BAe Sea Harrier
Варианты:
BAe - Sea Harrier - 1978 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1978


Одноместный палубный истребитель КВВП, разведчик и ударный самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (41)
British Aerospace Sea Harrier

  British Aerospace Sea Harrier разработан на базе самолета тактической поддержки и разведки Harrier, первого в мире и единственного в то время серийного самолета КВВП. Sea Harrier удачно заполнил брешь, оставшуюся после списания машин McDonnell Douglas Phantom и списания в 1979 году авианосца "Арк Ройял". Появление Sea Harrier совпало с вводом в строй нового поколения 20000-тонных легких вертолетоносцев ПЛО. Sea Harrier являлся единственным морским ударным самолетом, способным на них базироваться. Для получения разрешения на корабельное базирование авианосец "Инвинсибл" условно отнесли к классу "авианесущий крейсер". Sea Harrier стал одним из самых важных типов самолетов, когда-либо находившихся в авиации ВМФ. В войне 1982 года за Фолклендские острова он проявил себя с наилучшей стороны.
  Прототип самолета Harrier (Р.1127) сел на авианосец "Арк Ройял" еще 8 февраля 1963 года. Фирма обещала поставить флотский Harrier с минимальными доработками, но ВМФ сначала не очень интересовался данной программой. Интерес возрос только после серии успешных испытаний Harrier на морских платформах, когда на флоте поняли, что заказать другие самолеты с крылом неизменяемой стреловидности не удастся. В итоге в мае 1975 года сначала заказали 24 одноместных самолета Sea Harrier FRS.Mk 1 и один двухместный учебный Harrier T.Mk4A. В мае 1978-го заказали еще 10 машин Sea Harrier FRS.Mk 1. Индекс означал, что Sea Harrier мог применяться в качестве морского истребителя ПВО, разведчика и ударного штурмовика. 31 марта 1980 года опытную часть (эскадрилья №700A) переименовали в штабную эскадрилью № 899. В тот же день на авианосце "Инвинсибл" сформировали эскадрилью №800.
  Главное отличие Sea Harrier FRS.Mk 1 от Harrier GR.Mk 3 - носовая часть фюзеляжа с заостренным обтекателем импульсно-модулированной РЛС Ferranti Blue Fox и отсек с ее БРЭО. Для улучшения обзора кабину пилота приподняли на 0,25 м, а фонарь переделали. Установили улучшенный турбовентиляторный двигатель Pegasus Mk 104. На усиленных подкрыльевых узлах подвески самолет мог нести множество разнообразного вооружения, включая облегченную версию ядерного боеприпаса WE177. Добавили автопилот для улучшенной системы СУО и новый коллиматорный индикатор. Из всех частей планера удалили магний, подверженный коррозии от соленой воды.
  Эскадрилья №800 базируется на борту авианосца "Гермес" с июня 1981 года. Вскоре к ней присоединилась эскадрилья №801 с машинами Sea Harrier. Впоследствии обе эскадрильи вошли в строй английской эскадры, воевавшей на Фолклендах. Самолеты Sea Harrier служили безупречно. В операции "Corporate", как британцы назвали войну на Фолклендах, машинам обеих эскадрилий (и спешно переформированной 809-й эскадрильи) на борту авианосцев "Гермес" и "Инвинсибл" были созданы все условия. Самой ценной стала поставка из США ракет малой дальности класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder. Пилоты Sea Harrier сбили 22 аргентинских ЛА, потеряв всего шесть своих самолетов, причем все не по боевым причинам. После операции в Южной Атлантике для возмещения потерь заказали 14 Sea Harrier FRS.Mk 1. В 1984 году заказали еще девять одноместных машин и три двухместных учебных Harrier T.Mk 4 (N). Всего флот получил 57 одноместных самолетов и четыре учебных.
  В боевых действиях проявились и недостатки Sea Harrier. Для их исправления пришлось сделать подвеску для четырех ракет AIM-9L, установить улучшенную РЛС и систему оповещения об излучении, усилить узлы подвески крыла для установки ПТБ большей емкости. В то время считалось, что с развитием программы постройки советских авианосцев силам НАТО могут потребоваться носители более мощных ракет "воздух-воздух" для борьбы с низколетящими бомбардировщиками. Для самолетов Sea Harrier в этом варианте потребовалась ракета типа "выстрелил и забыл". Эти изменения совпали с модернизацией Sea Harrier в середине срока их службы. Большую часть этих улучшений реализовали в новом самолете Sea Harrier FRS.Mk 2.
  В конце 1978 года индийский ВМФ стал вторым после английского, получившим машины Sea Harrier. Индусы поначалу заказали 48 одноместных самолетов Sea Harrier FRS.Mk 51 и двухместных Harrier T.Mk 60. Их оборудование соответствовало британским стандартам, но вместо ракет Sidewinder поставили ракеты MATRA Magic. В итоге ВМФ Индии приобрел 23 одноместных самолета и шесть учебных машин.
  Корпорация BAe значительно переделала планер самолета Sea Harrier. Он стал более мощным перехватчиком, сохранив возможности ведения разведки и нанесения ударов. В январе 1985 года компания получила контракт на переделку двух машин Sea Harrier FRS.Mk 1 в стандарт Sea Harrier FRS.Mk 2. В мае 1994 года проект обозначили Sea Harrier F/A. Mk 2, в 1995 году - FA.Mk 2. В 1984 году Министерство обороны планировало заключить контракт с фирмами BAe и "Ferranti" на модификацию всего парка отслуживших половину срока Sea Harrier. В 1985 году эти планы изменили, решив обновить около 30 планеров с установкой РЛС Blue Vixen, улучшенной системой оповещения об электромагнитном облучении, информационно-управляющей системой JTIDS и оборудованием для применения ракет AIM-120 AMRAAM. BAe также предложила установить на законцовки крыла направляющие для ракет Sidewinder. Эти новинки и некоторые улучшения аэродинамики, в конечном счете, убрали из проекта, но крутку передней кромки крыла и аэродинамический гребень оставили.
  Первый из двух переделанных прототипов взлетел 19 сентября 1988 года. Несмотря на ввод дополнительного отсека БРЭО и измененного носового обтекателя РЛС BlueVixen, Sea Harrier FA.Mk 2 стал почти на 0,61 м короче из-за снятия длинного приемника воздушного давления. На каждый из наружных пилонов можно подвешивать пару сбрасываемых баков емкостью 864 л и ракеты AIM-120 AMRAAM (или противорадиолокационные ракеты BAe ALARM). Из-за новых законцовок крыла его размах возрос до 9,04 м. В кабину Sea Harrier FA.Mk 2 установили новые многофункциональные дисплеи, а систему управления организовали по принципу HOTAS для снижения рабочей нагрузки на пилота. На самолет поставили турбовентиляторный двигатель Pegasus Mk 106, морскую версию двигателя Mk 105 самолета AV-8B без применения магния в его конструкции.
  7 декабря 1988 года заключили контракт на переделку 31 самолета Sea Harrier FRS.Mk 1 в стандарт Mk 2. 6 марта 1990 года Министерство обороны собиралось заказать до 10 заново построенных самолетов Sea Harrier FRS.Mk 2. К тому времени парк Sea Harrier в английском ВМФ уменьшился до 39 самолетов. В январе 1994 года флот заказал 18 самолетов Sea Harrier FRS.Mk 2 и модернизацию еще восьми машин Sea Harrier FRS.Mk 1. Всего должно было появиться 57 Sea Harrier FA.Mk 2.
  Для улучшения переподготовки пилотов создали новый двухместный учебный Harrier T.Mk 8. Четыре таких самолета добавились к уцелевшим с 1996 года трем учебным машинам Harrier T.Mk 4N. Harrier T.Mk 8 является переделанной версией Harrier T.Mk 4N с дублированием всех систем Sea Harrier FA.Mk 2, кроме РЛС.
  Впоследствии Sea Harrier FA.Mk 2 с некоторыми отличиями использовали над Балканами. С развитием в Британии концепции "Joint Force Harrier" на авианосцах эти самолеты заменят на машины Harrier II смешанных частей морской авиации и ВВС. Самолеты FA.Mk 2 списали в марте 2006 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  British Aerospace Sea Harrier FRS.Mk 1

  Тип: одноместный палубный истребитель КВВП, разведчик и ударный самолет
  Силовая установка: турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Pegasus Mk 104 с управляемым вектором тяги мощностью 96кН
  Летные характеристики: максимальная скорость выше 1185 км/ч на малой высоте; крейсерская скорость выше 850 км/ч на большой высоте; начальная скороподъемность около 15 240 м/мин; практический потолок 15 545 м; радиус действия 750 км при полете на перехват по профилю "большая-большая-большая высота" либо 463 км при полете в ударной версии по профилю "большая -малая-большая высота"
  Масса: пустого самолета 6374 кг; максимальная взлетная 11884 кг
  Размеры: размах крыла 7,70 м с обычными законцовками крыла или 9,04 м с несущими законцовками крыла; длина 14,50 м; высота 3,71 м; площадь крыла 18.68 м1
  Вооружение: максимум до 3629 кг, обычно 2268 кг для укороченного или вертикального взлета, соответственно
Mk 1
20 августа 1978г.: первый полет под управлением летчика-испытателя Джона Фарли на заводском аэродроме в Дансфолде выполнил первый СВВП British Aerospace Sea Harrier FRS. Mk 1 (XZ450). Снимок самолета сделан позже, во время проведения испытаний на авианесущем крейсере.
Испытанная на берегу в 1977 году взлетная рампа с наклоном 12° придает самолетам Sea Harrier вертикальное ускорение. Эта рампа дает возможность самолетам нести дополнительную нагрузку массой 1134 кг на взлете либо укорачивает разбег при взлете со средней нагрузкой. Испытания самолетов Harrier на взлет с трамплина проводились на базе Королевских ВМС Йовилтон.
Под командованием Уорда летчики 801-й эскадрильи противостояли всей воздушной мощи Аргентины и добились победы над превосходящими силами противника.
С залитой дождем палубы авианосца "Гермес" в клубах воды и пара взлетает FRS.Mk 1. Установленный на корабле под углом 6,5° трамплин позволял Sea Harrier взлетать с полными заправкой и боевой нагрузкой.
В фолклендскую войну британские Sea Harrier неожиданно для многих нанесли поражение аргентинским истребителям, которым в теории уступали по всем параметрам. Присутствие носителей СВВП вблизи Фолклендов позволило использовать авиацию с очень большой интенсивностью.
В боевых действиях у Фолклендских островов британцы потеряли четыре из 10 самолетов Harrier GR.Mk 3. Их доработка включала возможность применения ракет AIM-9 и автоматов выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек Tracor AN/ALE-40.
Уорд сыграл важную роль воеводе в строй Sea Harrier. Его глубокие знания техники и уникальные возможности самолета позволили во время фолклендской войны превратить его в устрашающую боевую машину.
Даже в варианте FRS.Mk 1 самолет Sea Harrier настолько резко увеличил возможности ВМС, что с предыдущими машинами их даже не стоит сопоставлять. Но дальнейший анализ потенциала ПВО в возможных операциях показывал, что этот вариант Sea Harrier начал устаревать.
Противокорабельная ракета Sea Eagle стала важным оружием машин Sea Harrier. На фотографии эти ракеты подвешены на подкрыльевых пилонах одного из предсерийных самолетов в ходе наземных испытаний по взлету с рампы.
FRS.Mk 1 с эмблемой в виде трезубца со скрещенными мечами принадлежал 800-й эскадрилье морской авиации. Самолет целиком окрашен в темно-серый цвет по стандарту, принятому во время фолклендской войны.
Sea Harrier FRS Mk 1 in the markings, and current dark sea grey finish, of NAS 899, the shore-based HQ Squadron for the Royal Navy's Sea Harrier force. Note the twin Sidewinder installation on aircraft “715"
18 июня 1979г.: первый морской истребитель BAe Sea Harrier поставлен авиации ВМФ Великобритании в Йеовилтоне. Первой ими оснастили эскадрилью №700A, позднее ставшую эскадрильей №899.
Самолет с кодом XZ451 - второй серийный Sea Harrier. До него были выпущены три опытных машины. При полете без контейнеров с 30-мм пушками ADEN устанавливались подфюзеляжные гребни для сохранения аэродинамических качеств, в том числе - для рециркуляции воздуха во время вертикального взлета.
Sea Harrier FRS Mk 1 in the markings, and current dark sea grey finish, of NAS 899, the shore-based HQ Squadron for the Royal Navy's Sea Harrier force. Note the twin Sidewinder installation on aircraft “715" while aircraft "711" has single practice rounds, without stabilising fins.
После успеха оснащенных УР AIM-9L Sidewinder самолетов Sea Harrier в войне на Фолклендских островах все самолеты британского ВМФ оборудовали спаренными ПУ, удвоив количество ракет класса "воздух-воздух". Изображенные на фотографии машины несут эмблемы эскадрильи № 899, сформированной в Йеовилтоне в апреле 1980 года на базе эскадрильи № 700A. Пилот этой эскадрильи одержал первую воздушную победу в Фолклендской войне, сбив аргентинский истребитель Mirage III.
Sea Harrier FRS.1s XZ451 (nearest) and ZA176 both participated in Operation Corporate, the former using its AIM-9L Sidewinders, which it is seen carrying here, to shoot down several Argentinian aircraft, including a Canberra on May 1, 1982, and a Hercules on June 1.
Sea Harrier FRS Mk 1s in the markings of three of the FAA squadrons that have flown the type - from front to rear, NAS 800, 801 and 899.
Три самолета Hunter T.Mk 8 были переделаны в учебно-боевые T.Mk 8M, предназначенные для ознакомления морских летчиков с РЛС истребителей Sea Harrier FRS.Mk 1. На снимке - одна из этих машин, поступившая в 899-ю учебную эскадрилью, сфотографирована в совместном полете с Sea Harrier и Harrier T.Mk 4N из той же эскадрильи.
F/A-18F из 22-й ишаэ (головной) и F/A-18E из 27-й ишаэ следуют над водами Бенгальского залива в совместном строю с Sea Harrier (ВМС Индии) и Jaguar (ВВС Индии). Самолеты принимают участие в учении "Malabar" (2007 год).
Британские Sea Harrier унаследовали свои окраски и эмблемы от ранее состоявших на вооружении истребителей-бомбардировщиков Phantom. Ярко-красные стрелы на килях и блестящие белые нижние части фюзеляжей на самолетах 800-й эскадрильи были закрашены серой краской для маскировки во время войны на Фолклендских островах.
Самолеты Sea Harrier ВМФ Индии служат в эскадрилье №300 "White Tigers". В декабре 1983 года первый такой самолет был отправлен в Индию для службы на авианосце "Викрант". В августе 1987 года самолеты Sea Harrier перевели на авианосец "Вираат". Ранее этот корабль назывался "Гермес", служил в Великобритании и воевал на Фолклендах.
The first overseas nation to buy the Sea Harrier, following its introduction by the Royal Navy, was India. Four of the first six Sea Harrier FRS Mk 51s are shown in this illustration; a contract for a further quantity is imminent.
Sea Harrier поступил на вооружение на четыре года позже его советского эквивалента Як-38, но срок службы британской машины оказался намного длиннее. Як-38 уже давно канул в небытие, a Sea Harrier индийской версии "Shar" все еще летают в их ВМФ.
Эти оснащенные съемными штангами для дозаправки в воздухе самолеты FRS.Mk 1 окрашены в светло-серый цвет, применявшийся только в 809-й эскадрилье, которую создали для поддержки 800-й и 801-й эскадрилий на Фолклендских островах и расформировали в декабре 1982 года. Самолеты 809-й эскадрильи прибыли в Южную Атлантику на палубе контейнеровоза "Атлантик Конвейер", позже уничтоженного аргентинской ПКР Exocet.
Sea Harriers aboard the USS Eisenhower
One of the plans proposed during the Falklands conflict was the use of the American aircraft carrier USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) for British aircraft operations should the need arise. British Aerospace Sea Harriers would ultimately see operations from the carrier, these No 800 Naval Air Squadron FRS.1s being seen aboard the Eisenhower during an exercise in October 1984.
Mk 2
Самолет Sea Harrier FA.Mk 2 с удачной РЛС Blue Vixen и ракетами AMRAAM стал намного более мощным перехватчиком, чем его ранняя версия FRS.Mk 1.
Sea Harrier FA.Mk 2 на любом из четырех подкрыльевых и двух подфюзеляжных узлов подвески мог нести УР AIM-120 AMRAAM класса "воздух-воздух". Как видно на фотографии, одновременно самолет мог взять до четырех таких ракет. Альтернативой подфюзеляжным ракетам AMRAAM были контейнеры с 30-мм пушками ADEN.
19 сентября 1988г.: Хайнц Фрик выполнил первый полет на первом прототипе (ZA195, фото) Sea Harrier FRS.Mk 2 в Дансфолде.
29-30 августа 1994 года ударные самолеты НАТО группы "Alpha Sarajevo" атаковали сербские бункеры, склады боеприпасов, артиллерию, зенитную артиллерию и объекты ЗРК. Для этого потребовалось провести дополнительные разведывательные полеты британских самолетов Sea Harrier FA.Mk 2 совместно с голландскими F-16, американскими F-14 и французскими Mirage F1CR.
Последний Sea Harrier FA.Mk 2 ушел в отставку в марте 2006 года - церемония была проведена на авиабазе Йовилтон. В шоу участвовали самолеты 800-й эскадрильи морской авиации, последнего эксплуатанта данной машины.
29 августа 1994 года в боевых действиях начали участвовать FA.Mk 2 эскадрильи № 899 с авианосца "Инвинсибл". 8 сентября они впервые попали под обстрел, когда у Бихача в северо-западной Боснии по двум машинам сербы выпустили УР "поверхность-воздух". Применение самолетов Sea Harrier FA.Mk 2 в операции "Deny Flight"/"Deliberate Force" дало английским летчикам ценный опыт полетов на новых машинах. Эскадрильи и авианосцы в Адриатике менялись каждые полгода.
На посадку заходит Sea Harrier FA.Mk 2, на нем можно видеть УР Sidewinder, ПТБ и пушечные контейнеры. Во время перегоночных перелетов на самолете часто использовалась видимая здесь заправочная штанга - для заправки от воздушных танкеров ВВС.
Сочетание одной из лучших РЛС своего времени и ракет AMRAAM сделало Sea Harrier FA.Mk 2 мощным истребителем. Вариант FA.Mk 2 стал гораздо эффективнее версии FRS.Mk 1.
В августе 1994 года четыре Sea Harrier FA.Mk 2 из 899-й эскадрильи прибыли в Адриатику и присоединились к самолетам FRS.Mk 1800-й эскадрильи. В январе 1995 года 801-я эскадрилья вывела свои машины из Боснии на авианосец "Арк Ройал", став первой эскадрильей FA.Mk 2 морского базирования.
Обычно на авианосце типа "Инвинсибл" действует авиагруппа в составе шести самолетов Sea Harrier FA.Mk 2, семи вертолетов ПЛО Sea King HAS.Mk 6 и трех вертолетов ДРЛО Sea King AEW Mk 2.
До начала участия самолетов FA.Mk 2 в боевых действиях, их предшественники FRS.Mk 1 интенсивно летали над Боснией. В ходе операции "Blue Sword" в апреле 1994 года самолетам Sea Harrier FRS.Mk 1 из эскадрильи №801 с авианосца "Арк Ройал" приказали сбросить бомбы на позиции сербской артиллерии. После их удара по Горажде один самолет был поражен зенитной ракетой комплекса "Стрела-2". Пилот катапультировался. В ноябре 1994 года сербский гарнизон Отока пустил две УР ЗРК C-75 по двум самолетам 800-й эскадрильи, но обе ракеты прошли мимо целей.
Истребитель Sea Harrier FA.Mk 2 из 801 -й эскадрильи и вертолет Sea King AEW.Mk2 из 849-й эскадрильи на палубе авианосца "Илластриес". Бортовая РЛС Blue Vixen обеспечивала пилоту великолепную картинку окружающей обстановки - в небе над Боснией самолеты FA.Mk 2 даже использовались в качестве "помощников" самолетов ДРЛОиУ. После снятия с вооружения FA.Mk 2 авиация британских ВМС осталась без истребительной составляющей.
Самолеты Sea Harrier нового поколения FRS.Mk 2 получили удлиненный фюзеляж (со вставленной за крылом секцией) и усовершенствованное крыло с новыми законцовками и переделанной передней частью. Затем ввели РЛС Ferranti BlueVixen, обеспечив отслеживание групповых целей и всепогодную возможность применения оружия по принципу "увидел - сбил".
Трамплинный взлет сначала отрабатывался на берегу. Для подготовки летчиков трамплин был установлен на авиабазе британских ВМС Йеовилтон. Использование трамплинного взлета позволило увеличить массу полезной нагрузки СВВП.