RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Индия

Год : 1964

Двухместный самолет базовой и повышенной летной подготовки, учебно-боевой самолет и легкий штурмовик

HAL HJT-16 Kiran

   Первым самолетом, поступившим в серийное производство после того, как в октябре 1964 года компания была реформирована и переименована в "Hindustan Aeronautics Ltd", стал HJT-16 Kiran - самолет, созданный под требования ВВС Индии на невооруженный учебно-тренировочный самолет базовой летной подготовки. За основу при проектировании нового самолета был взят Hunting (Percival) Jet Provost, отличительными особенностями индийской машины стали использование более современных катапультных кресел и герметизированная кабина.
   Работы над самолетом были начаты в 1959 году, детальное проектирование - в 1961 году. Первый прототип поднялся в воздух только 4 сентября 1964 года. Самолет был создан под индийский двигатель HJE-2500 с расчетной тягой 11,12 кН, но данный двигатель так никогда и не был передан в серийное производство, поэтому на самолет установили производившийся в Индии двигатель HAL (Bristol Siddeley/Armstrong Siddeley) Viper - это еще больше придало сходство самолету Kiran с Jet Provost. Предсерийную партию из 24 самолетов Kiran Mk 1 начали передавать заказчику в марте 1968 года, после чего было начато серийное производство самолета - всего были выпущены 118 машин Kiran Mk 1, оснащенных турбореактивными двигателями Viper ASV.11 Mk 200 тягой 11,12 кН.
   Kiran Mk 1 был сразу же взят за основу для создания учебно-боевого самолета и легкого штурмовика. Первой модификацией самолета стала машина Kiran Mk 1A, которая могла нести на двух подкрыльевых пилонах вооружение массой до 450 кг. Всего было выпущено 72 самолета.
   До конца 1960-х годов стало ясно, что возможности базового Kiran можно еще повысить за счет установки более мощного двигателя и современной авионики, - данная программа была начата в сентябре 1972 года.
   Отличительными особенностями Kiran Mk 2 стали более мощный турбореактивный двигатель Orpheus, обеспечивавший большую скорость и больший практический потолок. Кроме того, самолет мог нести увеличенный набор вооружения, включая встроенные пулеметы и авиационные средства поражения на четырех узлах подвески под крылом. Согласно расчетам специалистов HAL, самолет Kiran Mk 2 должен был поступить на вооружение в 1976 году, но этого не произошло. Первый из двух прототипов поднялся в воздух только в июле 1976 года, поэтому ВВС Индии заказали учебно-боевой самолет PZL-Mielec TS-11 Iskra.
   ВВС Индии вначале отказались от Kiran Mk 2 из-за его плохих летных характеристик для полетов ночью и недостаточного радиуса действия, но в марте 1983 года самолет все же было решено принять на вооружение. Kiran Mk 2 поступил на вооружение в апреле 1985 года, до марта 1989 года заказчику были переданы 103 самолета. Планируется, что Kiran останется в строю минимум до 2015 года, когда ему на смену должен прийти HJT-36 Intermediate Jet Trainer.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   HAL HJT-16 Kiran Mk 2

   Тип: двухместный самолет базовой и повышенной летной подготовки, учебно-боевой самолет и легкий штурмовик
   Силовая установка: один ТРД HAL (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Orpheus BOr.2Mk 701-01 тягой 18,68 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 672 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4570 м - 621 км/ч; начальная скороподъемность 1600 м/мин; практический потолок 12 000 м; дальность со стандартным запасом топлива 735 км
   Масса: пустого 2995 кг; максимальная взлетная 5000 кг
   Размеры: размах крыла 10,70 м; длина 10,60 м; высота 3,64 м; площадь крыла 19,00 м2
   Вооружение: два 7,62-мм пулемета FN МА6 в носовой части, плюс до 1000 кг авиационных средств поражения на четырех узлах подвески под крылом - в базовом варианте четыре 250- или 227-кг бомб, либо 2 контейнера HAL с двумя 7,62-мм пулеметами в каждом, либо 4 блока по 18 НАР калибра 68-мм

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии