Dassault Mystere IV / MD-454
Варианты:
Dassault - Mystere IV / MD-454 - 1952 - Франция
Страна: Франция
Год: 1952


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Dassault M.D.454 Mystere IV
Фотографии

Dassault M.D.454 Mystere IV

Хотя в облике самолета M.D.454 Mystere IV просматривались черты M.D.452 Mystere II, он представлял собой совершенно новую конструкцию с крылом стреловидностью по четверти хорд 38° и фюзеляжем овального, а не круглого сечения. Стреловидность более высокого киля была увеличена, использованы цельноповоротные стабилизаторы. Возможно, самым важным нововведением стало уменьшение относительной толщины (профиля) всех несущих поверхностей, что позволяло в пологом пикировании незначительно превышать скорость звука. Проектирование нового самолета началось в 1951 году, в программе задействовали прототипы самолета Mystere II. В составе силовой установки применили другой французский ТРД Hispano-Suiza Verdon - улучшенный вариант ТРД Tay, выпускавшегося "Hispano-Suiza" по лицензии "Rolls-Royce". Прототип Mystere IV выполнил первый полет 28 сентября 1952 года (незадолго до того, как Mystere II в пологом пикировании впервые превысил скорость звука). Прототип был оснащен одним ТРД Tay Mk 250A тягой 27,95 кН. Испытания выявили необходимость внесения изменений в конструкцию: удлинения хвостовой части фюзеляжа, повышения высоты киля, установки форкиля; всего в конструкцию внесли примерно 60 изменений, реализованных на девяти предсерийных Mystere IVA.
  Заказ на изготовление первой партии из 225 серийных Mystere IVA был получен в апреле 1953 года, первые 50 самолетов получили ТРД Tay Mk 250A, их максимальная взлетная масса составляла 7250 кг, а максимальная скорость - 1110 км/ч (М=1,035). Позже эти самолеты переоснастили более мощными ТРД Verdon 350, а максимальную взлетную массу увеличили, что позволило использовать самолеты в качестве истребителей-бомбардировщиков с подвесным вооружением. Постройка первой производственной серии финансировалась США, но затем самолеты строились на французские средства (для ВВС Франции) и на экспорт. Всего построен 421 самолет Mystere IV, включая 110 самолетов для Индии и 60 для Израиля, серийное производство машин завершено в октябре 1958 года.


Варианты

  M.D.454 Mystere IVB: от Mystere IVA получил крыло, горизонтальное оперение и основные опоры шасси, но аэродинамика улучшена. Прототип выполнил первый полет 16 декабря 1953 года с двигателем Rolls-Royce Avon RA.7R тягой 44,67 кН на форсаже; на втором прототипе установили двигатель SNECMA Atar 101F-12, на третьем - Atar G-2 тягой на форсаже 44,13 кН; на серийных самолетах планировалось ставить ТРДФ Atar 101G-31, однако в серию не передавался из-за появления Super Mystere В2
  M.D.454 Mystere IVN: проектировался параллельно с Mystere IVB, первый полет прототип двухместного ночного перехватчика выполнил 16 июля 1954 года - самолет был оснащен ТРДФ Avon RA.7R; над носовым воздухозаборником в обтекателе установлена РЛС APG-33; вооружение - две 30-мм пушки DEFA 551 и подвесной блок с 52 ракетами калибра 68 мм; от серийного производства отказались в пользу перехватчика Sud-Aviation Vautour


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault M.D.454 Mystere IVA

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один ТРД Hispano-Suiza Verdon 350 тягой 34,32 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1120 км/ч; начальная скороподъемность 2700 м/мин; практический потолок 15 000 м; дальность 920 км
  Масса: пустого 5680 кг; максимальная взлетная 9500 кг
  Размеры: размах крыла 11,12м; длина 12,85 м; высота 4,60 м; площадь крыла 32,00 м2
  Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 551 в нижней носовой части фюзеляжа, предусмотрена возможность установки блока НАР Matra 101 bis с 55 ракетами калибра 68 мм на внешней подвеске, плюс до 1000 кг боевой нагрузки на подкрыльевых пилонах
Mystere IVA из эскадрильи EC 2 ВВС Франции, ноябрь 1956г.
Данный Mystere IVA, принадлежащий 2-й учебной эскадрилье 8-й эскадры, в июле 1981 года получил специальную окраску - в стиле окраски самолетов Ouragan пилотажной группы 4-й истребительной эскадры, дислоцированной в 1956 году в Бремгартене.
Mystere IVA из ВВС Франции принимали участие в Суэцкой кампании 1956 года, самолеты ВВС Индии принимали участие в войне с Пакистаном в 1965 году, а ВВС Израиля использовали Mystere IVA в "Шестидневной войне" 1967 года.
Mystere IVA из 101-й эскадрильи ВВС Израиля, ноябрь 1956г.
Mystere IVA из 109-й эскадрильи ВВС Израиля, 1962г.
Mystere IVA. Военное сотрудничество Франции и Израиля подразумевало использование французских самолетов во время войны. Этот Dassault Mystere IVA имеет камуфляжную окраску, включающую светло-песочный и зеленый цвета, характерную для самолетов, атакующих цели на малых высотах. Было использовано три эскадрильи (60 самолетов), потери составили всего восемь самолетов. Во время этих ударов ВВС Израиля применили новое оружие, созданное для максимального разрушения взлетно-посадочных полос. Этот тип бомб был сконструирован для сброса с небольшой высоты и на высокой скорости, после чего раскрывался парашют для подстраховки отделения и ориентации оружия относительно цели. Через двесекунды срабатывал реактивный ускоритель, после взрывов образовывались воронки, более крупные, чем после применения обычного оружия.
Mystere IVA из 116-й эскадрильи ВВС Израиля, конец 1967г.
Dassault Mystere IVA.
Истребители Myster IVA в 1965г. находились на вооружении пяти эскадрилий ВВС Индии
Mystere IVA ВВС Индии, конец 1970г.
Самолеты Mystere IVA 1-й эскадрильи "Saintonge" 8-й учебной эскадры несли на киле эмблемы старых эскадрилий - 4C-1 (желто-черный лев) и 3C-2 (черная стрела в обрамлении красных крыльев). Учебная часть, дислоцированная в Казо, перевооружилась с Mystere IVA на Alpha Jet в 1979-1980 годах.
Истребители «Ураган» и «Мистер» IV
Специально для фотосессии на аэродроме выставлены самолеты ВВС Франции - Mirage F1 В/С, Mirage III и Mystere (на заднем плане). ВВС Франции закупили всего 20 двухместных F1B - совсем немного на фоне боевых F1 (251 машина).
Mystere IV появился сначала в виде экспериментального варианта Mystere II. Самолет, обозначавшийся тогда M.D.452 Mystere IV 01, предназначался для испытания нового крыла.
Mystere IVА сняли с вооружения строевых частей в 1975 году, но как самолеты повышенной боевой подготовки во Франции их использовали до начала 1980-х годов.
Высокие летные характеристики Mystere обеспечивались многими факторами, в том числе и стреловидным крылом. Оно появилось еще на Mystere IIC и имело стреловидность по линии 1/4 хорд 30°, достигнув 38° на Mystere IVA и 45° на Super Mystere В2 (как и на North American F-100). В то же время относительная толщина профиля крыла уменьшилась с 9% на IIC до 7,5% на варианте IVA и до 6% на модификации SMB2. Mystere IVA также имел полностью управляемый стабилизатор. На фотографии - ранний IVA из 12-й истребительной эскадры, дислоцированной в Камбре и перевооруженной на них в 1955 году.
В 1952 году специалисты ВВС США, в том числе знаменитый Чак Йегер, изучили варианты Mystere, Mystere II и Mystere IV, оснащенный двигателем Тау. Последний вариант произвел впечатление на американцев, и Вашингтон принял решение профинансировать 225 французских IVA.
Один из первых серийных Mystere IVA ВВС Франции
Mystere IVA начали списывать в 1973 году - первой их сменила на Jaguar 7-я истребительная эскадра. Единственной летающей на Mystere IVA оставалась тогда лишь 8-я эскадра. Ее самолеты активно использовались для повышенной подготовки летчиков, вплоть до 1981 года. Данная пара самолетов принадлежала 2-й эскадрилье 8-й эскадры, самолет на заднем плане несет рисунок черной пантеры - это символ подразделения SPA 78.
Французская пилотажная группа "Patrouille de France" была сформирована в 1953 году и получила первоначально самолеты MD.450 Ouragan, но в 1957 году их сменили на Mystere IVA, оснащенные двигателями Verdon. На них группа летала до 1963 года, когда им на смену пришли Fouga Magister. На фотографии - группа из 12 Mystere в 1961 году. Самолеты сохранили натуральный металлический цвет, но получили трехцветную окраску крыла и стабилизатора - сверху и снизу, а вдоль фюзеляжа - от воздухозаборников до сопла двигателя - наносились три тонкие красные, белые и синие линии, такие же линии были на верхней части фюзеляжа - от кабины до киля.
MODE DE FRANCE. Making their debut last month were the latest mount of the famous aerobatic Patrouille de France - and replacing last year's Ouragans - recent-production Mystere IVAs (serial no. 299, illustrated) of Dijon's 2eme Escadre de Chasse. Note red, white, blue fuselage trim replacing roundels, also red, white, blue wings, upper and lower and under the tail.
Seen at the Paris Aero Show, one of the aerobatic Dassault Mystere IVAs with new radio antennae
Mystere (в данном случае IVА) имел типичный облик истребителя того времени - с воздухозаборником в носовой части и крылом незначительной стреловидности. На четырех подкрыльевых узлах подвески он мог нести до 7 000 кг топлива или вооружения.
Варианты вооружения Mystere IVA
The first of 106 Dassault Mystere IVAs to go into store at Sculthorpe, pending reduction to scrap, was seen at Sculthorpe’s open day on May 8, 1976.
Желтые и черные полосы в хвостовой части фюзеляжа - обозначение 36 самолетов Mystere IVA из 2-й эскадры, переброшенных в рамках Суэцкой кампании в израильский Рамат-Давид, а на киле изображен символ EC 3/2. Самолеты прибыли в назначенный район 23 октября 1956 года и привлекались в основном для задач ПВО, освободившиеся израильские Mystere были направлены для удара по Египту. Во время израильской командировки французские самолеты подчинялись местному командованию, им были присвоены "теневые" тактические номера 199-й и 201-й эскадрилий. Вернулись французские летчики домой только в декабре.
Французские Mystere IVA эскадры EC-2. Начало ноября 1956г.
Backbone of France 's defence interceptor strength is the Dassault Mystere. The Super Mystere B2 will be flying in early 1957 and will augment the fighter role with that of ground attack. Like the Super Mystere B1, the B2 will be supersonic in level flight. The B 1/2 stems from the Mystere IVB and will supplement and then replace the current production Mystere IVA (photo).
Mystere IV из эскадрильи EC 3/12
Backbone of France 's defence interceptor strength is the Dassault Mystere. The Super Mystere B2 will be flying in early 1957 and will augment the fighter role with that of ground attack. Like the Super Mystere B1, the B2 will be supersonic in level flight. The B 1/2 stems from the Mystere IVB (photo) and will supplement and then replace the current production Mystere IVA.
ВВС Израиля. Израиль приобрел 60 истребителей Mystere IVA; первые 24 самолета, поставленные в мае 1956 года в 101-ю эскадрилью, успели принять участие в боях на Синае и сбили 7 машин противника. Остальные 36 самолетов прибыли в августе, включая один самолет-разведчик,- из них в декабре сформировали 109-ю эскадрилью. После поступления в войска в 1960-е годы Mirage III самолеты Mystere стали использовать как истребители-бомбардировщики. В 1970-х годах они покинули службу.
Mystere IVA из 101-й эскадрильи ВВС Израиля
Израильские "Мистэры" наносят удар напалмовыми баками
Mystere IVA ВВС Индии - участник войны в Пакистаном 1971 года
ВВС Индии. Получив опыт эксплуатации самолетов Toofani (Ouragan), ВВС Индии заказали в общей сложности 110 самолетов Mystere IVA. Первые машины поставлены в 1957 году в 1-ю эскадрилью. Самолеты приняли активное участие в индо-пакистанской войне 1965 года - 3-я и 31-я эскадрильи использовали их как ударные. Последний самолет списан из 31-й эскадрильи в 1973 году.
Although the aged Mystere IVA is in process of phasing out, and has been largely supplanted by the Su-7, it saw considerable use in the close support role during the Indo-Pakistan conflict.
Mystere IVA. Истребительная эскадрилья EC 1/8 "Maghreb" была сформирована в 1955 году в префектуре Рабат-Сале (Марокко). Эскадрилья, летавшая тогда на самолетах Sud-Est Mistral, приняла активное участие в боевых действиях в Алжире. Причем в 1960 году она была передислоцирована в Оран (Алжир) для перевооружения на самолеты Mystere IVA, на которых летчики тоже успели повоевать в Алжире. Однако в январе 1961 года в ходе референдума о судьбе Алжира около 75% участников высказались за предоставление стране независимости. В 1962 году Алжир стал независимым, а эскадрилья EC 1/8 в конце 1961 года была перебазирована в Оранж (Франция). 7 декабря 1961 года в связи с указанием убрать все североафриканские названия эскадрилью переименовали из "Maghreb" в "Saintonge". До 1955 года это название носила сводная истребительная группа GC 1/22, воевавшая в Индокитае на самолетах Bearcat. Впоследствии эскадрилья стала учебной, а в 1979 году, являясь уже эскадрильей переподготовки ET 1/8, приступила к перевооружению с Mystere на Alpha Jet - последний Mystere списали в 1981 году.
Mystere IVA
Истребители-бомбардировщики индийских ВВС. Су-7БМК, "Марут", "Хантер", "Мистер"