Dassault M.D.450 Ouragan
Dassault M.D.450 Ouragan стал первым принятым на вооружение французским реактивным истребителем. Списанные самолеты состояли на вооружении Индии и Израиля, который после ремонта продал их в середине 1970-х годов Сальвадору, где машины списали в 1990-е годы. Построенный в инициативном порядке Ouragan выполнил первый полет 28 февраля 1949 года без вооружения, но с герметичной кабиной и крыльевыми баками, которые стали устанавливать и на серийных машинах. После постройки трех прототипов и 12 предсерийных самолетов был заключен контракт на выпуск 150 серийных машин, вскоре увеличенный до 350 самолетов.
Первый серийный Ouragan поднялся в воздух 5 декабря 1951 года, а последний собрали в середине 1954 года. Поставки ВВС Франции начались в 1952 году, самолеты поступили на вооружение трех эскадр (авиагрупп), но в мае 1955 года в качестве основного истребителя был выбран Mystere IVA. Последний Ouragan сняли с вооружения лишь через шесть лет, а примерно 50 самолетов использовались как учебно-тренировочные до середины 1960-х годов. Четыре машины Barougan представляли собой вариант Ouragan с двухопорным шасси с колесами типа "diabolo" и тормозным парашютом; в 1954-1957 годах они испытывались на предмет базирования на аэродромах в пустынях Алжира, однако идея дальнейшего развития не получила.
С 1953 года Индия закупила 104 самолета, получивших обозначение Toofani. С 1955 года Израиль закупил 75 самолетов Ouragan (24 новых и 51 снятый с вооружения ВВС Франции). В ближневосточных войнах самолет зарекомендовал себя маневренным истребителем и "устойчивой платформой" при штурмовке наземных целей.
Варианты
M.D.450R: единственный разведывательный самолет
M.D.450-30L: один самолет с двумя 30-мм пушками DEFA и ТРД Atar 101B с боковыми воздухозаборниками
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Dassault M.D.450 Ouragan
Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
Силовая установка: один ТРД Hispano (Rolls-Royce) Nene Mk 104B тягой 22,26 кН
Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 940 км/ч; начальная скороподъемность 2400 м/мин; практический потолок 13 000 м; дальность 920 км; боевой радиус в варианте перехватчика 450 км
Масса: пустого 4142 кг; максимальная взлетная 7900 кг
Размеры: размах крыла по бакам на законцовках крыла 13,16 м; длина 10,74 м; высота 4,14 м; площадь крыла 23,80 м2
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 Modele 50 внизу носовой части фюзеляжа, плюс до 907 кг бомб, ракет или баков с напалмом под крылом
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 101
Один из лучших первых реактивных истребителей, Ouragan обладал отличными летными данными и высокой боевой эффективностью. Изображен самолет пилотажной группы "Patrouille de France".
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
Ouragan из пилотажной эскадрильи Patrouille de France ВВС Франции, конец 50-х гг.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
"Ураган" из 113-й эскадрильи ВВС Израиля, октябрь-ноябрь 1956г.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
"Ураган" из 113-й эскадрильи ВВС Израиля, октябрь-ноябрь 1956г.
-
Мировая Авиация 120
ВВС Израиля. В 1956 году двадцать израильских Ouragan принимали участие в боевых действиях против Египта. Самолеты несли черные и желтые идентификационные полосы. В ходе компании были потеряны три машины, в основном занимавшиеся непосредственной поддержкой войск.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
Регистрационный номер: IC682 Toofani из 29-й эскадрильи ВВС Индии, 1958г.
-
Мировая Авиация 120
Регистрационный номер: IC692 ВВС Индии. Этот Toofani из 29-й эскадрильи индийских ВВС использовался во время индо-пакистанской войны 1965 года в Кашмире. Хотя индийские ВВС численно превосходили пакистанские, высокий уровень потерь старых индийских истребителей Vampire заставил командование вывести их и Ouragan в резерв после первого дня боев.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
"Ураган" ВВС Сальвадора, конец 70-х гг. Самолет нес израильский камуфляж
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / В.Морозов - В небе над Синаем (2)
MD.540 «Ураган» в музее на авиабазе Хатцерим. Камуфляж этой машины соответствует стандарту, принятому уже после 1967 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / М.Никольский - Музей в Ле Бурже /Музей/
Истребители «Ураган» и «Мистер» IV
Другие самолёты на фотографии: Dassault Mystere IV / MD-454 - Франция - 1952
-
Мировая Авиация 85
23 января 1949г.: поднялся в воздух первый реактивный истребитель французской разработки Dassault MD.450.01 Ouragan с двигателями Rolls-Royce Nene.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
"Ураган" ВВС Франции. Под крылом самолета подвешены 32 НАР
-
Мировая Авиация 120
Ouragan из эскадрильи ЕС 3/2 "Alsace", вооруженный НАР HVAR под крылом. Снизу носовой части фюзеляжа хорошо видны порты левой пары 20-мм пушек Hispano-Suiza 404.
-
Air Pictorial 1958-07 / Scrapbook
A Dassault MD-450 Ouragan of the 4eme Escadre de Chasse (Escadrille des Souix) at Aldergrove, June 1956
-
Air Pictorial 1958-07 / Scrapbook
LAFAYETTE. Probably the most famous of all badges is that of Lafayette Escadrille. Photo: a close-up of the Ouragan's insigne
-
Air Enthusiast 2001-11 / F.Lert - The Test-pilot's Test Pilot
Capturing the Creil-Cannes in the Ouragan for EC.2 led to Saget's career with Dassault as a test-pilot.
-
Air Enthusiast 2001-01 / A.Pelletier - French 'Jugs'
P-47 44-20048 belonging to EMCE 3/10 whose insignia represented a Musketeer. This unit was stationed at Dijon along with the Dassault Ouragans of the 2nd Escadre de Chasse, at right.
Другие самолёты на фотографии: Republic P-47D-25 / P-47N Thunderbolt - США - 1943
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Dassault M.D.450 Ouragan.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
Пара "Ураганов" из истребительной эскадрильи "Аисты" ВВС Франции
-
Мировая Авиация 120
Взлетает израильский Ouragan, оснащенный парой ПТБ и четырьмя направляющими для ракет. Самолет несет коричнево/темно-зеленый камуфляж на верхних поверхностях и светло-серый на нижних - это схема, характерная для времен Суэцкого кризиса. Машина принадлежит 113-й эскадрилье, первой получившей на вооружение Ouragan, ранее принадлежавшие французским ВВС.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
Тройка "Ураганов" ВВС Израиля в парадном строю
-
Авиация и Космонавтика 2017-05 / В.Морозов - В небе над Синаем (1)
В полете самолеты ВВС Израиля: «Мираж» III, «Мистэр» IV, «Вотур», «Супер Мистэр», «Ураган»
Другие самолёты на фотографии: Dassault Mirage III - Франция - 1956Dassault Mystere IV / MD-454 - Франция - 1952Dassault Super Mystere - Франция - 1955Sud-Ouest SO.4050 Vautour II - Франция - 1952
-
Авиация и Космонавтика 2017-05 / В.Морозов - В небе над Синаем (1)
MD.540 "Ураган" ВВС Израиля. Фото конца 1950-х - начала 1960-х гг.
-
Авиация и Время 1998-03 / М.Жирохов, А.Котлобовский - В небе Синая. Год 1956 /Авиация в локальных конфликтах/ (1)
Стоянка "Ураганов" 113-й АЭ ВВС Израиля. Авиабаза Хатцор, начало октября 1956г.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
"Ураганы" из 113-й АЭ ВВС Израиля - участники боев над Синаем
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
Регистрационный номер: IC568 В Индии "Ураганы" получили обозначение Toofani
-
Aviation Historian 8 / D.Gordon - Exercise Shiksha: sharpening India's cold war claws
The small size of the Gnat is accentuated alongside the type it replaced in IAF service, the Dassault Ouragan - named Toofani (Hindi for Hurricane) in Indian service. The French-built Toofani was used in the reconnaissance role during the Sino-Indian conflict of late 1962.
Другие самолёты на фотографии: Folland Gnat - Великобритания - 1955
-
Авиация и Время 2003-04 / А.Котлобовский, М.Жирохов - Пылающий Индостан (5)
Устаревшие "Туфани" индийцы использовать не рискнули
-
Aviation Historian 26 / T.Buttler - Dassault's X-files
Retaining the production Ouragan’s distinctive open-ended nose air intake, the “Barougan” was conceived as a more rugged version for operations from unprepared and semi-prepared airfields. Note the double mainwheels fitted to serial 336, one of the four so converted, and the only example to see operational service.
-
Мировая Авиация 120
Ouragan, доработанный ВВС Франции с целью расширения возможностей его базирования, получил имя Barougan (фото). Он отличался сдвоенными колесами на основных стойках и контейнером тормозного парашюта, позволявшими ему действовать с неподготовленных ВПП.
-
Мировая Авиация 120
Впервые взлетевший 21 января 1952 года, M.D.450-30L (фото) был двенадцатым предсерийным Ouragan, получившим боковые воздухозаборники. Он стал предшественником двухместного всепогодного перехватчика M.D.453 (Mystere de Nuit), оснащенного РЛС. Фоторазведчик M.D.451 с ТРД SNECMA Atar 101C так и остался в проекте.
-
Aviation Historian 26 / T.Buttler - Dassault's X-files
The Ouragan 30L’s revised side-mounted air intakes and solid nose are shown here to good effect.
-
Aviation Historian 26 / T.Buttler - Dassault's X-files
With flaps fully extended, the sole MD.450 Ouragan 30L comes in to land during its trials programme after its first flight in January 1952.
-
Aviation Historian 26 / T.Buttler - Dassault's X-files
The MD.450-30L initially flew without tiptanks, although these were later fitted, as seen here, along with a rather unattractive nose arrangement containing "homing equipment". Aside from the revised intake arrangement, the 30L, seen here wearing its production number, 11, was essentially the same as a standard production Ouragan.
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Котлобовский - "Ураган" над полем боя /Авиация в локальных конфликтах/
MD-450 Ouragan из эскадрильи EC I/2 Cicognes ВВС Франции, Дижон, 1953г.
-
Мировая Авиация 101
Dassault M.D.450 Ouragan
-
Aviation Historian 26 / T.Buttler - Dassault's X-files
Dassault MD.450 Ouragan 30L
- Фотографии