Мировая Авиация 101
-
Ми-8 афганских ВВС заходит на посадку. После прихода в 1992 году к власти в Кабуле исламистов личный состав ВВС объявили "неблагонадежным".
Моджахеды позируют на обломках Ми-8 афганских ВВС. Вертолет сбит ракетой в провинции Забул в октябре 1990 года. За годы войны в Афганистане вертолеты Ми-8 понесли самые тяжелые потери - различными средствами ПВО были сбиты более 45 "восьмерок".
Советская военная доктрина строилась в расчете на глобальную войну со странами НАТО, поэтому адаптироваться к ведению боевых действий с противником "партизанского" толка в труднодоступной местности было непросто.
B-25 (24 самолета) был больше и быстрее NA-40; первый полет -19 августа 1940 года. Армия США получила первые самолеты в феврале 1941 года (17-я бомбардировочная группа). Экипаж B-25 - пять человек, масса бомбовой нагрузки - 1361 кг, стрелковое вооружение - турельные пулеметы в фюзеляже и один 12,7-мм в хвостовой части.
На B-25A сохранили двигатели R-2600-9, но оборонительное вооружение по опыту войны в Европе усилили, установили также протектированные баки и усилили бронезащиту пилота. Дальность полета и максимальная скорость снизились. В дополнение к B-25,17-я бомбардировочная группа получила B-25A, один из которых потопил 24 декабря 1941 года у западного побережья США японскую субмарину.
B-25B. При прежней силовой установке отличался от предшественников наличием верхней и нижней фюзеляжных турелей и отсутствием хвостовой стрелковой точки. В новых турелях Bendix стояло по два 12,7-мм пулемета. 18 апреля 1942 года 16 B-25B из 3-й бомбардировочной группы с авианосца "Хорнет" нанесли удар по Японии - самый знаменитый боевой эпизод Mitchell.
B-25C с укороченным на 25,4 см фюзеляжем выполнил первый полет 9 ноября 1941 года, самолет имел автопилот. B-25C - первые Mitchell, развернутые за пределами США: 48 самолетов в марте 1942 года доставили в Австралию (3-я бомбардировочная группа).
B-25D. Самолет идентичен B-25C, но собирался на заводе в Канзасе, а не в Инглвуде. В ходе серийного производства в конструкцию самолета внесли ряд изменений. B-25C как PBJ-1D стал первым Mitchell для ВМС США.
На Тихом океане B-25 выполняли задания, для которых при разработке и создании не предназначались, - наносили удары по кораблям и судам с предельно малых высот. На фотографии - удар по порту Гонконга.
Для целей опознавания на переброшенные в Северную Африку B-25 наносили крупные бортовые номера. На фотографии - самолет 12-й бомбардировочной группы, изначально он окрашен в песочный цвет ("aircraft sand" или "sand"). Краска быстро выгорала под солнцем пустыни и приобретала розоватый оттенок, из-за чего ее чаще называли "пустынной розовой" ("desert pink").
В годы Второй мировой войны Великобритания получила B-25 по ленд-лизу. Сначала в 1942 году поставлены 23 самолета B-25B, получившие британское обозначение Mitchell Mk I. Mitchell Mk II (эквивалент американских B-25C и B-25D), именно эти самолеты стали первыми Mitchell британских ВВС, которые пошли в бой. Всего с середины 1942 года британцы получили 543 самолета Mitchell Mk II,a также 316 самолетов Mitchell Mk III (B-25J), хотя часть из них попала в канадские ВВС.
B-25D Mitchell. Изображен B-25D-1-NC Mitchell, №41-29896. B-25D имел фирменное обозначение NA-82A и в целом мало отличался от B-25C (NA-82), хотя 2290 таких самолетов построили на новом заводе "North American" в Канзасе (B-25C строились на заводе в калифорнийском Инглвуде). B-25 использовались в Северной Африке с августа 1942 года, когда четыре бомбардировочных группы приступили к нанесению ударов по войскам Роммеля. В 1943 году с началом отступления войск стран Оси самолеты B-25 доработали в штурмовики, и в таком виде они принимали участие во всех основных кампаниях, начиная от Туниса и заканчивая северной Италией.
Второй прототип Hellcat был собран как XF6F-3 с мотором Pratt & Whitney R-2800-10W и рядом конструктивных изменений. Первый полет он выполнил 30 июля 1942 года, в сентябре его переоснастили тем же мотором, который стоял на первом прототипе. Обратите внимание на кок винта - на серийных самолетах его не было.
Эта фотография датирована 10 марта 1943 года, один из прототипов XF6F заснят вместе с другим изделием "Grumman" - TBF Avenger. В годы войны с целью увеличения объемов производства авиатехника "Grumman" часто выпускалась по контрактам с другими фирмами. Если все Hellcat были построены "Grumman", то большинство Avenger построило отделение "General Motors".
Новые Hellcat на заводском аэродроме Бетпейдж. Изначально предполагалось, что F6F-1 (как FV-1) будет выпускать "Canadian Vickers", но реализован этот план не был. В 1943 году F6F-3 стал первым серийным вариантом Hellcat.
F6F-3 ранней постройки в полете с выпущенным шасси. Первые серийные истребители поступили на вооружение 9-й истребительной эскадрильи, приписанной к AB "Эссекс". Эскадрилья вступила в войну на Тихом океане 31 августа 1943 года.
F6F-5 составляют больше половины от всех 12275 построенных F6F, в варианте Hellcat Mk II для авиации британского флота построили примерно 900 машин.
Построено более 1000 ночных истребителей F6F-5N, они оснащались РЛС AN/APS-6, установленными в контейнере на правой консоли крыла. Поздние F6F-5N имели 20-мм пушки, повышавшие вероятность поражения целей ночью.
Два прототипа XF6F-6 переоборудовали из двух недостроенных F6F-5 путем установки двигателей R-2800-18W мощностью 2100 л.с. (1566 кВт), снабженных четырехлопастными винтами. Планы начать серийное производство XF6F-6 в сентябре 1944 года отменили - двигатели требовались для более совершенных F4U-4 Corsair.
Dassault Etendard IVM могли заменить на Jaguar М, но было принято решение в пользу Super Etendard. Самолет легко идентифицировать по носовому фальшкилю, в котором установлена антенна радиокомандной системы наведения УР AS20.
Dassault Etendard IVP
Boeing 727 составляли значительную часть парка "Pan Am", всего авиакомпания закупила 97 таких самолетов, часть из них затем продали другим авиаперевозчикам.
При столкновении с землей Boeing взорвался, все находившиеся на борту люди погибли практически мгновенно.
Следователи Национального бюро по безопасности на транспорте установили, что причиной катастрофы стало резкое изменение направления и скорости (сдвиг) ветра при взлете.
В силу высоких эксплуатационных расходов и небольшой дальности полета Mercure не смог составить конкуренцию Boeing 737.
AC-130A. Этот AC-130A переоборудован из C-130A-LM (№55-0046). Префикс "О" перед серийным номером на киле означает "obsolete" ("устаревший"), то есть самолет, эксплуатирующийся более 10 лет.
AC-130H Pave Spectre из 16-й эскадрильи спецназначения 1-го авиакрыла спецназначения, дислоцировавшегося на авиабазе Халберт-филд, 1988 год.
Для американских солдат, находившихся под обстрелом противника, появление в небе AC-130 означало спасение - его вооружение вело огонь с высочайшей точностью, вплоть до поражения отдельного человека. На снимке - AC-130U Spooky из 4-й эскадрильи спецназначения.
Фюзеляж "воздушного линкора" AC-130 снабжен многочисленными блистерами и обтекателями датчиков бортовых обзорно-прицельных и оборонительных систем. Данный AC-130U доработан по последнему стандарту - Spooky II.
AC-130 легко узнать по торчащим из борта фюзеляжа пушечным стволам (на фотографии - AC-130U). Пушки и пулеметы обеспечивают мощное поражающее воздействие, они проще и дешевле управляемых ракет.
17 декабря 1903 года Орвилл выполнил полет продолжительностью 12 секунд, который стал одним из важнейших событий в истории человечества.
После триумфа 1903 года братья Райт построили серию аппаратов, представлявших собой развитие Flyer. На фотографии - один из них, снимок сделан в Китти Хок.
Орвилл Райт в первом в истории полете на моторном аппарате тяжелее воздуха. Братья Райт сохранили установленный перед крыльями руль высоты, хотя он оказался неэффективным и был демонтирован. Переднее горизонтальное оперение оказалось востребованным сравнительно недавно и большинство современных истребителей построено по схеме с ПГО.
Члены экипажа в кабине F-111 размещались бок о бок. F-111C австралийских ВВС принимали участие в учениях "Red Flag 2007", на которые прибыли, не прибегая к дозаправке в воздухе.
Aardvark - название мифического ночного животного у некоторых африканских племен, способного проходить сквозь стены. Считалось, что это подходящее прозвище для самолета, который ночами "проходил" сквозь стены ПВО Ирака. Это наименование F-111 получил в ВВС США лишь на закате своей карьеры. В 2010 году F-111 эксплуатируются только в австралийских ВВС, но к концу года и там их намечено снять с вооружения.
Австралийский F-111C - это гибрид более ранних модификаций. В ходе модернизации F-111C получили ИК-системы переднего обзора Pave Tack
F-111B отличался более коротким носовым обтекателем. На фотографии - самолет с крылом, установленным в положение минимальной стреловидности. Хотя F-111B успешно прошел испытания на авианосце, к моменту окончания испытаний судьба палубного варианта фактически уже была предрешена.
The unsuccessful F-111B two-seat shipboard fighter.
На закате карьеры в США все F-111 были сосредоточены на авиабазе Кэннон, штат Нью-Мексико. На фотографии - F-111G в однотоновой серой окраске.
18-й и последний предсерийный F-111A был модернизирован в прототип FB-111A, предназначенный для САК ВВС США. На фотографии - самолет с четырьмя 2271-литровыми ПТБ, на его внутреннем пилоне подвешена атомная бомба B43 мощностью 1 мегатонна.
Сингапурская "Tiger Airways" эксплуатирует восемь A320-232 в тигровой окраске, авиакомпания заказала еще 57 самолетов данного типа. В ее парке также два A319-132. Все самолеты компании имеют одноклассную эконом-конфигурацию.
A320-232 компании "Air New Zealand" выполняет посадку на мокрую от дождя ВПП. Один из ее A320 разбился в 2008 году, когда его готовили к возвращению после лизинга германской "XL Airlines". Несмотря на это, A320 входит в число самых безопасных современных авиалайнеров.
"Airbus" разработал концевые крылышки sharklet для снижения расхода топлива на A320. Sharklet отличаются от привычных винглетов формой и профилем, и существенно снижают эксплуатационные расходы.
Boeing 737 компании "British Airtours", аналогичный пострадавшему в авиакатастрофе в Манчестере. После авиакатастрофы на некоторое время прекратили полеты всех Boeing 737.
Расследование катастрофы длилось более трех лет. Среди рекомендаций содержалось требование обеспечить пассажиров индивидуальной защитой от дыма, не реализованное до сих пор.
В типовом варианте салон Falcon 50 позволяет перевозить 8 или 9 пассажиров при наличии туалета в хвостовой части, также имеются в передней части кухня и туалет для экипажа.
Dassault Falcon 50
Falcon 900B получил усовершенствованные двигатели, позволяющие выполнять крейсерский полет на высоте 11855 м и удовлетворяющие по шумности требованиям Части III FAR 36.
В 2000 году Falcon 2000 и Falcon 900 стали первыми бизнес-джетами с композитным хвостовым оперением, получившими сертификат летной годности.
Falcon 7X сохранил трехдвигательную силовую установку от Falcon 900. Бизнес-джет способен выполнить перелет из Парижа в Токио без посадки.
Самолеты семейства Falcon/Mystere компании "Dassault" весьма востребованы на рынке. Главным внешним отличием Falcon 10/100 являются три иллюминатора с каждого борта фюзеляжа.
Стандартный Falcon 20/200 имел по пять иллюминаторов с каждого борта. На Guardian (на этом рисунке) передний иллюминатор каждого борта заменили большим блистером.
Dassault Falcon 200
Самолеты семейства Mystere II вооружались двумя 30-мм пушками DEFA, спроектированными на основе германской пушки револьверного типа периода Второй мировой войны Mauser MG213.
OPERATIONAL MYSTERE IIC reveals adoption of later Mystere IV-type, pylon-mounted, extra-long range fuel tanks and "sawn-off" non-tapered wingtips.
Один из лучших первых реактивных истребителей, Ouragan обладал отличными летными данными и высокой боевой эффективностью. Изображен самолет пилотажной группы "Patrouille de France".
Dassault M.D.450 Ouragan
Эта фотография датирована 10 марта 1943 года, один из прототипов XF6F заснят вместе с другим изделием "Grumman" - TBF Avenger. В годы войны с целью увеличения объемов производства авиатехника "Grumman" часто выпускалась по контрактам с другими фирмами. Если все Hellcat были построены "Grumman", то большинство Avenger построило отделение "General Motors".
B-25G вооружался 75-мм пушкой М4. Носовая часть фюзеляжа - цельнометаллическая, без остекления и более короткая. Боекомплект к пушке - 21 снаряд. Помимо пушки вооружение включало два фиксированных 12,7-мм пулемета (по 400 патронов на ствол). Дополнительной броней были прикрыты пилот и бортстрелок.
B-25H. Развитие B-25G, на этом самолете отказались от второго пилота - его место занял штурман/радист/стрелок пушки, помимо которого в состав экипажа входили пилот, бортинженер/стрелок верхней турели, стрелок/оператор фотоаппаратуры и стрелок хвостовой установки. Вооружение: 75-мм пушка T13E1 (вместо М4 на B-25G) и четыре фиксированных 12,7-мм пулемета. Отличить "Н" легко по дополнительным спаренным 12,7-мм пулеметам в блистерах по бортам в носовой части. Бомбовая нагрузка - до 1361 кг либо одна 907-кг торпеда, плюс до восьми 127-мм ракет на подвеске под крылом.
Третьим после авиакорпуса Армии США и британских ВВС крупнейшим эксплуатантом самолетов B-25 стали ВМС США. Принятое в июле 1942 года решение позволило ВМС США использовать бомбардировщики берегового базирования. Первый из 50 PBJ-1C (эквивалент B-25C) флот получил в январе 1943 года, но вначале на эти машины перевооружили 413-ю бомбардировочную эскадрилью КМП США (она получила 20 самолетов). За PBJ-1C последовали 152 PBJ-1D/O/H/J. PBJ-1H, на снимке, - вариант B-25H с морским оборудованием и установленной в законцовке крыла поисковой РЛС.
B-25H Mitchell
B-25J - последний серийный вариант (всего построили 4390 самолетов Mitchell). На "J" не ставилась 75-мм пушка, в остальном он был идентичен "G". Выпускался в двух основных подвариантах: бомбардировочном с остекленной носовой частью фюзеляжа и штурмовом - с металлическим носом, в котором ставилось восемь неподвижных 12,7-мм пулеметов. Длина фюзеляжа увеличена до 16,13 м, экипаж - шесть человек. Установлены более мощные двигатели R-2600-29 мощностью по 1700 л.с. (1268 кВт).
Дольше всех из оснащенных киноаппаратурой B-25 эксплуатировался N1042B организации "Tallmantz" - в течение 23 лет, но в 1989 году его передали компании "Aces High". В 1972 году самолет, оборудованный панорамной камерой, посетил Великобританию для участия в съемках фильма студии Диснея. На большинстве других Mitchell кинокамеры монтировались в носовой части фюзеляжа или на хвостовой турели. Эти самолеты использовались на съемках фильмов "Catch-22" и "Memphis Belle".
В середине 1960-х годов в эксплуатации находилось более 200 самолетов Flamant, хотя он к тому времени уже устарел; с вооружения последний Flamant сняли в 1982 го ду. На снимке - M.D.312.
Bell 204C Министерства природных ресурсов Онтарио, Канада. В 1995 году он использовался для обеспечения тушения лесных пожаров.
Департамент лесов Калифорнии использовал Bell 204 для борьбы с пожарами. На внешней подвеске они несли большие емкости с водой или противопожарными реагентами. Впервые такое оборудование применили именно на Model 204 - простое до элегантности устройство в США назвали "helibucket".
В 2010 году этот Bell 204B использовался как учебное пособие факультетом планеров и силовых установок колледжа "Antelope Valley" в Калифорнии. Факультет также использует Rockwell Aero Commander и Rutan LongEZ.
Один из первых Bell 204 в полете над штаб-квартирой "Bell Helicopter Company" в Форт-Уорте, штат Техас. Гражданские 204 не получили такого распространения, как военные Huey.
Bell 204 в базовой конфигурации эксплуатировались во всех климатических поясах планеты. "Oslo Helicopter Service" использовала Bell 204 в арктических условиях.
Подготовка экипажей Growler возложена на 129-ю эскадрилью РЭБ "Vikings" (VAQ-129), дислоцированную на авиабазе ВМС США Уидби-Айленд.
Growler из 129-й эскадрильи РЭБ "Vikings" проходит над кормовым срезом палубы авианосца "Рональд Рейган". Снимок сделан в феврале 2008 года во время испытаний "на совместимость" самолета и авианосца.
Фотография F/A-18E в конфигурации Growler сделана на авиабазе Патуксент-Ривер во время эксплуатационных испытаний в августе 2008 года. Все "строевые" Growler представляют вариант двухместного F/A-18F.
Mystere IVA из ВВС Франции принимали участие в Суэцкой кампании 1956 года, самолеты ВВС Индии принимали участие в войне с Пакистаном в 1965 году, а ВВС Израиля использовали Mystere IVA в "Шестидневной войне" 1967 года.
Mystere IVА сняли с вооружения строевых частей в 1975 году, но как самолеты повышенной боевой подготовки во Франции их использовали до начала 1980-х годов.
A318 - самый маленький из всех "Poodle" ("Пудель", популярное прозвище семейства A320). "Air France" эксплуатирует 18 самолетов A318-111.
A318 компании "British Airways" выполняет посадку с большим градиентом. Компания выполняет рейсы из Лондон-Сити в Международный аэропорт им. Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке. Выполнение посадки по очень крутой глиссаде необходимо в аэропорту Лондон-Сити.
Дальность полета A319 почти сравнима с более крупным A320, но пассажировместимость меньше, что делает его идеальным самолетом для линий с небольшим пассажиропотоком. A319 по удельному расходу топлива на 27% лучше, чем DC-9, и пользуется популярностью в авиакомпаниях, решивших заменить DC-9.
"Аэрофлот" располагает большим парком самолетов семейства A320: 15 машин A319-100, 33 - A320-200 и 16 - A321-200 (на снимке). Российский оператор оценил надежность и эффективность самолета, заказав еще 14 машин A320 и 8 - A321.