Мировая Авиация 147
-
681-я эскадрилья британских ВВС, дислоцированная в Дум-Дум (предместье Калькутты, Индия), в сентябре-декабре 1943 года летала на Mosquito PR.Mk IV и Mk IX, после чего передала их 684-й эскадрилье. В феврале 1944 года прибыли первые Mk XVI, включая и этот самолет (NS787/M), вероятно сфотографированный на аэродроме Дум-Дум.
Первый предсерийный YF-104A, присоединившийся к опытному самолету XF-104A, занятому в летных испытаниях. YF-104A уже оснащался двигателем J79-CE-3A.
Первый прототип XF-104 во время вылета по программе летных испытаний, авиабаза Эдвардс. На носовой части и киле видны логотипы компании "Lockheed". Вместо концевых топливных баков можно было подвешивать УР Philco Sidewinder.
Облаченный в высотно-компенсирующий костюм летчик-испытатель позирует на фоне первого XF-104. Широкой общественности самолет показали только 17 апреля 1956 года - два года спустя после первого полета. Видны закрытые воздухозаборники.
Восьмой серийный F-104A Starfighter (56-0737) был оставлен на авиабазе Эдвардс для проведения испытаний. Первой F-104 получила 20 февраля 1958 года 83-я истребительная эскадрилья ПВО.
NF-104A, оснащенный ракетным ускорителем Rocketdyne, предназначался для отработки космонавтами и летчиками-испытателями полетов на больших высотах в условиях невесомости. Три NF-104A были переданы Командованию ПВО США, а затем - Аэрокосмической школе летчиков-исследователей на авиабазе Эдвардс.
В последние три года войны Hawker Hurricane стал едва ли не самым востребованным самолетом британских ВВС. Самой распространенной версией был Mk IIC, имевший четыре 20-мм пушки и большой запас топлива.
Самолет Nakajima Ki-44 был эффективнее других японских истребителей и доставил немало хлопот противнику. Изображенный Ki-44-IIb принадлежал командиру 85-го авиаполка, базировавшегося в 1944 году в китайском Кантоне (ныне Гуанчжоу).
Spitfire из 607-й эскадрильи "County of Durham" запечатлены на аэродроме в Импхале - на заднем плане можно видеть, как B-25 из ВВС Армии США готовятся к вылету на задание. После завоевания господства в воздухе Spitfire были переориентированы на роль истребителей-бомбардировщиков для поддержки союзных войск в Бирме.
Одной из самых знаменитых противокорабельных ракет стала французская ПКР Exocet - на фотографии изображен пуск ракеты штурмовиком Super Etendard. Вооруженные именно такими ракетами аргентинские Super Etendard потопили в 1982 году британские эсминец "Шеффилд" и авиатранспорт "Атлантик Конвейер".
Bristol Beaufighter Mk X, прозванный японцами "Whispering Death" ("Шепчущая смерть"), был особенно эффективен при "работе по земле" с малых высот.
Первый EA-6A дозаправляется от A-6A во время своего первого полета. Самолет не имел воздушных тормозов на законцовках крыла, но хорошо отличим по килевому обтекателю для антенн комплекса ALQ-86.
Один из самых известных Hercules принадлежит пилотажной группе "Blue Angels"- это изображенный C-130T "Fat Albert" (фотография датирована 2009 годом). Надежная конструкция C-130 позволяет заказчикам эксплуатировать его с высокой интенсивностью. К сожалению, главный конструктор самолета Уиллис Хокинс умер в 2004 году.
Все старые C-130 оснащены четырехлопастными воздушными винтами марки Hamilton - за исключением одного C-130H, привлекавшегося к испытанию восьмилопастного воздушного винта для LC-130. Новые C-130J оснащаются модернизированными воздушными винтами Dowty R391, изготовленными из композитов и имеющими серповидную форму.
Hercules является одним из самых известных и успешных военных самолетов в истории мировой авиации, причем даже старые Lockheed C-130 Hercules по-прежнему востребованы
MC-130P Combat Shadow предназначены и для дозаправки в воздухе самолетов и вертолетов сил специальных операций. 17-я эскадрилья специального назначения, дислоцированная на авиабазе Кадена, Окинава, - одна из трех эскадрилий Командования специальных операций ВВС США, вооруженная такими машинами. На фотографии - MC-130P готовится к заправке CH-47 над Кореей.
MB-339 выполняет пуск ракеты Marte 2A. Вариант ракеты, предназначенный для вертолетов, дополнительно оснащен ускорителем.
Конвертоплан CV-22 Osprey принимает топливо от MC-130P Combat Shadow из 67-й эскадрильи специального назначения, Мали, конец 2008 года. Самолет C-130 поступил на вооружение на 53 года раньше, чем конвертоплан V-22.
356-я эскадрилья дислоцировалась в Салбони (Индия) с января 1944 года по июль 1945 года, решая задачи по штурмовке японских позиций, а также выполняя метеоразведку.
Французские ВВС приобрели 241 самолет Mystere IVA, из которых 225 были оплачены правительством США. Mystere IVA сначала поступили во 2-ю, 5-ю и 12-ю истребительные эскадры (сфотографирован самолет из 2-й эскадрильи "Cornouailles" 12-й эскадры), а чуть позже - в 7-ю и 8-ю истребительные эскадры в Северной Африке, где они использовались больше как истребители-бомбардировщики. Самолеты также поступили в учебные подразделения - в 312-ю группу (эксплуатировались до 1976 года) и в 314-ю группу (до 1961 года дислоцировалась в марокканском Мекнесе), летавшую на них до 1973 года.
EA-6B ICAP-II (Block 89) Prowler. Изображен самолет из 134-й эскадрильи РЭБ "Garudas", входившей в состав корабельного авиакрыла авианосца "Рейнджер" до его вывода из боевого состава флота 10 июля 1993 года. Однако 134-я эскадрилья несет службу и сегодня.
Несмотря на принятие на вооружение новых EF-18G, проверенный Prowler остается основным самолетом РЭБ американских Вооруженных сил.
Основным эксплуатантом EA-6A стала авиация КМП США - вооруженные новой машиной 1-я и 2-я смешанные разведывательные эскадрильи принимали участие в войне во Вьетнаме. Изображенный самолет принадлежит 2-й эскадрилье РЭБ авиации КМП США, сформированной в 1975 году путем слияния всех подразделений с самолетами EA-6A.
Данный самолет, сер. № 156482, входил в число пяти предсерийных машин и использовался в программе испытаний. Здесь он изображен во время испытаний по программе ADVCAP. Отличительные его особенности - утолщение в нижней части килевого обтекателя и наличие дополнительных антенн.
Первый EA-6A дозаправляется от A-6A во время своего первого полета. Самолет не имел воздушных тормозов на законцовках крыла, но хорошо отличим по килевому обтекателю для антенн комплекса ALQ-86.
В 1967 году компания "Grumman" переоборудовала A-6A Intruder (сер. № 149481) в демонстратор EA-6B, совершивший первый полет 28 мая 1968 года.
По сравнению с DH-2 самолет DH-3 (на фотографии) имел в верхнем крыле вырез для лучшего сектора обстрела пулемета, установленного в кабине наблюдателя.
Первоначально Marut рассматривался в качестве истребителя-перехватчика и должен был оснащаться РЛС Ferranti AIRPASS и нести вооружение на четырех подкрыльевых узлах подвески. Однако самолет приняли на вооружение как истребитель-бомбардировщик.
Прототип Rotabuggy интенсивно испытывался в 1943-1944 годах, но на вооружение не поступил. Реплика его, построенная в 1980-х годах, сегодня находится в Музее армейской авиации Великобритании.
На фотографии - Kiran Mk 1, цельнометаллический моноплан с прямым крылом и турбореактивным двигателем.
Самолет HAOP-27 представлял собой улучшенный вариант строившегося по лицензии компанией HAL самолета Aeronca Sedan.
HAL HAOP-27 Krishak Mk 2.
Успех R22 позволил Робинсону приступить к разработке четырехместного вертолета R44. После его вывода на рынок в 1992 году было продано более 3000 машин.
Заручившись в 1997 году поддержкой со стороны ряда крупных бизнесменов, компания смогла организовать первый кругосветный перелет для поршневого вертолета - в качестве рекордсмена выступил R44 Astro G-MURY.
R44 Police - это специализированный полицейский вертолет, отличающийся наличием блистеров и возможностью установки специального дополнительного оборудования, включая полицейские радиостанции и громкоговорители, сирену, прожектор Spectrolab SX-5E Starburst, ИК-камеру Inframetrics IRTV445G или Wescam 12DS на гиростабилизированной платформе, а также ТВ-камеру (монтируется на платформе в носовой части). Вертолет получил сертификат в июле 1997 года, первая поставка была осуществлена полиции Саут-Бей, Лос-Анджелес, штат Калифорния.
Вслед за R22 Mariner появился и поплавковый вариант R44, названный Clipper, он также имеет коррозионно-стойкую конструкцию. Сертификат машина получила 12 июля 1996 года. Вертолет способен выполнять длительные полеты над водной поверхностью, причем он оснащен специальными фарами, что позволяет безопасно эксплуатировать его и ночью. Масса пустого вертолета выросла на 23 кг, а скорость полета упала на 16 км/ч. В ценах 1999 года стоимость базового R44 Clipper составляла 293 тысячи долларов.
Nakajima Ki-49 не оправдал надежд японского командования и не смог завоевать превосходство в воздухе. Данные Ki-49 из 3-й эскадрильи 95-го авиаполка летом 1944 года воевали в небе над северо-восточным Китаем.
Простота в пилотировании и обслуживании сделали вертолет R22 чрезвычайно популярным у владельцев летных школ, особенно в США и Великобритании.
Президент компании Франклин Д. Робинсон (справа) спроектировал R22 в 1973 году, а его первые поставки были начаты в 1979 году. На снимке - передача 1000-го вертолета R22 заказчику.
R22 - идеальная машина для частных владельцев, поскольку отличается очень низкими эксплуатационными расходами. На сегодня продано уже более 4000 вертолетов.
Специальные R22. В отличие от многих легких вертолетов, R22 был модифицирован для эксплуатации с водной поверхности. Первые такие R22 Mariner были предназначены для эксплуатации с рыбацких траулеров, ведущих лов тунца у побережья Мексики и Венесуэлы. В 1996 году поставлены 12 вертолетов, после чего появился модифицированный R22 Mariner II (фото), имевший больший резерв мощности. Конструкция вертолета - коррозионно-стойкая, шасси - поплавковое (в распоряжении летчика - манометр контроля давления в поплавках), но с дополнительными колесами для обслуживания на земле.
Специальные R22. Вертолет R22 Agricultural (фото) оснащен комплектом для распыления Apollo Helicopter Services DTM-3: емкость бака, крепящегося внизу к шасси при помощи четырех болтов, - 151 л, а длина штанги распылителя - 7,31 м. Установка всего комплекта требует порядка пяти минут, причем это может сделать всего один человек и без каких-либо специальных инструментов и оборудования.
Spitfire из 607-й эскадрильи "County of Durham" запечатлены на аэродроме в Импхале - на заднем плане можно видеть, как B-25 из ВВС Армии США готовятся к вылету на задание. После завоевания господства в воздухе Spitfire были переориентированы на роль истребителей-бомбардировщиков для поддержки союзных войск в Бирме.
Самолет Pushpak фактически был немного усовершенствованным Aeronca Model 11 Chief, строившимся по лицензии.
Первый самолет GII был передан компании "National Distillers and Chemical Corporation" (Нью-Йорк). На фотографии представлена модификация Gulfstream II-B.
В отличие от самолета GII модель GIII была создана "с чистого листа" и имела законцовки-винглеты, повысившие летные характеристики машины.
Gulfstream Aerospace Gulfstream III
Gulfstream Aerospace Gulfstream II
Mystere IVN поднялся в воздух 19 июля 1954 года. Двухместный всепогодный ночной вариант Mystere IVB - истребитель-перехватчик Mystere IVN - предлагалось вооружать двумя 30-мм пушками и 128 НАР.
Ночной истребитель Mystere. На базе M.D.452 Mystere II был создан оснащенный РЛС опытный двухместный M.D.453 Mystere III "Mystere de Nuit", отличавшийся воздухозаборниками по типу M.D.450-30L и совершивший первый полет 18 июля 1952 года.
Высокая аварийность самолета не стала помехой для командования ВВС Индии, принявшего на вооружение и длительное время эксплуатировавшего HT-2, - на его счету почти 40 лет службы, чему может позавидовать любой самолет.
Данный Mystere IVA, принадлежащий 2-й учебной эскадрилье 8-й эскадры, в июле 1981 года получил специальную окраску - в стиле окраски самолетов Ouragan пилотажной группы 4-й истребительной эскадры, дислоцированной в 1956 году в Бремгартене.
Самолеты Mystere IVA 1-й эскадрильи "Saintonge" 8-й учебной эскадры несли на киле эмблемы старых эскадрилий - 4C-1 (желто-черный лев) и 3C-2 (черная стрела в обрамлении красных крыльев). Учебная часть, дислоцированная в Казо, перевооружилась с Mystere IVA на Alpha Jet в 1979-1980 годах.
Высокие летные характеристики Mystere обеспечивались многими факторами, в том числе и стреловидным крылом. Оно появилось еще на Mystere IIC и имело стреловидность по линии 1/4 хорд 30°, достигнув 38° на Mystere IVA и 45° на Super Mystere В2 (как и на North American F-100). В то же время относительная толщина профиля крыла уменьшилась с 9% на IIC до 7,5% на варианте IVA и до 6% на модификации SMB2. Mystere IVA также имел полностью управляемый стабилизатор. На фотографии - ранний IVA из 12-й истребительной эскадры, дислоцированной в Камбре и перевооруженной на них в 1955 году.
Mystere (в данном случае IVА) имел типичный облик истребителя того времени - с воздухозаборником в носовой части и крылом незначительной стреловидности. На четырех подкрыльевых узлах подвески он мог нести до 7 000 кг топлива или вооружения.
Mystere IV появился сначала в виде экспериментального варианта Mystere II. Самолет, обозначавшийся тогда M.D.452 Mystere IV 01, предназначался для испытания нового крыла.
Французская пилотажная группа "Patrouille de France" была сформирована в 1953 году и получила первоначально самолеты MD.450 Ouragan, но в 1957 году их сменили на Mystere IVA, оснащенные двигателями Verdon. На них группа летала до 1963 года, когда им на смену пришли Fouga Magister. На фотографии - группа из 12 Mystere в 1961 году. Самолеты сохранили натуральный металлический цвет, но получили трехцветную окраску крыла и стабилизатора - сверху и снизу, а вдоль фюзеляжа - от воздухозаборников до сопла двигателя - наносились три тонкие красные, белые и синие линии, такие же линии были на верхней части фюзеляжа - от кабины до киля.
Mystere IVA начали списывать в 1973 году - первой их сменила на Jaguar 7-я истребительная эскадра. Единственной летающей на Mystere IVA оставалась тогда лишь 8-я эскадра. Ее самолеты активно использовались для повышенной подготовки летчиков, вплоть до 1981 года. Данная пара самолетов принадлежала 2-й эскадрилье 8-й эскадры, самолет на заднем плане несет рисунок черной пантеры - это символ подразделения SPA 78.
ВВС Индии. Получив опыт эксплуатации самолетов Toofani (Ouragan), ВВС Индии заказали в общей сложности 110 самолетов Mystere IVA. Первые машины поставлены в 1957 году в 1-ю эскадрилью. Самолеты приняли активное участие в индо-пакистанской войне 1965 года - 3-я и 31-я эскадрильи использовали их как ударные. Последний самолет списан из 31-й эскадрильи в 1973 году.
ВВС Израиля. Израиль приобрел 60 истребителей Mystere IVA; первые 24 самолета, поставленные в мае 1956 года в 101-ю эскадрилью, успели принять участие в боях на Синае и сбили 7 машин противника. Остальные 36 самолетов прибыли в августе, включая один самолет-разведчик,- из них в декабре сформировали 109-ю эскадрилью. После поступления в войска в 1960-е годы Mirage III самолеты Mystere стали использовать как истребители-бомбардировщики. В 1970-х годах они покинули службу.
Желтые и черные полосы в хвостовой части фюзеляжа - обозначение 36 самолетов Mystere IVA из 2-й эскадры, переброшенных в рамках Суэцкой кампании в израильский Рамат-Давид, а на киле изображен символ EC 3/2. Самолеты прибыли в назначенный район 23 октября 1956 года и привлекались в основном для задач ПВО, освободившиеся израильские Mystere были направлены для удара по Египту. Во время израильской командировки французские самолеты подчинялись местному командованию, им были присвоены "теневые" тактические номера 199-й и 201-й эскадрилий. Вернулись французские летчики домой только в декабре.
В 1952 году специалисты ВВС США, в том числе знаменитый Чак Йегер, изучили варианты Mystere, Mystere II и Mystere IV, оснащенный двигателем Тау. Последний вариант произвел впечатление на американцев, и Вашингтон принял решение профинансировать 225 французских IVA.
Mystere IVA. Истребительная эскадрилья EC 1/8 "Maghreb" была сформирована в 1955 году в префектуре Рабат-Сале (Марокко). Эскадрилья, летавшая тогда на самолетах Sud-Est Mistral, приняла активное участие в боевых действиях в Алжире. Причем в 1960 году она была передислоцирована в Оран (Алжир) для перевооружения на самолеты Mystere IVA, на которых летчики тоже успели повоевать в Алжире. Однако в январе 1961 года в ходе референдума о судьбе Алжира около 75% участников высказались за предоставление стране независимости. В 1962 году Алжир стал независимым, а эскадрилья EC 1/8 в конце 1961 года была перебазирована в Оранж (Франция). 7 декабря 1961 года в связи с указанием убрать все североафриканские названия эскадрилью переименовали из "Maghreb" в "Saintonge". До 1955 года это название носила сводная истребительная группа GC 1/22, воевавшая в Индокитае на самолетах Bearcat. Впоследствии эскадрилья стала учебной, а в 1979 году, являясь уже эскадрильей переподготовки ET 1/8, приступила к перевооружению с Mystere на Alpha Jet - последний Mystere списали в 1981 году.
Mystere IVA
В 1978 году "American Jet Industries" приобрела компанию "American Aviation Corporation", переименовав ее в " Gulfstream American Corporation". На фотографии - модель Lynx.
Самолет AA-5A Cheetah (на фотографии), существенно улучшенный вариант хорошо известного AA-5 Traveler, был выпущен более чем в 900 экземплярах.
Поставки GA-7 были начаты в феврале 1978 года и продолжались до конца 1979 года, когда компания "Gulfstream American" остановила его выпуск, равно как и всех своих однодвигательных самолетов.
Довольно необычная силовая установка была главным отличием Gulfstream American Hustler 500. На его базе позже были спроектированы административный самолет Peregrine II и учебно-тренировочный Peregrine
Вертолет Model 2 в отличие от XRON-1/YRON-1 имел герметизированную кабину.
Во время испытаний XRON-1 был оснащен экспериментальным шасси, позволявшим выполнять посадку на неровной площадке или поверхности с большим уклоном.
Отличительными особенностями Hafeli DH-1 стали тонкие хвостовые балки и центральная гондола с кабиной летчиков. Толкающий воздушный винт располагался между балками.
Двигатель LFW для DH-5 выпускался компанией "Swiss Locomotive and Machine Works", город Винтертур.
В варианте Ajeet Trainer предусматривалась возможность демонтажа пушек, благодаря чему внутренний запас топлива мог быть увеличен на 273 л.
Первым зарубежным заказчиком Boeing 737-300 стала "Australian Airlines", закупившая 16 самолетов 737-376. По состоянию на 2010 год, было поставлено 1113 самолетов 300-й серии.
Первый лайнер Boeing 737-300 (N73700) совершил первый полет в феврале 1984 года. После 14 месяцев испытаний и проверок самолет был передан заказчику, авиакомпании "US Air".
Самолет Boeing 737-500 имел почти такую же длину, как и вариант 737-200, и был предназначен для эксплуатации в варианте с малой вместимостью и увеличенной дальностью полета. Поставлено 389 таких лайнеров.
Компания "Piedmont Airlines" из Уинстона-Салема (США) получила свой первый 737-400 в сентябре 1988 года. Самолеты компании имели салон на 146 мест.
Boeing 737 боролся за рынок с европейским Airbus A320, причем вариант 737-400 стал прямым конкурентом удлиненной версии последнего - A321.
Созданная в конце 1980-х годов южнокорейская "Asiana Airlines" выбрала самолеты Boeing 737-300 и -400 для эксплуатации на внутренних и региональных маршрутах малой и средней протяженности.
Особой популярностью новые модели Boeing 737 пользуются у чартерных авиакомпаний. Компания "Germania" выбрала этот лайнер за его высокую экономичность на маршрутах средней протяженности.
Данный Mosquito FB.Mk VI дислоцировался на авиабазе Банф. Фотография датируется зимой 1944-1945 годов. Под крылом он несет два ПТБ емкостью по 454 л.
В одном из вылетов в июне 1943 года самолет Mosquito FB.Mk VI из 418-й эскадрильи пушечным огнем уничтожил на земле два немецких бомбардировщика, а бомбами поразил железнодорожный состав и радиостанцию.
Mosquito FB.Mk XVIII "Tse Tse" несет отличительные "полосы вторжения", хорошо заметен ствол его 57-мм пушки. Многие Mk XVIII вооружались всего двумя пулеметами, чтобы сэкономить в весе
18 февраля 1944 года 487-я новозеландская эскадрилья приняла участие в знаменитом рейде на тюремный комплекс в Амьене - операция "Jericho". Ее Mosquito FB.Mk VI разрушили стену тюрьмы, благодаря чему более 100 членов Сопротивления, приговоренных к смерти, смогли сбежать.
Данный Mosquito FB.Mk VI сфотографирован во время испытаний в Научно-исследовательском центре вооружений в ноябре 1943 года. Самолет несет реактивные снаряды калибра 7,62 см, оснащенные 27-кг боевой частью.
A Mosquito FB Mk VI with an early installation of 60-lb (27-kg) rocket projectiles on British-developed launching rails under the wings.
Изображен один из Mosquito FB.Mk VI, поставленных австралийским ВВС для компенсации еще не развернутого в Австралии выпуска самолетов FB.Mk 40.
Конвертоплан CV-22 Osprey принимает топливо от MC-130P Combat Shadow из 67-й эскадрильи специального назначения, Мали, конец 2008 года. Самолет C-130 поступил на вооружение на 53 года раньше, чем конвертоплан V-22.
MC-130P Combat Shadow предназначены и для дозаправки в воздухе самолетов и вертолетов сил специальных операций. 17-я эскадрилья специального назначения, дислоцированная на авиабазе Кадена, Окинава, - одна из трех эскадрилий Командования специальных операций ВВС США, вооруженная такими машинами. На фотографии - MC-130P готовится к заправке CH-47 над Кореей.
Высокая техническая сложность нового самолета потребовала срочной разработки учебной спарки - первый двухместный F-104B (56-3719) изображен на снимке.
The F-104B two-seat training version of the Starfighter.