HAL HF-24 Marut
HF-24 Marut, первый боевой самолет индийской разработки и постройки, создавался с 1956 года группой специалистов под руководством инженера Курта Танка - известного немецкого авиаконструктора, на счету которого множество проектов самолетов в семействе Focke-Wulf. Задачей группы конструкторов являлось создание многоцелевого истребителя, способного развивать скорость до М=2. Появившийся в итоге Marut представлял собой цельнометаллический моноплан, во многом схожий с Hawker Hunter и имевший фюзеляж овального поперечного сечения, стреловидные низкорасположенное крыло и стабилизатор, трехопорное шасси и высокорасположенную кабину, предоставлявшую пилоту хороший обзор.
В состав силовой установки входили два двигателя, установленные в хвостовой части фюзеляжа и питаемые воздухом, поступавшим через два боковых воздухозаборника. Первоначально планировалось поставить на машину пару ТРД Bristol Aero-Engines (затем Bristol Siddeley) Orpheus BOr.12 тягой по 30,29 кН или 36,34 кН на форсажном режиме, но работы по данному двигателю были прекращены, поэтому пришлось ставить на самолет более старые нефорсированные двигатели Orpheus BOr.2 Mk 703.
Впрочем, поиск альтернативных вариантов двигателей продолжался даже после того, как HF-24 поступил в серийное производство, однако результатов это не принесло. Первый из двух прототипов совершил первый полет 17 июня 1961 года, после двух прототипов последовала партия из 18 предсерийных машин - первая из них поднялась в воздух в апреле 1963 года. Однако командованию ВВС Индии, как заказчику новой машины, ввиду ее изменившихся летных характеристик (в том числе и по причине установки более старого двигателя) пришлось пересмотреть список задач, которые ему можно было поручить. Естественно, что о роли истребителя-перехватчика теперь можно было забыть, а наиболее приемлемым стал вариант истребителя-бомбардировщика или штурмовика - самолет имел высокую скорость полета на малых высотах, отличался хорошей управляемостью и высокой прочностью конструкции, имел хорошее вооружение.
В конечном итоге 112 серийных самолетов строились уже именно в варианте истребителя-бомбардировщика, первый из них совершил полет в ноябре 1967 года. Самолеты хорошо зарекомендовали себя в ходе войны с Пакистаном в 1971 году. Выпуск HF-24 был прекращен в 1970 году. Причем 18 самолетов были построены в варианте двухместного учебно-боевого самолета HF-24 Marut Mk 1T - первый из двух прототипов совершил полет в апреле 1970 года. Последние самолеты Marut были сняты с эксплуатации только в середине 1980-х годов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
HAL HF-24 Marut Mk1
Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
Силовая установка: два ТРД HAL (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Orpheus BOr.2 Mk 703 тягой по 21,57 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1134 км/ч; начальная скороподъемность 2591 м/мин; набор высоты 12190 м - за 9 мин 20 с; дальность полета на малых высотах 772 км
Масса: пустого 6195 кг; максимальная взлетная 10 908 кг
Размеры: размах крыла 9,00 м; длина 15,87 м; высота 3,60 м; площадь крыла 28,50 м2
Вооружение: четыре 20-мм пушки ADEN Mk 2 по бокам в носовой части фюзеляжа, одна выдвигающаяся пусковая установка Matra Type 105 на 50 НАР калибра 68 мм, плюс до 1814 кг авиационных средств поражения на четырех подкрыльевых узлах подвески - в базовом варианте включали четыре 454- или 227-кг бомбы, либо емкости с напалмом, либо четыре блока Matra Type 116 на 18 НАР калибра 68-мм каждый, либо четыре 105-мм НАР Brandt T-10 с кассетной БЧ
- Описание
Фотографии
-
Air Enthusiast 1972-04 / P.Chopra - Journal of an air war
HAL HF-24 Marut Mk 1.
-
Авиация и Время 2004-05 / А.Котлобовский, М.Жирохов - Пылающий Индостан (9)
Истребитель-бомбардировщик HF-24 Marut из 10-й АЭ ВВС Индии
-
Мировая Авиация 147
Первоначально Marut рассматривался в качестве истребителя-перехватчика и должен был оснащаться РЛС Ferranti AIRPASS и нести вооружение на четырех подкрыльевых узлах подвески. Однако самолет приняли на вооружение как истребитель-бомбардировщик.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
Одна из первых публичных демонстраций "Марута". На фото хорошо виден выдвижной пакет с полусотней 68-мм НУРСов.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
Одна из первых публичных демонстраций "Марута".
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Photograph of the HAL HF-24 Marut twin-jet fighter
-
Air International 1981-08 / Fighter A to Z
The HF-24 Marut. India's first indigenous combat aircraft.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
"Марут" (борт. per. BD859) из состава 10-й эскадрильи, который 9 декабря был сбит зенитным огнём. Пилот - скводрон лидер Камат (A.V.Kamat) - попал в плен.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
Пилот испытательного центра индийских ВВС в Джамнагаре Полли Сингх позирует на стремянке возле своего самолёта.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
Снимок для истории - переоснащенная "Марутами" 10-я эскадрилья признана боеготовой.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
HF-24 (борт №462) запёчатлён в момент второго вылета. 24 июня 1961 г.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
HAL HF-24 (two Bristol Siddeley Orpheus 703 turbojet engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
HAL HF-24 Marut Mk I, in squadron service with the Indian Air Force, equipped with underwing fuel tanks
-
Мировая Авиация 58
Индо-пакистанская война. 3-17 декабря 1971г.: скоротечная и ожесточенная индо-пакистанская война за суверенитет Восточного Пакистана привела к появлению независимого государства Бангладеш. Согласно отчетам, ВВС Индии и Пакистана потеряли 72 и 94 самолета соответственно. На снимке представлен тип самолетов собственного производства, применявшийся индийцами в ходе боев: HAL Marut, ведущий огонь из пушек на полигоне.
-
Авиация и Космонавтика 2009-12 / В.Ильин - Индийский бриллиант весом в семь тонн /Современные зарубежные истребители/
Индийский истребитель-бомбардировщик "Марут"
-
Aviation Historian 27 / J.Moralez - From Nile Eagle to Nasser's Folly
The HAL HF-24 Marut was the first jet-powered fighter of Asian origin to be put into production and enter operational service. The attractive twin-engined interceptor and ground-attack aircraft was blighted, however, by problems with its Orpheus engines - hence the co-operative efforts with Egypt to fit the E-300 engine in the type.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
"Марут" - последний самолёт Курта Танка в авиамузее Мюнхена.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
Скводрон лидер Бакши из состава 220-й эскадрильи смог одержать единственную победу на "Маруте" - 7 декабря он сбил огнём из пушек пакистанский F-86.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Prototype of the HAL HF-24 Mk IT two-seat training version of the Marut
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
Первый прототип двухместной модификации "Марут Mk.1T".
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
Одним из недостатков самолётов первых серий была недостаточно надежная работа механизма уборки и выпуска передней стойки шасси. В результате на первых порах подобные картины были не редкостью.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
Процессор Курт Танк даёт пояснения министру обороны Индии, сидящему в кабине полноразмерного макета будущего военого самолёта. Пока ещё считается, что это будет фактически многофункциональный истребитель.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
Лётчик-испытатель уинг коммандер Дас в кабине прототипа.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
Лётчик-испытатель фирмы HAL уинг командер Рошан Лал Сури поднимается в кабину фанерного прототипа.
-
История Авиации 33 / В.Чистов - Дух Бури Индостана /Рывок аутсайдера/
"Дакота" с прототипом "Марута" набирает высоту
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Авиация и Космонавтика 2007-12 / В.Марковский, И.Приходченко - Истребитель-бомбардировщик Су-7 (20)
Истребители-бомбардировщики индийских ВВС. Су-7БМК, "Марут", "Хантер", "Мистер"
Другие самолёты на фотографии: Dassault Mystere IV / MD-454 - Франция - 1952Hawker Hunter - Великобритания - 1951Сухой Су-7БКЛ / Су-7БМК - Россия - 1961
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
HAL HF-24 twin-jet fighter
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Three-view drawing of the HAL HF-24 Marut twin-jet fighter
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
HAL HF-24 Marut Mk I single-seat ground attack fighter
-
Air International 1981-08 / Fighter A to Z
The HF-24 Marut. India's first indigenous combat aircraft.
- Фотографии