FMA IA.58 Pucara
Страна: Аргентина
Год: 1969


Легкий штурмовик с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
FMA IA-58 Pucara

  Разработанный согласно требованиям ВВС Аргентины к легкому ударному, разведывательному и противопартизанскому самолету, IA-58 Pucara в 1982 году принимал участие в войне с Великобританией за Фолклендские острова. Концепция Pucara - самолет был назван в честь каменных фортификационных сооружений, строившихся местными народностями Южной Америки, - восходит к началу 1960-х годов, когда Аргентине остро потребовался самолет для борьбы с партизанами. FMA предложила легкий цельнометаллический штурмовик IA-58 с двумя ТВД. Прототип с двумя ТВД Garrett TPE331-U-303 выполнил первый полет 20 августа 1969 года. Начиная с выполнившего первый полет 6 сентября 1970 года второго самолета, ставились ТВД Turbomeca Astazou XVIG мощностью по 1022 л. с.
  Маневренный и прочный самолет был способен действовать с плохо подготовленных ВПП длиной всего 80м - при использовании трех стартовых ускорителей. Убираемое шасси с длинными стойками обеспечивало достаточный зазор для подвески под крыло многочисленного вооружения. В кабине установлены катапультные кресла Martin-Baker Mk 6 класса "ноль-ноль", управление самолетом полностью дублировано. Фонарь кабины выполнен из бронестекла, пол кабины - бронирован. Наличие второго члена экипажа посчитали необходимым для выполнения противопартизанских задач, которые самолеты на практике выполняли редко - обычно они летали с экипажем из одного человека, занимавшего переднюю кабину.
  Первый серийный IA-58A поднялся в воздух 8 ноября 1974 года, строевые части ВВС Аргентины начали получать новую технику в 1976 году. В конце 1976 года Pucara использовали против партизан на северо-западе Аргентины. Первый заказ на 60 самолетов дополнили заказом второй партии из 48 машин, однако 22 самолета второй партии ВВС Аргентины не приняли и машины выставили на продажу. В 1986 году на экспорт предлагалось уже 40 "лишних" самолетов. Все 24 задействованных в фолклендской войне Pucara были потеряны из-за отказов матчасти, зенитного огня, бомбежек британской авиации, или же их захватили наземные подразделения. Один трофейный самолет получил опознавательные знаки британских ВВС и использовался для проведения оценочных испытаний. Pucara сбил вертолет Westland Scout. Накануне фолклендской войны, в октябре 1981 года, первый из шести поставленных в рамках заказа ВВС Аргентины самолетов передали Уругваю. В конце 1989 года три самолета для борьбы с наркомафией были переданы Колумбии. В середине 2000-х годов на вооружении аргентинских ВВС состояло 40 Pucara в составе двух эскадрилий. На некоторых самолетах вместо второй кабины установили дополнительный топливный бак. В конце 1980-х годов начались работы по обновлению навигационного и прицельного оборудования, однако модернизацию вскоре прекратили по причине оскудения финансового потока.
  Более радикальный вариант модернизации осуществить не удалось. Единственный прототип IA-58B выполнил первый полет 15 мая 1979 года; в увеличенной носовой части фюзеляжа были установлены две 30-мм пушки DEFA 553, полностью обновлено БРЭО. В IA-58B намечалось доработать 40 IA-58A. С учетом опыта фолклендской войны разработали IA-58C "Pucara Charlie": на IA-58A в дополнение к шести 20-мм пушкам и 7,62-мм пулеметам планировалось установить пушки DEFA 553; передняя кабина ликвидировалась, а увеличенная в объеме задняя кабина получала дополнительное бронирование, в ассортимент вооружения включались УР "воздух-поверхность" Martin Pescador и УР "воздух-воздух" MATRA Magic. Предполагалось также установить новое приборное и электронное оборудование, систему автономного запуска двигателей, оборудовать выхлопные сопла двигателей экранирующими тепловое излучение устройствами. Был построен всего один прототип, выполнивший первый полет 30 декабря 1985 года. В данный вариант предполагалось доработать все состоявшие на вооружении аргентинских ВВС Pucara, однако этого не произошло.
  Обозначение IA-66 получил шестой прототип, выполнивший первый полет в 1980 году с ТВД Garrett TPE331-11-601W мощностью по 1000 л.е., с винтами Dowty Rotor. В 1983 году винты Dowty Rotor заменили винтами McCaulley. В серийное производство IA-66 не передавался. Четыре снятых с вооружения аргентинских ВВС IA-58A в 1993 году передали ВВС Шри-Ланки, по одному самолету ланкийцы потеряли в 1995 и 1997 годах, в конце 1999 года один самолет разобрали на запчасти для поддержания в летном состоянии второго. Несколько контрактов на постройку IA-58 реализованы не были - 50 самолетов для Египта, 12 для Центрально-Африканской Республики, шесть для Мавритании. Ирак в 1985 году заказал 20 машин, но контракт был аннулирован правительством Аргентины.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  FMA IA-58A Pucara

  Тип: легкий штурмовик с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Turbomeca Astazou XVIG мощностью по 1022 л. с. (762 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость без внешних подвесок на высоте 3000 м - 500 км/ч; макс, крейсерская скорость на высоте 6000 м - 480 км/ч; макс, скороподъемность на уровне моря 1080 м/мин; боевой радиус по профилю полета "малая-малая-малая высота" с нагрузкой массой 1500 кг - 225 км
  Масса: пустого 4020 кг; максимальная взлетная 6800 кг
  Размеры: размах крыла 14,50 м; длина 14,25 м; высота 5,36 м; площадь крыла 30,30 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки Hispano в носовой части фюзеляжа и четыре 7,62-мм пулемета по бортам кабины, до 1500 кг вооружения на внешних подвесках под крылом (бомбы, ракеты, контейнеры с пушками и пулеметами, разведывательные контейнеры, баки с напалмом)
IA-58A Pucara из Gruppo 3 de Ataque (G3A). Самолет вооружен блоками НАР и подвесным пулеметным контейнером
IA-58A Pucara теньенте Хименеса из G3A, сбившего 28 мая британский Scout AH-1
Этот IA-58A Pucara из G3A был захвачен британцами на аэродроме
IA-58A Pucara. Этот самолет - один из шести, поставленных ВВС Уругвая для действий против партизан (COIN). Он несет 110-кг бомбы аргентинского производства в связках по три штуки под фюзеляжем (шесть бомб) и на пилонах под крылом (по три на каждом).
The first production FMA IA 58 Pucara, serial A-501, for the Argentine A.F. Two examples of this twin-turboprop COIN aircraft took part In the Paris Air Show, the first time they have been seen outside South America
The IA 58 Pucara, the second prototype of which is illustrated, is expected to enter the FAeA inventory during 1974, and will replace the IA 35-Ib Huanquero, used in the attack role by II Grupo del Exploracion y Ataque.
На снимке четырех ранних серийных Pucara, видно, что поначалу эти самолеты летали неокрашенными. Впоследствии их раскрасили в различные виды камуфляжа.
Этот самолет IA-58A Pucara окрашен по нестандартной пустынной камуфляжной схеме - один из пяти построенных для Мавритании, но не поставленных заказчику.
Pucara в настоящее время остается на вооружении ВВС Аргентины. IA-58, без сомнения, очень удачный самолет, но он не подходил к условиям фолклендской войны.
Самолет Pucara с кодом A-515 был захвачен в Порт-Стэнли и доставлен в Британию для оценки в НИЦ (А&АЕЕ) под регистрационным номером ZD485.
Among the Argentinian aircraft now in this country following their capture in the Falklands, only a single Pucara has been restored to airworthy status for a short evaluation at the A&AEE. Originally AE-515, it is now ZD485.
Based in central Uruguay, the IA-58A Pucaras can reach the country’s borders within half an hour.
The Fuerza Aerea Uruguaya sent three IA-58 Pucaras to Cruzex 2013.
Pucaras ready for departure ahead of an air interception exercise.
A busy flight line at Natal during Cruzex 2013.
Вариант IA-66 построен в одном экземпляре (AX-06) на базе серийного варианта IA-58A и оснащен двигателями Garrett.
An important place in FAeA planning is taken by the indigenous IA 58 Pucara COIN combat aircraft, the AiResearch TPE 331-powered first prototype of which (AX-01) is illustrated.
The second Astazou XVIG-powered prototype (AX-02).
"Пукара" готова к боевому вылету. На подфюзеляжном пилоне подвешены напалмовые баки, на подкрыльевых - блоки 70-мм НАР
FMA IA 58 Pucara counter-insurgency aircraft for the Argentine Air Force, equipped with underwing and underfuselage weapons
The IA .58 Pucara, in production in Argentina for the Fuerza Aerea Argentina, appears to have export potential although no overseas sales have yet been concluded by FMA. The extensive weapon load options of the IA.58 are displayed in the photograph.
The prototype Pucara-B which has now completed more than 150 hours testing and will be joined next year by two similarly-configured TPE331-engined IA 66 Pucaras.
Наземный персонал снаряжает ракетами блок НАР, подвешенный под крылом штурмовика Pucara ВВС Аргентины. Аргентинцы развернули на Фолклендах только легкие самолеты и не стали готовить металлические взлетно-посадочные полосы, пригодные для базирования реактивных штурмовиков А-4 Skyhowk.
First production example of the FMA IA 58 Pucara for the Argentine Air Force taking off for its first flight on 8 November 1974
"Пукара" из группы G4A в патрульном полете
Аргентинцы возлагали большие надежды на свои легкие штурмовики IA-58 Pucara
lA 58 Pucara second prototype (two 1,022 ehp Turbomeca Astazou XVIG turboprops), showing underwing stores pylons
"Пукара" (бывший борт A-515) стала трофеем англичан и прошла испытания в Великобритании. Снимок сделан во время одного из таких полетов 9 сентября 1983г.
Самолет Pucara из 3-й группы пролетает на малой высоте над причалом в Пуэрто-Архентино (Порт-Стэнли), чтобы нанести удар по позициям британских войск.
Британский Chinook в районе Гуз-Грин - на заднем плане виден аргентинский самолет Pucara.
Аргентинская "Пукара" - трофей Фолклендской войны
Через несколько дней после заключения перемирия захваченные англичанами самолеты Pucara были собраны около ВПП аэропорта Порт-Стэнли.
Поврежденные штурмовики Pucara группы G3A на аэродроме Порт-Стенли после войны. На посадку заходит британский Hercules. В Порт-Стенли были захвачены 29 аргентинских самолетов, хотя летать могли лишь несколько из них.
FMA IA 58-C PUCARA
FMA IA.58 Pucara
FMA IA 58 Pucara twin-turboprop counter-insurgency aircraft
FMA IA-58A Pucara
The prototype Pucara-B which has now completed more than 150 hours testing and will be joined next year by two similarly-configured TPE331-engined IA 66 Pucaras.
FMA tandem two-seat training aircraft (two Turbomeca Astafan turbofan engines)