in from the jungle by Alouette III.
Вертолеты Alouette III португальских ВВС активно применялись в ходе гражданской войны в Мозамбике в 1962-1975 годах. На снимке: два вертолетчика готовятся к вылету в район Кабо Дельгадо для эвакуации раненого.
The No 503 Workshop of the Army Aviation, at Dhamiat, has established a final assembly line for Aerospatiale Alouette III helicopters, using kits of parts supplied from France. A new Alouette is shown nearing completion.
Aerospatiale Alouette III helicopter built in Pakistan
One of the SA 316B Alouette III helicopters supplied to the Libyan Army. Some Libyan Alouette IIIs are fitted with periscopic sights and have launch rails for anti-armour missiles.
Среди вертолетов, которые применяли аргентинцы в конфликте, были Alouette III
Кубинцы в Анголе использовали несколько вертолетов Alouette-III, оставленных португальцами. Один из них удалось оснастить противотанковым комплексом "Малютка"
Первое знакомство с вертолетом
В операции "Новые туфельки" вертолет "Алуэт-III" использовался в качестве поисково-спасательного
ICA-Brasov-built Aerospatiale SA 316B Alouette III helicopter
На родезийских вертолетах Alouette III, называемых "G-Car", обычно имелись установленные в дверях 12,7-мм пулеметы. Этот вертолет снят при корректировке огня минометчиков по позициям ZIPRA в Западном Булавайо в феврале 1981 года.
Launching a Hot missile from an Alouette III helicopter
The Alouette III also equips the Soesterberg-based Search-and-Rescue Flight and is equipped with inflatable pontoons for its ASR role. One of this Flight's Alouettes is seen here with the pontoons in process of inflation.
Aerospatiale Alouette III M-030 is one of eight operated by the R. Danish Navy but maintained by Esk722
One of the Coast Guard's two Aerospatiale Alouette IIIs, with underslung load, operating in Resolute Bay, NWT, in the late ’sixties. Ice conditions allow ships to operate as far north as this point for only a few months each year. The CCGS "C D Howe" is seen in the left background with the CCGS "D’Iberville" to the right.
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
Вертолеты A-109K и "Алуэтт III".
SA.316B Alouette III играл важную роль в боевых действиях между старой, расистской, ЮАР и ее противниками, имевших место в период с конца 1960-х по 1990-е годы. На вооружении 16-й, 17-й и 31-й эскадрилий ВВС ЮАР состояло 60 вертолетов SA.316B в транспортном, противопартизанском, связном и поисково-спасательном вариантах. Главным противником ЮАР являлась Ангола, позволявшая организации SWAPO (South-West Africa People’s Organisation) и ее военному крылу PLAN (People’s Liberation Army of Namibia) размещать базы на своей территории. ВВС ЮАР наносили по этим базам удары. В одной из операций в 1976 году восемь вертолетов Alouette III разрушили важнейшую систему ирригации местного сельского хозяйства. Alouette III регулярно перевозили по всему региону военизированные (паравоенные) формирования, поддерживали огнем южноафриканские сухопутные войска. Вертолеты Alouette также использовались Анголой.
SA.316B Alouette III
Aerospatiale (Sud) SA 319B Alouette III