Boeing-Vertol CH-47 Chinook
Варианты:
Boeing-Vertol - CH-47 Chinook - 1961 - США
Страна: США
Год: 1961
Вертолет

Многоцелевой транспортный вертолет с экипажем из 2-3 человек
Описание:
Boeing Helicopters Model 114, 234 и 414 (H-47 Chinook)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Фотографии:

Цветные фото (99)

Boeing Helicopters Model 114, 234 и 414 (H-47 Chinook)

В марте 1959 года командование Армии США, рассмотрев предложения от пяти американских вертолетостроительных компаний, выбрало Boeing Vertol Model 114 в качестве наиболее подходящего под требования к перспективному армейскому транспортному вертолету. Вертолет должен быть всепогодным, иметь задний грузовой люк, поднимать до 1814 кг груза в кабине или до 7258 кг на внешней подвеске, брать на борт не менее 40 десантников в полной экипировке и с оружием, иметь возможность перевозить любой из элементов ракетной системы Martin Marietta Pershing, а также быть приспособленным для эвакуации раненых.
  В июне 1959 года был выдан контракт на сборку пяти предсерийных YHC-1B, которые после поступления в войска переименовали в YCH-47A Chinook.
  Model 114 представлял собой фактически увеличенный и более мощный вариант спроектированного этой же компанией вертолета Model 107, отличаясь четырехопорным вместо трехопорного шасси, полностью герметичной по всей длине нижней частью фюзеляжа и наличием наплывов по обоим бортам - за счет этого удалось обеспечить плавучесть машины и возможность посадки и взлета с водной поверхности.
  Первый YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября 1961 года, к тому времени компания-разработчик уже получила первый контракт на поставку партии серийных CH-47A.
  В качестве силовой установки были выбраны два двигателя Lycoming T55-L-5 мощностью по 2200 л. с, позже замененных на модель T55-L-7 мощностью 2650 л. с. Поставка CH-47A начата в августе 1962 года, всего были заказаны 354 вертолета.

  К настоящему времени на основе базовой модели разработано и построено целое семейство вертолетов Chinook. Первым из них стал CH-47B, отличавшийся двумя двигателями T55-L-7C мощностью 2850 л. с, несущими винтами с лопастями с увеличенной хордой и усовершенствованным профилем, а также имевший ряд других усовершенствований. Первый из двух прототипов поднялся в воздух в октябре 1966 года, а поставки начаты 10 мая 1967 года. Всего поставлены 108 вертолетов данной модификации.
  Следующим представителем семейства стал CH-47C (экспортное обозначение Model 234 или Model 414), имевший двигатели T55-L-11A мощностью 3750 л. с, усиленную трансмиссию и увеличенный запас топлива. Первая машина поднялась в воздух 14 октября 1967 года, поставки заказчику начаты в начале 1968 года. Поставлены 270 таких вертолетов, из которых 182 позже были модернизированы за счет установки более стойкой к повреждениям топливной системы и композитными лопастями несущих винтов. Девять подобных машин были построены по заказу ВС Канады и получили обозначение CH-147 (поставки начаты в сентябре 1974 года).
  Во время вьетнамской войны были выпущены четыре ACH-47A, представлявшие собой CH-47A с бронированием кабины экипажа и жизненно важных частей вертолета, а также комплексом вооружения из 40-мм автоматического гранатомета М5, установленного в носовой части на вращающейся турели, и размещенных на пилонах 20-мм пушки и 7,62-мм пулемета или блока на 19 неуправляемых ракет. Кроме того, в кабине - по бортам и в задней части - располагались пять турелей с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами. Три таких вертолета активно использовались в интересах сил спецопераций во Вьетнаме, но дальнейшего развития программа не получила.
  Вертолеты семейства Chinook до сих пор являются основными в американской Армии, причем имевшиеся на вооружении вертолеты модификаций CH-47A, CH-47B и CH-47C неоднократно проходили модернизацию. В частности, в рамках одной из программ, разработанной для увеличения ресурса и грузоподъемности этих вертолетов, по одной из машин всех трех модификаций были подвергнуты капитальному ремонту и модернизации - они стали прототипами новой модификации CH-47D. Первый из трех опытных прототипов поднялся в воздух 11 мая 1979 года, а первый серийный CH-47D - 26 февраля 1982 года. Новая модель оснащалась более мощными двигателями T55-L-712 мощностью 4500 л. с, были внедрены еще более десятка усовершенствований - усилена трансмиссия, установлены новые несущие винты и вспомогательная силовая установка, усовершенствованы электронное и гидравлическое оборудование и системы заправки топливом в полете, а также усилена конструкция планера. Компания "Boeing" получила контракт стоимостью более 3,5 млрд долларов на модернизацию 472 ранее построенных вертолетов, первый модернизированный вертолет поставлен заказчику в мае 1982 года.
  Британские ВВС заказали 33 вертолета под обозначением Chinook HC.Mk 1, строившихся по стандарту канадских CH-147, но получивших британские авионику и другое оборудование. Позже их модернизировали до стандарта Chinook HC.Mk 1В. Первый вертолет передан заказчику в августе 1980 года, а затем их парк в Великобритании был доведен до 41 машины. Следующим шагом стала модернизация британских вертолетов до стандарта Chinook HC.Mk 1 А, а 32 машины позднее модернизировали в вариант Chinook HC.Mk 2 (аналог американского CH-47D), в том числе путем установки двигателей T55-L-712F. Дополнительно британские военные заказали 17 вертолетов: два Chinook HC.Mk 2, четыре Chinook HC.Mk 2А, остальные в модификации Chinook HC.Mk 3, схожей с используемым Силами специальных операций ВС США вертолетом MH-47E. Впрочем, машины последней модификации в эксплуатацию сразу не попали - ввиду возникших проблем с авионикой их поместили на складское хранение, но в 2008 году приступили к переоборудованию в вариант HC.Mk 2/2А (поставка первых запланирована на 2010 год).
  В 1970-х годах начата лицензионная постройка вертолетов Chinook в Италии - они поставлялись европейским и ближневосточным заказчикам, права на их выпуск приобрела компания "Elicotteri Meridionali". В июле 2008 года лицензия перешла к компании "AgustaWestland" - для итальянской армии она должна собирать модернизированные CH-47F.
  Экспортный вариант вертолета выпускался компанией "Boeing Vertol" (затем "Boeing Helicopters", позже - просто "Boeing") под обозначением CH-47D International Chinook (Model 414-100), а в последнее время компания сосредоточилась на выпуске вертолетов модификации CH-47F.
  Кроме Канады и Великобритании, вертолеты данного семейства приобрели в разное время Аргентина, Австралия, Египет, Греция, Иран, Италия (CH-47C Plus), Япония (CH-47J, лицензионная сборка компанией "Kawasaki"), Ливия, Марокко, Нидерланды, Сингапур, Южная Корея, Испания, Тайвань и Таиланд.
  Летом 1978 года компания "Boeing" объявила о разработке гражданского варианта Chinook, планировались две базовые модификации: Model 234LR (Long Range) в пассажирском, "комби", или грузовом вариантах, а также Model 234UT (Utility Transport) для решения специальных задач, таких как разведка полезных ископаемых, перевозка негабаритных грузов или выполнение строительно-монтажных работ. Позже был выпущен вертолет Model 234ER (Extended Range) с дополнительными топливными баками, установленными в кабине.
  Программа Model 234LR была начата в ноябре 1978 года после подписания контракта с "British Airways Helicopters" на три машины (позже заказ увеличен до шести), которые предполагалось задействовать для перевозки пассажиров и срочных грузов из Шотландии на морские нефтедобывающие платформы. В пассажирском варианте такой вертолет мог брать до 44 человек.
  На гражданских машинах устанавливались двигатели Avco Lycoming AL 5512, причем в чрезвычайной ситуации оба несущих винта могли работать от одного двигателя. В наплывах фюзеляжа были установлены дополнительные топливные баки большой емкости. Эти же наплывы обеспечивали вертолету достаточно хорошую плавучесть.
  Первый Model 234LR поднялся в воздух 19 августа 1980 года, в программе испытаний были задействованы также еще два вертолета, а в эксплуатацию первая машина поступила 1 июля 1981 года.
  Вертолеты семейства Chinook часто переоборудовались для решения различных задач в интересах сил спецопераций. Так, в начале 1990-х годов "Boeing" выпустила 26 оснащенных двигателями T55-L-714 вертолетов MH-47E для спецназа Армии США, где они работали в тесном взаимодействии с переоборудованными серийными машинами CH-47D SOA (Special Operations Aircraft) и MH-47D SOA. Вертолеты имели бронирование, наступательное и оборонительное вооружение, дополнительный запас топлива и систему дозаправки топливом в полете. Машины также получили новейшую авионику, системы РЭБ и всепогодные навигационные системы (в том числе очки ночного видения, ИК-камеру переднего обзора, инерциальную навигационную систему с приемником сигналов GPS и РЛС APQ-174).
  С конца 1990-х годов "Boeing" вела работы по оснащению вертолета CH-47F двигателями мощностью 5000 л. с, новыми несущими винтами, топливными баками повышенной емкости и новой авионикой. Первый полет новая машина совершила 25 июня 2001 года, она имела двигатели Honeywell T55-714A - на 25% большей мощности по сравнению с двигателями вертолета CH-47D. Предполагается, что Армия США закупит 513 машин новой модификации - из них 452 будут новыми, а остальные модернизированы из имеющихся на вооружении. Последние получили обозначение MH-47G.
  Первое подразделение было полностью перевооружено на модификацию CH-47F в июле 2007 года, а к середине следующего года компания-разработчик получила заказы от Австралии, Канады и Нидерландов. Интерес к данному вертолету проявили Турция и Индия.
  "Boeing" также разработала модернизированный вариант HH-47 в ответ на требования, выпущенные ВВС США к новому вертолету для замены парка MH-53M Pave Low (программа CSAR-X). Предложение было направлено командованию ВВС в ноябре 2005 года, а в ноябре 2006 года "Boeing" была объявлена победителем в тендере на перспективный вертолет. Соперниками "Boeing" выступали вариант на базе S-92 компании "US101" и вертолет разработки "Lockheed Martin". Эти компании подали протест, не согласившись с результатами тендера, - в итоге в ноябре 2007 года ВВС США были вынуждены вновь объявлять свои требования к перспективной машине и по состоянию на август 2009 года решение по выбору того или иного вертолета объявлено не было.
  В августе 2007 года представители "Boeing" объявили о наличии планов по созданию увеличенной версии CH-47F, которая будет отличаться увеличенной дальностью полета и грузоподъемностью. Запуск данной программы может быть осуществлен уже в 2010 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Boeing Vertol CH-47C Chinook

  Тип: многоцелевой транспортный вертолет с экипажем из 2-3 человек
  Силовая установка: два ГТД Avco Lycoming T55-L-11A мощностью 3750 л. с. (2796 кВт)
  Характеристики: макс, скорость на уровне моря 286 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 257 км/час; практический потолок 3790 м; боевой радиус 185 км
  Масса: пустого 9736 кг; максимальная взлетная 17463 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 18,29 м; длина максимальная с вращающимися несущими винтами 30,18 м; высота 5,68 м; площадь, ометаемая несущими винтами, 523,34 м'
  Полезная нагрузка: до 55 десантников, либо 24 носилочных раненых, либо груз в кабине и на внешней подвеске
USA
20 мая 1982г.: вооруженные силы США получили первый вертолет Boeing Vertol CH-47D Chinook. Первыми эксплуатантами машин стали 101-я и 82-я воздушно-десантные дивизии.
The first of three YCH-47D prototypes photographed on the occasion of its roll-out in March.
Лейтенант Гэри Б. Роуш из 242-й вертолетной роты поддержки десанта "Muleskinners" позирует на фоне своего CH-47. Во Вьетнаме Роуш налетал 942 часа в боевых вылетах и выполнил 3000 посадок.
Третий серийный CH-47A демонстрирует возможности Chinook по сбросу десантников. Стандартной нагрузкой машины являлись 33 полностью снаряженных пехотинца, но в последствии их число довели до 44. Во время войны за Фолкленды единственный британский Chinook один раз перевез 81 пехотинца.
В программе разработки YCH-1B были задействованы пять летных прототипов, но первый из них был серьезно поврежден во время аварии при рулежке. Вертолет на переднем плане обильно обвешан датчиками на нижней поверхности фюзеляжа, в носовой части и пилоне винта, позволявшими точно определить характер обтекания машины.
CH-47D "Чинук"
CH-47D "Чинук"
Тяжелые транспортные вертолеты Chinook достаточно хорошо зарекомендовали себя в горных условиях Афганистана - их применяли воинские контингенты Великобритании, Канады, Нидерландов и США (на снимке). Однако упавшие в горах вертолеты Chinook пришлось вывозить все же российским Ми-26.
Популярности Chinook способствует его эксплуатационная совместимость. На снимке - американский CH-47F доставил припасы австралийским солдатам в Афганистане.
США. Сегодня больше всего Chinook летает в Армии США. Первоначально она получила 349 вертолетов CH-47A, затем еще 108 улучшенных машин CH-47B, начиная с мая 1967 года. С начала 1968 года были приобретены 270 вертолетов CH-47C, построенных "Boeing", а в 1985 году - 11 вертолетов CH-47C от фирмы "Agusta". Эта версия служила в качестве средних грузовых вертолетов. Во Вьетнаме четыре машины переделали в боевые вертолеты ACH-47A. С 1982 года Армия США получала первые из 472 модифицированных машин CH-47D, переделанных из ранних версий А, В и С. После успешного применения MH-47D для специальных операций изготовили 26 улучшенных машин MH-47E. Оба типа переделали из старых вариантов. В 2010 году Армия США имела в строю до 410 машин CH-47D/F. 293 из них проходят модернизацию по контракту с фирмой "Honeywell".
A Boeing Vertol CH-47C Chinook in service with the US Army.
На правом пилоне ганшипа ACH-47A подвешен контейнер XM 18 с 7,62-мм пулеметом, на левом - блок 70-мм НАР XM 159, на обоих пилонах также смонтировано по одной 20-мм пушке. Вертолет на момент съемки сохранил исходную окраску глянцевого грязно-оливкового цвета и полноцветную хорошо заметную маркировку.
25 июня 2001г.: взлетел модернизированный CH-47F с усовершенствованной авионикой и двигателями Honeywell 755.
The first two Tigers were handed over to the Army at Oakey in December 2004, pictured here with the other two operational helicopter types at the time, the S-70A-9 Black Hawk and CH-47D Chinook.
CH-47D Армии США доставил гуманитарный груз - операция "Provide Comfort" проводилась с целью оказания помощи курдам, укрывшимся в горах Северного Ирака.
Chinook одной из первых модификаций поднимает на внешней подвеске артиллерийское орудие и его боекомплект. Применение CH-47D, способного поднимать даже 155-мм гаубицу M198, значительно повысило мобильность артиллерийских подразделений.
Большая грузоподъемность CH-47D и три точки внешней подвески позволили значительно повысить мобильность подразделений Армии США. Способность вертолета перевозить тяжелые и нестандартные грузы используется и другими видами вооруженных сил. На снимке бойцы спецподразделения ВМС США подцепляют лодку на внешнюю подвеску вертолета во время учений, проходивших в 2008 году. Через несколько секунд CH-47 поднимет ее вместе с экипажем.
The CH-47 appears to have every prospect of becoming the first helicopter to serve for 100 years.
Грубоватые американские солдаты вертолету Chinook дали созвучное прозвище "Shithook". CH-47 стал истинным подарком для дивизий Армии США, только он мог быстро доставить большое количество грузов в удаленные районы.
A CH-47D Chinook kicks up sand and debris as it lands in a field.
Бойцы 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии разгружают CH-47A, выполнивший посадку на вершине горы.
Солдаты инженерно-строительного батальона ВМС США (Seabee) разгружают Chinook в афганской провинции Кандагар, 2017 год. Эта миссия проводилась в рамках операции "Paksazi Mojadad" - постройке поста афганской пограничной службы в округе Шорабак.
Во время операции "Буря в пустыне" песок негативно влиял на динамические системы вертолетов, тем не менее, Chinook надежно отработали всю кампанию. Взлет двух CH-47D Армии США с грузовыми поддонами вызвал настоящую песчаную бурю.
Модификация CH-47F практически идентична модели CH-47D (на фотографии), но имеет намного лучшие характеристики.
Netherlands
CH-47D "Чинук" голландской армии
Chinook нескольких стран принимали участие в косовской кампании, обеспечивая действия миротворцев. Помимо британских и американских CH-47, здесь работали Chinook из Италии и Голландии (на снимке). Греческие CH-47 действовали в Албании.
Позже всех в Европе вертолеты Chinook получили Нидерланды (фото), которые использовали семь бывших канадских машин CH-147, доработанных до стандарта CH-47D и шесть заново построенных вертолетов версии D. Два голландских вертолета CH-47D были потеряны в Афганистане.
Голландский CH-47D готовится переместить армейский автомобиль во время учений. Данные CH-47D (первые семь голландских машин были переоборудованы из канадских CH-147) оснащены усовершенствованным приборным оборудованием, новой носовой РЛС и двигателями T-55-L-714.
Three CH-47F(NL)s are based at Fort Hood alongside the eight Apaches.
At Fort Hood the Chinook pilots learn the basics of tactical flying, including picking up sling loads.
CH-47F(NL) D-893 undergoing maintenance in the open air at Robert Gray AAF.
Cerberus Guard marked the first operational use of the new CH-47F(NL) in an 11 AMB exercise in the Netherlands.
UK
"Боснийский" комплект доработок британских Chinook HC.Mk 2 включал устройства отстрела ложных целей ALE-40. На снимке - демонстрационный отстрел тепловых ловушек с вертолета 1310-го звена, дислоцированного в Сплите.
Boeing announced on April 15, 2013 that the first Chinook Mk 6 for the RAF had flown. The helicopter (N701UK, c/n M7701) was built at the company's Ridley Township facility near Philadelphia, Pennsylvania, and has undergone test flying at Mesa in Arizona with first flight on March 15. The RAF has 14 Chinook Mk 6s on order, a version of the CH-47F with British-specified equipment. The first is due to be delivered later this year.
Из первой партии вертолетов, отправленных на юг, к Фолклендам, один вертолет, ZA707/BP, был оставлен на острове Вознесения для осуществления грузовых перевозок. Позже он все же попал на Фолкленды, куда прибыл 16 июня, два дня спустя после капитуляции аргентинцев.
The Selex Titan 385 ES-HD FLIR Multi-Sensor Turret, mounted on the aircraft closest to the camera, combines high-performance UK mission-specific sensors such as D-NVG into a single line replaceable unit.
Chinook HC4 ZA712 after being unveiled in centenary markings at RAF Odiham on May 14, 2015.
Hovering at 90ft with any barely any references to put down a load - or undertake a confined area landing - is made easier by the HC6’s D-AFCS.
Chinook HC6 ZK554 undertaking confined area landing training near RAF Odiham.
One of eight 'fat-tank' HC3s undertakes a dust landing on the Salisbury Plain Training Area. D-AFCS de-risks environmental operations issues such as this. The HC3’s planned Julius AFCS upgrade has been held back to complete both the Julius and D-AFCS cockpit enhancements in one hit.
Семь Chinook из SFS 7-й эскадрильи в ходе "Бури в пустыне" работали в интересах SAS и другого спецназа. Вертолеты были окрашены в "ночной" камуфляж.
Этот Chinook HC.Mk 1 в специальной темной окраске участвовал в тайной переброске войск при совершении обходного маневра, начатого 24 февраля 1991 года.
Один из вертолетов Chinook из 7-й эскадрильи сохранил обычную пустынную окраску и, согласно неофициальной версии, использовался секретным подразделением, базировавшимся на границе с Саудовской Аравией и нацеленным на арест лично Саддама Хусейна.
Британские ВВС модернизировали Chinook HC.Mk 1 до модификаций HC.Mk 2 и HC.Mk 2А. Вертолет HC.Mk 2 - на фотографии - аналогичен американскому CH-47D. Поставленные в 1997-1998 годах шесть HC.Mk 2А имеют усиленную носовую часть фюзеляжа, позволяющую устанавливать штангу дозаправки топливом.
Экипаж «Чинука» традиционно приветствует зрителей «машущей» ладонью
The rear crewman’s role is vital and their confidence in performing confined area landings has been boosted because the helicopter can now be moved in 1 foot increments, keeping the swing very low.
Имеющиеся у британских ВВС Chinook HC.Mk 2 (на снимке), 2A и 3 должны пройти модернизацию до стандарта HC.Mk 4/4A и 5, соответственно. Британские Chinook эксплуатируются очень интенсивно. Несмотря на затянувшуюся и очень дорогую разработку, HC.Mk 3 составляют теперь основу парка боевых частей. Вертолет CH-47F должен быть принят на вооружение под обозначением HC.Mk 6.
RAF Odiham confirmed that the final legacy Chinook HC2 recently entered the Project Julius AFCS enhancement programme. The only legacy cockpit aircraft remaining are the HC3s.
This RAF Chinook is about to lift-off from the deck of the Charles de Gaulle.
A Royal Air Force Chinook and Army Air Corps Apache AH1 onboard HMS Illustrious.
Chinook HC6 ZK552 above the Hampshire countryside near its Odiham base, following its public introduction on June 16 last year.
Великобритания, Голландия, Греция, Испания и Италия. Вертолеты Chinook используются в пяти европейских странах. Первыми эти машины получили ВВС Великобритании (фото). Они заказали 15 CH-47B в 1967 году. Этот заказ был отменен, восстановлен в 1971 году и снова отменен. В 1978 году были заказаны 33 вертолета Chinook HC.Mk 1. Первый из них прибыл в октябре 1981 года. Первой их получила 18-я эскадрилья на авиабазе Одихэм. За ними последовали 7-я эскадрилья и 1310-е звено на Фолклендских островах (позже ставшее 78-й эскадрильей). Еще восемь машин были заказаны в 1983 году. Вертолеты Chinook HC.Mk 1В модифицировали, установив лопасти несущих винтов из стеклопластика. 32 вертолета модернизировали до стандарта HC.Mk 2 (подобного версии CH-47D). Эскадрилья №27 первой получила машины версии Mk 2. В сентябре 1995 года были заказаны еще три вертолета HC.Mk 2, шесть HC.Mk 2А и восемь HC.Mk 3 для сил спецопераций. Парк вертолетов ВВС Великобритании оказался очень ценным для объединенной вертолетной части, а позднее объединенного вертолетного управления НАТО.
Окрашенный в оригинальный камуфляж вертолет Chinook английского спецназа с базы Силопи несет двойной груз гуманитарной помощи в горный лагерь беженцев. Эти вертолеты, обладавшие большой дальностью, могли проникать на восток гораздо дальше всех других вертолетов, долетая до лагерей в Хаккари и Юксекова у иранской границы.
Типичная сцена - Chinook перевозит емкости с топливом APFC (Air-Portable Fuel Cell). Своевременная доставка боеприпасов и топлива были жизненно важны для британских войск.
На Фолклендах после войны. Вертолеты Chinook остались на Фолклендах и после войны. Вначале они были сведены в отдельный отряд (ChinDet) и базировались в районе Сан Карлоса, но 20 августа 1983 года отряд был реформирован в 1310-е звено, а 1 мая 1986 года оно вместе с 1564-м звеном вертолетов Sea King HAR.Mk 3 вошло в состав новой 78-й эскадрильи. Вертолеты Chinook вошли в состав звена "А" этой эскадрильи. К тому времени эти машины уже базировались на новом аэродроме в Маунт-Плезант. Основная задача звена "А" - перевозка тяжелых и крупногабаритных грузов, в том числе снабжение удаленных постов РЛС и узлов связи (фото), передислокация батарей ЗРК Rapier, транспортировка грузовых контейнеров с судов на берег и обратно, а также переброска армейских подразделений быстрого реагирования, осуществление поисково-спасательных операций и борьба с пожарами. В звене один вертолет находится в активной эксплуатации, а второй - в резерве.
В Косово находился 1-й батальон парашютно-десантного полка британской армии. На снимке - четыре Chinook британских ВВС над Приштиной. Они доставили десантников на КДП аэропорта сразу после того, как его покинули сербы.
Медико-эвакуационный UH-60 доставил груз на блок-пост НАТО в бывшей Югославии. На заднем плане - британский Chinook. Ранее приспособленные для полетов "над верхушками песчаных дюн" UH-60L применялись в операции "Desert Storm". Группировка насчитывала более 60 таких машин.
С целью усиления авиагруппы, базировавшейся на "Гермесе", была сформирована 809-я эскадрилья - она перелетела на остров Вознесения, где самолеты погрузили на контейнеровоз "Атлантик Конвейер" для доставки в Южную Атлантику. На снимке видны привлекавшиеся к операции "Corporate" вертолеты Chinook и самолеты Victor, Hercules, Nimrod и VC-10.
Group Captain Richard Maddison OBE, RAF Odiham's station commander and UK Chinook Force CO, said the HC6’s introduction is going extremely well.
CDF team members, left to right: Fit Lt Christian Hilliker, Master Aircrew Paul Holmes and Sqn Ldr Adam Shave.
The upgraded Honeywell Aerospace T55-L-714A engine is common across the Chinook fleet. In addition to the HC6's improved performance and handling, Vmax for the aircraft is 160 knots and aircrew say it is as "smooth as you like".
Boeing Chinook HC6 ZK551 (c/n M7702, ex N702UK) seen departing RAF Brize Norton, Oxfordshire, on January 27, 2014. The new helicopter was at the base to conduct loading trials and was one of three Chinook HC6s delivered to the RAF on December 19, 2013. A total of 14 are on order, the first of which flew on March 15, 2013.
Australy
CH-47D в полете над пустыней во время операции "Falconer" - австралийского участия во вторжении в Ирак в 2003 году. Австралийская армия располагает шестью CH-47D, для замены которых уже заказано семь Boeing CH-47F.
Характерный вид Chinook является легкоузнаваемым, и его можно отнести к шедеврам вертолетостроения. CH-47 состоит на вооружении двадцати государств и сегодня является наиболее используемым транспортным вертолетом в Афганистане.
Три CH-47A австралийской армии. В 2011 году Chinook несли службу в армиях 20 стран, и их карьера будет продолжаться еще долго.
Австралия первой за пределами США стала применять вертолеты Chinook. 9 апреля 1974 года 12 средних транспортных машин CH-47C (фото) прибыли на борт авианосца "Мельбурн". В составе эскадрильи № 12 они служили до июля 1989 года, затем их списали. Армия получала военные вертолеты, но из-за нехватки грузового авиатранспорта в Армии США австралийцам пришлось вернуть семь CH-47C. Четыре оставшихся вертолета отправили на фирму "Boeing" для доработки в версию CH-47D. Они вернулись на службу в середине 1995 года в эскадрилью 5-го авиаполка. В начале 2000 года в Австралии появились еще два вертолета CH-47D. В дальнейшем машины версии D заменят на семь вертолетов CH-47F.
Japan
CH-47JA, стоящие на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии, оснащены РЛС, ИК-станцией переднего обзора AAQ-16 и топливными баками увеличенной емкости, позволившими значительно увеличить дальность полета. Машины пришли на смену KV-107-II.
Япония - одна из двух стран, строящих Chinook по лицензии, фирма "Kawasaki Heavy Industries" выпускает CH-47J (эквивалент версии CH-47D) и CH-47JA (эквивалент версии CH-47SD/Model 414-100) по заказу японских воздушных Сил самообороны (JASDF) для логистического обеспечения наземных РЛС, поиска, спасения и транспортных работ, а также для японских наземных Сил самообороны (JGSDF), использующих их в качестве тяжелых транспортных машин. Парк JASDF распределен по звеньям поиска и спасения, базирующимся в Мисаве, Ируме, Касунге и Нахе. Первые два собранных японцами Chinook были поставлены 26 декабря 1986 года, по одной машине для каждой службы. Им предшествовали два вертолета постройки фирмы "Boeing" (на фото в стандартном камуфляже J6SDF). К 2010 году в Японии имелось 14 CH-47 в воздушных и 54 - в наземных Силах самообороны. Вертолеты стандарта CH-47JA получают оборудование ИК-системы переднего обзора AN/AAQ-16.
Thailand
Таиланд (фото) получил четыре CH-47A в 1972 году. В 1989 году их заменили на пять CH-47D. В 1991 году к ним добавились три модифицированных вертолета CH-47C. В 2008 году Сингапур получил шесть CH-47D и десять машин версии "Super D".
One of the four CH-47As originally supplied to Thailand; recent efforts to acquire additional Chinooks have been blocked by the Carter embargo on arms sales.
South Korea
Южная Корея изначально приобрела 18 CH-47D для Сухопутных войск, а затем предположительно шесть HH-47D - с РЛС и топливными баками увеличенной емкости - в качестве поисково-спасательных для ВВС (на снимке). К концу 2009 года на вооружении ВВС и Сухопутных войск находилось соответственно 18 и 27 вертолетов Chinook.
Libya
Ливия получила с итальянского завода 20 вертолетов, начиная с 1976 года. Шесть машин использовались в ВВС, остальные - в Армии. Эксплуатационная надежность вертолетов этого типа в Ливии оказалась низкой из-за эмбарго США на поставки запчастей. 12 из этих вертолетов были переданы Объединенным Арабским Эмиратам.
Iran
One of the Boeing-built CH-47Cs supplied to the Imperial Iranian Army. A total of 95 was ordered by Iran prior to the revolution, of which Boeing had delivered 38 and at least 14 had been supplied from the Italian production line.
Иран получил из Италии 95 таких машин (38 построены из комплектов, поставленных "Boeing"). После Армии США это был самый большой парк вертолетов данного типа.
Egypt
The CH-47C Chinook, is one of the most recent additions to the EAF inventory, one of the 15 helicopters of this type procured by the EAF being seen here at Kom Awshim. About half the cost of these helicopters was provided by Foreign Military Sales credits, the Chinooks having been delivered to Egypt by Elicotteri Meridionali last year.
Morocco
Марокко закупила девять CH-47C у фирмы "Agusta". Поставки начались в 1979 году. Семь из них все еще используются в эскадрилье тяжелых вертолетов, базирующейся на авиабазе в Рабат-Сале. Эти машины интенсивно использовались в борьбе с партизанами фронта Полисарио на юге страны.
One of the RMorAF CH-47 C Chinook medium-lift helicopters procured from Elicotteri Meridionali and valuable for the logistic support of isolated outposts along the Moroccan border earthworks.
One of the three refurbished former US Army CH-47D Chinooks, CN-ALL, making a test flight before delivery to the Royal Moroccan Air Force. The other two are CN-ALJ and CN-ALK.
Spain
Парк испанской армейской части BHELTRA V из 16 машин Chinook (фото) состоял из вертолетов BV 414, CH-47C и CH-47D. Они базировались в Кольменар-Вьехо. В 2010 году Испания имела примерно 17 CH-47D.
The largest helicopter in Spanish Army service is the Boeing Vertol Chinook. Successive orders have brought the total to 12 (plus one that has been lost) and 12 more, to CH-47D standard, are on order.
Vietnam
В конце 1972 года Южный Вьетнам получил 20 вертолетов CH-47A. Они служили до падения Сайгона. После этого их некоторое время использовали ВВС ДРВ, а в начале 1990-х годов - выставили на продажу.
A Chinook is shown here in the markings of the VNAF. At least 70 Chinooks were transferred from the US Army to the VNAF in Vietnam where losses suffered by both these services were high, approaching a combined total of 200.
Canada
В Канаде в 1974-1991 годах девять CH-47C версии CH-147 служили в 447-й и 450-й эскадрильях. В 2009 году Канада снова стала применять вертолеты Chinook, получив семь таких машин из запасов Армии США. В 2010 году в Канаде в строю оставалось шесть CH-47D (один разбился в Афганистане). Еще 15 машин CH-47F были заказаны.
Boeing CH-147F Chinook 147303 is the first of 15 that will be delivered to the Royal Canadian Air Force. The helicopter is seen arriving at Ottawa International Airport, Ontario on June 25, 2013, officially entering service two days later.
The Royal Canadian Air Force's tenth Boeing CH-147F Chinook (147310, c/n M3060) was delivered on March 13, 2014. The callsign CANFORCE 147 was used during the ferry flight. It flew from the factory at Boeing Helicopters Center 3 South Heliport in Ridley Park, Pennsylvania, to Toronto Lester B Pearson International Airport in Ontario, where it cleared customs and took on additional fuel. The helicopter then proceeded to its base at Garrison Petawawa, Ontario. The Canadian Government ordered 15 CH-147Fs in a CDN5 billion deal in 2009. The first was officially delivered in June 2013 and on average one aircraft has been handed over per month since. All of the CH-147Fs will be assigned to 450 Tactical Helicopter Squadron at Garrison Petawawa.
Among the overseas purchasers of the Chinook is Canada, which has acquired eight CH-147s for use by two of the Transport Helicopter Squadrons of the CAF.
Italy
To mark 40 years of CH-47 Chinook operations by the Aviazione dell'Esercito Italiano (Italian Army Aviation) retired CH-47C airframe MM80824/‘EI-802' has been painted as ‘EI-801', the first delivered on February 16, 1973, and had special markings applied. It is seen at Viterbo on May 17, 2013, home to the 1° Reggimento Aviazione dell'Esercito (1st Regiment Army Aviation) 'Antares', which operates the Italian Chinook fleet.
В 2010 году Испания имела примерно 17 CH-47D. В Армии Италии с 1972 года служили 35 машин, построенные "Agusta", и два вертолета CH-47C, сделанные "Boeing" (фото) в качестве тяжелых транспортных средств.
Итальянская "Elicotteri Meridionali", дочерняя фирма компании "Agusta", приобрела в 1968 году лицензию на производство CH-47C. Основными заказчиками фирмы были Сухопутные войска Италии, закупившие 35 машин (на снимке; еще 2 поставила "Boeing"), и Иран, получивший 38 вертолетов, собранных из американских комплектующих, и 30 - построенных "Agusta".
ICH-47F trials aircraft MM81778/‘EI-701' at Vergiate on October 2, 2014 during the official handover ceremony of the first aircraft to the Aviazione dell’Esercito.
The first example of the ICH-47F Chinook was exhibited in late May, 2013 at the AgustaWestland plant in Vergiate, where the Italian production line is located. CSX81778 (c/n M7801) is the first of 16 ordered by the Italian Army, which also has options for a further four. The CH-47F variant is being produced under a joint production contract signed by Boeing and AgustaWestland on July 16, 2008. It differs from the Boeing-built CH-47F by having new communications, navigation and mission systems provided by Selex, including an integrated threat alert system, ballistic protection, passive countermeasures launcher and crashworthy seats for the crew. The Italian order was announced on May 13, 2009, for delivery between 2013 and 2017 and the first is due to fly later this year.
AgustaWestland ICH-47F Chinook CSX81778 making its maiden flight on June 24, 2013, still in its primer.
UAE
Кот-Адду, Пакистан. Австралийский Верховный комиссар в Пакистане Тим Джордж спускается с борта CH-47 Chinook, принадлежащего ОАЭ. ОАЭ располагают 12 вертолетами CH-47C, купленными у Ливии в 2003 году.
MH-47
MC-130P Combat Shadow предназначены и для дозаправки в воздухе самолетов и вертолетов сил специальных операций. 17-я эскадрилья специального назначения, дислоцированная на авиабазе Кадена, Окинава, - одна из трех эскадрилий Командования специальных операций ВВС США, вооруженная такими машинами. На фотографии - MC-130P готовится к заправке CH-47 над Кореей.
Вариант MH-47D был первым Chinook, стандартно оснащенным заправочной штангой. Машины этого типа состоят на вооружении 3/160-го авиаполка спецназначения в форт Кэмпебел, Джорджия, но на снимке представлен демонстрационный экземпляр фирмы "Boeing".
MH-47E оптимизирован для ночных полетов на малых высотах. Кроме участия в спецоперациях, вертолет может быть задействован в качестве передового заправочного пункта.
Бойцы американского спецназа используют канаты для высадки с MH-47 во время учений "Emerald Warrior" 2011 года, проводившихся в Таллахасси, США. Благодаря своим уникальным возможностям Chinook продолжает оставаться основным вертолетом армейской авиации США.
MH-47 Chinook американской армии подходит к району высадки для десантирования солдат 10-й группы спецназа. MH-47 хорошо оснащен для ночных операций - на нем установлена РЛС следования рельефу местности и инфракрасная система обзора. Последним вариантом этой модели является MH-47G.
1 октября 2014г. на аэродроме Ридли Тауншип (шт. Пенсильвания) состоялся первый полет вновь построенного специализированного вертолета MH-47G (ранее проводилась переделка в этот вариант «Чинуков» более ранних версий). Машина предназначена для Командования специальных операций армии США. Одной из характерных особенностей MH-47G стала цифровая система управления полетом. Предусмотрено поставить в течение года 8 таких вертолетов общей стоимостью около 300 млн. USD
The new build Boeing MH-47G Chinook during a test flight at Ridley Park, Pennsylvania, prior to hand over to US Army Special Operations Command.
Details
Two 30-round M-130 CMDS (countermeasure dispensing system) on the port side of an MH-47G.
AVR-2A laser detecting set on an MH-47E.
APR-39 AS-3548A antenna located on the port forward nose section of an MH-47G.