FMA IA.58 Pucara
FMA IA.58 Pucara
Страна: Аргентина
Год: 1969


Легкий штурмовик с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
FMA IA-58 Pucara

  Разработанный согласно требованиям ВВС Аргентины к легкому ударному, разведывательному и противопартизанскому самолету, IA-58 Pucara в 1982 году принимал участие в войне с Великобританией за Фолклендские острова. Концепция Pucara - самолет был назван в честь каменных фортификационных сооружений, строившихся местными народностями Южной Америки, - восходит к началу 1960-х годов, когда Аргентине остро потребовался самолет для борьбы с партизанами. FMA предложила легкий цельнометаллический штурмовик IA-58 с двумя ТВД. Прототип с двумя ТВД Garrett TPE331-U-303 выполнил первый полет 20 августа 1969 года. Начиная с выполнившего первый полет 6 сентября 1970 года второго самолета, ставились ТВД Turbomeca Astazou XVIG мощностью по 1022 л. с.
  Маневренный и прочный самолет был способен действовать с плохо подготовленных ВПП длиной всего 80м - при использовании трех стартовых ускорителей. Убираемое шасси с длинными стойками обеспечивало достаточный зазор для подвески под крыло многочисленного вооружения. В кабине установлены катапультные кресла Martin-Baker Mk 6 класса "ноль-ноль", управление самолетом полностью дублировано. Фонарь кабины выполнен из бронестекла, пол кабины - бронирован. Наличие второго члена экипажа посчитали необходимым для выполнения противопартизанских задач, которые самолеты на практике выполняли редко - обычно они летали с экипажем из одного человека, занимавшего переднюю кабину.
  Первый серийный IA-58A поднялся в воздух 8 ноября 1974 года, строевые части ВВС Аргентины начали получать новую технику в 1976 году. В конце 1976 года Pucara использовали против партизан на северо-западе Аргентины. Первый заказ на 60 самолетов дополнили заказом второй партии из 48 машин, однако 22 самолета второй партии ВВС Аргентины не приняли и машины выставили на продажу. В 1986 году на экспорт предлагалось уже 40 "лишних" самолетов. Все 24 задействованных в фолклендской войне Pucara были потеряны из-за отказов матчасти, зенитного огня, бомбежек британской авиации, или же их захватили наземные подразделения. Один трофейный самолет получил опознавательные знаки британских ВВС и использовался для проведения оценочных испытаний. Pucara сбил вертолет Westland Scout. Накануне фолклендской войны, в октябре 1981 года, первый из шести поставленных в рамках заказа ВВС Аргентины самолетов передали Уругваю. В конце 1989 года три самолета для борьбы с наркомафией были переданы Колумбии. В середине 2000-х годов на вооружении аргентинских ВВС состояло 40 Pucara в составе двух эскадрилий. На некоторых самолетах вместо второй кабины установили дополнительный топливный бак. В конце 1980-х годов начались работы по обновлению навигационного и прицельного оборудования, однако модернизацию вскоре прекратили по причине оскудения финансового потока.
  Более радикальный вариант модернизации осуществить не удалось. Единственный прототип IA-58B выполнил первый полет 15 мая 1979 года; в увеличенной носовой части фюзеляжа были установлены две 30-мм пушки DEFA 553, полностью обновлено БРЭО. В IA-58B намечалось доработать 40 IA-58A. С учетом опыта фолклендской войны разработали IA-58C "Pucara Charlie": на IA-58A в дополнение к шести 20-мм пушкам и 7,62-мм пулеметам планировалось установить пушки DEFA 553; передняя кабина ликвидировалась, а увеличенная в объеме задняя кабина получала дополнительное бронирование, в ассортимент вооружения включались УР "воздух-поверхность" Martin Pescador и УР "воздух-воздух" MATRA Magic. Предполагалось также установить новое приборное и электронное оборудование, систему автономного запуска двигателей, оборудовать выхлопные сопла двигателей экранирующими тепловое излучение устройствами. Был построен всего один прототип, выполнивший первый полет 30 декабря 1985 года. В данный вариант предполагалось доработать все состоявшие на вооружении аргентинских ВВС Pucara, однако этого не произошло.
  Обозначение IA-66 получил шестой прототип, выполнивший первый полет в 1980 году с ТВД Garrett TPE331-11-601W мощностью по 1000 л.е., с винтами Dowty Rotor. В 1983 году винты Dowty Rotor заменили винтами McCaulley. В серийное производство IA-66 не передавался. Четыре снятых с вооружения аргентинских ВВС IA-58A в 1993 году передали ВВС Шри-Ланки, по одному самолету ланкийцы потеряли в 1995 и 1997 годах, в конце 1999 года один самолет разобрали на запчасти для поддержания в летном состоянии второго. Несколько контрактов на постройку IA-58 реализованы не были - 50 самолетов для Египта, 12 для Центрально-Африканской Республики, шесть для Мавритании. Ирак в 1985 году заказал 20 машин, но контракт был аннулирован правительством Аргентины.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  FMA IA-58A Pucara

  Тип: легкий штурмовик с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Turbomeca Astazou XVIG мощностью по 1022 л. с. (762 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость без внешних подвесок на высоте 3000 м - 500 км/ч; макс, крейсерская скорость на высоте 6000 м - 480 км/ч; макс, скороподъемность на уровне моря 1080 м/мин; боевой радиус по профилю полета "малая-малая-малая высота" с нагрузкой массой 1500 кг - 225 км
  Масса: пустого 4020 кг; максимальная взлетная 6800 кг
  Размеры: размах крыла 14,50 м; длина 14,25 м; высота 5,36 м; площадь крыла 30,30 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки Hispano в носовой части фюзеляжа и четыре 7,62-мм пулемета по бортам кабины, до 1500 кг вооружения на внешних подвесках под крылом (бомбы, ракеты, контейнеры с пушками и пулеметами, разведывательные контейнеры, баки с напалмом)
IA-58A Pucara из Gruppo 3 de Ataque (G3A). Самолет вооружен блоками НАР и подвесным пулеметным контейнером
IA-58A Pucara теньенте Хименеса из G3A, сбившего 28 мая британский Scout AH-1
Этот IA-58A Pucara из G3A был захвачен британцами на аэродроме
IA-58A Pucara. Этот самолет - один из шести, поставленных ВВС Уругвая для действий против партизан (COIN). Он несет 110-кг бомбы аргентинского производства в связках по три штуки под фюзеляжем (шесть бомб) и на пилонах под крылом (по три на каждом).
The first production FMA IA 58 Pucara, serial A-501, for the Argentine A.F. Two examples of this twin-turboprop COIN aircraft took part In the Paris Air Show, the first time they have been seen outside South America
Легкий ударный самолет IA-58A «Пукара» на Фолклендских островах. Фото сделано во время войны
Pucara A-515 was the best airframe found on the Falklands after the ceasefire in June 1982, and is seen here being inspected at Stanley Airport by British forces including members of the Ministry of Defence’s Technical Intelligence (Air) Department, sent over from London. Note that the serial number was not applied to the port side.
The IA 58 Pucara, the second prototype of which is illustrated, is expected to enter the FAeA inventory during 1974, and will replace the IA 35-Ib Huanquero, used in the attack role by II Grupo del Exploracion y Ataque.
На снимке четырех ранних серийных Pucara, видно, что поначалу эти самолеты летали неокрашенными. Впоследствии их раскрасили в различные виды камуфляжа.
Этот самолет IA-58A Pucara окрашен по нестандартной пустынной камуфляжной схеме - один из пяти построенных для Мавритании, но не поставленных заказчику.
Pucara в настоящее время остается на вооружении ВВС Аргентины. IA-58, без сомнения, очень удачный самолет, но он не подходил к условиям фолклендской войны.
The Pucara continues to soldier on with the Argentinian and Uruguayan air forces, and there are plans to modernise those still on the former’s inventory with 950 s.h.p. Pratt & Whitney Canada PT6A turboprops, to create the IA-58D “Super Pucara”. The Sri Lankan Air Force also used the type in the nation’s civil war during 1993-99.
Pucara A-567 photographed by MICHAEL O’LEARY while up from BAM Reconquista in November 1982. This was one of 14 new Pucaras received by Grupo 3 de Ataque in 1982 as replacements for those lost in the Falklands conflict, and remained in service until 2002. The long-serving Pucara still operates with the FAA today.
Самолет Pucara с кодом A-515 был захвачен в Порт-Стэнли и доставлен в Британию для оценки в НИЦ (А&АЕЕ) под регистрационным номером ZD485.
Among the Argentinian aircraft now in this country following their capture in the Falklands, only a single Pucara has been restored to airworthy status for a short evaluation at the A&AEE. Originally AE-515, it is now ZD485.
FMA IA-58A Pucara ZD485, formerly A-515 with the Fuerza Aerea Argentina, with which it served during the Falklands conflict, up from Boscombe Down on June 17, 1983. The manoeuvrable ground-attack aircraft retained its Argentinian camouflage but had RAF roundels and fin flashes applied for its A&AEE evaluation.
Despite British curiosity about the Falklands war prize, the Pucara made only two appearances at public airshows during its A&AEE evaluation; one was at RNAS Yeovilton on July 11, 1983, and the other was at the International Air Tattoo at Greenham Common two weeks later, where it is seen here making a pass on arrival.
With its British military serial ZD485 applied and wearing RAF roundels and fin-flashes, the Pucara was demonstrated at the Empire Test Pilots’ School open-day held at Boscombe Down on June 11, 1983. Eagle-eyed observers will notice that the nosewheel door carries the last two digits of its original Argentinian serial, A-515.
The Pucara at the International Air Tattoo at RAF Greenham Common on July 23, 1983. Although the Argentinian machine flew in and out of the show, it remained in the static aircraft park for the duration of the weekend.
On April 28, 1983, Sqn Ldrs Russ Peart (front cockpit) and Tony Banfield took Pucara for its first flight after its reassembly in UK. Despite the ground-attack and counter-insurgency aircraft's reputation as an agile and effective performer at low level, the evaluation team found the type to be something of an under-achiever.
The Pucara at the RAF Cosford Aerospace Museum (now RAF Museum Cosford), where it was delivered in September 1983. It retained its RAF roundels and fin flashes for some time, but was later repainted in its original Argentinian markings and pre-Falklands light camouflage. In 1995 it was allocated Maintenance Serial 9245M.
Based in central Uruguay, the IA-58A Pucaras can reach the country’s borders within half an hour.
The Fuerza Aerea Uruguaya sent three IA-58 Pucaras to Cruzex 2013.
Pucaras ready for departure ahead of an air interception exercise.
A busy flight line at Natal during Cruzex 2013.
Вариант IA-66 построен в одном экземпляре (AX-06) на базе серийного варианта IA-58A и оснащен двигателями Garrett.
An important place in FAeA planning is taken by the indigenous IA 58 Pucara COIN combat aircraft, the AiResearch TPE 331-powered first prototype of which (AX-01) is illustrated.
The second Astazou XVIG-powered prototype (AX-02).
"Пукара" готова к боевому вылету. На подфюзеляжном пилоне подвешены напалмовые баки, на подкрыльевых - блоки 70-мм НАР
FMA IA 58 Pucara counter-insurgency aircraft for the Argentine Air Force, equipped with underwing and underfuselage weapons
Argentinian Air Force FMA IA 58 Pucaras.
The IA .58 Pucara, in production in Argentina for the Fuerza Aerea Argentina, appears to have export potential although no overseas sales have yet been concluded by FMA. The extensive weapon load options of the IA.58 are displayed in the photograph.
The prototype Pucara-B which has now completed more than 150 hours testing and will be joined next year by two similarly-configured TPE331-engined IA 66 Pucaras.
Наземный персонал снаряжает ракетами блок НАР, подвешенный под крылом штурмовика Pucara ВВС Аргентины. Аргентинцы развернули на Фолклендах только легкие самолеты и не стали готовить металлические взлетно-посадочные полосы, пригодные для базирования реактивных штурмовиков А-4 Skyhowk.
First production example of the FMA IA 58 Pucara for the Argentine Air Force taking off for its first flight on 8 November 1974
"Пукара" из группы G4A в патрульном полете
FMA IA.58 Pucara.
Аргентинцы возлагали большие надежды на свои легкие штурмовики IA-58 Pucara
lA 58 Pucara second prototype (two 1,022 ehp Turbomeca Astazou XVIG turboprops), showing underwing stores pylons
Самолет Pucara из 3-й группы пролетает на малой высоте над причалом в Пуэрто-Архентино (Порт-Стэнли), чтобы нанести удар по позициям британских войск.
"Пукара" (бывший борт A-515) стала трофеем англичан и прошла испытания в Великобритании. Снимок сделан во время одного из таких полетов 9 сентября 1983г.
Although of poor quality, this is a unique photograph; it shows the ghostly image of the Pucara through the head-up display of David Morgan’s Sea Harrier, XZ459 (itself a veteran of Operation Corporate, the Falklands campaign), during the comprehensive air combat trial undertaken on July 18, 1983.
Британский Chinook в районе Гуз-Грин - на заднем плане виден аргентинский самолет Pucara.
Аргентинская "Пукара" - трофей Фолклендской войны
Через несколько дней после заключения перемирия захваченные англичанами самолеты Pucara были собраны около ВПП аэропорта Порт-Стэнли.
Поврежденные штурмовики Pucara группы G3A на аэродроме Порт-Стенли после войны. На посадку заходит британский Hercules. В Порт-Стенли были захвачены 29 аргентинских самолетов, хотя летать могли лишь несколько из них.
Royal Navy Sea Harrier pilot David Morgan strikes a pose at the Pucara graveyard at Stanley Airport. Morgan was an RAF Harrier pilot who was on an exchange programme to learn to fly the Sea Harrier when the Falklands conflict began. He later shot down four Argentinian aircraft and flew a Sea Harrier against the Pucara during its evaluation in the UK.
FMA IA 58-C PUCARA
THE FMA IA-58 PUCARA was designed as a rugged, manoeuvrable dedicated ground-attack and counter-insurgency (COIN) aircraft capable of operating from unprepared strips when required. The prototype made its maiden flight, with Garrett turboprop engines, on August 20, 1969, the second prototype switching to Astazou power and first flying on September 6, 1970. The type was put into production and entered service with the Fuerza Aerea Argentina in May 1975.
FMA IA.58 Pucara
FMA IA 58 Pucara twin-turboprop counter-insurgency aircraft
FMA IA-58A Pucara
The prototype Pucara-B which has now completed more than 150 hours testing and will be joined next year by two similarly-configured TPE331-engined IA 66 Pucaras.
FMA tandem two-seat training aircraft (two Turbomeca Astafan turbofan engines)